ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ
ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ
ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS
- ЦЮРИХ ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
СТОКГОЛЬМ, IASPIS, 18-20 ноября. Семинар "Европейская культурная политика-2015"
Общественные пространства подвергаются усиленному вниманию со стороны властей и теряют бюджеты. Частные галереи и музеи вынуждены отрабатывать коммерческий заказ, а экономика консумерического капитализма и вовсе стремится к тому, чтобы сделать их самоокупаемыми, что может быть достигнуто только засчет крена в сторону коммерциализации и индустрии развлечений. Таковы главные обстоятельства мирового современного искусства, которые сделали в последние годы одной из самых экспериментальных мероприятий коммерческую арт-ярмарку. (То, что относится к первой части, можно без труда наблюдать и в России, но второго, судя по Арт-Манежу и Арт-Москве, пока не скажешь.) Поэтому лондонская Art Frieze стала тем местом, к которому приурочили выпуск сборника "European cultural policies 2015" две прогрессивные институции - венский Европейский институт за прогрессивную культурную политику (european institute for progressive cultural policies, http://eipcp.net) и стокгольмский Iaspis (http://www.iaspis.com). А одноименный семинар 18-20 ноября в Стокгольме был встречей кураторов проекта и авторов сборника, посвященным также обсуждению того, что делать по поводу отмеченных в сборнике тенденций.
Редактор сборника со стороны Iaspis'а Мария Линд является известным европейским куратором, а австриец Раймунд Минихбауэр представляет довольно молодой проект eipcp, занимающийся транслокальной теорией и практикой на стыке искусства, активизма и культурной политики. В своих статьях для сборника они изложили видение того, как и почему европейские государства и ЕС в последнее время срезают бюджеты современного искусства, делая акцент на более традиционных культурных формах (например, впервые в истории специальные статьи предусмотрены на переводы и издания древнегреческих и латинских авторов). Парадокс заключается в том, что арт-рынок - построение которого поощряется - сам не поощряет экспериментальности и радикализма, составляющих суть авангардной культуры. Она имеет больше возможностей развиваться, когда ее поддерживают государственные средства, "деньги налогоплательщиков", которые называются "общественными". Поскольку долгосрочные культурные бюджеты, типа стоящего в повестке дня бюджета ЕС Culture 2007-2013, не обещают быть щедрыми к представителям культурного авангарда, - то представителям экспериментальной культуры следует найти способы, чтобы помочь себе самим и продолжить построение долгосрочного транслокального сотрудничества и межкультурного диалога.
Авторы сборника - представители Британии, Германии, Бельгии, Сербии, России, Норвегии и Турции - сделали сообщения о том, как развиваются события со спонсированием культуры в их странах. Большинство их них также сходятся в мысли, что современное искусство "инструментализуется". Согласно логике глобального капиталистического рынка, "что не самоокупается, должно умереть", поэтому к 2015 году количество, например, музеев в Европе сократится наполовину. Основные надежды авторы возлагают на самоорганизующиеся микро-ячейки и сети на стыке искусства и активизма, число которых, действительно, заметно возросло в последние годы и ярким примером которых является eipcp. Для нас, наверное, наиболее интересно развитие дел в таких не разделяющих общеевропейскую культурно-экономическую динамику странах, как Сербия и Турция. Бранка Курчич, участник сербского проекта kuda.org, выступила с утверждением, что артисты и активисты должны вступать в сотрудничество на тактической основе, отстаивая свой общественный статус "инноваторов" и демонстрируя ценность новых моделей коммуникации и организации, которые они вырабатывают. Ваш покорный автор этих строк рассказал о тревожных полицейских симптомах в России и подчеркнул роль развития российского регионального искусства.
Приятным открытием семинара было то, что участники европейского художественного процесса разделяют общие позитивные представления о культуре авангарда и считают себя продолжателями его традиций (что трудно было бы представить себе на встрече европейских интеллектуалов еще несколько лет назад). Также, протестуя против навязываемой культуры "идентичности" (в противопоставлении исламскому, американскому и к.-л. еще Другому), они сознают собственную идентичность как проводников прогресса и "нервных клеток" общества. Такая самоидентифкация поможет нам выжить и сохранить авангардную культуру в наступающее непростое десятилетие.
Олег Киреев