ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
В
МИРЕ В
МОСКВЕ В
РОССИИ В
ПИТЕРЕ В
ИНТЕРНЕТЕ ТЕКСТЫ
НАВИГАТОР
ОРГАНАЙЗЕР
ВЕЛИКАНОВ
ЯРМАРКИ
ТЕТЕРИН
НЬЮС ПЕРИОДИКА
ФОТОРЕПОРТАЖИ
УЧЕБА
РАБОТА
КОЛЛЕГИ
АРХИВ
"АртКлязьма"
Фестиваль современного искусства на
открытом воздухе
<<29 августа – 7 сентября "АртКлязьма"
- 2-й Фестиваль современного искусства на
открытом воздухе, в Бухте Радости>>
"40 га чистого искусства.
Несмотря на плохую погоду, "Арт-Клязьма"
прошла бодро и весело"
Людмила Лунина
Для Ведомостей
09 сентября 2003
http://www.vedomosti.ru/stories/2003/09/09-38-01.html
В воскресенье
в пансионате "Клязьминское
водохранилище" завершился фестиваль
современного искусства "Арт-Клязьма",
уже названный критиками главным событием
московского художественного сезона. О
концепции демонстрации на площади в 40 га
достижений современного искусства, равно
как и о собственном творчестве, "Ведомостям"
рассказал один из инициаторов "Арт-Клязьмы"
Владимир Дубосарский.
- В 2002 г. к вам,
Владимир, пришла мировая слава - публикации
во "Флэш-арте", выставка в Нью-Йорке у
Джефри Дейча, контракты с галереями в Вене,
Париже, Лондоне. Ну и как он, международный
успех?
- Да никак. На самом
деле тяжело: большой успех - большие
проблемы.
- Наверное, у вас
появилась материальная возможность
покупать большие холсты, а не складывать
картины из маленьких холстиков.
- Возможность
появилась, но мы все равно работаем по-прежнему.
Деньги не главное, главное - удобство. В
нашей мастерской стандартные двери, и
большие холсты в них не пройдут. И продавать
легче. В какой-то момент мы поняли, что
рисуем одну картину, и действительно стали
рисовать такую бесконечную, как свиток,
картину - панораму бытия. В ней день
сменяется ночью, зима - летом, закат -
восходом. Для Венецианской биеннале мы
сделали подводный мир. В длину наша картина
достигает метров ста. Какие-то ее фрагменты
мы продаем, на их месте рисуем новые сюжеты.
Наш стиль - как ДНК: он способен развиваться
в любом культурном контексте и всегда будет
узнаваем. Внутри этой системы мы получили
неограниченную свободу, можем изображать
кого и как угодно.
- Хорошая работа: не
надо ни голым лаять, ни в музеях какать.
- А сейчас в мире
никто уже не кусает публику. Самые лающие
художники делают станковые вещи и задорого
их на арт-рынке реализуют.
- А что важнее: то,
что вы по старинке рисуете кисточками и
красками, или ваша идеология?
- Да все важно: что и
как ты делаешь, в какой галерее
выставляешься, сколько работ производишь в
год. ..
- Отчего же на пике
международного успеха вы подались в глушь,
на Клязьму?
- Не такая это и
глушь. Это была наша с Сашей Виноградовым
общая идея. Как художники мы добились
определенного статуса, и в какой-то момент
функционировать в этом статусе нам стало не
сильно интересно. Нашу творческую жизнь
расписывают другие люди: галереи
предлагают выставки, журналисты берут
интервью. Уже ясно, какие картины мы делаем,
понятно, кто их покупает. На этом личный наш
интерес, наш адреналин закончился.
Восполнить же внутренний драйв
исключительно деньгами невозможно. А
необходимость назрела. И тут появилась
возможность сделать фестиваль в пансионате
«Клязьминское водохранилище». В прошлом
году был первый опыт, в этом, учтя
предыдущие ошибки, мы снова сделали
программу. У фестиваля появилось название «Арт-Клязьма».
Может, оно не оригинальное, но понятно, о чем
речь.
Самое важное сейчас
в современном русском искусстве - создать
ситуацию. Из нашего сообщества ушла энергия.
В начале 1990-х энергия била через край, к
середине десятилетия наступил полный
упадок. Теперь ситуация стабилизировалась
в коммерческом плане: в Москве есть шесть
неплохих галерей, которые продают
современное искусство двадцати хорошим
коллекционерам по приличным европейским
ценам. Есть пара ярмарок, выставки проходят.
А энергии ни в чем нет. Мы хотим расшатать
ситуацию, заставить художников, кураторов,
критиков двигаться и думать, привлечь
общественный интерес. Надо, чтобы художники
почувствовали свою востребованность и
адекватно ответили на вызов.
Второго такого
фестиваля в России нет (может быть, пока) ,
конкурентов у нас нет, опыта маловато. Мы
знаем, как подобные фестивали проходят на
Западе, но там совсем иные и господдержка, и
техническое обеспечение. Работа над любой
крупной выставкой начинается за пару лет до
вернисажа: назначают куратора, он подбирает
команду и формирует идею.
- На каких
финансовых условиях вы проводите «Арт-Клязму»?
- Мы даем деньги на
реализацию проектов, и некоторые из них
очень недешевы. За последние пять лет
появилось много новых художников. Они
молодые и не слишком известные, но они есть.
Среди участников нашего фестиваля таких
половина. Мы дали им возможность
выставиться с ветеранами. Это тоже задача:
обозначить единое арт-пространство. Мы же
все, даже в Москве, сильно разобщены.
- Вы с Сашей -
художники, а выступили кураторами. Вам это
надо?
- Показательно, что
на фестивале нет Главного Куратора. Сейчас
в мире крен в сторону художников: новые
смыслы в искусстве производят художники, а
потом их идеи подхватывают, интерпретируют,
анализируют кураторы, критики,
искусствоведы. Мы не претендуем на лавры
кураторов, нам их некому предъявить. Мы
просто рады, когда появляются хорошие
работы.
Некоммерческий
фестиваль "Арт-Клязьма" проходил в
течение 10 дней (два уик-энда). Идейными
вдохновителями фестиваля выступили
российские художники Александр Виноградов
и Владимир Дубосарский. В "Арт-Клязьме"
участвовали более 200 художников, было
представлено около 100 проектов, в том числе
более 20 перформансов. Несмотря на то что ко
второму уик-энду часть инсталляций была
выведена из строя дикими посетителями,
фестиваль закончился ровно так, как
планировалось. В субботу Олег Кулик
публично сжег 10 произведений современного
искусства. А в воскресенье прошло шоу
речников.
В следующем году
организаторы полагают пересмотреть сроки
проведения фестиваля и сдвинуть его на
более ранние месяцы, когда в Подмосковье
еще тепло. Нынешнюю "Арт-Клязьму"
посетили около 7000 зрителей, в том числе
представители смежных творческих
профессий: Андрей Вознесенский, Людмила
Петрушевская, Борис Акунин, Виктор Ерофеев,
Андрей Макаревич, Эдуард Бояков.