ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ
В
ИНТЕРНЕТЕ ПЕРИОДИКА
ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
АРТИКУЛЯЦИЯ
С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ
АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН
МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА
SUPREMUS - ЦЮРИХ
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ
АУДИОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
МОСКОВСКИЙ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ИНИЦИАТИВ’2004
<<Выставка
"РАЙ/ PARADISE" 21 июля
– 8 августа 2004 года
ГВЗ «Новый Манеж», Москва
<<Выставка "НА КУРОРТ!".
Искусство России сегодня. 21 июля – 8 августа
2004 года
ГВЗ «Новый Манеж», Москва
22 июня в 15:00 – круглый
стол "Искусство России сегодня"
Ведущий – Виктор Мизиано
24 июня в 17:30 – группа Германа Виноградова
"Бикапония Небесного Леса"
25 июня в 17:30 – группа Германа Виноградова
"Бикапония Небесного Леса"
28 июня в 17:00 – презентация каталога
выставки "PARADISE" в Берлине.
Ведущий – Лотар Андре.
"ПирОГИ" на Никольской
4 августа в 17:00 – презентация Х номера
журнала "Искусство"
5 августа в 17:30 – группа Германа Виноградова
"Бикапония Небесного Леса"
8 августа в 17:30 – группа Германа Виноградова
"Бикапония Небесного Леса"
<<В Новом Манеже – форум художественных инициатив - Ольга Кабанова, "Независимая газета", 24 июля.
<<Райские утехи. Открылся IX форум художественных инициатив - Милена Орлова, "Коммерсант", 23 июля.
Вовремя – в середине лета – в Россию
прибывает выставка «На курорт!», открытая
весной этого года в главном выставочном
центре знаменитого немецкого курортного
города Баден-Бадена.
В «курортном туре»
участвуют произведения около тридцати
художников из Берлина, Дюссельдорфа,
Екатеринбурга, Красноярска, Москвы,
Новосибирска и Санкт-Петербурга. «На курорт!»
– это странное состояние между работой и
отдыхом, между постоянным местом
жительства и пунктом временного пребывания,
это – отрезок ожиданий или опасений…
Соответственно, и многие произведения на
выставке выражают «недоговоренность», «промежуточность»,
«неуверенность», «сомнение» – ожидания
нечасто связываются с надеждой. Виктор
Алимпиев и Сергей Вишневский анализируют
состояние «между «обожанием» и «неловкостью»»
(видео «Рок-музыка»).
Некоторые
авторы создали странные «художественные
аттракционы» (и эта группа работ легко
вписалась в идею «на курорт!»). Сергей Шутов
пугает зрителей привидениями (инсталляция
«Духи»). Викентий Нилин предлагает
аттракцион по распознаванию вампира в себе
(инсталляция «Волшебное зеркало»). Сергей
Бугаев Африка предлагает стрелять в
трофейные произведения старых мастеров,
происходящие из немецких музеев, – это
настоящий пейнтбольный тир (инсталляция «Баден
Баден 2»).
Работы
Николая Полисского («Николо-Ленивецкий
продукт») и Владимира Архипова («Функционирующие
скульптуры Бадена») организуют или
обнаруживают «естественное» искусство
соответственно в российской деревне Никола-Ленивец
и в городе Баден-Баден. В московской версии
инсталляции Архипова, оказавшегося первым
русским «художественным антропологом» в «баденских
землях», можно будет увидеть прямые
аналогии между российским и немецким
вынужденным дизайном.
Идея
перемещения, изменения и движения,
заложенная в названии-лозунге «На курорт!»
позволила представить ряд проектов и
произведений авторов, которые редко
входили в обойму «современного русского
искусства». Например, Виталий Пушницкий
переводит взгляд зрителя вверх, и там небо
оказывается странной живописно-технологической
субстанцией в форме плафона, состоящего из
множества человеческих тел, пронизанных
холодным люминесцентным светом («Небо 1»). А
Василий Слонов в серии своих объектов
предъявляет изменения политической
географии России как куски шинельного
сукна, сознательно объеденные молью («Геополитика»,
авторская техника: разведение моли, «грызьба»
по сукну).
Война и
оружие по-прежнему привлекают мужчин. Но по
пути «на курорт» есть возможность
дистанцироваться, взглянуть на проблемы
издалека. Александр и Ольга Флоренские дают
увидеть военную историю в огромный
перископ «подводной лодки» (инсталляция «Русские
трофеи»). Зрителю предстоит разобраться:
кто, что у кого захватил? Другой вопрос: как
использовать расшитое камнями и золотом
атласное оружие, которым заполнен
двухметровый армейский кофр Дмитрия
Цветкова («Родной, убей авангардиста!»).
Известный
«блокбастер» Николая Овчинникова «Московский
Парфенон» в нынешнем московском варианте
потерял стройность своих березовых колонн,
неслучайным образом превратился в руину…
В
выставке участвуют также Татьяна Антошина,
группа «Escape», Анатолий Журавлев, группа «Куда
бегут собаки», Олег Кулик, Георгий Первов,
группа «Радек», группа «Синие носы»,
Наталья Турнова, Евгений Шеф и др. Конечно
же, нельзя было обойтись без Достоевского –
его роль в проекте удачно исполняет Владик
Мамышев Монро.
К
открытию выставки выпущен
иллюстрированный каталог в твердой обложке
с текстами художников и теоретическими
статьями (русский и немецкий тираж,
издательство Wienand).
Кураторы
выставки: Маттиас Винцен, Георгий Никич.
Организаторы:
Музей Кунстхалле Баден-Баден, ГВЗ «Новый
Манеж», Комитет по культуре Правительства
Москвы.
При
поддержке Организационного комитета «Российско-Германских
культурных встреч 2003-2004».
Финансовая
и техническая поддержка: Государственный
Центр Современного Искусства, компания «Парк
Продакшн».
Информационные
спонсоры: Афиша, Время Новостей,
Еженедельный Журнал, Новые Известия, Огонек,
Эксперт, Эхо Москвы
Дополнительная информация и иллюстрации: т. (095) 924 66 93, e-mail: nikich@aha.ru, lazareva@mtu-net.ru
Выставка
"РАЙ/PARADISE"
ГВЗ «Новый Манеж», Москва
21 июля – 8 августа 2004 года
Идея
Рая, земного и небесного, продолжает
волновать художников. После международного
кураторского семинара, прошедшего в ГЦСИ
прошлой весной, большие и малые выставки
состоялись в Санкт-Петербурге («Райский сад»),
Берлине («Paradise»), Новосибирске, Мюнхене,
Москве. Теперь, в «Новом Манеже» «Рай/Paradise»
будет экспонирован в неслучайном соседстве
с выставкой «На курорт! Искусство России
сегодня».
Вход на выставку
выглядит очень серьезно: зритель вынужден
пройти по фотографической аллее и
оказаться перед воротами Бухенвальда. На
закрытых воротах читается узнаваемая
надпись: «Каждому свое» («Jedem das Seine») (инсталляция
группы «ДА» – Татьяна Добер, Александр
Алексеев). Контекст Paradise заставляет забыть
идеологические и исторические проблемы и
противостояния, переводит суждение авторов
в пространство личного выбора, обсуждения
персональных, этических и эстетических
проблем.
Впрочем,
земля и небо по-прежнему остаются важными
координатами. Огромное «Небо» из Тольятти
перекрывает часть небосвода, видимого
сквозь стеклянную крышу зала (Татьяна
Чирикова, Татьяна Минсафина, Елена
Шлиенкова; совсем по-другому эта работа
выглядела в глубинах бункера под
Александерплац в Берлине). Семиметровое «Крыло»
Татьяны Баданиной продолжает «ткань неба».
На «земле»
царствует живопись: «рельефы» Екатерины
Корниловой, множество лепных львиных морд,
напряженно прорывающихся сквозь стены,
Владимира Брайнина, маленькие натюрморты
Александра Лифшица, кристаллизующие образы
детства, или божественная картина родов и
натюрморт с кастрюлей, которые Ирина
Затуловская складывает в формулу «Рай –
это запах»… Инсталляция Германа
Виноградова, наоборот, насыщена звуками.
Лоскуты
ткани, нити, документальные фотографии и
аудиозаписи сплетаются в людей/персонажей,
несомненно, реальных, но вышедших на сцену
жизни уже из небытия (инсталляция «Воскрешение
умерших отцов» Леонида Тишкова). Гор Чахал в
мультимедийной инсталляции «Солнце Правды,
Добра и Красоты» показывает, с одной
стороны, бесконечность жертвы – все
существующее вырастает из праха
предшествующего. С другой стороны, вечные
ценности христианства утверждаются в
множественном повторении начертания слова
«Бог»… Эфемерность рая как эфемерность
бытия, сомнение в реальности как ни странно
определяют содержание произведений ряда
молодых художников. Игрушечный мишка
Ростана Тавасиева лежит на «облаке –
хирургическом столе» и, вероятно, считает,
что слепящая его галогеновая лампочка –
это «горний свет». Группа «Куда бегут
собаки» из Екатеринбурга «оцифровывает»
воду; Диана Мачулина позволяет зрителю
увидеть за забором нечто светлое и
прекрасное, но достичь его никогда не
удастся. Как и курорту, раю не чужды
аттракционы и реклама. Катя Кандыба (Владивосток)
предлагает эротическую забаву –
набрасывание колец… Юля Гниренко и Олег
Лысцов (Нижний Тагил) провоцируют зрителя –
можно ли играть мячом, сделанным из цветов?
Георгий Острецов нестрашно пугает – в его
комнату Смерти можно заглянуть только
через дверной глазок...
В
выставке участвуют также Биргит Рамзауэр (Германия),
Миша Кубаль (Германия).
Нина и
Торстен Ремер представят каталог проекта
Paradise в Берлине.
К
открытию выставки будет выпущен
иллюстрированный каталог.
Куратор выставки:
Георгий Никич при участии Ксении
Басилашвили и Татьяны Добер.
Организатор: ГВЗ «Новый
Манеж», Комитет по культуре Правительства
Москвы.
При поддержке
Организационного комитета «Российско-Германских
культурных встреч 2003-2004».
Финансовая и техническая
поддержка: Государственный Центр
Современного Искусства, компания «Парк
Продакшн».
Информационные
спонсоры: Афиша, Время Новостей,
Еженедельный Журнал, Новые Известия, Огонек,
Эксперт, Эхо Москвы
Дополнительная
информация и иллюстрации: т. (095) 924 66 93, e-mail: nikich@aha.ru,
lazareva@mtu-net.ru
Райские
утехи. Открылся IX форум художественных
инициатив.
Милена Орлова, "Коммерсант", 23 июля.
В Москве в Новом Манеже открылся IX
Международный форум художественных
инициатив – главное летнее мероприятие
московского художественного сезона. В этом
году форум представляет две большие и в
равной степени необязательные выставки –
"На курорт!" и "Рай". Милена Орлова,
вспоминая предыдущие восемь форумов,
поражена: куда девались прежние инициативы?
Когда в 1996 году куратор Юрий Никич открыл в
Манеже первый форум, публика удивлялась, во-первых,
тому, что удалось заполучить роскошный зал
в центре Москвы (пусть и в мертвый летний
сезон), слывший вотчиной любимых художников
московского мэра, к каковым никто из
участников форума не мог бы себя отнести, и
во-вторых, был неясен жанр самого
мероприятия: что за форум, какие такие
инициативы.
Юрий Никич к тому времени успел приложить
руку ко многим перспективным начинаниям: и
к первой в Москве художественной ярмарке
"Арт-Миф", и к некоторым банковским
коллекциям, самая знаменитая из которых,
принадлежавшая Инкомбанку, к сожалению,
бесславно закончила свое существование на
банкротской распродаже, – одним словом,
проявил себя инициативным человеком. Но
самым перспективным начинанием в тот
момент стал только что организованный
Центр современного искусства Сороса, щедро
раздававший гранты инициативным
художникам и кураторам на неординарные или
хотя бы выглядящие таковыми проекты. Какая-нибудь
банальная "летняя отчетная выставка
секции графиков" не могла по определению
снискать тут никакой поддержки, а
непонятный форум очень даже мог. Центр
Сороса нуждался в публичной витрине своей
деятельности, роль которой несколько лет и
исполнял форум, пока центр не закрылся. А
поскольку другим патроном форума стало
московское правительство, то Юрию Никичу
выпала поистине дипломатическая задача –
пропагандировать соросовские идеалы
демократического искусства, не оскорбив
при этом вкусы московского начальства.
И, надо сказать, с этой задачей он
справлялся виртуозно, каждый год находя
новые оправдания существованию так
называемого актуального, а в просторечии
авангардного искусства. Зрителю
доказывалось, что художники могут служить и
ассенизаторами, канализируя в своих
произведениях общественную агрессию, и
дизайнерами городской среды (на одном из
форумов был раздел парадоксальных проектов
московского обустройства, в том числе и
знаменитая "Хрустальная часовня"
Зураба Церетели), и чувствительными
приборами, в смысле тонко чувствующими.
Доказывалось, например, что искусство –
отличное средство коммуникации, что было
вполне актуально и по отношению к
интернациональной художественной моде, и
по отношению к проектам из регионов, на
которые в какой-то момент сместился интерес
соросовских благодетелей.
Любимым же жанром форума стало
произведение-аттракцион, зрелищное и
забавное вне зависимости от содержания, что
тоже отчасти отражало мировую моду на
эффектные инсталляции, но в местном
малобюджетном исполнении часто делало
форум похожим на выездной цирк. В число
шедевров этого жанра вошла дохлая крыса на
веревочке, раскручиваемая электромотором (иллюстрировала
очередную идею об искусстве как туризме), и
гроб на колесиках, готовый к услугам всех
желающих. Как ни странно, это средство
передвижения проходило под девизом "производственного"
искусства и числилось произведением
похоронного бюро города Ижевска.
Форум с гробом 2000 года запомнился как один
из самых радикальных в попытках
приспособить искусство к нуждам общества.
Художники на нем выступали чуть ли не
анонимно, работая по заказу различных
контор, в числе которых был и один из
комитетов Госдумы. Это и в самом деле была
смелая художественная инициатива, правда,
не получившая никакого продолжения.
Следующие два форума обслуживали уже не
конкретных производственников и
чиновников, а туманный социальный заказ: на
внезапный патриотизм, обуявший страну,
ответили выставкой "Родина / Отечество",
а на возникший культ президента-разведчика
– "Разведкой искусством". После таких
подвигов не грех и отдохнуть.
Выставка "На курорт! Современное
искусство из России", что называется,
удачно подвернулась под руку. Перед Москвой
она побывала в Баден-Бадене и, собственно,
была сделана для немецких зрителей.
Типичная экспортная выставка: тут и Олег
Кулик, и Сергей Шутов, и "Синие носы", и
Сергей Бугаев (Африка). Многие работы "второй
свежести": их в Москве уже показывали и
даже на этом самом форуме, как "Московский
Парфенон" Николы Овчинникова,
выставлявшийся в 1997 году. Правда, тогда это
был целый храм из стволов березок, а теперь
его, как старую избу, раскатали по бревнам.
"Рай" в другом крыле Манежа – тоже
долгоиграющий проект, начатый на
международном кураторском семинаре и тоже
не без немецкого участия: как-никак
продолжается год русско-немецкой
культурной дружбы. На этой выставке больше
молодых и не сильно раскрученных
художников, и не из столиц, хотя попадаются
и зубры вроде Бикапо (Германа Виноградова),
в сотый раз собирающегося поразить
московскую публику игрой на всяких
замысловатых железяках, занявших
центральное и довольно большое место в
экспозиции. Присутствует и один из
любимейших авторов Юрия Никича – живописец
Владимир Брайнин. С таким же упрямством, с
которым господин Бикапо стучит по железкам,
господин Брайнин живописует детали
московской архитектуры: на этот раз это
холсты с изображениями львов, фланкирующих
бывший Английский клуб. Оба художника с
теми же произведениями и с тем же успехом
могли бы поучаствовать и в выставке "Ад",
и в любой другой на любую другую тему. И это
относится к большинству участников и
вообще к подобным выставкам: чем
абстрактнее тема, тем проще подверстать под
нее что угодно.
И только не столь маститые, начинающие
авторы прилежно стараются попасть в формат.
Например, остроумцы, скрывающиеся под
псевдонимом Союз метакомпозиторов имени
Иосифа Вейдемейера, снабдили средневековое
изображение Адама и Евы в райском саду
рекламным слоганом "Просто скажи нет",
художники из Владивостока предложили
эротическую игру "набрось кольцо на
палку", а художники из Нижнего Тагила –
волейбол с мячами, опутанными живыми
цветами. Есть еще пейнтбол, подзорная труба
и комната смеха с зеркалами, которые ничего
не отражают. В общем, ассортимент дома
отдыха средней руки, готового обеспечить
культурный досуг посетителей. Для
необязательного летнего мероприятия мило и
забавно, но до такой степени безынициативно,
что хочется выступить с инициативой:
переименовать наконец форум в летнюю
отчетную выставку секции прикладников-авангардистов
и окончательно забыть о прежних
общественных амбициях современного
искусства.
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO