^ 10.03.99 – 30.03.99 В Айдан Галерее открыта выставка фотохудожника Анатолия Журавлева “Другие перспективы”. Название ее можно понимать двояко: с одной стороны, это название одной из серий, представленных в экспозиции, подразумевающей возможность другого взгляда на городской ландшафт. Но это еще и новые перспективы для самой техники фотографии, в чем посетители легко могут убедиться, сопоставляя известные ранее эксперименты с фотографией и то, что предлагает сегодня на суд почтенной публики Анатолий Журавлев.^ 12.03.99 - 30.03.99 Выставка Игнат Данильцева "Фигура" в TV-галерее. Представляемый галереей "Велта" проект длится по меньшей мере 8 лет. Название сегодняшней выставки апеллирует к зрителю, шагающему по шахматной доске и поэтому неизбежно осознающему себя фигурой в какой-то неведомо кем ведомой игре. Игнат Данильцев разыгрывает на этой доске сразу две партии. Первая из них вполне невинна. В основу ее положен крохотный артефакт - загадочный предмет, приобретенный Игнатом на Блошином рынке, который оброс массой версий о его предназначении, кропотливо собранных в ходе социологического опроса и представленных в черных клетках шахматной доски.
Его работы относятся к двум сериям, выдержанным в одном стиле, но проводящим последовательно две разные темы. Серия “Берлин. Берлин” (1997 г.) являет собой аэрофотосъемку центральной части города, словно отраженную в кривом зеркале. Изгибы широких проспектов, неправильные формы центральных площадей – все это заставляет думать об увиденном не как о городе, но как об огромном организме, колышущемся, меняющем форму и принимающем неправильные очертания. Более поздняя серия (1998 г.) носит уже непосредственно имя выставки. “Другие перспективы” это взгляд на снятые с помощью аэрофотосъемки Рио-де-Жанейро и Лиму, в которых небо и земля поменялись местами. Огромные массивы городских сооружений, плывущие по небу, возможно, олицетворяют град небесный или какой-то инопланетный космический корабль, надвигающийся на беззащитную Землю. “Другие перспективы”, через которые мы смотрим на знакомые города, открывают новую реальность, замечаемую ранее лишь падающими звездами, птицами да летчиками, выполняющими в небе фантастические трюки.
Цвет electric blue, которым были оттенены черно-белые фотографии при печати, пронизывает города по-настоящему неземным светом, делая их еще более нереальными и фантастическими. Размытость границ – прием, давно используемый художником, голубой тон, оптические искажения фотографий роднят их с компьютерной графикой или шелкографией, что соответствует наметившейся тенденции к размытию границ фотографии.
^ Василий Колотев. "Белый звук".
Живопись, рельеф, смешанная техника. 2.03 - 29.03.1999.
Галерея Moscow Fine Art.
Выставка "Белый звук" - звук нового имени в
московском арт-обществе. Действительно, Василий
Колотев известен сейчас лишь немногим
специалистам, хотя и привлек к себе чрезвычайное
внимание персональной выставкой в ЦДХ в 1992 году.
Тогда он предстал перед зрителем как художник
абсурда, продемонстрировав в своих работах
фантастические сцены в провинциальной бане. Но
затем художник исчез, спрятался, и вот теперь мы
можем увидеть совершенно другого Василия
Колотева. Звук его выставки белый не потому, что
имя не знакомо, сама выставка белая, белая.
Это белые пластические рельефы на холсте с
включением тонкого, изысканного рисунка или без
него. Рельефы составлены из множества
композиций, несущих в себе античные образы,
образы искусства древнего востока или Египта.
Представленные Колотевым работы можно отнести к
достаточно новому неправлению актуального
искусства - неоакадемизму или, точнее - к
неоклассицизму. Это течение в современном
искусстве очень активно и интересно
разрабатывается в Санкт-Петербурге Тимуром
Новиковым, его последователями. В 1998 году в
Нью-Йорке в Залман Галерее
состоялась совместная выставка Т.Новикова и
В.Колотева.
Московский неоклассицизм в его чистом виде мы
можем впервые увидеть на выставке В.Колотева
"Белый звук", причем этот знаменитый стиль
предстает в совершенно новом прочтении и новой
изобразительной форме. Эта выставка, как и
выставки Т.Новикова и его Академии, тем интересна
нам также, что мы являемся свидетелями третьего
рождения стиля неоклассицизм (конец 18-го, конец
19-го и теперь - конец 20-го века).
Часто приписываемые неоклассицизму имперское
величие, тоталитарный монументализм,
напыщенность и величие силы совершенно
отсутствуют в произведениях В.Колотева. Белизна
и нежность его работ, изысканность рисунка,
нанесенного лишь легким касанием карандаша,
поэтизация античных образов невольно вызывают в
нас ощущение причастности к "вечным
эстетическим ценностям".
Белую выставку предваряют 4 цветные фигуративные
жанровые картины, смысл которых в полном его
отсутствии - в абсурде, столь милом сердцу
русского. Изощреннейшая фантазия художника в
сочетании с редким сейчас мастерством,
проявившиеся в этих работах, способны изумить до
шока. Мы уверены, что в очень скором времени имя
художника Василия Колотева не будет вызывать
вопрос - "а кто это?", любители искусства
станут интересоваться - "а что он нам сейчас
покажет?".
Ирина Филатова.
^ 18.03.99 – 28.03.99 Презабавнейшая
выставка фотографий Валерия Стигнеева в галерее
наивного искусства “Дар”.Надписи
на стенах и бесчисленные объявления самого
разного толка – привычный городской мусор –
обрели статус общедоступных, многопрофильных data,
связанных в единую сеть посредством городского
пространства. По аналогии с огромнейшей сетью, в
которой уважаемый читатель в настоящий момент
имел счастье (или несчастье) запутаться, свою
серию фотографий автор назвал “Русский
Интернет”. Действительно, у этого “Интернета”
много общего с его могучим собратом: начиная от
возможности обратиться ко всем сразу и никому в
частности и заканчивая бесконечным
разнообразием информационного потока и
отсутствием каких-либо табу.
Пример такой находчивости наших сограждан,
самостоятельно изобретших общедоступную сеть, -
очередной образец русской выдумки и смекалки.
Где еще увидишь столь развитую настенную
коммуникацию?
Гениальная простота используемых технологий, по
мнению устроителей выставки, не снижает качества
визуального ряда настенных сообщений : за долгие
годы своего бесхитростного существования они
обрели свою эстетику и свой дизайн. О цветовой
символике пока вроде бы говорить не приходится,
но кто знает?
Красивейшие фотографии Валерия Стигнеева (и как
это ему удалось?) могут натолкнуть Вас на мысль,
что наш настенный “Интернет” - это уже
искусство.
Кстати тонкости настенного дизайна – тема
следующей выставки в галерее “Дар” (с 31.03) где
дело Валерия Стигнеева продолжит Ирина
Драгунская.
^ Организаторы:
Международная конфедерация союзов художников,
Совет по культурному сотрудничеству
государств-участников Содружества Независимых
Государств, Всеобщая конфедерация профсоюзов,
Международная ассоциация творческих
общественных объединений деятелей культуры и
искусства “Координационный совет”.
^ Художники:
Большакова
Лариса, Брагина Наталия, Брынза
Святослав, Виноградова Елена, Высоцкий
Юрий, Гамбаров Виталий, Галицкая
Нина, Гладких Елена, Гоцадзе
Акакий, Даурова Рума, Дидоренко
Дмитрий, Закоморный Олег, Казаков
Андрей, Кашап Маргарита (Кашапова),
Кветков
Сергей, Кугач Иван, Листовская Людмила, Лукашевич
Марина, Мамедов Катиб, Месхи
Важа, Минкина Ольга, Муравская
Наталья, Муравский Николай, Небогатов
Дмитрий, Оранская Августа, Паранский
Аркадий, Пияшева Наталья, Радевич
Лариса, Сехпосян Оваким, Сидоров
Игорь, Степанов Бенуард, Степанова
Каринэ, Суровцев Андрей, Суровцева
Вероника, Удалов Константин, Удалова
Виктория, Усачева Марина, Федоренко
Михаил, Харазян Артур, Щербинин
Владимир, Щербинина Мария, Элоян
Сергей...и многие другие. Полный
список и информация обо всех
художниках - участниках Салона, включенных
в банк данных Артинфо.
К 20 марта, 15:00 закончен ввод каталожной
информации Салона - внесена информация о
161 художнике.
Едва ли не самым важным свидетельством успеха
Салона "ЦДХ-98" мне видится вот
что. Он был первой попыткой возродить в новых
условиях традицию проведения на московской
земле крупных международных выставок мастеров
изобразительного искусства республик и
национальных регионов бывшего СССР. Прошел год.
Жизненные потрясения принес он многим из нас,
художникам в том числе. Однако они не сочли
возможным отказаться от встреч в Москве,
расценивая начинание МКСХ как желанную и
необходимую культуротворческую инициативу. Об
этом говорилось еще в дни работы Салона-98. Таково
было и общее суждение участников конференции,
проведенной тогда Ассоциацией искусствоведов.
Вообще-то приверженцы постмодернизма, едва ли не
самого на сегодня влиятельного течения мысли,
толкуют о призрачности, условности
противопоставлений, привычных классическому
сознанию; например, искусства низкого и высокого,
массового и элитарного и т.п. При всем том, многие
критики единодушно ругают современные
российские арт-салоны, идущие на поводу
заурядных потребительских вкусов. К сожалению,
автор этих строк, раздумывая о Салоне
"ЦДХ-98", тоже был вынужден констатировать:
островки художественной оригинальности
окружены здесь широкими водами массовой
изопродукции, приготовленной на суррогатных
"оцветителях и подсластителях". Нет
сомнений, что арендаторы выставочных площадей
“ЦДХ-99” вновь щедро попотчуют публику товаром,
что вряд ли придется по нраву требовательному
специалисту. Реальность именно такова, и весь
вопрос в том, как к этому относиться и что с этим
делать.
Ответы, само собой, могут быть разные. Жаль
только, если они окажутся поверхностно
односложными. Ибо реальность, о которой у нас
идет речь, изначально неоднозначна. Допустим, мне
кажется убогим многое из того, что предлагается
ныне массовому вниманию. Но сколько бы я ни
иронизировал по этому поводу, количество убогих
(на мой, повторяю, взгляд) картинок в продаже от
этого не убудет. Потому что здесь в основе совсем
не проблема оценки "товара"
экспертом-критиком, а ровно наоборот: отношение к
нему покупателя. И это уже проблема абсолютно
иных социальных масштабов. А стало быть, она
требует соответствующего уровня понимания и
практических решений. Правда, можно вообще не
играть в "эти" игры и заниматься, как
полагают иные, неким элитарным арт-бизнесом.
Однако ведь есть и насущные запросы национальной
культуры, взятой в демократическом срезе. В этом
контексте диалог, самоопределение
профессионального художественного сознания по
отношению к массовому вкусу — очевидная
необходимость.
Прежде всего, примем к сведению: поток массовой
изопродукции, предлагаемой на улицах российских
городов (вовсе не только столичных), в рядовых
галереях, — факт уже нового, послесоветского
времени. Качественно и количественно это совсем
иное, чем прежний наивный базар с гипсовыми
кошками. Кошки — копилки и даже коврики с
лебедями — само собой, они могут выглядеть очень
мило, но многие из сограждан сегодня хотят иметь
дома картину-подлинник, нечто близкое к
цивилизованным формам "ученого" городского
искусства. В плане роста и усложнения культурных
запросов населения такая потребность —
безусловный прогресс. Другое дело, какую картину
предпочтет покупатель. Однако, нравится это нам
или нет, здесь его полное право, и внешнее
давление тут неуместно; за что же, в конце концов,
боролись, низвергая тоталитарную идеологию?!
В общем, перед нами — пусть сложный, пусть
противоречивый, — социокультурный процесс "по
восходящей". Кстати, понимание этого отнюдь не
означает, будто на массовый вкус не нужно и
невозможно влиять. Конечно же, нет; но для этого
требуются более адекватные социальные
механизмы, чем снобистское бегство "элиты"
от "ширпотреба". Надо думать о
долговременных программах, в том числе,
образовательного характера, о специальных
художественных проектах.
По сути, и наши салоны-ярмарки — разве это не есть
один из инструментов формирования вкуса широкой
публики, особенно имея в виду, что ЦДХ —
безусловный лидер среди столичных залов по
популярности.
Культурный потенциал таких салонов как раз в том,
что здесь встречается повседневно-обыденный
спрос на "прекрасное" с предложением
искусства достаточно рафинированного. И
наибольший социальный эффект мы получим тогда,
когда такие события будут подобающим образом
выстроены и наполнены. В их рамках надо
налаживать какие-то гласные формы творческой
конкурсности, активный диалог с публикой, нужна
соответствующая, "социально
ориентированная", помощь СМИ. А все сие
предполагает, очевидно, не только яркие
инициативы организаторов, но и солидное
материальное обеспечение. Мы же вряд ли
кого-нибудь удивим, признав, что организаторы
Салона "ЦДХ-99" не располагали средствами,
достаточными для реализации всего спектра своих
идей.
В сегодняшней ситуации странно, скорее, что они
вообще не отказались от подобной затеи.
И потому определенной победой справедливо
считать само по себе продолжение, вопреки
известным "обвалам", практики этих
творческих встреч, — не утерянную нами
возможность как-то разбередить художественное
чувство, души людей, поневоле заклиненных на
тяжкой бытовой прозе. Повторяю, задача не может
стоять таким образом: явить городу и миру
"шедевры", и чтобы они еще, по Глебу
Успенскому, моментально "выпрямили"
обездоленных и униженных. "Шедевр" в наши
дни — вещь сугубо спорная. И в чудотворную силу
искусства нынче не слишком верится. Да и
перспектива откровения "нового" (чего так
требовательно ждет пресса от каждой выставки)
очень проблематична, когда к услугам
интересующихся прямо-таки бездонный океан
мирового художественного опыта...
Словом, творческие открытия и удачи — а кто из
организаторов, из участников выставки к ним не
стремится? — дело тонкое, малопредсказуемое и
очень нелегко достижимое. Тем не менее, надеемся,
они будут, но ведь и воспримется это не каждым
зрителем и не сразу. Однако само событие большой
выставки всегда порождает как бы глубинные
колебания атмосферы, дает богатую информацию к
размышлению; многие люди — художники, покупатели
и продавцы их работ, критики, просто зрители —
начинают задаваться вопросами разного рода, и
все это, в конце концов, влияет на умы
современников, пути творчества и судьбы
культуры. Такую "комплексную" нацеленность
своего труда устроители Салона считают
существенной, независимо от того, что будет
сказано кем-то из нас по поводу неких конкретных
произведений.
К участию в творческом диалоге со стороны МКСХ
приглашены, естественно, ее учредители —
национальные и региональные союзы художников. В
заявках последних стоит отметить имена ведущих
мастеров старшего и среднего поколения. Это В.Тюленев
(Санкт-Петербург) и А.Сыдыханов (Казахстан), Р.Тордия,
Г.Тоидзе
(Грузия) и В.Патык (Украина), целое созвездие
латышей — Д.Скулме и Я.Митревицс,
М.Табака и Ю.Димитерс, И.Илтнере и
Э.Верпе. Впервые мы вновь увидим литовский союз,
среди его представителей оригинальный мастер
картины Ш.Саука. В экспозиции москвичей
ожидаются новые холсты Э.Браговского, В.
Башенина, В.Разгулина, чьи пейзажи пленяют
сочетанием лирики и яркой декоративности.
Российский союз на этот раз показывает
монографию одного из своих лидеров, саратовского
живописца А.Учаева, работающего в жанре особой
историко-поэтической хроники народного быта.
Затем мы рассчитываем и на содержательное
участие мастеров фотографии. Новым моментом
должно стать довольно широкое присутствие
скульптуры в экспозиции вообще, включая ряд
специальных проектов: "Люди и звери" (группа
авторов Московского Дома
скульптора); авторский проект крупного
московского скульптора И.
Савранской; и галереи "С.АРТ".
Необычный проект под названием "В гости к
Марку Шагалу" готовит галерея "Новый
Ковчег" (куратор В. Бялик).
Ассоциация искусствоведов (АИС)
представит проект под девизом "Состояния",
родившийся под впечатлением самых последних
опытов московских художниц В.Апухтиной,
О.Булгаковой,
М.Талашенко. Все трое получили известность еще в
70-е годы, но сегодня их творческий облик во многом
меняется. У Валентины Апухтиной это связано с
интересом к уникальной технике
"фотоживописи" ("фотографики") и к новым
мотивам, где простое и чистое видение природы,
элементы пейзажа и натюрморта получают
концептуальное переосмысление. Итогом
становится образ-метафора, полный удивительной
лирической свежести. Ольга Булгакова формально
склоняется
к более свободной живописной манере,
непосредственно импульсивному ощущению цвета.
Чуть конкретнее решает она теперь свои
символические сюжеты, фигуры, однако, не
приземляя их, но сообщая образам новое, острое
эмоциональное напряжение. У Марины Талашенко
визуальная ткань меняется еще более радикально.
Она отрешилась от массы натурных подробностей, а
заодно и от плотной чувственной живописности, от
сочного красочного мазка, каким совсем недурно
владела. Теперешние ее холсты — изображение
одной-двух фигур или только голов на нейтральном,
скорее тональном, чем цветном фоне, зачастую
монохромное рисование кистью, причем, рисование
лаконичное, точное и экспрессивное. Результат —
поразительная лирическая правда и сила
переживания.
Нам кажется, устремления трех художниц
довольно-таки поучительны. Мы видим немало
талантливой живописи на московских, российских
выставках. Однако в ней зачастую отсутствует
содержательная концентрация, без которой
красивые колорит и фактура оказываются словно бы
ни к чему. В определенной мере это объяснимо
дефицитом свежих мотивов. Масса вещей невнятных,
написанных неизвестно про что, просто
варьирующих наблюдения, ощущения, уже возникшие
в нашем искусстве до и помимо данного автора. Три
нынешних героини АИС противопоставляют этому
некую исключительную конкретность. Но — не
конкретность просто-напросто выхваченной из
жизни картинки, а личного душевного опыта,
раскрываемого в уникальной подлинности
человеческого самосозерцания, состояния. Эта
"правда" сразу и придает захватывающий,
волнующий, актуальный смысл изобразительности,
которая во множестве других случаев предстает
пустой и банальной.
Таков один из наглядных поводов к продуктивному
диалогу о современном искусстве. Широкому
осмыслению его творческих перспектив, реалий,
противоречий, отношений художника с прошлым и
будущим, коллегами и соседями, с сегодняшней
публикой, повторяю, как раз и призван
содействовать новый Салон МКСХ.
Московский международный
художественный салон “ЦДХ-99” (17 – 28 марта 1999 г.) -
крупнейший ежегодный выставочный проект,
инициатором и организатором которого является
Международная конфедерация союзов художников
(МКСХ). Салон проводится при поддержке Совета по
культурному сотрудничеству
государств-участников Содружества Независимых
Государств, Всеобщей конфедерации профсоюзов и
Международной ассоциации творческих
общественных объединений деятелей культуры и
искусства “Координационный совет”.
В Салоне также принимают участие свыше 30 галерей
и более 50 художников из России (Владикавказ,
Волгоград, Иркутск, Краснодар, Москва,
Новосибирск, Оренбург, Подмосковье,
Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ставропольский
край), Австрии (Вена), Беларуси (Минск), Грузии
(Тбилиси), Узбекистана (Ташкент), Украины (Сумы,
Харьков, Феодосия, Ялта).
Зрители увидят произведения живописи, графики,
скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
фотографии и дизайна почти 500 авторов.
Экспозиционная площадь Салона - более 5000 кв. м.
(антресольный и 2-й этажи).
Информационную поддержку Салону “ЦДХ
- 99” оказывают:
Межгосударственная телерадиокомпания “Мир”,
радиостанция “Говорит Москва”, радиостанция
“Маяк”, “Радио России”, газеты “Вечерняя
Москва”, “Новые Известия”, “Русская
коллекция”, “Тверская, 13”, журналы
“Архитектура. Строительство. Дизайн”,
“Декоративное искусство”, “Дизайн”, “Новый
Мир искусства”, “Пинакотека”, “Современный
дом”, “Художественный Совет”, еженедельник
“Ваш досуг”, ЗАО “Город-Инфо”.
Интернет-поддержка - АРТИНФО.
К открытию Салона выпущены: каталог, путеводитель по Салону, плакат, пригласительный билет.
Электронная версия каталога размещена здесь - на сервере АРТИНФО.
Пресс-конференция - 17 марта 1999 года в 15.00
Открытие Салона “ЦДХ - 99” - 17 марта 1999 года в 17.00
Справки по телефонам: 238 4059, 238 8830, 230 3414
Справка Результаты Салона “ЦДХ-98”, успешно прошедшего с 15 по 21 апреля 1998 года и получившего положительную оценку большинства его участников, благожелательную поддержку многих средств массовой информации и зрителей, убедили организаторов в необходимости его регулярного проведения. Свои экспозиции в Салоне “ЦДХ-98” представило более 130 участников: союзы художников государств СНГ и Латвии, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия художеств, Ассоциация искусствоведов, Ассоциация московских галерей, Государственный центр современного искусства (Россия), Международная ассоциация союзов архитекторов, МКСХ, музейно-выставочный центр “Росизо”, галереи и художники из России (Владикавказ, Иркутск, Казань, Курск, Москва, Оренбург, Подмосковье, Рязань, Санкт-Петербург, Тула, Уфа, Ярославль), Австрии, Англии, Армении, Бахрейна, Грузии, Израиля, Латвии, Украины, Франции, Чехии. Было показано более 2500 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и фотографии 570 авторов. |
^ 26
марта в 18.00 в помещении Московского Центра
Современного Искусства Сороса состоится
пресс-конференция ежегодного Фестиваля
российских арт-ресурсов "Да-Да-Net"
Со-устроители - Фестиваль "Аниграф",
электронное издательство "Артинфо".
Информационная поддержка: Издательский дом "Коммерсант",
"InterNet",
"Искусство
кино", "Hard@Soft",
"Мир
Интернет", "Русский журнал", "Художественный журнал",
"Эхо Москвы"
Спонсоры: "Parallel Graphics" -
предоставление призерам фестиваля лицензионных
программ "Internet Space Builder v 3.0, "Disco" - набор
ДИСКо продуктов для Интернет
Программа презентации:
Официальная часть - выступления организаторов,
кураторов, членов жюри, призеров фестиваля
прошлого года:
История фестиваля, ознакомление со структурой
фестиваля этого года, его спецификой,
номинациями и категориями, представление
программы фестиваля и его перспектив
Конкурс 1999 года:
Российские ресурсы на тему современной культуры
и искусства на пороге III тысячелетия.
Целью данного конкурса является исследование
ресурсов и перспектив их развития.
В этом году под номинациями современное
искусство и культура рассматриваются проекты,
относящиеся к "медийно-активным", т.е.
проекты, в которых представлены актуальные идеи
искусства и культуры, заложена
коммуникативность как цель и современная
технология как средство ее реализации...
Подача заявок - до 5 мая
Призовой фонд - 130 000 рублей
Ирина
Алпатова - директор, Алексей
Исаев, Ольга Шишко - кураторы
Юрий
Пластинин - технический директор (Артинфо)
Елена
Лавренко, Константин Зимин -
презентация проекта на фестивале Аниграф
Жюри:
Марат
Гельман - основатель одной из первых частных
галерей Москвы "Галерея Гельмана"
Дмитрий
Александрович Пригов - художник, литератор
Евгений
Горный - редактор раздела "Net-культура" в
"Русском
журнале"
Андрей
Ковалев - кандидат искусствоведения,
арт-критик
Николай
Дмитриев - музыкальный критик, организатор
концертов, фестивалей и гастролей, продюсер
компакт-дисков, деятель новомузыкального
движения
Михаил
Донской - специалист по взаимодействию
человека и компьютера
Международный арт-фестиваль "Trash-art" (в
рамках фестиваля "Да-Да-Net")
Фестиваль 1999 года продолжает традицию фестиваля
1998 года, представляя международные арт-проект на
экспериментальной площадке фестиваля
"Trash-art". Таким образом, альтернативные формы
искусства, культуры и коммуникации, будут
рассматриваться в интернациональном контексте.
Автор проекта - Алексей Исаев,
со-кураторы - Ольга Шишко, Татьяна
Горючева
Жюри:
Rasa@Raitis Smits (Латвия), Rachel Baker (Англия), Ольга Лялина
(Россия), Tetsuo Kogawa (Япония), Janos Sugar (Венгрия), Kathy Rae
Huffman (Австрия - США), Vuk Cosic (Словения), Joachim Blank@KarlKarl
Heinz Jeron (Германия), Алла Митрофанова (Россия)
Контакты : 151-8706, 151-8816, sccamsk@transts.ru (ЦСИС, Москва)
187-0088, 187-1942 ("Аниграф")
По всем вопросам обращаться к куратору проекта Ольге
Шишко (151-8706)
^
24.03.99 ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО
ИСКУССТВА СОРОСА. МОСКВА
представляет шестую экспозицию проекта
"Четверо в городах" - фотографии и видео
четверых людей, профессионально связанных с
архитектурой: Юрия Аввакумова, Александра
Бродского, Вячеслава Глазычева и Семена
Михайловского. Таким образом все, что можно будет
увидеть - это результат того типа творчества,
который именуется любительским.
Дилетантизм и профессионализм в актуальной
художественной практике - важная смысловая,
сложно взаимосвязанная пара. Дилетантизм
ассоциирован со свободой, с увлечением и
интересом, с искренностью и непосредственностью,
пренебрегающей правилом и мастерством.
Профессионализм основан на навыке и обучении,
закономерности и социально ориентированных
обязательствах , в конце концов, на монотонности
трудовой дисциплины. Именно этот последний
твердо соотносится в нашем сознании с подлинным
творчеством и искусством, а любительство - в
лучшем случае с материалом, с формой опыта, еще
подлежащим обработке. Отсюда и интрига проекта -
дилетантизм профессионалов, любительские
фотография и видео специалистов в области
визуальных-структурных, пластических ценностей.
***
...когда гуляешь и в ритме dolce farniente, поднимаешь
иногда фотоаппарат и чувствуешь себя свободно от
трудовой дисциплины, тогда и случается нечто,
располагающее повторить то же самое действие на
следующий день. А фотоаппарат просто должен тебе
нравиться - как форма. Хорошо в руке лежать.
Юрий Аввакумов
***
...
Александр Бродский
***
...блуждая по градам и весям, всегда боковым
зрением фиксируешь множество разных вещей и
обстоятельств, и потому ноги сами приносят тебя в
нужное время, в нужное место, в нужный свет... Если
располагаешь досугом. Поэтому фотография для
меня - это досуг, и только в ситуации досуга я ею
занимаюсь. Иначе не выходит. Это
состояние, настроение мне нужно для того, чтобы
фотоаппарат работал как бы сам.
Вячеслав Глазычев
***
На самом деле мои фотографии - это фотографии
путешественника. Причем путешественника с с
путеводителем по Риму. Который, конечно же, и
видит только то, что в этом путеводителе указано.
Это банальные вещи. Но очень красивые.
Семен Михайловский
^ Очередная отчетная выставка самотечного
искусства, открывшаяся в галерее ДАР, -
выставка с юридическим уклоном, т. е. в основу ее
положены реальные взаимодействия некоторых
граждан с Нижегородским судом, которые волею
этих граждан были возведены в ранг следственного
эксперимента, что однако не помешало делу
затянуться на четыре года и превратиться в
рядовую судебную волокиту. На выставке была
предосталвена возможность всем желающим
получить право на любую интеллектуальную
собственность.
Беспрецедентная ситуация в российском праве
напоминает судебную практику легендарного
атамана Т. У. Козолупы (1880 – 1918), личность которого
приобретает более конкретные очертания в свете
недавно найденных в результате вскрытия
записных книжек атамана.
Другая тема связана с самогонными аппаратами,
изготовленными гражданами самотечной
республики, которые представляют собой
высокохудожественные объекты и стало быть дают
возможность сочетать приятное с красивым.
История эта напоминает акцию “Водка”,
происходящую по соседству в галерее
Марата Гельмана в 1997 году, где была
представлена на суд и пробу почтенной публики
т.н. “функциональная скульптура” Владимира
Архипова. Таким образом художники откликнулись
на только что принятый Закон о монополии
государства на торговлю спиртными напитками. Но
это уже другая история.
Может быть стоит более подробно остановиться на
юридической стороне акции...Следственный
эксперимент , проведенный инициативной группой в
составе историка Ильи Смирнова и художника Юрия
Непахарева, отражает состояние дел в российской
юстиции. С одной стороны, несколько замылившийся
в сознании граждан Закон РФ “Об авторском праве
и смежных правах”, принятый незадолго до
расстрела Верховного Совета в 1993 году. С другой
стороны, факт очевидного нарушения упомянутого
закона составителем книги “Золотое подполье”,
выпущенной издательством “Деком” - Александром
Кушниром. В этой “Энциклопедии и антологии
самиздата” обнаружились статьи о рок-музыке
Смирнова И. и рисунки Непахарева Ю., чьи имена
появились здесь без всякого ведома и согласия.
Следственный эксперимент начался в феврале 1995
года и должен был показать, как работают законы
прямого действия в Нижнем Новгороде. В ходе дела
появился и шедевр районной юстиции – решение (от
7.10.95), в котором на двух страницах текста
исследователи насчитали 77 ошибок. Одна из них –
весьма символична: “Закон РФ “Об авторском
праве и смешных правах”. Стоит ли говорить о том,
что решение суда основывалось на чем угодно но не
на злосчастном Законе, трактуемом кстати в этом
субъекте Федерации весьма вольно. Реальная
юстиция имеет дело с обычным правом (“по заветам
предков”) - самой ранней стадией судебной
системы, которая сосуществует с писанным правом,
достойным любого европейского государства.
^ 11.02.99 - 15.03.99 в L-галерее
состоялось открытие выставки
“Мишень-Пушкин” совпавшее с датой легендарной
дуэли Пушкина с Дантесом (по новому стилю). Ради
восстановления исторической справедливости был
устроен перфоманс, воспроизводящий сцену дуэли,
а всем присутствующим представилась возможность
поучаствовать в стрельбищах. Выставка
продолжает наметившуюся в московских галереях
традицию обращаться не к творчеству “нашего
всего”, а к коллизиям личной жизни Пушкина.
Симуляционная легкость аналогии мишень –
Пушкин, по мысли устроителей выставки, заменяет
концептуальную сложность темы Пушкина в русском
искусстве. Идеолог проекта Игорь Шурупов
упрощает и формальные задачи художников, раздав
каждому мишени для художественной обработки и
вдохновения. Художники, принявшие участие в
проекте, - Аноним Х, Татьяна Антошина, Андрей
Бильжо, Александр Боровой, Галина Быстрицкая,
АртБля, Петр Караченцев, Игорь Неживой,
Катя
Нестерова, Люба Сальникова, Анна
Шубина.
L- галерея - Октябрьская ул., 6; 289-24-91. Ежедневно,
кроме вс, пн с 11 до 18 ч.
^ 25.02.99 - 12.03.99 Маниловский проект “Храм
уединенного размышления” в галерее Марата
Гельмана. Инсталляция.Художники: Константин
Батынков, Николай Полисский (МИТЬКИ), Сергей
Лобанов; Лев Мелихов, Наталья Агафонова, Сергей
Ткаченко, Григорий Ревзин.
“Огромный дом с высоким бельведером (чтоб с
приятными людьми чай пить и Москву было видать),
подземный ход от дома и каменный мост через пруд
с лавками, в которых бы купцы торговали нужным
для крестьян товаром”. Летом 1998 года идея
построить эту триаду в современной Москве не
выглядела маниловщиной. Авторы были приглашены
участвовать в архитектурном конкурсе на
строительство “Парка Искусств” около ЦДХ.
Сегодня, в свете августовских событий не суждено
быть реализованными. Однако, поразмыслив
художники пришли к выводу, что все это в Москве и
так уже построено. Необходимо только назвать
источник архитектуры нашего времени.
(Кстати, одну из версий происхождения стиля
современной московской архитектуры предложили
авторы "Прогулок по
Москве").
“Храм уединенного размышления” - вторая
выставка трилогии “Маниловский проект”. В
декабре 1998 года в бельведере Токо-Тауэра с
успехом прошла акция “Чаепитие с приятными
людьми”, третья часть - “Почивание на лаврах” -
будет представлена публике на выставке
“Архитектура и дизайн” в Центральном Доме
Художника в мае этого года.
^ Купите чужие воспоминания и это изменит
вашу жизнь! - призывают организаторы выставки
“Вспомнить все”, которая пройдет в Арт Медиа
Центре “TV Галерея” с 28 января по
10 марта.
(Большая Якиманка, 6, метро “Полянка”, тел. 2380269,
2389666).
Вас ждут видеопрограммы, видеоинсталляции,
интерактивные компьютерные проекты,
художественные работы на CD-ROM’ ах, перформансы.
Участники выставки, среди которых настоящие
“звезды” современного европейского искусства:
Изабель Левенес, Фредерик Леконт, Крис Маркер,
Ксавье Моэр, “Planet Shawarma”, “Облачная комиссия”
(Сергей Ануфриев и Аркадий
Насонов), “Фабрика найденных одежд”, Владислав
Ефимов, Нина Котел, Юрий
Лейдерман, Андрей
Монастырский, Алена Романова, Владимир
Сальников, Вадим Фишкин, Гор Чахал, Аристарх
Чернышов, Мария Чуйкова, Сергей
Шутов.
В рамках выстаки представлена программа Видеоарта из коллекции Центра Современного Искусста Жоржа Помпиду в культурном центре “О.Г.И.” (28 - 31 января, Трехпрудный пер.,11/13) и в клубе “Край”(Спартаковская площадь,14). Перформансы “Фабрики найденных одежд” состоятся в клубе “Край”. Перформансы группы “Planet Shawarma” в культурном центре “О.Г.И.”.
^ 19.02.99 – 8.03.99 Седеф Хатакапулу Башламиш (Австрия) “Московские следы” (живопись) в галерее А-3. (Староконюшенный пер., 39)