ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
Великанов.14. Опальное в Лондоне.
"Если вы хотите знать, кто стоит перед вами, вы
должны плюнуть в него. Реакция вашего оппонента
точно покажет вам, является ли он фашистом или
РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ. Несколько дней назад я плюнула в
премьер-министра Тони Блэра, когда он шел по
Даунинг-стрит. Он яростно закричал: "Ну ты,
кусок дерьма! Убирайся туда, откуда приехала!"
Я из Бурунди. Итак, Блэр - фашист".
Так начинается новая книга Александра Бренера и
Барабары Шурц, "Bukaka spat here" ("Букака
наплевала здесь"), вышедшая в Лондоне в этом
году. Процедура опознания с индикацией фашиста
тут же повторяется, но с другим результатом. В
этом случае дело начинается не с плевка, а
наступания на босую ногу испытуемого. Героиня
книги, Букака из Бурунди, сидит на берегу моря в
Тель-Авиве. Внезапно появляется плохой
палестинский мальчик и наступает ей на ногу.
Букака в ответ плюет в него. Вывод - они оба "РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ".
Пишется это слово всегда заглавными буквами.
Я не знаю, проводили ли эту процедуру друг с
другом Александр Бренер и Барабара Шурц, когда
познакомились, но то, что они революционеры - это
точно. Я не видел Бренера несколько лет, с тех пор,
как он последний раз приезжал в Москву. Поэтому,
когда в первый же день пребывания в Лондоне в
моем гостиничном номере зазвонил телефон и самый
наш известный радикал сказал, что сидит внизу в
холле, я поспешил на встречу. Я действительно
увидел Александра и Барбару. И они действительно
были революционерами. Бренер был в кожаной
куртке с цифрами "77", с прической, в которой
было что-то революционное и седые волосы.
Революционность Барбары проявлялась в
высказываниях. Но конечно не так сильно, как
высказываниях героини новой книги. У героини,
если верить авторам, задница пахнет, как пепелище,
голос напоминает выстрел броненосца Потемкин,
моча разъедает золото и платину (вероятно,
символы капитализма), а слюна убивает наповал
быков и гиппопотамов.
Самое революционное, что я услышал
непосредственно от Барбары, касалось детей. В
милом разговоре про всякое-разное Бренер спросил
меня, как я поживаю в Москве, как вообще дела, вот,
он слышал, что у меня родился ребенок. Поговорили
и моем ребенке. Тогда я спросил, догадываясь, что
тема провокационная, не собираются ли они с
Барбарой тоже завести ребенка. Бренер ответил,
что нет, сам видишь, в каких мы условиях живем.
Снимаем комнату размером с кровать за 80 фунтов в
неделю в общежитии, в котором живут
преимущественно пакистанцы. Денег нет, живем на
небольшую сумму, полученную от проекта, в котором
участвовали. То есть ответил вполне по-человечески,
без плевков и наступаний на ногу. Но тут вступила
Барбара. Она сказала, что вот это мнение, что
человек обязательно должен родить ребенка и
продлить свой род, является капиталистическим,
буржуазным предрассудком, и она борется против
него.
Барбару мне хотелось называть "товарищ".
Вспоминались Клара Цеткин и Роза Люксембург.
Когда я сказал Бренеру, что он изменился и чем-то
теперь напоминает Лимонова (кожаной курточкой и
прической), то Барбара парировала - ты путаешь
правое и левое. Лимонов - правый, а мы левые. Ну что
ж, я действительно особой разницы между этими
категориями не вижу. Тем более, что у нас в России
все вообще перепуталось, надо теперь различать
понятия правые в смысле фашисты и правые в смысле
СПС. Так все смешалось, что стало напоминать
идеальный материал для художника,
интересующегося архетипическим сознанием. Я и
спросил Бренера, так ли это. Представляет ли для
него политика отвлеченный артистический интерес
или он ею занимается серьезно, со сжатыми скулами
и холодным взглядом исподлобья? Бренер сказал,
что серьезно. Что все эти артистические игры ему
надоели. Что он будет бороться против фашистов и
капиталистов по-настоящему.
Букака - симпатичный придурковатый персонаж,
этакая помесь Алисы в стране чудес и Маты Хари,
выполняющей секретные задания своей собственной
маниакальной психики. Одно из заданий - плюнуть в
Ноама Чомского, читающего в Массачусеттском
технологическом институте лекцию об
антикапиталистическом активизме в "ИНТЕРНЕТЕ"
(тоже заглавными буквами, как и "РЕВОЛЮЦИОНЕР",
вероятно, из уважения). Иллюстрация - Букака перед
Чомским, стоящим на коленях. Держит веревочку,
привязанную к эректированному члену Чомского.
Другое приключение Букаки - общение с
полковником Кадаффи. Ей предложено на выбор -
либо сделаться любовницей полковника, либо стать
камикадзе и с бомбой во влагалище отправиться
уничтожать Израиль. Гордая Букака выбирает
последнее.
Мне нравится книга Бренера и Шурц. Настолько,
насколько я могу оценить ее. Написана она по-английски
и, возможно, некоторые тонкие стилевые моменты
ускользают от меня, мое знание английского
далеко от совершенства. Хотя, когда я спросил
авторов, как это вы, собственно, пишете по-английски,
ведь у одного из вас родной язык - русский, а у
другого - немецкий, Барбара ответила: "Правильный
английский язык - это тоже капиталистический
предрассудок. Средство насилия. А мы против
насилия протестуем и пишем по-английски как
получится."
Когда-то Бренеру удалось поссориться
практически со всеми деятелями московской
художественной сцены. В основном из-за его
честной, непримеримой веры в то, что он
занимается реальной политической борьбой, а
другие - нет. Когда я спросил про Сергея
Кудрявцева, бывшего издателя его книг в Москве,
Бренер сказал, что написал про него что-то такое,
после чего Кудрявцев с ним не разговаривает.
Однажды в Москве Бренер после открытия своей
выставки призывал идти на штурм Кремля. Публика
осталась допивать и доедать фуршетные угощения,
но пара человек поплелись за ним и потом
рассказывали, как он стучался в калитку в
Спасской башне и объяснял милиционеру, зачем
пришел. Его теперешнее сидение в Лондоне имеет
аналогии из реальной политики. Сейчас там сидит
опальный Березовский, известный видеохудожник,
также работающий в политическом жанре. А когда-то
там провел длительное время опальный Герцен,
имевший задание не менее важное, чем у Букаки -
разбудить декабристов. В метрополии же всегда
остается политический мэйнстрим. Пока у нас
здесь строится новое светлое будущее -
капиталистическое консумеристское общество,
наши художники также посвящают свое время и силы
политической борьбе. Об этом - в следующем
выпуске.
Андрей Великанов
28 марта 2002