ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
9 мая 2005 года в Берлинской галерее "Marina Sandmann" открылась выставка "Bellum - Bellum".
Фоторепортаж М.Молочникова и текст В.Пацукова
<<9 мая в Берлинской галерее "Marina Sandmann"(www.artsandmann.de),
при большом наплыве международной
публики состоялось открытие выставки
"Bellum - Bellum", крупного
художественного события, которое не
просто просвещено теме Второй мировой
войны, но и теме войны как таковой. |
|
Marina Sandmann для участия в проекте привлекла
художников разных поколений и
художественных подходов. Работы
Вадима Сидура показывают войну глазами
очевидца-участника, работы пионеров
соцреализма Виталия Комара и Александра
Меламида скорее рассказ о войне, каждый
из представленных авторов переосмыслил
эту тему по своему. |
На фотографиях: Евгений Шеф у своей
работы; Алексей Кострома у мирной
оперенной пушки; часть большой
инсталляции Марины Герцовской со
светящимися ведрами и очередями за
водой; Александра Конева у своих работ.
<< Michail Molochnikov из Берлина. Текст Виталия Пацукова для выставки
"Bellum - Bellum"> |
Образы истории как универсальный диалог
Трагедия, которую пережил мир 60 лет тому
назад, продолжает отзываться в нашей
современной истории и культуре. Ее образы
пронизывают самые радикальные слои
искусства, включаются в его актуальные
стратегии, превращая эмоциональную память
в творческий опыт. Искусство способно
преодолевать любую травму -
физическую и социально духовную, обретая в
этом преодолении новую целостность и
универсальность. Сегодня оно осмысливает
последствия центрального события ушедшего
столетия не только как покаяние или победу,
но и как возможность для нового объединения,
как процесс интегральности, где
разрабатывается экология единой истории и
культуры.
Вторая мировая война стала нашей общей
планетарной раной и общим планетарным
опытом, его критической массой сохранения
гуманизма и человеческого достоинства. Ее
многослойность как событие, переживание и
рефлексия позволяет использовать для ее
оценки как традиционные формы искусства,
так и его новейшие возможности, такие как
объект, инсталляция, видеоарт и
интерактивная образность. Модель
синхронности и единства всех этих
технологий открывается в проекте "Память
трех поколений" новой универсальной
художественной этикой. Она рассматривает
историю, отказываясь от дидактического
монолога, свободно передвигаясь в ее
координатах, меняя ?оптику? и утверждая
естественную диалогическую коммуникацию.
Ее пластическое начало ведет свой отчет от
трехмерных композиций Вадима Сидура,
непосредственного участника Второй
мировой войны, солдата-художника,
превратившего
"металл" своих скульптур и "металл"
трагедии в подлинный мемориал уникальности
человеческой плоти, в гимн человеческим
чувствам, универсальным, беззащитным и
абсолютным.
Поколение, рожденное в "сороковых-роковых",
наполняет свою историческую память
глубоким интеллектуальным переживанием.
Оно преодолевает чувственную экспрессию
послевоенной культуры, превращая вслед за
"новыми дикими", вслед за Ансельмом
Кифером и Герхардом Рихтером свою
историческую образность в пространство
рефлексии. Художественные системы В.Комара
и А.Меламида, Б.Орлова, Д.А,Пригова, Л.Сокова
и М.Чернышева создают парадоксальное
энергетическое поле визуальных смыслов,
где трагедийное способно переворачиваться,
обращаться в свою противоположность.
Пластические измерения этих художников
содержат в себе нелинейную гармонию, особый
генетический код, позволяющий истории и
культуре встречаться в новых согласиях. Оно
мерцает своими образами как понятиями и
категориями, рождая дистанцию и
сострадание одновременно, используя
культуру памяти как ready-made, как живую
одухотворенную материю времени.
Самая молодая генерация художников,
представленная в проекте Марины Зандман (Ж.
Шеф, М. Герцовская, A. Кострома, A. Конева, E.
Ковылина, M. Лубаскина), своей образностью
сближается с непосредственным
пластическим чувством своих отцов. Оно
возвращается в мифологии истории как в свое
детство, играя в войну и наделяя ее
травматические формы естественностью
человеческого поведения, самой жизнью. Его
живая энергия транслирует универсальное
здоровье и ту целостность, на которую
способны только дети в общей игре.
Художники, рожденные временем 90-х, концом
ушедшего тысячелетия открывают в истории
неизбывность человеческого рода, ту
историческую горизонталь, где способны
выстраиваться любые социально-духовные
конструкции в образах согласия и единства.
Они словно кубиками манипулируют обломками
рухнувших империй, руинами тоталитарных
идеологий, предоставляя всем желающим
войти в эти пространства реального
поведения, где мир не делится на участников
и зрителей. Это, несомненно, - мир будущего,
идеального ? с точки зрения культуры, и
вполне возможно осуществимого, если мы все
будем соблюдать его простые и естественные
правила, завершая каждый наш контакт словом
"мир", его визуальным смыслом, как это
делает в своей акции с флажками М.Лубаскина,
регулируя "новое время"и "новое
пространство? в новой столице Германии "
Берлине. И тогда все виды оружия и агрессии
превратятся в объект эстетики, обретая
оперенья и теряя гравитацию, следуя образам
конверсии в экологическом перформансе А.
Кострома "из пушки в птицу".
Перефразируя знаменитое высказывание
композитора Роберта Шумана, проект "bellum
bellum" заявляет: "Когда молчат пушки "
поют птицы?.
Виталий Пацюков.