ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ
АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН
МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА
SUPREMUS - ЦЮРИХ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Эдуард Семенович Гороховский (1929 - 2004)
Эдуард Гороховский. "Групповой портрет в интерьере с видом на уходящее тысячелетие". Альбом рисунков и фотографий> |
30-го июня 2004 года после
продолжительной болезни скончался
художник Эдуард Семенович Гороховский,
классик московского концептуализма,
основатель отечественного "photo-based art".
12-го июня художнику исполнилось 75 лет.
В настоящее время продолжается его
персональная выставка в Мраморном
дворце Государственного Русского музея -
"Границы прямоугольника -
мое безграничное пространство".
Эдуард Гороховский будет
похоронен в Германии, где в г.
Офенбах (Франкфурт/Майн) художник проводил
значительную часть времени в
последние годы своей жизни.
1929 Эдуард
Семенович Гороховский родился 12
июня в Виннице, Украинская Советская Социалистическая
Республика, СССР; теперь – это
Украина.
1948- 1954 Окончил
Одесский инженерно-строительный
институт по специальности –
архитектура. Посещал вечерние занятия по
рисунку и живописи в Одесском
художественном училище.
1954 Переехал в
Новосибирск и начал работать по
специальности – архитектор.
1955 Впервые
участвует в групповой выставке в
Новосибирске.
1956 Покинул официальную работу, занялся свободным творчеством – станковой графикой. Знакомство и тесная дружба с сибирским художником Николаем Грицюком.
1957 Начал заниматься иллюстрированием книг, к 1990 году оформил более 120 книг, в основном детских.
1967 Первая персональная выставка в выставочном зале Союза художников СССР в Новосибирске.
1968 Принят
в Союз художников СССР.
1970 Знакомство с московским художником Виктором Пивоваровым и другими художниками-концептуалистами группы “Сретенский бульвар” – Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым.
1973-1974 Формирование своеобразной творческой концепции. Впервые участвует в зарубежных выставках – Братиславе (1973) и Париже (1974); в последующие годы активно участвует в выставках в США, Австралии, Германии, Франции, Японии и др. странах.
1974 Переехал в Москву, написал свою первую картину на холсте маслом, будучи до этого исключительно художником-графиком.
1977 Публикация: A.Hilton, N.Dodge, “New Art from the Soviet Union”, статья в каталоге выставки в Вашингтоне.
1991 С этого
года значительную часть
времени живет и работает в Германии.
Эдуард Гороховский "о себе…"
Родился я в июне 1929 года под
знаком близнецов. Все признаки этого знака
я ощущаю в себе до сих пор. Произошло это в
городе Виннице, что на Украине, то есть по
сегодняшним понятиям – за границей.
Самые ранние мои воспоминания связаны с
рисованием, зрительные ощущения всегда
были и остались для меня самыми сильными. Я
обмирал, помню, при виде картинки, тем более
картины, и был равнодушен к музыке. Отец с
матерью были в ужасе, когда поверили в
серьезность моего намерения стать
художником, и сделали все, чтобы звучное
слово “архитектор” связалось с моей
судьбой.
Архитектурный
факультет Одесского инженерно-строительного
института я окончил в 1954 с красным дипломом,
но моя архитектурная карьера закончилась
через два года в Новосибирске, куда меня
послали работать. Я ушел в свободное, но
рискованное плавание в океан под названием
“изобразительное искусство”. Начал
с книжной иллюстрации, о которой мало что
знал. Учиться пришлось буквально на ходу.
Первая книжка далась мне чрезвычайно
трудно, потом стало легче. Я занимался
книжной графикой с 1957 по 1990,
проиллюстрировал более 120 книг, мои книжные
иллюстрации получали дипломы,
экспонировались на отечественных и
международных выставках. Однако в основном
я занимался творчеством и четко отличал
книжный хлеб от подлинно творческой работы.
То, чем
занимались я и мои друзья, стало носить
название “неофициальное искусство”.
Тогда, в
шестидесятые и семидесятые годы это
неофициальное искусство было подлинно
свободным, так как оно не выставлялось, не
продавалось и было абсолютно не
идеологизировано. Позже, когда началась
перестройка, это искусство перестало быть
политическим и идеологическим криминалом
– оно, как и должно быть, превратилось в
товар и обрело свой денежный эквивалент.
Но вернемся в 50-ые
годы в Новосибирск, где я жил и работал
после окончания института. Там, в Сибири,
я встретился с людьми, которые приобщили
меня к искусству, о котором в институте, при
жестком идеологическом контроле, даже не
упоминалось. Открытием для себя
импрессионизма, экспрессионизма, кубизма,
русского авангарда я обязан, прежде всего,
замечательному художнику Николаю Грицюку,
ныне покойному. Я считаю его своим по
настоящему первым учителем, который открыл
мне глаза на многие вещи в искусстве.
Двадцать лет,
прожитых в Сибири, были хорошей подготовкой
к настоящему пониманию сути и задач
искусства. Это понимание пришло после
переезда в 1974 в Москву и знакомства с
группой художников, именуемой сейчас “Сретенский
бульвар”. Семидесятые годы были заполнены
интенсивной работой над поисками новой
пластической выразительности. Постоянное
общение художников друг с другом,
обсуждение сделанного, дружеские дискуссии
– давали свои результаты. Ни о каких
выставках или публикациях тогда не могло
быть и речи. Думаю, что все сделанное этой
группой художников (И.Кабаков, В.Пивоваров,
Э.Булатов и др.) отличается незамутненной
чистотой и бескорыстием. Это искусство было
по-настоящему свободным. Затем, вместе с
перестройкой, начался тяжелый, мучительный
процесс интеграции русского искусства в
мировую культуру.
Публикации о
московских неофициальных художниках
начали появляться с 1979 г. в парижском
журнале “А-Я”, издаваемом русским
художником И.Шелковским. До появления этого
журнала власти, знавшие о существовании
неофициального искусства, не реагировали
на него, пока это искусство оставалось в
своем подполье вне широких кругов
общественности. Когда же журнал “А-Я” стал
проникать в Россию и не только в нее, а факт
существования неофициального искусства
стал известен миру, советская власть тут же
прореагировала единственным для нее
известным способом – репрессиями. Мы все,
так называемые неофициальные художники (каждый
из нас имел и официальный статус члена
Союза художников СССР), стали многократно
вызываться на допросы в КГБ, где при помощи
угроз от нас требовали публичного
отречения от журнала и его осуждения.
К чести всех
художников никто не предал журнал и не
отрекся от него. Угрозы немедленно были
претворены в жизнь: все мы тут же лишились
работы, то есть заработка (многие из нас
иллюстрировали книги в издательствах), и,
думаю, далее последовали бы более крутые
меры, если бы не спасительная перестройка.
Начались выставки у себя в стране и за
рубежом, поездки в разные страны, то есть
потекла нормальная жизнь художника.
Сегодня я провожу
большую часть времени в Германии, где много
работаю и много выставляюсь. За спиной у
меня более 220 выставок во многих странах
мира, в том числе и в России. Я счастлив
оттого, что могу сегодня жить и работать,
где хочу и как хочу, не оглядываясь и ничего
не боясь.
Э.Гороховский.