ЕЖЕДНЕВНЫЕ
НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В МИРЕ
В МОСКВЕ
В РОССИИ
В ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
<<Дискуссия Manifesta Journal 1 июля 2005 года в Санкт-Петербурге.
Здесь
предсталены MP3-файлы основных
выступлений и дискуссии, записанные
Оксаной Саркисян:
1.
Марике ван Хал, исполнительный редактор MJ
Manifesta Journal (Амстердам, Нидерланды) и Виктор
Мазин - директор Музея
сновидений Зигмунда Фрейда. 8,5 MB
2.
Марина Колдобская, директор Санкт-Петербургского
филиала Государственного центра
современного искусства. 3,3 MB
3. Виктор
Мизиано, художественный критик,
издатель и куратор <из-за
проблемы с диктофоном - фрагменты
выступления> 1,4 MB
4. Выступление
Хедвиг Фийен, директор Manifesta
и дискуссия, часть1.
10,5 MB, часть2.
15,8 MB, часть3.
12,3 MB
<<1 июля 2005
года в Санкт-Петербурге побывал организационный комитет европейской
биеннале современного искусства Манифеста.
Manifesta,
существующая с 1996 года – одно из крупнейших
мировых событий в области современного
искусства, регулярный смотр всего нового,
что происходит в художественной и
интеллектуальной среде Европы. Manifesta
проходит каждые два года, каждый раз в новом
городе и новой стране. Первая Manifesta
(1996)состоялась в Роттердаме (Нидерланды), ближайшая
Manifesta 6 – пройдет осенью
2006 года в Никосии (Кипр).
Manifesta – не только регулярная выставка.
Оргкомитет Manifesta проводит множество
сопутствующих событий, дискуссий,
выпускает журнал Manifesta Journal.
Дискуссия Manifesta Journal впервые состоялась в России.
Участвовали члены оргкомитета Manifesta и редакции
Manifesta Journal. В их числе – директор Manifesta
Хедвиг Фийен и такие выдающиеся
международные кураторы, как Саския Бос,
Лиоба Реддекер, Марко Скотини, Виктор
Мизиано, и др.
Темой дискуссии в Петербурге стала кураторская практика проведения больших
международных событий, проблемы
документации и архива, а также
взаимодействие искусства и социального
активизма и особенности курирования
проектов, работающих на стыке
художественной и социальной практики.
С российской стороны организаторами
дискуссии выступили Санкт-Петербургский
филиал Государственного центра
современного искусства и Музей
сновидений Зигмунда Фрейда.
Программа
1.
Открытие дискуссии:
(Музей Анны
Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный пр.,
53, 11.30 – 12.30)
Хедвиг Фийен - директор Международного
фонда «Манифеста» (Амстердам, Нидерланды)
Марина Колдобская – директор Санкт-Петербургского
филиала Государственного центра
современного искусства.
Виктор Мизиано (модератор дискуссии) –
куратор, художественный критик, главный
редактор «Художественного журнала» (Москва),
редактор MJ Manifesta Journal (Москва, Россия)
Марике ван Хал – исполнительный редактор MJ
Manifesta Journal (Амстердам, Нидерланды)
2а. Воркшоп 1:
(Музей Анны
Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный пр.,
53, 13.00 – 14.30)
«Память выставки. Как сохранять и
воспроизводить большие выставки, значимые
для глобальной истории культуры?»
История реконструкции архива легендарной «Документы
5» (1972 г., куратор Харальд Зееман)
Модератор Лиоба Реддекер – директор центра
<basis – wien> (Вена, Австрия)
2б. Воркшоп 2:
(Музей
сновидений Зигмунда Фрейда, Большой пр. П.С.,
18А, 13.30 – 15.00)
«Забыть Другого: Музей как конструкция
памяти». Воркшоп на основе уникальной
экспозиции Музея сновидений Зигмунда
Фрейда.
Модератор Виктор Мазин – директор Музея
сновидений Зигмунда Фрейда
15.00 – 16.30 – перерыв
3. Пленарное заседание.
(Музей Анны
Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный пр.,
53, 16.30 – 17.00)
Доклады по результатам воркшопов: Лиоба
Редеккер и Виктор Мазин.
4. Открытая дискуссия.
(Музей Анны
Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный
пр., 53, 17.00 – 19.30)
«Актив – архив». Как относятся к
документации своих действий художники и
активисты и что с этим делать куратору?
Презентация проекта «Disobedience» - видеоархива
гражданского неповиновения.
Модератор Марко Скотини – независимый
куратор, арт-критик, профессор истории (Милан,
Италия), куратор проекта «Disobedience» (Берлин,
2005)
Журнал MJ Manifesta Journal о современной
кураторской практике был основан
Международным фондом Manifesta (Амстердам)
совместно с Виктором Мизиано (Москва) и
Игорем Забелом (Любляна). Подробности
смотрите на сайте www.manifesta.org или обращайтесь
к Марике Ван Хал, Международный фонд Manifesta,
Laurierstraat 185, NL –1016 PL Amsterdam, the Netherlands. T: +31 (0)20
6721435 F: +31 (0)20 4700073 E: secretariat@manifesta.org.
Подписаться на журнал можно на сайте www.artimo.net
Об участниках дискуссии
Лиоба Редеккер – директор «basis wien- Kunst,
Information und Archive»: организации, которая
является одновременно архивом и площадкой
для событий и дискуссий о современном
искусстве в Вене. Ранее она работала
директором международного
исследовательского проекта «vektor - European
Contemporary Art Archives» (2000-2003). С 2002 года Лиоба
Редеккер принимает участие в
общеевропейском проекте «European New Art Network»,
инициированном фондом Manifesta. Она читает
курс лекций по культурологии, экономике
культуры и менеджменту культуры в Fachhochschule
Kufstein.
Виктор Мазин – заведующий отделом
теории психоанализа Восточно-Европейского
института психоанализа в Санкт-Петербурге,
главный редактор журнала «Кабинет»,
соредактор лондонского «Journal for Lacanian Studies» и
постоянный автор римского «European Journal of
Psychoanalysis». В 1999 году он создал в Петребурге
Музей сновидений Зигмунда Фрейда. Виктор
Мазин – почетный член Музея юрской
технологии (Лос-Анжелес), автор множества
статей и книг по теории психоанализа,
деконструкции и визуальному искусству.
Мазин курировал многочисленные выставки
современного искусства.
Марко Скотини – независимый куратор и
арт-критик. Он профессор истории и ректор
факультета визуального искусства New Academy of
Fine Arts (NABA) в Милане. Скотини – один из
основателей миланского арт-центра «Isola»; он
курировал многочисленные выставки, читал
циклы лекций на тему общественного
пространства и современных выставочных
стратегий в Италии и за рубежом. Несколько
его выставок были псвящены взаимоотношению
между художественной практикой и
политическим действием (проекты "Beautiful
banners. Representation, Democracy, Participation", Prague Biennale1 2003,
""Disobedience"; Berlin/Prague/Barcelona 2005, "Accion
directa/Latin American Social Sphere", Prague Biennale 2, 2005).
«Радек» - группа молодых художников,
музыкантов и активистов, возникшая в 1997
году в Москве, в окружении Анатолия
Осмоловского и Авдея Тер-Оганьяна. Группа «Радек»
принимала участие в многочисленных акциях
«Внеправительственной контрольной
комиссии» в Москве «Баррикада», «Мавзолей»,
«Против всех партий». В числе наиболее
важных проектов группы – «Демонстрация»
(2000), «Аккорд!» (2002, на открытии выставки @Davaj!»
в берлине). «Радек» строит свою стратегию на
отрицании визуальной силы изображения и
художественной критике коммерческого
использования искусства.
Хедвиг Фийен – историк искусства,
куратор, основатель и директор европейской
биеннале современного искусства «Manifesta».
Она была директором Manifesta 1 в Роттердаме (1996),
и с этого момента является директором
амстердамского Международного фонда Manifesta.
Она была инициатором сетевой программы,
развивающейся в рамках биеннале Manifesta –
Архив Manifesta, а также программы публикаций,
дискуссий и прочих сопутствующих событий в
области современного искусства.
Виктор Мизиано – художественный критик,
издатель и куратор. С 1980 по 1990 г. работал в
Музее изобразительного искусства им.
Пушкина (Москва), с 1992 по 1997 – возглавлял
московский Центр современного искусства.
Мизиано курировал множество российских и
международных выставок, в 1995 и 2003 гг.
являлся куратором российского павильона на
Венецианской биеннале, в 2005 г. – куратором
павильона Центральной Азии на Венецианской
биеннале. Он был также сокуратором Manifesta 1 в
Роттердаме (1996). Виктор Мизиано – главный
редактор «Художественного журнала» (Москва),
один из редакторов Manifesta Journal (Совместно с
Игорем Забелом и Марике Ван Хал).
Марике Ван Хал – историк искусства,
координатор Междурародного фонда Manifesta,
исполнительный редактор MJ Manifesta Journal. ранее
она работала куратором нидерландского
института медиаискусства Montevideo/ TBA.
Марина Колдобская – художник,
художественный критик, журналист (колумнист
московского журнала «Новое время»,
обозреватель журнала «Новый мир искусства»).
Она была куратором многочисленных
российских и международных проектов. В
1999-2002 гг. Колдобская являлась директором
Музея нонконформистского искусства (Санкт-Петербург),
с 2002 г. – директор Санкт-Петербургского
филиала Государственного центра
современного искусства.
«Что делать?» - основанная в 2003 г. группа,
объединяющая художников, писателей и
философов из Санкт-Петербурга, Москвы,
Нижнего Новгорода и Берлина. Группа
выпускает двуязычную газету, посвященную
ключевым вопросам современной поэтики и
политики, а также российской
интеллектуальной и художественной
ситуации. «Что делать?» реализует
разнообразные художественные проекты:
видео, инсталляции, акции, радиопрограммы,
художественную инспекцию городской среды.
В числе последних проектов группы – проект
«Дрейф – Нарвская Застава», исследующий
один из пролетарских районов Петербурга.