ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ органайзер ковалева андрея #13 /8 января Органайзер #13/ 8 декабря Художники пишут полный отстой, но Уорхолл - это Исэ Моногатари; Виноградов и Дубоссарский - это чисто шутка юмора; Джон Бергер - может ли марксист понимать искусство; Клептократия и искусство. Текучка - 1 Опять сплошные девочки. Сладкие. Новости духовной жизни Соцреализм наступает Течет и изменяется - Звездочетов, Шнуров, абстракция Русского музея, Владичка. Умственное. Лейдерман о Раймоне Русселе. Аркадий Ипполитов об Уорхоле Братушечки в окошечках - 1 - Посчитали научными методами всех публичных интеллектуалов. Братушечки в окошечках - 2. Великие критики - Дональд Джадд и Джон Бергер БЕДА!!!!! Арт Форум - России установилась клептократия С праздниками Вас, товарищи. Наступившими, отступившими и подступающими. Поэтому органайзер немного скушен. Вакации, панимаешь. Текучка - 1 Опять сплошные девочки. Сладкие. Как Виноградов-Дубоссарсакий. Пердуны старые. Константин Агунович. Выставка Виноградова-Дубосарского пройдет до 11 января в галерее Fine Art http://afisha.ru/art-review?id=603968 "И все это намешано в такую положительную кучу типа салата оливье, которого хорошо, когда много, и много как в количественном (размер кучи), так и в качественном (ингредиенты) отношении. И майонезу, майонезу побольше, то есть юмора, - поэтому дети и молодухи, или молодухи и дикие звери, вполне представимые по отдельности и несводимые в реальности, как-то уживаются у Виноградова и Дубосарского. Потому что шутка - а чего не скажешь в шутейном разговоре! В самой идее откровенно продажного искусства содержится немало юмора. Особого юмора. Надо только различать калибр шуток. Мастурбация полная, конечно, но что не мастурбация, если посмотреть глобально? Если смешать Фрейда с Бодрийяром? Все, что ни возьми. Ничто не плодоносит, ничто не всерьез: немодно. А вот что серьезно: уже семь лет мы не знаем ни что такое Виноградов, ни что такое Дубосарский в действительности. И, может быть, это такая форма анабиоза: шутить - и ждать." Дмитрий НАВОША. СЛАДКИЕ И ГАДКИЕ. Райские кущи в галерее "Файн Арт" http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=12228 "Хулиганы, насмешники и эдемские баловни Виноградов & Дубосарский определяют свой жанр как "жанр заказной монументальной халтуры". Они рисовали "картины для..." - турагентств, банков, мест лишения свободы, Германии etc., хотя ни турагентства, ни тем паче Германия, понятное дело, этих работ им не заказывали. Их методы - намеренное утрирование, эпатажность, профанация образов масс-культуры, коллекционирование общих мест - имеют своим истоком эстетику Энди Уорхолла. Со временем творческий замысел обрел весомость правды: теперь на Виноградова и Дубосарского есть спрос. Только вот чьим "заказом" являются "Sweet girls"? Похоже, что социальным. Теперь есть способ наверняка избавиться от сезонной хандры. Предметно доказать, что жизнь может быть бесконечно прекрасной. Что счастье есть, его не может не быть. А если нет - то зачем же вы, черт возьми, плутаете морозным декабрем в поисках подвала где-то в глубине дворов, за вывеской "обмен валюты", за ржавыми воротами и мусорными контейнерами?" Новости духовной жизни. Соцреализм наступает. А нам и болно и смешно. Велимир Мойст. Папино счастливое детство http://www.gazeta.ru/2002/01/03/papinos4astl.shtml "Из-за того что ретроспекция на полном ходу въезжает в коллективное бессознательное, оценки и реакции оказываются на удивление контрастными. Одних коробят пионерские песни из динамика, других восхищает задушевная теплота плюшевых зайчиков (это вам не кошмарные ниндзя с дегенеративными телепузиками), третьи пускаются в путаные рассуждения типа «конечно, время было мрачное, но встречалось немало и хорошего» и т.п. Как показалось, взрослых «Наше счастливое детство» пронимает гораздо сильнее, чем их малолетних отпрысков. Последние не усматривают в экспозиции ни пропаганды, ни контрпропаганды и вообще не испытывают сильных эмоций. Взирают на бабушкины игрушки чинно и слегка рассеянно, как на орудия труда кроманьонского человека. И такой здоровый цинизм, пожалуй, лучше всего соотносится с объективной исторической ценностью коллекции." Мария Михайлова. НА ЛЕНИНСКОЙ ТРОПЕ. На смену анекдотическому мылу "По местам Ильича" пришла архипознавательная фотовыставка. http://www.vesti.ru/2001/12/27/1009453549.html "Владислав Ефимов снял просто архитектуру. Без вдохновенного пафоса забитых окон и намертво запертых дверей. Без тонких намеков на присутствие обитателей. Без пустынных крыш, трещин в фасадах и осыпающейся штукатурки. Без идеи архитектурного стиля, наконец". Течет и изменяется - Звездочетов, Шнуров, абстракция Русского музея, Владичка. Кипит художественная жизнь, кипит. Шумим, братцы, шумим. Сплотим критические ряды! http://www.ej.ru/001/na_dniah/heroweek/index.html "Авторы все на слуху (есть в опере и ария Федора Ромера, известного, должно быть, читателям "Еженедельного Журнала"). Понятно, что критик художнику - главный враг. И Звездочетов нашел отличный повод отомстить щелкоперам за обиды: вроде бы в оперу вставил, превратил в классических персонажей - не придраться. Но послушаешь отрывок из собственной статьи, серьезно распеваемый под фортепиано оперным тенором, и самому станет стыдно." Мария Михайлова. МАСКУЛИННЫЙ АППАРАТ. Художник Константин Звездочетов любит валять дурака. Делает он это артистично и остроумно. А чего еще для счастья надо? http://www.vesti.ru/printed/1009366678.html Некоторые детали явно намекают на маскулинно-милитаристское происхождение объекта, другие убеждают в его миролюбии и оптимистическом настрое. В общем, сразу и не разберешь, что конкретно автор имел в виду. Одно ясно - сильно он не напрягался. Хотя это тоже как посмотреть. Поскольку сведение лампочек, шнуров и динамиков в единую систему все-таки требует некоторого напряжения, если не умственного, то хотя бы физического. "Основное предназначение человека, а артиста в особенности, - это увеселение себя и своих близких" - кредо Зведочетова, последовательно им воплощаемое. Он один из немногих актуальных художников, чьи произведения зрителя не провоцируют, не задевают, а именно развлекают. Клоун клоуном, а работы его висят в открытой экспозиции Третьяковки. И неплохо смотрятся на общем фоне. Талантливо валять дурака - тоже дар, в некотором роде. Чаще всего Зведочетов это делает артистично и остроумно. А чего еще для счастья надо?" Михаил Боде. Письма с мороза. Diary - 35. 27 Декабря 2001 - Русский Журнал www.russ.ru/culture/vystavka/20011227_bo.html "Ковчег" "Продолжение "Бытия". На Западе же, не знавшем таких пертурбаций и драм, за подобным творчеством закрепились определения "поэтического реализма" или "неоромантизма". Довольно меланхолическое искусство, порой впадающее в депрессию, любящее ретро до вольного копирования старых мастеров и поддерживающее тонус за счет энергетики оставленного им авангарда. Был у нас свой Денуайе де Сегонзак - Ростислав Барто, был и свой Сутин - Александр Глускин, были и другие "свои", не столь известные как современные им французы. Константин Звездочетов, XL. По степени внятности инструкция вполне достойна описываемого аппарата. В принципе все это напоминает работу усердного подмастерья известного мэтра видео-арта Нам Джун Пайка. Представьте себе: Нам Джун Пайк ходит по магазинам и фирмам, торгующим телевизорами и всякой видеотехникой, заказывает, покупает, а подмастерье тем временем подтаскивает упаковки из пенопласта и на дому создает из них подобия пайковских инсталляций. То ли для самообучения, то ли смеха ради. Ольга КАБАНОВА, Николай МОЛОК. ДИАЛОГ С МАССКУЛЬТОМ http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=12072 Игры с трупами, заснятые Арсеном Савадовым и показанные на выставке "Мастерская Арт-Москвы", - не просто скандал, а профанация современного искусства и одновременно чудовищная провокация. Тут мы переплюнули западных художников, которые пока осторожно забавляются только с трупами животных, да и то на богатом фоне тамошней устоявшейся арт-жизни, где всего в достатке и скандалы - лишь проверенный способ привлечь внимание и встряхнуть общество. Театр мертвецов Савадова таким скандалом не стал. Но стал провалом. Константин Агунович. Прошлобудущее. http://afisha.ru/art-review?id=603914 И Шнуров - это Шнуров. Самый стойкий нонконформист, который здесь подпольно извращал образ вождя, а там организовал партию "Правда" - против постмодернизма, гомосексуализма и культурной монополии New York Times. А вернулся с выставкой - и снова Ленин. И название у выставки - "Прошлобудущее" - указывает не на угрозу реставрации коммунизма или еще какой-нибудь подобный кошмар. Это название про самого Шнурова, у которого что прошлое, что будущее, которому что постмодернизм, что гомосексуализм. И все так же непонятно, на что все-таки обращать внимание. Андрей КОВАЛЕВ. Мамышев прикинулся террористом. А "Айдан" его приютила http://www.fr.ru/Arhiv/2001/48/71.html Возможно, в Институте проблем современного искусства, где Иосиф Бакштейн учит молодых художников делать карьеру, его подопечные и подумывают над тем, чтобы привлечь к себе внимание путем эпатажа. Но к Владиславу Мамышеву это не относится. Как человек истинно богемный, Монро живет подобно птицам небесным, которые не заботятся о пропитании, но кто-то их кормит и поит. (Само слово "карьера" едва ли применимо к художнику, который способен не явиться на вернисаж собственной выставки в очень приличной галерее.) Мамышев живет по законам, отличным от устава монетаристского общества, - по законам политэкономии знака и жеста. При таком поведении и вопрос о международной карьере остается спорным: шутки, подобные пешим прогулкам в обличье бен Ладена, у западных людей, до смерти напуганных CNN, вряд ли вызовут столь благожелательное внимание, как в Москве. Марина Колдобская. Наружное наблюдение. О художниках-пачкунах http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2929 "Это трогательное единство вкусов сохранилось почти до наших дней и зафиксировано в проекте Комара и Меламида «Выбор народа». Там кроме выявленной в ходе социологического опроса «самой любимой картины» («Видение Христа медведю») выявлена и «самая нелюбимая». Она, конечно же, абстрактна: синие треугольники на гадком красном фоне. Беспредметное искусство выражает момент, когда одна эпоха закончилась, а другая еще не началась. Когда временно исчезает общепринятый социальный миф (именно он диктует способ изображения «предмета»). Абстракция – «точка нуля», как сказал бы Малевич. В России эта точка попала на 1910–20-е, годы революции. В Штатах на 1940– 50-е. Сегодня, очевидно, начинается новая эпоха, и очевиден новый интерес к абстракции. Возможно, в виде мусульманских узоров..." Умственное. Лейдерман о Раймоне Русселе. Наконец-то Аркадий Ипполитов о Уорхоле сказал хоть слово правды. Юрий Лейдерман, Москва. Рец.: Рэймон Руссель. Locus Solus. Пер. с франц. Евгения Маричева. Киев: Ника-Центр, 2000. 381 с. Тираж 3000 экз. http://www.polit.ru/documents/463935.html "Истории Русселя не "эротичны", но "механистичны", это классический пример "машин безбрачия", о которых столь вдохновенно писал Делез: "машины безбрачия", работающие поверх "машин желания", "… дающие бреду его предмет…", "… машины Закона с их солярной мощью умерщвления…" и пр. Русселя (а через него и Жюля Верна) можно считать предтечами современного изобразительного искусства: "концептуализм", "фракталы", "насилие", "декор", антураж, конструирующий сюжет, и сюжет, по-голливудски тонущий в декорациях… Из русских художников к этой линии ближе всех, наверное, Татлин и Филонов. Руссель - вопиюще асоциальный и вообще атопический писатель (человек, объехавший полмира в специально сконструированном экипаже с задвинутыми шторами и писавший, например, по поводу Багдада, что это весьма напомнило ему виденную в Париже постановку оперетты Лекока "Али-баба", с некоторым удивлением отмечая, правда, что костюмы были более "экстраординарными"). "Реальности", к которой последние годы столь рьяно приковано внимание продвинутых интеллектуалов, для него попросту не существует. Энди Уорхол. Философия Энди Уорхола http://www.polit.ru/documents/463932.html Аркадий Ипполитов Большинство этих текстов относится к категории «темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно!», и на бесчисленных лекциях бесчисленных семинаров в бесчисленных университетах интеллектуалы священнодействуют в заунывных раздумьях над пророчествами Малевича и откровениями Кандинского, напоминая даже не то чтобы схоластов Парижского университета XII века, но первобытных шаманов, завораживающих собравшихся у костра соплеменников звуками речей непонятных, страшных и прекрасных, как потусторонний мир. Конечно же, орава интеллектуальных критиков постарается заляпать непорочную белизну пенопласта искусствоведческим психоанализом, найдя в нем драму между высоким искусством и массовой культурой, одиночество творца в век технологии, отчуждение творца в мегаполисе и унитаз Дюшана, великое Ничто, куда спускается все современное искусство вместе с поп-артом. Порицать искусствоведов за подобную нечистоплотную навязчивость нельзя: в конце концов им надо и хочется жить, да и художники для того и пишут, чтобы их потом можно было трактовать. Однако имеет ли вообще книга Энди Уорхола отношение к тому, что называется современным художественным процессом? Елена Фанайлова "Философия Энди Уорхола оказалась востребована русской богемой образца 2001 года благодаря этике, которая пропагандируется в книге. Эта философия и этика - лучший образец contemporary art. Уорхол обучает людей, работающих на рынке искусств (может быть, через лет десять его нелегкого формирования в России рецензенту будет позволено употреблять этот термин?), вести себя прилично, оставаясь настоящим бескомпромиссным монстром. В русской артистической среде благодаря консервирующему влиянию совка (и несмотря на дисциплинирующую практику концептуализма) задержался романтический тип поведения, выражающий себя в алкогольных безумствах, эротической расхлябанности, занудстве, зависти к собратьям по цеху и прочих непотребствах. Русский artist опасен для психического, а порой и физического здоровья окружающих. Ему нужна нянька, в качестве которой выступали и до сих пор выступают «подруги поэтов». Русские художники абсолютизируют личное страдание и склонны к морализаторскому пафосу, даже если производимый ими продукт тяготеет к высокой духовности и безличной красоте." Братушечки в окошечках - посчитали научными методами всех публичных интеллектуалов. Вот неполный список. Alan Wolfe. The Fame Game (Public Intellectuals: A Study of Decline. by Richard A. Posner. (Harvard University Press) http://www.thenewrepublic.com/123101/wolfe123101.html " Fouad Ajami, Paul Berman, Robert Brustein, Ian Buruma, Frederick Crews, Robert Dallek, Andrew Delbanco, John Patrick Diggins, Michael Eric Dyson, Gerald Early, Elizabeth Fox-Genovese, Jerome Groopman, Hendrik Hertzberg, Robert Hughes, Michael Ignatieff, Kathleen Hall Jamieson, Tony Judt, Wendy Kaminer, Robert Kuttner, Jonathan Lear, Jackson Lears, Sherwin B. Nuland, Kevin Phillips, Marge Piercy, Robert Pinsky, Katha Pollitt, David Remnick, David Rieff, Philip Rieff, Edward Rothstein, Alan Ryan, Juliet Schor, Simon Schama, Jim Sleeper, Peter Steinfels, Margaret Talbot, Sam Tanenhaus, Terry Teachout, Deborah Tannen, James Traub, Geoffrey Wheatcroft, C.K. Williams, Ellen Willis, James Wood, and Fareed Zakaria." Братушечки в окошечках. Великие критики - Дональд Джадд и Джон Бергер. И почему над нашим братом, марксистом все смеются? Потому что буржуазные. Philip Leider. Perfect Unlikeness. Donald Judd as Critic. Artforum, February 2000 "That didn't become explicit in Judd's criticism until the great 1974 essay on Malevich. There, Judd deemed Malevich the first to insist, in 1915, that "color and texture in painting are ends in themselves." Judd thought that the "main development" in painting was toward independent color, freed from its links to depiction, to its life within the bounds of line. He deeply admired, for example, Klein's blue paintings, which he called "narrow and intense" ("narrow," I would imagine, in their singleness of color, "intense" in the effect of that singleness). "There's a lot of force to the desire for independent color and form," remarks Judd." Arthur C. Danto. John Berger, Selected Essays. Edited by Geoff Dyer. New York: Pantheon, 2001. John Berger, The Shape of a Pocket. New York: Pantheon, 2001. http://www.artforum.com/index.php?pn=inprint&id=2053 In our world—though maybe not in Bosch's hell—there are "pockets of resistance against the new order," the Zapatistas being one, Berger and his circle of readers perhaps another. How? "The act of resistance means not only refusing to accept the absurdity of the world-picture offered us, but denouncing it. And when hell is denounced from within, it ceases to be hell." But though his purported theme is "the disastrous relation between art and property" and his aim is to express his "opposition to bourgeois culture and society," the truth is that he wrote about art that, according to Marxist principles, must express the values of the society he detests—Matisse or Moore, Picasso or Lipchitz, Lйger, Millet, Courbet, Gauguin, or Kokoschka—with understanding, love, and delight. Berger never insists that art itself be used to convey any particular ideological message. Or better, artists per se exemplify the kind of work that everyone might enjoy if society were recast in such a way that there was neither greed nor private property and everyone was free. So art, simply as art, is a pocket of resistance. His politics have made him "more tolerant of those artists who are reduced to being largely destructive," but his heart is not there. He is really a man with two hearts, each in the right place––but they do not beat as one. Theodore Roszak.When the counterculture counted. Essays offer astute historical perspectives on '60s rebellion. - "Imagine Nation The American Counterculture of the 1960s and 1970s. Edited by Peter Braunstein and Michael William Doyle. ROUTLEDGE http://www.sfgate.com/cgi-bin/article.cgi?f=/chronicle/archive/2001/12/23/RV150757.DTL In a particularly brilliant critique of "sex as a weapon," Beth Bailey reminds us of the macho posturing that characterized the early counterculture. She recalls that the symbol of erotic liberation in the underground press was invariably a woman's naked and all-too-accessible body. Sad to recall that in its first male approximation, sexual freedom gave us slogans like "Say hello to a chick by grabbin' her ass." Still, at the very least, the younger generation of the '60s dramatized enough issues to keep us thinking for the next 40 years. Which, come to think of it, brings us to just about now, when that same generation has begun reaching its retirement years and may be looking for something worthwhile to do with its time." БЕДА!!!!! Почитал Арт Форум и узнал, что России установилась клептократия. И разве может идти речь о каком-то там искусстве современном? Ronald Jones. After The Wall: Art And Culture In Post-Communist Europe" - Art Forum, March 2000 http://www.artforum.com/index.php?pn=archive&id=290&search=soviet To put it into a contemporary context, think for a moment about Russia, which catapulted itself, perhaps too hastily, over the rubble of Communism headlong into democracy and capitalism, until that destiny all too quickly began to flag. Its political and economic reforms gave way to a level of corruption more typical of a banana republic. With the nation's domestic politics heated, and the war in the breakaway republic of Chechnya, no one in the West, and perhaps no one in the East, believes Russia circa 2000 is the Russia that will ultimately prevail. It is a work in progress, fully engaged in a live rehearsal before a world audience, trying on versions of what it is likely to become. And whether that will be a nuclear-armed kleptocracy, a nuclear-armed plutocracy, or a nuclear-armed democracy remains to be seen. But no matter how dubious Vladimir Putin's commitment to democracy may be, few seem to think that there's any chance of a return to '37, '47, or even '87. In light of the consensus that there is nothing to recover from the modern past, and with a future circumscribed by democratic ideals fueled by high-octane capitalism, the political scientist Francis Fukuyama's musing, that history ended when the Berlin Wall fell, begins to ring true." e-mail: Aндрей Ковалев © 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO
ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO В МИРЕ В МОСКВЕ В РОССИИ В ПИТЕРЕ В ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
органайзер ковалева андрея #13 /8 января
Органайзер #13/ 8 декабря Художники пишут полный отстой, но Уорхолл - это Исэ Моногатари; Виноградов и Дубоссарский - это чисто шутка юмора; Джон Бергер - может ли марксист понимать искусство; Клептократия и искусство.
Текучка - 1 Опять сплошные девочки. Сладкие. Новости духовной жизни Соцреализм наступает Течет и изменяется - Звездочетов, Шнуров, абстракция Русского музея, Владичка. Умственное. Лейдерман о Раймоне Русселе. Аркадий Ипполитов об Уорхоле Братушечки в окошечках - 1 - Посчитали научными методами всех публичных интеллектуалов. Братушечки в окошечках - 2. Великие критики - Дональд Джадд и Джон Бергер БЕДА!!!!! Арт Форум - России установилась клептократия
С праздниками Вас, товарищи. Наступившими, отступившими и подступающими. Поэтому органайзер немного скушен. Вакации, панимаешь.
Текучка - 1 Опять сплошные девочки. Сладкие. Как Виноградов-Дубоссарсакий. Пердуны старые. Константин Агунович. Выставка Виноградова-Дубосарского пройдет до 11 января в галерее Fine Art http://afisha.ru/art-review?id=603968 "И все это намешано в такую положительную кучу типа салата оливье, которого хорошо, когда много, и много как в количественном (размер кучи), так и в качественном (ингредиенты) отношении. И майонезу, майонезу побольше, то есть юмора, - поэтому дети и молодухи, или молодухи и дикие звери, вполне представимые по отдельности и несводимые в реальности, как-то уживаются у Виноградова и Дубосарского. Потому что шутка - а чего не скажешь в шутейном разговоре! В самой идее откровенно продажного искусства содержится немало юмора. Особого юмора. Надо только различать калибр шуток. Мастурбация полная, конечно, но что не мастурбация, если посмотреть глобально? Если смешать Фрейда с Бодрийяром? Все, что ни возьми. Ничто не плодоносит, ничто не всерьез: немодно. А вот что серьезно: уже семь лет мы не знаем ни что такое Виноградов, ни что такое Дубосарский в действительности. И, может быть, это такая форма анабиоза: шутить - и ждать." Дмитрий НАВОША. СЛАДКИЕ И ГАДКИЕ. Райские кущи в галерее "Файн Арт" http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=12228 "Хулиганы, насмешники и эдемские баловни Виноградов & Дубосарский определяют свой жанр как "жанр заказной монументальной халтуры". Они рисовали "картины для..." - турагентств, банков, мест лишения свободы, Германии etc., хотя ни турагентства, ни тем паче Германия, понятное дело, этих работ им не заказывали. Их методы - намеренное утрирование, эпатажность, профанация образов масс-культуры, коллекционирование общих мест - имеют своим истоком эстетику Энди Уорхолла. Со временем творческий замысел обрел весомость правды: теперь на Виноградова и Дубосарского есть спрос. Только вот чьим "заказом" являются "Sweet girls"? Похоже, что социальным. Теперь есть способ наверняка избавиться от сезонной хандры. Предметно доказать, что жизнь может быть бесконечно прекрасной. Что счастье есть, его не может не быть. А если нет - то зачем же вы, черт возьми, плутаете морозным декабрем в поисках подвала где-то в глубине дворов, за вывеской "обмен валюты", за ржавыми воротами и мусорными контейнерами?"
Новости духовной жизни. Соцреализм наступает. А нам и болно и смешно. Велимир Мойст. Папино счастливое детство http://www.gazeta.ru/2002/01/03/papinos4astl.shtml "Из-за того что ретроспекция на полном ходу въезжает в коллективное бессознательное, оценки и реакции оказываются на удивление контрастными. Одних коробят пионерские песни из динамика, других восхищает задушевная теплота плюшевых зайчиков (это вам не кошмарные ниндзя с дегенеративными телепузиками), третьи пускаются в путаные рассуждения типа «конечно, время было мрачное, но встречалось немало и хорошего» и т.п. Как показалось, взрослых «Наше счастливое детство» пронимает гораздо сильнее, чем их малолетних отпрысков. Последние не усматривают в экспозиции ни пропаганды, ни контрпропаганды и вообще не испытывают сильных эмоций. Взирают на бабушкины игрушки чинно и слегка рассеянно, как на орудия труда кроманьонского человека. И такой здоровый цинизм, пожалуй, лучше всего соотносится с объективной исторической ценностью коллекции." Мария Михайлова. НА ЛЕНИНСКОЙ ТРОПЕ. На смену анекдотическому мылу "По местам Ильича" пришла архипознавательная фотовыставка. http://www.vesti.ru/2001/12/27/1009453549.html "Владислав Ефимов снял просто архитектуру. Без вдохновенного пафоса забитых окон и намертво запертых дверей. Без тонких намеков на присутствие обитателей. Без пустынных крыш, трещин в фасадах и осыпающейся штукатурки. Без идеи архитектурного стиля, наконец".
Течет и изменяется - Звездочетов, Шнуров, абстракция Русского музея, Владичка. Кипит художественная жизнь, кипит. Шумим, братцы, шумим. Сплотим критические ряды! http://www.ej.ru/001/na_dniah/heroweek/index.html "Авторы все на слуху (есть в опере и ария Федора Ромера, известного, должно быть, читателям "Еженедельного Журнала"). Понятно, что критик художнику - главный враг. И Звездочетов нашел отличный повод отомстить щелкоперам за обиды: вроде бы в оперу вставил, превратил в классических персонажей - не придраться. Но послушаешь отрывок из собственной статьи, серьезно распеваемый под фортепиано оперным тенором, и самому станет стыдно." Мария Михайлова. МАСКУЛИННЫЙ АППАРАТ. Художник Константин Звездочетов любит валять дурака. Делает он это артистично и остроумно. А чего еще для счастья надо? http://www.vesti.ru/printed/1009366678.html Некоторые детали явно намекают на маскулинно-милитаристское происхождение объекта, другие убеждают в его миролюбии и оптимистическом настрое. В общем, сразу и не разберешь, что конкретно автор имел в виду. Одно ясно - сильно он не напрягался. Хотя это тоже как посмотреть. Поскольку сведение лампочек, шнуров и динамиков в единую систему все-таки требует некоторого напряжения, если не умственного, то хотя бы физического. "Основное предназначение человека, а артиста в особенности, - это увеселение себя и своих близких" - кредо Зведочетова, последовательно им воплощаемое. Он один из немногих актуальных художников, чьи произведения зрителя не провоцируют, не задевают, а именно развлекают. Клоун клоуном, а работы его висят в открытой экспозиции Третьяковки. И неплохо смотрятся на общем фоне. Талантливо валять дурака - тоже дар, в некотором роде. Чаще всего Зведочетов это делает артистично и остроумно. А чего еще для счастья надо?" Михаил Боде. Письма с мороза. Diary - 35. 27 Декабря 2001 - Русский Журнал www.russ.ru/culture/vystavka/20011227_bo.html "Ковчег" "Продолжение "Бытия". На Западе же, не знавшем таких пертурбаций и драм, за подобным творчеством закрепились определения "поэтического реализма" или "неоромантизма". Довольно меланхолическое искусство, порой впадающее в депрессию, любящее ретро до вольного копирования старых мастеров и поддерживающее тонус за счет энергетики оставленного им авангарда. Был у нас свой Денуайе де Сегонзак - Ростислав Барто, был и свой Сутин - Александр Глускин, были и другие "свои", не столь известные как современные им французы. Константин Звездочетов, XL. По степени внятности инструкция вполне достойна описываемого аппарата. В принципе все это напоминает работу усердного подмастерья известного мэтра видео-арта Нам Джун Пайка. Представьте себе: Нам Джун Пайк ходит по магазинам и фирмам, торгующим телевизорами и всякой видеотехникой, заказывает, покупает, а подмастерье тем временем подтаскивает упаковки из пенопласта и на дому создает из них подобия пайковских инсталляций. То ли для самообучения, то ли смеха ради. Ольга КАБАНОВА, Николай МОЛОК. ДИАЛОГ С МАССКУЛЬТОМ http://www.izvestia.ru/rubr.cgi?idr=524&idbl=&id=12072 Игры с трупами, заснятые Арсеном Савадовым и показанные на выставке "Мастерская Арт-Москвы", - не просто скандал, а профанация современного искусства и одновременно чудовищная провокация. Тут мы переплюнули западных художников, которые пока осторожно забавляются только с трупами животных, да и то на богатом фоне тамошней устоявшейся арт-жизни, где всего в достатке и скандалы - лишь проверенный способ привлечь внимание и встряхнуть общество. Театр мертвецов Савадова таким скандалом не стал. Но стал провалом. Константин Агунович. Прошлобудущее. http://afisha.ru/art-review?id=603914 И Шнуров - это Шнуров. Самый стойкий нонконформист, который здесь подпольно извращал образ вождя, а там организовал партию "Правда" - против постмодернизма, гомосексуализма и культурной монополии New York Times. А вернулся с выставкой - и снова Ленин. И название у выставки - "Прошлобудущее" - указывает не на угрозу реставрации коммунизма или еще какой-нибудь подобный кошмар. Это название про самого Шнурова, у которого что прошлое, что будущее, которому что постмодернизм, что гомосексуализм. И все так же непонятно, на что все-таки обращать внимание. Андрей КОВАЛЕВ. Мамышев прикинулся террористом. А "Айдан" его приютила http://www.fr.ru/Arhiv/2001/48/71.html Возможно, в Институте проблем современного искусства, где Иосиф Бакштейн учит молодых художников делать карьеру, его подопечные и подумывают над тем, чтобы привлечь к себе внимание путем эпатажа. Но к Владиславу Мамышеву это не относится. Как человек истинно богемный, Монро живет подобно птицам небесным, которые не заботятся о пропитании, но кто-то их кормит и поит. (Само слово "карьера" едва ли применимо к художнику, который способен не явиться на вернисаж собственной выставки в очень приличной галерее.) Мамышев живет по законам, отличным от устава монетаристского общества, - по законам политэкономии знака и жеста. При таком поведении и вопрос о международной карьере остается спорным: шутки, подобные пешим прогулкам в обличье бен Ладена, у западных людей, до смерти напуганных CNN, вряд ли вызовут столь благожелательное внимание, как в Москве. Марина Колдобская. Наружное наблюдение. О художниках-пачкунах http://www.newtimes.ru/newtimes/coldob.asp?n=2929 "Это трогательное единство вкусов сохранилось почти до наших дней и зафиксировано в проекте Комара и Меламида «Выбор народа». Там кроме выявленной в ходе социологического опроса «самой любимой картины» («Видение Христа медведю») выявлена и «самая нелюбимая». Она, конечно же, абстрактна: синие треугольники на гадком красном фоне. Беспредметное искусство выражает момент, когда одна эпоха закончилась, а другая еще не началась. Когда временно исчезает общепринятый социальный миф (именно он диктует способ изображения «предмета»). Абстракция – «точка нуля», как сказал бы Малевич. В России эта точка попала на 1910–20-е, годы революции. В Штатах на 1940– 50-е. Сегодня, очевидно, начинается новая эпоха, и очевиден новый интерес к абстракции. Возможно, в виде мусульманских узоров..."
Умственное. Лейдерман о Раймоне Русселе. Наконец-то Аркадий Ипполитов о Уорхоле сказал хоть слово правды. Юрий Лейдерман, Москва. Рец.: Рэймон Руссель. Locus Solus. Пер. с франц. Евгения Маричева. Киев: Ника-Центр, 2000. 381 с. Тираж 3000 экз. http://www.polit.ru/documents/463935.html "Истории Русселя не "эротичны", но "механистичны", это классический пример "машин безбрачия", о которых столь вдохновенно писал Делез: "машины безбрачия", работающие поверх "машин желания", "… дающие бреду его предмет…", "… машины Закона с их солярной мощью умерщвления…" и пр. Русселя (а через него и Жюля Верна) можно считать предтечами современного изобразительного искусства: "концептуализм", "фракталы", "насилие", "декор", антураж, конструирующий сюжет, и сюжет, по-голливудски тонущий в декорациях… Из русских художников к этой линии ближе всех, наверное, Татлин и Филонов. Руссель - вопиюще асоциальный и вообще атопический писатель (человек, объехавший полмира в специально сконструированном экипаже с задвинутыми шторами и писавший, например, по поводу Багдада, что это весьма напомнило ему виденную в Париже постановку оперетты Лекока "Али-баба", с некоторым удивлением отмечая, правда, что костюмы были более "экстраординарными"). "Реальности", к которой последние годы столь рьяно приковано внимание продвинутых интеллектуалов, для него попросту не существует. Энди Уорхол. Философия Энди Уорхола http://www.polit.ru/documents/463932.html Аркадий Ипполитов Большинство этих текстов относится к категории «темно иль ничтожно, но им без волненья внимать невозможно!», и на бесчисленных лекциях бесчисленных семинаров в бесчисленных университетах интеллектуалы священнодействуют в заунывных раздумьях над пророчествами Малевича и откровениями Кандинского, напоминая даже не то чтобы схоластов Парижского университета XII века, но первобытных шаманов, завораживающих собравшихся у костра соплеменников звуками речей непонятных, страшных и прекрасных, как потусторонний мир. Конечно же, орава интеллектуальных критиков постарается заляпать непорочную белизну пенопласта искусствоведческим психоанализом, найдя в нем драму между высоким искусством и массовой культурой, одиночество творца в век технологии, отчуждение творца в мегаполисе и унитаз Дюшана, великое Ничто, куда спускается все современное искусство вместе с поп-артом. Порицать искусствоведов за подобную нечистоплотную навязчивость нельзя: в конце концов им надо и хочется жить, да и художники для того и пишут, чтобы их потом можно было трактовать. Однако имеет ли вообще книга Энди Уорхола отношение к тому, что называется современным художественным процессом? Елена Фанайлова "Философия Энди Уорхола оказалась востребована русской богемой образца 2001 года благодаря этике, которая пропагандируется в книге. Эта философия и этика - лучший образец contemporary art. Уорхол обучает людей, работающих на рынке искусств (может быть, через лет десять его нелегкого формирования в России рецензенту будет позволено употреблять этот термин?), вести себя прилично, оставаясь настоящим бескомпромиссным монстром. В русской артистической среде благодаря консервирующему влиянию совка (и несмотря на дисциплинирующую практику концептуализма) задержался романтический тип поведения, выражающий себя в алкогольных безумствах, эротической расхлябанности, занудстве, зависти к собратьям по цеху и прочих непотребствах. Русский artist опасен для психического, а порой и физического здоровья окружающих. Ему нужна нянька, в качестве которой выступали и до сих пор выступают «подруги поэтов». Русские художники абсолютизируют личное страдание и склонны к морализаторскому пафосу, даже если производимый ими продукт тяготеет к высокой духовности и безличной красоте."
Братушечки в окошечках - посчитали научными методами всех публичных интеллектуалов. Вот неполный список. Alan Wolfe. The Fame Game (Public Intellectuals: A Study of Decline. by Richard A. Posner. (Harvard University Press) http://www.thenewrepublic.com/123101/wolfe123101.html " Fouad Ajami, Paul Berman, Robert Brustein, Ian Buruma, Frederick Crews, Robert Dallek, Andrew Delbanco, John Patrick Diggins, Michael Eric Dyson, Gerald Early, Elizabeth Fox-Genovese, Jerome Groopman, Hendrik Hertzberg, Robert Hughes, Michael Ignatieff, Kathleen Hall Jamieson, Tony Judt, Wendy Kaminer, Robert Kuttner, Jonathan Lear, Jackson Lears, Sherwin B. Nuland, Kevin Phillips, Marge Piercy, Robert Pinsky, Katha Pollitt, David Remnick, David Rieff, Philip Rieff, Edward Rothstein, Alan Ryan, Juliet Schor, Simon Schama, Jim Sleeper, Peter Steinfels, Margaret Talbot, Sam Tanenhaus, Terry Teachout, Deborah Tannen, James Traub, Geoffrey Wheatcroft, C.K. Williams, Ellen Willis, James Wood, and Fareed Zakaria." Братушечки в окошечках. Великие критики - Дональд Джадд и Джон Бергер. И почему над нашим братом, марксистом все смеются? Потому что буржуазные. Philip Leider. Perfect Unlikeness. Donald Judd as Critic. Artforum, February 2000 "That didn't become explicit in Judd's criticism until the great 1974 essay on Malevich. There, Judd deemed Malevich the first to insist, in 1915, that "color and texture in painting are ends in themselves." Judd thought that the "main development" in painting was toward independent color, freed from its links to depiction, to its life within the bounds of line. He deeply admired, for example, Klein's blue paintings, which he called "narrow and intense" ("narrow," I would imagine, in their singleness of color, "intense" in the effect of that singleness). "There's a lot of force to the desire for independent color and form," remarks Judd." Arthur C. Danto. John Berger, Selected Essays. Edited by Geoff Dyer. New York: Pantheon, 2001. John Berger, The Shape of a Pocket. New York: Pantheon, 2001. http://www.artforum.com/index.php?pn=inprint&id=2053 In our world—though maybe not in Bosch's hell—there are "pockets of resistance against the new order," the Zapatistas being one, Berger and his circle of readers perhaps another. How? "The act of resistance means not only refusing to accept the absurdity of the world-picture offered us, but denouncing it. And when hell is denounced from within, it ceases to be hell." But though his purported theme is "the disastrous relation between art and property" and his aim is to express his "opposition to bourgeois culture and society," the truth is that he wrote about art that, according to Marxist principles, must express the values of the society he detests—Matisse or Moore, Picasso or Lipchitz, Lйger, Millet, Courbet, Gauguin, or Kokoschka—with understanding, love, and delight. Berger never insists that art itself be used to convey any particular ideological message. Or better, artists per se exemplify the kind of work that everyone might enjoy if society were recast in such a way that there was neither greed nor private property and everyone was free. So art, simply as art, is a pocket of resistance. His politics have made him "more tolerant of those artists who are reduced to being largely destructive," but his heart is not there. He is really a man with two hearts, each in the right place––but they do not beat as one. Theodore Roszak.When the counterculture counted. Essays offer astute historical perspectives on '60s rebellion. - "Imagine Nation The American Counterculture of the 1960s and 1970s. Edited by Peter Braunstein and Michael William Doyle. ROUTLEDGE http://www.sfgate.com/cgi-bin/article.cgi?f=/chronicle/archive/2001/12/23/RV150757.DTL In a particularly brilliant critique of "sex as a weapon," Beth Bailey reminds us of the macho posturing that characterized the early counterculture. She recalls that the symbol of erotic liberation in the underground press was invariably a woman's naked and all-too-accessible body. Sad to recall that in its first male approximation, sexual freedom gave us slogans like "Say hello to a chick by grabbin' her ass." Still, at the very least, the younger generation of the '60s dramatized enough issues to keep us thinking for the next 40 years. Which, come to think of it, brings us to just about now, when that same generation has begun reaching its retirement years and may be looking for something worthwhile to do with its time." БЕДА!!!!! Почитал Арт Форум и узнал, что России установилась клептократия. И разве может идти речь о каком-то там искусстве современном? Ronald Jones. After The Wall: Art And Culture In Post-Communist Europe" - Art Forum, March 2000 http://www.artforum.com/index.php?pn=archive&id=290&search=soviet To put it into a contemporary context, think for a moment about Russia, which catapulted itself, perhaps too hastily, over the rubble of Communism headlong into democracy and capitalism, until that destiny all too quickly began to flag. Its political and economic reforms gave way to a level of corruption more typical of a banana republic. With the nation's domestic politics heated, and the war in the breakaway republic of Chechnya, no one in the West, and perhaps no one in the East, believes Russia circa 2000 is the Russia that will ultimately prevail. It is a work in progress, fully engaged in a live rehearsal before a world audience, trying on versions of what it is likely to become. And whether that will be a nuclear-armed kleptocracy, a nuclear-armed plutocracy, or a nuclear-armed democracy remains to be seen. But no matter how dubious Vladimir Putin's commitment to democracy may be, few seem to think that there's any chance of a return to '37, '47, or even '87. In light of the consensus that there is nothing to recover from the modern past, and with a future circumscribed by democratic ideals fueled by high-octane capitalism, the political scientist Francis Fukuyama's musing, that history ended when the Berlin Wall fell, begins to ring true."
e-mail: Aндрей Ковалев
© 1991-2014 ARTINFO дизайн ARTINFO размещение ARTINFO