Базарный день-1. Соцреализм
без берегов и ядовитое наследие СХ СССР. Я так и
не смог заставить себя сходить на Салон ЦДХ.
Почему-то у меня выработалась стойкая
идиосинкразия к такому искусству - то есть
соцреализму, пережившему какие-то немыслимые
мутации. Но теперь они - эстонцы с туркменами,
которые формально располагаются в очень разных
эпохах, продолжают чувствовать историческое
единство. Их выводили в одной колбе.
Велимир Мойст. Оптовый рынок в ЦДХ
http://www.gazeta.ru/2002/03/16/optovyjrynok.shtml
Материализация грез о советском
величии по традиции сочетается здесь с
безудержной барахолкой.
Видные галереи и персонажи двух столиц обходят
данное мероприятие за версту, а если кто-то из них
вдруг зарится, то неизбежно оказывается в
непредсказуемом и нерепрезентативном окружении.
Всякая ярмарка (вообще-то организаторы запретили
пользоваться этим словом, однако ничем другим
салоны все равно не оказываются) чревата
сюрпризами для участников, но не каждому охота
фигурировать в заведомо неблагоприятном
контексте.
То упорство, с каким правопреемники СХ СССР
воспроизводят невразумительный сюжет,
наталкивает на банальную мысль: людям просто
обидно, что жизнь течет сама по себе, не
подчиняясь движениям их дирижерских палочек.
Отсюда имперский пафос, философическая риторика
и непомерное самовосхваление при убогих
эстетических показателях.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Салон Салоныч.
Постсоветские союзы художников симулируют
активную жизнь
http://www.vremya.ru/2002/45/10/30770.html
Спустя десять лет очевидно: и большой СНГ, и
маленькая Конфедерация союзов художников --
конструкции декоративные, реальные процессы
(политический и художественный) проходят, минуя
их.
Подобная словесная орнаментика -- абсолютный
вербальный аналог тому, что представлено в залах.
Много рецитаций, а смысл ускользает. О качестве
виденного вообще лучше помолчим.
Во времена Дени Дидро “салон” был синонимом
“актуального искусства”. В них (парижских
академических салонах) и на них (“Салонах” --
сборниках критических эссе самого Дидро)
воспитывался идеальный зритель. Просвещенный, с
безупречным вкусом. Сегодня “салоном” клеймят
слюняво-розовую халтуру типа
“Босх-Дали-Шемякин-Шилов”.
Проект Третьяковки “Соцреализм вчера и
сегодня” безнадежно серьезен. Авторы проекта
(среди них профессор Виктор Мартынов)
преисполнены пафоса вернуть живописи 30--50-х годов
высокую эстетическую и общечеловеческую
ценности.
Елена Титаренко. В Центральном Доме художника открыт
Московский международный художественный салон. -
РИА "Новости"
http://www.rian.ru/rian/intro.cfm?nws_id=90674
Первый заместитель министра культуры РФ
Наталья Дементьева в присутствии большой группы
политических и общественных деятелей открыла в
пятницу Московский международный
художественный салон "ЦДХ-2002" в Центральном
Доме художника.
Для того, чтоб понять, что в мире
происходит, рекомендую прочесть у Хачатурова о
соцреализме современном. То есть во всем
многообразии тенденций и творческих поисков.
Сергей ХАЧАТУРОВ. Без зеркал
http://www.vremya.ru/2002/41/10/30337.html
В Институте искусствознания Министерства
культуры на днях снова обсуждали, что же нам
теперь-то делать с этим методом, требующим
изображать реальность в ее революционном
развитии. Постановили: считать соцреализмом все
самое гнусное (лживое, бездарное, официозное) в
искусстве 30--50-х годов, все грязное белье
российской культуры, рыться в котором совсем уж
стыдно. Рекомендовали: “замочить” соцреализм в
Лете истории и при изучении искусства
тоталитарной поры больше уделять внимание
“человеческому фактору” (отдельным мастерам), а
не каким-то там гримасничающим химерам
сталинизма.
И метод формального анализа отделить зерна от
плевел не поможет. Нет в этом стиле (точнее,
образе мироздания) деления на хороших и плохих,
одаренных и бездарных. Нет лидеров.
Социалистический реализм -- идеальный метод
кастрации критического дискурса. Образ комнаты,
в которой не увидишь собственного отражения.
Комнаты без зеркал. Создан безупречно
функционирующий механизм репрессий рефлексии.
Главное -- не дать понять художнику, кто он есть на
самом деле и что он стоит (в смысле денег и в
смысле идей).
Спустя семьдесят лет коллеги из Института
искусствознания хотят спихнуть соцреализм в
Лету. Рановато. Механизм кастрации рефлексии
безотказно работает в официальных институциях и
сегодня.
Базарный день-2. Ответ Ценциперу-Осколкову по поводу возможности написать весело об антиквариате
На Антикварном Салоне добрый Ценципер вопрошал
встречных сочинителей - где бы ему найти людей,
которые могут о бо всем этом написать забавно и
интересно. Я хотел сначала ответить, что в его
формате это невозможно. Самое интересное -
классовый анализ эстетических феноменов. Или, на
худой конец - старательная этнография денег. А в
изданиях сидеологических, особенно таких, как
"Афиша", категорически запрещено посягать
на священную корову - то есть Покупателя. Хотя вот
у Никиты Алексеева все получилось просто
блестяще. И волки целы и овцы сыты.
Никита АЛЕКСЕЕВ, Василиса СОЛОВЬЕВА. Пестрый
сор и жемчужины
http://inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=10944&chapter=12
Несмотря на закрытость, мошенничество и
фарисейство, рынок антиквариата является
образцом правдивой экономической деятельности.
По простой причине: здесь торгуют прошлым. То
есть воспоминаниями. То есть тем, без чего ни один
человек, если он не находится в конечной стадии
болезни Альцгеймера, жить не может.
Стало больше того, что радует. Это значит – наша
жизнь, возможно, станет более комфортной.
Елена КУПРИНА – И я не думаю, что надо вечно
радоваться факту дешевизны на нашем рынке.
По-моему, уже давно понятно, что часто выгоднее
платить дороже. Потом на всю жизнь оказывается
дешевле...
"Черный квадрат" как гвоздь. Салона
http://www.aif.ru/moskva/453/06_02.php
На что не повлиял "Черный квадрат", так это
на живописные вкусы. Всплеска интереса к
супрематизму не наблюдалось.
Цены были завышены буквально на все, этого уже
никто не скрывал. Но на салон приходили не только
продавать, но и показывать. Эксперты усмотрели в
этом тенденцию: антикварный салон становится не
столько коммерческим предприятием, сколько
культурным. Цель - показать, как со старыми вещами
жить рядом.
Дмитрий Буткевич. ПРОГУЛКИ ПО АНТИКВАРНОМУ
САЛОНУ. История о том, каких жен ныне водят в ЦДХ
http://www.ng.ru/saturday/2002-03-15/9_walk.html
"Квадрат" на стенде был, конечно,
ненастоящий. Привезти в ЦДХ подлинный
"Квадрат" оказалось невозможно по условиям
страхования. Как образно выразились
руководители Гелоса, для этого картину
"необходимо было поместить в несколько
стальных бункеров". А иначе полную гарантию
сохранности дать невозможно. Так что выставлена
была фототипия - воспроизведение картины
буквально "один в один" на специальном
материале, похожем на холст. Об этом гласила и
скромная надпись: "Фототипия" - в углу
планшета.
Даешь!!! Поехали!!!! Урааа!!!
Архитекторы в Лондоне. Я, конечно за наших
архитекторов рад. Только вот беда - ничего в этом
деле не понимаю. Они мне все без исключения
кажутся лужковцами, за исключением одного только
Бродского. Которому, как известно только кабаки и
доверяют строить.
Григорий Ревзин. Перестройка в
Лондоне. "Коммерсантъ", 07.03.2002
А открывалась выставка концептуальным
планшетом вице-президента Союза московских
архитекторов Евгения Асса. Воспроизведение
проекта Наркомтяжпрома русского архклассика
Ивана Леонидова сопровождалось текстом: "К
сожалению, за годы тоталитарного контроля мы
утратили творческую отвагу. Сегодняшнюю русскую
архитектуру трудно назвать яркой и
оригинальной".
Если же судить о русских архитекторах с
позиций среднего британского профессионализма,
то русские бюро выглядят несколько симпатичнее,
чем, скажем, британцы, выставленные на ежегодный
конкурс RIBA в этом году.
Особенности русской презентации связаны со
спецификой строительного бизнеса в России,
подробности протекания которого не принято
акцентировать. Но для англичан это совпадало с их
изначальным представлением о русском художнике
как существе по преимуществу творческом, а не
коммерческом. Знаете, то-се, Достоевский, русский
дух, красота спасет мир, и никакого бизнеса.
Юлия Попова. Презумпция полноценности.
Выставка десяти российских архитекторов в
Лондоне помогает нам думать о себе лучше
http://www.expert.ru/expert/current/data/architek.shtml
Ничего удивительного, что до сих пор на
западе представление о современной российской
архитектуре с конструктивистов начинается и ими
же заканчивается.
Правда, что конструктивисты, что
"бумажники" рассказали о России скорее как о
стране прекрасных архитектурных фантазий, чем о
стране хорошего строительства. Теперь же было
решено показать, что у нас и на улицах есть на что
посмотреть.
Тактика была правильной - ничто так славно не
питает комплекс неполноценности, как попытки
подстраиваться под чужие вкусы. Выбрали то, что
кажется лучшим, когда смотришь отсюда.
ДМИТРИЙ ХМЕЛЬНИЦКИЙ. Банальность как
концепция. Инсталляция Александра Бродского в
Берлине - "Русская мысль", N 4400, 14 марта 2002 г.
http://www.rusmysl.ru/2002I/4400/4400index.html
Художники-концептуалисты — это такие
художники, которые изготовляют не картины или
скульптуры, а «концепции». То есть некие
материализованные в виде аттракционов идеи.
Иногда эти идеи туманны и неотчетливы, иногда
понятны. В данном случае мы имеем дело с понятной
идеей.
В том-то и дело, что — никак. Все элементы этого
сооружения художественного смысла и
художественной формы лишены. Нет ничего
увиденного и поданного «по-художнически». Ничего
сделанного руками и с любовью. Или хотя бы с
интересом к вещам.
И это бы ничего, если бы скульптура внутри была
произведением искусства — по контрасту к
окружению. Она, однако, начисто и сознательно
лишена пластических достоинств. Ее разглядывать
так же неинтересно, как и содержимое ящиков. Где
же интерес? Нигде. Налицо банальная мысль,
проиллюстрированная лобовыми средствами без
малейшей иронии, которая, может, и скрасила бы
слегка примитивность «концепции».
Сопротивление-1.
Виноградов и Дубоссарский в своем репертуаре. Конечно,
ДБ - ребята классные. Но как им не набоедает? С
другой стороны, иногда начинает казаться, что
ребята "залипают в дискурс", как говаривали
в тарые добрые концептуалистические времена. То
есть кэмп в один прекрасный момент оказывается
тривиальным трешем.
Людмила ЛУНИНА. КАРТИНЫ ДЛЯ НАРОДОВ.
http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200210/10-56-61.html
Если произведение задерживает зрителя, я
считаю, это успех. Потому как современное
искусство внимание не задерживает, в
коммуникацию не вступает.
Их несколько, в Италии и Германии. Сейчас за
рубежом появляется интерес к российским
художникам. Оно и правильно: был спад, теперь
подъем. И еще возродился интерес к живописи,
публика пресытилась фотографией.
Богдан Мамонов. Тотально течет река Волга. А
вокруг - русское безумие
http://www.polit.ru/documents/474878.html
Нарочитая небрежность, едва ли не халтурность
письма, составлявшая главный шарм ранних работ
этих художников, сменилась глянцевостью
современных журналов. Что ж, меняется время. И
контекст диктует свои правила. Художники
работают в своем привычном стиле, построенном на
предельно насыщенной банализации самого понятия
Родины.
Идею можно интерпретировать и так: великая
русская литература породила образ родины,
который был нещадно проституирован в 20 веке и
сегодня в силу этого подвергается тотальной
деконструкции со стороны интеллектуалов. Все это
происходит на фоне панических попыток власти
восстановить утраченную фундаментальную
идеологему. Невроз, порождаемый в обществе такой
ситуацией, без сомнения, и есть подлинное русское
безумие.
Андрей Ковалев. Ода "К Радости!" Владимир
Дубосарский и Александр Виноградов.
"Тотальная живопись". XL-Галерея
http://www.vremyamn.ru/cgi-bin/2000/894/7/4.html
Итак, В&Д посягнули на Возвышенное, о котором,
собственно, и должны писать обозреватели в
приличных изданиях. И тут возникла
процессуальная невнятица — должен ли критик
информировать об этом самом Возвышенном или,
напротив, по старинке анализировать Актуальное.
Но любая культура репрессивна, а Пушкин —
Толстой — Достоевский были неотъемлемой частью
тоталитарной идеологии советской эпохи. Во
времена перестройки, то есть конфуцианского
процесса "возвращения истинных имен",
единая культура расслоилась и распалась. А
сегодня мы наблюдаем новое возвращение
репрессивного Возвышенного и возникновение
нового могучего кентавра, в котором Ахматова с
Цветаевой разумно сочетаются с журналами XXL. Так
что простодушные и лукавые мастера опять попали
в болевую точку.
Поддавки-2. Мухин
материализовал визуальные штамп Москва-Париж. Кажется,
потребовался некоторый героизм для такого
поступка. Москва и Париж - носители наиболее
твердых штампов. А художник - должен быть честным,
то есть следовать реальности, данной нам в наших
ощущениях. Как к этому относиться - непонятно
совершенно.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ. Любовь по-русски и
французски. Открылась выставка
Игоря Мухина «Москва--Париж»
http://www.vremya.ru/2002/46/10/30890.html
Когда все снимали Чечню, начал
фотографировать влюбленные парочки, чтобы
зафиксировать время не только через ужасы войны.
Странно, но именно Мухин открывал эти простые
темы. Сегодня в Париже, по уверению Мухина,
знаменитые фотографы живут, думают и
выставляются, но не фотографируют. На съемки
ездят в Афганистан, Мексику и Россию.
Но много, даже очень много хороших фотографий --
это еще не выставка. Отстроившему новые залы
Московскому Дому фотографии теперь трудно
ограничить количество снимков любимых
фотографов чем-либо, кроме размеров этажа. У
выставки нет четкой организации, Москва с
Парижем то путаются недостаточно хаотично, то
разделены не Неясно одно: к чему все время так
спешить.
Екатерина Васенина. МОСКВА-ПАРИЖ. ОСТАЛЬНОЕ
ПРЕДЛАГАТЬ. Завтра в Доме фотографии открывается
выставка Игоря Мухина.
http://www.ng.ru/culture/2002-03-14/8_paris.html
Закрыв ладонью заголовок выставки, не отличить
- где Москва, где Париж. Присмотревшись,
понимаешь, что Париж избалованнее, привычнее к
пристальному взгляду: этот город не позирует, он
так живет. Москва еще за что-то извиняется,
охорашивается, каменеет. Чтобы расслабилась, ей
надо налить, полюбить, неподдельно ею
интересоваться. Мухин берет на себя этот труд.
Мария Михайлова. МОСКВА-ПАРИЖ ПО
ДОЛГУ СЛУЖБЫ
http://www.vesti.ru/2002/03/18/1016461916.html
Мухин никогда не был романтиком, его творчество
отличает трезвость и жесткость взгляда. Но
видимо, не только художник преображает натуру,
иногда происходит наоборот: парижские кадры
Мухина можно назвать даже поэтичными.
В московских снимках поэзии куда меньше.
Параллель Париж-Москва в данном случае оказалась
непродуктивной, и даже не в том смысле, что по
всем статьям сравнение не в нашу пользу.
Московские фотографии, собранные из серий разных
лет, в отличие от парижских, снятых за короткое
время, в единое целое не собираются - Москва
середины 90-х разительно отличается от Москвы
конца 90-х.
Майя Одина. Парижмосквабезразницы. Краееведческое шоу звездного
московского фотографа Игоря Мухина в Доме
фотографии.
http://www.gazeta.ru/2002/03/18/parizmoskvab.shtml
Но вообще вся разница между
москвичами и парижанами исключительно в
окружающем пейзаже. Виднеется на заднем плане
шпиль Эйфелевой башни или изящные стульчики
Люксембургского сада – Париж, торчат башенки
Ярославского вокзала – Москва, вот и все
различия.
Мухин со всей своей фотомеханикой умудряется
укладываться в те несколько мгновений, которые
требуются горожанину, чтобы влезть в троллейбус,
поднять с мостовой бутылку, захлопнуть дверцу
машины или открыть люк колодца. Раз, и
зазевавшийся объект уже снят: камера Мухина
работает в режиме быстрого реагирования. Его
модели даже не замечают, что их почесывания,
зевания, поцелуи и объятья зафиксировал мистер
икс с фотоаппаратом и в шапке невидимке. В
этом, пожалуй, единственный недостаток
экспозиции «Москва–Париж»: снимков слишком
много, а желание рассматривать их пристально и
терпеливо проходит быстро, кажется, что образцам
отточенного мастерства никогда не будет конца.
Анна Свергун. Москва-Париж
http://inout.ru/pv.phtml?id=101704
Рассказ ведется с одной стороны
беспристрастно, с другой стороны романтично и
красиво.
Эскапизм - это побег из
действительности в страну
небоскребов-близнецов. Клевещу. Айзенберг -
крайне проамериканская личность. Рекомендую
соотвествующим органам к немцу
присмотреться.
Мария Михайлова. НОВАЯ ЭПОХА НА СЕДЬМОМ МЕСЯЦЕ.
В московской галерее отметили полгода со дня
нью-йоркских взрывов.
http://www.vesti.ru/printed/1016104614.html
Оружием террористов были не только самолеты,
врезавшиеся в здания, - пресса, тиражировавшая
катастрофу миллионами изображений, невольно
сыграла им на руку. Здесь авторам трудно что-то
возразить - взрывы, произошедшие в Нью-Йорке,
прозвучали на весь мир, а террористы этого и
хотели.
И даже не то чтобы вырваться и остановить, но хотя
бы подумать о том, как это сделать. Вполне здравая
мысль теряется за нагромождением замысловатых
иносказаний. Вгонять зрителей в состояние
помутнения рассудка - не лучший способ решать
глобальные проблемы. То обстоятельство, что
"выставка включает в себя все жанры
современного искусства" (так не без гордости
написано в пресс-релизе), служит для
непросвещенной публики универсальным
оправданием - на то оно и современное, это
искусство, чтобы быть непонятным современникам
Анна Свергун. IX-XI. Выставка-палиндром “IX-XI”
открылась в L-галерее 11 сентября – полгода спустя
после теракта Нью-Йорке.
http://inout.ru/pv.phtml?id=101912
Валерий Айзенберг – директор галереи “Escape”
стал свидетелем трагедии 11 сентября. Его вклад в
выставку – газетные распечатки крушения
“башен-близнецов” в Нью-Йорке, привезенные из
Америки и перенесенные на белую ткань при помощи
шелкографии. На этом тема терроризма на выставке
заканчивается, и начинается рефлексия на тему
массовой коммуникации – большого и малого,
глобального и периферийного.
Юлия ОВЧИННИКОВА. Влипли в сюжет. Американская
трагедия как экзистенциальный ребус
http://www.vremya.ru/2002/44/10/30672.html
И хотя один из участников “программы” Валерий
Айзенберг, находясь в Нью-Йорке, оказался
непосредственным свидетелем катастрофы, даже
этот факт используется в проекте лишь формально.
Просто дает некое моральное право раскручивать
сюжет экспозиции в глобальном масштабе.
Зритель тоже со временем это понимает, но
происходит это лишь после того, как он “всплыл на
поверхность”, вырвавшись из плотного
захватывающего событийно-информационного поля
совершенно неясного содержания.
Единственный незапланированный эффект
вернисажа -- влипание в сюжет очередного эшелона
“документаторов”, снимающих выставку для
публикации в СМИ. За неимением других сенсаций,
она станет самой горячей новостью. И ничего, что
авторов можно уподобить той последней собаке.
Собака ведь тоже в дело уже пошла.
Текучее. Женщины, абстрактный Турчин, кубические футуристы, Петров Аркадий и прочее.
Валерий ТУРЧИН. Конкретно об
абстрактном. Московские художники увлечены
"идеей отвлеченного"
http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=357&rubric_id=205
Ситуация несколько изменилась в последующие
десятилетия, и в кругах московских художников
проявилось сперва некоторое любопытство к
возможностям неиспробованного пути в искусстве,
а потом стало осознаваться, что этот путь сулил
им некоторую свободу. Она понималась тогда в
контексте общего стремления избавиться от
эстетических догм и воспринималась в единстве со
всем новым, что появлялось в поэзии, музыке или
театре.
Так создалась "вторая школа" абстрактного
искусства в Москве, которая мало что знала о
"первой" (тогда еще картины "пионеров
нового движения" в Третьяковской галерее не
показывали). Интуитивно, а то и вдохновляясь
какими-то репродукциями в случайно завезенных в
страну альбомах и журналах, художники начали
новое дело. Более того, они создали и
определенную традицию, пусть и небольшую,
скромную, но все же: творить у границ реальности,
опробывая их на прочность и строя подле них свои
"реальности" - делая картины, рисунки и
статуи некими окнами в "мир иной", мир, в
котором проявлялись бы поиски высших
закономерностей. Учтем, что 1960-е годы повсюду
являлись не самыми плодотворными для абстракции
- Запад был тогда увлечен поп-артом, а в России
спорили о "суровом стиле" как правдивом
образе наших непростых будней. Но время шлодни
вспоминают только лишь ветераны некогда
нашумевших эстетических битв.
Мария Михайлова. ЖЕНСКИЕ МЕРЫ В ОТВЕТ НА
МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД
http://www.vesti.ru/2002/03/11/1015847122.html
Но, поскольку проблема, как ее ни поверни, -
противостояние, взаимодополнение, равновесие
или что-нибудь еще в этом роде, - вряд ли
когда-нибудь разрешится, она всегда будет
интересна: и в раскрученном состоянии, и в
зачаточном.
Пафос того, что "а все-таки мы лучше", к
счастью отсутствует, и вообще, выставка как-то
вырывается из гендерной проблематики. То есть
искусства самого по себе здесь гораздо больше,
чем актуального контекста.
Михаил Сидлин. ПРОПОВЕДЬ ДЛЯ ГЛУХИХ. Аркадий Петров на Солянке показал
обратную сторону клеенки
http://www.ng.ru/culture/2002-03-12/8_sermon.html
В старых работах Петрова было нечто
соприродное неистребимому запаху социализма.
Тетки-физкультурницы и броненосные крейсера,
орденские ленточки и любовные фотооткрытки,
плакатные шрифты и кокетливые виньетки - все
такое знакомое, все такое родное. Между наивным
искусством и московским концептуализмом - такова
была позиция Аркадия Петрова в артпространстве
конца восьмидесятых. Он по-хорошему не был ни
концептуалистом, ни наивистом: ни тебе сложной
рефлексии, ни туповатой простоты. Петрова забыли.
А он был первопроходцем русского кича. Написал
портрет Пугачевой Аллы раньше
Дубоссарского/Виноградова.
Раньше было плохо, но весело. Теперь вроде хорошо,
но прежней веселости уже нет. На место прежних
фраз - "будь готов", "с праздником" и
проч. пришли новые. Библейские.
Выставка в галерее "На Солянке". Главное
место занимают переводы. На язык глухих. Фраза
"Истинно истинно говорю вам" (1995) и ей
подобные написаны на языке жестов. Петров
изобразил руки. И глухоту.
Янина Вебер Упрощенный взгляд на
противоположный пол
http://www.gazeta.ru/2002/03/06/uprosennyjvz.shtml
Все эти подчеркнуто дамские рисунки,
акварели, инсталляции и прочие художества
ненавязчиво показывают, как, в сущности, упрощен
и романтичен взгляд мужчины на женщину и как
неординарно видят себя они сами. Получилось, что
есть мужской взгляд на женщину, пристальное и не
всегда оптимистичное саморассматривание
русских женщин и отменно легкомысленный взор
иностранки. Настолько легкомысленный, что на его
фоне все гендерные изыски российских художниц
начинают смотреться, как работы передвижников.
Федор Ромер. Фетишизм. Красота для всех
Фотографии Александры Митлянской и Валерия
Орлова
http://ej.ru/009/na_dniah/exhibition/fet1/index.html
Это никчемное состояние на фотографиях
Митлянской и Орлова выражает нейтральный белый
задник, на фоне которого выстроены идиотические
композиции из разных статуэток, оказавшихся в
семантической и эстетической пустоте.
Зайчик с морковкой — мальчик с палкой. Лебедь — и
балерина (читай: Леда). Снова ню, еще и еще...
Позвольте, но это же порнография какая-то.
Отовсюду полезли непристойные архетипы. Фигурки
ожили. И фарфоровые мягкие очертания статуэток
стали напоминать белую плоть тел в общественной
бане. Так что «вторая жизнь» комодных красоток
оказалась не по-социалистически сексуальной.
Между прочим, главное место на выставке занимает
«иконостас» из снятых крупным планом «лиц»
фигурок. Получилось вполне приятное зрелище,
достойное страниц глянцевого журнала.
Константин Агунович Владимир Куприянов
фотографировал пустые церкви
http://afisha.ru/art-review?id=679617
А сейчас Куприянов готовит целую выставку
"просто фотографий", и представления, стало
быть, нуждаются в корректировке. Но что может
объединять стереоскопические пленки, стеклянные
столбики и отслаивающиеся кусками фрески,
дотлевающие эпохи, невидимые взгляды, утонувшие
в темных ликах? И красный кирпич? Граница.
Ощущение предела. Готовное напряжение перед тем,
что вот-вот случится и что будет равно
превращению, метаморфозе. Словно дрессировщик,
Куприянов воспитывал своими оптическими
агрегатами вкус к мышечной и интеллектуальной
работе, составляющей суть зрения и узнавания. Но
в старых церквях на забытой дороге все было
готово еще до того, как Куприянов приобрел в
окрестностях дачу. Так что оставалось поступить
просто. Настолько просто, насколько прост сам
автор.
Панов. Фетишизм-2. Преломление миров.
Кубофутуризм. Избранные произведения из частных
собраний Еженедельный Журнал
http://ej.ru/009/na_dniah/exhibition/fet2/index.html
Создание в 1913 году логотипа «кубофутуристы»,
разом соединяющего русский авангард с
французским (кубизм) и итальянским (футуризм) и
одновременно отстраняющегося от него
(кубофутуристы отчаянно бились за необщее
выраженье лица), и было абстрактной самоцелью.
Искусство иногда делается в мыслях, а не только
на холстах. Но в «Новом Эрмитаже» по-фетишистски
любят конкретные холсты, что, впрочем,
позволительно галерее, обслуживающей
коллекционеров, а не историков искусства.
Последним экспозиция вряд ли поможет прояснить
вопрос с природой и родовыми чертами
кубофутуризма.
Оттуда. Закат публичных
интеллектуалов, краткая история перформанса и
продление копирайта. А дальше как жить?
JAY TOLSON. All Thought Out?. The intellectuals are dead! Long live the intellectuals
http://www.usnews.com/usnews/issue/020311/ideas/11public.htm
The ideal of the intellectual was associated with a commitment to universal truths
rising above economic, ethnic, or political interests. To explain the intellectuals'
attraction to tyranny, scholars have blamed both the excessive rationalism of the
Enlightenment and the romantic, folk-nationalism of the counter-Enlightenment.
Such drives might well explain why so many intellectuals–including great ones such as
Martin Heidegger in Germany, Georg Lukбcs in Hungary, and Gabriele D'Annunzio in
Italy–became supporters of Nazism, fascism, and communism, even after seeing the toll
these systems inflicted. Some of these thinkers went on to reject leftist thinking
altogether, launching the movements that came to be known as neoconservatism and
neoliberalism.
But with the winding down of the Cold War in the 1980s and the gradual abating of the
culture wars in the 1990s, the assorted "neo" intellectuals found less and less
cause for contrariness. If the latter half of the 20th century had shown that there could
be many kinds of intellectuals, it also demonstrated that, without the edge of opposition,
intel- lectuals gave way to something else–the specialist and partisan commentators.
Modern Orwells? There are occasions when position-mongering may be inadequate. In the
aftermath of September 11, the example of two members of the dying breed–Hitchens and
Andrew Sullivan–stood out.
Suffering for the sake of their art
A new season of performance art leads Martin Gayford to wonder why people torture
themselves in the name of creativity (A 'Short History of Performance' is at the
Whitechapel Art Gallery, London
http://www.telegraph.co.uk/arts/main.jhtml?xml=/arts/2002/03/16/baperf16.xml&sSheet=/arts/2002/03/16/ixartleft.html
These were extreme reactions to an extreme period - Gina Pane, for example, explained
that she did what she did "in order to reach an anaesthetised society". Burden
felt he was re-enacting "certain American classics - like shooting people". You
may well be thinking that visual art concerns images and three-dimensional objects, made
by the artist; that it has nothing to do with performances. And I have a good deal of
sympathy. All the radical forms that art has taken since the days of Impressionism provoke
a certain amount of what psychologists call resistance. But nothing provokes it more than
performance.
Martha Lufkin. Supreme Court will decide if new copyright law protects too long. Is
there a free speech right to use works whose copyright was about to expire?
http://www.theartnewspaper.com/news/article.asp?idart=9038
For pre-1978 works, copyright term generally is measured from when the work was
published. For example, before the new Act, an artwork published in 1928 would have lost
copyright protection 75 years after publication, or in 2003, but under the new law would
be protected until 2023. For works created after 1977, the new copyright protection lasts
for the artist’s life plus 70 years, instead of the previous 50.
Мы-1999. Археология девяностых.
Очень рекомендую прочитать. По рекомендации
Максима Райскина.
Катарина Венцль. Повесть "Жизнь с
алкоголиком" - "Искусство кино"
Максим Райскин.Жизнь с алкоголиком -
памятник Москве девяностых. http://arteria.ru/11_03_2002_3.htm
e-mail: Aндрей Ковалев