ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
О Неточке Незвановой как неотъемлемой части русской культуры
Алексей Шульгин, известный
медиа-артист и профессор ПроАрте, имеет
неразделенную любовь. Он так часто говорил о
художнице Неточке Незвановой, так заразил своей
любовью своих студентов, что образ Неточки
заслонил собою образ самого Федора Михайловича,
неосторожно написавшем полтора века назад
одноименный роман.
Суть истории, рассказанной не Достоевским, а
Шульгиным, вкратце такова. Несколько лет назад
появилась виртуальная художница Неточка
Незванова, которая довольно быстро прославилась
своими сетевыми проектами. Среди продуктов ее
труда были также и музыкальные перформансы,
создаваемые с помощью некоторой программы,
написанной неизвестными программистами и
продаваемой за немалые деньги. Шульгин выдвинул
гипотезу - Неточка не просто виртуальный
персонаж, но ловкий рекламный трюк компании,
производящей программу, направленный на
расширение продаж продукта среди продвинутой
публики. Он рассуждал так - компания Макдональдс
понастроила везде свои заведения по продаже
гамбургеров, но вот образованную публику туда не
затащишь. А вот клуб ОГИ проявил необычайную
изощренность на данном рынке и, начав с одной
маленькой кофейни в книжной лавке и сидящим там
поэтом Рубинштейном, превратился в мощную сеть
интеллектуальных макдональдсов по всей Москве -
с ресторанами, магазинами, галереями и т.д.
Значит, говорил Шульгин, и в искусстве должно
быть тоже самое. Хитрые и ловкие предприниматели
провели маркетинговое исследование среди
музыкантов, художников и других нужных людей и
создали Неточку.
Каково же было его удивление, когда в
один из визитов в Амстердам он обнаружил, что
существует реальная особа женского пола с
новозеландским паспортом, в котором стоит не
больше не меньше как "Netochka Nezvanova". Перед ее
выступлением он явился к ней в гримерную, скромно
представился и сказал, что он почитатель ее
таланта и хотел бы завязать тесные творческие
отношения. Неточка недоброжелательно посмотрела
на него и сказала, что, да, она знает о
существовании Шульгина, но через час у нее
перформанс и ей надо приготовиться. Позвольте
вам выйти вон!
Андрей Смирнов, руководитель
московского Термен-центра, был более удачлив. В
программе очередного фестиваля, организованного
им в Москве, значится: 13.11.2001 / 18-00 / ТЕРМЕН-ЦЕНТР /
Неточка НЕЗВАНОВА (Новая Зеландия) –
мастер-класс по программному обеспечению из
центра STEIM (Амстердам)
Конечно же после всего, что
говорилось, я решил пойти на это выступление и
своими глазами увидеть это. Я ожидал чего угодно.
Больше всего я склонялся к тому, что увижу самого
Шульгина, переодетого в женскую одежду и
дурящего публику очередным музыкальнвым
перформансом. В самых смелых свих предположениях
я доходил до того, что реально существующая
Неточка поразит меня смелостью мысли,
оригинальностью суждений и богатством идей.
Действительность бывает так
огорчительна! - сказал один четырехлетний
мальчик, заслужив тем самым необычайное уважение
воспитательницы детского сада. Каково же было
мое разочарование, когда я увидел даму в возрасте
от молодого до среднего, да позволена мне будет
такая двусмысленность, которая долго и нудно
объясняла публике, как пользоваться означенной
музыкальной программой. Я так много видел
мастер-классов, в которых ведущие рассказывали,
как пользоваться Adobe Premier или Adobe Photoshop, что совсем
не могу больше это слушать. Вместо того, чтобы
говорить о принципах, концепциях и идеях, эти
люди показывают, на какую кнопку надо нажать,
чтобы получилось вот "это". Развернутый Help к
программе чередовался видеозаписями
перформансов, созданных с помощью такой или
эдакой кнопки. Люди из интеллектуальной
голландской тусни извлекали из струн,
компьютеров и приборов заунывную
"психоделику". Неточка поясняла, что
показывает это несмотря на то, что эстетически ей
эти выступления не нравятся.
Я сказал Неточке, что думал, что она на самом деле
не существует и пришел смотреть на переодетого
Шульгина. Я спросил, может ли она подтвердить или
опровергнуть свою виртуальность. Неточка
сказала, что Шульгина знает, но что он по ее
мнению слишком много говорит (имелось в виду -
болтает). А свою виртуальность она подтвердить
или опровергнуть не может. Тогда я спросил, - раз
ее существование сомнительно, а, с другой
стороны, эстетически ей что-то не нравится, то
может ли она хотя бы подтвердить существование
актуальной эстетики. Неточка сказала, что это
очень просто - смотришь на что-либо, и если тебе
это нравится, то это эстетическое, а если нет, то и
нет.
Вот ведь и у Достоевского все время в
романе дело вокруг денег крутится, так что
Шульгин в конечном итоге по поводу маркетинговых
приемов прав. Чего только стоит отвратительная
сцена, в которой Неточка вырывает деньги у своего
отчима-алкоголика-музыканта(!), крича - Папочка!
папочка! не могу! нельзя! Маме нужно чай кушать..
Нельзя у мамы брать, никак нельзя!
Закочить данную историю мне хочется не цитатой
из классика, а одним старым анекдотом. Буратино
говорит Мальвине: Ах, как я тебя люблю! Мальвина
отвечает: Люблю, люблю... У меня от твоей любви вся
пизда в занозах!
Андрей Великанов.
(Требовательный и не добрый, впрочем, как и Федор
наш Михалыч. Ю П)
13 ноября 2001 года.