ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

органайзер ковалева андрея  #29 /14 мая


Органайзер #29. Друг другого искусства умер; Мастера оригинального жанра; Документа по-черному; Китай и соцреализм; Ковалев - это Стасов сегодня >

Леня умер. Некрологи
Город мастеров. Любовь критиков
Хороших и разных. Серебрякова, Антошина и Тимур Петрович.
Черные Документы. В Кассель поедут правильные ребята
Курилки живы. Одни протестуют, другие - едут в Китай.
Урина и квадрат. Только Малевич дешовше Дюшана.
Смутные фотографии. Нюшки, Бодрийяр, Нобуеси
Скольжение. Бренер, Кабаков, Климент Гринберг
Сеанс автопромоушена. Критические дни Ковалева.

Леня умер. Некрологи. Тупо и нелепо повторять некрологические штампы. Но, применительно к Лене, эти Таких людей, как Леня Талочкин больше не будет никогда. И искусства такого не будет. Но Леня умер в полной нищете, и даже денег на могилку нет. Так что пишите мне на kovalev@artinfo.ru, я скажу, кому взносы передавать. Нужно собрать минимум полторы тысячи долларов. Жду.

Лиза Плавинская. Умер Леонид Талочкин
http://www.polit.ru/documents/485257.html
Но есть коллекционеры, сами по себе являющиеся национальным достоянием – и в России двух последних десятилетий ХХ века таким был Леонид Талочкин. Он был неотъемлемой составляющей мира нон-конформизма. Невозможно представить себе ни одного события неофициального искусства без него.
От других крупнейших российских коллекционеров – современников Талочкина его отличал живой интерес к новому искусству: он не остался в шестидесятых, подобно многим, а принимал и понимал все новые поколения художников. Поколения сменялись - оставался Леня Талочкин, его коллекция, его архив, его неимоверная память на самые удивительные истории. Седовласый богатырь, ходивший гигантскими шагами и знавший сто способов забивания гвоздей, он был воплощением самой жизни искусства, его вечного движения…
Нам всем очень повезло, что Леонид Талочкин успел превратить коллекцию в музей: ценность его архивов еще проявится – процесс описания и изучения этого искусства только начинается.

Юлия Попова. Великий тусовщик. Умер Леонид Талочкин - крупнейший коллекционер русского "другого искусства", олицетворение неформальной и некоммерческой стороны нашего арт-мира.

http://www.expert.ru/expert/current/data/novkul2.shtml
Только что на "Арт-Москве" Талочкин, как и подобает настоящему арт-тусовщику, громогласно приветствовал знакомых, обнимался с друзьями-художниками, его седая бородища привычно маячила в толпе, которая расступалась перед ним, как перед патриархом. В общем, все было правильно. Больше не будет.

Никита АЛЕКСЕЕВ. ДРУГОЕ ИСКУССТВО. Умер Леонид Талочкин - первый коллекционер нашей неофициальной живописи
http://www.izvestia.ru/culture/article17874
Нищие художники дарили свои произведения нищему коллекционеру. Они тогда и не мечтали о выставках и продажах, а тут увидели человека, одержимого любовью к искусству, понимающего его и готового его сберечь. Уже в середине 70-х коллекция Талочкина насчитывала около пятисот единиц хранения, среди которых - произведения Владимира Вейсберга, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского, Дмитрия Плавинского, Михаила Рогинского, Анатолия Зверева и других художников, сейчас являющихся гордостью нашего искусства. Важность этого собрания поняли даже советские чиновники: в 1976 году Министерство культуры поставило его на учет как "памятник культуры", а Талочкину помогли перебраться из комнатенки в коммуналке в отдельную квартиру. Постоянно растущая коллекция, впрочем, занимала ее полностью, оставляя место только для письменного стола, стула да кровати. И широкому зрителю она, естественно, была недоступна.

Город мастеров. Любовь критиков. Ничего не понимаю, что такое с искусством происходит. Все как-то слишком прилично стало, даже критиков стали любить-бояться. Предлагал я коллеге Арпишкину заказать Василисе Соловьевой статейку, да разгромить все в пух и прах. Про консумеризм всякий тоталитарный написать и все такое. Да и Василиса уж не та, и драйву с кайфом никакого нет. Приличные все ведь люди.
Александр Панов. Силуэты русских художников. Ярмарка «Арт Москва» закончилась некоммерческим проектом «Мастерская «Арт Москва», который выхватил отдельные детали из картины артпроцесса
http://ej.ru/018/art/04art/index.html
Как один из дюжины «экспертов» свидетельствую: мы ни разу не собирались и не обсуждали кандидатов. Просто однажды сдали устроителям выставки свои персональные списки топ-художников. В итоге лично я (знаю, что и некоторые мои коллеги тоже) отказываюсь ставить свое имя под окончательным списком участников «Мастерской «Арт Москва» 2002».
Общеобязательность идей и терминов, существующих в обиходе современного искусства, не означает для его представителей обязательного следования раз навсегда выбранной идеологической стратегии. Художник — не раб своего амплуа, а вольная пташка, порхающая от мысли к мысли, от стиля к стилю, от проекта к проекту. 
Сама выставка, однако, разочаровала именно тем, что показанные на ней «лучшие художники России» оказались на сей раз рабски верны себе, не бросив публике порции свежих зрелищ. Бессистемная и случайная, она продемонстрировала какую-то фундаменталистскую упертость своих героев и их верность старым ходам. Упертость, непробиваемую никакими импрессионизмами смиренных арткритиков.

Богдан Мамонов. Что было в Мастерской. И кого в ней не было
http://www.polit.ru/documents/486034.html
Незадолго до открытия "Мастерской Арт-Москвы" к группе художников подошел некий зритель и, возбужденно озираясь, спросил: "А где здесь выставка художника, который трупы фотографирует?" После некоторого замешательства незадачливому зрителю пояснили, что Арсен Савадов, действительно показавший на прошлой "Мастерской" фотографии неких сцен, созданных из настоящих трупов, на этот раз не выставляется (кстати, вероятно, еще и потому, что даже у видавшей виды московской публики тот проект вызвал сильное напряжение). Забавный диалог заставил присутствующих испытать своего рода сдвиг во времени, вызвавший веселое смятение. Однако это заставляет подумать, что случайный эпизод, подобно фрейдистской оговорке, раскрывает, чего же на самом деле ждет зритель от современного искусства.
Маруся Татарович. ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ
http://www.vesti.ru/2002/05/04/1020505090.html
В этом году Мастерская Арт-Москвы обошлась без скандалов. Художникам вдруг надоело ломать и выбрасывать с корабля все подряд, флюиды мирного созидания, хоть и не озвученные, прямо-таки витали в воздухе.
Нынешняя Мастерская подтвердила тенденции, обозначившиеся на ярмарке: современное искусство стало более открытым, менее агрессивным, если хотите, повернулось к публике лицом. Организаторы с жаром убеждали, что и к потребителю тоже. Что довольно сомнительно, поскольку сравнения с западными ярмарками не могут быть адекватными. 350 тысяч у.е., заработанные на только что завершившейся ярмарке - совсем немного для мегаполиса, в котором вращаются безумные деньги.
Конъюнктуры не убавилось. Арт-Москва как всегда представляет собой весьма субъективную картину современного искусства. Дутых авторитетов, исчерпавших себя технологий и неярких индивидуальностей хватает. Есть целый ряд по-настоящему хороших художников, которые в этой истории участвовать вряд ли когда-нибудь будут - система слишком закрытая. Насчет поворота к гуманитарным ценностям человечества - неизвестно, насколько это всерьез. 

Велимир Мойст. Хорошо забытое новое. Мастерская Арт Москва»: достойные современные художники отыскались, а смотреть не на что.
http://www.gazeta.ru/print/2002/05/06/horosozabyto.shtml
Об особенностях отбора чуть ниже, а вот насчет энтузиазма участников вывод однозначный: не больно-то склонны ветераны (большинству лидеров нашего современного искусства за сорок) ломаться на любительской сцене.
К чему дебаты про новомодную нонспектакулярность (незрелищность) искусства, когда зрелищности и взяться-то неоткуда?
Тринадцать газетно-журнальных зоилов, включая автора этих строк, водили пальцами по спискам предыдущих ярмарок, дабы отыскать достойнейших. Не получилось. То есть достойные отыскались, а смотреть не на что.
Вообще-то художники норовят не столько избавиться от гнета галеристов, сколько вступить в их сообщество: плох Буратино, не мечтающий стать Карабасом-Барабасом.

Анна Альчук. Базар как базар, или Чего не хватает современному искусству
Проект претендует на создание новых культурных героев: богатых людей, вкладывающих деньги в современное искусство. Подобная же попытка сделать культурных героев из арткритиков, предпринятая на выставке группой ESCAPE, выглядела довольно неуклюже. В разных залах "Арт-Москвы" висели плакаты, на которых огромными буквами были написаны имена нескольких влиятельных московских критиков. Демонстрация лояльности (и это мягко сказано) некоторых художников по отношению к некоторым критикам - жест по-человечески понятный. Но кому еще, кроме этих художников и этих критиков, могут быть интересны подобные внутритусовочные иерархические игры?
Если современному искусству чего-то и не хватает, то это отнюдь не деньги и не идеи; в искусстве (да и не только в нем) все более нарастает дефицит независимого суждения, определяющегося не узкогрупповыми интересами, а долгосрочными перспективами и широким интернациональным контекстом.

