ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ органайзер ковалева андрея #39/ 15 октября #39 Найти Рогинского; Фотографируй это; Рынок в этоху механической воспроизводимости; Все наши - Полисский, Родченко и Сальников; Взгляд на Другого через прицел. Дядя Миша. Back to the story. Или Возвращение в историю. Фотоправда-2. Фотография - это застывшие баксы Фотоправда 2-3 Правда жизни по Екатерине Рождественской, Вадику Монро и Браткову. Былое и Ду. Архивация Сальникова и другие прекрасности жизни живописи. Всюду жизнь-1. В галерее Гельмана, Владивостоке и голландском Е-бурге Процветший посох. Полисский во Франции. Не наше кино. Левые экстремисты в Pro Arte, Глюкляцапля нырнули, Митьков колбасит Всюду жизнь-2. В Берлине все спокойно, спокойно, спокойно. Там. Родченко в Калифорнии, Шагал - везде. Искусственное знание. Песни о Гглавном. Песни. Образ России в глазах потенцинциального противника. Подземная идентичность. Ее можно обрести только в московском метро. Дядя Миша. Back to the story. Или Возвращение в историю. Получилось так, что наша история написана за нас какими-то симпатичными, наверное, но совершенно посторонними нам людьми. Московский триумф Рогинского позволяет надеяться, что мы когда-нибудь попадем в нашу собственную Историю. Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК. Живопись ближе к жизни, чем к искусству "i" (N37 от 08.10.2002) Смотришь живопись Рогинского и понимаешь: то, что он делает, к поп-арту имеет очень косвенное отношение. Его творчество не терпит ярлыков. Он трудится над колоссальной задачей, приблизиться к которой большинство современных художников просто боится – занимается живописью в ее чистом, окончательном виде. Без анекдотов, украшательства и стилизаций. Поэтому он одинок среди коллег. Но это именно то искусство – хотя Рогинский и очень не любит слово «искусство» – которое способно отогнать тоску, часто навеваемую привычным contemporary art, даже в самых его радикальных формах. Вроде бы просто живопись, вроде бы даже просто обычная реалистическая живопись, но... Н. А.: – В самом конце 80-х я как—то разговаривал со знаменитым французским художественным критиком и куратором Жан-Юбером Мартеном, тогда он был директором Центра Помпиду. Про вас он сказал: «Я знаю Рогинского. Отличный художник. Но поймите, на всех мест не хватит. Кроме русских есть еще китайцы, латиноамериканцы, африканцы и так далее. По поводу русских выбор уже сделан – это Илья Кабаков». Потом я беседовал с Пьером Рестани, одним из авторитетнейших европейских искусствоведов, «отцом» Nouveauх Realistes, французского аналога американского поп-арта, и разговор снова зашел о вас. Рестани сказал почти слово в слово то же, что Мартен. - Понимаете, то, что я показываю на этой выставке (я говорю про новые вещи, про 60-е я забыл, это как будто не я делал), – это minimal art. Это аскеза в живописи. Я отказываюсь от «большого искусства» и говорю, что живопись – это то, что мы видим вокруг. (в газете Иностранец обнаружил еще три (!!!) интервью с Рогинским. Кого возьмут в будущее? - Никита АЛЕКСЕЕВ (N44 от 27.11.2001) Старикам везде у нас дорога - Никита АЛЕКСЕЕВ (N38 от 29.09.1999) Москва в Париже Беседовал Никита АЛЕКСЕЕВ (N24 от 23.06.1999) Андрей Ковалев. Бедное искусство http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1031/7/5 В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Михаила Рогинского "Пешеходная зона". Впрочем, такая, мрачная, пессимистическая, монументальная, корявая, лишенная тайного экзистенциального содержания, замкнутая сама в себе ткань живописного делания уже, кажется, не оставляет никаких надежд на жизнь иную или новое рождение. Больше о них некому заботиться, кроме как Михаилу Рогинскому, последнему и единственному социалисту в живописи. И перед нами оказалось послание, которое принципиально отличается и от заказной чернухи в духе World Press Photo или Говорухина, и от развесистой клюквы Проханова. Дело настоящего художника — заставить нас перефокусировать наше зрение, чтобы увидеть вокруг себя сограждан, которые бормочут: "Говорят, что в этом году должны прибавить...". Ольга КАБАНОВА. СЕРЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. Новые картины Михаила Рогинского в Третьяковке http://izvestia.ru/culture/article24937 Была ли советская действительность, навсегда ушедшая Атлантида, такой, как пишет ее сегодня Рогинский, кто теперь скажет. У каждого о ней свои воспоминания. Но мне кажется, что в натюрмортах 60-х было больше правды - в портретах неказистых простых предметов таились энергия протеста и той стадии депрессия, за которой следует неминуемое выздоровление, а "Пешеходная зона" - это воспоминания о жизни после жизни. И как бы убедительно она на картинах ни выглядела, никто не поручится в правдивости изображения. Велимир Мойст. "Пешеходная зона" рядом с вечностью В здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась персональная выставка Михаила Рогинского. Не бог весть какой живописный радикализм, не слишком выраженная социальная направленность, не сатира и не «чернуха»… Что здесь берет за живое, сразу и не сообразишь. Может быть, это лучший комплимент для автора, потому что слишком многие нынче знают, как именно и в чьем сознании должны сработать их произведения. Рогинский, конечно, не простачок-натуралист, но и не режиссер своего шоу. Просто Художник с большой буквы, какие редко появляются даже в залах Третьяковки. Александр Панов. Пешеходная зона. Живопись Михаила Рогинского http://ej.ru/038/na_dniah/exhibition/anons.html Рогинский — действительно классик андерграунда, только неверно истолкованный искусствоведами. Те записали Рогинского, живописавшего спичечные коробки, примусы, чайники, кухонную плитку и прочие коммунальные радости, в редкие представители русского поп-арта. Рогинский рисовал не стандартизированные образы вещей, а сами вещи — корявые, непрезентабельные, однако привычные и родные. Он рисовал не как поп-артист, а как традиционный живописец, упивающийся фактурой, цветом и игрой мазков. Рогинский-художник любил советскую «материальную культуру» — кухни, коммуналки, хрущобы, новые микрорайоны. Константин Агунович. Михаил Рогинский. http://afisha.ru/art-review?id=1029228 К "отцу русского поп-арта" он не привык до сих пор. Считает это неправдой. Не из скромности: просто не могло быть в Советском Союзе поп-арта никак. Рекламы здесь не было, и вообще - к вещам при вечном и всеобщем дефиците было другое отношение. Доисторический примус восхищал Рогинского иначе, чем Уорхола - суп "Кэмбелл". Рогинский даже хотел лепить этот примус - из-за необъяснимого желания жизненной правды, которое не могло обойтись привычными методами: картина, сюжет, колористические нюансы. Валентин ДЬЯКОНОВ. Коммуналок он начальник и помоек командир. Выставка Михаила Рогинского в Третьяковской галерее на Крымском валу http://www.vremya.ru/2002/187/6/43029.html На пресс-конференции Рогинский рассказал, как не мог объяснить знатокам искусства одну простую вещь: ему нравилось рисовать газовую плиту или примус, в этом не было эпатажа или философии искусства после искусства”. Ранний Рогинский близок поэтам лианозовского круга, особенно Игорю Холину, больше, чем сами лианозовские художники. С “барачной лирикой” Холина Рогинского сближает бесстрастная документальность полотен. Иконография персонажей позднего Рогинского наводит на мысль, что мастер, преподававший в заочном Народном университете искусств имени Н.К. Крупской, сам многому научился у своих студентов-примитивистов, а точнее, стихийных художников. Поэтому, наверное, кураторы Третьяковки назначили художника быть ответственным за то, чтобы живопись не умирала. Это, мне кажется, непосильная миссия даже для такого сильного мастера. Живопись и так умирать не собирается, художников просто мало. Константин Агунович. Михаил Рогинский http://afisha.weekend.ru/?action=pv&id=205192 Если картины 60-х можно назвать позитивными, не смотря на убогость советской жизни, то работы 90-х абсолютно негативные, напоминающие информацию, снятую с подкорки мозга художника, в которой осталась лишь горечь и злоба на всех и вся “The Pedestrian Zone” of Mikhail Roginsky in the Tretyakov Gallery http://www.artline.ru/UserE/default.asp?ID=1064&TypeName=reviews In few scholarly works about the art of the 1960s, the artistic manner of Roginsky is defined as “Russian Pop-art”. The artist himself prefers rather the word “sovkovy” (Soviet) to “Russian” and denies being a pop-art follower at all. He says, “For me, painting is not only “how”, but also “what”. The most important is the very fact of creation. I paint with life, not life. I like and always liked what I paint”. Фотоправда-1. Фотография - это застывшие баксы. Миша Сидлдин решил изучить фоторынок. Только отчего тут ритуально плакать - все есть так, как есть. То есть будет еще лучше. Михаил Сидлин. ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ВИНТАЖ. Чем фоторынок отличается от фотобазара. http://www.ng.ru/accent/2002-10-15/9_market.html 60 000-80 000 долл. Это предварительная оценка одной из карточек Александра Родченко, которая будет выставлена на продажу на фотоаукционе Кристи через неделю, 22 октября. Проблема не в том, что в России нет людей, которые хотят рисковать. Проблема в том, что пока существует возможность получать сверхприбыли другими способами - их десятки. А значит, арт-рынок мало интересует инвесторов. Пока что покупка фотографий может оказаться покупкой неликвидов - то есть вложением в товар, который невозможно будет продать. Для того чтобы изменить ситуацию, должны пройти годы. Может быть, десятки лет. Это история с английским газоном. Чтобы он ровно рос, нужно дождаться внуков. Михаил Сидлин. ЭТО ДОРОГОЕ ФОТО. Алекс Лахман рассказывает, почему фотографии Родченко не стоят миллион долларов. А Ман Рея - стоят http://www.ng.ru/accent/2002-10-15/9_foto.html Дело в том, что рынок на Западе для российской фотографии очень ограничен, потому что обычно основными покупателями являются национальные коллекционеры: французы покупают французскую фотографию, американцы - американскую, немцы - немецкую. Цены, безусловно, на Западе на советскую фотографию выше, чем здесь, и объясняется это тем, что на Западе все же существует этот рынок, и сравнительно одинакового качества вещи могут стоить в два раза дешевле, ну в три, но не в десятки раз. Если американский фотограф стоит 100 тысяч, то русский должен хоть 10 стоить. Все зависит от его удачи, от его возможностей, потому что есть весьма профессиональные коллекционеры (которых в России называли в советское время спекулянтами, но во всем мире - очень уважаемые люди), которые собирают коллекции, потом продают их, потом ищут каких-то художников, которые только появляются, или открывают старых художников. Сергей Соловьев. СНИМОК ВМЕСТО КРИКА. Розданы призы за лучшие репортажные снимки 2001 года http://www.ng.ru/culture/2002-10-15/8_picture.html Историю ХХ века можно показать как бесконечный фотоальбом (что, кстати, не раз делалось). Бывало, правда, критики начинали говорить что-то о тенденциозности, о фотолжи и даже о фотоподтасовке, о том, что фотоистория - такой же миф, как любая другая история. Но пока ничего правдивее отснятого на пленку кадра не изобретено. И уже, хочешь или не хочешь, из этого кадра приходится вычитывать мысли и чувства. Глаз же наших репортеров поставлен хитро. Большинство оправданно считают, что история пишется на обочине. Отсюда такое пристальное внимание к тюрьмам и колониям. Поэтому чувствуешь во всем не правду и историю, а позерство и игру. Ведь, между нами говоря, Путина можно снять и красавцем, и уродом. Так что, господа, бросайте вы это неблагодарное дело - историю писать - и становитесь нормальными художниками. Фотоправда 2-3 . Правда жизни по Екатерине Рождественской, Вадику Монро и Браткову. Правильно говорил тов.Ригвава - все они врут. То есть говорят Правду о медиарельности, данной нам в наших ощущениях. Особенно Братков, Моя Москва - она мягкая и пушистая. Полина Печерская. Хочешь – люби, а хочешь – плюй. Галерея «Риджина» представляет медиапроект известного фотографа Сергея Браткова «Моя Москва». http://www.gazeta.ru/2002/10/14/ho4esjlubiah.shtml Любил и нас заставлял полюбить. Братков не заставляет, времена другие. Хочешь – люби, хочешь – плюй. Он всего лишь фиксирует, но делает это настолько мастерски, что хочется сказать: «документальный арт». Выбранный срез действительности подан очень вкусно, можно даже сказать, смачно. Сама экспозиция, включающая в себя два видео, тоже прекрасно продумана и придает проекту дополнительную глубину резкости. Такая гармоничность проекта говорит о движении Браткова от непричесанной андеграундной концептуальности к созданию лаконичного художественного стиля, что отчасти и объясняет его превращение из представителя харьковской фотошколы в представителя России в Сан-Пауло. Константин Агунович. Сергей Братков исследует толпу http://afisha.ru/art-review?id=1053709 То, что выискивает Братков, - это проявления витальной силы, создающие нужный тонус в мышцах и вселяющие животную радость в людские сердца, но обезображивающие человека как гомо сапиенс. Превращающие его в безумное, хоть и довольное этим обстоятельством существо. Витальность - это вообще очень по-украински. Никита АЛЕКСЕЕВ, Ирина КУЛИК. Море волнуется – три!!! http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12022&chapter=12 2 октября в Московском доме фотографии (улица Остоженка, 18) открылась выставка «Частная коллекция» Екатерины РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. К искусству она имеет такое же отношение, как живопись Глазунова, Шилова или Сафронова. Это – весьма среднего качества продукт коллективного творчества автора, костюмера, стилиста (его лучше назвать гримером-штукатуром, причем явно с хорошей, советской еще мосфильмовской школой), осветителя и кого-то, кто умеет копаться в фотошопе. В общем, это как бы не искусство. Это – удачный социальный проект. Полностью соответствующий нашему обществу и его культурному гомеостазу. Наша элита – лишь идеальные болванки для париков и вешалки для камзолов. Вспомнив слова Сталина про писателей, выразимся: другой элиты у нас для вас нет. Более того, это люди, которых вроде как и нет в принципе.. Екатерине Рождественской в своем проекте удалось сделать важную штуку. Она неизвестным науке и интуиции способом изготовила крайне холодные, минималистические произведения искусства. На ее картинках общими усилиями участников проекта убито все. И исходная картина, и личная аура исполнителя. Если кому угодно – «Черный квадрат». Екатерина ВАСЕНИНА. СЕЗОН ФОТООХОТЫ. Обзор осенних фото-выставок http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/75n/n75n-s28.shtml В галерее братьев Люмьер, расположенной в Центральном доме художника на Крымском Валу, — «Светотени авангарда». Знакомство с фотоэкспериментами семидесятилетней давности выявляет их поразительную актуальность, а главное — дает возможность увидеть момент зарождения базовых принципов дизайна и рекламы, без которых уже невозможна современная жизнь. В Доме фотографии на Остоженке весь первый этаж отдан персональной выставке Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Иногда (надеюсь, я объективна) современная копия получается даже лучше оригинала хотя бы в силу неубывающего постмодернистского контекста цитирования и самодостаточности пародии на «настоящее искусство», но оригинал до того уменьшен, что закрадывается подозрение: может, боялись, что пародий никто не заметит? Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Волшебная сила искусства. Мамышев-Монро раскрасил политбюро http://www.vremya.ru/2002/190/6/43289.html Завтра в галерее «С'Арт» отметит свой день рождения новой выставкой художник Владислав Мамышев, более известный как Монро. Порой он преображает не только себя, но и других. Сейчас решил порадовать поклонников своего творчества, а заодно и весь бывший советский народ и его коммунистическую партию (а равно и диссидентов, эмигрантов, трансвеститов и художников) выставкой «Секретные материалы»: якобы добытым из тайных подвалов соответствующей организации проектом эвакуации самого ценного для Страны Советов человеческого материала -- членов политбюро. Былое и Ду. Архивация Сальникова и другие прекрасности жизни живописи. Велимир Мойст. Архивация лукавства Ретроспектива Владимира Сальникова в TV-галерее. Ниспровержение ложного высокомудрия происходит в тех же интеллектуальных категориях, только с поправкой на глумление. Здесь Сальников и симптоматичен, и маргинален одновременно. Поступая «как все» – например, замазывая натурные работы, специально созданные для последующей ликвидации (цикл «Уничтожение»), он норовит соригинальничать и дать понять, что двигали им несколько иные мотивы, чем туповатыми современниками-авангардистами. Благодаря изощренной игре ума его живописное «наследие» все равно укладывается в контекст эпохи и принадлежит господствующему канону: нельзя ехать в поезде и предполагать, что на самом деле скачешь на коне в обратном направлении. «Архивацию» в данном случае надо признать удачной: выставка отражает перестроечный дух именно благодаря тогдашнему желанию автора отличаться от других Екатерина Болелая. Трансживопись. Московские галереи открыли новый сезон http://www.newtimes.ru/newtimes/artical.asp?n=2968&art_id=3080 Как, скажем, галерея «Файн Арт», назвавшая свою экспозицию по-военному угрожающе: «Стой! Кто идет?». Здесь показывают фотографии Бакушиной с летающей на помеле Маргаритой и почему-то мутноватый ролик Полукеева с сигающими через турникеты студентами.И дело не в том, что проект этот, очевидно, не адаптирован для актуальной современной выставочной действительности: зритель на самом деле давно уже понятие «выставка» и «картина» не сопрягает – научен. Но, ученый, он все-таки ожидает от экспозиции Впечатления. И здесь его не находит. Отказаться от картины в привычном понимании и все же обеспечить зрителя требуемой долей художественных эмоций удалось, кажется, «Ковчегу» – самой прогрессивной из консервативных московских галерей. Живописцы сегодняшние (оставаясь при этом по большей части крепкими ремесленниками), не планируя фиксировать окружающий мир в его реалистичном воплощении, попросту не имеют нужды ограничивать себя прямоугольной плоскостью холста – пресловутым «окном в жизнь». Так же необычно решила открыть очередной сезон галерея «Риджина», бывшая некогда самой первой и самой модной из заметных московских галерей. Здесь (имея дело, например, с работой Сергея Мавромати) зрителю не помогает никакое абсолютное зрение. Возможно, потому, что художник идет до самого обозначенного концепцией выставки конца и никакого объекта просто не представляет. Вероятно, проект удался – увядшей эту экспозицию никак не назовешь, хотя ни ее название, ни содержание внятностью не отличаются. «Риджина», пытаясь не только влиться в актуальный процесс, но и его, этот процесс, смоделировать, сделала выставку меткую и модную. К изобразительному искусству опять же имеющую опосредованное отношение. Всюду жизнь-1. В галерее Гельмана, Владивостоке и голландском Е-бурге Марина Малыгина. БУРАТИНО И ПУСТОТА. Открыта выставка для взрослых дошкольного и школьного возраста http://www.ng.ru/culture/2002-10-08/8_exhibition.html Со своим проектом "Про уродов для детей" Инга-Леша Аксеновы возились долго. Смотреть на уродов вроде бы нельзя (хотя негласных запретов на публичность уродств в советское время не было), можно лишь втихаря показывать пальцем и получать на каждое, даже дерзкое "почему" обстоятельный, научно обоснованный ответ. Скрытый цирк уродов в СССР по сути недалеко ушел от цирка американца Финеаса Тейлора Барнума (ему и посвящается выставка), показывавшего чужие аномалии публично и за деньги. Anna Malpas. Art beyond translation http://vn.vladnews.ru/News/upd11_2.HTM Christine Steel is a conceptualist artist working with words, but she doesn't expect Vladivostok residents to understand her native Flemish. Reluctantly, she translates into her words into French: they're statements about death, pain and her favourite topic - language. The artist from Brugge is on her second visit to Vladivostok, which she describes as "a magic word," and created the works on display in a city apartment. Fascinated by "the iconography of language", Steel buys a newspaper every day in Vladivostok, although she doesn't know Russian. Со-общение. Фестиваль голландского искусства стал вехой в культурной жизни Екатеринбурга. Он создал публику http://www.expert.ru/ural/current/cultur2.shtml Противостояние элитарности и массовости в культуре сохранилось едва ли не в России только. Мир давно стремится к сближению полюсов. У нас искусство пылится в музеях, а на улицах - "реальная жизнь", разгул рекламы политиков и товаров. Голландский фестиваль показал путь выхода искусства в массы, привнесения его в среду обитания. Современное искусство желает максимально приблизиться к потребителю. В рамках проекта "Дебаты и кредиты/Debates & credits" прошла необычная сенсорная акция Лео ван Мюнстера . На станции метро он установил датчик движения, который реагировал на проходивших мимо отрывком из песни: своеобразная пародия на системы слежения. Процветший посох. Полисский во Франции. Полисский (и Батынков) - вот из кого надо делать новых звезд. А Витя Мизиано все плакался, что некого ему было на "черную" Документу предложить. Просто плохо смотрел. Иван Шилин. Колонна из Виноградной лозы и зиккурат из сена. http://www.presscenter.ru/index.php?ch=2&id=173166 Российский художник Николай Полисский покорил Францию. Его 12-метровая колонна из втиноградной лозы стала визитной карточкой Фестиваля Современного искусства Восток-Запад. Художник Полисский со своим другом Михаилом Буланенковым выстроил двенадцатиметровую колонну, диаметром в полтора метра и обвил её сухой виноградной лозой. На строительство ушло огромное количество материала, времени и просто физических сил, так как Николай всегда сам работает над строительством своих объектов. Не наше кино. Левые экстремисты в Pro Arte, Глюкляцапля нырнули, Митьков колбасит. Удивительный все же город - Питер. Там даже Катя Деготь на пару с Мишей Трофименковым поступают в очень пристойный и приличный РАФ, который теперь легализован под кличкой Про Арте. А вот любимые эстетки Глюкляцапля - на самом деле крутые. Надежда Штиль. Лев Лурье и левые идеи http://arteria.ru/11_10_2002_2.htm В Институте ПРО АРТЕ с лекции "1968 год. Восстание бэби-бумеров" Льва Лурье и Павла Черноморского (Москва) начнется новый лекционный цикл "Левая идея". В качестве лекторов будут приглашены питерские и московские гуманитарии - Екатерина Деготь, Михаил Трофименков, Павел Черноморский, Алексей Бессуднов, Елена Невердовская. Шесть лет спустя http://arteria.ru/10_10_2002_1.htm Повторение истории - невозможно. И все же, в сентябре этого года Глюкля с Цаплей вернулись к старой теме реки и белого платья, жертвы и подвига. Они сняли два фильма, объединенные ностальгической пометкой "шесть лет спустя". "Торжество хрупкости" и "Поиски истины" - таковы рабочие названия двух новых киноисторий. "Поиски истины" ни на торжество, ни на церемонию не походили. Спускаться на дно - это не увеселительная прогулка, не развлечение и не зрелище для праздной толпы. Это тяжелый труд, это настоящий подвиг. Виктор Канавин. Митькинотавр. Фестиваль митьковского кино в Москве http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_10_07_15_1152.html В справочных изданиях пишут, что митьковской живописи не существует, но есть "митьковская картина". То же можно сказать и о кино. Нет митьковских фильмов - есть опять-таки митьковские картины, но подвижные, оживающие на глазах у зрителя. В роли яснополянского старца выступает патриарх русского рока Борис Гребенщиков. Его песни вперемешку с цитатами из трудов великого писателя озвучивают сложный хоровод исторических картин и игровых сцен. Фильм, как было справедливо замечено, "при плохой проекции лишь выигрывает эстетически". Шероховатый, "гаражный" видеоряд дает зрителю иллюзию присутствия на съемочной площадке вместе с актерами. Нечто подобное демонстрировали отцы европейской "Догмы", снимавшие без дублей, на ручную, трясущуюся бог знает почему камеру и добивавшиеся потрясающей достоверности в кадре. Всюду жизнь-2. В Берлине все спокойно, спокойно, спокойно. Странно, как переключаются наши люди на европейском рандеву. Наши галерейщики сидели и считали каждое слово, написанное в газетах Ди Вельт и Бильд. А на нас, работяг, которые ихнего брата на каждом углу пропагандируют, ругались нечеловеческими словами. Хотя, тот факт, что они героически держали цены, все же считаю полным героизмом. Вот как начинается цивилизованный ранок - когда цены внутри выше, чем снаружи. См. также - Ближе к народу. Арт-форум Берлин Андрей КОВАЛЕВ. ...Как фанера над Берлином. "Арт Форум Берлин" чуть не обрушил российский художественный рынок http://www.fr.ru/Arhiv/2002/37/28.html Хорошая пресса - важный фактор: наших заметили в огромной давке (155 галерей, 1500 художников). Но, увы, газетная критика - вовсе не такой уж мощный инструмент художественного рынка. На русские стенды люди подходили, но никто ничего так и не купил. Как сказал бы "футбольный критик" Озеров, было много голевых моментов, но ворота остались нетронутыми. Пять-семь лет назад уровень цен на наше искусство определяли западные продажи, за рубежом цены были на 30-40 процентов выше, чем на внутреннем рынке. Теперь ситуация нормализовалась, русских художников наконец оценили и на родине. "Арт Форум Берлин" показал, что для наших дилеров внутренний рынок важнее внешнего. Там. Родченко в Калифорнии, Шагал - везде. Alexander Rodchenko: Modern Photography, Photomontage, and Film University of California, Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive http://news.amn.org/press.jsp?id=884 In the 1930s Rodchenko began to photograph the “revolutionary optimism” embodied by the first Five-Year-Plan set down by the Communist authorities. Rodchenko continued to prove himself an innovator, in this instance by setting new boundaries for the use of photography as a means of communicating ideals and ideology. At this time many argue that Rodchenko was also increasingly capitulating to Communist Party ideology. His work includes propaganda photographs of the White Sea Canal project, a major construction project linking the White Sea with the Baltic Sea, which relied exclusively on forced labor and resulted in tens of thousands of deaths before it was completed in 1933. This aspect of Rodchenko’s work has led to comparisons with his German contemporary Leni Riefenstahl, whose idealized images of the Nazis has detracted from appreciations of the brilliant visual qualities and innovations she brought to her work. Robert Taylor. Chagall art coming to SFMOMA. http://www.bayarea.com/mld/cctimes/4281344.htm "This is the first retrospective for Chagall since one in Paris in the 1980s," said Madeleine Grynsztejn, senior curator of painting and sculpture at the San Francisco museum. "His work has not been seen in person a lot, though he is universally known and admired. Born in 1887 to a poor family of Hasidic Jews, Chagall's deeply religious family inspired the subject matter for many paintings. Although he worked in Russia, France and America, he did not align himself with any specific 20th century art movement. The San Francisco museum suggests this "has often removed him from critical analysis and consideration." А вот еще одна чудная история про "наших" - на этот раз в Южной Африке. Bonny Schoonakker. Tretchikoff 'Just Like a Child' After Severe Stroke http://allafrica.com/stories/200210060171.html VLADIMIR Tretchikoff, South Africa's most popular artist, has suffered a stroke, putting an end to one of this country's most successful artistic careers. She said her father had lived "a pretty hard life". He was born in 1913 in Petropavlosk, in Kazakhstan and, while still a child, was separated from his family by the Russian revolution. He had earned his achievements "all by himself" despite never being taken seriously as an artist. She added that it was "a great pity" that the National Gallery in Cape Town had never bothered to acquire an original copy of a Tretchikoff, particularly at a time in the 1960s and 1970s, when these could be bought relatively cheaply. Tretchikoff made most of his income as an artist by selling autographed catalogues and copies of his paintings, often directly through retailers in Europe, the US and South Africa . Искусственное знание. Песни о Главном. Чудо чудесное - коммерция на академической науке. Приятно. Внушает оптимизм. Вера Чайковская. Энциклопедия нового типа. Издан энциклопедический словарь "Мастера мировой живописи" http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1034/7/4.html Ведь история искусства не задана раз и навсегда. Она меняется вместе с нами. В ней постоянно всплывают и исчезают какие-то имена. Целый ряд авторов этого издания с блеском справился со столь сложной задачей. Назову хотя бы М.Алленова, И.Бусеву-Давыдову, В.Стародубову, Т.Стародуб. Отмеченный М.Алленовым "объективный" гротесковый налет в портретных персонажах А.Антропова или же, напротив, некоторая "стертость" индивидуальных характеристик в портретах И.Аргунова, — следствие сложных процессов "притирания" представителей русской культурной традиции к европейской. Песни. Образ России в глазах потенцинциального противника. Странная вещь - стало одинаково тошнить и от Русского, как воплощения чистой духовности, и от деконструктивного Русского. Что-то неладно с самоидентивикацией в датском королевстве. Birth of a nation. Russia in the 19th century was riven by class, language, education and politics. In his new book, Orlando Figes argues that it was through its artists that a sense of collective identity was forged http://books.guardian.co.uk/review/story/0,12084,791524,00.html The Russians have long complained that the western public does not understand their culture, that westerners see Russia from afar and do not want to know its inner subtleties, as they do with the cultures of their own domain. Though based partly on resentment and wounded national pride, the complaint is not unjustified. We are inclined to consign Russia's artists, writers and composers to the cultural ghetto of a "national school" and to judge them, not as individuals, but by how far they conform to this stereotype. We expect the Russians to be "Russian" - their art easily distinguished by its use of folk motifs, by onion domes, the sound of bells, and full of "Russian soul". Lisa Jardine. What a capital idea. Orlando Figes explores the contradictions of Russian culture through the history of St Petersburg in Natasha's Dance - The Observer http://books.guardian.co.uk/reviews/history/0,6121,810703,00.html The great Russian works of art, music and poetry are born, according to Figes, out of the unresolved struggle between strongly held beliefs derived from indigenous Russian culture, complete with superstition, violence and brutality, and the urbane contours of cosmopolitan European art. Like that greatest of British cultural analysts, Raymond Williams, Figes argues that the voice and mettle of the 'working classes' are the sinew and bone of the elite cultural tradition. The suggestion is, perhaps, that this peasant vigour, borrowed from the Russians in translation, gave Anglophone art and literature an added significance, as well as grit and intensity. Елена Шерман. Русский миф Голливуда www.russ.ru/culture/cinema/20021013_she.html "А почему все-таки русские?" - раздается чей-то надоедливый голос из-под лавки. Мы так думаем, что тут произошло банальнейшее вытеснение реального негатива в подсознание (светлой памяти доктора Фройда посвящается...). Уж очень боялись "империи зла". А там, в подсознании, вытесненные страхи соединились с жуткими образами коллективного бессознательного. Впрочем, на этом пункте мы не слишком настаиваем. Могут быть и другие объяснения, почему, говоря словами незабвенного Порфирия Петровича, именно такие грезы мерещатся фабрике грез. Подземная идентичность. Ее можно обрести только в московском метро. Но только зачем - туда сегодня тянет только американскую и немецкую профессуру. У них, наверное, тоже не все ладно с идентичностью. Бригит Боймерс. ПУТЕШЕСТВИЯ ПОД ЗЕМЛЮ: МЕТРО НА ЭКРАНЕ. ПОМПЕЗНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/dudec35.html Несмотря на то что метро в первую очередь было не транспортным средством, а архитектурным достижением, его первое появление в кинематографе противоречило "метродискурсу" о "величайшем" творении архитектуры, показывая метро именно как хорошую транспортную систему. Майкл О'Махони. ЗАПИСКИ ИЗ ПОДЗЕМКИ: МОСКОВСКОЕ МЕТРО И ФИЗКУЛЬТУРА В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Евгений Добренко. МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И ПРОШЛЫМ http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/jrec62.html Советской нации нет, но нация пост-советская приняла на себя всю травматику эпохи, в которую та, прежняя, родилась. Травматика эта не преодолена, и то обстоятельство, что "тоталитарное прошлое" бессознательно, хотя и последовательно, вытесняется из массового сознания, объясняется не "усталостью от этой темы", не тем, что "теперь наконец всем все известно", и не тем, что "новому поколению пост-советской России это не нужно и не интересно", но как раз обратным: стало ясно, что речь идет о самой глубокой в новой русской истории социальной травме, "работа" с которой едва только началась - общество не перезрело, но еще не дозрело для такой работы. Не дозрело потому, что все еще не вышло из той эпохи. А вот краткий курс всех возможных штампов по поводу русского искусства. И Kovalev тож там. Sarah James. Russian Art Emerges from Socialist Realism http://coralcoast.com/art/articles/Themes/Regional.Russia.html Art was now permitted to reflect negative aspects of life, celebrate that which was formally taboo and also focus on the individual and not just the collective. The relatively new-found freedoms of the last 15 years or so have seen the liberation and cultivation of Russian art previously labeled 'non-official' art by Socialist Realism doctrine. Andrei Kovalev wrote in his book Between the Utopias: New Russian Art during and after Perestroika (1985 - 1993), "The process of legalisation and socialisation of all that was non-official was appreciated like an ongoing holiday and was seen as the triumph of free creativity, now liberated from the oppression of totalitarianism." With the liberalization of art, new influential cliques of artists began to emerge. The Russian art world now felt the full shock of new and conflicting styles and ideologies. Everybody had something to say and everybody wanted to be heard. Moscow Conceptualism, for instance, became dominant on the Moscow art scene during the late 80s. It had its roots in a group of historians and artists led by Leonid Bazhanov who celebrated contemporary art dating back to the 60s. Moscow Conceptualism remained dominant into the 90s despite the growth of even more radical groups such as the World Champions. This movement was founded by the artist Konstantin Zvezdochotov, and staged such exhibitions as The Hygiene of Art, in which the artworks of Moscow Conceptualists were put on display in a bathhouse. e-mail: Aндрей Ковалев © 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
органайзер ковалева андрея #39/ 15 октября
#39 Найти Рогинского; Фотографируй это; Рынок в этоху механической воспроизводимости; Все наши - Полисский, Родченко и Сальников; Взгляд на Другого через прицел.
Дядя Миша. Back to the story. Или Возвращение в историю. Фотоправда-2. Фотография - это застывшие баксы Фотоправда 2-3 Правда жизни по Екатерине Рождественской, Вадику Монро и Браткову. Былое и Ду. Архивация Сальникова и другие прекрасности жизни живописи. Всюду жизнь-1. В галерее Гельмана, Владивостоке и голландском Е-бурге Процветший посох. Полисский во Франции. Не наше кино. Левые экстремисты в Pro Arte, Глюкляцапля нырнули, Митьков колбасит Всюду жизнь-2. В Берлине все спокойно, спокойно, спокойно. Там. Родченко в Калифорнии, Шагал - везде. Искусственное знание. Песни о Гглавном. Песни. Образ России в глазах потенцинциального противника. Подземная идентичность. Ее можно обрести только в московском метро.
Дядя Миша. Back to the story. Или Возвращение в историю. Получилось так, что наша история написана за нас какими-то симпатичными, наверное, но совершенно посторонними нам людьми. Московский триумф Рогинского позволяет надеяться, что мы когда-нибудь попадем в нашу собственную Историю. Никита АЛЕКСЕЕВ и Ирина КУЛИК. Живопись ближе к жизни, чем к искусству "i" (N37 от 08.10.2002) Смотришь живопись Рогинского и понимаешь: то, что он делает, к поп-арту имеет очень косвенное отношение. Его творчество не терпит ярлыков. Он трудится над колоссальной задачей, приблизиться к которой большинство современных художников просто боится – занимается живописью в ее чистом, окончательном виде. Без анекдотов, украшательства и стилизаций. Поэтому он одинок среди коллег. Но это именно то искусство – хотя Рогинский и очень не любит слово «искусство» – которое способно отогнать тоску, часто навеваемую привычным contemporary art, даже в самых его радикальных формах. Вроде бы просто живопись, вроде бы даже просто обычная реалистическая живопись, но... Н. А.: – В самом конце 80-х я как—то разговаривал со знаменитым французским художественным критиком и куратором Жан-Юбером Мартеном, тогда он был директором Центра Помпиду. Про вас он сказал: «Я знаю Рогинского. Отличный художник. Но поймите, на всех мест не хватит. Кроме русских есть еще китайцы, латиноамериканцы, африканцы и так далее. По поводу русских выбор уже сделан – это Илья Кабаков». Потом я беседовал с Пьером Рестани, одним из авторитетнейших европейских искусствоведов, «отцом» Nouveauх Realistes, французского аналога американского поп-арта, и разговор снова зашел о вас. Рестани сказал почти слово в слово то же, что Мартен. - Понимаете, то, что я показываю на этой выставке (я говорю про новые вещи, про 60-е я забыл, это как будто не я делал), – это minimal art. Это аскеза в живописи. Я отказываюсь от «большого искусства» и говорю, что живопись – это то, что мы видим вокруг.
(в газете Иностранец обнаружил еще три (!!!) интервью с Рогинским. Кого возьмут в будущее? - Никита АЛЕКСЕЕВ (N44 от 27.11.2001) Старикам везде у нас дорога - Никита АЛЕКСЕЕВ (N38 от 29.09.1999) Москва в Париже Беседовал Никита АЛЕКСЕЕВ (N24 от 23.06.1999)
Андрей Ковалев. Бедное искусство http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1031/7/5 В Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Михаила Рогинского "Пешеходная зона". Впрочем, такая, мрачная, пессимистическая, монументальная, корявая, лишенная тайного экзистенциального содержания, замкнутая сама в себе ткань живописного делания уже, кажется, не оставляет никаких надежд на жизнь иную или новое рождение. Больше о них некому заботиться, кроме как Михаилу Рогинскому, последнему и единственному социалисту в живописи. И перед нами оказалось послание, которое принципиально отличается и от заказной чернухи в духе World Press Photo или Говорухина, и от развесистой клюквы Проханова. Дело настоящего художника — заставить нас перефокусировать наше зрение, чтобы увидеть вокруг себя сограждан, которые бормочут: "Говорят, что в этом году должны прибавить...". Ольга КАБАНОВА. СЕРЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. Новые картины Михаила Рогинского в Третьяковке http://izvestia.ru/culture/article24937 Была ли советская действительность, навсегда ушедшая Атлантида, такой, как пишет ее сегодня Рогинский, кто теперь скажет. У каждого о ней свои воспоминания. Но мне кажется, что в натюрмортах 60-х было больше правды - в портретах неказистых простых предметов таились энергия протеста и той стадии депрессия, за которой следует неминуемое выздоровление, а "Пешеходная зона" - это воспоминания о жизни после жизни. И как бы убедительно она на картинах ни выглядела, никто не поручится в правдивости изображения. Велимир Мойст. "Пешеходная зона" рядом с вечностью В здании Третьяковской галереи на Крымском валу открылась персональная выставка Михаила Рогинского. Не бог весть какой живописный радикализм, не слишком выраженная социальная направленность, не сатира и не «чернуха»… Что здесь берет за живое, сразу и не сообразишь. Может быть, это лучший комплимент для автора, потому что слишком многие нынче знают, как именно и в чьем сознании должны сработать их произведения. Рогинский, конечно, не простачок-натуралист, но и не режиссер своего шоу. Просто Художник с большой буквы, какие редко появляются даже в залах Третьяковки. Александр Панов. Пешеходная зона. Живопись Михаила Рогинского http://ej.ru/038/na_dniah/exhibition/anons.html Рогинский — действительно классик андерграунда, только неверно истолкованный искусствоведами. Те записали Рогинского, живописавшего спичечные коробки, примусы, чайники, кухонную плитку и прочие коммунальные радости, в редкие представители русского поп-арта. Рогинский рисовал не стандартизированные образы вещей, а сами вещи — корявые, непрезентабельные, однако привычные и родные. Он рисовал не как поп-артист, а как традиционный живописец, упивающийся фактурой, цветом и игрой мазков. Рогинский-художник любил советскую «материальную культуру» — кухни, коммуналки, хрущобы, новые микрорайоны. Константин Агунович. Михаил Рогинский. http://afisha.ru/art-review?id=1029228 К "отцу русского поп-арта" он не привык до сих пор. Считает это неправдой. Не из скромности: просто не могло быть в Советском Союзе поп-арта никак. Рекламы здесь не было, и вообще - к вещам при вечном и всеобщем дефиците было другое отношение. Доисторический примус восхищал Рогинского иначе, чем Уорхола - суп "Кэмбелл". Рогинский даже хотел лепить этот примус - из-за необъяснимого желания жизненной правды, которое не могло обойтись привычными методами: картина, сюжет, колористические нюансы. Валентин ДЬЯКОНОВ. Коммуналок он начальник и помоек командир. Выставка Михаила Рогинского в Третьяковской галерее на Крымском валу http://www.vremya.ru/2002/187/6/43029.html На пресс-конференции Рогинский рассказал, как не мог объяснить знатокам искусства одну простую вещь: ему нравилось рисовать газовую плиту или примус, в этом не было эпатажа или философии искусства после искусства”. Ранний Рогинский близок поэтам лианозовского круга, особенно Игорю Холину, больше, чем сами лианозовские художники. С “барачной лирикой” Холина Рогинского сближает бесстрастная документальность полотен. Иконография персонажей позднего Рогинского наводит на мысль, что мастер, преподававший в заочном Народном университете искусств имени Н.К. Крупской, сам многому научился у своих студентов-примитивистов, а точнее, стихийных художников. Поэтому, наверное, кураторы Третьяковки назначили художника быть ответственным за то, чтобы живопись не умирала. Это, мне кажется, непосильная миссия даже для такого сильного мастера. Живопись и так умирать не собирается, художников просто мало. Константин Агунович. Михаил Рогинский http://afisha.weekend.ru/?action=pv&id=205192 Если картины 60-х можно назвать позитивными, не смотря на убогость советской жизни, то работы 90-х абсолютно негативные, напоминающие информацию, снятую с подкорки мозга художника, в которой осталась лишь горечь и злоба на всех и вся “The Pedestrian Zone” of Mikhail Roginsky in the Tretyakov Gallery http://www.artline.ru/UserE/default.asp?ID=1064&TypeName=reviews In few scholarly works about the art of the 1960s, the artistic manner of Roginsky is defined as “Russian Pop-art”. The artist himself prefers rather the word “sovkovy” (Soviet) to “Russian” and denies being a pop-art follower at all. He says, “For me, painting is not only “how”, but also “what”. The most important is the very fact of creation. I paint with life, not life. I like and always liked what I paint”.
Фотоправда-1. Фотография - это застывшие баксы. Миша Сидлдин решил изучить фоторынок. Только отчего тут ритуально плакать - все есть так, как есть. То есть будет еще лучше. Михаил Сидлин. ЗАЧЕМ ПОКУПАТЬ ВИНТАЖ. Чем фоторынок отличается от фотобазара. http://www.ng.ru/accent/2002-10-15/9_market.html 60 000-80 000 долл. Это предварительная оценка одной из карточек Александра Родченко, которая будет выставлена на продажу на фотоаукционе Кристи через неделю, 22 октября. Проблема не в том, что в России нет людей, которые хотят рисковать. Проблема в том, что пока существует возможность получать сверхприбыли другими способами - их десятки. А значит, арт-рынок мало интересует инвесторов. Пока что покупка фотографий может оказаться покупкой неликвидов - то есть вложением в товар, который невозможно будет продать. Для того чтобы изменить ситуацию, должны пройти годы. Может быть, десятки лет. Это история с английским газоном. Чтобы он ровно рос, нужно дождаться внуков. Михаил Сидлин. ЭТО ДОРОГОЕ ФОТО. Алекс Лахман рассказывает, почему фотографии Родченко не стоят миллион долларов. А Ман Рея - стоят http://www.ng.ru/accent/2002-10-15/9_foto.html Дело в том, что рынок на Западе для российской фотографии очень ограничен, потому что обычно основными покупателями являются национальные коллекционеры: французы покупают французскую фотографию, американцы - американскую, немцы - немецкую. Цены, безусловно, на Западе на советскую фотографию выше, чем здесь, и объясняется это тем, что на Западе все же существует этот рынок, и сравнительно одинакового качества вещи могут стоить в два раза дешевле, ну в три, но не в десятки раз. Если американский фотограф стоит 100 тысяч, то русский должен хоть 10 стоить. Все зависит от его удачи, от его возможностей, потому что есть весьма профессиональные коллекционеры (которых в России называли в советское время спекулянтами, но во всем мире - очень уважаемые люди), которые собирают коллекции, потом продают их, потом ищут каких-то художников, которые только появляются, или открывают старых художников. Сергей Соловьев. СНИМОК ВМЕСТО КРИКА. Розданы призы за лучшие репортажные снимки 2001 года http://www.ng.ru/culture/2002-10-15/8_picture.html Историю ХХ века можно показать как бесконечный фотоальбом (что, кстати, не раз делалось). Бывало, правда, критики начинали говорить что-то о тенденциозности, о фотолжи и даже о фотоподтасовке, о том, что фотоистория - такой же миф, как любая другая история. Но пока ничего правдивее отснятого на пленку кадра не изобретено. И уже, хочешь или не хочешь, из этого кадра приходится вычитывать мысли и чувства. Глаз же наших репортеров поставлен хитро. Большинство оправданно считают, что история пишется на обочине. Отсюда такое пристальное внимание к тюрьмам и колониям. Поэтому чувствуешь во всем не правду и историю, а позерство и игру. Ведь, между нами говоря, Путина можно снять и красавцем, и уродом. Так что, господа, бросайте вы это неблагодарное дело - историю писать - и становитесь нормальными художниками.
Фотоправда 2-3 . Правда жизни по Екатерине Рождественской, Вадику Монро и Браткову. Правильно говорил тов.Ригвава - все они врут. То есть говорят Правду о медиарельности, данной нам в наших ощущениях. Особенно Братков, Моя Москва - она мягкая и пушистая. Полина Печерская. Хочешь – люби, а хочешь – плюй. Галерея «Риджина» представляет медиапроект известного фотографа Сергея Браткова «Моя Москва». http://www.gazeta.ru/2002/10/14/ho4esjlubiah.shtml Любил и нас заставлял полюбить. Братков не заставляет, времена другие. Хочешь – люби, хочешь – плюй. Он всего лишь фиксирует, но делает это настолько мастерски, что хочется сказать: «документальный арт». Выбранный срез действительности подан очень вкусно, можно даже сказать, смачно. Сама экспозиция, включающая в себя два видео, тоже прекрасно продумана и придает проекту дополнительную глубину резкости. Такая гармоничность проекта говорит о движении Браткова от непричесанной андеграундной концептуальности к созданию лаконичного художественного стиля, что отчасти и объясняет его превращение из представителя харьковской фотошколы в представителя России в Сан-Пауло. Константин Агунович. Сергей Братков исследует толпу http://afisha.ru/art-review?id=1053709 То, что выискивает Братков, - это проявления витальной силы, создающие нужный тонус в мышцах и вселяющие животную радость в людские сердца, но обезображивающие человека как гомо сапиенс. Превращающие его в безумное, хоть и довольное этим обстоятельством существо. Витальность - это вообще очень по-украински. Никита АЛЕКСЕЕВ, Ирина КУЛИК. Море волнуется – три!!! http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=12022&chapter=12 2 октября в Московском доме фотографии (улица Остоженка, 18) открылась выставка «Частная коллекция» Екатерины РОЖДЕСТВЕНСКОЙ. К искусству она имеет такое же отношение, как живопись Глазунова, Шилова или Сафронова. Это – весьма среднего качества продукт коллективного творчества автора, костюмера, стилиста (его лучше назвать гримером-штукатуром, причем явно с хорошей, советской еще мосфильмовской школой), осветителя и кого-то, кто умеет копаться в фотошопе. В общем, это как бы не искусство. Это – удачный социальный проект. Полностью соответствующий нашему обществу и его культурному гомеостазу. Наша элита – лишь идеальные болванки для париков и вешалки для камзолов. Вспомнив слова Сталина про писателей, выразимся: другой элиты у нас для вас нет. Более того, это люди, которых вроде как и нет в принципе.. Екатерине Рождественской в своем проекте удалось сделать важную штуку. Она неизвестным науке и интуиции способом изготовила крайне холодные, минималистические произведения искусства. На ее картинках общими усилиями участников проекта убито все. И исходная картина, и личная аура исполнителя. Если кому угодно – «Черный квадрат». Екатерина ВАСЕНИНА. СЕЗОН ФОТООХОТЫ. Обзор осенних фото-выставок http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/75n/n75n-s28.shtml В галерее братьев Люмьер, расположенной в Центральном доме художника на Крымском Валу, — «Светотени авангарда». Знакомство с фотоэкспериментами семидесятилетней давности выявляет их поразительную актуальность, а главное — дает возможность увидеть момент зарождения базовых принципов дизайна и рекламы, без которых уже невозможна современная жизнь. В Доме фотографии на Остоженке весь первый этаж отдан персональной выставке Екатерины Рождественской «Частная коллекция». Иногда (надеюсь, я объективна) современная копия получается даже лучше оригинала хотя бы в силу неубывающего постмодернистского контекста цитирования и самодостаточности пародии на «настоящее искусство», но оригинал до того уменьшен, что закрадывается подозрение: может, боялись, что пародий никто не заметит? Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Волшебная сила искусства. Мамышев-Монро раскрасил политбюро http://www.vremya.ru/2002/190/6/43289.html Завтра в галерее «С'Арт» отметит свой день рождения новой выставкой художник Владислав Мамышев, более известный как Монро. Порой он преображает не только себя, но и других. Сейчас решил порадовать поклонников своего творчества, а заодно и весь бывший советский народ и его коммунистическую партию (а равно и диссидентов, эмигрантов, трансвеститов и художников) выставкой «Секретные материалы»: якобы добытым из тайных подвалов соответствующей организации проектом эвакуации самого ценного для Страны Советов человеческого материала -- членов политбюро.
Былое и Ду. Архивация Сальникова и другие прекрасности жизни живописи. Велимир Мойст. Архивация лукавства Ретроспектива Владимира Сальникова в TV-галерее. Ниспровержение ложного высокомудрия происходит в тех же интеллектуальных категориях, только с поправкой на глумление. Здесь Сальников и симптоматичен, и маргинален одновременно. Поступая «как все» – например, замазывая натурные работы, специально созданные для последующей ликвидации (цикл «Уничтожение»), он норовит соригинальничать и дать понять, что двигали им несколько иные мотивы, чем туповатыми современниками-авангардистами. Благодаря изощренной игре ума его живописное «наследие» все равно укладывается в контекст эпохи и принадлежит господствующему канону: нельзя ехать в поезде и предполагать, что на самом деле скачешь на коне в обратном направлении. «Архивацию» в данном случае надо признать удачной: выставка отражает перестроечный дух именно благодаря тогдашнему желанию автора отличаться от других Екатерина Болелая. Трансживопись. Московские галереи открыли новый сезон http://www.newtimes.ru/newtimes/artical.asp?n=2968&art_id=3080 Как, скажем, галерея «Файн Арт», назвавшая свою экспозицию по-военному угрожающе: «Стой! Кто идет?». Здесь показывают фотографии Бакушиной с летающей на помеле Маргаритой и почему-то мутноватый ролик Полукеева с сигающими через турникеты студентами.И дело не в том, что проект этот, очевидно, не адаптирован для актуальной современной выставочной действительности: зритель на самом деле давно уже понятие «выставка» и «картина» не сопрягает – научен. Но, ученый, он все-таки ожидает от экспозиции Впечатления. И здесь его не находит. Отказаться от картины в привычном понимании и все же обеспечить зрителя требуемой долей художественных эмоций удалось, кажется, «Ковчегу» – самой прогрессивной из консервативных московских галерей. Живописцы сегодняшние (оставаясь при этом по большей части крепкими ремесленниками), не планируя фиксировать окружающий мир в его реалистичном воплощении, попросту не имеют нужды ограничивать себя прямоугольной плоскостью холста – пресловутым «окном в жизнь». Так же необычно решила открыть очередной сезон галерея «Риджина», бывшая некогда самой первой и самой модной из заметных московских галерей. Здесь (имея дело, например, с работой Сергея Мавромати) зрителю не помогает никакое абсолютное зрение. Возможно, потому, что художник идет до самого обозначенного концепцией выставки конца и никакого объекта просто не представляет. Вероятно, проект удался – увядшей эту экспозицию никак не назовешь, хотя ни ее название, ни содержание внятностью не отличаются. «Риджина», пытаясь не только влиться в актуальный процесс, но и его, этот процесс, смоделировать, сделала выставку меткую и модную. К изобразительному искусству опять же имеющую опосредованное отношение.
Всюду жизнь-1. В галерее Гельмана, Владивостоке и голландском Е-бурге Марина Малыгина. БУРАТИНО И ПУСТОТА. Открыта выставка для взрослых дошкольного и школьного возраста http://www.ng.ru/culture/2002-10-08/8_exhibition.html Со своим проектом "Про уродов для детей" Инга-Леша Аксеновы возились долго. Смотреть на уродов вроде бы нельзя (хотя негласных запретов на публичность уродств в советское время не было), можно лишь втихаря показывать пальцем и получать на каждое, даже дерзкое "почему" обстоятельный, научно обоснованный ответ. Скрытый цирк уродов в СССР по сути недалеко ушел от цирка американца Финеаса Тейлора Барнума (ему и посвящается выставка), показывавшего чужие аномалии публично и за деньги. Anna Malpas. Art beyond translation http://vn.vladnews.ru/News/upd11_2.HTM Christine Steel is a conceptualist artist working with words, but she doesn't expect Vladivostok residents to understand her native Flemish. Reluctantly, she translates into her words into French: they're statements about death, pain and her favourite topic - language. The artist from Brugge is on her second visit to Vladivostok, which she describes as "a magic word," and created the works on display in a city apartment. Fascinated by "the iconography of language", Steel buys a newspaper every day in Vladivostok, although she doesn't know Russian. Со-общение. Фестиваль голландского искусства стал вехой в культурной жизни Екатеринбурга. Он создал публику http://www.expert.ru/ural/current/cultur2.shtml Противостояние элитарности и массовости в культуре сохранилось едва ли не в России только. Мир давно стремится к сближению полюсов. У нас искусство пылится в музеях, а на улицах - "реальная жизнь", разгул рекламы политиков и товаров. Голландский фестиваль показал путь выхода искусства в массы, привнесения его в среду обитания. Современное искусство желает максимально приблизиться к потребителю. В рамках проекта "Дебаты и кредиты/Debates & credits" прошла необычная сенсорная акция Лео ван Мюнстера . На станции метро он установил датчик движения, который реагировал на проходивших мимо отрывком из песни: своеобразная пародия на системы слежения.
Процветший посох. Полисский во Франции. Полисский (и Батынков) - вот из кого надо делать новых звезд. А Витя Мизиано все плакался, что некого ему было на "черную" Документу предложить. Просто плохо смотрел. Иван Шилин. Колонна из Виноградной лозы и зиккурат из сена. http://www.presscenter.ru/index.php?ch=2&id=173166 Российский художник Николай Полисский покорил Францию. Его 12-метровая колонна из втиноградной лозы стала визитной карточкой Фестиваля Современного искусства Восток-Запад. Художник Полисский со своим другом Михаилом Буланенковым выстроил двенадцатиметровую колонну, диаметром в полтора метра и обвил её сухой виноградной лозой. На строительство ушло огромное количество материала, времени и просто физических сил, так как Николай всегда сам работает над строительством своих объектов.
Не наше кино. Левые экстремисты в Pro Arte, Глюкляцапля нырнули, Митьков колбасит. Удивительный все же город - Питер. Там даже Катя Деготь на пару с Мишей Трофименковым поступают в очень пристойный и приличный РАФ, который теперь легализован под кличкой Про Арте. А вот любимые эстетки Глюкляцапля - на самом деле крутые. Надежда Штиль. Лев Лурье и левые идеи http://arteria.ru/11_10_2002_2.htm В Институте ПРО АРТЕ с лекции "1968 год. Восстание бэби-бумеров" Льва Лурье и Павла Черноморского (Москва) начнется новый лекционный цикл "Левая идея". В качестве лекторов будут приглашены питерские и московские гуманитарии - Екатерина Деготь, Михаил Трофименков, Павел Черноморский, Алексей Бессуднов, Елена Невердовская. Шесть лет спустя http://arteria.ru/10_10_2002_1.htm Повторение истории - невозможно. И все же, в сентябре этого года Глюкля с Цаплей вернулись к старой теме реки и белого платья, жертвы и подвига. Они сняли два фильма, объединенные ностальгической пометкой "шесть лет спустя". "Торжество хрупкости" и "Поиски истины" - таковы рабочие названия двух новых киноисторий. "Поиски истины" ни на торжество, ни на церемонию не походили. Спускаться на дно - это не увеселительная прогулка, не развлечение и не зрелище для праздной толпы. Это тяжелый труд, это настоящий подвиг. Виктор Канавин. Митькинотавр. Фестиваль митьковского кино в Москве http://www.itogi.ru/paper2002.nsf/Article/Itogi_2002_10_07_15_1152.html В справочных изданиях пишут, что митьковской живописи не существует, но есть "митьковская картина". То же можно сказать и о кино. Нет митьковских фильмов - есть опять-таки митьковские картины, но подвижные, оживающие на глазах у зрителя. В роли яснополянского старца выступает патриарх русского рока Борис Гребенщиков. Его песни вперемешку с цитатами из трудов великого писателя озвучивают сложный хоровод исторических картин и игровых сцен. Фильм, как было справедливо замечено, "при плохой проекции лишь выигрывает эстетически". Шероховатый, "гаражный" видеоряд дает зрителю иллюзию присутствия на съемочной площадке вместе с актерами. Нечто подобное демонстрировали отцы европейской "Догмы", снимавшие без дублей, на ручную, трясущуюся бог знает почему камеру и добивавшиеся потрясающей достоверности в кадре.
Всюду жизнь-2. В Берлине все спокойно, спокойно, спокойно. Странно, как переключаются наши люди на европейском рандеву. Наши галерейщики сидели и считали каждое слово, написанное в газетах Ди Вельт и Бильд. А на нас, работяг, которые ихнего брата на каждом углу пропагандируют, ругались нечеловеческими словами. Хотя, тот факт, что они героически держали цены, все же считаю полным героизмом. Вот как начинается цивилизованный ранок - когда цены внутри выше, чем снаружи. См. также - Ближе к народу. Арт-форум Берлин Андрей КОВАЛЕВ. ...Как фанера над Берлином. "Арт Форум Берлин" чуть не обрушил российский художественный рынок http://www.fr.ru/Arhiv/2002/37/28.html Хорошая пресса - важный фактор: наших заметили в огромной давке (155 галерей, 1500 художников). Но, увы, газетная критика - вовсе не такой уж мощный инструмент художественного рынка. На русские стенды люди подходили, но никто ничего так и не купил. Как сказал бы "футбольный критик" Озеров, было много голевых моментов, но ворота остались нетронутыми. Пять-семь лет назад уровень цен на наше искусство определяли западные продажи, за рубежом цены были на 30-40 процентов выше, чем на внутреннем рынке. Теперь ситуация нормализовалась, русских художников наконец оценили и на родине. "Арт Форум Берлин" показал, что для наших дилеров внутренний рынок важнее внешнего.
Там. Родченко в Калифорнии, Шагал - везде. Alexander Rodchenko: Modern Photography, Photomontage, and Film University of California, Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive http://news.amn.org/press.jsp?id=884 In the 1930s Rodchenko began to photograph the “revolutionary optimism” embodied by the first Five-Year-Plan set down by the Communist authorities. Rodchenko continued to prove himself an innovator, in this instance by setting new boundaries for the use of photography as a means of communicating ideals and ideology. At this time many argue that Rodchenko was also increasingly capitulating to Communist Party ideology. His work includes propaganda photographs of the White Sea Canal project, a major construction project linking the White Sea with the Baltic Sea, which relied exclusively on forced labor and resulted in tens of thousands of deaths before it was completed in 1933. This aspect of Rodchenko’s work has led to comparisons with his German contemporary Leni Riefenstahl, whose idealized images of the Nazis has detracted from appreciations of the brilliant visual qualities and innovations she brought to her work. Robert Taylor. Chagall art coming to SFMOMA. http://www.bayarea.com/mld/cctimes/4281344.htm "This is the first retrospective for Chagall since one in Paris in the 1980s," said Madeleine Grynsztejn, senior curator of painting and sculpture at the San Francisco museum. "His work has not been seen in person a lot, though he is universally known and admired. Born in 1887 to a poor family of Hasidic Jews, Chagall's deeply religious family inspired the subject matter for many paintings. Although he worked in Russia, France and America, he did not align himself with any specific 20th century art movement. The San Francisco museum suggests this "has often removed him from critical analysis and consideration."
А вот еще одна чудная история про "наших" - на этот раз в Южной Африке. Bonny Schoonakker. Tretchikoff 'Just Like a Child' After Severe Stroke http://allafrica.com/stories/200210060171.html VLADIMIR Tretchikoff, South Africa's most popular artist, has suffered a stroke, putting an end to one of this country's most successful artistic careers. She said her father had lived "a pretty hard life". He was born in 1913 in Petropavlosk, in Kazakhstan and, while still a child, was separated from his family by the Russian revolution. He had earned his achievements "all by himself" despite never being taken seriously as an artist. She added that it was "a great pity" that the National Gallery in Cape Town had never bothered to acquire an original copy of a Tretchikoff, particularly at a time in the 1960s and 1970s, when these could be bought relatively cheaply. Tretchikoff made most of his income as an artist by selling autographed catalogues and copies of his paintings, often directly through retailers in Europe, the US and South Africa .
Искусственное знание. Песни о Главном. Чудо чудесное - коммерция на академической науке. Приятно. Внушает оптимизм. Вера Чайковская. Энциклопедия нового типа. Издан энциклопедический словарь "Мастера мировой живописи" http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/1034/7/4.html Ведь история искусства не задана раз и навсегда. Она меняется вместе с нами. В ней постоянно всплывают и исчезают какие-то имена. Целый ряд авторов этого издания с блеском справился со столь сложной задачей. Назову хотя бы М.Алленова, И.Бусеву-Давыдову, В.Стародубову, Т.Стародуб. Отмеченный М.Алленовым "объективный" гротесковый налет в портретных персонажах А.Антропова или же, напротив, некоторая "стертость" индивидуальных характеристик в портретах И.Аргунова, — следствие сложных процессов "притирания" представителей русской культурной традиции к европейской.
Песни. Образ России в глазах потенцинциального противника. Странная вещь - стало одинаково тошнить и от Русского, как воплощения чистой духовности, и от деконструктивного Русского. Что-то неладно с самоидентивикацией в датском королевстве. Birth of a nation. Russia in the 19th century was riven by class, language, education and politics. In his new book, Orlando Figes argues that it was through its artists that a sense of collective identity was forged http://books.guardian.co.uk/review/story/0,12084,791524,00.html The Russians have long complained that the western public does not understand their culture, that westerners see Russia from afar and do not want to know its inner subtleties, as they do with the cultures of their own domain. Though based partly on resentment and wounded national pride, the complaint is not unjustified. We are inclined to consign Russia's artists, writers and composers to the cultural ghetto of a "national school" and to judge them, not as individuals, but by how far they conform to this stereotype. We expect the Russians to be "Russian" - their art easily distinguished by its use of folk motifs, by onion domes, the sound of bells, and full of "Russian soul". Lisa Jardine. What a capital idea. Orlando Figes explores the contradictions of Russian culture through the history of St Petersburg in Natasha's Dance - The Observer http://books.guardian.co.uk/reviews/history/0,6121,810703,00.html The great Russian works of art, music and poetry are born, according to Figes, out of the unresolved struggle between strongly held beliefs derived from indigenous Russian culture, complete with superstition, violence and brutality, and the urbane contours of cosmopolitan European art. Like that greatest of British cultural analysts, Raymond Williams, Figes argues that the voice and mettle of the 'working classes' are the sinew and bone of the elite cultural tradition. The suggestion is, perhaps, that this peasant vigour, borrowed from the Russians in translation, gave Anglophone art and literature an added significance, as well as grit and intensity. Елена Шерман. Русский миф Голливуда www.russ.ru/culture/cinema/20021013_she.html "А почему все-таки русские?" - раздается чей-то надоедливый голос из-под лавки. Мы так думаем, что тут произошло банальнейшее вытеснение реального негатива в подсознание (светлой памяти доктора Фройда посвящается...). Уж очень боялись "империи зла". А там, в подсознании, вытесненные страхи соединились с жуткими образами коллективного бессознательного. Впрочем, на этом пункте мы не слишком настаиваем. Могут быть и другие объяснения, почему, говоря словами незабвенного Порфирия Петровича, именно такие грезы мерещатся фабрике грез.
Подземная идентичность. Ее можно обрести только в московском метро. Но только зачем - туда сегодня тянет только американскую и немецкую профессуру. У них, наверное, тоже не все ладно с идентичностью. Бригит Боймерс. ПУТЕШЕСТВИЯ ПОД ЗЕМЛЮ: МЕТРО НА ЭКРАНЕ. ПОМПЕЗНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ http://nlo.magazine.ru/artist/dudec/dudec35.html Несмотря на то что метро в первую очередь было не транспортным средством, а архитектурным достижением, его первое появление в кинематографе противоречило "метродискурсу" о "величайшем" творении архитектуры, показывая метро именно как хорошую транспортную систему. Майкл О'Махони. ЗАПИСКИ ИЗ ПОДЗЕМКИ: МОСКОВСКОЕ МЕТРО И ФИЗКУЛЬТУРА В 30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Евгений Добренко. МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И ПРОШЛЫМ http://nlo.magazine.ru/artist/jrec/jrec62.html Советской нации нет, но нация пост-советская приняла на себя всю травматику эпохи, в которую та, прежняя, родилась. Травматика эта не преодолена, и то обстоятельство, что "тоталитарное прошлое" бессознательно, хотя и последовательно, вытесняется из массового сознания, объясняется не "усталостью от этой темы", не тем, что "теперь наконец всем все известно", и не тем, что "новому поколению пост-советской России это не нужно и не интересно", но как раз обратным: стало ясно, что речь идет о самой глубокой в новой русской истории социальной травме, "работа" с которой едва только началась - общество не перезрело, но еще не дозрело для такой работы. Не дозрело потому, что все еще не вышло из той эпохи.
А вот краткий курс всех возможных штампов по поводу русского искусства. И Kovalev тож там. Sarah James. Russian Art Emerges from Socialist Realism http://coralcoast.com/art/articles/Themes/Regional.Russia.html Art was now permitted to reflect negative aspects of life, celebrate that which was formally taboo and also focus on the individual and not just the collective. The relatively new-found freedoms of the last 15 years or so have seen the liberation and cultivation of Russian art previously labeled 'non-official' art by Socialist Realism doctrine. Andrei Kovalev wrote in his book Between the Utopias: New Russian Art during and after Perestroika (1985 - 1993), "The process of legalisation and socialisation of all that was non-official was appreciated like an ongoing holiday and was seen as the triumph of free creativity, now liberated from the oppression of totalitarianism." With the liberalization of art, new influential cliques of artists began to emerge. The Russian art world now felt the full shock of new and conflicting styles and ideologies. Everybody had something to say and everybody wanted to be heard. Moscow Conceptualism, for instance, became dominant on the Moscow art scene during the late 80s. It had its roots in a group of historians and artists led by Leonid Bazhanov who celebrated contemporary art dating back to the 60s. Moscow Conceptualism remained dominant into the 90s despite the growth of even more radical groups such as the World Champions. This movement was founded by the artist Konstantin Zvezdochotov, and staged such exhibitions as The Hygiene of Art, in which the artworks of Moscow Conceptualists were put on display in a bathhouse.
e-mail: Aндрей Ковалев
© 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO