ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ органайзер ковалева андрея #44 - 3/16 октября Борис Турецкий Выставка "Российское искусство 1950 - 1970-х годов" - Искусство объекта Нонконформисты галерея работ: Дверь Рогинского. 1969 Банки. 1974 Плита. 1969 Борис Турецкий. Картинная галерея. Статьи. Тексты художника. Фотоархив. Актуальное искусство. Авангард. turetskiy.nm.ru Андрей Ковалев. Не нужен нам берег... http://www.vremya.ru/2003/176/10/80532.html А зритель --то есть художники-нонконформисты, журналисты-дипломаты и даже кагэбэшные филеры, присматривавшие за художниками, -- никаких открытий в монументальных контррельефах Турецкого не признал. Тот факт, что вся рота марширует неправильно, не должен нас смущать, но и одинокий воин с прирожденным чувством ритма тоже долго не выдерживает. Однако на Западе задним числом в историю не вписывают: эта история, в отличие от нашей, уже свершилась. Да и наша динамично мутирующая история тоже уже почти закрыта -- например, работы Турецкого не попали даже на выставку «Москва--Берлин», которая открывается в германской столице в конце сентября. Надя Плунгян Абстракция между мышеловкой и свалкой. Выставка Бориса Турецкого на Крымском Валу http://www.newsinfo.ru/index.sema?a=radio&sa=view_new&p=1&id=33631&y=x Знаменитая "Обнаженная" Турецкого, то есть наклеенные на картоночку чулки, перчатки и ужасающее мутно- кружевные штаны с прочим бельем действительно выглядит не столько как коллаж-натюрморт и даже не как реди-мейдовская шутка, а как отстраненный и довольно холодный взгляд нового поколения на быт собственной страны. Быт, который уничтожает жизнь и властвует даже над женской красотой. Сначала трудно понять логику такого смешения жанров, но при взгляде на работы художника последних лет (80-90-е), похожие на безумную рваклю ослепшего японца (белые, прилепленные пластырем друг к другу мятые обрывки каких-то неоконченных писулек) сводят в одно безнадежность замкнутого существования. Жизнь для него неизменно осталась огромной свалкой без выхода, сумасшедшим домом, мышеловкой автобуса. Юлия Малахова. Демарш Турецкого. Третьяковка "рассекретила" самого загадочного художника СССР - Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) http://www.rg.ru/2003/09/18/DemarshTuretskogo.html Он прорвал железный занавес в искусстве, пожалуй, первым из "советских" художников создавая поп-артовские композиции и абстракции. Пожалуй, эта раздвоенность художника, тонко чувствующего плюсы и недостатки всех испробованных им стилей и жанров, привела его к решительному отказу от кисти и красок вообще. С 1974 года он прибивает на жесть консервные банки, собирает с помоек старые вещи и создает свои ассамбляжи. Жизнь, ее отходы, грязное нестираное женское белье - вот та истина реального бытия, которой упивается Турецкий. Он исследует уже не возможности бумаги, а гибкость и сжатие ткани, кожи. Константин Агунович. Борис Турецкий http://afisha.ru/art-review?id=2223912&from=feature Задевала лишь «очевидность»: очевидно мне было лишь то, что Турецкий ужасен. Что мрачнее художника в русском искусстве второй половины — а может, не только второй — поискать. Притом не от вещей мрачность и ужас, хотя и те мрачны бывают; от того, как пытаешься их связать и видишь, что мучился человек — ох мучился. Турецкого, кажется, просто сплющило. Хотелось настоящего, своей правды в жизни и в искусстве — и возникали гуашевые монстры в два метра про очереди и толчею в метро, давящие до сих пор; закрашенные гуашью в палец толщиной, рвущиеся в реальность размерами и фактурой. Черкались до дыр — до настоящих, правдивых дыр — листы «второго абстрактного» («абстрактные» периоды предшествовали периодам болезни, а «фигуративные» совпадали с обострениями). И поздние ассамбляжи, в которых видят русский поп-арт, а друг Каменский прямо сознался: не понимаю я этого — не есть ли это просто плевок в искусство? Федор Ромер. Поминки по поп-арту http://www.e-jurnal.ru/089/life/exhib/01/index.html Вообще, «абстрактный» раздел на выставке в Третьяковке – пожалуй, самый сильный во всей экспозиции. Аутист Турецкий, не заботившийся о карьере и славе, бежавший публичности и вообще редко выходивший из дома, общался с угрожающим окружающим миром только путем приручения его на бумаге. В таком случае это не артистическая нейтральность, а самая отчаянная человеческая экзистенция. Характерно, что «Эротическая серия» Турецкого – всего лишь пузыреобразные разводы-облака, сделанные черной тушью. И что у пустой телефонной будки призывно открыта дверь, но трубка безжизненно висит у аппарата. Ничего человеческого нет в мире Турецкого, кроме напряженного присутствия самого автора. Одинокого гения, добровольно заточившего себя в мастерской и оттуда взирающего на мир. Это конечно же апология вещи, как в поп-арте. Но в отсутствие жизни, а не от избытка ее. Вера Чайковская. Геометрия пространства и спонтанные выкрики http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/chaik.html Но все это, на мой взгляд, несколько созерцательно, чересчур «интеллектуально». Не хватает какой-то причуды чувства, «тайного извива» сердца. Просто художнический поиск должен продолжиться. Для умершего Турецкого тут есть свои перспективы — возникновение новых художественных контекстов, в которых его графика, возможно, выявит свои скрытые потенции. Елена Титаренко. Работы художника Бориса Турецкого показывает ГТГ МОСКВА, 16 сентября. /Корр. РИА "Новости" http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=434371 А в 1960-е годы у Турецкого наметились две взаимоисключающие линии - абстрактная и фигуративная. Им он поочередно следовал на протяжении всей жизни. Вернувшись к традиционным формам, без всякой "литературщины" изображал сцены из жизни: люди в метро, магазинах и на улицах. Монументальность и экспрессивная напряженность образов в сочетании с обыденностью мотивов и нарочитой простотой языка выделяли работы Турецкого из общей массы творений возникшего в ту пору соц-арта. Велимир Мойст. Подлинный марш Турецкого http://www.gazeta.ru/2003/09/17/podlinnyjmar.shtml Турецкий стал одним из первых «оттепельных» абстракционистов, а позднее ассамбляжами из перчаток, сапог, бюстгальтеров и т.п. навлек на себя печать предвестника советского поп-арта. Не вдаваясь в рассуждения про отличие тамошних и здешних игр с материальной культурой, сообщим лишь, что для Турецкого это был короткий, меньше года, период. Все-таки не подобными кунштюками он по-настоящему интересен. Сергей Сафонов. Турецкий вернулся http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=37050000000007716 При том что многие увидят в работах Турецкого семидесятых годов вопиющую 'социальность' - людей в метро, продавцов и очереди, манекены, как бы пародирующие наших сограждан 'семидесятой широты', - не один только 'коллективный портрет эпохи' интересовал автора. И бесконечно выясняет, сколько белого необходимо для гармонии беспредметных черных форм. Впрочем, эти абстракции, скорее, реализм, причем с традицией: и Рембрандт, и Караваджо тоже были не прочь добиться гармонии между темным и светлым. Просто в случае Турецкого одна из профессиональных задач оказалась настолько приближена к автору, что на время заслонила другие. Николай МОЛОК. ОТ АБСТРАКЦИИ К ПОП-АРТУ. В Третьяковской галерее открылась выставка Бориса Турецкого http://www.izvestia.ru/culture/article38553 По выставке Бориса Турецкого можно изучать историю послевоенного модернизма: здесь представлены все три его главнейших направления - абстракция, "новая вещественность" (странная форма фигуративного искусства) и поп-арт, который в нашей стране нередко приобретал форму соц-арта. По этим линиям (в случае Турецкого - трем периодам в его творчестве) и построена экспозиция выставки. Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Художник по необходимости. В Третьяковской галерее открыта ретроспективная выставка Бориса Турецкого http://www.vremya.ru/2003/174/10/80276.html Турецкий идеально вписывался в романтическую легенду о художнике-отшельнике, интересующемся только искусством. Творчество было для него единственным способом жить. На пресс-конференции цитировали трогательное признание художника: «Другие занимаются искусством от любви к нему, я -- от Он был постоянно переполнен впечатлениями, слишком сложными для слабого организма. Огромные гуаши с чудовищными персонажами в метро и очередях, как и ассамбляжи с чулками, бюстгальтерами, консервными банками -- осколками убогого советского быта (поп-арта по-советски) -- не критика советской реальности, а полновесное и болезненное переживание действительности e-mail: Aндрей Ковалев © 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
органайзер ковалева андрея #44 - 3/16 октября
Борис Турецкий
Выставка "Российское искусство 1950 - 1970-х годов" - Искусство объекта
Нонконформисты галерея работ: Дверь Рогинского. 1969 Банки. 1974 Плита. 1969
Борис Турецкий. Картинная галерея. Статьи. Тексты художника. Фотоархив. Актуальное искусство. Авангард. turetskiy.nm.ru
Андрей Ковалев. Не нужен нам берег... http://www.vremya.ru/2003/176/10/80532.html А зритель --то есть художники-нонконформисты, журналисты-дипломаты и даже кагэбэшные филеры, присматривавшие за художниками, -- никаких открытий в монументальных контррельефах Турецкого не признал. Тот факт, что вся рота марширует неправильно, не должен нас смущать, но и одинокий воин с прирожденным чувством ритма тоже долго не выдерживает. Однако на Западе задним числом в историю не вписывают: эта история, в отличие от нашей, уже свершилась. Да и наша динамично мутирующая история тоже уже почти закрыта -- например, работы Турецкого не попали даже на выставку «Москва--Берлин», которая открывается в германской столице в конце сентября.
Надя Плунгян Абстракция между мышеловкой и свалкой. Выставка Бориса Турецкого на Крымском Валу http://www.newsinfo.ru/index.sema?a=radio&sa=view_new&p=1&id=33631&y=x Знаменитая "Обнаженная" Турецкого, то есть наклеенные на картоночку чулки, перчатки и ужасающее мутно- кружевные штаны с прочим бельем действительно выглядит не столько как коллаж-натюрморт и даже не как реди-мейдовская шутка, а как отстраненный и довольно холодный взгляд нового поколения на быт собственной страны. Быт, который уничтожает жизнь и властвует даже над женской красотой. Сначала трудно понять логику такого смешения жанров, но при взгляде на работы художника последних лет (80-90-е), похожие на безумную рваклю ослепшего японца (белые, прилепленные пластырем друг к другу мятые обрывки каких-то неоконченных писулек) сводят в одно безнадежность замкнутого существования. Жизнь для него неизменно осталась огромной свалкой без выхода, сумасшедшим домом, мышеловкой автобуса.
Юлия Малахова. Демарш Турецкого. Третьяковка "рассекретила" самого загадочного художника СССР - Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) http://www.rg.ru/2003/09/18/DemarshTuretskogo.html Он прорвал железный занавес в искусстве, пожалуй, первым из "советских" художников создавая поп-артовские композиции и абстракции. Пожалуй, эта раздвоенность художника, тонко чувствующего плюсы и недостатки всех испробованных им стилей и жанров, привела его к решительному отказу от кисти и красок вообще. С 1974 года он прибивает на жесть консервные банки, собирает с помоек старые вещи и создает свои ассамбляжи. Жизнь, ее отходы, грязное нестираное женское белье - вот та истина реального бытия, которой упивается Турецкий. Он исследует уже не возможности бумаги, а гибкость и сжатие ткани, кожи.
Константин Агунович. Борис Турецкий http://afisha.ru/art-review?id=2223912&from=feature Задевала лишь «очевидность»: очевидно мне было лишь то, что Турецкий ужасен. Что мрачнее художника в русском искусстве второй половины — а может, не только второй — поискать. Притом не от вещей мрачность и ужас, хотя и те мрачны бывают; от того, как пытаешься их связать и видишь, что мучился человек — ох мучился. Турецкого, кажется, просто сплющило. Хотелось настоящего, своей правды в жизни и в искусстве — и возникали гуашевые монстры в два метра про очереди и толчею в метро, давящие до сих пор; закрашенные гуашью в палец толщиной, рвущиеся в реальность размерами и фактурой. Черкались до дыр — до настоящих, правдивых дыр — листы «второго абстрактного» («абстрактные» периоды предшествовали периодам болезни, а «фигуративные» совпадали с обострениями). И поздние ассамбляжи, в которых видят русский поп-арт, а друг Каменский прямо сознался: не понимаю я этого — не есть ли это просто плевок в искусство?
Федор Ромер. Поминки по поп-арту http://www.e-jurnal.ru/089/life/exhib/01/index.html Вообще, «абстрактный» раздел на выставке в Третьяковке – пожалуй, самый сильный во всей экспозиции. Аутист Турецкий, не заботившийся о карьере и славе, бежавший публичности и вообще редко выходивший из дома, общался с угрожающим окружающим миром только путем приручения его на бумаге. В таком случае это не артистическая нейтральность, а самая отчаянная человеческая экзистенция. Характерно, что «Эротическая серия» Турецкого – всего лишь пузыреобразные разводы-облака, сделанные черной тушью. И что у пустой телефонной будки призывно открыта дверь, но трубка безжизненно висит у аппарата. Ничего человеческого нет в мире Турецкого, кроме напряженного присутствия самого автора. Одинокого гения, добровольно заточившего себя в мастерской и оттуда взирающего на мир. Это конечно же апология вещи, как в поп-арте. Но в отсутствие жизни, а не от избытка ее.
Вера Чайковская. Геометрия пространства и спонтанные выкрики http://magazines.russ.ru/znamia/2001/5/chaik.html Но все это, на мой взгляд, несколько созерцательно, чересчур «интеллектуально». Не хватает какой-то причуды чувства, «тайного извива» сердца. Просто художнический поиск должен продолжиться. Для умершего Турецкого тут есть свои перспективы — возникновение новых художественных контекстов, в которых его графика, возможно, выявит свои скрытые потенции.
Елена Титаренко. Работы художника Бориса Турецкого показывает ГТГ МОСКВА, 16 сентября. /Корр. РИА "Новости" http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=434371 А в 1960-е годы у Турецкого наметились две взаимоисключающие линии - абстрактная и фигуративная. Им он поочередно следовал на протяжении всей жизни. Вернувшись к традиционным формам, без всякой "литературщины" изображал сцены из жизни: люди в метро, магазинах и на улицах. Монументальность и экспрессивная напряженность образов в сочетании с обыденностью мотивов и нарочитой простотой языка выделяли работы Турецкого из общей массы творений возникшего в ту пору соц-арта.
Велимир Мойст. Подлинный марш Турецкого http://www.gazeta.ru/2003/09/17/podlinnyjmar.shtml Турецкий стал одним из первых «оттепельных» абстракционистов, а позднее ассамбляжами из перчаток, сапог, бюстгальтеров и т.п. навлек на себя печать предвестника советского поп-арта. Не вдаваясь в рассуждения про отличие тамошних и здешних игр с материальной культурой, сообщим лишь, что для Турецкого это был короткий, меньше года, период. Все-таки не подобными кунштюками он по-настоящему интересен.
Сергей Сафонов. Турецкий вернулся http://www.gzt.ru/rub.gzt?id=37050000000007716 При том что многие увидят в работах Турецкого семидесятых годов вопиющую 'социальность' - людей в метро, продавцов и очереди, манекены, как бы пародирующие наших сограждан 'семидесятой широты', - не один только 'коллективный портрет эпохи' интересовал автора. И бесконечно выясняет, сколько белого необходимо для гармонии беспредметных черных форм. Впрочем, эти абстракции, скорее, реализм, причем с традицией: и Рембрандт, и Караваджо тоже были не прочь добиться гармонии между темным и светлым. Просто в случае Турецкого одна из профессиональных задач оказалась настолько приближена к автору, что на время заслонила другие.
Николай МОЛОК. ОТ АБСТРАКЦИИ К ПОП-АРТУ. В Третьяковской галерее открылась выставка Бориса Турецкого http://www.izvestia.ru/culture/article38553 По выставке Бориса Турецкого можно изучать историю послевоенного модернизма: здесь представлены все три его главнейших направления - абстракция, "новая вещественность" (странная форма фигуративного искусства) и поп-арт, который в нашей стране нередко приобретал форму соц-арта. По этим линиям (в случае Турецкого - трем периодам в его творчестве) и построена экспозиция выставки.
e-mail: Aндрей Ковалев
© 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO