АРХИВ со 12.05 по 18.06.2001:


^ С 24 мая по 3 июня   в Центральном Доме художника проходит выставка "Искусство синтеза" (Михаил Шемякин, Анатолий Васильев, Олег Лягачев, Мария Владимирова, Тагуи Барсегян, Элла Щебланова, Вячеслав
Головченко, Борис Лукин. Нью-Йорк, Париж, Москва, Санкт-Петербург, Харьков, Нижний Новгород, Одесса). НП "III тысячелетие", Москва, Музей современного русского искусства, Нью-Йорк. Пресс-конференция состоится 24.05 в 15.00.
Открытие - 24.05 в 18.00. Зал N8 (часть). В выставке "Искусство синтеза" представлены работы молодых живописцев из Москвы, Нижнего Новгорода, Харькова, Екатеринбурга, а также работы тех неофициальных художников,
которые обратились к синтезу еще в середине 60-х годов. В первую очередь, это мастера из группы "Петербург", основанной Михаилом Шемякиным в 1965 году. Наряду с основателем, в выставке участвуют парижанин Олег Лягачев и питерец Анатолий Васильев. Художникам из этой группы присущ творческий метод, называемый "Метафизический синтетизм".


^ C 4 по 31 мая в Музее архитектуры им. А.В. Щусева впервые выставка в руинах!
При поддержке посольства Греции и Государственного Центра Современного Искусства
MuAR1
Эвантия Тсантила, Ричард Уитлок и Алексис Даллас привезли из Греции свои произведения и разместили их в уникальном интерьере, впервые открытом для публики. Ричард Уитлок представит объекты в воздухе и на полу – так, на его взгляд, пространство связано с силой земного притяжения. Эвантия Тсантила повесит сдвоенный полупрозрачный разговаривающий автопортрет. Работы Алексиса Далласа нужно будет рассматривать сверху – это аэрофотосъемки городов. Все трое неоднократно выставлялись вместе.
Слово ПРОГРАММА совершенно неотличимо по написанию в русском и греческом алфавитах – разумеется, если писать его прописными буквами.   Этимологически это слово означает анонс события, декларацию, манифест или план действий, но в греческом языке это слово означает также и проект. В звуке слова ПРОГРАММА сквозит множество контекстов (вплоть до воспоминаний о советском бюрократическом языке).

Художники не случайно полюбили руину и решили охватить ее своей ПРОГРАММОЙ. В руине чувства зрителя обострены. Нет ни белых стен, ни гладких поверхностей – есть множество проемов и окон. Освещение только естественное, что усиливает чувство легкой тревоги.

(Флигель дворца Талызиных-Устиновых был надстроен в XIX веке над более ранней постройкой – конюшней. После лошадей и господ здание многое повидало – использовалось под коммунальные квартиры, потом под научно-исследовательский институт. В 1993 году компания “Ростурстрой” получила у Правительства Москвы подряд на ремонт, все развалила, превратила памятник архитектуры в руину и исчезла. Правда, руина получилась исключительно живописной. Как двусветный дворцовый зал. Музей архитектуры решил использовать это уникальное выставочное пространство.)

Эвантия Тсантила живет между Грецией и Германией. Она училась в Дюссельдорфе у Янниса Кунелиса, а сейчас возглавляет его студию, в которой обучаются художники из разных стран. На Венецианской Бьеннале 1999 года именно Эвантии Тсантилле была оказана честь представить Грецию. Ее увлекают как традиционные техники так и современные технологии и видео оборудование. Неоднократно участвовала в выставках в разных странах, включая известную выставку “Женщины Средиземноморья”. Министерство культуры Греции издало монографию о творчестве художницы.

Ричард Уитлок – англичанин, который уже 15 лет живет в Греции. Обучался ваянию в Англии и США. Жил и работал в различных странах, включая Швецию и Японию, потом осел в Греции. Преподает в Фессалониках в Американском Колледже и в Филиале школы Сент-Этьен при Французском Институте. Множество раз выставлялся по всему миру, включая Словению и Францию. Предпочитает крупномасштабные композиции, в которых любит использовать различные материалы (картон, ткань, пенопласт) для преображения пространства.

Алексис Даллас – архитектор, который кроме Греции учился также и в Голландии (институт “Верлаге” в Амстердаме). Принимал участие в художественных и архитектурных выставках и акциях во многих странах. Лауреат архитектурных конкурсов в Швейцарии и Австрии. Много сотрудничал с живописцами (например, M. Пистолето). Важным направлением его творчества является изготовление архитектурных макетов, которые он трактует как многогранные, самодостаточные предметы, пригодные для различных целей. Городское пространство привлекает внимание Далласа в качестве художественного объекта.

Куратор выставочного проекта Мария Цанцаноглу
Организаторы выставки выражают свою благодарность:
Отделу печати Посольства Греции в Москве (290-52-42)
Отделу общественных связей МУАР (290-05-51)
Представительству Греческой Туристической Организации (EOT)
Компании "Exeter International S.A.",  "Athens Medical Center", "Togas Studio / Intercom Rus".


^ C 26 апреля до 31 мая "Красная площадь в фотографиях" в Историческом музее. Классики советского фотоискусства: Евзерихин, Егоров, Зельма, Игнатович, Марков-Гринберг, Оцуп, Родченко, Савин, Халдей, Халип, Шагин, Шайхет, Петрусов, Устинов, Рюмкин, Редькин и современные фотографы.


^ Междисциплинарная конференция NIT 2001 29-31 мая в Пекинском университете - главное событие его 90-летнего юбилея.
Тема - Глобальная цифровая библиотека в новом тысячелетии.
http://web.simmons.edu/~chen/nit


^ C 15 по 30 мая галерея "Манеж" проводит  выставку Игоря Камянова и Надежды Крестининой "Энциклопедия художника". Новый проект Игоря Камянова и Надежда Крестининой совмещает в одном пространстве живопись и текст. В последние годы они уже не раз прибегали к услугам прямой речи, сопровождая свои работы пояснениями для неофитов и даже делая графические схемы для особо
невосприимчивых. Отсутствие зримо-узнаваемых форм заставляет искать их словесный эквивалент. Так появлился мини- "глоссарий" - авторская "Энциклопедия художника". Ее цель совместить в одном пространстве живопись и текст. Мир, суженный до фрагмента, - таков живописный минимализм Игоря
Камянова и Надежды Крестининой. Он проистекает из желания проникнуть в суть пластической формы, понять и передать механизм взаимодействия масс - материальных и световых, из столкновения которых рождается силовое напряжение.


^ С 10 до 26 мая Галерея "Новая Коллекция" представляет проект Кирилла Чёлушкина "ИЗНУТРИ" (графика, инсталляции). Параллельно в видеокабинете галереи будет представлен проект Игоря Литвинова "БРОНЕПОЕЗД" (фото, видео).
Неожиданно вернувшись из Парижа, Чёлушкин быстро адаптировался и, окунувшись в нордическую реальность московской социо-культурной среды, достаточно поспешно от неё отгородился. Он выстроил в залах галереи неимоверных размеров конструкции, обшитые пятиметровыми пластиковыми листами и все их с неистовством Дж. Поллока изрисовал. Образовалась стена, испещрённая графическими изображениями каких-то монументальных, довольно таки агрессивных механизмов. Возник загон, обеспечивший безопасность внешних рубежей сепаратизма, присущего искусству в его кокетливом отношении с действительностью. А сам художник, неоднократно выставлявшийся по обе стороны Атлантики, с поразительным упорством полагает, что искусству до сих пор есть о чём сказать. И ему охотно веришь.
К проекту Игоря Литвинова "Бронепоезд" (видеокабинет).
Когда-то этот бронепоезд был наш и тихо стоял на запасном пути. Теперь он стоит на том же пути, только у них...в Симферополе. Он старый и уже не стреляет, но на его фоне можно сфотографироваться на память, что тоже хорошо. Очень трудно привезти бронепоезд в московскую галерею, разве что по частям, во фрагментах. Именно фрагменты этакого артефакта истории фиксирует на фото и видео Игорь Литвинов, инсталлируя в замкнутом пространстве видеокабинета галереи собственные клаустрофобские переживания.
Галерея "Новая коллекция" - Москва, ул. Большая Полянка, 15


<17-18 мая аукцион современного искусства Кристи: Ray Sherman Hanson Cattelan Hesse Nauman Gursky Basquiat Peyton Currin
MaurizioCattelan_NinthHoure_1999_lot317
Maurizio Cattelan (b. 1960), La Nona Ora (The Ninth Hour), 1999, Wax, clothing, polyester resin with metallic powder, volcanic rock, carpet, glass. Estimate: $400,000-600,000

CharlesRay_PlankPieceI-II_1973_lot307
Ray Plank Piece I-II, 1973. Two gelatin silver prints mounted on rag board in plastic frames. Estimate: $300,000-400,000>


C 23 апреля по 20 мая в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее  открыта выставка "Древности Российского государства в творчестве Федора Солнцева". Эта экспозиция приурочена к 200-летнему юбилею академика живописи, художника-археолога, реставратора и исследователя древнерусского искусства Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892). Выставка подготовлена музеем-заповедником "Московский Кремль", представившем более 50-ти уникальных акварелей и рисунков Ф.Г.Солнцева. На выставке демонстрируются произведения Ф.Г.Солнцева, выполненные в 1830-40-х гг. Эти работы отражают его занятия художественной археологией, т.е. фиксацию, копирование древних памятников культуры для их сохранения и изучения. Среди представленных на выставке произведений - изображения памятников древнерусского зодчества, иконописи, церковной утвари, предметов старинного быта, древнего вооружения, костюмы, рукописные книги и т.д. Среди представленных изображений российских древностей большую часть составляют предметы, хранящиеся в собрании музея-сокровищницы Оружейной палаты и кремлевских соборах. В творческом наследии Ф.Г.Солнцева есть немало произведений, которые на сегодняшний день являются подчас единственными зримыми свидетелями утраченных памятников прошлого. Юбилейная выставка Ф.Г.Солнцева знакомит специалистов и широкий круг зрителей лишь с небольшой, но достаточно весомой частицей богатейшего творческого наследия художника-археолога, чей подвижнический труд был посвящен делу разыскания, изучения и сохранения памятников отечественной истории и культуры. (И.А.Богатская)

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Адрес: Ярославская область, г. Рыбинск, Волжская наб., 2
Проезд: От ж/д вокзала троллейбус N 3, 5, авт. 5, 107 до ост. "Соборная пл."
Телефоны: (0855) 52-2526
URL: www.cnit2.uniyar.ac.ru/yaros/www01422.htm, http://rmuseum.orbis.spb.ru, http://rmuseum.orbis.spb.ru


В рамках празднования 40-летия первого полета человека в космос, на родине "Колумба Вселенной" в г. Гагарине Смоленской области в Выставочном зале Объединенного мемориального музея Ю.А.Гагарина открылась Международная художественная выставка "Время. Пространство. Человек". Выставка проводится под патронажем Комитета по культуре Администрации Смоленской области. Свои работы представили профессиональные и самодеятельные художники России - городов Гагарина, Смоленска, Вязьмы, Можайска, Москвы, Калуги, Киржача и др.; стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Армении, Киргизии, Литвы, США. Их объединяет стремление глубже проникнуть в сущность человеческого бытия, философские размышления о месте человека в космосе, его сегодняшнем дне и далеком космическом будущем, побуждая, в свою очередь, зрителей мыслить, чувствовать, сопереживать.
Объединенный мемориальный музей Ю.А.Гагарина Адрес: Смоленская область, г. Гагарин, ул. Герцена, 7


В Перми Фондом <Нанук> в рамках реализации проекта <Ключи от XXI века> - победителя конкурса <Социальное
партнерство> Приволжского федерального округа проводится беспрецедентная акция <Этнический мир Прикамья в объективе видеокамеры>. Задачи акции - представить народы и этнические группы, проживающие в Прикамье, их традиции, обычаи, историю визуальными средствами (фильмы, видео- и фотоматериалы, предметы быта и культуры, встречи с представителями науки и искусства, выступления национальных коллективов, демонстрация блюд национальный кухни и т.п.) Каждый день - новая программа, интересные встречи, живое общение, уникальная возможность погрузиться в мир иной культуры. Мероприятия будут проводиться совместно с землячествами и национальными организациями Перми. В них примут участие ведущие пермские ученые, деятели культуры. Планируется приезд именитых гостей из других регионов. Вторым этапом реализации проекта станет проведение 11 - 18 мая в санатории <Ключи> Суксунского района мастер-школы антропологического кино и телевидения для тележурналистов, работников просвещения и культуры Приволжского федерального округа. (www.heritage.perm.ru)


В Самарском Культурно-выставочном центре "Радуга", ул. Мичурина, 23 (http://www.centre.smr.ru/win/orgs/raduga/) выставка компьютерных копий картин.
Во все времена величайшие мастера живописи создавали свои творения во славу Божию и возникали шедевры обращенные к человеческому разуму и сердцу. В красках художники разных эпох воплотили величие Создателя, грандиозность творения, совершенную духовную красоту и милосердие Спасителя. "Христианские сюжеты в живописи" - так называется новая выставка компьютерных копий картин, открывшаяся недавно в Выставочном Центре Радуга в г.Самаре. Она представляет широкую палитру христианского религиозного искусства, начиная с шедевров древнерусской иконописи и заканчивая произведениями известных мастеров западно-европейского искусства XIX века - Михая Мункачи, Берталана Секея, Джона Миллеса, Данте Габриэла Россети, творчество которых иллюстрирует самые яркие сюжеты Ветхого и Нового завета. Каждое поколение живописцев вновь и вновь пыталось осмыслить явление в мир того, чьи идеи двигали самыми лучшими устремлениями человечества на протяжении 2000 лет. К образу Христа обращались выдающиеся художники эпохи возрождения, маньеризма, барокко - Якопо Тинторетто, Федерико Бароччи, Антонио Переда, Джованни Тьеполо, копии их живописных произведений также представлены в экспозиции. Неоднократно обращались к этой теме и русские мастера - И.Н.Крамской и А.А.Иванов, с творениями которых могут еще раз встретиться все поклонники Прекрасного. Выставка подготовлена Межрегиональной общественной организацией "Центр духовной культуры" и Издательским домом "Агни" г.Самары.


^ В Cleveland Center for Contemporary Art 9 марта открылась интересная выставка "THE FUTURE OF COMFORT: International Artists Search for Place in a Virtual World ", которая пройдет до 20 мая. На ней представлены работы восьми художников, обративших на себя особое внимание на недавних выставках Carnegie International,  Sculpture Projects в Мюнстере, Лондонской Tate Gallery, San Francisco Museum of Modern Art, Los Angeles Museum of Contemporary Art и на Whitney Biennial. Это Franz Ackermann, Peter Land, Sarah Morris, Gabriel Orozco, Jorge Pardo, Tobias Rehberger, Gregor Schneider и Andrea Zittel.

Одно из парадоксальных последствий глобализации заключается в следующем. Чем больше пропускная способность каналов, скорость обмена и циркуляции информации, тем более фрагментарным становится мир.
Когда виртуальный доступ в любой уголок Земли буквально "на кончиках пальцев", растет дистанция отделяющая нас от реального мира.
Проекты всех участников выставки демонстрируют все уменьшающуюся осязаемость и все возрастающую воображаемость пространства, окружающего каждого из нас.
Каталог, помимо прочего, содержит определения комфорта, данные каждым из восьми художников.


"Революция в живописи: Кандинский, Малевич и русский авангард"

Передвижная выставка, путешествующая по 5 городам США (Финикс,Чикаго, Портленд, Миннеаполис, Майами), представляет 85 работ 31 художника, чьи достижения вывели Россию в лидеры современного искусства первых трех десятилетий ХХ века.
Помимо широко известных Малевича и Кандинского представлены Горчакова, Ларионов, Попова, Родченко, Татлин и другие художники.
Экспозиция собрана из коллекций Русского музея и еще 12 региональных российских музеев. Среди организаторов еще РОСИЗО и Минкульт.
Большая часть работ никогда не вывозилась из России.

Сейчас - Портленд.

С 22 июля по 10 августа выставка прошла в Чикаго, Chicago Cultural Center

О мировой премьере этой выставки в Финиксе мы уже сообщали.


