ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ органайзер ковалева андрея #42/ 15 ноября Органайзер #42. 15 ноября. Кругом одна попса - Церетели, Матисс, Дали. Хорошего мало - попсовый Кулик, да Гия Эдсгверадзе. Одна надежда на передвижников и подлинного Ильина и подлинную Гмуржинску. Хорошие новости. Пакито Инфантэ и Анна Горюнова, Гия Эдсгверадзе, Бильжо, Митьки, Евгений Нестеров, Леня Тишков, опять же Куличок. Большой ужас. Церетели форевер. Новая Попса. Матисс, Дали. Базар-вокзал. Антики в Москве и новоделы в Париже. Хит!!! Передвижники в моде. Лики на экранах. Малевич с Тупицыной в мадридском кино. А у нас... Настоящий Павел Басманов. Шумим, братцы... Африканыч рассказал о связи чеченских боевиков с Аль-Каедой. Некролог. Париж умрет в Питере. Тотал прикол. Гмуржинска - это наш минкульт. Умственное. Секретный авангард слева. Плагиаторы. Марина Абрамович политически купается в аквариуме. Как Кулик. Хорошие новости. Пакито Инфантэ и Анна Горюнова, Гия Эдсгверадзе, Бильжо, Митьки, Евгений Нестеров, Леня Тишков, опять же Куличок. У нас стал происходить международный процесс - вот американцы жалуются, что никто из критиков не критикует. Все критики заняты попсой - Матиссами всякими да Дали. Большинство критиков воспринимают этот запрос на "интересное" со стороны редакторов как раз и навсегда заданную реальность. И ставят Церетелия как информационный повод на первое место. Отчего реальный худ-процесс куда-то исчезает. Печально все это, потому что какая-никакая, но у нас есть худжизнь. Guess who's in for a little criticism? http://www.calendarlive.com/galleriesandmuseums/knight/cl-et-knight8nov08.story A landmark study of journalistic art criticism comes to a surprising conclusion: Most art critics don’t write criticism. Now I think I know why. Last week, a survey of 169 art critics at general-interest news publications across America was published by the National Arts Journalism Program at Columbia University. Here's what does: By and large, journalistic art critics don't write art criticism. Americans don't much like art, so a bunker mentality can prevail in the art world. (It's us against them, and a critic better be with us.) Since Genauer's day, the art world has exploded into a global multibillion-dollar industry, in which critical acuity would seem more necessary than ever. But critics appear to have buckled under the force of its big bang. Полина Печерская. Москва после... Архитектурная фотоутопия “МетаМосква” в Крокин-галерее. http://www.gazeta.ru/2002/11/09/moskvaposle.shtml Поэтому за два часа до открытия проекта Пакито Инфантэ и Анны Горюновой состоялась импровизированная пресс-конференция, посвященная “удачно угаданному художнику” Ольге Чернышевой, чьи работы галерея выставила пред жадными до всего удачно угаданного очи европейцев и не ошиблась – было продано около тридцати работ. В отличие от Чернышевой, ухитряющейся находить метареальность в самой реальности, авторы проекта “МетаМосква” над реальностью основательно потрудились. Современные “геоутописты” вписали хорошо узнаваемые, можно сказать, экспортные архитектурные ансамбли Москвы в сногсшибательные пейзажи. Иной критик начнет, конечно, искать здесь политический подтекст и аллюзии. Почему под серым архитектурным сооружением с надписью СССР – пустыня, а у МГУ из ушей вода льется, а? Но на самом деле проект концептуально почти девственен. Просто авторы размечтались по-маниловски: вот как ведь было бы хорошо, чтобы и Природа, и Цивилизация… и волки сыты, и овцы целы… Никита АЛЕКСЕЕВ. Это пре-крас-но! В Москве, в Государственном центре современного искусства состоялась выставка Гии ЭДГВЕРАДЗЕ, самого знаменитого современного художника из Грузии. http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12148&chapter=12 Вообще-то когда серьезный грузин в летах, профессор, рядится в девичье платьице и в таком виде разгуливает по городу, это само по себе потешно и страшно. Но это совсем не только трагифарс с переодеванием. По сей психоаналитической канве Эдгверадзе удается вышить очень поэтические слова о жизни, смерти и любви. А еще – очень хорошо, что в Москве в кои веки раз представилась возможность увидеть, что делает наш бывший собрат по совдепии. А то как—то разметало всех по миру Константин Агунович Преуспевающий фотограф интересуется мелочью http://afisha.ru/art-review?id=557605 Влажную темноту собственных мозгов" упоминает преуспевающий фотограф ЕВГЕНИЙ НЕСТЕРОВ всякий раз, когда речь заходит о том, что интересует преуспевающего фотографа вне заказов. Эфемерные, неопределенные, как шепот, полурастворенные в мистическом тумане, который Нестеров наводить мастер, - эти вещи будто и впрямь происходят непосредственно из сырой темноты воображения. И будто они еще не воплотились вполне и скорее кажутся, чем существуют в реальности. Никита АЛЕКСЕЕВ. Потрошеные http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12150&chapter=12 Основная же неудача Кулика, по-моему, заключается в некой промежуточности и плоской литературности. Работа – шокирующая. Но и художник, и галерея настаивают на том, что это не Курникова, а теннисистка, похожая на Курникову. Но что уместно в поп-литературе, выглядит странновато в актуальном искусстве, претендующем на шокирующий эффект. Еще же важнее, разумеется, эти устрашающие таксидермические швы. Все мертвы в современном “обществе спектакля”, вещает Кулик, все лишь пустые оболочки, набитые трухой, на скорую руку зашитые суровой ниткой и выставленные в музейных витринах. Идея если и не совсем лишенная смысла, то уже давно и блестяще проговоренная философами вроде Жана Бодрийяра и Умберто Эко и вряд ли требующая прямого иллюстрирования. Александр Панов. Сеанс мозговедения http://ej.ru/044/na_dniah/exhibition/bildzho/index.html За нарочитой пестротой и грубостью наивных аллегорий скрывается (или должна скрываться) метафизическая глубина откровений о стране, мире, личной и общественной жизни. Тех откровений, которые ждали от русского художника времен перестройки и гласности западные покупатели. Однако, разглядывая выставку, вдруг понимаешь, что Бильжо мало изменился. Карикатурные анонимы с картин приняли очертания всем известного Петровича. А пресловутая метафизика… С трудом верится, что врач Бильжо всерьез хотел сообщить нечто архиважное городу и миру. Кроме того, что те сами хотели услышать — как больные на приеме у психиатра. Диагнозы Бильжо продолжает ставить и сейчас, играя в доктора на экране телевизора. Десять лет назад он играл в модного художника из России. Только и всего. Роман ГРЕЦКИЙ. ЛЕОНИД ТИШКОВ: "Искусство кончается вместе с художником" http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=416&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=351659 В "Крокин галерее" показывают товар, а я показываю художников. В галерее "МуХа" создается живая ситуация, где эфемерное превращается в реальное искусство, а Крокин отчуждает от художника произведение, чистит от пыли и предоставляет публике картины. По большому счету его не интересует, кто их делал, - лишь бы имя было на слуху. А в наше время имя и человек - разные вещи. Оля Зверская. И др. “Митьковская неделя в Москве” порадовала столицу разве что открытием, что “чеченцы всех убили и корову увели”. http://www.gazeta.ru/2002/11/04/idr.shtml Поэтому кто-то продолжил лакать пиво в баре, кто-то застрял у лотка с продукцией занудного издательства “Красный матрос”, а кто-то испытывал экономический шок на выставке “Торжество добродетели”: митьковская живопись и тельняшечные артефакты шли по ценам от 700 до 2500 у.е. Шутки – шутками, но если б захотел кто что купить, дешевле бы не вышло. Иначе брату Митьке на уху не хватит Большой ужас. Церетели форевер. Вот сколько добрых слов нашлось у нас для Церетелия. Но веди следует говорить о том, что Ц. - это стьрашная экономическая сила. Почему, когда говорят о рынке кунстбазара, все упоминают каких-то куликов да пупкиных. Вот с чего надо начинать. Влад МАМЫШЕВ-МОНРО, Сергей НИКИТИН, Сергей ХАЧАТУРОВ. Узники Зураба. В Галерее искусств на Пречистенке открылась выставка президента Российской академии художеств http://www.vremya.ru/2002/204/10/44509.html Хит экспозиции -- Лужков-трансвестит в образе ведьмы. Он похож на раскрашенных членов политбюро, которые висят сейчас в галерее “С'АРТ”, но имеет одно преимущество, потому как продукт чистого искусства, не отрефлектированный иронией. В галлюцинозе нашей жизни Церетели абсолютно понятен, искренен и прост. Не нужно искать у него какой-то злой умысел или концептуальный подтекст. Он, как Годзилла в Нью-Йорке, случайно сожрал всю историю мирового искусства просто потому, что кушать хотелось. Продуктами пищеварения мы сейчас и любуемся. Полное отсутствие концепции черновика, эскиза позволяет Церетели быть аномально плодотворным. Все, что делается, сразу объявляется готовым. Его метод альтернативен тому перфекционизму, который отличает работы авангардных художников. Мария ЧЕГОДАЕВА. Право на эксперимент. Выставка Зураба Церетели в Музее на Пречистенке http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=416&rubric_id=205 Кто подобно Церетели ценит все неограниченные возможности холста на подрамнике и красок на палитре; бронзы и смальты, акварели и гуаши; кто подобно ему преклоняется перед Модильяни и Ван Гогом, Матиссом и Пикассо, Пиросмани и Тышлером, старается следовать их путями. Зураб Церетели, быть может, один из своего поколения остается по сей день таким же молодым, дерзким, "неудобным", какими все они были тогда, и кажется, один из своего поколения по-прежнему вызывает все те же попреки и активную неприязнь тех, кому почему-либо не по пути с его искусством. Полагаю, что именно эта независимость и властность "хозяина" раздражают более всего и публику, и критику, всегда зависимых, но тем не менее склонных считать "хозяевами" себя. Сергей Соловьев. ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ ЗАНЯЛСЯ ЛЮБОВЬЮ. Уроки Камасутры от президента Академии художеств http://www.ng.ru/culture/2002-11-05/8_kamasutra.html Церетели как художника в арттусовке уже никто не считает монстром - его считают скучным. Понятно, что при всем почтении к мэру даже такой символист, как Церетели не может сделать из него Аполлона. Но художник нашел свой вариант: он показал Лужкова плотным, мускулистым Гераклом, скрыв живот за счет сильного "утолщения" спины. Остается добавить, что все фигуры и инсталляции в пересказе многое теряют: в них пропадает размах и появляется пародийность. Но в том-то все и дело, что в отличие от постмодернистов Церетели все делает всерьез и очень искренне. В нем нет подобострастного подхалимажа - он искренне любит Лужкова. В нем нет иронии - он искренне налепливает одну форму на другую, совершенно не соотносясь с пластикой. У него нет фиги в кармане - он искренне дарит что имеет. Оттого, может быть, и скучно. Григорий Заславский. Лужков и мастера www.russ.ru/culture/20021110_gz.html Мотивы "серебряного века" звучат в полную силу, - это знаменитые эскизы Бенуа, цитаты и фантазии "на темы". Красиво очень. Не очень красиво смотрится только в этом великолепии размашистая подпись Церетели, которая "расположилась" в том месте, где прежде определили бы место для герба СССР. То есть, в центральной точке, где сходятся половинки занавеса и начинается уже сам потолок. Не очень скромно, но главное - неуместно, так как авторство Церетели тут по меньшей мере не полное (поскольку речь, представляется, все же о соавторстве; причем другой автор о соавторстве по известным причинам знать не может). Ян Смирницки. Как ограбить Церетели http://www.rgz.ru/arhiv/04.11.2002/media/txt1.html Хочет Церетели того или нет, но галерея его имени оставляет стойкое впечатление непомерной мании величия, не фюрерской, а более мелкой – байской, исчисляющейся в ишаках, халатах и центнерах хлопка-сырца. Мы обзвонили десять антикварных салонов Москвы, и везде нам категорически заявляли: “Мы в нем не нуждаемся”. СПС коню под хвост. Обычно весьма неразговорчивый главный архитектор столицы Кузьмин дал 5 ноября пресс-конференцию, посвященную новым памятникам, которые украсят вскоре улицы и площади столицы. http://www.gazeta.ru/2002/11/05/spskonupodhv.shtml Точное место памятника уже найдено москвичами – он будет стоять именно там, куда стихийно люди начали возлагать цветы и ставить свечи. Сначала туда просто положат камень с надписью, а через год, по русскому обычаю, соорудят композицию, проведя предварительно конкурс, который выиграет З.К.Церетели. Памятник Булгакову на Патриарших прудах воплотит почти весь горячечный бред, рисуемый школьниками на стенах знаменитого подъезда. В списке московского общественного совета, занимающегося установкой памятников, двадцать три позиции, считая те, что уже приняты и утверждены, те, что рассматриваются сейчас и пресловутые долги, которые собирались установить еще лет двадцать назад, да все недосуг было. Александр Кузьмин считает, что в Москве очень мало памятников – слишком недолго она является столицей, и по сравнению с Лондоном или Парижем памятников у нас просто нет. Вадим Нестеров. Роль носа в искусстве. В своем просветительском телепроекте автор памятника порокам поможет россиянам философски осмыслить разные части тела http://www.gazeta.ru/2002/11/14/grimasavisku.shtml От проекта, посвященного первостроителям Санкт-Петербурга, питерские любители скульптуры как-то темной ночью оставили только бронзовые пеньки. 14 ноября состоялась презентация премьерного проекта “Воображаемый музей Михаила Шемякина”, который будет выходить на телеканале “Культура”. На презентации Михаил Михайлович поведал всем, что в нем он выступит как автор и ведущий. Художник решил сменить амплуа и выступить в роли просветителя. “В мире фактически нет серьезных профессиональных книг по изобразительному искусству. В любом магазине вы можете купить монографию о Леонардо да Винчи, но книг, к примеру, “Шар в искусстве”, “Рука в изобразительном искусстве” вам не найти. Не хватает обобщения, философского осмысления искусства”. В сюжете, занявшем несколько минут, Михаил Михайлович, рассуждая о картине Брейгеля, умудрился боровшихся с герцогом Альбой нидерландских кальвинистов перекрестить в лютеран, позже обозвать кистень булавой и напоследок обнаружить в древнем Перу касты. Новая Попса. Матисс, Дали. Истино вам говорю - все это и будет теперь Новой Большой Попсой, почти неотличимой от Церетели и Шемякина. Александр Панов. Больше, чем жена. . Лидия Делекторская — Анри Матисс Взгляд из Москвы http://ej.ru/044/na_dniah/exhibition/zhena/index.html В Матиссе, показанном таким образом, ничего нет от знаменитого “дикаря”-фовиста, прославившегося буйным колоритом и преступающей всякие границы энергетикой лихих полотен. И того, кто соберется в Пушкинский музей посмотреть на Матисса, камерная выставка может разочаровать. Зрителя посвящают в сокровенную тайну, на самом деле так тайной и остающуюся. В одном из писем к родственникам сама Делекторская писала так: “Вас интересует, была ли я “женой” Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да”. Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Русская женщина Матисса. В Пушкинском музее открылась выставка “Лидия Делекторская -- Анри Матисс. Взгляд из Москвы” http://www.vremya.ru/2002/208/6/44861.html У нее был особый талант в странной профессии, модной в кругах художественной богемы прошлого века, -- “юная русская эмигрантка, близкая великому художнику”. Став частью жизни Матисса, Лидия Делекторская воспринимала его творчество в объеме, не ограниченном музейными стенами. Детали и обстоятельства творчества казались ей не менее важными, чем его результаты. И сама она стала материальным воплощением этого воздуха творчества, его неотъемлемой частью. Сергей Соловьев/ БЕСЦЕННЫЙ МАТИСС И ПРОДАЖНЫЙ ДАЛИ Российские музеи учатся подавать попсовые имена http://www.ng.ru/culture/2002-11-11/7_matiss.html Марина Лошак искренне потом призналась, что больше уже не любит Шагала - ее эстетская галерея захлебнулась народом. Короче говоря, наши музеи медленно, но верно приходят к тому, что чистое и высокое искусство становится еще выше, если за ним стоят деньги. Но в отличие от своих западных коллег российские искусствоведы этим не пользуются. Они еще не могут уловить конъюнктуру и сделать модным какого-нибудь "нераскрученного" академиста XIX века. Странно, но ни вокруг Дали, ни вокруг Матисса особого ажиотажа (так, чтобы очередь три раза огибала турникеты) не наблюдается. Музейный успех скорее всего лежит где-то посредине между откровенной коммерцией, размахиванием брэндом (просто "на Дали" теперь не заманишь) и академичностью, между нетленными музейными фондами и тем, что хочется повесить в спальне. Николай МОЛОК. ХУДОЖНИК – ДАЛИ http://www.izvestia.ru/culture/article26066 Дали никогда ничего не изобретал - все его искусство состоит из цитат и повторов. Из Фрейда и Андре Бретона, крестного отца сюрреализма. Он был шоуменом, что редкость для художников. Искусство Дали нравится потому, что посвящено современному сознанию и подсознательным страхам современных людей. А также потому, что отвечает представлениям публики о том, какой, собственно, должна быть Картина - непременно красивой, немножко загадочной и ни в коем случае не страшной. Публика ждет от искусства отдыха и наслаждения. И от искусства Дали она их получает. Велимир Мойст Подарки музы. Знакомство с творчеством Матисса без посещения выставки “Лидия Делекторская – Анри Матисс. Взгляд из Москвы” будет неполноценным. http://www.gazeta.ru/2002/11/09/podarkimuzy.shtml Запутанная эволюция отношений между мэтром, его женами и многочисленными натурщицами вывела Делекторскую на главную женскую роль в спектакле под названием “Стареющий гений”. До самой смерти в 1998 году Лидия Николаевна оставалась ведущим консультантом в области матиссоведения и даже сама написала несколько книг, разозлившись на обилие вольностей и передержек у прочих биографов. Такое ощущение, что ностальгия прогрессировала у нее года от года: не представляя собственного возвращения в Россию, она отдавала сюда все самое дорогое и даже интимное из своего предметного окружения, вплоть до блузок и клипсов, в которых когда-то позировала. Пришлось создать в музее специальный именной архив, поскольку многие экспонаты трудно было бы пристроить в уже имеющиеся разделы. Базар-вокзал. Антики в Москве и новоделы в Париже. В такой ситуации надеяться на что-то "хорошее" уже совершенно бессмысленно. Сами накликали. Федор Ромер Острый галльский смысл. “Журнал” продолжает серию публикаций о крупнейших художественных ярмарках. С берлинского “Арт Форума” мы переезжаем на парижский ФИАК http://ej.ru/044/art/03smsl/index.html Между прочим, и выгодно. “Крокин галерея” почти окупила затраты на аренду стенда и доставку работ в Париж благодаря числу продаж — фантастическому для русской галереи, вырвавшейся на Запад. Крокин торговал фотографиями Ольгой Чернышевой, снимающей самые заурядные московские виды. Развалы матрешек, кассет и сигаретных пачек. Теток в шубах и шапках. Цветы в киосках и подземных переходах. Снимает Чернышева без всяких технических ухищрений, с интонацией автора “физиологического очерка”. При этом получается очень элегантно и красиво. Другой русский успех — выбор западными экспертами серии видеофильмов уральских художников Вячеслава Мизина, Дмитрия Булныгина и Александра Шабурова для участия в специальной программе ФИАКа под названием “Видео куб”, представляющей видеоарт со всего мира. Кроме того, следует поздравить Олега Кулика, чьей инсталляцией заинтересовалось министерство культуры Франции (смотрите стр. 59), и Игоря Мухина, чьи снимки уличной жизни Москвы купили со стенда знаменитой венской “Галереи Кринцингер”. Никита АЛЕКСЕЕВ. Три этажа красоты и роскоши. АЙВАЗОВСКИЙ И МАСОНСТВО http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12147&chapter=12 В силу исторических обстоятельств в России – если не говорить о музеях – скопилось куда меньше предметов искусства, чем на Западе. Но нелепое российское законодательство таково, что из страны зачастую легче вывезти что—то, чем ввезти в нее. Ввозить в Россию недорогие предметы и перепродавать намного дороже бывает выгодно. Но что касается вещей на самом деле качественных, цена которых и на Западе высока, – здесь из—за огромных таможенных пошлин ввоз бывает бессмысленным. Велимир Мойст. Пришествие масонских регалий. В ЦДХ открылся тринадцатый антикварный салон. Отвлеченными от реальности остаются и рассуждения о тенденциях рынка: вкусы покупателей никаких революционных изменений за последние годы не претерпели, так что инкрустированные карельской березой комоды и “стулья из дворца”, серебряные десертные ложечки и виды родной природы от Шишкина и Дубовского продолжают служить основой ассортимента. Даже если и будут названы какие-то итоговые цифры, реальные результаты торговли все равно останутся тайной для прессы и публики. О степени успешности предприятия лучше всего скажут статистические показатели следующего салона. Татьяна Андриасова. Неувядающий товар. Участников XIII антикварного салона научат хранить раритеты http://www.mn.ru/issue.php?2002-43-49 Анатолий Вилков, руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры, заверил бизнесменов, что скоро бремя налогов уменьшится. Однако г-на Вилкова беспокоит другая проблема. На российском антикварном рынке стали появляться вещи, исчезнувшие во время войны из государственных музеев. До сих пор их считали вывезенными в Германию, сейчас же выясняется, что они благополучно пребывали в частных коллекциях. Сергей ХАЧАТУРОВ. Роскошь в кредит. Главным героем антикварной ярмарки в ЦДХ стал салонный академизм http://www.vremya.ru/2002/206/6/44676.html На большинстве стендов розовели закаты, голубели рассветы и аловели жирные, с одышкой, розы. Свои соображения по данному поводу обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ высказал знаменитый ученый, профессор Московского университета Михаил АЛЛЕНОВ. Долгое время академизм удерживает завещанную романтизмом приверженность к эпохе, где встречаются мир древний, языческий, и мир христианский. Здесь возможны были два варианта; условно их можно определить как “дионисийский” и “аполлонический”. В первом живописуется разложение, упадок, одичание или помпезные оргии. Хит!!! Передвижники в моде. Для умного человека - передвижники - все лучшее что у нас было, в отличие от всего худшего, которое показывается на всяких антиксалонах Анна Матвеева. РОДИНА-УРОДИНА. В Русском музее открылась выставка "Святые шестидесятые" http://www.ng.ru/culture/2002-11-14/6_rodina.html Список российских проблем за истекшие полтораста лет остался фактически неизменным - и этот грустный факт, о котором свидетельствует выставка в ГРМ, говорит о том, что неверно объяснять нынешние бедствия "трудностями переходного периода": копать нужно гораздо, гораздо глубже. Именно потому, что сегодня мы наблюдаем то же самое, для нас так важна эта эпоха. В 1860-е гг. культура, обратив свой взор на дела российские, впервые заявила о своей гражданской позиции - и эта позиция противостояла позиции власти. Сегодня, когда деятели культуры никак не могут определиться со своим отношением к власти, "святые шестидесятые" звучат особенно остро. Марина Колдобская. Шестидесятники forever. В Русском музее открылась выставка “Святые шестидесятые”. http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2973 Как и при Хрущеве, при Александре II в русском обществе случился необыкновенный энтузиазм и оживление мыслей: людоедская николаевская эпоха закончилась, начались реформы, власть вдруг обнаружила человеческое, хоть и не без странностей, лицо. Как и в советские 60-е годы, ее либерализм простирался не слишком далеко: политика по-прежнему оставалась монополией государства. Политическая оппозиция была наказуема, политическая критика возможна только из-за бугра, политическая мысль вытеснена в литературу и искусство. Художники-нонконформисты продолжали традицию передвижников: критиковали общество в допущенных цензурой пределах. Но по иронии судьбы именно реализм, скомпрометированный советским враньем, был их злейшим врагом. Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург, Сергей ХАЧАТУРОВ. “Гитарист-бобыль” с плейером Samsung. “Бедные” картины передвижников и богатая бытовая техника оказались странными соседями в Русском музее http://www.vremya.ru/2002/207/10/44738.html Следует, правда, заметить, что это не только идеологический, но и экономический бунт. Живописцы попытались создать свой бизнес, оправдываясь высокими целями просвещения и борьбы за социальную справедливость. Так что эпитет “святые” применим к ним с известной долей иронии. Другое название будущих передвижников -- “шестидесятники” -- удивительно напоминает о хрущевской оттепели прошлого века. И в том и в другом случае помыслы борцов с косностью были чистыми, но дума была недодумана, миссионерские цели невнятны, средства никчемны. Даже понимая, что Бродский -- лицемер, а Перов -- честный малый, трудно побороть в себе отвращение к той буро-серой распутице, что хлюпает на полотнах “святых шестидесятников”. Лики на экранах. Малевич с Тупицыной в мадридском кино. Malevich's fascination for the cinema spotlighted in Madrid Exhibitions (ArtBase) - Opening today at the Fundaciуn la Caixa in the Spanish capital of Madrid is 'Malevich y el cine', This show presents works by Kasimir Malevich (1878-1935), combining his Suprematist art with his later figurative paintings and paying special attention to the artist's fascination for the cinema. The show culminates in the presentation of a selection of works by post-war artists who shared Malevich's interest in the transmutation of the abstract to the real and vice-versa. They include, among others, Richard Serra, Yves Klein, Claes Oldenburg, Ilya Kabakov, Art and Language, On Kawara, Joseph Kosuth, Eric Bulatov and Leonid Sokov. Exhibition devoted to Russian artist Malevich opened in Madrid. A "Malevich and cinema" exhibition devoted to Russian artist Malevich started its work in Madrid. http://english.pravda.ru/culture/2002/11/13/39469.html According to the report of the RIA Novosti correspondent, the famous "Black Square" picture and other works of the artist are displayed at the exhibition. The exposition demonstrates influence of Russian avant-garde on contemporary art, in particular, on cinematography. In total, 125 pieces of art painted by representatives of avant-garde of the 20-30es of the last century are exhibited there, including works by Aleksander Rodchenko, El Lisitsky and others, together with photographs and posters of that epoch, stills from films by Sergei Eizenstein and Dziga Vertov "Strike", "Potyomkin Battleship", "October" and "Man with a camera". Malevich and Film Margarita Tupitsyn, et al; Hardcover This book is the catalogue for an exhibition that opens in Lisbon at the Fundacao Centro Cultural de Belem in May 2002, then travels to Europe and the United States. А у нас... Настоящий Павел Басманов. Велимир Мойст. Космос для избранных. Самый человечный ученик Малевича в Третьяковке на Крымском валу. http://www.gazeta.ru/2002/11/14/kosmosdlaizb.shtml Из всех последователей Малевича он оказался, может быть, самым человечным художником, хотя свою человечность никогда не сводил к сопливой лирике. Его хлебопашцы отличаются от персонажей малевичского “Крестьянского цикла” примерно тем же, чем семейные фотографии отличаются от звездных постеров: не так выразительно и декларативно, зато томительно для сердца. Сам автор, правда, с большой неохотой отпускал листы от себя даже в музеи. Вполне вероятно, лелеял в мыслях особый свод, где сумма изобразительных ячеек дала бы феерическую общую картину (подобный замысел вынашивал когда-то Павел Филонов). Шумим, братцы... Африканыч рассказал о связи чеченских боевиков с Аль-Каедой. Забавно, что больше никто так и не решился это сделать в этой пустыне реального. Charlie Finch. Heart of Darkness http://www.artnet.com/Magazine/features/finch/finch11-7-02.asp The crowd streamed into I-20 gallery last Saturday night for Sergei Bugaev's extraordinary installation on the Chechen war, featuring a 1996 film by Al Qaeda mercenaries of the rebels' Arab-led ambush of Russian armored personnel carriers. Filling out I-20's cavernous galleries is Africa's extraordinary installation of tar, rabbit fur, military and religious relics, and ambiguous piping (possibly oil pipelines as well as mortars), permeating the gallery with a rank odor. The totality brings us from ancient dinosaurs turning into oil to dead soldiers turning into sludge. The gallery becomes a cathedral of dread. Некролог. Париж умрет в Питере. Large-Scale Cultural Event is Planned in Paris to Celebrate Saint Petersburg Tercentenary http://english.pravda.ru/culture/2002/11/14/39496.html At a meeting of the event organisers in Paris yesterday it was decided that the exhibition 'Paris-Saint Petersburg. 1800-1840' will open on May 20, 2003, in the Hotel des Invalides. The exhibition will include expositions from the State Hermitage museum, the Kremlin museums and the State Museum of History. According to the organisers, the main theme of the event will be the history of Russian and French culture and the intimacy of the two countries in artistic and intellectual terms which is visible in many works of art. It is hoped that this exhibition will display the cultural ties between the two countries and the common trends within European culture and art. Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Питерский реванш. Анонсирована выставка “Париж--Санкт-Петербург” http://www.vremya.ru/2002/210/6/45034.html Вчера в Париже торжественно анонсировали новый российско-французский культурный проект, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. Юбилей Петербурга в Париже отметят давно чаемой совместной выставкой “Париж--Санкт-Петербург. 1800--1830”, а также изданием “Французско-русского словаря терминов искусства” и музыкальным концертом. Радует последовательный интерес президента “Интерроса” Владимира Потанина к серьезной музейной культуре. Тотал прикол. Гмуржинска - это наш минкульт. Меня усиленно зазывали на эту сходку - да я не пошел. Не интересно - про то, как бабки распилили, никто так ничего и не сказал. Значит - получилось, как всегда - все досталось компьютерщикам каким-то, на нашему брату, искусствоведу - почти ничего. И нечего искать каких-то тайных смыслов - просто распилка бабок минкульта под песни о новых технологиях. Маша ЙОРГЕН. Паспортный контроль. В Интернете создается новая база данных по русскому искусству http://www.vremya.ru/2002/209/6/44943.html На обсуждении проекта искусствовед Михаил Каменский прямо спросил создателей, гарантируют ли они отсутствие в своем издании произведений русского искусства с не совсем хорошей репутацией. Возмущенные авторы проекта ответили, что на Art-russia.org будут помещаться только работы с хорошими паспортными данными, которыми можно будет не только любоваться на досуге, но и даже использовать при экспертизе в качестве эталона. Охотно верим, что все без исключения провинциальные российские музеи располагают произведениями подобного качества, но вот в иностранных собраниях работы русских художников (список которых занимает не один десяток страниц) не всегда имеют незапятнанную биографию. Татьяна Андриасова. Провинциальные музеи расскажут о себе все. Русское искусство вплетается во всемирную паутину http://www.mn.ru/issue.php?2002-44-47 Возможность проникновения на сайт сомнительных вещей из-за границы (особо это касается русского авангарда) она исключает: вся информация о них будет проверяться по существующим каталогам. К примеру, разобраться с Малевичем поможет каталог-резоне, недавно изданный французским искусствоведом Андреем Наковым. Правда, у многих других специалистов об этом труде весьма неоднозначное мнение. Меж тем наши ребята не дремлют - обнаружили, что Шагал знал русский на пятерку и не умел рисовать. Странные новости. Найдены уникальные документы о детстве Марка Шагала http://www.presscenter.ru/index.php?ch=1&id=176233 По рисованию выше "тройки" гений живописи почти никогда не получал. Диктант безупречен - пятерка. Сочинение о войне 1812 года учитель оценил в 4 балла. Умственное. Секретный авангард слева.. SVEN LUTTICKEN. SECRECY AND PUBLICITY. Reactivating the Avant-Garde - New Left Review 17, September-October 2002 The historical avant-garde, too, had often opted for mockery of capitalist modernity (Dada), or utopian evocations of what cannot be (De Stijl) rather than attempting to integrate art and life.This is certainly true, but what matters is that there was a constant oscillation in the avant-garde between irony, utopian visions and the desire to effect real change: the first two could lead to the last, which could itself revert to the ironic or utopian distance when it was frustrated. Malevich’s visions found their counterpart in the Constructivist attempts to realize a ‘productivist’ art. Плагиаторы. Марина Абрамович политически купается в аквариуме. Как Кулик. Life in a fishbowl: http://www.msnbc.com/news/743584.asp Performance artist Marina Abramovic will begin starving herself Friday night for 12 days at a New York art gallery, while living naked or clothed in an open-sided, three-cell unit hung in mid-air, her every waking and sleeping moment totally exposed to viewers. A telescope has even been set up for those who want a closer inspection of her daily life. Abramovic’s performance piece couldn’t be more timely. Under the homeland superagency act, the Pentagon will be entitled to peek into every nook and cranny of the lives of all U.S. citizens — without a warrant — via a computer system that “will provide intelligence analysts and law enforcement officials with instant access to information from Internet mail and calling records to credit card and banking transactions and travel documents.” e-mail: Aндрей Ковалев © 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
органайзер ковалева андрея #42/ 15 ноября
Органайзер #42. 15 ноября. Кругом одна попса - Церетели, Матисс, Дали. Хорошего мало - попсовый Кулик, да Гия Эдсгверадзе. Одна надежда на передвижников и подлинного Ильина и подлинную Гмуржинску.
Хорошие новости. Пакито Инфантэ и Анна Горюнова, Гия Эдсгверадзе, Бильжо, Митьки, Евгений Нестеров, Леня Тишков, опять же Куличок. Большой ужас. Церетели форевер. Новая Попса. Матисс, Дали. Базар-вокзал. Антики в Москве и новоделы в Париже. Хит!!! Передвижники в моде. Лики на экранах. Малевич с Тупицыной в мадридском кино. А у нас... Настоящий Павел Басманов. Шумим, братцы... Африканыч рассказал о связи чеченских боевиков с Аль-Каедой. Некролог. Париж умрет в Питере. Тотал прикол. Гмуржинска - это наш минкульт. Умственное. Секретный авангард слева. Плагиаторы. Марина Абрамович политически купается в аквариуме. Как Кулик.
Хорошие новости. Пакито Инфантэ и Анна Горюнова, Гия Эдсгверадзе, Бильжо, Митьки, Евгений Нестеров, Леня Тишков, опять же Куличок. У нас стал происходить международный процесс - вот американцы жалуются, что никто из критиков не критикует. Все критики заняты попсой - Матиссами всякими да Дали. Большинство критиков воспринимают этот запрос на "интересное" со стороны редакторов как раз и навсегда заданную реальность. И ставят Церетелия как информационный повод на первое место. Отчего реальный худ-процесс куда-то исчезает. Печально все это, потому что какая-никакая, но у нас есть худжизнь.
Guess who's in for a little criticism? http://www.calendarlive.com/galleriesandmuseums/knight/cl-et-knight8nov08.story A landmark study of journalistic art criticism comes to a surprising conclusion: Most art critics don’t write criticism. Now I think I know why. Last week, a survey of 169 art critics at general-interest news publications across America was published by the National Arts Journalism Program at Columbia University. Here's what does: By and large, journalistic art critics don't write art criticism. Americans don't much like art, so a bunker mentality can prevail in the art world. (It's us against them, and a critic better be with us.) Since Genauer's day, the art world has exploded into a global multibillion-dollar industry, in which critical acuity would seem more necessary than ever. But critics appear to have buckled under the force of its big bang.
Полина Печерская. Москва после... Архитектурная фотоутопия “МетаМосква” в Крокин-галерее. http://www.gazeta.ru/2002/11/09/moskvaposle.shtml Поэтому за два часа до открытия проекта Пакито Инфантэ и Анны Горюновой состоялась импровизированная пресс-конференция, посвященная “удачно угаданному художнику” Ольге Чернышевой, чьи работы галерея выставила пред жадными до всего удачно угаданного очи европейцев и не ошиблась – было продано около тридцати работ. В отличие от Чернышевой, ухитряющейся находить метареальность в самой реальности, авторы проекта “МетаМосква” над реальностью основательно потрудились. Современные “геоутописты” вписали хорошо узнаваемые, можно сказать, экспортные архитектурные ансамбли Москвы в сногсшибательные пейзажи. Иной критик начнет, конечно, искать здесь политический подтекст и аллюзии. Почему под серым архитектурным сооружением с надписью СССР – пустыня, а у МГУ из ушей вода льется, а? Но на самом деле проект концептуально почти девственен. Просто авторы размечтались по-маниловски: вот как ведь было бы хорошо, чтобы и Природа, и Цивилизация… и волки сыты, и овцы целы… Никита АЛЕКСЕЕВ. Это пре-крас-но! В Москве, в Государственном центре современного искусства состоялась выставка Гии ЭДГВЕРАДЗЕ, самого знаменитого современного художника из Грузии. http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12148&chapter=12 Вообще-то когда серьезный грузин в летах, профессор, рядится в девичье платьице и в таком виде разгуливает по городу, это само по себе потешно и страшно. Но это совсем не только трагифарс с переодеванием. По сей психоаналитической канве Эдгверадзе удается вышить очень поэтические слова о жизни, смерти и любви. А еще – очень хорошо, что в Москве в кои веки раз представилась возможность увидеть, что делает наш бывший собрат по совдепии. А то как—то разметало всех по миру Константин Агунович Преуспевающий фотограф интересуется мелочью http://afisha.ru/art-review?id=557605 Влажную темноту собственных мозгов" упоминает преуспевающий фотограф ЕВГЕНИЙ НЕСТЕРОВ всякий раз, когда речь заходит о том, что интересует преуспевающего фотографа вне заказов. Эфемерные, неопределенные, как шепот, полурастворенные в мистическом тумане, который Нестеров наводить мастер, - эти вещи будто и впрямь происходят непосредственно из сырой темноты воображения. И будто они еще не воплотились вполне и скорее кажутся, чем существуют в реальности. Никита АЛЕКСЕЕВ. Потрошеные http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12150&chapter=12 Основная же неудача Кулика, по-моему, заключается в некой промежуточности и плоской литературности. Работа – шокирующая. Но и художник, и галерея настаивают на том, что это не Курникова, а теннисистка, похожая на Курникову. Но что уместно в поп-литературе, выглядит странновато в актуальном искусстве, претендующем на шокирующий эффект. Еще же важнее, разумеется, эти устрашающие таксидермические швы. Все мертвы в современном “обществе спектакля”, вещает Кулик, все лишь пустые оболочки, набитые трухой, на скорую руку зашитые суровой ниткой и выставленные в музейных витринах. Идея если и не совсем лишенная смысла, то уже давно и блестяще проговоренная философами вроде Жана Бодрийяра и Умберто Эко и вряд ли требующая прямого иллюстрирования. Александр Панов. Сеанс мозговедения http://ej.ru/044/na_dniah/exhibition/bildzho/index.html За нарочитой пестротой и грубостью наивных аллегорий скрывается (или должна скрываться) метафизическая глубина откровений о стране, мире, личной и общественной жизни. Тех откровений, которые ждали от русского художника времен перестройки и гласности западные покупатели. Однако, разглядывая выставку, вдруг понимаешь, что Бильжо мало изменился. Карикатурные анонимы с картин приняли очертания всем известного Петровича. А пресловутая метафизика… С трудом верится, что врач Бильжо всерьез хотел сообщить нечто архиважное городу и миру. Кроме того, что те сами хотели услышать — как больные на приеме у психиатра. Диагнозы Бильжо продолжает ставить и сейчас, играя в доктора на экране телевизора. Десять лет назад он играл в модного художника из России. Только и всего. Роман ГРЕЦКИЙ. ЛЕОНИД ТИШКОВ: "Искусство кончается вместе с художником" http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=416&rubric_id=205&crubric_id=100421&pub_id=351659 В "Крокин галерее" показывают товар, а я показываю художников. В галерее "МуХа" создается живая ситуация, где эфемерное превращается в реальное искусство, а Крокин отчуждает от художника произведение, чистит от пыли и предоставляет публике картины. По большому счету его не интересует, кто их делал, - лишь бы имя было на слуху. А в наше время имя и человек - разные вещи. Оля Зверская. И др. “Митьковская неделя в Москве” порадовала столицу разве что открытием, что “чеченцы всех убили и корову увели”. http://www.gazeta.ru/2002/11/04/idr.shtml Поэтому кто-то продолжил лакать пиво в баре, кто-то застрял у лотка с продукцией занудного издательства “Красный матрос”, а кто-то испытывал экономический шок на выставке “Торжество добродетели”: митьковская живопись и тельняшечные артефакты шли по ценам от 700 до 2500 у.е. Шутки – шутками, но если б захотел кто что купить, дешевле бы не вышло. Иначе брату Митьке на уху не хватит
Большой ужас. Церетели форевер. Вот сколько добрых слов нашлось у нас для Церетелия. Но веди следует говорить о том, что Ц. - это стьрашная экономическая сила. Почему, когда говорят о рынке кунстбазара, все упоминают каких-то куликов да пупкиных. Вот с чего надо начинать. Влад МАМЫШЕВ-МОНРО, Сергей НИКИТИН, Сергей ХАЧАТУРОВ. Узники Зураба. В Галерее искусств на Пречистенке открылась выставка президента Российской академии художеств http://www.vremya.ru/2002/204/10/44509.html Хит экспозиции -- Лужков-трансвестит в образе ведьмы. Он похож на раскрашенных членов политбюро, которые висят сейчас в галерее “С'АРТ”, но имеет одно преимущество, потому как продукт чистого искусства, не отрефлектированный иронией. В галлюцинозе нашей жизни Церетели абсолютно понятен, искренен и прост. Не нужно искать у него какой-то злой умысел или концептуальный подтекст. Он, как Годзилла в Нью-Йорке, случайно сожрал всю историю мирового искусства просто потому, что кушать хотелось. Продуктами пищеварения мы сейчас и любуемся. Полное отсутствие концепции черновика, эскиза позволяет Церетели быть аномально плодотворным. Все, что делается, сразу объявляется готовым. Его метод альтернативен тому перфекционизму, который отличает работы авангардных художников. Мария ЧЕГОДАЕВА. Право на эксперимент. Выставка Зураба Церетели в Музее на Пречистенке http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=416&rubric_id=205 Кто подобно Церетели ценит все неограниченные возможности холста на подрамнике и красок на палитре; бронзы и смальты, акварели и гуаши; кто подобно ему преклоняется перед Модильяни и Ван Гогом, Матиссом и Пикассо, Пиросмани и Тышлером, старается следовать их путями. Зураб Церетели, быть может, один из своего поколения остается по сей день таким же молодым, дерзким, "неудобным", какими все они были тогда, и кажется, один из своего поколения по-прежнему вызывает все те же попреки и активную неприязнь тех, кому почему-либо не по пути с его искусством. Полагаю, что именно эта независимость и властность "хозяина" раздражают более всего и публику, и критику, всегда зависимых, но тем не менее склонных считать "хозяевами" себя. Сергей Соловьев. ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ ЗАНЯЛСЯ ЛЮБОВЬЮ. Уроки Камасутры от президента Академии художеств http://www.ng.ru/culture/2002-11-05/8_kamasutra.html Церетели как художника в арттусовке уже никто не считает монстром - его считают скучным. Понятно, что при всем почтении к мэру даже такой символист, как Церетели не может сделать из него Аполлона. Но художник нашел свой вариант: он показал Лужкова плотным, мускулистым Гераклом, скрыв живот за счет сильного "утолщения" спины. Остается добавить, что все фигуры и инсталляции в пересказе многое теряют: в них пропадает размах и появляется пародийность. Но в том-то все и дело, что в отличие от постмодернистов Церетели все делает всерьез и очень искренне. В нем нет подобострастного подхалимажа - он искренне любит Лужкова. В нем нет иронии - он искренне налепливает одну форму на другую, совершенно не соотносясь с пластикой. У него нет фиги в кармане - он искренне дарит что имеет. Оттого, может быть, и скучно. Григорий Заславский. Лужков и мастера www.russ.ru/culture/20021110_gz.html Мотивы "серебряного века" звучат в полную силу, - это знаменитые эскизы Бенуа, цитаты и фантазии "на темы". Красиво очень. Не очень красиво смотрится только в этом великолепии размашистая подпись Церетели, которая "расположилась" в том месте, где прежде определили бы место для герба СССР. То есть, в центральной точке, где сходятся половинки занавеса и начинается уже сам потолок. Не очень скромно, но главное - неуместно, так как авторство Церетели тут по меньшей мере не полное (поскольку речь, представляется, все же о соавторстве; причем другой автор о соавторстве по известным причинам знать не может). Ян Смирницки. Как ограбить Церетели http://www.rgz.ru/arhiv/04.11.2002/media/txt1.html Хочет Церетели того или нет, но галерея его имени оставляет стойкое впечатление непомерной мании величия, не фюрерской, а более мелкой – байской, исчисляющейся в ишаках, халатах и центнерах хлопка-сырца. Мы обзвонили десять антикварных салонов Москвы, и везде нам категорически заявляли: “Мы в нем не нуждаемся”. СПС коню под хвост. Обычно весьма неразговорчивый главный архитектор столицы Кузьмин дал 5 ноября пресс-конференцию, посвященную новым памятникам, которые украсят вскоре улицы и площади столицы. http://www.gazeta.ru/2002/11/05/spskonupodhv.shtml Точное место памятника уже найдено москвичами – он будет стоять именно там, куда стихийно люди начали возлагать цветы и ставить свечи. Сначала туда просто положат камень с надписью, а через год, по русскому обычаю, соорудят композицию, проведя предварительно конкурс, который выиграет З.К.Церетели. Памятник Булгакову на Патриарших прудах воплотит почти весь горячечный бред, рисуемый школьниками на стенах знаменитого подъезда. В списке московского общественного совета, занимающегося установкой памятников, двадцать три позиции, считая те, что уже приняты и утверждены, те, что рассматриваются сейчас и пресловутые долги, которые собирались установить еще лет двадцать назад, да все недосуг было. Александр Кузьмин считает, что в Москве очень мало памятников – слишком недолго она является столицей, и по сравнению с Лондоном или Парижем памятников у нас просто нет. Вадим Нестеров. Роль носа в искусстве. В своем просветительском телепроекте автор памятника порокам поможет россиянам философски осмыслить разные части тела
http://www.gazeta.ru/2002/11/14/grimasavisku.shtml От проекта, посвященного первостроителям Санкт-Петербурга, питерские любители скульптуры как-то темной ночью оставили только бронзовые пеньки. 14 ноября состоялась презентация премьерного проекта “Воображаемый музей Михаила Шемякина”, который будет выходить на телеканале “Культура”. На презентации Михаил Михайлович поведал всем, что в нем он выступит как автор и ведущий. Художник решил сменить амплуа и выступить в роли просветителя. “В мире фактически нет серьезных профессиональных книг по изобразительному искусству. В любом магазине вы можете купить монографию о Леонардо да Винчи, но книг, к примеру, “Шар в искусстве”, “Рука в изобразительном искусстве” вам не найти. Не хватает обобщения, философского осмысления искусства”. В сюжете, занявшем несколько минут, Михаил Михайлович, рассуждая о картине Брейгеля, умудрился боровшихся с герцогом Альбой нидерландских кальвинистов перекрестить в лютеран, позже обозвать кистень булавой и напоследок обнаружить в древнем Перу касты.
Новая Попса. Матисс, Дали. Истино вам говорю - все это и будет теперь Новой Большой Попсой, почти неотличимой от Церетели и Шемякина. Александр Панов. Больше, чем жена. . Лидия Делекторская — Анри Матисс Взгляд из Москвы http://ej.ru/044/na_dniah/exhibition/zhena/index.html В Матиссе, показанном таким образом, ничего нет от знаменитого “дикаря”-фовиста, прославившегося буйным колоритом и преступающей всякие границы энергетикой лихих полотен. И того, кто соберется в Пушкинский музей посмотреть на Матисса, камерная выставка может разочаровать. Зрителя посвящают в сокровенную тайну, на самом деле так тайной и остающуюся. В одном из писем к родственникам сама Делекторская писала так: “Вас интересует, была ли я “женой” Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да”. Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Русская женщина Матисса. В Пушкинском музее открылась выставка “Лидия Делекторская -- Анри Матисс. Взгляд из Москвы” http://www.vremya.ru/2002/208/6/44861.html У нее был особый талант в странной профессии, модной в кругах художественной богемы прошлого века, -- “юная русская эмигрантка, близкая великому художнику”. Став частью жизни Матисса, Лидия Делекторская воспринимала его творчество в объеме, не ограниченном музейными стенами. Детали и обстоятельства творчества казались ей не менее важными, чем его результаты. И сама она стала материальным воплощением этого воздуха творчества, его неотъемлемой частью. Сергей Соловьев/ БЕСЦЕННЫЙ МАТИСС И ПРОДАЖНЫЙ ДАЛИ Российские музеи учатся подавать попсовые имена http://www.ng.ru/culture/2002-11-11/7_matiss.html Марина Лошак искренне потом призналась, что больше уже не любит Шагала - ее эстетская галерея захлебнулась народом. Короче говоря, наши музеи медленно, но верно приходят к тому, что чистое и высокое искусство становится еще выше, если за ним стоят деньги. Но в отличие от своих западных коллег российские искусствоведы этим не пользуются. Они еще не могут уловить конъюнктуру и сделать модным какого-нибудь "нераскрученного" академиста XIX века. Странно, но ни вокруг Дали, ни вокруг Матисса особого ажиотажа (так, чтобы очередь три раза огибала турникеты) не наблюдается. Музейный успех скорее всего лежит где-то посредине между откровенной коммерцией, размахиванием брэндом (просто "на Дали" теперь не заманишь) и академичностью, между нетленными музейными фондами и тем, что хочется повесить в спальне. Николай МОЛОК. ХУДОЖНИК – ДАЛИ http://www.izvestia.ru/culture/article26066 Дали никогда ничего не изобретал - все его искусство состоит из цитат и повторов. Из Фрейда и Андре Бретона, крестного отца сюрреализма. Он был шоуменом, что редкость для художников. Искусство Дали нравится потому, что посвящено современному сознанию и подсознательным страхам современных людей. А также потому, что отвечает представлениям публики о том, какой, собственно, должна быть Картина - непременно красивой, немножко загадочной и ни в коем случае не страшной. Публика ждет от искусства отдыха и наслаждения. И от искусства Дали она их получает. Велимир Мойст Подарки музы. Знакомство с творчеством Матисса без посещения выставки “Лидия Делекторская – Анри Матисс. Взгляд из Москвы” будет неполноценным. http://www.gazeta.ru/2002/11/09/podarkimuzy.shtml Запутанная эволюция отношений между мэтром, его женами и многочисленными натурщицами вывела Делекторскую на главную женскую роль в спектакле под названием “Стареющий гений”. До самой смерти в 1998 году Лидия Николаевна оставалась ведущим консультантом в области матиссоведения и даже сама написала несколько книг, разозлившись на обилие вольностей и передержек у прочих биографов. Такое ощущение, что ностальгия прогрессировала у нее года от года: не представляя собственного возвращения в Россию, она отдавала сюда все самое дорогое и даже интимное из своего предметного окружения, вплоть до блузок и клипсов, в которых когда-то позировала. Пришлось создать в музее специальный именной архив, поскольку многие экспонаты трудно было бы пристроить в уже имеющиеся разделы.
Базар-вокзал. Антики в Москве и новоделы в Париже. В такой ситуации надеяться на что-то "хорошее" уже совершенно бессмысленно. Сами накликали.
Федор Ромер Острый галльский смысл. “Журнал” продолжает серию публикаций о крупнейших художественных ярмарках. С берлинского “Арт Форума” мы переезжаем на парижский ФИАК http://ej.ru/044/art/03smsl/index.html Между прочим, и выгодно. “Крокин галерея” почти окупила затраты на аренду стенда и доставку работ в Париж благодаря числу продаж — фантастическому для русской галереи, вырвавшейся на Запад. Крокин торговал фотографиями Ольгой Чернышевой, снимающей самые заурядные московские виды. Развалы матрешек, кассет и сигаретных пачек. Теток в шубах и шапках. Цветы в киосках и подземных переходах. Снимает Чернышева без всяких технических ухищрений, с интонацией автора “физиологического очерка”. При этом получается очень элегантно и красиво. Другой русский успех — выбор западными экспертами серии видеофильмов уральских художников Вячеслава Мизина, Дмитрия Булныгина и Александра Шабурова для участия в специальной программе ФИАКа под названием “Видео куб”, представляющей видеоарт со всего мира. Кроме того, следует поздравить Олега Кулика, чьей инсталляцией заинтересовалось министерство культуры Франции (смотрите стр. 59), и Игоря Мухина, чьи снимки уличной жизни Москвы купили со стенда знаменитой венской “Галереи Кринцингер”.
Никита АЛЕКСЕЕВ. Три этажа красоты и роскоши. АЙВАЗОВСКИЙ И МАСОНСТВО http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12147&chapter=12 В силу исторических обстоятельств в России – если не говорить о музеях – скопилось куда меньше предметов искусства, чем на Западе. Но нелепое российское законодательство таково, что из страны зачастую легче вывезти что—то, чем ввезти в нее. Ввозить в Россию недорогие предметы и перепродавать намного дороже бывает выгодно. Но что касается вещей на самом деле качественных, цена которых и на Западе высока, – здесь из—за огромных таможенных пошлин ввоз бывает бессмысленным. Велимир Мойст. Пришествие масонских регалий. В ЦДХ открылся тринадцатый антикварный салон. Отвлеченными от реальности остаются и рассуждения о тенденциях рынка: вкусы покупателей никаких революционных изменений за последние годы не претерпели, так что инкрустированные карельской березой комоды и “стулья из дворца”, серебряные десертные ложечки и виды родной природы от Шишкина и Дубовского продолжают служить основой ассортимента. Даже если и будут названы какие-то итоговые цифры, реальные результаты торговли все равно останутся тайной для прессы и публики. О степени успешности предприятия лучше всего скажут статистические показатели следующего салона. Татьяна Андриасова. Неувядающий товар. Участников XIII антикварного салона научат хранить раритеты http://www.mn.ru/issue.php?2002-43-49 Анатолий Вилков, руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры, заверил бизнесменов, что скоро бремя налогов уменьшится. Однако г-на Вилкова беспокоит другая проблема. На российском антикварном рынке стали появляться вещи, исчезнувшие во время войны из государственных музеев. До сих пор их считали вывезенными в Германию, сейчас же выясняется, что они благополучно пребывали в частных коллекциях. Сергей ХАЧАТУРОВ. Роскошь в кредит. Главным героем антикварной ярмарки в ЦДХ стал салонный академизм http://www.vremya.ru/2002/206/6/44676.html На большинстве стендов розовели закаты, голубели рассветы и аловели жирные, с одышкой, розы. Свои соображения по данному поводу обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ высказал знаменитый ученый, профессор Московского университета Михаил АЛЛЕНОВ. Долгое время академизм удерживает завещанную романтизмом приверженность к эпохе, где встречаются мир древний, языческий, и мир христианский. Здесь возможны были два варианта; условно их можно определить как “дионисийский” и “аполлонический”. В первом живописуется разложение, упадок, одичание или помпезные оргии.
Хит!!! Передвижники в моде. Для умного человека - передвижники - все лучшее что у нас было, в отличие от всего худшего, которое показывается на всяких антиксалонах Анна Матвеева. РОДИНА-УРОДИНА. В Русском музее открылась выставка "Святые шестидесятые" http://www.ng.ru/culture/2002-11-14/6_rodina.html Список российских проблем за истекшие полтораста лет остался фактически неизменным - и этот грустный факт, о котором свидетельствует выставка в ГРМ, говорит о том, что неверно объяснять нынешние бедствия "трудностями переходного периода": копать нужно гораздо, гораздо глубже. Именно потому, что сегодня мы наблюдаем то же самое, для нас так важна эта эпоха. В 1860-е гг. культура, обратив свой взор на дела российские, впервые заявила о своей гражданской позиции - и эта позиция противостояла позиции власти. Сегодня, когда деятели культуры никак не могут определиться со своим отношением к власти, "святые шестидесятые" звучат особенно остро. Марина Колдобская. Шестидесятники forever. В Русском музее открылась выставка “Святые шестидесятые”. http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2973 Как и при Хрущеве, при Александре II в русском обществе случился необыкновенный энтузиазм и оживление мыслей: людоедская николаевская эпоха закончилась, начались реформы, власть вдруг обнаружила человеческое, хоть и не без странностей, лицо. Как и в советские 60-е годы, ее либерализм простирался не слишком далеко: политика по-прежнему оставалась монополией государства. Политическая оппозиция была наказуема, политическая критика возможна только из-за бугра, политическая мысль вытеснена в литературу и искусство. Художники-нонконформисты продолжали традицию передвижников: критиковали общество в допущенных цензурой пределах. Но по иронии судьбы именно реализм, скомпрометированный советским враньем, был их злейшим врагом. Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург, Сергей ХАЧАТУРОВ. “Гитарист-бобыль” с плейером Samsung. “Бедные” картины передвижников и богатая бытовая техника оказались странными соседями в Русском музее http://www.vremya.ru/2002/207/10/44738.html Следует, правда, заметить, что это не только идеологический, но и экономический бунт. Живописцы попытались создать свой бизнес, оправдываясь высокими целями просвещения и борьбы за социальную справедливость. Так что эпитет “святые” применим к ним с известной долей иронии. Другое название будущих передвижников -- “шестидесятники” -- удивительно напоминает о хрущевской оттепели прошлого века. И в том и в другом случае помыслы борцов с косностью были чистыми, но дума была недодумана, миссионерские цели невнятны, средства никчемны. Даже понимая, что Бродский -- лицемер, а Перов -- честный малый, трудно побороть в себе отвращение к той буро-серой распутице, что хлюпает на полотнах “святых шестидесятников”.
Лики на экранах. Малевич с Тупицыной в мадридском кино. Malevich's fascination for the cinema spotlighted in Madrid Exhibitions (ArtBase) - Opening today at the Fundaciуn la Caixa in the Spanish capital of Madrid is 'Malevich y el cine', This show presents works by Kasimir Malevich (1878-1935), combining his Suprematist art with his later figurative paintings and paying special attention to the artist's fascination for the cinema. The show culminates in the presentation of a selection of works by post-war artists who shared Malevich's interest in the transmutation of the abstract to the real and vice-versa. They include, among others, Richard Serra, Yves Klein, Claes Oldenburg, Ilya Kabakov, Art and Language, On Kawara, Joseph Kosuth, Eric Bulatov and Leonid Sokov. Exhibition devoted to Russian artist Malevich opened in Madrid. A "Malevich and cinema" exhibition devoted to Russian artist Malevich started its work in Madrid. http://english.pravda.ru/culture/2002/11/13/39469.html According to the report of the RIA Novosti correspondent, the famous "Black Square" picture and other works of the artist are displayed at the exhibition. The exposition demonstrates influence of Russian avant-garde on contemporary art, in particular, on cinematography. In total, 125 pieces of art painted by representatives of avant-garde of the 20-30es of the last century are exhibited there, including works by Aleksander Rodchenko, El Lisitsky and others, together with photographs and posters of that epoch, stills from films by Sergei Eizenstein and Dziga Vertov "Strike", "Potyomkin Battleship", "October" and "Man with a camera". Malevich and Film Margarita Tupitsyn, et al; Hardcover This book is the catalogue for an exhibition that opens in Lisbon at the Fundacao Centro Cultural de Belem in May 2002, then travels to Europe and the United States.
А у нас... Настоящий Павел Басманов. Велимир Мойст. Космос для избранных. Самый человечный ученик Малевича в Третьяковке на Крымском валу. http://www.gazeta.ru/2002/11/14/kosmosdlaizb.shtml Из всех последователей Малевича он оказался, может быть, самым человечным художником, хотя свою человечность никогда не сводил к сопливой лирике. Его хлебопашцы отличаются от персонажей малевичского “Крестьянского цикла” примерно тем же, чем семейные фотографии отличаются от звездных постеров: не так выразительно и декларативно, зато томительно для сердца. Сам автор, правда, с большой неохотой отпускал листы от себя даже в музеи. Вполне вероятно, лелеял в мыслях особый свод, где сумма изобразительных ячеек дала бы феерическую общую картину (подобный замысел вынашивал когда-то Павел Филонов).
Шумим, братцы... Африканыч рассказал о связи чеченских боевиков с Аль-Каедой. Забавно, что больше никто так и не решился это сделать в этой пустыне реального. Charlie Finch. Heart of Darkness http://www.artnet.com/Magazine/features/finch/finch11-7-02.asp The crowd streamed into I-20 gallery last Saturday night for Sergei Bugaev's extraordinary installation on the Chechen war, featuring a 1996 film by Al Qaeda mercenaries of the rebels' Arab-led ambush of Russian armored personnel carriers. Filling out I-20's cavernous galleries is Africa's extraordinary installation of tar, rabbit fur, military and religious relics, and ambiguous piping (possibly oil pipelines as well as mortars), permeating the gallery with a rank odor. The totality brings us from ancient dinosaurs turning into oil to dead soldiers turning into sludge. The gallery becomes a cathedral of dread.
Некролог. Париж умрет в Питере.
Large-Scale Cultural Event is Planned in Paris to Celebrate Saint Petersburg Tercentenary http://english.pravda.ru/culture/2002/11/14/39496.html At a meeting of the event organisers in Paris yesterday it was decided that the exhibition 'Paris-Saint Petersburg. 1800-1840' will open on May 20, 2003, in the Hotel des Invalides. The exhibition will include expositions from the State Hermitage museum, the Kremlin museums and the State Museum of History. According to the organisers, the main theme of the event will be the history of Russian and French culture and the intimacy of the two countries in artistic and intellectual terms which is visible in many works of art. It is hoped that this exhibition will display the cultural ties between the two countries and the common trends within European culture and art. Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Питерский реванш. Анонсирована выставка “Париж--Санкт-Петербург” http://www.vremya.ru/2002/210/6/45034.html Вчера в Париже торжественно анонсировали новый российско-французский культурный проект, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга. Юбилей Петербурга в Париже отметят давно чаемой совместной выставкой “Париж--Санкт-Петербург. 1800--1830”, а также изданием “Французско-русского словаря терминов искусства” и музыкальным концертом. Радует последовательный интерес президента “Интерроса” Владимира Потанина к серьезной музейной культуре.
Тотал прикол. Гмуржинска - это наш минкульт. Меня усиленно зазывали на эту сходку - да я не пошел. Не интересно - про то, как бабки распилили, никто так ничего и не сказал. Значит - получилось, как всегда - все досталось компьютерщикам каким-то, на нашему брату, искусствоведу - почти ничего. И нечего искать каких-то тайных смыслов - просто распилка бабок минкульта под песни о новых технологиях. Маша ЙОРГЕН. Паспортный контроль. В Интернете создается новая база данных по русскому искусству http://www.vremya.ru/2002/209/6/44943.html На обсуждении проекта искусствовед Михаил Каменский прямо спросил создателей, гарантируют ли они отсутствие в своем издании произведений русского искусства с не совсем хорошей репутацией. Возмущенные авторы проекта ответили, что на Art-russia.org будут помещаться только работы с хорошими паспортными данными, которыми можно будет не только любоваться на досуге, но и даже использовать при экспертизе в качестве эталона. Охотно верим, что все без исключения провинциальные российские музеи располагают произведениями подобного качества, но вот в иностранных собраниях работы русских художников (список которых занимает не один десяток страниц) не всегда имеют незапятнанную биографию. Татьяна Андриасова. Провинциальные музеи расскажут о себе все. Русское искусство вплетается во всемирную паутину http://www.mn.ru/issue.php?2002-44-47 Возможность проникновения на сайт сомнительных вещей из-за границы (особо это касается русского авангарда) она исключает: вся информация о них будет проверяться по существующим каталогам. К примеру, разобраться с Малевичем поможет каталог-резоне, недавно изданный французским искусствоведом Андреем Наковым. Правда, у многих других специалистов об этом труде весьма неоднозначное мнение.
Меж тем наши ребята не дремлют - обнаружили, что Шагал знал русский на пятерку и не умел рисовать. Странные новости. Найдены уникальные документы о детстве Марка Шагала http://www.presscenter.ru/index.php?ch=1&id=176233 По рисованию выше "тройки" гений живописи почти никогда не получал. Диктант безупречен - пятерка. Сочинение о войне 1812 года учитель оценил в 4 балла.
Умственное. Секретный авангард слева..
SVEN LUTTICKEN. SECRECY AND PUBLICITY. Reactivating the Avant-Garde - New Left Review 17, September-October 2002 The historical avant-garde, too, had often opted for mockery of capitalist modernity (Dada), or utopian evocations of what cannot be (De Stijl) rather than attempting to integrate art and life.This is certainly true, but what matters is that there was a constant oscillation in the avant-garde between irony, utopian visions and the desire to effect real change: the first two could lead to the last, which could itself revert to the ironic or utopian distance when it was frustrated. Malevich’s visions found their counterpart in the Constructivist attempts to realize a ‘productivist’ art.
Плагиаторы. Марина Абрамович политически купается в аквариуме. Как Кулик.
Life in a fishbowl: http://www.msnbc.com/news/743584.asp Performance artist Marina Abramovic will begin starving herself Friday night for 12 days at a New York art gallery, while living naked or clothed in an open-sided, three-cell unit hung in mid-air, her every waking and sleeping moment totally exposed to viewers. A telescope has even been set up for those who want a closer inspection of her daily life. Abramovic’s performance piece couldn’t be more timely. Under the homeland superagency act, the Pentagon will be entitled to peek into every nook and cranny of the lives of all U.S. citizens — without a warrant — via a computer system that “will provide intelligence analysts and law enforcement officials with instant access to information from Internet mail and calling records to credit card and banking transactions and travel documents.”
e-mail: Aндрей Ковалев
© 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO