ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #3 /23 октября


23.10 Органайзер-3 - Дай руку, Вася; Чуйков и Пустота, падучая на артрынке

Андрей Ковалев. На артрынке все спокойно, спокойно, спокойно

Вследствие уже сложившейся традиции корпоративного собирательства, офисы компаний, которые располагались в разрушенных террористами небоскребах Всемирного торгового центра были просто наполнены произведениями искусства. Среди утрат – коллекция работ Огюста Родена, большой красный мобиль Александра Кадлера, который вращался у подножия небоскребов, огромное полотно попартиста Роя Лихтенштейна и гобелен Хуана Миро “Мировой торговый центр”, украшавшее вестибюль второго небоскреба.

Хотя конкретная сумма ущерба все еще уточняется, по оценкам страховщиков, ущерб от уничтожения этих и других произведений искусства, по предварительным оценкам, может составить около $100 млн. Кроме того, в ВТЦ находилась штабквартира Таможенной службы, где (US Customs headquarters???) погибло множество документов, относившихся к очень важным трансакциям на артрынке. Теракты стали также катастрофой и для страховщиков, работающих в сфере страхования произведений искусств. Резкий рост стоимости страховки, которая держалась на одном уровне последние тридцать лет, оказал разрушительное влияние не только на артрынок. Разрушена и система обменных передвижных музейных выставок, которые планируются за много лет и в новой ситуации заранее утвержденные музейные сметы просто не выдерживают скачка цен. Кроме того, авиакомпании и власти теперь существенно ужесточили правила, и теперь представители музеев утратили возможность присутствовать при процедурах погрузки и выгрузки и следить за сохранностью ценных грузов. Теперь ящики с музейными ценностями могут быть задержаны в аэропорту на срок до 48 часов в связи с тем, что представители службы охраны могут потребовать осмотреть ящики. Условием сохранности музейных ценностей является доскональное соблюдение температурно-влажностного режима, а теперь музейные ценности будут подвергаться существенно большей угрозе.

Видимо, под воздействием этих факторов открытие выставки бразильского искусства “Душа и тело” в музее Гуггенехайма, было перенесено на неделю. Музеи, которые предоставляли экспонаты на эту выставку, которую планировалось открыть 19 октября, изменили условия аренды, а сама перевозка экспонатов оказалась гораздо более дорогостоящей.

И, если перемены на интернациональном антикварном рынке не окажут существенного влияния на наш, весьма изолированный и автономный антикварный рынок, то российские музеи, доход которых составляется в основном за счет вывозных выставок, могут понести существенные финансовые потери. Например, проект “Эрмитаж-Гуггенхайм” в Лас-Вегасе может рассматриваться со стороны Эрмитажа как обыкновенная “передвижная выставка”, только теперь заранее оговоренный процент доходов музея от продажи билетов и каталогов может существенно снизиться из-за увеличения страховых ставок и стоимости перевозки.

Что же касается североамериканского артрынка, то там, конечно, происходят весьма серьезные изменения. Например, была отменена очень престижная антикварная ярмарка, которая традиционно проходит в Арсенале 7-го полка на Манхэттене. (7th Regiment Armory, иногда эту ярмарку называют просто “Армори шоу”.) Но теперь этому старинному зданию, похожему на московский Манеж, были возвращены его военные функции, и там теперь располагаются части Национальной гвардии. Устроители ярмарки перенесли ее на ноябрь в штаб-квартиру Сотби, которая располагается на Йорк Авеню. Однако большинство антикваров воспринимают Сотби как своего главного конкурента, и по этой причине намерены отказаться от участия в ярмарке.

Антикварные дилеры приводят вполне прагматические причины своего отказа от участия в ярмарке, что свидетельствует о том, что никакой особой паники на рынке не возникло. Никто, конечно, не надеется на особый бум, но и не ожидает, что больших ухудшений ситуации.

Хотя, конечно, почти все обозреватели антикварного рынка вспомнили о тяжелых временах. Например, про рецессию начала семидесятых, когда обрушились цены на весь антиквариат, или период после “Черного понедельника” 1987 года, когда цены на предметы искусства, - от импрессионистов до бриллиантов, подскочили на невиданную высоту. Наконец, все вспоминают и Войну в заливе, когда дилеры мучительно пытались продать хоть что-нибудь, но никто не ничего не покупал. Дэвид Неш, который в течении 20 лет руководил отделом импрессионистов на Сотби, вспоминает, что во время Войны в Заливе многие клиенты говорили ему, что в такие сложные времена не очень правильно тратить публично столь большие суммы. Этот психологический эффект действует и сейчас - с аукциона Сотби, должен состояться 7 ноября в Нью-Йорке, были сняты картины Эдгара Дега и Поля Гогена, которые теперь будут проданы в частном порядке.

С другой стороны, антикварный бизнес – довольно консервативная отрасль. Обычно этот сектор рынка последним поддается рецессии и первым оправляется. Конечно, артрынок связан миллионами невидимых нитей с экономикой в целом и настроением покупателей. Но в тяжелые времена люди предпочитают вкладывать деньги в нечто солидное, физически ощутимое, нежели акции. Конечно, художественный рынок после трагедии в Нью-Йорке несколько заколебался, но уверенность в его устойчивости принесли самые обыкновенные торги, которые проводились домом Кристи в Лондоне на прошлой неделе. Мебель и другие предметы антиквариата были проданы на 800 000 фунтов стерлингов – вдвое больше ожидаемого, 87% лотов нашли покупателей. Торги проходили даже не в главном помещении аукционного дома, а филиале в Северном Кеннингстоне, на продажу были выставлены вещи вполне достойные, но средние по художественным достоинствам. Тем не менее, в нервозной атмосфере, возникшей после террористической атаки на Америку, успех этих, вполне рядовых торгов, стал для антикварного рынка своего рода лучом надежды. Вообще, на провинциальных рынках не наблюдается падения. Напротив, оживление царило на ярмарке “Арт Сингапур”, которая закрылась в четверг. Суммы продаж составили на 1.1 миллиона долларов, что в два раза больше, чем в прошлом году.

Весь антикварный мир ожидал результатов торгов немецкого и австрийского искусства на Сотби 11 октября в Лондоне. И надежды на лучшее оправдались. Работа австрийского художника Густава Климта “Женщина в красном” (1897-1898) была продана за 4 миллиона долларов, причем цена в ходе торгов удвоилась по сравнению с эстимейтом. Но крупные американские коллекционеры на рынке немецкого и австрийского искусства не играют большой роли, так что окончательный вывод о том, что художественный рынок восстановился можно будет сделать только 5 ноября, когда на аукционе Кристи в Лондоне будет распродаваться коллекция Рене Гафффе, оцененная в 37 миллионов фунтов стерлингов и включающая портрет коллекционера, исполненный в 1942 году знаменитым сюрреалистом Рене Магриттом..

Но наиболее уязвимым всегда остается рынок современного искусства. Чисто психологически произведения художников второй половины ХХ века, даже если они давно уже считаются классиками и продаются за огромные деньги, еще не принадлежат к числу безусловных ценностей, которые можно приравнять к золоту и драгоценным камням. По этой причине наиболее уязвимыми конечно, оказались маленькие галереи, которые зависят о настроений тех коллекционеров авантюрного склада, которые готовы вкладывать деньги в художников неизвестных, но с большим будущим. Об изменения на этой части артрынка мы узнаем 14 ноября, когда на Сотби будет проходить распродажа коллекции знаменитого телепродюсера Дугласа С. Крамера, куда входят 31 работа таких классиков ХХ века, как Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн и Эслворт Келли.

Итак, террористическая атака на Нью-Йорк, который остается центром художественного рынка, кажется, пока что не оказала особого влияния. Все это вовсе не означает, что все идет хорошо. Еще за полгода до событий 11 сентября дилеры на среднем рынке жаловались на то, что наступили тяжелые времена, а Сотби объявило о сокращении до конца года от 350 до 400 рабочих мест. Аукционный дом Кристи также сокращает штаты, но в гораздо меньшем объеме – 21 рабочее место в североамериканском отделении.

Sotheby's to cut jobs. Auction house employees receive memo warning of redundancies. By Georgina Adam
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=7632

Art sales: hope in nervous times - Boston Globe on 10/7/2001

Art for Sale, but Will Shaken Collectors Be Buying? By CAROL VOGEL
http://www.nytimes.com/2001/09/27/arts/design/27DEAL.html

New York tragedy affects whole US antiques community USA

WORLD TRADE TRAGEDY. By Adrian Darmon
http://www.artcult.com/na210.html

А вот еще старый текстик для мэнэ: (там уже закрыто)

Страдательный залог, несовершенное время

Андрей КОВАЛЕВ

Великая трагедия, которая постигла Америку, как оказалось, имеет свое измерение и в области культуры. В “нулевой зоне” располагалось 38 музеев и около семидесяти галерей и других организаций, искусством. Среди них некоторые вызывают самые прямые ассоциации с этими ужасными событиями – Музей полиции, Музей пожаров, Музей небоскребов и даже Музей Азии. Но Манхеттен не только финансовая столица мира, но культурная метрополия. Поэтому особое опасение вызывает то, что в списке закрытых музеев оказались такие ключевые институции, как Центр искусств ДИА, филиал музея Гуггенхайма в Сохо и Новый музей современного искусства.

Что же касается реальных потерь, то эксперты, подсчитали, что общая стоимость произведений искусства, которые находились в разрушенных небоскребах ВТЦ, составляет не менее 10 млн. долларов. Среди них - большой блестящий красный мобиль Александра Кадлера, который вращался у подножия небоскребов, огромное полотно попартиста Роя Лихтенштейна и гобелен Хуана Миро “Мировой торговый центр”, которое украшало вестибюль второго небоскреба. Некоторые произведения, попавшие в зону разрушений, все же уцелели. По крайней мере, очертания трехметровой скульптуры Лихтенштейна “Современная голова”, которая находится неподалеку от входа в первый Мировой торговый центр, можно было рассмотреть под слоем пыли и обломков в информационных программах.

Конечно, многие в Америке стали патетически говорить о том, что утверждают, что во всем виноват Голливуд, который в промышленном масштабе поставлял последние четверть века фильмы-катастрофы. Но голливудские люди, в своей характерной мианере отвечают, что именно такие ленты, как “Армагеддон” приучили людей к правильной тактике поведения во время вселенских катастроф. То есть подтвердили догадки о том, что в эстетике капреализма не искусство отражает действительность, а все наоборот. Действительность есть лишь копия, говоря, по научному, симуякр, виртуального

Но и бог с ним, с Голливудом, теперь ему предстоит, судя по всему, еще больше активизировать работу по патриотическому воспитанию американского населения. Что будет происходить с искусством в ситуации, когда виртуальный мир с такими страшными последствиями выплеснулся в реальный мир, пока еще непонятно. Но нью-йоркские критики уже составили опись всего того, что предупреждало о грядущей катастрофе.

Самая потрясающая история произошла с видеоинсталляцией Вольфганга Сталя в “Постмастерс галлеру”, которая представляла собой три огромных экрана, на которые в режиме реального времени проецировались виды Манхэттена, фиксировавшиеся камерами, расположенными с мастерской художника в Бруклине. Вольфганг сталь, немец по происхождению, уже десять лет живущий в США, назвал свое произведение “Людям Нью-Йорка” и говорил о том, что этот вид Южного Манхеттена, со стороны Ист Ривер, с двумя башнями-близнецами, возвышающимися есть своего рода новая пейзажная живопись, которая использует новейшие технологии. Но 11 сентября художник, который наблюдал взрывы небоскребов из окна своей квартиры, срочно позвонил галереистке, Магде Савон. Та срочно отправилась в свою галерею, и стала единственной свидетельницей того, как мирная пейзажная живопись превратилась в историческое полотно. Камеры продолжают работать и в настоящий момент, только теперь работа уже не называется “Людям Нью-Йорка”, а просто – “Без названия”.

Нанси Давенпорт, выставила в галерее Николь Клагсбрун компьютерные монтажи с ироническими изображениями собственных друзей в виде террористов, которые захватывают различные жилые здания. Теперь они утратили даже намек на иронию и стали выглядеть просто зловеще. Американским художникам еще много придется продумать заново после пережитого, некоторые вещи теперь выглядят совсем в ином свете. Например, огромный гризайлевый портрет президента Буша работы Ричарда Филлипса в галерее “Фридрих Петцель”, который смотрелся на открытии его персональной выставки смотрелся просто безвкусно. Теперь, когда Нью-Йорк уже окончательно забыл, что творилось во время предвыборной гонки, это полотно утратило изначальную иронию.

Но есть люди, которые помогут американцам пережить катастрофу идентичности. Это наш глубокоуважаемый монументалист Зураб Церетели, который запустил через информационные агентства информацию о том, что собирается установить на месте катастрофы монумент памяти жертв. В аппарате Академии художеств, где и сообщили эту потрясающую новость, говорят, что идея “нашла положительный отклик в Америке: ее поддержали как федеральные власти, так и представители мэрии Нью-Йорка”. У властей США, кажется, есть более важные проблемы и можно только надеяться на то, что они никогда не узнают, в какие суммы обычно обходятся бесплатные дары Зураба Церетели, а американцы, попавшие в реальное время никогда не увидят бронзового симулякра на своем бедном Манхеттене.


e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO