ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
С любовью из Вены, да пребудет с вами Медиа Искусство >
|
<<Cергей
Тетерин Ньюс
- #57 7 ноября 2005 Магнус Вюрцер - радикальный техно-гедонист из Вены, |
<<Ноябрь:
самое время для РОБОЭКЗОТИКИ |
Прошедшая неделя выдалась не из легких. Кроме афиши выставок молодого искусства, я расскажу о своих встречах с местными художественными людьми, не буду уж писать надоевшее art people. Интервью с местными художниками посвящено их взглядам на электронное творчество в области звука и музыки - то, что делает программа Supercollider, и в самом деле впечатляет. |
Этот выпуск Сергей Тетерин Ньюс посвящен венскому фестивалю "коктейльной роботехники" ROBOEXOTICA и его основателю, достойнейшему представителю венской кибер-арт сцены Магнусу ВЮРЦЕРУ. Сам фестиваль уже вот-вот откроется в центральном выставочном пространстве города Вена. Уже висят афиши повсюду, и флаеры РОБОЭКЗОТИКИ не раздают разве что негры в метро. В воздухе уже носится ощущение очередного, седьмого по счету праздника для кибер-фриков и техно-философов... Открытие: 16 ноября 2005 г. в
Museumsquartier Vienna. |
<<МАГНУС ВЮРЦЕР - РАДИКАЛЬНЫЙ ТЕХНО-ГЕДОНИСТ |
|
Человек, с которым я хочу вас познакомить, очень необычен даже по венским меркам. Интеллектуал, техно-философ и художник, исследователь возможностей психики, организатор экзотических вечеринок, где роботы угощают людей выпивкой. Магнус Вюрцер - основатель и бессменный организатор (с 1999 года) философско-художественного фестиваля "Робоэкзотика", духовный последователь Тимоти Лири, принявший за аксиому - "Великое Будущее Технологии уже наступило. Так давайте же получать удовольствие!" |
...Мы сидим в квартире Магнуса в одном из
центральных районов Вены. В доме -
огромное количество художественных и
технических артефактов, а также нечто
вроде арт-офиса - ведь герр Вюрцер
официально является главой "Ассоциации
искусственно синтезированных искусств
SHIFZ", весьма уважаемой в столичных
венских кругах. Возле окна сооружена
персональная оранжерея для личного
любимца Магнуса - хамелеона Пепе.
Хамелеон сидит где-то тут, между веток и
ламп дневного освещения, но увидеть его
не просто - он настоящий хамелеон. Мы
курим вапорайзер - электрическая
штуковина с мундштуком позволяет курить
растительные смеси типа табака без
применения дыма, на молекулярном уровне,
просто дыша электротехнически
измененным воздухом. Ведем неспешный
разговор о культурах...
Но сначала - СПРАВКА. Магнус Вюрцер родился 22 августа 1970 года в местечке Мюдлинг под Веной. В 1982 году уже умел управляться с первыми прото-компьютерами "Commodore" от "Texas Instr." В 1989 поступил в технологический колледж в Вене, специальность - "компьютерная техника". Не закончив образование, в 1989 году отправился в Индию и Непал с целью найти "духовное просветление". Назад в Вену Магнус Вюрцер вернулся полностью другим человеком - художником, одержимым компьютерами, мечтающим отыскать успешные точки пересечения мира искусства и мира компьютеров. В 1991 году Магнус построил свою первую Mind Machine - артистическое устройство, комбинирующее воздействие света и звука, в результате чего зрители обыкновенно впадали в эйфорический транс. Возможно, осведомленный читатель здесь вспомнит "Машину мечты" Брайана Гайсина, легендарного художника и сотоварища Уильяма Берроуза... И разумеется, он будет прав. Эксперименты с Mind Machine обещали невиданные прежде возможности установить контакт с аудиторией. В 1995 году Магнус Вюрцер и его товарищ по искусству Кристоф Фаге основали музыкальную банду "The Binary Drug", в центре техрайдера которой была она, та самая Mind Machine. Закрученная на бинауральных ритмах клубная музыка моментально сделала двух маргинальных художников культовыми фигурами венского digital underground. Но Магнусу и Кристофу, разумеется, этого оказалось мало - они приступили к организации комплекса событий под названием "Робоэкзотика". |
Магнус: В 1996 году мы основали ассоциацию SHIFZ и начали делать первые выставки между компьютерами и искусством. Мы строили и показывали разного рода художественные машины: "Brainwashing machine", "Neuronal", "Teleroboted Brainwashing System"... А в 1999 в клубе V.E.K.K.S. был организован первый фестиваль "Робоэкзотика" и состоялась первая церемония Премии ACRA (Ежегодная Премия Коктейльной Роботехники) по пяти категориям. Они не меняются уже шесть лет: 1. Подача коктейлей роботом; 2. Смешивание коктейлей роботом; 3. Барменские разговоры роботов; 4. Прикуривание у робота сигарет; 5. Прочие кибер-достижения в секторе коктейльной культуры. Тетерин: А ваши философские диспуты о технологическом будущем, они начались уже на первой "Робоэкзотике"? Магнус: Вначале это были спонтанные дискуссии о влияниях технологии на культуру. Потом это выросло и превратилось в ежегодный симпозиум, который теперь является неотъемлемой частью "Робоэкзотики". Тетерин: И когда "Робоэкзотика" переместилась в Музейный Квартал окончательно? |
СПРАВКА. Музейный Квартал в Вене (MQ,
MuseumsQuartier Vienna) - новейший и гигантский
комплекс музеев и культурных заведений
в самом центре города. Как пишет
Екатерина Деготь: "Этот комплекс
музеев и выставочных залов, посвященных
искусству XX и XXI веков, открылся осенью
2001 года и немедленно получил статус
главной венской достопримечательности
и места массового туристического
паломничества (а заодно и молодежной
тусовки)". Два миллиона посетителей в
год. 12 отдельных входов. Студии и
лаборатории медиа-искусства
выстроились в цепь внутри MQ, образовав
так называемую Электрик Авеню - комплекс
специализированных выставок, по длине
не уступающий стандартному российскому
переулку. Именно здесь "Робоэкзотика"
и нашла свое постоянное (законное) место.
Магнус: Да, в 2002 году благодаря приглашению от наших друзей из "MonoCHROM" (группа венских художников и философов "информационного века") мы переместились в Музейный Квартал, и "Робоэкзотика" нашла себе место на просторах Электрик Авеню. В этом же году мы впервые получили системную поддержку от Правительства города Вена, а также от ряда частных лиц, занимающих серьезные позиции в IT-индустрии. И это было здорово. С самого начала "Робоэкзотика" была международным фестивалем, но после поддержки от Правительства города Вена у нас появилась реальная возможность широко приглашать зарубежных гостей - из США, России, откуда угодно. Благодаря этому, например, Кори Доктороу стал нашим "постоянным гостем" на протяжении нескольких лет. Тетерин: Если говорить об истоках, то откуда берет начало главная идея? Кто придумал коктейль-роботов? Есть ли какие-то исторические примеры роботов такого типа, которые вдохновляли вас на организацию "Робоэкзотики"? |
|
Магнус: Ну
разумеется, наше движение возникло не на
пустом месте. Нам известна американская
компания, которая в 80-е годы
разрабатывала робо-манипуляторы для NASA.
Ее инженеры научили манипулятор, кроме
всего прочего, смешивать алкогольные
коктейли. Очевидно, это был первый
зафиксированный исторически коктейль-робот.
Также нам известно, что в одном из баров
Шотландии в наше время работает бармен-робот.
Еще один мы видели в центре Лондона, но
этот бар был перепродан новому
владельцу и теперь там совсем другое. А
своего собственного коктейль-робота,
нашего "первенца", мы с Кристофом
построили в 1999-м.
Тетерин: В ваших программных документах вы постоянно говорите о "радикальном гедонизме в отношениях между машиной и человеком". Ведь это не просто громкие слова, у вас есть свое собственное представление о том, как могут - или должны - складываться отношения между человеческим и машинным? |
Магнус: Это мой
личный взгляд на вещи. Как мне кажется,
наше общество все больше избавляется от
каких-либо огрнаичений, связанных с
получением удовольствия. В том числе,
сегодня мы можем использовать не
предназначенные для того
технологические новшества - именно для
получения удовольствия. Роботы на нашем
фестивале наливают вам водка-коктейли -
разве это не Золотой Век Технологии? Мы и
только мы сами можем выбрать, в каком
будущем нам жить. Имейте в виду, что
будущее сегодня очень активно, оно как
никогда раньше стремится стать
настоящим. И каждый из нас должен
выбрать, в каком будущем он будет жить - в
мрачном, пост-индустриальном, описанном
праотцами киберпанка, или в веселом
будущем "Робоэкзотики", полном
новых и ультра-новых удовольствий и
развлечений, которые даруют нам новые
технологии. "Робоэкзотика" как раз
и пропагандирует эту идею - начать
получать удовольствие от будущего, не
дожидаясь перемен к лучшему в
окружающем обществе. Идея радикального
техно-гедонизма вполне может изменить
вашу жизнь уже сегодня.
Тетерин: Как она вообще появилась, идея радикального гедонизма? Магнус: В 1990 году у меня случилась очень значимая встреча с Тимоти Лири - на фестивале "Арс Электроника" в Линце. В значительной степени я вдохновлен идеями Лири, это настоящий факт. Впоследствии я много общался с писателем Робертом Уилсоном - о том, как общение с машинами меняет человеческую психику. И не только психику, но и само тело человека. Тетерин: Ну а говоря по правде, что сегодня могут, на что способны машины (роботы), представленные на "Робоэкзотике"? Магнус: Весьма возможно, что в ближайшие несколько лет современные технологии выйдут на новый уровень, и наши художественные машины приобретут эмоции, которые так необходимы для полноценного диалога с человеком. Пока что мы имеем дело с успешными симуляциями. Сегодня мы больше смотрим на реакции людей, взаимодействующих с машинами - именно в их психологии происходят наиболее интересные перемены. Фактически, наш фестиваль "Робоэкзотика" - больше о новых людях Информационного Века, чем о новых машинах... Контактная информация: |
<<О ФЕСТИВАЛЕ РОБОЭКЗОТИКА |
До 1999 года не было попыток публично
обсуждать роль "коктейльной
роботехники" как показателя,
насколько глубоко новейшие технологии
проникают в человеческий Lebensraum ("жизненное
пространство", нем.). Также никто не
пытался всерьез документировать
нарастающую практику радикального
гедонизма в отношениях между человеком
и машиной. Образовавшуюся "нишу в
культуре" заполняет венский
фестиваль РОБОЭКЗОТИКА, собравший
вокруг себя блестящее сообщество
творческих людей, из года в год
генерирующее новые идеи на заданную
фестивалем тему.
РОБОЭКЗОТИКА заинтересована в установлении международных связей и контактов с разработчиками "коктейльной роботехники" во всем мире, предлагая самое себя как "интернациональную платформу общения" для каждого, кто разделяет интерес к тематике фестиваля. Это первый и основной в мире фестиваль связанный с "коктейльной роботехникой". Микро-механическое изменение парадигмы в век не знающего границ капитала. Мистер Тьюринг, вне всяких сомнений, протестировал бы РОБОЭКЗОТИКУ как следует и основательно. И хотя роботы сегодня имеют много применений, только в отдельных случаях они по-настоящему близко взаимодействуют с "конечным пользователем". Нынешний век обещает нам значительный прогресс в развитии роботов-слуг, которые будут задействованы в домашнем хозяйстве. В то время как роботы не моргнув глазом в два счёта собирают на заводах автомобили, в первые пять лет 21го века было на удивление мало попыток задействовать роботов в стеах коктейль-баров. Свои собственные решения предложили подлинные любители гастрономии и художники, а также лидеры студенческой арт-сцены последних лет. В течение последних семи лет несколько десятков, а скорее более сотни художников и ученых были вовлечены в ежегодный "фестиваль коктейльной роботехники", который также оказался главнейшим в мире собранием барменствующих роботов. РОБОЭКЗОТИКА пыталась также выйти на связь с индустриальными роботоконструкторами мирового масштаба, и в ряде случаев успешно - HoneyBee Robotics демонстрировали на РОБОЭКЗОТИКЕ своего легендарного робота-бармена Эрика, а известный во всей Европе производитель "робо-манипуляторов" ABB представил своего "барменствующего бота". В других случаях, как например с FANUC в 2005 году, обстоятельства места попросту не позволили показать такой чудовищный по размерам индустриальный агрегат в рамках фестиваля. Ежегодная Премия Коктейльной
Роботехники ACRA V7.0
присуждается по следующим категориям: В пятую категорию - "Прочие достижения в секторе коктейльной культуры" - могут быть занесены любые подходящие технические устройства или изобретения, равно как и документации концептуальных идей. 5. Прочие достижения в секторе коктейльной культуры Заявки на Премию принимались с большим удовольствием вплоть до 15 сентября 2005 года. Отчеты о прошлогоднем гала-шоу могут быть найдены по этой ссылке. В следующий раз, отправляя нам заявку, просто напишите вкратце что ваш коктейль-робот может делать, приложите поясняющую документацию и фотовидеоматериалы и пришлите нам по email tender@roboexotica.org - или обычной почтой на адрес: SHIFZ, Hadikgasse 34/13, 1140 Wien, Austria Следующая Церемония вручения Премии
ACRA V7.0 состоится в воскресенье 20 ноября, в
восемь вечера в зале Freiraum внутри
Музейного комплекса (MQ) в Вене, Австрия. Перевод: teterin |
<<Roboexotica 2005: Расхожие вымыслы - роботы для (почти) каждого! Фестиваль Roboexotica 2005 пройдет с 16 по 20 ноября в Вене, Австрия. Тема нашего мероприятия в этом году: "Расхожие вымыслы (Public Fictions) - роботы для (почти) каждого!" отсылает нас к двум разным способам коллективного производства технических артефактов и культурных традиций: с одной стороны, это указывает на то, что общество и технология отчасти формируются под влиянием вымыслов, которые они же вместе и создают. Кажется, что сегодняшние технологические развития в определенной мере определяются образами, которые рождает поп-культура. К примеру, усиленное изучение искусственного интеллекта было в значительной степени спровоцировано фильмом Стэнли Кубрика 2001 (1969); а наши сегодняшние представления относительно "киберпространства" сформировались под серьезным влиянием киберпанковской литературы 1980-тых (Вильям Гибсон, Брюс Стерлинг, и др). Роботы являются неотъемлемой частью народной фантазии и политических утопий: они выражают собой идею постгуманизма и надежду на прекрасные времена, которые наступят, когда труд (как физический, так и умственный) будет переложен на другие плечи. В то же время различные коммерсанты утверждают обратное: часто возникает впечатление, что робототехника - особенно когда пытается повторить человеческое тело - развивается вполне независимо от современных представлений о пользе. Согласно тому принципу, что комплексные процессы невозможно повторить, пользуясь линейной логикой, в течении последних лет шли поиски решения новой задачи. Имя этой задачи - "социальная роботехника" (social robotics), и она станет одной из основных тем на фестивале Roboexotica в этом году. Цель будущего симпозиума - продемонстрировать, что технологический прогресс неотделим от народных фантазий. Кроме того, расхожие вымыслы имеют нормативную функцию: они определяют то, как именно следует думать или делать. И более того, расхожие байки имеют большое влияние на интересы коммерсантов и запросы инвесторов. Учитывая это, одним из мощнейших вымыслов запросто может быть представление о стремительном процветании благодаря технологии. Подобная байка была стимулом для развития технологии в течение 200 последних лет. Для нашего симпозиума особенно интересны старые вымыслы-байки о роботехнике и их современные перепевки в различных медиа форматах - таких, как статистика, статьи в журналах, фильмы, ТВ и форумы в Интернет. Следующий момент: цифровые сетевые технологии предлагают новые возможности для совместного производства текстов и артефактов. Термин "расхожие вымыслы" здесь трактуется буквально: какими бывают виды коллективных фантазий, которые создаются не-человеческими существами (ботами) - и в связи с чем? И какую роль играют в этом случае такие понятия, как "произведение искусства" и "автор", а также "поэтология"? Перевод: УрбанФабр Скачайте
всю информацию о РОБОЭКЗОТИКЕ |
<<Сетевой улов: * Новый
интернет-проект Сергея Коцуна: "Салмакида".
Послушайте откровения искусстенного
интеллекта, маскируемого под
обыкновенную хламидомонаду! |
До новых встреч в эфире ~ |