Михаил Сидлин. ТИХАЯ ЗАВОДЬ. "Арт-Москва" стала смирной. Итоги ярмарки
http://www.ng.ru/culture/2002-04-30/8_art.html
Радикальное искусство девяностых перешло в аккуратный акционизм нового века. Никаких скандалов. Просто перформанс.
Так и прошла ярмарка. Экскурсия. Демонстрация. Приятная встреча с коллегами. Как говорит Виктор Мизиано, один из экспертов ярмарки: "Самое главное - возникла рутина. Перестали мыслить прорывами".
Цены, впрочем, указывают не конечные (сниженные), а по прайс-листу. Так что не вполне понятно, как на ярмарке могли наторговать на 350 000 долл. (общая цифра продаж, сообщенная "НГ" в офисе "Экспо-парка", организатора "Арт-Москвы"). Ну да ладно. Главное - хорошо провели время.
Ходят весенние девушки. Бродят счастливые парочки. В воскресенье в ЦДХ выстроилась очередь. Правда, в такой прекрасный день девушки и парочки пришли бы на любую выставку.

Ольга КАБАНОВА. ХУДОЖНИКИ НА СМОТРИНАХ. "Мастерская Арт Москвы" собрала лучших
http://www.izvestia.ru/culture/article17864
Но прошлая выставка почему-то вышла лучше нынешней.
Никто из избранных в отборщики, кажется, никогда не писал, что выставку хорошо делать без идеи, без программы, без куратора, а просто предоставив художникам место и разрешение делать, что захочется. Все как раз в письменном виде многократно утверждали обратное. "Мастерскую" же придумали галеристы. Для подтверждения собственной незаменимости и для выстраивания художников по творческому росту. Топ-десятки (в нашем случае - топ-тридцатка) очень наглядны, очень обидны. Их составление - занятие глупое, но массово популярное и полезное: отличная тема для кулуарных пересудов, когда обсуждать по существу нечего.
И вот тут, после просмотра, руки зачесались написать что-то хлесткое, ухватить нарождающуюся тенденцию, слегка назидательно указать (разумеется, ссылаясь на счастливый зарубежный опыт), что в современном искусстве нельзя делать все на продажу и только в угоду отвязному зрителю.

Сергей ХАЧАТУРОВ. «Арт-Москва» проводит мастер-классы. Мы полюбили знак бесконечности.
http://www.vremya.ru/2002/79/6/34192.html
Мастер-классы «Арт-Москвы» хороши по той причине, что художники освобождаются от цензуры галеристов, конъюнктуры рынка и в течение недели творят что хотят. Ярмарка «Арт-Москва» этого года нагло косила под салон. Алое и золотое липло на глаза. Ничего не поделать. Рынок-с. В «Мастерской Арт-Москвы» цветная вакханалия укрощена аскетичным белым. Пустынно. Впору вешать табличку: «Тихо! Идет опыт». Получилась лаборатория гигиены собственных душ от рыночной скверны. На самом деле подобное впечатление создается благодаря хорошему дизайну и малому количеству участников. Говорить от лица «чистого искусства» удается далеко не всем. Свобода творчества ко многому обязывает. В частности, обязывает превозмочь обольщение любимой мыслью ради новых знаний. К чему такие подвиги, если мысль найдена и ее можно тиражировать?
Творчество ушедшего юным Даниила Филиппова иллюстрирует ренессансное понятие «инвенция»: приоритет замысла над исполнением.

Богдан Мамонов. Гражданская война в искусстве объявлена
http://www.polit.ru/documents/485293.html
Забавно, что мы не успели еще вкусить рынка как такового, наши ярмарки и наши галеристы все же больше играют в рынок, чем реально строят его, но борьба с рынком уже ведется. Таковы, вероятно, особенности местного сознания, генетически привыкшего видеть в художнике в первую очередь - пророка, а только потом - оформителя интерьеров.
Стратегии художников здесь устремились в два неравных русла. Часть из них вторгались прямо на территорию коммерческой части ярмарки, действуя подобно некоему вирусу (впрочем, вполне безобидному).
Возможно, каждое произведение, выставленное на Крымской набережной, несет определенное послание, но увы, в многоголосном гуле визуальности эти сообщения теряются, сливаясь друг с другом, девальвируясь и превращаясь в некую однородную массу, где неразличимо уже коммерческое и некоммерческое.
По сути дела, торговцы искусством используют художников, еще не доросших до уровня коммерческих, в качестве рекламы, репрезентируя их как "альтернативу". Своим согласием использовать себя в качестве наживки "некоммерческие" художники демонстрируют истинную подоплеку своей деятельности.
 "Вместо искусства". Речь идет об искусстве принципиально незрелищном, аскетичном и некоммерческом. При этом авторы рассматривают свой жест как политический и критический.

Марина Колдобская. Блеск и нищета продажного искусства. 
http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2946
Приобретение contemporary art имеет привкус авантюры, доступной очень богатым, очень влиятельным, очень странным людям. Для российской элиты это, несомненно, признак чужеродности, факт «отклоняющегося» поведения.
Именно поэтому на Западе приветствуется искусство критическое. Оно неприятно, некрасиво, травматично, как психоанализ, как хирургия. В России, кстати, был период, когда такое искусство тоже приветствовалось: во второй половине XIX века. По сути (не по форме) современное искусство – наследник ненавистного, безобразного, тоскливого критического реализма, который нам вбивали в голову в школе. И выбили напрочь.

Игорь Чувилин. Свобода в рамках. Шестая "Арт Москва" выглядела тихой заводью современного искусства
http://www.mn.ru/issue.php?2002-17-53
То ли радикализма поубавилось, то ли зрители попривыкли. Новое давно стало навязчивой идеей, однако сама по себе новизна не может подменить качества, хотя частенько старается это сделать. Принципиально нового на "Арт Москве" было немного, что позволяет надеяться на качественные сдвиги.
Живописи стало больше, фотографий меньше, объектов - раз-два и обчелся.
Впервые все проекты прошли своего рода цензуру, дабы избежать возможных конфузов и проблем с законодательством, что уже случалось на "Арт Москве". Так что освобожденным от кураторской опеки художникам дадут полную свободу, но - в рамках утвержденных проектов.

Катерина ЮРЬЕВА. И Гоголь без штанов
http://www.aif.ru/moskva/460-461/06_02.php
Ярмарки с приставкой "арт" в Москве проходят регулярно, иногда одну от другой отличить чрезвычайно сложно. "Арт Москва" представляет искусство ради искусства. Его трудно продать, так же трудно коллекционировать, но оно претендует на то, чтобы задавать тон.

Хороших и разных. Серебрякова, Антошина и Тимур Петрович. На "красную пасху" у нас всего хорошего было - и все больше о сущности искусства. Но, после опроса, проведенного "Экпопарком" я, типа, как Буриданов осел не в состоянии идентифицироваться и определиться, какого же искусства я на самом деле хочу.
Федор Ромер. Наличие отсутствия. Выставка Марии Серебряковой
http://ej.ru/018/na_dniah/exhibition/serebr/index.html
Она привезла в галерею «Риджина» безымянный проект, посвященный Картине — вещи традиционно уважаемой, но ныне ущемленной в правах. Painting по-английски — «живопись», однако painter — не только «живописец», но еще и «маляр». Посмотрев пару минут на весь этот радикальный художественный минимализм, понимаешь, что название у странной серебряковской выставки отсутствует не случайно. Вся она — про отсутствие. Художника, замененного маляром или телевизором. Авторского труда, замененного работой видеокамеры, поставленной «на автомат». Картины, замененной рамой (идея фильма с маляром основана на очевидной игре с расхожей сентенцией «картина есть окно в мир») или телемерцанием. Короче, выставка — про отсутствие всякого искусства.
Константин Агунович. Мария Серебрякова Видеопроекция, графика
http://afisha.ru/art-review?id=767290
МАРИЯ СЕРЕБРЯКОВА живописью давно не занимается. 
Тем не менее выставка Серебряковой - именно о картине. О всем том, что принято называть картиной: о холсте, о цвете и свете и об изображении, куда мы входим словно бы через окно. О всех ее компонентах - хотя ни одной картины на выставке нет. 
А также стало ясно, что картины - хочется. Очень хочется, если идут незнамо откуда импульсы, и художник - уже не живописец, а просто художник - принимается за работу. А потом оказывается, что работа его - о знакомых с детства вещах. О том, чему учили еще в МСХШ.

Владимир Сальников. Вуаеризм алисы гай или о жизни юношей
http://inout.ru/pv.phtml?id=106367
В галерее Марата Гельмана художница-феминистка Татьяна Антошина выставила свой сценарий фильма о неудачных любовных порывах одинокой девицы Алисы, потерявшей во время Великой Отечественной Войны все, родных близких, дом и etc. Эти произведения тут же и выставлены. Получилось симпатично, но не реалистично. Война-то давно кончилась.
Александр Панов. Как много юношей хороших. Проект Татьяны Антошиной
http://ej.ru/017/na_dniah/exhibition/alica/index.html
Если бы такая разносторонность была дарована лишь одной Антошиной, род женский уже мог бы быть навсегда избавлен от изничтожающей маскулинной критики.
Графика и скульптура изящны, состаренные фотографии правдоподобны, отрывки из дневника комичны —то есть каждая из трех частей исполнена весьма искусно. Но сама выставка выглядит, увы, искусственно. Хаотично и надуманно…

Мария Михайлова. ГАРМОНИЯ В СУМОЧКЕ. 
http://www.vesti.ru/2002/05/02/1020170630.html
Новая академия изящных искусств, созданная Новиковым в Петербурге в 1989 году, целью своей ставила обращение к классическим традициям. В таком ключе Новиков и многочисленные его адепты и существуют по сей день. Кроме как о прекрасном не помышляют, а в прекрасном все едино - шелк, парча, бусины и позументы одинаково беспристрастно обрамляют православных деятелей в клобуках, Оскара Уайльда, фашистскую архитектуру или строения высокой классики.
Четкая разграниченность земли и неба - важнейшая часть идеологии: автор твердо стоит на земле, придерживаясь линии горизонта, уже хотя бы этим внушая публике, вконец истерзанной невнятицей актуального искусства, простые истины.
Проект Новой академии - один из самых успешных и последовательных в современном искусстве, что, конечно, не означает реальности поставленных задач. Новиков, противопоставляющий целостность своей идеологии всеобщему хаосу, сам является полноправным его участником и творцом, декларация антимодернизма обернулась очередной технологией, удачно дополняющей нестройную картину мира.
Кстати, технология Новикова, кроме художественных достоинств, содержит и чисто техническое новшество - не все же таскаться с подрамниками и холстами. А тут - принес в сумочке, развесил, и порядок.

Федор Ромер. Коверный классицизм. В Москве с академической обстоятельностью отметили 25-летие деятельности петербургского художника Тимура Новикова, основателя неоакадемизма
http://ej.ru/017/art/05novikov/index.html
Несмотря на навязчивые призывы Новикова к воскрешению классики, красоты и гармонии, сами его работы в духе «неоклассицизма» — будем справедливы — не слишком выразительны и довольно однообразны. Вообще нет ничего страшнее для теории неоакадемизма, нежели проведение большого фестиваля творчества неоакадемистов. Но их лидер — бесспорно, первый среди равных по дилентантизму, китчевости и техническому несовершенству созданного. 
Новиков создает аристократические прелести из очень демократичных и прозаических материалов. И из тех же «подручных» ресурсов черпает свои высокие образы, цитируя (и репродуцируя) всем известное по альбомам или путеводителям.
Сам процесс апроприации, присвоения, репродуцирования Классики и есть основной сюжет «нового русского классицизма». Сюжет скорее комический.
Классические идеалы, увы, недосягаемы, и невозможность добраться до цели заранее обозначена в путевой карте неоакадемистов. Однако это не изменяет раз и навсегда избранного ими маршрута, по которому вот уже лет десять самоотверженно движется арт-караван во главе с ослепшим поводырем.

Мария Михайлова. УНИТАЗЫ В ФОКУСЕ. На карте - общественный туалет типа "сортир", обозначенный буквами "эм" и "жо"
http://www.vesti.ru/2002/05/13/1021289737.html
Ничего личного, только общественное: плитка, зеркальные стены, крашеные двери, унитазы и писсуары всех мыслимых форм и расцветок. И автор, и куратор не прочь ввести тему в контекст культурологии. Несмотря на наличие отдельных достижений, реестр стильных отхожих мест демонстрирует ограниченный набор архитектурных решений - хай-тэк, строгая классика, восточная тема (вычурный розовый писсуар нелеп и потому вполне парадоксален - неплохое место для применения парадоксального мышления), минимализм, кислотно-молодежное направление. 
Гюляра Садых-заде. Авангард в Санкт-Петербурге
www.russ.ru/culture/vystavka/20020506_sad.html
Последней акцией месячника стали перформансы, прошедшие на Малой сцене Балдома. Группа "Мусорщики", одетая в зеленые рубахи и красные рабочие комбинезоны, в первом акте усердно посыпала опилками сцену; а во втором сметала их в груду, в конце концов обретшую пирамидальные очертания. 
"Фабрика Найденных Одежд". Смысл заключался в том, чтобы от спонтанных импровизационных рассказов участниц о своих носильных вещах незаметно перейти к открытым высказываниям о себе, своих личных переживаниях, о мире и о любви. Идея была хороша: оттолкнувшись от грубо-вещного мира, воспарить в сферу нематериального, в сферу чувств, эмоций, юношеских надежд, ожиданий любви, словом, одухотворить то, что нас окружает.

Черные Документы. В Кассель поедут правильные ребята. Из наших - только чета Копыстянских. Правда, и те - с Украйны. 

Documenta 11. Participating artists announced

Die Liste der Dokumenta-Teilnehmer ist veroffentlicht
http://artmagazine.cc/content.php3?objectid=4209&templateid=97&classid=5

Thomas Wagner. A Tradition of Innovation. Okwui Enwezor likes to be enigmatic.
http://www.faz.com/IN/INtemplates/eFAZ/archive.asp?doc={A015E7B2-1B20-467D-9C65-AEB0437E6EE4}&width=800&height=572&agt=explorer&ver=4&svr=4Platform 5 is not based on conclusions drawn from the preceding forums, but is instead meant to prolong the critical discourse in exhibition form; nor were the other platforms intended as "handbooks" to aid the show's comprehension. He refers to the invited artists as a "very eclectic group," as heterogeneous as art itself these days.
His central concern clearly is to produce a visible break with the Eurocentric tradition.
One thing Enwezor is silent about in the framework of his post-colonial thinking, is the function assumed by his transnational "patchwork" within the unfolding discourse. For as we know, discourse is not a chatroom, but something about and with which one does battle. Simply put, it is precisely the force one aims to get under control.

Урина и квадрат. Только Малевич дешовше.Но зато и тот и другой  жили в эпоху механического воспроизведения.

Urinal set to sell for Ј1.7m. Duchamp sent the original urinal to a New York show in 1917
http://news.bbc.co.uk/hi/english/entertainment/arts/newsid_1979000/1979331.stm
The artist later described his purpose as "ridding myself of the retinal heritage of the last 100 years", stressing "it was the idea that mattered".
He later made a series of authorised and signed copies of his readymade collections.
Mr Schwarz said the complete sets were sold at the time for just $20,000 (Ј13,700), which included the royalties for Duchamp.
The collector recently sold the complete set of 14 readymades to a Zurich-based Swiss investment company called Van Art Establishment, which arranged the auction.


Николай Кононихин. Самый черный квадрат Малевича теперь в Эрмитаже
http://www.artpiter.spb.ru/news/showone.php3?id=2059
Во всей этой истории чудесного обретения Эрмитажем "Черного квадрата" К.С.Малевича и сопутсвовашими ей приказами и заявлениям высоких чиновников и пресс-служб, как-то "за скобками" оказался целый ряд весьма немаловажных вопросов: Кто именно и на основании чего - ведь картина была снята с торгов - оценил картину в 1 млн долл. - сумму, так удачно совпавшую с меценатскими возможностями г-на В.Потанина? Какова реальная стоимость картины (скажем, если бы она была выставлена на аукцион SOTHEBYS)? Как, образно говоря, "тиражирование" "Черного квадрата" по главным музеям России скажется на популярности шедевра в массовом сознании? Действительно, целенаправленная реализация стратегии "тиражирование" нашего национального шедевра вполне может повторить успех томатных супов Энди Уорхола или писсуаров Марселя Дюшана, которые сегодня можно увидеть чуть ли не в каждом западном музее современного искусства.

Дарья Коробова. САМАЯ ДОРОГАЯ КАРТИНА. В Эрмитаже завелся свой "Черный квадрат"
http://www.ng.ru/culture/2002-04-30/1_square.html
Владимир Потанин. Возник он, как водится у меценатов, с миллионом долларов (32 миллиона рублей), суммой, рекомендованной за картину независимым оценщиком Георгием Путниковым. Столь скромную цену последний объяснил особенностями внутреннего рынка, сославшись также на некий психологический предел покупки - оцени ее выше, и дрогнет рука дающего.
По словам директора музея Михаила Пиотровского, в планах Эрмитажа теперь - создание нового отдела современной живописи. Новоприобретенный Малевич вкупе с Кандинским, Матиссом и Пикассо станут основой данной коллекции. 

Курилки живы. Одни протестуют, другие - едут в Китай.

ЧАН ШИ ФАН: "НАДЕЮСЬ, РУССКИЕ ВЫСТАВКИ СТАНУТ У НАС ПОСТОЯННЫМИ "
http://www.izvestia.ru/culture/article18069
С председателем Союза художников профессором ЧАН Ши Фаном встретился корреспондент "Известий" Георгий МЕЛИКЯНЦ.
В годы, когда отношения между нашими странами были более чем прохладными, русская живопись, особенно близкий китайцам жанр пейзажа, оставалась ниточкой, все еще связывающей нас. 
На мой вкус замечательны пейзажи Дмитрия Жилинского, Валентина Сидорова, Андрея Тутунова. Натюрморты Игоря Абросова и Николая Соломина. "Деревенские" картины Григория Чайникова. Своеобразным запевом всей выставки я лично считаю полотно братьев Ткачевых "Городня на Волге"- оно как ода русской природе. 

Вася Баг. Столичные художники изобразили протест. Московские художники устроили у Белого дома демонстрацию протеста. Протестовали, видимо, против собственной глупости.
http://www.gazeta.ru/print/2002/04/29/stoli4nyehud.shtml
Один из седовласых старичков дрожащим от обиды голосом рассказывал журналистам, как инициативная группа пыталась пробиться в московское правительство: “Швецова (вице-премьер по всяческим культурным вопросам. – В. Б.) нам три месяца не отвечает!”. Другой почему-то костерил Ельцина. Старичков было жалко, но не очень.
Во-первых, многие мосховские старцы-функционеры имеют по несколько мастерских. За те, что принадлежат МОСХу, они практически не платят, а за муниципальные отдают городу вполне символические деньги. Во-вторых, “люди преклонного возраста” относятся к бумагам (не для рисования, а официальным) с детской непосредственностью.
Примечательно, что если муниципалы выдержат поднимающийся скандал и победят художников, их творческая организация может прекратиться вместе со смертью последнего своего члена. Молодые художники в МОСХ не рвутся: если союз перестанет предоставлять мастерские, он не очень-то и нужен. Сейчас не советские времена, когда, если художник не хотел крупных неприятностей, не только продавать картины, но и выставляться ему приходилось исключительно по официальным каналам.

Париж ничего не знает о планах Зураба Церетели
http://lenta.ru/culture/2002/05/08/balzac/
Мэрия Парижа опровергла информацию о том, что российский скульптор Зураб Церетели установит во Франции несколько памятников Оноре де Бальзаку.
По словам пресс-службы, установка 40-метрового памятника, о которой говорил скульптор, технически невозможна, так как в Париже для этого просто не найдется свободного места. 

Сергей ХАЧАТУРОВ. Арбатский эмигрант. В Москве открыли памятник Булату Окуджаве
http://www.vremya.ru/2002/82/10/34403.html
Символично, что на пафосном открытии памятника казенно-проникновенные речи толкали враги окуджавского Арбата из московской мэрии и российского правительства. Это с их молчаливого согласия прямо накануне церемонии строительно-промышленная фирма с бодрым названием “Виктория” разнесла в пух и прах часть уникальной городской застройки Арбатской площади, примыкающей к Дому журналистов. Это при их попустительстве Сбербанк России финансирует строительство многоэтажного торгово-офисного монстра напротив ресторана “Прага”. Торгово-офисный комплекс, который сдадут к концу нынешнего года (подрядчик -- фирма Skanska), бесцеремонно заслоняет привычную перспективу улицы и наезжает на бедную “Прагу”, что твой бритоголовый “браток” на тщедушного профессора.

Смутные фотографии. Нюшки, Бодрийяр, Нобуеси

Анна Свергун. Токийский натюрморт Нобуёси Араки за шестьдесят, его фотокарьере – больше сорока лет, но до сих пор его работы ставят в тупик
Как ни странно, в его S&M фотографиях нет насилия над женщиной, а есть внимание и любовь к ней. Теперь, когда мы посмотрели и «Пианистку» Михаэля Ханеке и «Романс» Катрин Брейа нам легче будет с этим смириться.

Надежда Штиль. Ню в русской фотографии ХХ века
http://arteria.ru/06_05_2002_2.htm
До 25 мая в Лондонской галерее Luke & A проходит выставка "Ню в русской фотографии ХХ века", подготовленная куратором, московским галеристом Алексеем Логиновым.
В последнее десятилетие прошлого века к жанру "ню" обращаются многие фотографы, поэтому этот период представлен на выставке более детально произведениями московских и петербургских фотографов: Сергея Борисова, Александра Китаева, Андрея Чежина, Сергея Леонтьева, Святослава Пономарева, Евгения Мохорева, Дмитрия Донского.

Жан БОДРИЙЯР: Конечно, это противоречие. ОСТАНОВИТЬ УСКОРЕНИЕ!. Беседовал Никита АЛЕКСЕЕВ (N15 от 23.04.2002)
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=11232&chapter=72
В фотографии, в ее способности фрагментировать мир, останавливать его, есть мощная магия. Она запруживает этот постоянно усиливающийся поток. Другое дело – мы видим, как одновременно поднимается дурной поток самой фотографии. Но в основе фотографии – попытка задержать ускорение. Да, фотография может быть ирреальной. Но нельзя смешивать ирреальность фотографии и ирреальность виртуального мира. 
Россия способна что-то сохранять, консервировать, что это некое хранилище. Консерватория. Возможно, это меняется, но в России, по-моему, остается что-то, чего у нас в Западной Европе уже нет. Что-то, что не присуще современным западным нравам. В России остается непрозрачность, здесь есть секреты, странные сложности, некоторое количество вещей, по которым на Западе начинают испытывать ностальгию.

Скольжение. Бренер, Кабаков, Климент Гринберг.

Rainer Ganahl. Brener & Flash Art: Terrorism & Naivete - text
http://www.zingmagazine.com/zing4/reviews/24brener.html
When Russian contemporary art became fashionable, mediated and commoditized just around the collapse of the Soviet system, art in Russia became as lucrative, attractive, and misunderstood as capitalism. 
The New York art scene had turned into a kind of capitalist Fata Morgana of absolute desire, a place people wanted to be at any price. The reception of Western art and discourse in Russia was mostly superficial and reduced to iconism, tokenism, and name-dropping.
Brener also understood that (hetero-) sexual provocation or the kind of actionism that worked well in Moscow wouldn't necessarily excite anybody in the West anymore.
A spectacular action, a spectacular media presence, a spectacular story for a news-starved industry. They all succeeded well in this complicity, a logic that is already best studied in the context of terrorism.
It is definitely not an object of speculation. All speculation of market value is done on the part of the artist supported by the magazine. 
When violence, destruction, and blackmailing enters the field of symbolic exchange--and it is very easy, though it already has famous precedents everywhere in Europe, and Brener himself is a result of such a history of symbolic oppression during the Soviet era--the climate is soon poisoned. (1997)
Daina Shobrys. Ilya Kabakov Monument To The Lost Glove. 23rd & Broadway, Public Art Fund, New York
http://www.zingmagazine.com/zing4/reviews/34kabakov.html
It's time to get back to the initial question. No, an object is not worth 1512 words (give or take a few, depending on how you count hyphenations). And that is precisely the point of this project. The object is on the ground, the explication is on the pedestals. The real monument is not the glove, but the commentary. These cranky musings build up with as much grandiosity as any stone pile. Kabakov has very neatly subverted the viewer's expectations of what is of primary and secondary importance, and quite wonderfully turned them on their head.(1997)
On Art and Politics. Clement Greenberg interviewed by Robert Burstow - text
No, it wasn't the war. It was a combination. My Marxism began to get diluted, then it faded and had nothing to do with art.
That was a lot of shit and still is - how the State Department supported American art and that part of the cold war, and so forth? It was only after American art had made it at home and abroad, principally in Paris, that the State Department said we can now export this stuff. They hadn't dared to before that. The fight had been won.
It could have been Red Revolution - it would have been sent abroad!
The Bolsheviks, ironically, contended no, if we don't affect a socialist revolution now we'Il be colonised, we Russians. The capitalists will come in and colonise us. As if that weren't the best possible thing for Russia.
Qualities? What was relevant is whether it was good or bad. Nobody explained much. When you try to explain, it's still true today, you put on an art professor's act, or whatever. Don't explain too much - it's just good, bad, good, bad, that's all. Why? Tell me why a Titian is good. Tell me why a Norman Rockwell is bad (and he's not bad).
The opposition to the best new art was there and it didn't need McCarthy. That opposition of indifference and negation is true today. 

Сеанс автопромоушена. Критические дни Ковалева. Если так дело пойдет, то окончательно забронзовею. Хотя, на самом деле я - Наполеон и Стасов. Ромер палку недогнул.

Федор Ромер. Критические дни. Андрей Ковалев М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2002
http://ej.ru/018/na_dniah/litera/kovalev/index.html
Вот и получается, что Ковалев — это Александр Бенуа современного искусства. А если учесть, что история этого искусства до сих пор не написана, выйдет, что Ковалев — это еще и Игорь Грабарь, автор-редактор первой научной «Истории русского искусства», последний том кторой вышел в 1916 году.
Тем не менее сейчас, перечитывая все это некогда читанное, понимаешь, что наш автор был прав в своей стилистической и идеологической беспредельщине. Время было наивное и невинное. Современное искусство вело существование полупризрачное, закрытое для широкого зрителя и ему непонятное. Так что знакомить читателя с этим искусством и специфическим языком его описания нужно было методами шоковой терапии и глубокого погружения.
Ныне относительная социализация contemporary art все же случилась. Эпоха куртуазного отдела искусства газеты «Сегодня» безвозвратно ушла, Ковалев стал писать понятнее и легче. И давнишние статьи его печатать следует в иной серии — «Литературные памятники». Заслужил.


TopList

e-mail: Aндрей Ковалев     

© 1991-2014 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO