ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
Текст, полученный
из Галереи Гельмана - polyanka@guelman.ru <polyanka@guelman.ru>
<к сожалению в нем нет подписи, но файл
называется text_marata>
В 2000 году, во время последней персональной
выставки Авдея Тер-Оганьяна, группа людей,
ряженых в казачью одежду, устроила погром в
нашей галерее, изуродовав работы примерно
так же, как другая (а, может, и та же) группа
сделала недавно в Сахаровском центре.
Сотрудникам галереи они говорили, что все
равно убьют Авдея и всех, кто его
поддерживает. В тот момент нам казалось, что
это локальный инцидент, уж слишком смешно и
не страшно выглядели эти «погромщики». Не
желая придавать выставке скандальный
характер, мы не стали обращаться в милицию.
Видимо, зря. Прошло два года, и после того,
как было объявлено о проведении выставки
Авдея Тер-Оганьяна «Ненормативная живопись»,
в Галереe М. Гельмана снова стали
раздаваться звонки с угрозами погрома в том
случае, если выставка откроется. Наученные
горьким опытом, в этот раз мы потратимся на
охрану. А если, несмотря на это, работам или
галерее будет нанесен ущерб? Будем судиться.
Авдей Тер-Оганьян,
ведущий российский художник девяностых
годов, оказался в эмиграции в Чехии. После
его акции «Поп-арт» на ярмарке «Арт-Манеж-98»
против него было возбуждено дело по статье
«О разжигании национальной, расовой или
религиозной вражды». В настоящий момент, к
сожалению, стало уже бесполезно повторять
тезис о том, что в этой акции Авдей Тер-Оганьян
выступал в роли «персонажа»,
кощунственного безбожника с топором. На том
же основании можно привлекать к суду и
артиста Броневого, который сыграл шефа
гестапо Мюллера. В моем понимании
межнациональную и религиозную рознь
разжигают как раз устроители кампании
против художника.
Художественная общественность у нас
оказалась настолько слаба, что так и не
смогла (и не пожелала?) уберечь художника и
самое себя от возможной расправы. Несмотря
на то, что в настоящий момент Авдей Тер-Оганьян
получил чешское гражданство, он так и не
имеет возможности вернуться в Россию. Но
этого мало. На имя Авдея Тер-Оганьяна
наложено негласное, но очень строгое табу, в
средствах массовой информации он
упоминается только с негативными эпитетами.
Возможно ли считать нормальной для
демократического общества такую ситуацию,
когда на художника наложен запрет? Те люди,
которые громко требовали экстрадиции
художника и предания его суду, любят также
говорить о том, что его акция была своего
рода пиаром. Хороший получается «пиар»,
вследствие которого человек попадает на
несколько лет в лагерь для беженцев.
Обсуждение художественных качеств его
акции уже не имеет особого смысла,
приходится говорить о том, в каком обществе
мы живем, ибо Авдей Тер-Оганьян и в самом
деле оказался провокатором. Он
спровоцировал проявление на поверхности
нашей общественной жизни МРАКОБЕСИЯ.
Тер-Оганьяна упоминают и в пресловутом
обращении по поводу событий 18 января в
Центре Сахарова, которое подписано
Распутиным, Беловым, Михалковым,
Шафаревичем, Бурляевым, Глазуновым и
Клыковым.
Там сказано, что «Кощунство нельзя
сравнивать даже с коммунистическими
аналогами: тогдашние безбожники были
одурачены и думали, что Бога нет. А здесь
сознательный сатанизм, новый его этап? По
поводу акции Авдея Тер-Оганьяна сказано,
что она «событие, напомнившее о временах
открытого гонения на Церковь». Меж тем,
только слепой не может «почувствовать»
разницу:
тогда, в советское время, гонители обладали
большой властью, имели возможность
разрушить церковь, сослать верующего,
запретить соблюдать религиозный обряд.
Сейчас художник - одиночка, имеющий только
право личного высказывания.
Между тем, акцию
погромщиков в Сахаровском центре защищает
Никита Михалков. С погромщиками мы
дискутировать не будем. Как я уже говорил,
будем апеллировать к суду и уголовному
законодательству. Но с Никитой Михалковым
мы готовы спорить. К сожалению, должен
констатировать, что, подписав это письмо,
Никита Михалков поставил себя в один ряд с
мракобесами. Оказывается, мракобес - это не
обязательно плохой запах изо рта,
неграмотность, бездарность. Они могут быть
холеными, чистыми, в свежих рубашках,
образованными, талантливыми. Мракобес - это
тот, для кого человек, думающий иначе, - враг.
Допустим,
художники выставили работы, оскорбляющие
чьи-то чувства. Никто никого не заставляет
идти именно на эту выставку. Почему надо
сразу кричать «полиция!!!?» Картина Перова «Сельский
крестный ход на пасху» не оскорбляет ваши
чувства? Ее надо на этом основании выкинуть
из Третьяковской галереи? Вы не помните, что
такое искусствоведческий анализ 1950-х годов?
Когда можно было поплатится за намек на
формализм? Были и такие времена, когда
просто изображение обнаженного тела
казалось оскорбительным. Если кто-то думает,
что эту эпоху нельзя воскресить, тот
глубоко заблуждается. Она вернется сама в
мгновение ока, если опасность нагнетания
истерии вокруг современного искусства не
будет верно оценена.
Книги Сорокина, Пелевина, Ерофеева не
понравились молодым людям. Их что,
заставляют читать эти книги в школе, как
романы Брежнева? В чем проблема? У них нет
выбора? Почему писателю надо в судебном
порядке запретить публиковаться? Кто
санкционирует право определять, что кому
идет во вред? Где граница такого запрета?
Ранние произведения Пушкина под них
попадают? Еще две трети мировой литературы
попадают? Или следует запретить всю
светскую культуру? И почему все это должно
происходить как бы от имени Путина? Чтобы
усилить нелепый комический эффект?
Напомнить, скольким писателям пытались
заткнуть в этой стране рот ссылками,
каторгами, изгнаниями? И в чью пользу решила
эти вопросы история?
Помнит ли Никита
Михалков,
- что Сократ был казнен по обвинению в
богохульстве, неверии, непочитании местных
богов и в растлении молодежи?
- что Католическая церковь заставила
прикрыть наготу фигур плафона Сикстинской
капеллы Микеланджело. Конечно, потом, эти
поздние записи были смыты?
- что картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
и «Олимпия» не были разорваны на куски
только благодаря мерам предосторожности,
принятыми администрацией Салона 1865 года?
- что П. Я. Чаадаев после публикации своего
первого философического письма за
оскорбительные для России и православия
мысли был «высочайше» объявлен сумасшедшим,
находился под медицинским надзором и
домашним арестом?
- что перу Пушкина принадлежит
кощунственная с точки зрения церкви поэма «Гавриилиада»?
- что Виссарион Белинский, центральная
общественно-политическая и философская
фигура России, писал А. И. Герцену: «Истину я
взял себе - и в словах "бог" и
"религия" вижу тьму, мрак, цепи и кнут, и
люблю теперь эти два слова, как следующие за
ними четыре?.»
- что Лев Толстой был отлучен от церкви?
- что фашизм относился к авангарду как к
дегенеративному искусству? Впрочем,
сознание мракобеса верно находит в
современном искусстве своего лютого врага.
Оно разрушительно для дикарского,
нерефлексивного мышления.
Мракобесие сегодня возводит бронзовые
монументы в городской среде, игнорируя
мнение экспертного сообщества, играя
мускулами, выясняет, можно ли безнаказанно
громить музейные выставки; требует запрета
на занятие теми формами искусства, которые
его не устраивают, возводит музеи тому, что
само считает искусством. Оно проверяет
общественную реакцию пока в мелочах (хотя
какие же это мелочи), чтобы завтра
предложить универсальную модель
существования, где всякое отступление от
предложенных ценностей будет караться с
первобытной жестокостью.