ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Великанов.14. Опальное в Лондоне.


Александр Бренер Барбара Шурц показывает, как надо драться на вернисаже


"Если вы хотите знать, кто стоит перед вами, вы должны плюнуть в него. Реакция вашего оппонента точно покажет вам, является ли он фашистом или РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Несколько дней назад я плюнула в премьер-министра Тони Блэра, когда он шел по Даунинг-стрит. Он яростно закричал: "Ну ты, кусок дерьма! Убирайся туда, откуда приехала!" Я из Бурунди. Итак, Блэр - фашист".

Так начинается новая книга Александра Бренера и Барабары Шурц, "Bukaka spat here" ("Букака наплевала здесь"), вышедшая в Лондоне в этом году. Процедура опознания с индикацией фашиста тут же повторяется, но с другим результатом. В этом случае дело начинается не с плевка, а наступания на босую ногу испытуемого. Героиня книги, Букака из Бурунди, сидит на берегу моря в Тель-Авиве. Внезапно появляется плохой палестинский мальчик и наступает ей на ногу. Букака в ответ плюет в него. Вывод - они оба "РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ". Пишется это слово всегда заглавными буквами.

Я не знаю, проводили ли эту процедуру друг с другом Александр Бренер и Барабара Шурц, когда познакомились, но то, что они революционеры - это точно. Я не видел Бренера несколько лет, с тех пор, как он последний раз приезжал в Москву. Поэтому, когда в первый же день пребывания в Лондоне в моем гостиничном номере зазвонил телефон и самый наш известный радикал сказал, что сидит внизу в холле, я поспешил на встречу. Я действительно увидел Александра и Барбару. И они действительно были революционерами. Бренер был в кожаной куртке с цифрами "77", с прической, в которой было что-то революционное и седые волосы. Революционность Барбары проявлялась в высказываниях. Но конечно не так сильно, как высказываниях героини новой книги. У героини, если верить авторам, задница пахнет, как пепелище, голос напоминает выстрел броненосца Потемкин, моча разъедает золото и платину (вероятно, символы капитализма), а слюна убивает наповал быков и гиппопотамов.

Самое революционное, что я услышал непосредственно от Барбары, касалось детей. В милом разговоре про всякое-разное Бренер спросил меня, как я поживаю в Москве, как вообще дела, вот, он слышал, что у меня родился ребенок. Поговорили и моем ребенке. Тогда я спросил, догадываясь, что тема провокационная, не собираются ли они с Барбарой тоже завести ребенка. Бренер ответил, что нет, сам видишь, в каких мы условиях живем. Снимаем комнату размером с кровать за 80 фунтов в неделю в общежитии, в котором живут преимущественно пакистанцы. Денег нет, живем на небольшую сумму, полученную от проекта, в котором участвовали. То есть ответил вполне по-человечески, без плевков и наступаний на ногу. Но тут вступила Барбара. Она сказала, что вот это мнение, что человек обязательно должен родить ребенка и продлить свой род, является капиталистическим, буржуазным предрассудком, и она борется против него.

Барбару мне хотелось называть "товарищ". Вспоминались Клара Цеткин и Роза Люксембург. Когда я сказал Бренеру, что он изменился и чем-то теперь напоминает Лимонова (кожаной курточкой и прической), то Барбара парировала - ты путаешь правое и левое. Лимонов - правый, а мы левые. Ну что ж, я действительно особой разницы между этими категориями не вижу. Тем более, что у нас в России все вообще перепуталось, надо теперь различать понятия правые в смысле фашисты и правые в смысле СПС. Так все смешалось, что стало напоминать идеальный материал для художника, интересующегося архетипическим сознанием. Я и спросил Бренера, так ли это. Представляет ли для него политика отвлеченный артистический интерес или он ею занимается серьезно, со сжатыми скулами и холодным взглядом исподлобья? Бренер сказал, что серьезно. Что все эти артистические игры ему надоели. Что он будет бороться против фашистов и капиталистов по-настоящему.

Букака - симпатичный придурковатый персонаж, этакая помесь Алисы в стране чудес и Маты Хари, выполняющей секретные задания своей собственной маниакальной психики. Одно из заданий - плюнуть в Ноама Чомского, читающего в Массачусеттском технологическом институте лекцию об антикапиталистическом активизме в "ИНТЕРНЕТЕ" (тоже заглавными буквами, как и "РЕВОЛЮЦИОНЕР", вероятно, из уважения). Иллюстрация - Букака перед Чомским, стоящим на коленях. Держит веревочку, привязанную к эректированному члену Чомского. Другое приключение Букаки - общение с полковником Кадаффи. Ей предложено на выбор - либо сделаться любовницей полковника, либо стать камикадзе и с бомбой во влагалище отправиться уничтожать Израиль. Гордая Букака выбирает последнее.

новая книга

Мне нравится книга Бренера и Шурц. Настолько, насколько я могу оценить ее. Написана она по-английски и, возможно, некоторые тонкие стилевые моменты ускользают от меня, мое знание английского далеко от совершенства. Хотя, когда я спросил авторов, как это вы, собственно, пишете по-английски, ведь у одного из вас родной язык - русский, а у другого - немецкий, Барбара ответила: "Правильный английский язык - это тоже капиталистический предрассудок. Средство насилия. А мы против насилия протестуем и пишем по-английски как получится."

Когда-то Бренеру удалось поссориться практически со всеми деятелями московской художественной сцены. В основном из-за его честной, непримеримой веры в то, что он занимается реальной политической борьбой, а другие - нет. Когда я спросил про Сергея Кудрявцева, бывшего издателя его книг в Москве, Бренер сказал, что написал про него что-то такое, после чего Кудрявцев с ним не разговаривает. Однажды в Москве Бренер после открытия своей выставки призывал идти на штурм Кремля. Публика осталась допивать и доедать фуршетные угощения, но пара человек поплелись за ним и потом рассказывали, как он стучался в калитку в Спасской башне и объяснял милиционеру, зачем пришел. Его теперешнее сидение в Лондоне имеет аналогии из реальной политики. Сейчас там сидит опальный Березовский, известный видеохудожник, также работающий в политическом жанре. А когда-то там провел длительное время опальный Герцен, имевший задание не менее важное, чем у Букаки - разбудить декабристов. В метрополии же всегда остается политический мэйнстрим. Пока у нас здесь строится новое светлое будущее - капиталистическое консумеристское общество, наши художники также посвящают свое время и силы политической борьбе. Об этом - в следующем выпуске.

Андрей Великанов
28 марта 2002

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO