ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 

<<АРТ МОСКВА 17 - 21 мая 2006 - Москва, Центральный Дом Художника.
Пресс-конференция: 17 мая в 14:00 / пресс-центр ЦДХ, 2 этаж. Торжественное открытие: 17 мая с 16:00 до 21:00. 
Отдельным блоком, впервые выступит немецкая группа из 10 галерей Земли Северный Рейн-Вестфалия (на 3 этаже ЦДХ). Также впервые на ярмарке заявят о себе галереи из Таллинна ("Русская Галерея", Эстония), Вены (Charim Gallery, Австрия), Лиона (Olivier Houg Gallery, Франция), Пекина (Xin Dong Cheng Gallery,Китай). Первый раз в Арт Москве примут участие московские Арт Стрелка и RuArts. 
Специальные проекты ярмарки в этом году своего рода итоговые. Традиционная экспозиция "Современное искусство в частных коллекциях" на 10 Арт Москве трансформируется в выставочный проект, представляющий историю коллекционирования современного искусства в России, - опыт последних 10 лет. (Из коллекции Фонда "Екатерина").  Вторым крупным проектом ярмарки станет выставка "История российского видеоарта", также являющаяся своего рода итоговой, поскольку будет представлять художественный срез - российский видеоарт последних 10 лет. (Куратор проекта - Антонио Джеуза). Зеркало видеоарта всегда кривое (Юрий Поповский, ЗАиБи)>
<Ярмарка проходит при поддержке Издательской программы "Интерроса" - участника выставки и организатора конференции "Образование и современное искусство. Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства">

@ NB: ИТОГИ ярмарки Арт Москва.
1. Общая сумма продаж на X АРТ Москве составила $ 3,150 млн. Зарезервировано работ на $ 1,270 млн.
2. Совокупная доля прибыли иностранных галерей составила 34%($1,180), русских – 66% ($1,970).
3. В первую десятку галерей по продажам вошли
3.1. Из русских галерей: Галерея Гари Татинсяна XL галерея Галерея М. Гельмана Pop/off/art Айдан Галерея Якут Галерея Галерея «Ред Арт»
3.2. Из иностранных галерей: B&D (Милан) Orel Art (Париж) Wetterling gallery (Стокгольм) 
4. Соотношение продаж русского искусства и иностранных художников можно оценить приблизительно как 60% и 40%.
5. 16 галерей не продали ничего (из них 10 - иностранных).

<Представляем галереи. 
На фото слева работа Д. Гутова (галерея М.Гельмана). Справа работа Латышева (галерея Айдан)>

Особенно не узнаваем в этом году стенд галереи Елены Врублевской. "Тибетский дом" соорудил витрину "Girls". Неужто месседж "Все на продажу" ? Обстановка на ярмарке сложилась рутинно торговая. Уже в день открытия многие товары отмечены значками "продано". Ходко пошли даже медиа зеркала Чернышева, Шульгина. "В дни ярмарки в нашем "Электробутике" все по 100 тысяч рублей" - говорят ребята. Ю П>
Фотографии К.Преображенского. 


Уилсон


Гройс


Колдобск...


Ханнула


Дипвелл


Митрофан...


Омоловск...


Тер-Оганян


Соважо


Динае


Хубер


Паучич

<<Конференция ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства 19-20 May 2006 в ЦДХ, Москва. 

<В рамках ярмарки Арт Москва. ПРОГРАММА.
<
Виртуальная конференция началась 11 мая. И продолжается сейчас>
<К 17 часам 16 мая доступны 21 интервью. Слушайте, на пару дней хватит :) ЮП>
<Утром 17 мая 23 интервью> <Утром 18 мая 26 интервью>
<19 мая 32 интервью>
Рогер Бюргель, куратор выставки Documenta 2007, говорит о “глобальном процессе культурного перевода (cultural translation), находящего отражение в искусстве и его институте посредничества” - профессиональные и популярные издания, образовательные учреждения, музеи, галереи, критика etc, и об открываемой этим процессом “возможности всеохватывающей общественной дискуссии”. Значение, которое куратор отводит сегодня образованию и искусству, заставляет вспомнить эпоху Просвещения: “Эстетическое образование кажется сегодня единственно достойной альтернативой дидактике и академизму с одной стороны, и товарному фетишизму – с другой.” 
Столь высокие ожидания, связанные с современным искусством и его собственной образовательной ролью в обществе, ставят принципиальный вопрос: какой компетенцией должны обладать художник, куратор, критик, теоретик актуального искусства?

<Участники конференции: Екатерина Андреева, Иосиф Бакштейн, Людмила Бредихина, Антон Видокль, Екатерина Деготь, Оля Лялина, Елена Коловская, Красcимира Лукичева, Виктор Мизиано, Анатолий Осмоловский, Айдан Салахова, Александр Соколов, Николаус Шафхаузен, Георг Шолльхаммер
<
Представляем участников: 
Слева Антон Видокль
, художник, основатель e-fluxe.com.  Справа Николаус Шафхаузен, директор и основатель инициативы "Европейский Кунстхалле" в Кельне, директор центра современного искусства Witte de With в Роттердаме>
<Веб-платформа artedu.ru - виртуальная конференция:  Йорг Бадер, Эдек Барц, Ута Мета Бауэр, Петер Вайбель, Марина Гржинич, Борис Гройс, Дидрих Дидрихсен, Марсель Динае, Кети Дипвелл, Илико Зауташвили, Петер Коглер, Марина Колдобская, Геогий Литичевский, Алла Митрофанова, Санди Паучич, Нира Перег, Констанце Рум, Жак Соважо, Сара Уилсон, Мика Ханнула, Кристин Хилл, Андрей Хлобыстин,Ханс Дитер Хубер, Фрэнсис Цайшегг, Хаймо Цоберниг, Аристарх Чернышев, Иван Чечот, Алексей Шульгин.
Локальные Кураторы: Сюзанне Бош, Клэр Доден, Арчи Галенц, Анна Ермолаева, Гордан Карабогда, Никица Клобукар, Елена Ковылина, Оля Лялина, Роман Минаев, Кока Рамишвили, Томислав Собан, Александр Соколов, Елена Сорокина.
<<Конференция ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. Образовательные аспекты издательской деятельности в области современного искусства 19-20 May 2006>

Участники конференции.   Программа>

Екатерина Андреева, специалист по отечественному и западному искусству ХХ века, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГРМ, автор первого опубликованного на русском языке цикла лекций об истории и теории искусства второй половины ХХ века (Все и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. СПб., 2004). Один из авторов и член редколлегии «Новейшей истории отечественного кино 1986–2000. В семи томах» (СПб., 2001–2005). В 2006 году в издательстве «Азбука» в серии «Новая история искусства» готовится к выходу книга Екатерины Андреевой «Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ века». В настоящее время работает над сборником по истории ленинградского нонконформизма «Лгать только правду. Материалы к биографии Тимура Новикова (1958–2002)». 

Иосиф Бакштейн, куратор-координатор Первой Московской биеннале, заместитель генерального директора ГМВЦ РОСИЗО, директор Института проблем современного искусства (Москва), 1999 – куратор российского павильона на 48-й Венецианской биеннале, 2002 – куратор российской экспозиции на 25-й Биеннале в Сан-Паулу. 

Людмила Бредихина, художественный критик, куратор, специалист в области гендерных исследований. Закончила филологический факультет МГУ. 
С 1990 по 1994 год руководила издательской деятельностью галереи «Риджина». Автор-составитель антологии «Гендерная теория и искусство» (М., РОССПЕН, 2006), каталогов «Введение в конфигуративность» (М., 1991), «Риджина 1990–1992», «О. Кулик. Пустой квадрат», Oleg Kulik. Art Animal (Ikon, 2001).
Автор многочисленных статей и рецензий о современном изобразительном искусстве и гендерных проблемах. Соавтор Олега Кулика в проекте «Зоофрения» (1994–2004). 

Антон Видокль, куратор биеннале Manifesta 6 (2006), художник, родился в Москве, живет в Нью-Йорке. Его работы выставлялись на таких выставках как Венецианская биеннале, Биеннале в Дакаре, биеннале в Лодзи; а также в Tate Modern, Лондон; Moderna Galerija, Любляна; Musee d'art Modern de la Ville de Paris; Museo Carrillo Gil, Мехико; UCLA Hammer, LA; ICA, Бостон; Haus Der Kunst, Мюнхен; P.S.1, Нью-Йорк; Антон Видокль – основатель и директор e-flux, опубликовал online такие проекты как Next Documenta Should Be Curated By An Artist, Do it, Utopia Station poster project. 

Екатерина Дёготь, кандидат искусствоведения, критик и куратор, живет в Москве. Работала старшим научным сотрудником в ГТГ, колумнистом в газете «Коммерсант», куратором ЦДХ. Преподавала в Европейском университете в Санкт-Петербурге, в Институте современного искусства в Москве, была приглашенным профессором в университетах США и Европы. Куратор и со-куратор таких выставок как «Память тела: нижнее белье в советскую эпоху» (Музей городской истории, Санкт-Петербург), «Москва-Берлин 1950–2000» (Martin-Gropius Bau в Берлине, Исторический музей в Москве, 2003–2004), «Советский идеализм» (Mузей валлонского искусства, Льеж, 2005), «Комедия: Смешная сторона движущегося образа» (ЦДХ, 2005). Автор книг «Террористический натурализм» (1998), «Русское искусство 20-го века» (2000), «Московский концептуализм» (совместно с В. Захаровым, 2005). 

Елена Коловская, исполнительный директор Института ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург. С 1993 года работала в Петербургском отделении Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) директором программ по культуре и искусству, в 1999 году учредила некоммерческую организацию – Петербургский фонд культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ», в 2000 году – возглавила партнерский проект «Международная учебная программа по менеджменту в культуре», в 2002 году основала «Учебные курсы по культурной журналистике». Куратор выставочных проектов, в т. ч. выставки «Билл Виола и Ширин Нешат в Государственном Эрмитаже» в 2003 году. Автор статей об организациях культуры, редактор изданий по современной культуре и искусству. Стипендиат Фонда Эйзенхауэра (2001), член Международного совета Фонда Эйзенхауэра. Участник и эксперт Зальцбургских семинаров (2002, 2003). Член CIMAM – Международного комитета музеев и коллекций современного искусства и других международных организаций. 

Красимира Лукичева, кандидат искусствоведения, зав. кафедрой всеобщей истории искусств, зам. декана факультета истории искусства РГГУ, член АИС и AICA, член Ученого совета Музея Востока и Музея декоративно-прикладного и народного искусства. Работы по искусству XIX–XX веков, по теории и методологии искусства, в том числе о теоретических подходах Гринберга и И.-А. Буа к изучению кубизма, об онтологии искусства и виртуальной реальности Интернета, о невербальных способах смыслообразования в искусстве XX века, о трансформации роли художника во второй половине XX века. В первом полугодии 2006 года должны выйти работы о «новой истории искусства» (о методологическом повороте истории искусства в конце XX века), о Майкле Фриде как теоретике современного искусства. 

Оля Лялина, в 1993 году закончила факультет журналистики МГУ (кафедра литературно-художественной критики и публицистики). В начале 90-х писала о параллельном кино и постсоветском кинематографе. Одна из основателей клуба СИНЕ ФАНТОМ (1995). Со второй половины 90-х занимается интернет-искусством. Net artist, animated GIF model, автор Первой Настоящей Сетевой Галереи и Последнего Настоящего Сетевого Музея, сетевой критик и куратор. С 1999 года профессор Академии коммуникативного дизайна (Штутгарт, Германия). 

Виктор Мизиано, кандидат искусствоведения, окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. Ломоносова (1980). С 1980 по 1990 год – научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; с 1993 года – главный редактор «Художественного журнала» (Москва); с 2003 года – главный редактор «Manifesta Journal» (Амстердам). Автор многочисленных статей по проблемам теории и практики современного искусства. Автор, составитель и редактор нескольких книг. 

Анатолий Осмоловский, художник, теоретик, рассматривает художественный процесс в широком контексте политических, социальных и эстетических категорий. Член редакционного совета «Художественного журнала», главный редактор журнала «Радек». Автор многочисленных публикаций в России и за рубежом. Участник Венецианской биеннале 1993 и 2003 годов.  

Айдан Салахова, в 1987 году закончила Московский государственный институт им. Сурикова. В 1992 году основала «Айдан-галерею». С 2002 года – преподаватель Московского государственного института им. Сурикова. Член-корреспондент Российской академии художеств. С 2005 года член Общественной Палаты РФ. 

Александр Соколов, художник, арт-критик, куратор конференции «Образование и современное искусство». Проекты: NMS AG (Акционерное общество Новая Московская Школа),1990–1994; MOSA e.V. (Музей анонимного общества), 1991–1999; Steinernes Gesicht (Казенное лицо), 1993–1994; FUSIONworldwide, журнал-паразит и веб-проект www.fusion.ok-centrum.at, 1999–2000. Работы выставлялись в NGBK, Берлин; Musee de la Post, Париж; Akademie der Kuenste, Берлин; Kuenstlerhaus Bethanien, Берлин; Werkleitz Biennale, Германия; OK Centrum Linz; Kunstpalast Duesseldorf. Публикации в российской и зарубежной прессе: ХЖ, Артхроника, Проект Россия, Коммерсантъ, Итоги, Эксперт, Штаб-квартира; Frankfurter Allgemeine Zeitung, Sueddeutsche Zeitung, Der Spiegel, Tageszeitung, Tagesspiegel, Neue Bildende Kunst, BE (Германия), OON, Eikon (Австрия) Nu:, Siksi (Швеция), Flash Art International.  Кураторские проекты: Jenseits der Mauer, Galerie der Humboldt-Universitaet, Berlin, 1995; Pop/Art, Зверевский центр современного искусства, Москва, 2002; Анна Ермолаева, L-галерея, Москва, 2003; Berlin Retour, Гёте-институт, Москва, 2003; Ирина Корина, Гёте-институт, Москва, 2003; Hope-Stop, Зверевский центр современного искусства, Москва, 2006. 

Николаус Шафхаузен, директор и главный куратор Центра современного искусства Witte de With в Роттердаме. Широко известен как куратор, лектор и консультант в области современного искусства. С 1999 года был директором Кунстферайна во Франкфурте. С 2005 года директор и основатель инициативы «Европейский Кунстхалле» в Кельне. Его интерес к роли художника как недобровольного репрезентанта собственной культурной идентичности послужил основанием таких выставок как «Populism» (2005, Stedelijk Museum Amsterdam) и «Adorno – the possibility of the impossible» (2003, Frankfurter Kunstverein).

Георг Шёлльхаммер, главный редактор издательского проекта documenta 12.
Родился в 1958 году, издатель, автор и куратор. Живет и работает в Вене. С 1995-го главный редактор и со-основатель венского журнала springerin, посвященного теории и критике современного искусства и культуры. В 1988–1994 годах – редактор изобразительного искусства еженедельной газеты Der Standard. С 1992 по 1998-й – приглашенный профессор по теории современного искусства в Университете искусства и индустриального дизайна в г. Линц. Многочисленные публикации, выставки и проекты в области современного искусства и архитектуры. Руководит инициативой по поддержке проектов современного искусства в Центральной Европе tranzit.at. В последнее время курировал выставку «Play Sofia» (Кунстхалле Вена, 2005) и проекты «Akademie Ostwest» (Вена, 2004) и «Local Modernities: Architecture on the Margins of the Soviet Union» (Франкфурт, Берлин). 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ.

19 мая 2006
12.00 - 14.00


Вступительная часть: О конференции

Основная часть: Образование как институт современного общества.


Виктор Мизиано: На встречу новому Просвещению. 
В сегодняшнем художественном контексте обращение к образовательным задачам подразумевает не столько передачу профессионального опыта, сколько естественную форму творческой реализации. Сегодня в "художественной академии" не столько профессор учит студента, сколько молодые студенты учат учителя.

Георг Шелльхаммер: Журнал documenta 12.
В течение года documenta 12 откроет диалог с порядка 70 журналами, газетами и online media со всего мира. Будет создан network с целью обсуждения тем, имеющих актуальное значение для documenta 12 (и не только).
Эти дискуссии быдут развиваться в трех направлениях: современность как античность, subjectification и образование, с особым вниманием к локальным контекстам. 

14.00 – 15.00 Перерыв
15.00 – 18.00


Различные подходы к образованию в области искусства.

Екатерина Деготь: Cлушая визуальное: образование как альтернативная модель искусства.
Почему "образование" есть самый актуальный лозунг в сфере визуальных искусств и отменяет ли он предыдущие надежды на "коммуникацию"?

Антон Видокль: Европейская биеннале Manifesta 6: новая форма - школа современного искусства.

Иосиф Бакштейн: Новые образовательные стратегии в области современного искусства.

Айдан Салахова: Опыт преподавания в Московском государственном институте им. Сурикова.

Елена Коловская: Об образовательной программе для молодых художников в Институте ПРО АРТЕ, которая действует с 2000 года.
Учебный курс рассчитан на два года и состоит из лекций по истории и теории искусства 20 века, мастер-классов российских и зарубежных художников и тренингов в мультимедийной лаборатории Института ПРО АРТЕ.

20 мая 2006 года
12.00 – 14.00 

Аспекты теоретического образования.

Красимира Лукичева: Теория в пространстве современного искусства и практика высшего образования.
Затрагиваются следующие проблемы:теоретико-методологическая доминанта в исследовательских стратегиях современного искусства, предопределенная его собственной природой; формирование современного образовательного пространства двумя на данный момент противоречащими друг другу факторами - Государственными образовательными стандартами и вхождением российской образовательной системы в болонский процесс; моделирование теоретических аспектов образовательных программ в сфере современного искусства.

Николаус Шафхаузен: Не существует специфической целевой аудитории. 
Идея специфической, хорошо образованной и информированной публики больше не существует. Сегодня мы имеем дело с множеством различного сорта аудиторий, обладающими в частности своими специфическими ожиданиями. Публика преимуществено не обладает уверенностью в себе.
Это означает, что мы должны постоянно спрашивать себя: какая публика чувствует себя репрезентированной тем, что мы делаем, когда програмируем арт-институцию? Одним из ключевых вопросов будет: кого мы хотим иметь нашей аудиторией? 

Екатерина Андреева: Мультидисциплинарный метод в теории и истории искусства ХХ века: два примера (из 2004 года в 1933-й). 
Сообщение посвящено краткому анализу двух историй искусства ХХ века: книге Х. Фостера, Р. Краусс, И.-А. Буа и Б. Бухлоха «Искусство с 1900 года. Модернизм. Антимодернизм. Постмодернизм» (Thames & Hudson, 2004) и «Синтетической истории искусств» И. И. Иоффе (Л., 1933).

Оля Лялина: Новые Медия как область образования, а не как поле деятельности.

Людмила Бредихина: Презентация антологии “Гендерная теория и искусство” под редакцией Л. Бредихиной и К. Дипвел.

14.00 – 15. 00 Перерыв
15.00 – 16.00 

Круглый стол: Различные подходы к формированию издательской прогаммы по поддержке образования в области современого искусства. 

Александр Соколов (модератор)
Людмила Бредихина
Екатерина Деготь
Красимира Лукичева
Оля Лялина
Анатолий Осмоловский
Михаил Сидлин

<<Междисциплинарная платформа "Science Art: искусство исследования". В рамках 10 Международной художественной ярмарки «Арт-Москва» 18 мая 2006 года с 16.00. Пресс-центр, Центральный Дом Художника (Крымский вал, 10.
Что общего между искусством и наукой? В каких отношениях они могут находиться между собой? Как преодолеть разрыв между наукой и гуманитарными дисциплинами в наступившем столетии? Рассмотрение этих и многих других вопросов вряд ли возможно без учета опыта «science art» – направления современного искусства, представители которого в своем творчестве используют научно-технический инструментарий. Вопрошая о причинах и следствиях технического прогресса и его определяющей роли в современном обществе, science art обращает нас к вопросам культурной интерпретации и художественного осмысления научных достижений.
Очевидно, что научные и художественные исследования сегодня стоит рассматривать не только как проведение специализированных технических или художественных экспериментов, но – в первую очередь – как культурное высказывание и культурное действие. Лишь в этом случае результаты изысканий ученых и художников могут оказать значимое влияние на мышление и социальную жизнь. О разных аспектах культурной деятельности искусства и науки - информационных, этических и эстетических - рассуждают участники междисциплинарной платформы «Science Art: искусство исследования».
Проблематика платформы: 

  • Наука, искусство и технология - проблема демаркации. Каковы границы применимости этих определений? Каким образом ученые и художники понимают взаимосвязи науки и искусства? 
  • Science art как инструмент исследования. Критический анализ понятия  «высокотехнологический художник»? Проблема новой визуальности. Художник в научном исследовании.
  • Наука и искусство как культурное действие. Возможности научной деятельности как  потенциала для художественного жеста и действия? Как ученые видят свою деятельность в рамках культурного осмысления научных процессов? Что значит анализировать человека и общество через призму науки и технологий?
  • Этика случайности. Ответственность в искусстве и науке. Процесс или результат? 
  • Перспективы взаимоотношений науки и искусства. Очертания новой «динамичной цивилизации» – возможности гуманитарных технологий на фоне активного информационного и научного прогресса. 

Платформа предполагает две панели с обсуждениями и видео-показами участников – российских ученых, исследователей, художников и арт-критиков.
Экспертная поддержка платформы: 
Дмитрий Булатов
Калининградский филиал Государственного центра современного искусства.
Координатор:
Юлия Гниренко, +7 495 2540674, e-mail: south_j@ramber.ru

Программа платформы:

Часть 1. (90 минут)

Панель 1. Наука, искусство и технология - проблема демаркации (модератор – Дмитрий Булатов). Каковы границы применимости этих определений? Каким образом ученые и художники понимают взаимосвязи науки и искусства?

- Вадим Маркович Розин - профессор, доктор философских наук, сотрудник Института философии РАН (Москва) 20 мин

- Константин Бохоров – теоретик, куратор и художественный критик (Санкт-Петербург) 20 мин

Панель 2. Science art как инструмент исследования (модератор – Дмитрий Булатов). Анализ понятия  «высокотехнологический художник». Проблема новой визуальности. Художник в научном исследовании.

- Евгений Барабанов  – искусствовед, куратор ГЦСИ (Москва) 20 мин

- Аристарх Чернышев/ Владислав Ефимов, Москва (презентация) 20 мин

- Сергей Шутов, Москва (презентация)

ПЕРЕРЫВ (30 минут) кофе-брейк

Часть 2 (90 минут)

Панель 3. Наука и искусство как культурное действие (модератор – Константин Бохоров). Как ученые осмысляют культурную составляющую своей деятельности? Что значит анализировать человека и общество через призму науки и технологий?

Панель 4. Этика случайности (модератор – Константин Бохоров). Ответственность в искусстве и науке. Процесс или результат?

- Павел Тищенко –  профессор, доктор философских наук, Институт философии РАН (Москва);

- Дмитрий Булатов – куратор Калининградского филиала ГЦСИ (Калининград)

- Олег Киреев – арт- и медиа-критик, куратор (Москва) 
Человек в эпоху теотехнократи. Перспективы взаимоотношений искусства и науки. Очертания новой «динамичной цивилизации» на фоне гуманитарных технологий современной информационной эпохи.

- Олег Генисаретский – профессор, доктор искусствоведения, заместитель директора Института человека РАН (Москва) 20 мин


Специальные проекты ярмарки:

Видеоинсталляция «Книга IV. Центральное телевидение» 
Организатор – Издательская программа «Интерроса»
Вестибюль ЦДХ

Издательская программа «Интерроса» продолжает серию книг - «Русский театр», «Советское кино» и «Наши мультфильмы», вышедших в рамках программы в 2004-2006 г.г.

Видеоинсталляцией "Книга IV. Центральное Телевидение" Издательская программа "Интерроса" представляет на Арт-Москве-2006 серию книг, опубликованных в 2004-2006 годах: "Русский театр", "Советское кино" и "Наши мультфильмы".

Телевидение с полным правом можно назвать синтетическим искусством – оно объединяет в себе абсолютно разные жанры – от фильмов и новостей до литературных чтений и образовательных программ. Представить себе советское телевидение без театра, кино и мультипликации практически невозможно. Поэтому продолжение книжной серии, посвященной зрелищным искусствам, «телевизионным» томом кажется нам абсолютно логичным. Поскольку Издательская программа «Интерроса» старается не ограничивать себя рамками классического книгоиздания и уделяет внимание различным областям современной визуальной культуры – «Четвертая книга» была реализована как видеоинсталляция. Это – отражение инновационной стратегии Программы. Формат видеоинсталляции при представлении советского телевидения является наиболее ёмким,  конструктивным и зрелищным. Именно он позволяет включить это культурно-историческое в современный выставочный контекст. «Программа передач»  – перед вами.

Выставочный проект «Да будет видео! Русский видео-арт 1996 - 2006»
Из истории российского видеоарта
Куратор проекта – Антонио Джеуза 
Залы №22-27
Участники проекта: АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский), Людмила Горлова, Виктория Бегальская, Синий Суп (Даниил Лебедев, Алексей Добров, Валерий Патконен), зАиБи, Андрей Монастырский, Сергей Шутов, Ольга Чернышева, Олег Кулик, Виктор Алимпиев и Мариан Жунин, Дмитрий Гутов и Группа Радек, Анна Ермолаева, Антон Литвин, Сергей Братков, Вячеслав Мизин, Александр Шабуров, Владислав Мамышев-Монро, Давид Тер-Оганьян, Аристарх Чернышев и Владислав Ефимов, Маша Чуйкова, Ольга Тобрелутс, Галина Леденцова, Олег Лысцов, Провмыза (Галина Мызникова, Сергей Проворов), Евгений Уманский, Татьяна Добер и Александр Алексеев, Вадим Захаров. 

Видеоарт гордится своей историей протяженностью в четыре десятилетия - он родился в Соединенных Штатах в середине 1960-х. Его успех в мировом художественном сообществе постепенно возрастал. Сегодня важен не только выставочный аспект видеоарта, - на международном рынке искусства он стал выгодным коммерческим продуктом.

Генеалогия видеоискусства в России продемонстрирует свои особенности на юбилейной Арт Москве, - здесь будет показано все то, что отличает русский видеоарт от созданного в других странах.
Прежде всего, видео - относительно недавний феномен в России, поскольку первые эксперименты художников-видеоартистов датируются серединой 1990-х годов. Исторически рождение видеоарта совпало с политическими, экономическими и социальными реформами, инициированными горбачевской "перестройкой" и последующим коллапсом Советского Союза.
Изначальным контекстом видео, таким образом, был хаос, в котором постсоветские художники искали свою идентичность и вырабатывали новые стратегии в полностью измененном художественном контексте. Изначально находившийся в "андеграунде" мастерских художников  и игнорируемый институциями искусства и художественными критиками, видеоарт в середине 1990-х постепенно переместился в пространства только что рожденных галерей. 
Постепенно с середины 1990-х доступ к видеокамерам и компьютерам становился легче, и приобретение необходимого оборудования стало не запредельно дорогим делом. Как следствие, создание видео становилось все более популярным, представляя собой одно из самых эффективных средств самовыражения для художников, принося им международную известность.
Чтобы внести свою лепту в празднование десятилетия Арт Москвы, выставка "Да будет видео!" представляет последнюю декаду видеоарта в России и показывает в выставочных залах Центрального Дома Художника некоторые из наиболее репрезентативных работ, которые дали сильный импульс процессу институализации отечественному видеоискусству.
 "Да будет видео!" дает возможность широкой аудитории в рамках одной экспозиции всесторонне ознакомится с тем, как российские художники, каждый по-своему, сформулировали в эти годы свой персональный дискурс в видеоискусстве и как каждый из них сумел распространить успех российского видео на международной артсцене. 

Современное искусство в собрании Фонда культуры «Екатерина». 1996 – 2006 гг.
Зал №5
За последние 10 лет в культурной жизни России произошли существенные изменения – одним из серьезнейших участников художественного процесса стало современное искусство, которым интересуется все большее и большее количество коллекционеров и зрителей. Благодаря деятельности галерей и активности самих художников, русское актуальное искусство теперь можно легко увидеть на известнейших мировых ярмарках – в Базеле, в Лондоне, в Париже, в Майами. Важное место современному русскому искусству отводится и на выставках государственного и международного уровня – в 2005-2006  гг. несколько экспозиций было представлено в рамках фестиваля «Европалия» в Брюсселе, а «событием года», безусловно, стала выставка «Россия!», которая в настоящее время проходит в музее Гуггенхайм в Бильбао. 
Немаловажную роль в развитии этой ситуации сыграло появление и развитие ярмарки «Арт Москва». «Арт Москва» стала не только главной смотровой площадкой достижений в сфере современного искусства, но и оказала существенное влияние на развитие внутреннего рынка и вкусов публики, приобретающей произведения искусства. 
С началом деятельности «Арт Москвы» связана и история коллекции Фонда культуры «Екатерина» в ее современной части, которая будет представлена на ярмарке. 

Выставка «ФЛУКСУС: документы и материалы» 
Организатор - Галерея М. Гельмана (Москва), Галерея Kaiser Art (Италия)
Куратор – Линда Кайзер 
Зал №3

Выставка «ФЛУКСУС: документы и материалы» задумана как презентация редкой документации легендарного арт-движения, без преувеличения одного из самых значительных явлений искусства второй половины ХХ века. В движении «Флуксус», наследовавшем творческому методу дадаистов, в разное время участвовали такие ключевые фигуры современного искусства как Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Терри Райли, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, Георг Мачунас, Йоко Оно и другие.

Новаторство Флуксуса – не только в формулировании таких художественных форм как перформанс, мейл-арт или участии в возникновении концептуального искусства, но и в принципиальном «размыкании» граней искусства, смешении различных его сфер – музыка, видео, театр и пр. – и жизни, равно как и перевод творчества в сферу коллективного, праздничного, спонтанного действа. При всей определяющей роли Флуксуса для современного искусства, это явление сравнительно плохо известно в России. Совместная выставка Галереи Гельмана и Галереи Kaiser Art ставит целью заполнить этот пробел с помощью представленной в экспозиции редкой фото/видео документации о деятельности Флуксуса. Материалы демонстрируются в России впервые.

Выставка «Без определенного места жительства» 
Куратор – Гоша Острецов
Зал №21
Участники - Георгий Острецов, Георгий Литичевский, Группа "ПГ", Группа "Наливка-Запеканка", Людмила Константинова, Елена Хайрулина, Владимир Горохов.

Без постоянного места жительства - как правило, это человек, не имеющий своей собственности.

Художник, который не собирает, а расточает свой талант, своё искусство, производит интеллектуальную и духовную ценность, воплощая её в материале. Художник работает для других только тогда, когда он не отягощён заботами о собственности, тогда он может творить в состоянии свободы, подобному полёту птицы, не имеющей постоянного гнезда. Дух свободы - вот его путеводная звезда и когда она светит ярко, творческий гений плодотворно трудится на благо цивилизации. Необходимостью для творчества являются контрасты, вопреки которым живет искусство, как птицы летают вопреки законам тяготения  благодаря аэродинамике, так и художник создаёт великое, будучи бездомным и всеми за это поругаемым. Искусство служит истине, а истина живёт не в палатах каменных, но в сердцах верных ей не от мира сего художников. 
В выставке принимают участие художники-бунтари, борющиеся с материей: они хотят дематериализовать предмет, создать антиобщественный продукт, основанный на саморефлексии - «кто мы?» и «кто вы?». Преодоление материала, взаимопроникающая среда трансматериального искусства - вот то, с чем предстоит встретиться зрителю на выставке. 

Выставка работ слушателей курса “Новые художественные стратегии“ “Fw:Re:Форма?”
Организатор - Московский институт проблем современного искусства
Куратор – Стас Шурипа 
Зал №19 
Это искусство новейшего поколения, живое отражение эстетических и общественных процессов сегодняшнего дня. Молодые авторы как никто другой близки современности: большинство из участников выставки начали работать уже в 21 веке. Впервые на сцену выходят художники, полностью свободные от опыта не только советской, но и постсоветской жизни. Рынки, глобализация, цифровые медиа – эти явления стали естественной средой для молодых; их профессиональная идентичность сложилась в условиях, когда современное искусство уже обрело собственную экологическую нишу на границах корпоративной и насквозь медиализованной реальности.

За последние семь лет курс “Новые художественные стратегии“ превратился в мощный ресурс творческой энергии для московской арт-сцены. Редкий успех для образовательной программы в поле современного искусства: сегодня многие выпускники курса  - среди самых интересных и востребованных художников Москвы. В то же время, новые слушатели являют необычный в нашем контексте тип художника: они сочетают свободу формального эксперимента и ясное понимание собственных профессиональных целей, активную вовлеченность в текущущую визуальную культуру и внимание к традициям модернистских движений двадцатого века. Они обладают иммунитетом к  соблазнам виртуальности, и потому с легкостью выполняют роли как социальных манипуляторов, так и отстраненных наблюдателей в нашем быстро меняющемся обществе. Это искусство после медиа-эйфории: повседневность, история настоящего оказывается для молодых бесконечным экраном, излучающим напряженное ожидание будущего. И можно не сомневаться – среди участников выставки немало тех, кто станет его, будущего, значимой частью.                        

Выставка номинантов премии «Черный квадрат». (Участники - А. Савко, группа «Escape»). В «Клубе на Брестской», 16 – 21 мая.    

Выставка «Женщины». Художник – Викентий Нилин. Зал №3. Выставочный проект является продолжением истории, рассказанной художником в рамках проекта The Best Of в вестибюле ЦДХ.

ГАЛЕРЕИ

Галерея Марата Гельмана

Стенд 8

Группа АЕС, Дмитрий Гутов, Алексей Каллима, Алексей Кострома, Валерий Кошляков, Ербол Мельдибеков, Андрей Молодкин, Гоша Острецов, Синие носы, Авдей Тер-Оганян, Ольга и Александр Флоренские, Олег Хвостов, Василий Цоголов>

>TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO