8-17.02.1999 – Общественно-художественная акция “Герои России” в ГВЗ “Новый Манеж”.
Акция “Герои России” выходит за пределы чистого искусства, но это “не социализация искусства, но охудожествление социологии”. История экспериментального проекта началась с социологического опроса среди граждан России, результаты которого, собственно список героев, стали отправной точкой для художников. Автор идеи и организатор выставки – Тимоти Льюин – считает, что в худшие времена, которые переживает сейчас Россия, подобная акция должна укрепить самосознание российского народа и дать новый импульс для подъема и развития. Концепция выставки подразумевает принципиальную анонимность авторов представленных работ. Художник приносит себя в жертву ради того, чтобы сделать каждого героя не своим лично, а общим, народным. Компенсацией за эту жертву для художников стало издательство каталога, в котором герои – сами художники. Социальный заказ, не всегда благотворно влиявший на искусство, на этот раз не помешал самовыражению художников, представленные произведения не имеют ничего общего с официозом. Расхождение иконографических изображений героев с их сегодняшним воплощением отражает индивидуальную волю художника, но часто это еще и наше представление о героях, характеризующее не героев, а настоящее время. Интересно то обстоятельство, что и выбор народа (т. н. список героев) и выбор художников (герои на выставке) сильно расходятся между собой, а часто и с нашим представлением о героях. Так, например, лидирующий в списке Петр 1 и третий по популярности Иосиф Сталин так и не появились на выставке. Не каждый герой любим, но всякий любимец становится героем.
28.01.99 – 20.02.99 Галерея М. Гельмана. “Fuck you, Дантес!”. Художник - Ирина Вальдрон.
Совпавшее с последними днями жизни Пушкина открытие выставки “Fuck you, Дантес!” , - явление, которое не укладывается в торжественную череду официозно-школьных мероприятий. В то время, как всем гражданам Пушкин уже порядком наскучил, Ирина Вальдрон не устает кропотливо создавать аппликации из бархата, шелка, меха и парчи огромные аппликации, посвященные Пушкину-человеку. Реальные истории переплетены здесь с мифическими сюжетами, подлинные персонажи вроде Керн и Трубецкого с собирательными Маней и Ваней, стихи Пушкина с чужими стихами, а пиетет с иронией. Если выставки, приуроченные ко дню смерти Пушкина, - генеральная репетиция перед днем его рождения, - что ожидает нас в день его рождения?
По этому случаю вспоминается Довлатов: “любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой”. Впрочем, “Пушкин и деньги” – это уже другая тема.
5 февраля в Санкт-Петербурге
завершила работу конференция ИОЛ-99.
Организаторам (институту Открытое общество)
удалось собрать более 700 участников. АРТИНФО
участвовало с докладом в работе
секции А - Культура и искусство в
Интернет, в которой было представлено 35
докладов и около 40 компьютерных демонстраций без
докладов на заседаниях секции. Кроме того в
рамках секции прошли 2 мастер класса: "Художник
и Интернет" и "Интернет и театр в ХХI веке".
Более 80 представителей музеев, Интернет-центров
университетов, а также компаний и организаций,
создающих и поддерживающих ресурсы по культуре и
искусству, получили возможность в течение
четырех дней увидеть и обсудить достижения
коллег. По общему мнению наиболее важным
оказалось обсуждение некоторых проблем
представления культуры и искусства в Интернет,
которое успешно вел и корректно подытожил на
закрытии конференции председатель секции Алексей
Лебедев. Приводим здесь его основные
результаты в версии и редакции
участвовавшего в конференции от АРТИНФО Юрия
Пластинина:
- создаваемый сайт должен иметь адресность,
реализовывать определенную цель издания; в связи
с этим, помимо специалистов-предметников,
ответственных за контент, и компьютерщиков
(веб-мастер, веб-дизайнер) в создании сайта должен
участвовать сценарист, владеющий способами и
методами достижения поставленной цели и умеющий
придумывать конкретные эффективные реализации
этих способов и методов;
- любительский этап вхождения культуры и
искусства в Интернет позади и теперь в
сетевом издательском процессе очевидны
преимущества специализирующихся в области
культуры крупных контент-провайдеров; при этом
напротив, преимущества собственного сайта
(например музея или галереи) перед размещением
своей информации в хорошо структурированном и
"раскрученном" ресурсе крупного
контент-провайдера далеко не очевидны;
- настоятельно необходимы порталы в области
культуры и искусства, т.е. хорошо
структурированные и аннотированные списки -
путеводители по сайтам, где имеется информация,
например по российскому изобразительному
искусству, книжной графике России, истории
Санкт-Петербурга, архитектуре России и т.д. и
т. п.; причем проекты такого рода имеют выраженный
грантовый или спонсорский характер -
маловероятно, что даже крупный контент-провайдер
сделает нечто подобное на собственные средства;
- распределенное многоуровневое представление
информации в конкретной области культуры или
искусства множеством ресурсов, создающих и
поддерживающих банки данных в этой области,
предполагает разработку и согласование
ресурсами-участниками приемлемого формата
данных;
решение этой задачи возможно лишь совместными
усилиями, а значит вероятнее всего в рамках
международных программ.
Здесь Вы можете ознакомится с отчетом А.Лебедева о работе секции.