Деревенская
биеннале или сексуальная революция.
Оксана Саркисян. 26 августа 2005 года.
С 7 по 21 августа проходила 4-ая
Ширяевская биеннале
современного искусства «Любовь: между
Европой и Азией», организованная
самарским региональным фондом «Центр
Современного искусства».
Громкое название «Биеннале
современного искусства», вряд ли
прольет свет на то мероприятие, которое
вот уже четвертый раз происходит в
деревне Ширяево на берегу реки Волги в
соответствии с названием раз в два года.
Здесь нет высокого истеблишмента,
характерного для биеннального движения,
нет культурной политики и борьбы
художественных стратегий в силу того,
что на деревню Ширяево не
распространяется художественный
дискурс и она расположена вне контекста
современного искусства. Все-таки, у
ширяевской биеннале строгая
иерархическая структура; есть комиссар
– Роман Коржев и три куратора: со
стороны Самары – Неля Коржева, от Москвы
– Александр Панов и координатор в
Штутгарте Руппехтер Ханс –Михаэль. Но
на этом все сходство и заканчивается: в
Ширяево происходит чистый эксперимент
по внедрению современного искусства,
рожденного урбанистической культурой, в
контекст повседневной деревенской
жизни с ее характерным укладом и
ментальностью. Это внедрение не лишено культурных реминисценций и заставляет вспомнить передвижников и Репина, музей которого – главная достопримечательность Ширяева, здесь русский классик создал свое хрестоматийное полотно «Бурлаки на Волге». Художники из Германии, Франции, Армении, Москвы и Самары, поселившиеся на пару недель в аутентичных избах, так же вспоминали барбизонцев и русских модернистов, проводивших прекрасные и плодотворные дни вдали от городской суеты в занятиях высоким искусством на дачах Мамонтова и Волошина. У московских художников жизнь в Ширяева так же пробуждала ностальгические чувства по фестивалю Арт Клязьма, но все же следует заметить, что полюбившийся им пансионат отдавался художникам целиком, в то время как жизнь жителей деревни Ширяева текла своим чередом. И хотя основная часть биеннале не подразумевала присутствие зрителя, а лишь внутри конфессиональное общение художников, правильней было бы причислить это трудно определимое мероприятие с глубоким погружением в локальную ситуацию к public art фестивалю, потому что специальных выставочных залов в Ширяеве вообще-то нет. Зрители приехали 19 августа, когда состоялось «номадическом шоу», так по-модному назвали организаторы перемещение 150 человек по деревне от одного арт проекта к другому. Такая жесткая координация, напоминающая скорее практики паломников-туристов, безропотно следующих за экскурсоводом, демонстрировала в первую очередь неразвитость культуры потребления современного искусства. Шоу начиналось на пристани перфомансом Ханса-Михаэля Руппрехтера. Связанный художник с завязанными глазами и с табличкой «Я умру, если будут открыты мои глаза и свободны руки» встречал приехавших зрителей и дачников. Это заявление германского профессора искусств на фоне красивейших волжских пейзажей, трудно поддавалось интерпретации, хотя и обладало пафосом далеких битв 68 года. В отличие от Рупперхерта, адепт московского акционизма Анатолий Осмоловский вполне сжился с местным контекстом и сделал очень лирический проект. Он предоставил всем собравшимся возможность рыться в траве в поисках заветных травинок и вспоминать с чего начинается Родина. Его нонспектакулярное внедрение в среду заключалось в нескольких вклеенных на пригорке листиков травы из покрашенных фломастером полосок бумаги. Любовь к отечественной культуре продемонстрировал Александр Соколов. В течение двух недель он небезуспешно осваивал далекую от современного искусства технику сухой иглы и проводил время за пленэрными эскизами. Плоды этих упражнений были внедрены в экспозицию музея Репина и оказались единственными подлинниками в череде принтов с рисунков метра, из которых состоит экспозиция деревенского музея. |
Найти любовь между Европой и Азией
рискнула Диана Мачулина вмонтировав в
нимб иконной прориси песню с золотой
пластинки Элвиса Пресли «Love me tender».
Герман Виноградов, практикующий
урбанистический шаман, в деревне
облюбовал образ школьного учителя. В
местной школе он провел перфоманс
анаграммной поэзии в кабинете русского
языка и литературы. В основном же
произведения художников балансировали
между спецификой сельской жизни и
всевозможными любовными практиками.
Обилие насекомых поразило французских
художников, гадающих в своем
видеофильме по укусам комаров «любит/ не
любит» и Вику Ломаско, создавшую экибано
с насекомыми «Ужасающая любовь». Волга
вдохновила Питера Хаури на съемку ряда
иронических эпизодов по мотивам фильма
«Водный мир» и перформанс «Лодка любви»
совместно с Елке Хаммельштайн. Диапазон
высказываний развернулся от «LOVE Парада»
наряженной андрогинном Ирис
Хелльригель до комиксов в туалете
самарских художников Сергея Баландина и
Артема Ивашкина. Но надежды на скорую
сексуальную революцию в Ширяева питать
не приходиться: никто из поселян не
присоединился к номадическому шоу, а в
местных магазинах мне так и не удалось
обнаружить презервативы. Номадическое
шествие биеннале по деревне Ширяево
практически не оставило следов, кроме
туалетных комиксов, граффити Алексей
Калимы «А ты ревнуешь?» на стене школы и
«Храма Любви» в штольнях, где женская
секция группы Радек (Юлия Жданова, Анна
Орехова) дни и ночи напролет выбивала
наскальные росписи эротического
содержания.
<Диана Мачулина. Инсталляция "Love Me Tender"> |
Контроль, довлеющий над
зрительским вниманием, не
распространялся на творческую
инициативу художников, и многие
приехали в Ширяево по своему
собственному почину, без приглашения
кураторов, демонстрируя интерес
художественного комьюнити к ширяевской
биеннале. Заключительным мероприятием
биеннале стал коллоквиум, в котором
приняли участия художники и арт критики,
но стоит отметить что это был
единственный за все время пребывания
художников в деревне прецедент
подобного рода, что весьма странно для
мероприятия, нацеленного на внутри
художественную коммуникацию. Есть
надежда, что биеннале будет расширять
свои рамки и в дальнейшем более
продуманно организовывать программу
воркшопов. Так уже в этом году она вышла
за пределы ширяевской деревни: три дня (с
12 по 15 августа) в самарском выставочном
центре «Экспо-Волга», представляющим
собой огромный двухэтажный ангар на
15 видеопроекторах демонстрировалась
выставка видеоарта, собранная куратором
Константином Бохоровым. «Экспо-Волга»
стала первой выставочной площадкой за
четыре года проведения биеннале. И хотя для московской публики, пережившей московскую биеннале, может показаться невероятным, но эти два события и составляли всю программу ширяевской биеннале. |
Оксана Саркисян
<<4-я Ширяевская биеннале современного искусства «Любовь: между Европой и Азией» 7 - 21 августа 2005 в традиционной русской деревне Ширяево, расположенной на берегу реки Волги, недалеко от Самары.
Биеннале проводится каждый август каждого
нечетного года, начиная с 1999: · 1999 год - «Провинция: между Европой и Азией» · 2001 год - «Тактильность: между Европой и Азией» · 2003 год - «Еда: между Европой и Азией»> |
Арсенале:
Чернышев и Тавасиев,
Ширяевская
биеннале> <<"От Арсенале к Биеннале". Сергей Хачатуров, "Время новостей". "... возможность сожительства в каждой работе <Чернышева и Тавасиева> двух взаимоисключающих смыслов вывела эти опусы в лидеры большого конкурса. Предъявленная обоими художниками способность ускользать от жестких формулировок сродни искусству светского общения: любезность, обаяние, такт и щепетильность в отношениях со всеми, даже если их позиции супротивны твоей собственной. А еще грамотная речь (в данном случае -- мастерское воплощение проекта) и остроумие. Приятно, что светскость и обаяние молодых мастеров по достоинству оценило жюри. Открытым остается вопрос, насколько эти дипломатические качества совместимы с попыткой сделать российскую художественную жизнь максимально своеобычной и уникальной" "Самые интересные проекты Ширяевской биеннале оказались антиподами лучших проектов, выставленных в нижегородском Арсенале... Молодые нонконформисты из группы "Радек" Анна Орехова и Александр Корнеев вышли на крылечко избы, спели и сыграли романс Сергея Курехина "Снится мне сад" в манере совершенно наивной и простодушной. А между ними и зрителями откуда не возьмись возникла дождевая завеса -- приемы сентиментальной поэтики обыграны очень тонко и с юмором... Александр Соколов занялся диверсией в ширяевский музей Ильи Репина (стоит напомнить, что в этом районе художник писал своих знаменитых "Бурлаков"). В музее нет ни одного подлинника, и между фотокопиями репинских картин Соколов повесил свои собственные пейзажи, выполненные в благородной технике сухой иглы. Вышло такое остроумное алаверды передвижнической школе. Наконец, в горных штольнях, где издревле добывают известняк, чудесную инсталляцию придумали художники Юлия Жданова, Анна Орехова, Джо Ли. В сказочных по красоте пещерных залах они выложили световые дорожки из горящих свечей, а стены украсили изображениями древних богинь. В один из залов зашла отдохнуть корова и словно по сценарию легла в центр светового кольца. И тут же стала священной. Прогулка по штольне напоминала обряд инициации в храме Исиды, не без хорошей доли здравой иронии, конечно." |