^ C 19 апреля в галерее "РусАрта" выставка работ Гросицкого "Магия Объектов". Абсолютно необычный подход художника, который обусловлен его восприятием вещей и объектов. Стиль Гросицкого вызывает столь же сильную реакцию, что и авангард в начале своего пути. Критики не приходят к однозначному взгляду в отношении картин Гросицкого. Одни видят в нем "апологета ржавого железа", другие мудреца видящего объекты насквозь. Удивительно и то, что выбор художника пал на вещи, отжившие свою жизнь. То есть мы видим отжившие свою жизнь вещи, они карнавальны, двойственны и ирреальны. Именно предмет, которым так часто пренебрегает человек, как ни странно способен задать вопрос: "Кто мы такие. Откуда мы пришли и куда идем?" Эти вещи выходят за рамки обычного восприятия, а также и за рамки самого полотна.  
Галерея "РусАрта" Адрес: город Москва, Фрунзенская наб, 38/1. Телефоны: (095) 242-8070
http://www.rusarta.com


^ 24 апреля - 20 мая Михаил Розанов / Michael Rozanov – ЭСТАКАДА / FLYOVER.
Музей Архитектуры им. А.В. Щусева продолжает выставочную фотопрограмму современной архитектурной фотографии "24" - кураторский проект Юрия Аввакумова. Каждый четвертый вторник месяца музей открывает новую экспозицию из 24 фотографий.
Михаил Розанов (1973) родился в Москве, учился в МГУ. Фотограф поколения 90-х. Начал участвовать в выставках в 21 год. Кроме фотографии снимает музыкальные клипы.
Персональные выставки:
1994 ''Михаил Розанов. Постиндустриальный романтизм''. Муниципальный Фотоцентр, Гамбург
1995 ''Пейзажи''. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург
1997 ''Михаил Розанов. Надписи''. Айдан галерея, Москва; ''Михаил Розанов. Цветы''. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург
1999 ''Мосты''. Айдан галерея, Москва; ''Набережная''. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург
2000 ''Ступени''. Айдан галерея, Москва; ''Балюстрады'' (в рамках Международной фото-ярмарки). Новая Академия Изящных Искусств, Санкт-Петербург
Основные групповые выставки:
1995 ''Михаил Розанов. Фотографии''. Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург; ''Новая русская фотография''. Эрфурт. Берлин
1996 ''Классические тенденции в современной русской фотографии'' (передвижная выставка по Германии)
1997 ''Новый русский классицизм''. Стеделик Музей, Амстердам
1998 ''Неоакадемические фотографии из коллекции Новой академии изящных искусств и частных собраний Санкт-Петербурга'', Музей зарубежного искусства Латвии, Рига
1999 ''Русские сезоны''. Концерн Байер, Леверкузен, Германия; ''Предложения для Венецианской биеннале'', ММФХИ, Новый Манеж, Москва 2000 ''Серебряная камера'', ГВЗ Манеж, Москва; ''Сокровища фотографии'' из коллекции Новой Академии Изящных Искусств, Музей Синебрюхов, Хельсинки
Собрания и коллекции:
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург; Музей Современной Русской Фотографии, Москва; Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург4 Коллекция Современного Искусства, Музей Царицыно, Москва Коллекция ''Менатеп''; Коллекция Монтажспецбанка; Собрание ''Goldman Sachs''.

''Минимализм или minimal art, или ABC art, азбучное искусство, родившееся около 40 лет назад в Нью-Йорке течение в музыке и изобразительном искусстве, характеризовавшееся формальной лапидарностью и тотальной объективностью - самый модный стиль в моде, дизайне и фотографии в Москве конца 90-х. Предтечи минимализма - художник-супрематист Казимир Малевич, изобразивший в 1913 году черный квадрат на белом фоне и архитектор-модернист Мис ван дер Рое, работавший под девизом ''меньше - больше'' (less is more). Среди классиков минимализма скульпторы Дональд Джад и Дан Флавин, живописцы Елсворт Келли и Франк Стелла, музыканты Мортон Фельдман и Джон Кейдж.
Распространено мнение, что минимализм - это минимум изобразительных средств. Между тем, апологеты 'минимального искусства' стремились свести к минимуму искусство как таковое. Отсюда паузы вместо музыки, свет вместо цвета, техническое вместо рукотворного, объективное вместо персонального. Розанов - минималист по всем статьям, 'меньшевик', если говорить по-русски. В его кадрах не только мало изображения, но и не много искусства. Вместо 'искусства архитектуры' он предпочитает фотографировать скупые на красоту инженерные сооружения: набережные, мосты и эстакады. Типичное минималистское произведение отказывает зрителю в любых переживаниях за рамками визуальных, однако фотографические паузы Розанова заставляют с волнением вспоминать о московской архитектурной лепоте, на фоне которой они возникают".           Юр. Аввакумов


^ 15-19 мая в Центральном доме художника  6-я выставка "Арх Москва".
ArchMoscow1
АРХ МОСКВА - не только площадка для персональных презентаций архитекторов и показа достижений ведущих архитектурных студий, но и особенная культурно-образовательная среда, где встречаются и обмениваются опытом архитекторы, дизайнеры, строители, художники, теоретики, и непрофессионалы, интересующиеся искусством.
В этом году 39 ведущих российских архитекторов выставят на АРХ МОСКВЕ свои работы. Экспертный совет, состоящий из 3-х российских архитекторов, одного иностранного, и 3-х архитектурных критиков, отбирал участников экспозиции тайным голосованием. В первоначальный список было включено 105 фамилий, голосование определило 50 «финалистов». Все они получили приглашение участвовать в выставке, и 39 из них это приглашение приняли. Организаторы надеются, что на основе экспозиции зритель сможет составить достаточно полное впечатление о положении дел в современном российском зодчестве, где «лужковский» стиль сдал свои позиции, и «средневзвешенный» архитектурный проект представляет собой, как считает архитектурный критик Н. Малинин, «архитектуру, которой уже можно радоваться».

В ПРОГРАММЕ АРХ МОСКВЫ: Живой город Лондон. Проект Королевского института британских архитекторов (RIBA). При поддержке: OVE ARUP & PARTNERS, ALSOP ARCHITECTS, INTERFACE, DPI. Инвайронментализм (environmentalism) постепенно проникает на российскую почву. Эта выставка – хороший повод для горожан пересмотреть свое понимание городской среды, и проверить себя на предмет готовности к новым условиям жизни, где сокращающиеся природные ресурсы ставят под угрозу самые основы общества потребления.

Архитектурные лаборатории Колумбийского университета и UCLA (США). При поддержке ПОСОЛЬСТВА США, ЖУРНАЛА «ЧЕТЫРЕ КОМНАТЫ». Эксперименты зарубежной молодежи, которой также не чужд экологический пафос.

Люблю твои красно-синие глаза. Выставочный проект Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева и Центра СТЕРЕОКИНО. Говорят, Лев Толстой тоже увлекался стереофотографией.

Фото-программа 24. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева. Куратор Юр. Аввакумов

Стройплощадка. Ru. Конкурс веб-сайтов архитектурных мастерских. При поддержке: KRAFTWAY

Галерея Улица ОГИ представляет выставку Пути эвакуации. Куратор Евгений Асс. Шестеро молодых архитекторов превратили стандартное для любого архитектурного сооружения техническое понятие, путь эвакуации, в символ собственного противостояния идее профессиональной архитектуры.

Иван Ильич Леонидов. Подписной Лист к 100-летию со дня рождения. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева

Пере-план. Московская квартира 1995-2000. Куратор Барт Голдхоорн Студия ДЭЗ №5. Куратор М.Лабазов

Дом с мезонином. Специальный проект журнала «Мезонин»

Underconstruction. Проект Б. Бернаскони при поддержке ТД ВИШЕРА

Предложение к новой русской архитектурной форме. Проект В. Кошлякова. Куратор Е. Асс.

Чистое искусство и прагматизм бизнеса на рынке недвижимости. Круглый стол с участием архитекторов и бизнесменов, работающих на рынке недвижимости. При поддержке РОССИЙСКОЙ ГИЛЬДИИ РИЭЛТОРОВ

АКЦИЯ ЖИЛЬЕ. Организатор: Международный архитектурный фонд PROJECT IMAGINATION


^ C 19 апреля по 18 мая С.АРТ галерея (Земляной вал, дом 14) приглашает на выставку Александр Доро "О мужском достоинстве". Концептуальная эротика. Фото. Куратор проекта Петр ВОЙС.

ДОРО продолжает эпатировать московскую публику своими сеансами фотошока. В ноябре прошлого года состоялась его выставка "НЮ. ЭПАТАЖНАЯ ЭРОТИКА.", получившая большой общественный резонанс. Выставку посетило около двух тысяч человек - показатель для частной галереи почти запредельный. Если учесть телевизионный показ выставки на каналах ТВ-6, М1, ТНТ, по Московскому кабельному телевидению и публикации в прессе, то можно сделать вывод, что аудитория художника исчислялась на то время сотнями тысяч человек.
Так в чем же собственно заключался интерес у публики? В самой теме эротики? Или в заявленной эпатажности? Или в самой личности художника - филолога по образованию? Проведенные опросы среди посетителей прошедшей выставки показали, что художника ДОРО практически не знает никто и в равной степени публику притягивает два момента - эротика и эпатаж.
Если же внимательно присмотреться к работам ДОРО, то можно уверенно сказать, что тема эротики в традиционном ее понимании ушла на второй план. Ушла идея отражения красивости и чувственности обнаженных форм, а сам художник перешел скорее в пространство отрицания, нежели утверждения, когда эротический объект стал использоваться только как повод для заявления других идей, более существенных для художника. Для общества, возможно, тоже.
Объект, которым принято обозначать мужское достоинство, художник показывает в различных ситуациях - чисто постановочных. Но это не плейбоевские забавы. Это скорее игра с окружающим миром, игра с его законами, понятиями, догмами и установками. Игра достаточно серьезная и опасная. Жанр эпатажа бывает разный. ДОРО выбрал направление эротического эпатажа - откровенного и бесстыдного. В стиле демонстрационного хулиганства, который всегда существовал и в жизни и в искусстве. Можно было бы отнести ДОРО к группе любителей стеба, если бы не одно обстоятельство. Свои работы он подает в рамках безупречно респектабельной художественной формы. По всем правилам соблазнения зрителя. Формой. Не объектом. Эффектом художественности. Не только эпатажностью. Именно здесь проходит грань, отделяющая профессионального художника от любознательного и восторженного подростка, преподносящего на стенах домов, в подъездах, в лифтовых кабинах свои "мировые открытия" - Танька - бл… и т.п.
Анализируя работы из новой серии ДОРО, которую он сам называет "Планетарий гениталий", можно сделать некоторые выводы и сформулировать семь законов окружающего мира. Без политики. Без чудес.
1. Закон равновесия. Есть мужское достоинство. Есть женские достоинства. В принципе это одно и то же. Носителем   любого из достоинств является человек.
2. Закон равенства. Каждое мужское достоинство, независимо от национальности и положения в обществе его носителя, имеет равные с женскими достоинствами права на всеобщее обозрение.
3. Закон отрицания (мужества). Отрицание предполагает наличие мужского достоинства. Женских достоинств, вероятно, тоже.
4. Закон тождественности (перехода духа в материю). Единица измерения материи - гормон. Единица измерения желания - гордон. В определенный момент времени гордон и гормон в становятся тождественными величинами.
5. Закон всемирного притяжения (соблазнения). Народ подвержен притяжению (соблазнению) не объектом, а формой отражения этого объекта.
6. Закон всемирного отражения (откровенности). Форма отражения (подачи) объекта всегда предполагает его обнажение.
7. Закон актуальности (привлечения всеобщего внимания). Любое раздевание актуально. Чем выше его степень, тем актуальнее сам объект раздевания.


^ До 14 мая в Историческом музее "История и карта: три века российской картографии. XVIII век". Подлинные гравюры.
ГИМ, обладающий одним из крупнейших картографических собраний России, открывает серию экспозиий, посвященных появлению и развитию отечественной картографии в XVIII, XIX и XX веках. Цикл выставок приурочен к 300-летию издания в Москве карты Азовского моря Адриана Шхонебека - первой русской гравированной карты, составленой на математической основе и по русским съемкам и положившей начало российскому картографическому производству. Первая выставка из цикла рассказывает о развитии и становлении российской картографии в XVIII веке. Посетители увидят уникальные рукописные карты, гравированные карты атласы, глобусы, карты с автографами выдающихся деятелей отечественной истории. 


^ Фестиваль "Мода и стиль в фотографии".

25.04 - 17.05 "Действующие лица". Фотографии Артура Тагирова и Елены Ивановой-Тагировой в галерее Fine Art.
25.04 - 17.05 Фотография и монументальная графика Алексея Орловского в галерее M'Ars.
С 27.04 Крупнейшее частное фотособрание Германии (Ф.С.Гудлаха) в галерее "На Солянке".
С 25.04 в Новом Манеже:
- Робер Дуано. Неповторимый "ловец взглядов", "певец Парижа" в лучшие свои 50-е - 60-е годы.
- "Метаморфозы модели". Fashion-фото 1920-1990-х годов.
С 26.04 в ЦВЗ Манеж:
- "Motif". Современное fashion-фото. 30 символических портретов известных Домов моды (в уменьшенном варианте 1,2х0,8 м; в Парижском оригинале - плакаты 4х3 м).
- Жерар Юфера. Мода за кулисами. Черно-белая интимность и "колдовство".
- "Still" Сара Мун. Фотографии из последней книги "Застывшие" (варианты: "Симулякры", "Подмена", "Двойники").
С 25.04 в Московском доме фотографии:
- Лилиан Басман. "Пиктореализм", размытые тона, светящаяся атмосфера, уголно-черные тени. Фотографический шик конца ХIХ - начала ХХ века. Басман осталась верна ему до 90-х годов ХХ-го.
- Эжен Атже. Фотографии Парижа начала ХХ века. Из собрания Исторической библиотеки Парижа.
С 28.04 в Фотоцентре (на Гоголевском бульваре):
- Михаил Розанов.
- Наталья Жерновская.
С 24.04 в Торговом доме ГУМ:
- Жерар Юфера. Мода за кулисами. Черно-белая интимность и "колдовство".
- Александр Гринберг, Московский пиктореалист. Работал у Хаджонкова, в политотделах Красной армии, на Первой фабрике Госкино, после осуждения за порнографию - фотограф Бамлага (Бамовец). До 79 года делал портреты на заказ в Москве.



^ Продолжение   выставки "Дефиле в гардеробе" с 15 мая в 18 часов в помещении L-галереи (Москва, улица Октябрьская дом 26, проезд до станции метро “Цветной бульвар”)
Участники:
Герман Виноградов, Лена Ковылина, Антон Литвин, Анатолий Осмоловский, Татьяна Хенгстлер, Андрей Филиппов,
Коля Вавилов, Петр Караченцев, Игнат Данильцев, Юля Жунина, группа "Сделано", ПГ, Володя Федоров, Ирина Корина, Алена Мартынова, Оксана Дубровская, Антон Смирнский.

Круглый стол и закрытие выставки – 17 мая.

Он будет посвящен теме взаимоотношений мира моды и сферы актуального искусства. Ожидаются выступления художников и искусствоведов. Французский художник и теоретик искусства Арно Лябель-Рожу специально приедет из Парижа для выступления с докладом по теме выставки.

Девяностые годы прошли у нас под знаком “провинция”. Все деньги, силы и средства утекали в регионы. А потому сегодня ситуация с показом и обсуждением современного искусства в любом крупном провинциальном русском городе качественно лучше, чем в столице. За исключением нескольких героических галерей в Москве нет ни одной институции, направленной на поддержку актуального искусства. Выставки с участием зарубежных художников проводятся крайне редко. Специализированные журналы по искусству из-за рубежа не доходят. Не удивительное, что наши молодые художники задыхаются от недостатка информации и налаженного публичного механизма прямой и обратной связи с профессиональной средой и зрителями.
Mосковскиe кураторы, издатели, галеристы объединились, чтобы создать в Москве постоянно действующую выставочную площадку-клуб для встреч, общения, дискуссий, интерактивных акций и просто для получения профессиональной информации.
Бюро актуальной культуры - выставочное подразделение Фонда “Художественные проекты” - будет располагаться в помещении всем хорошо знакомого зала “L-Галереи”. Здесь задумано провести серию выставок-дискуссий “Искусство в актуальных контекстах”.
Первая выставка программы посвящена МОДЕ. Мир моды, конечно, не самый значимый и заметный новый контекст нашей жизни. Но он аккумулирует и активно использует те явления, которые являются эстетическим выражением переживаемой нами смены цивилизаций. Это, прежде всего, отказ от логоцентризма, от гегемонии словесных языков в пользу языка тела, одежд, покровов, масок и пластически-музыкальных инсценировок. Создатели моды далеки от увлечения традиционно-авангардистской треш-эстетикой, от манипуляции с пылью, грязью и помойкой. Образ “скромного, но честного” художника-изгоя, желчного обличителя человеческих пороков им, безусловно, чужд. Они - апологеты красоты и роскоши, но не всякой. Моде присуще толкование прекрасного как не канонического и не окостеневшего, а всегда эфемерного, эфирного, неуловимого и ускользающего явления. Мода – это “мимо проходящая красота”, сказал Кристиан Диор.
Вот почему устроители выставки ставят акцент на особом экспозиционном приеме, свойственном только моде – движению по подиуму или Дефиле. Показ произведения в движении, на теле персонажа, танцем скользящего на котурнах в свете софитов и в сопровождении музыки – так можно описать этот прием, который все чаще подхватывается и используется актуальным искусством. Второй аспект, который с точки зрения кураторов заслуживает внимания в мире современной моды – это оперсонаживание или психологизация костюма, который отныне выступает гарантом и носителем имиджа героя. Как некогда палитра, Гардероб сегодня является важнейшим средством построения художественных образов.

Кураторы выставки:  Андрей Ерофеев и Елена Селина
Коллектив устроителей: Любовь Сальникова (L-галерея), Константин Бохоров, Татьяна Волкова, Елена Елагина, Сергей Епихин, Василиса Сергеева, Наталья Фомичева.

Адрес галереи: улица Октябрьская дом 26, проезд до станции метро “Цветной бульвар”, далее на троллейбусе 13 или автобусе 24 до остановки школа (следующая после музея Вооруженных сил). Телефон 289 – 24 - 91


^ До 13 мая Тимур Новиков в галерее Айдан. "Горизонты". Глава Новой академии изящных искусств, человек-проект выступает, по его собственным словам, "декоративно-прикладным художником" с мануфактурными панно. Согласен с мнением тех, кто утверждает, что Тимуру Петровичу достаточно сидеть самому, желательно с посохом, что бы привлечь внимание публики.


^ С 17 апреля до 13 мая
(Лаврушинский переулок, 12)

Проект “Золотая карта России”: “Курская областная картинная галерея. Александр Дейнека”

Курская областная картинная галерея – один из интереснейших художественных музеев России. С 1969 года она носит имя Александра Александровича Дейнеки и обладает одной из самых обширных коллекций произведений мастера. Из общего числа экспонатов (8000 ед.хр.) почти тысяча – работы А.А. Дейнеки, включая живопись, графику, скульптуру и монументальное искусство. “Искусство это немного идеал, желание большего, чем видишь, и лучшего, чем живешь …” , - писал художник.
На десятой, “юбилейной” выставке проекта “Золотая карта России” будет представлено более 50 произведений Дейнеки из собрания Курской областной картинной галереи.


^ До 13 мая в австрийском Kunsthaus Bregenz примечательная выставка датчанина Olafur Eliason "The Mediated Motion".
В 90-е Eliasson наряду с другими молодыми художниками заявил о себе на поприще стирания границ между искусством, наукой и природой. Нынешний проект сделан в соавторстве с австрийским ландшафтным архитектором Gunther Vogt. Они трансформировали прямолинейную архитектуру здания из стекла и бетона, наполнив ее на различных уровнях запахами, туманами, дымами, водой, почвой и растениями. Пространственная инсталляция включает в себя также лестницы, ведущие посетителей в спиральный пассаж по деревянным мосткам, и подвесной мост на верхнем этаже здания.
Природные явления, свет, ветер, температуру, движение воды и воздуха Eliasson  научился вводить в контекст искусства, используя простые технические средства, вовлекая зрителя в технологию создания. Он демонстрировал искусственную радугу в Кельнской галерее, пускал потоки воды через Йоханесбургские улицы, подвешивал на канате к потолку вентилятор в Базеле, заливал искусственный лед вокруг выставочного пространства в жарком Сан Пауло.
Еliasson всегда старается включить зрителей в проект: их чувства, рефлексию, память и интрепретацию самого проекта. Зрители непрерывно изменяют его инсталляции, влияют на последовательность событий. Это отражается в повторениях "Ваши" в названиях, которые он выбирает для своих проектов: Ваше управление ветром, Ваша солнечная машина и т. п., всегда "Ваше"...


^ 4 -10 мая в ЦДХ на Крымском валу выставка МАСТЕРСКИЕ   АРТ МОСКВЫ'2001

StudioMoscowOlegKulik   
На снимке: художник Олег Кулик - создатель серии "Новый рай". Фото Виктора Великжанина (ИТАР-ТАСС)

Тогда члены экспертного совета вполне "въезжали" и на этом "въехали" на арт сцену, а вот сейчас просто не знают или, зная, не придают значения происходящему >>

В раздававшемся на пресс-конференции Арт-Москвы  пресс-релизе Мастерской довольно-таки развязно заявлено >>

ArtStudioMoscow
В этом году Экспертный Совет международной художественной ярмарки "АРТ МОСКВА" отобрал 26 художников, относительно художественной деятельности и качества работ которых в рядах экспертов существует полный консенсус  и которые, по единогласному мнению,  занимают важное место в современной художественной ситуации. Этим художникам дана возможность сделать в рамках "АРТ МОСКВЫ" персональные художественные проекты, выступая в роли их кураторов. 

На наш взгляд, сформированная подобным образом выставка может стать важным событием в дальнейшем развитии российского современного искусства по следующему ряду причин:
- отсутствие Музея современного искусства или какой-либо другой масштабной институции, чья культурная политика была бы адекватна существующей ситуации, не позволяет создать постоянную музейную экспозицию, демонстрирующую - на уровне набора имен - ведущих актуальных художников России;
- большинство художественных проектов с конца 80-х годов - проекты кураторские, где художник отбирается по тому, как он вписывается в  ту или иную кураторскую концепцию, отражает те или иные кураторские идеи; до сих пор у художников не было возможности в полной мере репрезентировать самих себя (исключая пространства небольших галерей), в больших экспозиционных пространствах, в ряду со своими коллегами;
- российская публика, интересующаяся, но не вникающая в проблематику и состояние современного изобразительного искусства, получит, НАБОР ИМЕН - то есть выставка сыграет роль мощного дидактического шага, демонстрации  "лучших";
- выставка Мастерская <Арт Москва>, в определенной мере станет вызовом художественной критике, которой будет предоставлена возможность оценить российское современное искусство как явление, а не уходить в событийные
детали вернисажей и личных взаимоотношений. Критикам предлагается осмыслить художественный срез 2001 года - в чистом виде и как некоторое целое;
- и наконец - впервые в репрезентативный список ведущих художников попадают не только представители московской и питерской художественной ситуации, но художники из Екатеринбурга и Новосибирска - что фиксирует существование современного искусства не только на столичном, но на российском уровне.

Вот они, участники:

АЕС
Африка
Братков
Бродский
Виноградов, Дубосарский
Волков
Горлова
Гутов
Журавлев
Звездочетов
Кулик
Латышев
Либерман
Макаревич
Монастырский
Новиков
Осмоловский
Панова
Пепперштейн
Ригвава
Савадов
Cалахова
Тер-Оганьян
Флоренские
Чахал
Шабуров
Шутов

Экспертный Совет ярмарки АРТ-МОСКВА'2001

PS:

В свое время уважаемые члены экспертного совета резко критиковали некоторых искусствоведов и арткритиков, "застрявших" в "шестидесятническом искусстве", в  "другом искусстве" советской поры. Теперь же они сами подозрительно напоминают тогдашний объект своей критики. "НАБОР ИМЕН" очевидно отражает ситуацию девяностых. Художники все замечательные, занимающие "важное место в современной художественной ситуации", но где же новые? Те, что наиболее адекватны нынешнему интеллектуальному контексту, связанному с осмыслением и одновременно использованием новых информационных технологий. Те, которых, в частности, весьма занимает вопрос о возможности и способах репрезентации своих работ в галерейном, выставочном пространстве. Так же как и их европейских и американских коллег. Действительно актуальная тема.
Вполне вероятно, что ситуация проста. В свое время специалисты ориентированные на "шестидесятников" не въезжали в постмодернистские тенденции. Тогда члены экспертного совета вполне "въезжали" и на этом "въехали" на арт сцену, а вот сейчас просто не знают или, зная, не придают значения происходящему. Не понимают его. Оценивают как не имеющее отношения к настоящему искусству. Точно также считали их оппоненты в 90-е.
Конечно же правы и неправы и те и другие.

Ю.П.

PPS:
В пресс-релизе Мастерской довольно-таки развязно заявлено буквально следующее:
"М А-М станет событием, которое зафиксирует сложившуюся ситуацию на 2001 год, реально повлияет на художественный процесс и восприятие феномена современного искусства сегодняшней России."
Заметте, что список участников определил экспертный совет Арт-Москвы, а потом сделал это заявление, которое назвать развязным мало. Тут что-то иное напрашивается, да я плохо воспитан, к сожалению.
Недели за 2 до Арт-Москвы я получал текст поскромнее:
"...которые <художники>, по единогласному мнению <экспертного совета Арт-Москвы>,  занимают важное место в современной художественной ситуации. Этим художникам дана возможность сделать в рамках "АРТ МОСКВЫ" персональные художественные проекты, выступая в роли их кураторов."
Но с тех пор в головах "фиксаторов" произошли процессы. Даст бог, обратимые. Люди-то они в сущности не плохие, только денежный вопрос их испортил :)


^ 24-29 апреля. 5-я Международная ярмарка Арт-Москва в Центральном Доме Художника.
В обрамлении хороших некоммерческих выставок (текст за 10 дней до открытия).
Некоторые соображения за 10 дней до открытия.
Про сайт ярмарки.
В день открытия. Первые впечатления. Фоторепортаж 24.04

<Второй фоторепортаж с Арт-Москвы>

В день открытия. Первые впечатления.
Фоторепортаж 24.04

Стой, кто идет!
artmoscowV
Фотография взята с www.newsphoto.ru (preview)

Наредкость нудный бубнеж пресс конференции. Отсутствие одного из трех главных фигурантов ярмарки, Селиной (XL). И практически отстутствие Гельмана, ушедшего вскоре после начала.
Резюме. Вот у них в европах таким ярмаркам помогают правительственные и муниципальные власти, а у нас ни хрена, все делалось силами Экспо Парка (Василий Бычков) и Фонда (? Бычков). Далее оговорки, что, конечно же, в организации некоммерческих выставок, собственно и представляющих наибольший интерес, принимали участие разные зарубежные партнеры. Еще далее похвалы самим себе (Айдан о наличии очевидно коллекционных работ на стендах Гельмана, своем, XL) и другим участникам: вернувшейся галерее Fine Arts, например. Особо много перечислять некого, участников всего ничего. Стенды занимают лишь часть основного зала второго этажа.
Однако это ничуть не помешало Дмитрию Александровичу Пригову определить "истинное число выставки Арт-Москва и персональных индексов галерей, в ней участвующих" (стенд Гельмана). "В идеологической и теоретической основе как самого Большого проекта, так и его составляющих лежит древнейшее представление, что буквам алфавита нужно и должно приписывать цифровые, магические и сакральные значения. Сия традиция прослеживается на протяжении многих веков от архаических культур до различного рода эзотерических и новейших квази-научных практик. Подобной интерпретации придерживаемся и мы. <...> Естественно, конкретное содержательное наполнение числовых значений может быть различным, но наш результат несет как бы алгебраическое значение, то-есть, чистую соотносительность членов-участников операции-проекта..."
Пожалуй главная достопримечательность нынешней ярмарки тоже на гельмановском стенде."Гельман-2" - чучело со встроенным компьютером, в котором размещен бот с базой знаний, заполненной вякими текстами, условно и безусловно принадлежащими Гельману. И с этой базой вы можете пообщаться. В сети есть аналогичное виртуальное "чучело" www.guelman.ru/2 По этому адресу с ним тоже можно поговорить.
Сегодня утром я пообщался. Вот некоторые результаты. Машинка журавлеву и закачка контента Тетерину, по-моему, удались. Смешно. Хотя от вас многое зависит при общении; как всегда, конечно же. "Чучело" делал Даня Васильев.
Пойдем далее.
Как всегда стильно и убедительно выглядит коллекция галереи Ковчег, представившая на сей раз рисунки и акварели Александра Максимова (1930-1992).
Для  хай-тек интерьеров, хозяева которых не заморочены совсем уж новым искусством, подойдет что-нибудь из "Новой коллекции". РОСИЗО и "Глаз" балуют салонным вобщем-то фото, но покупателей это как раз и может привлечь. Что касается замороченных новыми веяниями покупателей, то тут сложнее. Вся российско-СНГовая часть ярмарки - это в основном крупноформатные фотографии и компьютерные принты (на бумагу, на холст). Привычно уже масштабные и размерами и количеством Олег Кулик (XL) и Арсен Савадов (Гельман) явно расчитаны на своего выпестованного долгими усилиями покупателя. Равно как Дубосарский с Виноградовым, присутствующие кроме Fine Art еще в паре мест.
artmoscowC (Одна из ярморочных глупостей. Но красиво)
Условно "немецкая" часть - вся из неброских мелочей, бледно ускользающих и уж точно, не кричащих; возможно уже привычная для европейских покупателей, но для наших единичных, едва приученых платить реальные деньги за нечто масштабное, вряд ли представляющая интерес - скорее является интродукцией к радикальной некоммерческой выставке "Субъект и власть (лирический голос)" кураторов Роджера Бюргеля и Константина Бохорова, расположившейся поблизости за стенкой, и не смотря на радикализм, визуально тоже ускользающе не броской. Можно добавить жестче, маловразумительной.
А вот соседствующая с ней Питерская "Out of control" (Ольга Егорова-Цапля и Дмитрий Виленский) внятна и вместе с тем актуальна. Разрушение тотального наблюдения. Каково? На 4 мониторах в вариэкранном режиме чередуются изображения с 12 камер слежения, установленных в ЦДХ, и изображение с видеомагнитофона, который воспроизводит специально снятую в Питере программу. Снятую опять же при помощи камер слежения. Эти сюжеты, стилистически не отличимые от real-time video из залов, и призваны разрушать тотальное наблюдение.
На этом же втором этаже "Новая реальность. Идентификация" Рижской галереи стебается над возможностью идентификации. Визуально как-то черезчур громоздко для стеба, а поэтому несколько старомодно, что-ли.
Остроактален вроде бы проект "Чечня" с ковровым проектом группы АЕС и криками Бренера "чечнячечнячечняче".
artmoscowG (Марат www.guelman.ru у "Исламского проета" группы АЕС. Поэтому в тюбетейке)
Еще шведы. Семь шведских историй "Hypnosys". Семь художников исследуют в абсурдном и сатирическом тоне психосоциальные  противоречивые аспекты общества, такие как политика, статистика, сексуальная свобода, госкапитализм, молодежная культура, национальные клише. Попытка определить новый вид молчаливого индивидуализма.
Один проект хорош особо. Художник-социолог-пиарщик типичного среднестатистического шведа. Точнее, как оказалось в ходе исследований, 40-летней незамужней шведки, живущей в 3-х комнатной квартире и имеющей доход 140000 крон. Ее конкретную, извлеченную квази-социологическими методами из тысяч таких среднестатистических, он и привлек сначала к чтению сценариев самого смотрибельного в Швеции сериала, а затем к придумыванию для него ключевых фраз. Одну из фраз удалось-таки вставить в сценарий очередной серии. После же ее показа, задокументировав 3-х миллионную аудиторию, отмониторили некими способами тех, кто, посмотрев серию, услышал эту фразу, то есть оказался в состоянии ее отрефлексировать. И это задокументировали, запустили в рекламный слоган, обсудили с парламентарием. Ну, что там еще? Может не все запомнил. Да и не важны детали. Интересен сам подход.
У нас в этом направлении, причем более современно и прозрачно работает Намнияз Ашуратова.
В проекте ГЦСИ, нисколько не умаляя достоинств "Радости" Гора Чахала, например, или работ Фенсо, Гутова или Ригвавы, хочется особо отметить ЛЕТИШКОВа Леонида Тишкова. Красная лапа этого "летающего" даблоида татлинского ЛЕТАТЛИНА была бы особо хороша внизу, в вестибюле ЦДХ, но там на этот раз господствует мощный и технически безукоризненно выполненный проект Александра Пономарева "Майя. Потерянный остров". Лучшего моряка среди художников или лучшего художника среди моряков. Акция 2000 года заключалась в том, что нескколько специально оборудованных кораблей окутали непроницаемой завесой дыма остров Седловатый в Баренцовом море. По законам жанра - пейзаж немного корректировался, и на топографической карте региона появлялось белое пятно, ненадолго, минут на 20, спустя которые, по бортовым записям автора "очертания проступили вновь". Остался зафиксированный архивный материал. Иллюзия задокументирована: записана на видео, отснята на фото, сохранена в сериях крупноформатной графики, записана в судовом журнале. Спустя полгода она была воссоздана в пространстве галереи "Новая коллекция", а нынче, с существенно большим размахом, в ЦДХ.
Видеоверсия иллюзии соседствует с видеозаписью стирания острова с топографической карты и инсталляцией иллюзорного лазерного представления острова в емкости заполняющейся дымом.
Не меньшее впечатление производит проект "Башня" Николая Полисского и Константина Батынкова.
Возможно один из самых ярких образцов пресловутого "двойного кодирования" в актуальном искусстве. Добрая, но изощренная ирония + пафос великого народного искусства. Очень русский и не менее интернациональный проект "Вавилонской башни" из 20 тонн сена, сметанной соавторами проекта - почти сотней крестьян.  Сено верно уж к маю съедено. От проекта осталась одна документация, представленная в ЦДХ. Здесь уместен любого размера постер. В зале 3-го этажа  чуть-чуть не хватило высоты для главного документа. Однако "Башня" хороша даже без фотографий. Даже в случае симуляции.
Рядом с "Башней" еще три проекта. "ПАМЯТЬ ТЕЛА". Нижнее белье советской эпохи. (Зал 18). Русское искусство 90-х. "Инспекция "Медицинская герменевтика"". (Зал 17) и "Видеоискусство 90-х".  Видеоработы художников США и Европы". (Залы 22-27).
Про виртуозно выстроенную "Память тела" мы уже сообщали, посколку она открылась еще 17 апреля, слегка дистанцировавшись таким образом от Арт-Москвы.
Медгерменевтика показалась перегруженной, излишне тяжелой и ... это совсем не относится к выставочным удачам Андрея Ерофеева.
Но вот собранная в 6 залах программа видеоарта хороша. Хоть уровень собранных Бакштейном и Мизиано работ разный, но может это и неплохо. Это не GreatestHits, а скорее попытка показать разные направления видеоарта, в том числе и несколько архаичные, уже музейные (А. Дольвен, Ян Томик). Если Turbulent Ширин Нешат - это уже общепризнанная знаковая работа, то видео инсталляция на 8 мониторах "Снова и снова" Бьерна Мелькуса, сделанная в агрессивной компьютерно клиповой эстетике - это тот самый современный видео арт, профанированный и достаточно глубокий, имеющий все шансы обрести широкую аудиторию. Интересны работы "Женгщина-игла" Ким Сооя (с очевидными мотивами Дао) и Грэхама Гассина "Падение" (статичный вид горного озера, разрушающийся по непредсказуемому алгоритму, основанному на теории катастроф, заложенному в управляющий компьютер; желающих дождаться катастрофы это подталкивает к медитированию, а дождавшись, испытать острое чувство). Но мне особо "запала" работа "Obsession" Мачи Топоровича, выполненная в очень, на мой взгляд, продуктивном стиле - компьютерным монтажем фильмов, использующих/обыгрывающих в той или иной мере фашистскую эстетику и затрагивающих проблематику фашизма (таких как "Ночной портье Лилианы Кавани") с фрагментами рекламы, фотографиями и прочими атрибутами рекламной компании серии Obsession Келвина Кляйна.
Сейчас я, увы, не могу дать ни одной ссылки, где можно скачать эти видеоработы. Но постараюсь. Вчера даже толком поговорить с кураторами не удалось. Они вместе с Василием Бычковым "яростно" заговаривали иностранных гостей и участников, водя их по "видео анфиладе" и около. И верно. Вероятно выставки 3-го этажа и особенно видепрограмма - главные достижения Арт-Москвы. Только это не ярмарка Арт-Москва. А выставки ей сопутствующие. Однако лучшие из них задают весьма высокий уровень, до которого участникам ярмарки подтягиваться.

Некоторые соображения за 10 дней до открытия.
Нет уверенности, что ярмарка окажется реальной ярмаркой. То есть с ощутимыми продажами. Борьба за "чистоту рядов" не есть свидетельство расчета на коммерческую успешность. Взять хотя бы коммерчески состоятельную и очевидно работающую в поле актуального искусства Риджину. Ее на ярмарке не будет. Почему бы это? Неужели Арт-Манеж и Арт-Москва заразились "олимпиадным синдромом"? То есть не бывать "двойным участникам": и там, и там. То что в Арт-Манеже принципиально не хотят участвовать основные фигуранты Арт-Москвы - это факт. Но, насколько мне известно, Овчаренко (Риджина) как самый прагматичный из галеристов, работающих с контемпорери, не отказался бы от участия в Арт-Москве. Думаю, сработало стремление организаторов Арт-Москвы к примитивному балансу. Ах вы задарма  размахнулись в украшении Арт-Манежа? (проект "Искусство из первых рук"). А здесь мы побалуемся некоммерчески. Чай наша вотчина. Для вас же отныне - только коммерческие условия участия. Может я и не прав, но все выглядит похоже на то.

Про сайт ярмарки.
На сайте Ярмарки http://www.art-moscow.ru/4.html такой список участников (10 дней до открытия):
Aidan Gallery (Moscow)                             ARKA Gallery (Vladivostok)
Christian Nagel Gallery (Cologne)               Dill Vorderwuelbecke (Berlin)
Elena Vrublevskaya Gallery (Moscow)        Guelman Gallery (Moscow)
“Glaz” Gallery (Moscow)                            Kicken Berlin (Cologne)
Knoll Gallery (Vienna – Budapest)             “Kovcheg” Gallery,
Moscow Studio (Moscow)                          “N” Gallery (Georgia)
NCCA (Kaliningrad)                                   Novaya Kollekzia Gallery (Moscow)
Paula boettcher gallery (Berlin)                  The First Gallery (Dagestan)
VP-Studio (Moscow)                                  XL Gallery (Moscow).
“Look” Gallery (Kazakhstan)

Сайт www.art-moscow.com, на который уже сослались в некоторых обзорах, никакого отношения к ярмарке не имеет. Представляет из себя неграмотную чепуху.

^ Некоммерческое выставочное обрамление ярмарки многообещающе.

1. "ПАМЯТЬ ТЕЛА". Нижнее белье советской эпохи. (Зал 18). Открылась 17 апреля.

2. Русское искусство 90-х. "Инспекция "Медицинская герменевтика"". (Зал 17).
Из собрания Коллекции современного искусства Музея Царицино. Так называемой, Ерофеевской. Он же с Евгенией Кикодзе - кураторы этой выставки, успевшей уже побывать и в Париже, и в Российской глубинке, где ее принимали, мягко говоря, по-разному.
И нынешняя версия выставки, наверняка, далеко не последняя. Хотя бы потому, что коллекций уровня Ерофеевской пока на горизонте не просматривается. Разумеется в рамках представления концептуализма 90-х.

3. "Видеоискусство 90-х".  Видеоработы художников США и Европы. (Залы 22-27).
Вероятно актуальнее для Москвы, нежели предыдущие две выставки. Парадоксально, но факт. С русским концептуализмом (если угодно, московской школой концептуализма), совпавшим с западной волной неоконцептуализма, наша публика уже знакома. И даже все современное искусство склонна воспринимать как исключительно концептуальное, хотя в мировой практике это уже давно не так. В то время как с видео артом, появившимся позже концептуализма, но развивающимся уже 30 лет, дело обстоит много хуже. Не считая подвижничесиких усилий Арт медиа центра "TV галерея", в Москве больше никто постоянно и всерьез не представлял виео арта. Наш первый опыт демонстрации программы российского видео арта в рамках "Арт-Манежа 2000" выявил очевидный интерес московской публики к умным и ярким работам.

4. "Башня" Николая Полисского и Константина Батынкова. (Зал 17). С 20 апреля.
Возможно один из самых ярких образцов пресловутого "двойного кодирования" в актуальном искусстве. Добрая, но изощренная ирония + пафос великого народного искусства. Очень русский и не менее интернациональный проект "Вавилонской башни" из 20 тонн сена, сметанной соавторами проекта - почти сотней крестьян.  Сено верно уж к маю съедено. Так что от проекта осталась одна документация, которую и представят в ЦДХ его кураторы (? вряд ли для такого проекта годится этот термин; скорее медиумы).

4. "Чечня". (Зал 8).
Совместный проект галерей Гельмана, Айдан и XL.
Игра в ассоциации по поводу слова "Чечня". Проект постмодернистской схоластики. Сейчас уже вполне можно такие исследования называть схоластическими. Хотя это не исключает образования интересных контекстов при соединении некоторых работ. Таких, например, как АЕСовский "Исламский проект" и Бренеровское видео, где он кричит "Чечня! Чечня!".

5. "Субьект и власть (лирический голос)". (Зал 14).
Радикальный проект двух австрийских кураторов Ханса Кноля и Роджера Бюргеля и российского - Константина Бохорова.
Выставка-дискуссия лирических голосов современных художников по поводу отношения к власти и обществу.
Леваки, провокаторы, борцы с империализмом и глобализмом, товарным фетишизмом из США, Европы и России, которую конечно же представляют Осмоловский с Преображенским и Хенгстлер с Гутовым. Россию и Австрию одновременно - комфортабельно-расчетливый узник совести (сидел-то в Голландской тюрьме) Александр Бренер.
Всего безобразников 26. Сообща они могут многое: нагадить в музее или испортить одну, отдельно взятую на прицел картину, создать полит. партию, вызвать президента на кулачный бой, нагишом попрыгать, хотя это уж такие пустяки, что стыдно даже причислять к возможностям.
Скорее всего "лирические голоса" призваны обеспечить обрамляемому мероприятию, Арт-Москве специфический  антибуржуазный контрапункт.

6. "Петербург. Out of Control" (Зал 16).
Весьма представительный Питерский десант. Тимур Новиков - Новая Академия, "Речники", Митьки Флоренские, некрореалист Юфит.
"Новая ситуация в Петербургском искусстве".
Десантники обещают: "По всей территории ярмарки мы размещаем 12 камер слежения. Четыре монитора наблюдения вынесены в пространство Петербургского бокса".
И броневичек перед ЦДХ?

7. "Гипноз: семь шведских историй". (Зал 13).
Проект журнала "NU".
7 молодых шведов клеймят буржуазный образ жизни, высмеивают клише и стереотипы общества потребления. Конечно же главным объектом нападок служит реклама, основная составляющая потребления. Не смотря на "заезженность" объекта, актуальность исследования процессов с ним связанных не ослабевает. Куда там, если реклама стала важней производства, политический пиар - важней реальных политических действий.
Лишь бы молодежь не шла проторенной дорожкой использования всяких отходов-упаковок в своих проектах. Поднадоело. Да и мелковато, учитывая масштаб темы.

8. "Майя. Потерянный остров" - инсталляция Александра Пономарева, уже выставлявшаяся в "Новой коллекции".
(Зал 1).


^ С 17 апреля по 10 мая выставка "ПАМЯТЬ ТЕЛА". Нижнее белье советской эпохи в Центральном Доме Художника, 3 этаж. Органиаторы: Немецкий культурный центр им. Гете и Нижегородский филиал ГЦСИ.
Кураторы: Екатерина Деготь и Юлия Демиденко.
"Смена белья" (перформенс состоялся на открытии проекта "память тела" 17 апреля)
Это та самая выставка, что готовилась к Венецианской Биеннале, да не случилась, как говорят, из-за позиции Минкульта (?). До Москвы выставка прошла, естественно, в Нижнем, потом в Петербурге, в Петропавловской крепости (!) и музее истории города.
Одна из лучших выставок сезона. Зрелище. Достоинство, которого лишены многие высокоинтеллектуальные выставки современного искусства.
Белье. Неглиже известных фотохудожников. Видео, смонтированное из фрагментов советского кино. Плакат про баню, санитарно-гигиенический.
Все - с изрядным, но изощренным юмором. Так что при отстутствии оного на выставку лучше не заходить. При наличии - получите разнообразное удовольствие. Не исключено, что даже эстетическое.
Body2
20-40-е. Частное/Общественное. "Кальсоны. Х/б ткань. 1940-е - 1970-е годы. Фасон восходит к солдатскому белью времен 1-й мировой войны". Новинки. Мужское: трусы и майки в качестве спортивной одежды и переход трусов в бельевой ассортимент (в дополнение к кальсонам); появление купальных плавок. Женское: пояс для чулок окончательно сменил корсет; резкое укорачивание панталон. Один из производителей белья - Артель имени 18 партконференции.
50-60-е. Быт/Стыд. "Панталоны дамские из начесного трикотажа. 1960-е годы". Новинки. Разнообразие фасонов женского белья, освоение го. промышленностью корсетных изделий, женские трусы, отказ от женской сорочки и преобладание комбинации, использование трикотаже в женском белье, появление синтетики, эластичных плавок и купальников, женских колготок.
70-80-е. Депрессия/Мечта. Новинки. Появление отечественных колготок, отказ от пояса в повседневном женском белье; распространение трикотажных мужских трусов; появление мужского и женского трикотажного белья в разнообразных комплектах; мужские колготки и гольфы; женские комбидрессы, боди и др. виды комбинированного женского белья; активное внедрение цвета.
Body1
90-е. Память тела.
Работы Михаила Брашинского, Иры Вальдрон, Дмитрия Гутова, Ольги Егоровой (Цапли), Марины Жуковой, Татьяны Либерман, Игоря Мухина, Николая Олейникова, Антона Ольшванга, Георгия Острецова, Натальи Першиной-Якиманской (Глюкли), Александра Петлюры, Леонида Тишкова, Ольги Чернышевой.

"Смена белья" (перформенс состоялся на открытии проекта "память тела" 17 апреля 2001 в Москве в ЦДХ)

Своя рубашка ближе к телу\пословица

Описание:
Олейников в рубашке входит в зал, где плотными рядами стоят манекены, одетые в белье советской эпохи (из коллекции Юлии Демиденко \ СПб). Среди манекенов он отыскивает тот, на котором рубашка Николая Олейникова, принадлежавшая ему в 20е годы.
foto_oleinik_3 (На заднем плане Вячеслав Курицын с неправдоподобно заинтересованным выражением лица. На наш взгляд, таким образом он стал полноправным участником перформанса)
Постепенно стекается публика. Стоя напротив манекена, Олейников начинает снимать свою рубашку, затем он снимает рубашку с манекена и одевает ее на себя. Свою рубашку Олейников надевает на манекен и вы-ставляет манекен вне пространства, отгороженного для показа предметов белья, т.е. в пространство, занятое публикой. Сам при этом встает на место, где стоял манекен в рубашке Николая Олейникова. Стоит как вкопанный, до тех пор, пока публика не теряет интерес и не расходится.
foto_oleinik_2
Во время действия постоянно звучат стихи Николая Олейникова из его эротических циклов, в которых упоминаются различные предметы белья.   Осмысление: В своем перформенсе "Смена белья" Олейников, пользуясь удачным стечением обстоятельств (присутствие в одном контексте двух людей с именем Николай Николаевич Олейников), артикулирует несколько философем, характерных для 20го века, которыми мир пользуется и сейчас. Он скорее задает вопросы, чем утверждает что-либо. Его интересует отношение Я и Я-Другого. Причем такого, который обладает абсолютно идентичным именем, и который жил почти 100 лет назад. И вообще насколько уверенно можно утверждать, что тот, Другой действительно Другой по отношению к Этому, если Этот одел (пере-одел) даже нижнюю рубашку последнего? И является ли кто-либо из них симулякром другого (Другого)? Все эти вопросы удачно вписались в  интертекст выставки "Память тела", поскольку многие из посетителей, мысленно примеряя экспонаты на свое
тело, сравнивали себя с их бывшими владельцами и возможно задавали себе похожие вопросы.
Так же Олейников задает себе интимный вопрос об Отце, которого он не помнит и, возможно пытается вспомнить-обрести, примеряя на себя его авторитетную (взрослую) рубашку (реального отца Олейникова так же зовут Николай Олейников, но он не видел его с 2х летнего возраста).


^ 26 апреля до 5 мая в галерее Гельмана "Художественная воля" в лицах Александра Медведева, Тимура Новикова и Андрея Хлобыстина (все - Питер) выступает против Актуализма. В 17:00 очитительная акция, в 18:00 открытие выставки карикатур художников Петербурга и Москвы, а также презентация книги "Похищение разума", показ фильмов киностудии "Художественная воля".


До 7 мая onedotzero5 в Лондонском институте современного искусства>


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO