ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

На пару дней, 10 и 11 марта в Питере собрались российские сетевые художники, кураторы, менеджеры, работающие в области сетевого искусства. Поводом послужила прошедшая 1 марта в Москве церемония вручения Национальной Интел Интернет премии. В пятерку лучших сайтов в номинации "Сетевое искусство" вошли: сайт Андрея Великанова, "Дарья Чужбина online", "КОАЛА" Дани Васильева, "Ельское" Ели Зеленой и Сидора Синебрюхова,  "Система" Намнияз Ашуратовой. Победителем стал сайт "Дарья Чужбина online".
CVA
10 марта с 16.00 до 19:00  Музей нонконформистского искусства на Пушкинской-10 был полон гостей и участников. Куратору проекта "Хроника селекционирования сетевого искусства" Николаю Кононихину удалось собрать всех номинантов, а также Алексея Варсопко и Сергея Тетерина, также представивших свои работы, которые были отобраны селекционной комиссией, но не были номинированы на премию. Питерские ребята сказали, что не видывали в Музее столь много публики. В начале показа буквально было не куда встать. Да и до конца почти трехчасового действа оставалось достаточно много народа.
И что же участники?
Открыли показ короткие выступления Кононихина и Прохорова, члена координационного совета академии интернет, одного из авторов проекта награда.ру и инициатора номинации "Сетевое искусство" в этой награде.
Затем Наталья Стручкова ("Дарья Чужбина online"), достаточно традиционно и с минимальными комментариями продемонстрировала все проекты своего портфолио, каковым собственно и является Дарья Чужбина online. Затем запустил демо-версию "КОАЛЫ" Даня Васильев, предложив собравшимся задавать вопросы, в ходе ответов на которые высказал мнение о необходимости сознательного профанирования сетевых проектов для возможно большего расширения их аудитории. Замечу, что участие сетевых художников в интернет премии диктовалось в первую очередь желанием популяризации собственного творчества. Извечным желанием признания. В этом смысле все они сознательно или бессознательно разделяли мнение Дани. Следующий выступавший, Андрей Великанов не стал демонстрировать старые проекты, а использовал отведенное время для премьеры нового проекта "Неоконченный гимн для механического Михалкова. Самообучающаяся машина для непрерывного обновления самого совершенного поэтического текста". Причем в первую очередь это было не демонстрацией экранных форм, с помощью которых любой желающий может принять участие в обновлении самого совершенного поэтического текста, а объяснением концепции проекта, достаточно убедительно продолжающего социокультурные сетевые исследования "Системы". В данном случае Великанов отвел себе роль медиума, представляющего истинного автора, механического Михалкова, жреца информационного бога Юкста. Выступил же скорее как миссионер. После его выступления были первые аплодисменты.
"Ельское" его авторы представили традиционным показом, с весьма доходчивыми пояснениями.
Интереснейший проект "Арт процессор", симулирующий активность Питерской арт сцены, его автор Варсопко во время показа не смог испортить даже нудностью и бессодержательностью коментария. Сергей Тетерин на фоне демо версии прежних проектов зачитал свой новейший текст "Все медиа художники попадают в рай". Зачитал в мрачно суицидальном стиле, отчего напросился на "Ника Кейва русского медиа арта" (и от того еще, что сам любит всякие "берлины русского медиа арта").
ВСЕ участники-демонстраторы + модератор Николай Кононихин, представители института Про Арте, Арт-Питера + московские спешиал гестс типа меня и некоторые журналисты продолжили мероприятие в ближайшем пивняке на Пушкинской, где и отвели дущу в непосредственном и непротокольном общении. Выпивали за все, что связывает, обсуждали все, что попадало на язык и всех, кто попадал. Потом еще за них же выпивали. Короче порадовали друг друга и разошлись удовлетворенными. Решив, что сетевое искусство есть, что оно, слава богу, очень разное, что все проекты здесь представленные имеют шанс относиться к искусству и что, не смотря на частое онлайновое общение, все мы нуждаемся в общении живом. Поэтому первая Питерская сходка безусловно хороша. А Кононихин с Про Арте молодцы, что организовали все это.

11 марта, в 18:00 в Институте ПроАрте (Санкт-Петербург, Петропавловская крепость)  состоялся Круглый стол "Что есть сетевое искусство и где его Net" (модератор Н.Кононихин). Мероприятие более солидное по замыслу.
Идея его проведения  была инициирована Анатолием Прохоровым и с интересом воспринята членами селекционной комиссии Национальной премии, которые в начале года осуществляли отбор сайтов в номинации "Сетевое искусство" и поломали не мало копий в попытке дать определение сетевого искусства. В круглом столе приняли участие: Даня Васильев, Андрей Великанов, Дмитрий Виноградов, Ольга Горюнова, Ель Зеленая и Сидор Синебрюхофф, Николай Кононихин, Константин Митенев, Светлана Острова, Дмитрий Пензин, Юрий Пластинин, Анатолий Прохоров, Максим Райскин, Наталия Стручкова, Сергей Тетерин, Дмитрий Шубин.

Однако для круглого стола было заготовлено явно не соразмерное возможностям количество разношерстных  вопросов.

1. Годится ли дефиниция "искусства" для новых медиа вообще и Сети в частности?
2. Можно ли построить концепцию искусства не на эстетике (эстесис = восприятие, чувствование), а на этике (этос = обычай, нрав, набор норм, привычек и ритуалов)?
3. Этическое пространство современного "визуального искусства" (манипулирование сознанием, вымысел как ложь на котурнах, разрушение социокультурной стабильности, etc.) в оффлайне и онлайне.
4. Современный интеллектуальный контекст. Сеть и сетевое искусство в этом контексте.
5. Чем отличается "искусство в сети" от "сетевого искусства"?
6. Нет-арт и вэб-арт - это одно и то же или разные вещи?
7. Интернет и Сеть. Существует ли искусство, адекватное Сети?
8. Концепция искусства, работающего с информацией как с материалом и используещего медиа-структуру как поле для своих действий?
9. Интерактивность произведений сетевого искусства: что мы под этим понимаем?
10. Искусство и информация в Сети. Культорологическая “машина” - уже не netart или уже nextart.
11. Кто “делает” сетевое искусство: художник, зритель, куратор (профессиональный эксперт)?
12. Проблема профанства и популярности сетевого искусства. Стоит ли вовлекать зрителя? Если стоит то как, чем и кем жертвовать ради общего блага?.

Жуть, да?
Двух, трех дневной конференции не хватит, чтоб все это всерьез обсудить.
Можно конечно постебаться пару часиков, но к этому "круглый стол" был не готов.
С вечера решили начать с двухминутных "заявок" каждого из участников - что же каждому из нас представляется наиболее значимым для обсуждения?
В результате эта вводная часть затянулась на 40 минут. И в выбранном формате оказалось "кто в лес, кто по дрова".
И нет арт мертв, т к его "освоили" репрессивные институции (Горюнова), и некий веб арт прогрессивнее нет арта (Митенев), и о привлекательности телекоммуникационного искусства (Тетерин), и о "клоунаде нет арта" и что не всякий интерактивный проект есть нет арт (Прохоров), и о необходимости популяризации и профанирования нет арта (Васильев), и о сопоставлении поля нет арта с полем актуального искусства вообще (Райскин), и что мерт не нет арт, а его "окончательный модернизм" и что важнее не определение нет арта, а включенность проектов в современный интеллектуальный контекст (Пластинин), и о том, что не технологии определяют нет арт, что в сеть соединены не компьютеры, а информационные конструкты, что художники как серфингисты должны седлать гиганские информационные волны, исходящие от ничтожных реальных событий, использовать их в своих социокультурных целях; каких? миссионерских в итоге, в бескорыстном служении  великому Юксту (Великанов). Великановские интенции безусловно были наиболее эффектны и поддержаны в обсуждении Райскиным, Прохоровым и Кононихиным. Были еще и незначительные "пинания", но вцелом я вынужден согласиться с критикой прозвучавшей вместе с вопросами со стороны собравшихся, но не сидевших за круглым столом. 1. Получился междусобойчик, явно уступавший случающимся в онлайновом режиме. 2) Все было нудновато и не интерактивно, как ни странно. Наконец, один из слушателей Про Арте поставил радикальную такую точку: "Почему ж как только онлайновая публика собирается в оффлайне, обязательно получается провальное мероприятие. Может лучше и не вылезать из онлайна?".
Думаю, последний вопрос надо в онлайне же и обсудить. Гарантированно не провально.
round-table

Ю.П.
12 марта.

PS: Специальное спасибо Светлане Островой (Про Арте) за заботу.

Вверх

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO