Деревенская
биеннале или сексуальная революция.
Оксана Саркисян. 26 августа 2005 года.
С 7 по 21 августа проходила 4-ая
Ширяевская биеннале
современного искусства «Любовь: между
Европой и Азией», организованная
самарским региональным фондом «Центр
Современного искусства».       
| Громкое название «Биеннале
      современного искусства», вряд ли
      прольет свет на то мероприятие, которое
      вот уже четвертый раз происходит в
      деревне Ширяево на берегу реки Волги в
      соответствии с названием раз в два года.
      Здесь нет высокого истеблишмента,
      характерного для биеннального движения,
      нет   культурной политики и борьбы
      художественных стратегий в силу того,
      что на деревню Ширяево не
      распространяется художественный
      дискурс и она расположена вне контекста
      современного искусства. Все-таки, у
      ширяевской биеннале строгая
      иерархическая структура; есть комиссар
      – Роман Коржев и три куратора: со
      стороны Самары – Неля Коржева, от Москвы
      – Александр Панов и координатор в
      Штутгарте Руппехтер Ханс –Михаэль.  Но
      на этом все сходство и заканчивается: в
      Ширяево происходит чистый эксперимент
      по внедрению современного искусства,
      рожденного урбанистической культурой, в
      контекст повседневной деревенской
      жизни с ее характерным укладом и
      ментальностью.  Это внедрение не лишено культурных реминисценций и заставляет вспомнить передвижников и Репина, музей которого – главная достопримечательность Ширяева, здесь русский классик создал свое хрестоматийное полотно «Бурлаки на Волге». Художники из Германии, Франции, Армении, Москвы и Самары, поселившиеся на пару недель в аутентичных избах, так же вспоминали барбизонцев и русских модернистов, проводивших прекрасные и плодотворные дни вдали от городской суеты в занятиях высоким искусством на дачах Мамонтова и Волошина. У московских художников жизнь в Ширяева так же пробуждала ностальгические чувства по фестивалю Арт Клязьма, но все же следует заметить, что полюбившийся им пансионат отдавался художникам целиком, в то время как жизнь жителей деревни Ширяева текла своим чередом. И хотя основная часть биеннале не подразумевала присутствие зрителя, а лишь внутри конфессиональное общение художников, правильней было бы причислить это трудно определимое мероприятие с глубоким погружением в локальную ситуацию к public art фестивалю, потому что специальных выставочных залов в Ширяеве вообще-то нет. Зрители приехали 19 августа, когда состоялось «номадическом шоу», так по-модному назвали организаторы перемещение 150 человек по деревне от одного арт проекта к другому. Такая жесткая координация, напоминающая скорее практики паломников-туристов, безропотно следующих за экскурсоводом, демонстрировала в первую очередь неразвитость культуры потребления современного искусства. Шоу начиналось на пристани перфомансом Ханса-Михаэля Руппрехтера. Связанный художник с завязанными глазами и с табличкой «Я умру, если будут открыты мои глаза и свободны руки» встречал приехавших зрителей и дачников. Это заявление германского профессора искусств на фоне красивейших волжских пейзажей, трудно поддавалось интерпретации, хотя и обладало пафосом далеких битв 68 года. В отличие от Рупперхерта, адепт московского акционизма Анатолий Осмоловский вполне сжился с местным контекстом и сделал очень лирический проект. Он предоставил всем собравшимся возможность рыться в траве в поисках заветных травинок и вспоминать с чего начинается Родина. Его нонспектакулярное внедрение в среду заключалось в нескольких вклеенных на пригорке листиков травы из покрашенных фломастером полосок бумаги. Любовь к отечественной культуре продемонстрировал Александр Соколов. В течение двух недель он небезуспешно осваивал далекую от современного искусства технику сухой иглы и проводил время за пленэрными эскизами. Плоды этих упражнений были внедрены в экспозицию музея Репина и оказались единственными подлинниками в череде принтов с рисунков метра, из которых состоит экспозиция деревенского музея. | 
|   | Найти любовь между Европой и Азией
      рискнула Диана Мачулина вмонтировав в
      нимб  иконной прориси песню с золотой
      пластинки Элвиса Пресли «Love me tender».
      Герман Виноградов, практикующий
      урбанистический шаман, в деревне
      облюбовал образ школьного учителя. В
      местной школе он провел перфоманс
      анаграммной поэзии в кабинете русского
      языка и литературы. В основном же
      произведения художников балансировали
      между спецификой сельской жизни и
      всевозможными любовными практиками.
      Обилие насекомых поразило французских
      художников, гадающих в своем
      видеофильме по укусам комаров «любит/ не
      любит» и Вику Ломаско, создавшую экибано
      с насекомыми «Ужасающая любовь». Волга
      вдохновила Питера Хаури на съемку ряда
      иронических эпизодов по мотивам фильма
      «Водный мир» и перформанс «Лодка любви»
      совместно с Елке Хаммельштайн. Диапазон
      высказываний развернулся от «LOVE Парада»
      наряженной андрогинном Ирис
      Хелльригель до комиксов в туалете
      самарских художников Сергея Баландина и
      Артема Ивашкина. Но надежды на скорую
      сексуальную революцию в Ширяева питать
      не приходиться: никто из поселян не
      присоединился к номадическому шоу, а в
      местных магазинах мне так и не удалось
      обнаружить презервативы.  Номадическое
      шествие биеннале по деревне Ширяево
      практически не оставило следов, кроме
      туалетных комиксов, граффити  Алексей
      Калимы «А ты ревнуешь?» на стене школы и
      «Храма Любви» в штольнях, где женская
      секция группы Радек (Юлия Жданова, Анна
      Орехова) дни и ночи напролет выбивала
      наскальные росписи эротического
      содержания. <Диана Мачулина. Инсталляция "Love Me Tender"> | 
| Контроль, довлеющий  над
      зрительским вниманием, не
      распространялся на творческую
      инициативу художников, и многие
      приехали в Ширяево по своему
      собственному почину, без приглашения
      кураторов, демонстрируя интерес
      художественного комьюнити к ширяевской
      биеннале.  Заключительным мероприятием
      биеннале стал коллоквиум, в котором
      приняли участия художники и арт критики,
      но стоит отметить что это был
      единственный за все время пребывания
      художников в деревне прецедент
      подобного рода, что весьма странно для
      мероприятия, нацеленного на внутри
      художественную коммуникацию. Есть
      надежда, что биеннале будет расширять
      свои рамки и в дальнейшем более
      продуманно организовывать программу
      воркшопов.  Так уже в этом году она вышла
      за пределы ширяевской деревни: три дня (с
      12 по 15 августа) в самарском выставочном
      центре «Экспо-Волга», представляющим
      собой огромный двухэтажный ангар  на
      15 видеопроекторах демонстрировалась 
      выставка видеоарта, собранная куратором
      Константином Бохоровым. «Экспо-Волга»
      стала первой выставочной площадкой за
      четыре года проведения биеннале.  И хотя для московской публики, пережившей московскую биеннале, может показаться невероятным, но эти два события и составляли всю программу ширяевской биеннале. | 
Оксана Саркисян
<<4-я Ширяевская биеннале современного искусства «Любовь: между Европой и Азией» 7 - 21 августа 2005 в традиционной русской деревне Ширяево, расположенной на берегу реки Волги, недалеко от Самары.
| Биеннале проводится каждый август каждого
нечетного года, начиная с 1999: · 1999 год - «Провинция: между Европой и Азией» · 2001 год - «Тактильность: между Европой и Азией» · 2003 год - «Еда: между Европой и Азией»> | 
| Арсенале:
 Чернышев и Тавасиев,
      Ширяевская
      биеннале> <<"От Арсенале к Биеннале". Сергей Хачатуров, "Время новостей". "... возможность сожительства в каждой работе <Чернышева и Тавасиева> двух взаимоисключающих смыслов вывела эти опусы в лидеры большого конкурса. Предъявленная обоими художниками способность ускользать от жестких формулировок сродни искусству светского общения: любезность, обаяние, такт и щепетильность в отношениях со всеми, даже если их позиции супротивны твоей собственной. А еще грамотная речь (в данном случае -- мастерское воплощение проекта) и остроумие. Приятно, что светскость и обаяние молодых мастеров по достоинству оценило жюри. Открытым остается вопрос, насколько эти дипломатические качества совместимы с попыткой сделать российскую художественную жизнь максимально своеобычной и уникальной" "Самые интересные проекты Ширяевской биеннале оказались антиподами лучших проектов, выставленных в нижегородском Арсенале... Молодые нонконформисты из группы "Радек" Анна Орехова и Александр Корнеев вышли на крылечко избы, спели и сыграли романс Сергея Курехина "Снится мне сад" в манере совершенно наивной и простодушной. А между ними и зрителями откуда не возьмись возникла дождевая завеса -- приемы сентиментальной поэтики обыграны очень тонко и с юмором... Александр Соколов занялся диверсией в ширяевский музей Ильи Репина (стоит напомнить, что в этом районе художник писал своих знаменитых "Бурлаков"). В музее нет ни одного подлинника, и между фотокопиями репинских картин Соколов повесил свои собственные пейзажи, выполненные в благородной технике сухой иглы. Вышло такое остроумное алаверды передвижнической школе. Наконец, в горных штольнях, где издревле добывают известняк, чудесную инсталляцию придумали художники Юлия Жданова, Анна Орехова, Джо Ли. В сказочных по красоте пещерных залах они выложили световые дорожки из горящих свечей, а стены украсили изображениями древних богинь. В один из залов зашла отдохнуть корова и словно по сценарию легла в центр светового кольца. И тут же стала священной. Прогулка по штольне напоминала обряд инициации в храме Исиды, не без хорошей доли здравой иронии, конечно." |