АРХИВ с 12.06.00 по 3.07:

21 мая - 22 июня в Сиднее Международное Биеннале
Первое Биеннале состоялось в 1973 году. Для его инициатора, Franco Belgiorno-Nettis ориентиром всегда было Биеннале Венецианское, а целью - вовлечение  в мировой контекст австралийского искусства, к 73-му году остававшегося практически неизвестным.
Работа 1995 года одного из участников Биеннале, Paul McCarthy из коллекции Rubell Family Collection, Miami
081d_17582.jpg (12549 bytes)


В Вене.

До 24 июня Shirin Neshat в Kunsthalle.


АРТ-ПИТЕР 22.05 - 31.05.
Ведущий раздела - Николай Кононихин

31.05
-Д
ЕВЯТАЯ ВИДЕОЯРМАРКА В ПИТЕРСКОМ "МАНЕЖЕ"
30.05
-ЖЕСТКИЕ "СРЕЗЫ" МОЛОДЕЖИ ЭРИКА ВАЗЗОЛЕРА
-"СОРОК ВТОРОЙ": ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО
29.05
-"МИР ИГРЫ" ИВАНА ТАРАСЮКА
28.05
-"ЯЩИКИ СНОВЕДЕНИЙ" В МУЗЕЕ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
27.05
-АРТ-ЦЕНТРУ "МИТЬКИ - ВХУТЕМАС" 3 ГОДА
-"ДЖАЗ: НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКА", А ЕЩЕ И ИСКУССТВО, И ПОЭЗИЯ
26.05
-
"ПИКОВАЯ ДАМА" ВАЛЕРИЯ МИШИНА УСКОЛЬЗАЕТ ОТ "ОПЕРНОСТИ"
-"ПОХОРОНЫ КУЗНЕЧИКА" В ГУМАНИТАРНОМ АТЕЛЬЕ  "АМПЛИТУДА"
25.05
-П
АВЕЛ ГОЛУБЯТНИКОВ ПЕРЕЕХАЛ ИЗ ТРЕТЬЯКОВКИ В РУССКИЙ МУЗЕЙ
-ОТ "НЕЗНАКОВ" ХОМУТОВА К "НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ"
24.05
-90 ЛЕТ НИКОЛАЙ ВОЛОДИМИРОВ ОТМЕТИЛ ВЫСТАВКОЙ
-"ПГИШОТ" - ТОЖЕ "ВСТРЕЧИ", ТОЛЬКО НА ИВРИТЕ
23.05
-Ф
ОТОПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ ИОСИФЕ БРОДСКОМ
-А
КТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ ЛЕНИНА В КРАСНОЯРСКЕ
-Д
ЖОН КЕЙДЖ: ГЕОМЕТРИЯ ВОСПРИЯТИЯ
22.05
-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКЦИОНИЗМ "НА ДНЕ"


До 25 июня в Музее изобразительного искусства в Хьюстоне, США (MFAH) выставка "JACKSON POLLOCK, ROBERT FRANK, AND THE  NEW AMERICAN VISION: DRAWINGS AND PHOTOGRAPHS".
Рисунки и фотографии из коллекции MFAH, относящиеся к периоду становления и расцвета стиля абстрактный экспрессионизм. Этот стиль стал первым художественным движением зародившимся в Америке, который достиг международного признания. Произошло даже большее, в послевоенные годы вероятно именно этот стиль оказал наибольшее влияние на развитие визуального искусства.


31.05. - 25.06.  МузеZverevskiy центр современного искусства приглашает на выставку АВТОРИТЕТ БИБЛИО, где будут представлены художники: Татьяна Антошина, ТОТАРТ (Наталья Абалакова и Александр Жигалов), Н. Байтов, Д. Булатов, В. Гоппе, И. Иогансон, В. Орлов, Линор, В. Крыжановский, Ры Никонова, Сергей Сигей, Л. Тишков +А. Суздалев +О. Хан +С. Тишков, А. и М. Разуваевы и др. Книга - один из важнейших человеческих символов. Как объект, она перегружена различными смыслами - тем и привлекательна для художественной игры. Книга - пограничный объет - для литераторов и художников. Для литератора главное в книге - Текст, тесно связанный со временем. Для художника - книга пространственный образ. На пересечении опыта литератора и художника и рождаются уникальные книги (своего рода междисциплинарные объекты), обещающие огромное многообразие и массу неожиданностей. Адрес МузеZrevskiy центра современного искусства: Новорязанская ул., д. 29, стр. 4. 261 1210. Открытие выставки 31.05. в 19:00.


До 25 июня в галерее Новая коллекция (Б.Полянка, 15) "Живые образы" Сильвии Посада Дуран. Фотография.
Латиноамериканские маргиналы: обитатели трущеб, мусорщики Боготы, индейцы.


Русь моя светлая
Новосибирск. В Новосибирской картинной галерее с 11 мая проходит юбилейная выставка известного новосибирского художника и общественного деятеля Виктора Николаевича Лагуны "Русь моя светлая".
Виктор Николаевич Лагуна родился 7 мая 1930 года в г.Канске Красноярского края. Рос и учился в Новосибирске. В 1955 году окончил Палехское художественное государственное училище имени А.М.Горького. Член Союза художников с 1960 года. В своем творчестве Виктор Николаевич разрабатывает традиции палехской школы. Произведения художника экспонировались на международных выставках в Италии, США, Бельгии, Польше, Югославии, Пакистане, Германии, Финляндии, Японии. В римской галерее San Michele прошла персональная выставка автора, состоявшая из 141 произведения. Виктор Лагуна - мастер книжной графики. С любовью работает он над произведениями, навеянными сказками Ершова, Бажова, Аксакова, в юбилейный пушкинский год художник представил выставку "У Пушкинского Лукоморья"; Новосибирское книжное издательство выпустило книги "Русские сказки Сибири" и "Русские народные сказки" с его иллюстрациями. Произведения Виктора Лагуны находятся
в музеях Италии, Франции, Германии, Чехии, Кубы, Южной Кореи, во множестве частных коллекций. Более двух десятков произведений Виктора Лагуны принадлежат Новосибирской картинной галерее, музеям области и организациям.
МР-страница музея: http://www.museum.ru/m1537

15 июня   в галерее Спайдермаус состоялась презентация проекта и каталога «Закрытый город»
Авторы проекта Нарине Золян и Арутюн Зулумян, финансовая поддержка - фонд  Сороса (Армения) Российско-армянский проект «Закрытый Город» осуществлен в  Ереване в центре Современного искусства Ай-арт в мае-июне 1999. В нем    приняли участие около тридцати художников. В рамках презентации  будет показана видео документация жизни Еревана и   современного искусства Армении с июня по декабрь 1999  - выставки"Закрытый
город». «Великая Атрофия» «Три тенденции" и «Детские страхи», а также  представлен аудио проект группы ZxZ «Закрытый город»


14.06.- 17.06. ДУХ ДИЗАЙНА: ПЯТАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Международная Конференция по Дизайну в Аспене  (США) Международная группа как молодых, так и именитых дизайнеров из мира графики, медиа, продуктного дизайна и архитектуры будут объединены с художниками и писателями, а также философами и математиками, представителями Буддийской церкви, антропологами. Первая дискуссия на тему Сознание и Креативность посвящена исследованию смыслов, содержащихся в дизайне, проясняемых и кодируемых им. Вслед за обсуждением целебной силы искусства представителями отечественного соц-арта - Комаром и Меламидом, состоится выступление Роберта Турмана, основателя Тибетского Дома об Архитектуре Просветления.


С 25 мая в Айдан галерее выставка питерского художника Тимура Новикова "Забытые идеалы счастливого детства". 
Подробнее. Тимур и его команда. Пресс-релиз.


^ Joanne Richardson, философ и независимый куратор известила Андрея Великанова (победа в 1-м фестивале da-da-Net - одна из целой череды успехов, постигших Андрея в последние годы) о том, что хотела бы ипользовать его работы ("Some like it without sugar"/"В джазе только тампаксы" и  "Virtual body of God"/ "Виртуальное тело бога") в своем учебном цикле "post-89 art in Eastern Europe" в Duke University.
Андрей Великанов вместе с Маратом Кимом в мае 1994 года придумали и организовали проект "Бассейн Москва" (около тысячи участников). То чем занимается Андрей в последние годы лучше всего узнать из его собственного
сайта. Главное - все, что он делает, представляет безусловный интерес для  людей, которые иногда задумываются о, скажем так, метафизических вещах. Случается же такое. Вот и интерес к его работам случается. Как видите, и в американском университете тоже.


18 мая – 17 июня Галерея Риджина представляет проект СуперМогутина "Сон терминатора"
СОН ТЕРМИНАТОРА (Нью-Йорк-Москва, Май 2000)
Шум, хаос, распад.
Возбуждающий антураж. Жестокий индустриальный декор.
Трансформация образа из победителя в жертву и обратно.
Последняя схватка с реальностью. Оружие - звуковой террор.


Третий международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2000"
(пусть большая часть выставок уже завершилась, пока не закрыта последняя, держим полную программу в разделе Сегодня):
1."Россия встречает XXI век" - 17.05-4.06 - ЦДХ, 3 этаж (Крымский вал, 10)
2."Посвящение" - до 31 мая - Новый Манеж (Георгиевский, 3)
3.Анни Лейбовиц, Анри Картье Брессон - с 18 мая - Манеж (Манежная площадь)
4."Новый взгляд на российскую фотографию. 1910-30-е. От пиктореализма до конструктивизма" - с 16 мая -
Московский центр искусств (Неглинная, 14)
5.Ольга Чернышева "Light is coming" 18-31 мая - XL-галерея (Б.Садовая, 6)
6.Реми Маркович "Коту под хвост" - до 25 мая - Айдан галерея (1-я Тверская-Ямская, 22) *Завершена*
7.Йорис ван Вельзен "Голландец в России" - 25.05-9.06 - Fine Art (Б.Садовая, 3)
8."Придуманное лето" Игорь Мухин, Глеб Косоруков, Людмила Ильина. Авторы проекта - Алексей и Николай  Полушкины - в мае - Fine Art (Б.Садовая, 3)
10.Севилья Посада Дуран - с 15 мая - Новая коллекция (Б.Полянка, 15)
11."Новые фотохуджники из регионов России" - с 15 мая - Галерея Гельмана (М.Полянка 7/7)
12.Ярослав Могутин "Сон терминатора" - 18.05-17.06 - Риджина (1-я Тверская-Ямская, 22)
13."Русская вывеска" Валерий Стигнев - 18-24 мая - Дар (М.Полянка 7/7) *Завершена*
14. "Исчерпывающая картина Севера" - с 31 мая - Дар (М.Полянка 7/7)
15."Куклы без войны" и "Забытая война-2" - май - Юнион (Смоленская, 6)
16."Шведские забавы" Оксана Дубровская и Наталья Зурабова - май - Институт современного искусства (Сретенский бульвар 6/1)
17.Эмиль Готье-Дюфайе - май - Арт-Нуво студия (Пушечная, 9)
Ruikonitch.jpg (3989 bytes)Старейший Российский фотограф, 92-х летний Виктор Руйкович (фото ИТАР-ТАСС).


До 15 июня в музее архитектуры выставка Эмиля Готье-Труайе. Фотографии Москвы 1912-1914 годов. Сотня отпечатков со старых негативов.


23 мая - 14 июня в Государственном выставочном зале "Творчество"   презентация картин Евгения Агнина.
Евгений Агнин - художник, музыкант, поэт, философ.
Большой успех имела его выставка в Копенгагене.
В 1993-94 годах с группой "Культурный бункер" было записано два альбома, изданных в США.
На выставке "Сюрровый мир" представлены последний работы Евгения Агнина, прозвучат его музыкальные произведения.
(ул. Таганская, 31/22 тел. 2785578)


C 5 по 15 июня в галерее Файн Арт выставка фотографий Йориса Ван Вельзена "Голландец в России".
Из темного пространства выставки возникают светящиеся рекламные щиты, которые "рекламируют" Нечто вне системы товар-деньги. Это сюжеты из чьей-то частной жизни, отражающие "чувствования" или отношения неизвестных людей. Сочетание абсолютно несочетаемых эмоционально-смысловых элементов приводит к полному абсурду. Вся серия из восьми работ выполнена компьютерным способом на основе синтеза фотографий и других элементов. Все фотографии - постановочные, фотографии-перформансы Йориса Ван Вельзена.
Голландский фотограф Ван Вельзен живет в Москве с 1989 года, работает в рекламной фотографии. Среди наводнившей наши улицы рекламы он увидел щиты, ничего не предлагавшие купить. Например портрет красавицы и объяснение в любви. По сути это неосознанные, самодеятельные перформансы конкретных людей, превративших моменты своей частной жизни в события медия-пространства. Фотографии-перформансы Ван Вельзена - провокации на тему этого сугубо русского явления.
Ирина Филатова.


Вена, Австрия 22.03. - 11.06.2000 в Museen der Stadt Wien прошла выставка "Сновидения 1900-2000: искусство, наука и бессознательное", инспирированная публикацией в 1900 году работы Фрейда "Толкование сновидений", которая стала фундаментом всей современной психологии. На протяжении всего 20 века теория сновидений Фрейда интерпретировалась художниками самым разным образом. Большое влияние на искусство 20 века оказали также теории сновидений и бессознательного Карла Густава Юнга и Жака Лакана. Международная выставка в венском Museen der Stadt Wien собрала большой круг произведений искусства, сюжетом которых являются сновидения. Большинство из 80 представленных работ (живопись, графика, скульптура, инсталляции) - из американских коллекций и представлено такими всемирно известными художниками как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт, Оскар Кокошка, Альфред Кубин, Ханс Белмер, Джэксон Поллок, Джаспер Джонс, Бирджит Юргенсен, Джон Балдесари и Франческо Клементе.  Венский Исторический музей - вторая остановка выставки "Сновидения 1900-2000", которая до этого была показана в организовавшем эту выставку Университете Бингэмтон (Binghamton University) в Нью-Йорке, а из Вены отправится в Passage de Retz в Париже.


Williamsburg Brooklyn Film Festival включил в программу фильм Андрея Великанова VIRTUAL BODY OF GOD,
причем организаторы хотели взять три фильма, но ... вот что пишут огорченные организаторы:
"We chose VIRTUAL BODY OF GOD, but we would have loved to show the two other pieces too. Unfortunately the NYUFF (мы уже писали про нью-йоркский фестиваль кино андеграунда) screened it. (Language sign duality is asymmetrical, Some like it without sugar)"

Кстати Андрей Великанов  на своем сайте предлагает посмотреть большую программу - восемь фильмов в формате Real Video. Как вам "восемь без половины" Андрея Великанова в Сети?


24 марта - 6 июня выставка 2000 Biennial в Нью-Йоркском музее Whitney , которая обещает стать впечатляющим обзором современного искусства, но, вместе с тем, вероятно одним из наиболее критикуемых. Из разряда тех, которые обязательно хотят посмотреть, а потом поругать.

И  Биеннале уже ругают - в статьях "Bye Bye, Biennial" и "Dead people everywhere at the Whitney Biennial", например.
Хотя удалось в Village Voice удалось обнаружить и более благосклонную
статью Кима Левина.  В ней Левин пытается объективно осмыслить собранную кураторами экспозицию. Суть ее отражает  подзаголовок "Безумный Макс и критики". "Источником раздражения (критиков, посетителей) является не искусство. Это мета-нарратив: прискакал Безумный Макс, взял крепость штурмом, сверг законных правителей и захватил Биеннале. Самое же непростительное, что он устраивает такое шоу, которое мы всегда желали (как Клинтониану, например)... Whitney не виноват, что художники повернули к аполитичности, невнятному бормотанию или бессердечности. И Макс не виноват, что новое искусство со столицей "A" покидает наш город и проявляется вне его. Мы уже в децентрализованном XXI веке. Whitney Биеннале больше не является тем, что мы так любим ругать. Мы хотим этого, мы нуждаемся в этом и мы, населяющие Нью-Йоркскую арт сцену, пока пребывая в провинционализме и уверенности (как Парижане в 60-е), что у нас все еще центр всего, даже придем к тому, чтоб полюбить это."

В этом году, первый раз за 70-ти летнюю историю музея, работы для экспозиции отбирались командой из шести сторонних кураторов. Среди 97 художников, чьи работы отобраны кураторами, безусловно есть весьма известные имена, например, победители последнего Венецианского Биеннале мастер инсталляций китаец Cai Guo-Qiang, Doug Aitken из Лос Анжелеса, работающий с видео, и иранец Shirin Neshat, также известный видео работами. Другие же имена будут сюрпризом для художественной тусовки. Например, William De Lottie, 57-ми летний живописец абстракционист, работы которого за невостребованностью складировались им в гараже, а теперь вот волею кураторов увидят свет. Или 32-х летний бруклинец Day, кроящий вечерние и концертные туалеты в лоскуты, как если б они побывали на жертвах жестокого насилия.
Прошлое биеннале по мнению критиков было уж очень явным отражением взглядов Нью-Йоркской арт клики. Нынешняя команда кураторов, в которой кстати нет ни одного Нью-Йоркца, старалась избежать слишком большого количества художников, которых уже представляют явно тенденциозные галереи. А вот попытка привлечь побольше не Нью-Йоркских художников, по словам самих кураторов, оказалась не очень успешной. Оказалось, что даже из 23 иностранцев, часть хоть и не постоянно, но живут в Нью-Йорке или проводят здесь некоторое время.
Кураторы называют главной решенной проблемой убеждение друг друга и согласование списка художников. Когда они собрались в апреле первый раз, и каждый из них пришел со списком 50 имен, перекрывались собранные списки, мягко говоря, слабо.
Первый раз на биеннале   используется представление экспозиции на веб сайте. В экспозиции также установлен огромный экран.  Кураторы единодущны в том, что уже не представляют современное искусство без компьютерных технологий.
Программа
cinematic, исторически самая сильная на Биеннале, включает работы  27 художников за последние 3 года. Они представляют многоликий портрет современной Америки и поп-культуры с 50-х годов до наших дней. Работы разделены тематически и показываются уженедельно в Whitney Museums Kaufman Astoria Studios Film & Video Gallery.



До 12 июня в студии Фонда Генри Мура
Henry Moore Foundation Studio выставка "Robert Clark: Plans For The Real World, Parts 1–12" (Галифакс, Великобритания).
Грандиозная выставка в замечательном постиндустриальном выставочном пространстве Студии представляет живописные и графические элементы в комбинации с текстами,   фотографиями, скульптурой, объектами и ассамбляжами. Все это с качественным театральным светом и фонограммами. Как видно из названия, выставка состоит из 12 частей: аркады, сценические подмостки, гробницы, фрагменты разоренных showrooms, кинетоскопы...
Короче говоря такие вещи бессмысленно описывать - их надо видеть и слышать.
On second thoughts forget it.
The world is very very tiny.
The other side of it might not be though.


Весь май в Торонто проходит 4-й "North America s Largest Photography Festival" CONTACT 2000 - крупнейший в Северной Америке фотофестиваль. В рамках Фестиваля организовано более 140 фотовыставок (!). Прошлый фестиваль собрал более 250 тысяч посетителей. Выставочными площадками стали как галереи, музеи, художественные центры, так и рестораны, клубы, другие общественные места, вплоть до самых необычных, таких например как паркинги.


(ФАН www.fan.ru) - в Новосибирске завершился первый Международный фотосалон “Сибирь 2000”. Как сообщил  ФАН главный редактор новосибирского журнала “ФОТО Сибирский успех” Олег Романюк, это мероприятие направлено на развитие искусства художественной фотографии в Сибири. В программе фотосалона экспозиции новосибирских, литовских фотохудожников, семинары, посвященные современной фотографии и новейшим технологиям. Участники мероприятия смогут ознакомиться с новинками и будущими разработками ведущих фотокомпаний Кэнон, Поляроид, Фуджи. Международный фотосалон такого масштаба проводится в Новосибирске впервые и в дальнейшем будет проводиться раз в 2 года.
Команда фотохудожников владивостокской студии "Рольфильм" была признана лучшей из 50 участников. Приглашение на фотосалон "Рольфильм" получил от одного из организаторов - журнала "Сибирский успех". Одиннадцать авторов принесли свои лучшие фотографии, которые и были отправлены в Новосибирск. Решение жюри всех ошеломило: коллекция владивостокских фотохудожников заняла первое место, получив три золотые медали, а работа Виктора Хмелика в номинации "Компьютерная фотография" завоевала Гран-при. Сейчас готовится к выпуску каталог с лучшими фотоработами.


17 мая - 10 июня в галерее Манеж Екатерина Рожкова. В работах используются традиционные японские материалы - бумага ручного литья "васи", сухая тушь "суми" и традиционная же японская каллиграфия.


^  5-9 июня в Москве на ВВЦ в пав. №20  1-я специализированная интернет-выставка "In-2000.Moscow", посвященная новейшим достижениям в области интернет-технологий. Предусмотрена возможность связаться с любым из стендов в режиме on-line. Все происходящее на выставке будет транслироваться в Интернет. Участвуют  интернет-провайдеры, системные интеграторы, контент-провайдеры, информационные агентства, производители аппаратного и программного обеспечения для Интернет, электронные СМИ, интернет-магазины - в общем все, кто поределяет сегодня российский Интернет. Среди 10 круглых столов, посвященных актуальным вопросам развития современного Интернет - круглый стол "Искусство в Интернет". Программа. Участники. Организатор: Джей Би выставки и ярмарки


^ Арт Медиа Центр "TV Галерея"
С 13 мая в рамках международного симпозиума "pro@contra" выставка медиа инсталляций
Лучезар Бояджиев /Болгария/
Мич Флор /Германия/
Видео арт

Б.Якиманка, 6. Тел.: 2380269, Факс: 2389666
www.tvgallery.ru


Певческая культура Древней Руси - "Древнерусские певческие рукописи"
Церковная музыка христианского мира и не только древнеславянская, а средневековья в целом.


На первый взгляд может показаться, что информация о системе PROMT Internet совсем не по делу в наших новостях.
Однако приглядитесь те, кто ее еще не знает.
Она позволяет переводить содержание Web-страниц в онлайне с английского, немецкого и французского языков на русский язык и обратно. И возможность эта бесплатная. Так что корявость перевода можно простить. Все равно огромная помощь.


11.12.99 - 2.06.2000 Культовый музыкант Брайан ИноEnoBrian03.jpg (10824 bytes) показывает в Музее современного искусства "Кьясма" в Хельсинки свою инсталляцию "Kite story", которая представляет собой соединение в одном пространстве музыки, литературы,  нечто вроде скульптуры, что в целом по мнению музыканта, должно являть "музыку в нескольких измерениях". "Сочинение музыки, -говорит Брайан Ино. -  для этой инсталляции больше походило на живописный процесс или создание коллажа, чем на обычное сочинение музыки. Она разделена на 8 независимых слоев, каждый из которых воспроизводится отдельно на разных CD. Их звучание несинхронизовано, и когда, линии расходятся, возникают повторяющиеся темы. Текст взят из японского рассказа "Онмио-Джи" Рейко Отано и исполяется Киоко Инатоме.

The Stars are faraway suns
In The Temple of Heaven
Another name for it
is The Temple of Little Lights


Еще на Арт-Манеже один из посетителей просил помочь в приобретении ADEC/Art Price Annual, который, как известно, содержит около 1,6 миллионов цен - результатов продаж  с 87 года работ почти 170 тысяч художников. Увы на сайте ADEC, о котором мы уже писали, не было возможности заказать CD-ROM. Сейчас есть.
Цена $399 или $130, если вы меняете уже купленный диск 98 года издания.
Предлагается и карманный справочник, правда на 1700 страниц, за 20 долларов.

Приобрести все это можно и на знаменитом amazon.com. Цены такие же.

База данных ADEC пополняется более, чем 300 тысячами записей ежегодно.


Интересный перечень художников русского авангарда на сайте Avant-garde and Russian Art 1900-1930 Достойно написанные (переведенные?) биографии художников на английском языке. Фотографии.


^ Тимур Новиков в Айдан галерее.
Тимур Новиков, в последние годы увлеченный задачей сохранения классических произведений и продолжения классических традиций в современном искусстве обращается к классике советской "парковой" скульптуры, отринутой как примета старой идеологии, - скульптуре из пионерских лагерей. На выставке - 12 работ; фирменные цвета алый, малиновый, голубой и зеленый. Жанр псевдо-хоругви или  псевдо-буддийского свитка, где на фоне голубого бархата - скульптура пионера, запускающего в небо ракету, на фоне алого - пионер со знаменем, на зеленом - он же, но уже с куницей или веткой зелени, кроме прочего, это еще и канон, часто идущий рядом с идеалом. Пионерия - та же церковь, поэтому создание подобных скульптур может быть понято и как религиозное искусство, а их яростное разрушение (Тимур Петрович подчеркивает, что все эти памятники были разрушены вандалами) - своего рода борьба с святынями прежнего культа. "Утраченные идеалы счастливого детства" - очень ностальгическая для большинства наших соотечественников тема, будь то расставание с Идеей или с безоблачным детством.   
Справка: Тимур Новиков является основателем Новой Академии Изящных искусств в Санкт-Петербурге, главным идеологом питерского неоакадемизма, издателем журнала "Художественная воля". Его команда - это известные художники Москвы и Петербурга, работающие самостоятельно, но также придерживающиеся неоклассических идеалов: Айдан Салахова, Ольга Торбелутс, Юлия Страусова, Егор Остров, Александр Медведев и мн. др. На выставке представлены книги: "Похищение Европы" А. Медведева (искусство, торговля, война), "Искусство и коррупция" Брюса Стерлинга и др. издания Академии. См. также новый номер ХЖ (28-29) - к сожалению, пока только в печатной версии.
 Пресс-релиз. В знаменитой речи на первом съезде союза писателей М.Горький, объясняя сущность соц. реализма, показывающего реальность такой, какой она должна быть, уже этим заложил основания социалистического идеализма. Если все советское общество жило при социализме, то отдельный класс в определенные моменты жизни - при коммунизме. Коммунизм был искусственно создан для детей. находящихся на отдыхе в пионерских лагерях. В этой искусственно созданной среде широко распространился и особый подвид социалистического идеализма - коммунистический идеализм. С крушением советской власти это уникальное культурное явление было стремительно разрушено: забыты бодрые пионерские песни, уничтожены сами комплексы пионерских лагерей, а вместе с ними - и бесценные памятники скульптуры, богато украшавшие архитектурные ансамбли этих идеальных загородных мирков. Но живы еще люди, видевшие и помнящие этот, может быть не всегда совершенный, но всегда устремленный к идеальному, мир.
Работа над серией "Утраченные идеалы", я стремился отыскать изображения скульптур, безжалостно уничтоженных в постсоветский период. Эти изображения доносят до нас ту атмосферу коммунистического идеализма, очищенного от социальной борьбы и проблем, волновавших в те годы взрослых. Зрителям, созерцавшим эти скульптуры, предстояло жить в новом, идеальном мире. Эти произведения  продолжали традицию классической античной скульптуры, и в конце 20-го столетия можно смело утверждать, что они являлись последними памятниками этой ныне почти утраченной традиции.
Много работавший над созданием подобных памятников известный советский скульптор Д.А.Пригов сказал: "С греческой культуры фигура человека стала основным презентантом всего искусства, потому что она понималась как микрокосмос. В пределах человеческой фигуры можно было выразить все понимание мира".
На выставке будет представлено 15 работ. Вся серия разделена на 4 условные группы, соответствующие различным канонам изображения "пионера", и демонстрирует весь широкий спектр подходов к этой тематике. Не смотря на то, что работы будут представлены в галерее, они рассчитаны на интимное домашнее восприятие и должны вызывать воспоминания у лиц старшего и среднего возраста.
(пресс-релиз)

Чтение этого текста (предположительно Новикова) вызывает одно принципиальное сомнение или, если угодно, возражение. Не ходят лица старшего и среднего возраста, для которых якобы устроена эта выставка, в галерею Айдан. По крайней мере те из них, кто имеет связанные с пионерией воспоминания.


31.05.2000: ДЕВЯТАЯ ВИДЕОЯРМАРКА В ПИТЕРСКОМ "МАНЕЖЕ"

В Питерском "МАНЕЖЕ" начала работу Девятая "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ВИДЕОЯРМАРКА", которая включает три раздела: технический (профессиональное оборудование для радио, ТВ, кинопроизводства, аудио и видео тиражирования), телерынок (кино-, телефильмы и программы, права на их показ и тиражирование), аудиорынок (продукция студий звукозаписи). В рамках ярмарки пройдут мастер-классы, которые на сей раз заменят доклады на конференциях и позволят специалистам не только рассказать о новых технологиях, но и показать их в действии.


^ 30.05.2000: ЖЕСТКИЕ "СРЕЗЫ" МОЛОДЕЖИ ЭРИКА ВАЗЗОЛЕРА

В Галерее "БОРЕЙ" открылась фотовыставка "МОЛОДЕЖЬ: СРЕЗЫ" Эрика ВАЗЗОЛЕРА (Франция), организованная совместно с Французским институтом в С.-Петербурге. Французский фотограф препарирует "молодежь Европы и бывшего СССР" - так называется глобальная тема его исследований - и "режет" по живому. Перед зрителем предстают украинские проститутки ("Невеселые девицы") из Запорожья и девушки из женской тюрьмы в Чернигове, больная СПИДом молодая мать с девочкой-ребенком из Москвы и спортсмены-инвалиды с острова Ренюньон
и Восточного Берлина, подростки из детского приемника в Вильнюсе и умственно-отсталые дети Каунаса, боксеры в тюрьме Страссбурга и зарядка солдат в Киеве,  детские приемники-распределители детей-бродяг в Москве и
Вильнюсе и исправительная колония для подростков в Бишкеке. Выставка "цепляет", "засасывает" в себя и хладнокровно исследует человеческую реакцию на жесткое и обнаженное зло, такое же, как жесткое порно. После выставки - шок и опустошенность, как будто кто чужой залез в душу, порылся там, пораскидал все, да и ушел не закрыв дверь (ощущение, описанное в "Пикнике на обочине"). Теперь не один день себя собирать придется...

30.05.2000: "СОРОК ВТОРОЙ": ВСПОМНИМ ВСЕХ ПОИМЕННО

В Доме Журналистов на Невском пр., 70 открылась фотовыставка "СОРОК ВТОРОЙ".
Это отчетная выставка выпускников факультета фотокорреспондентов им.Ю.А.Гальперина при С.-Петербургском Творческом союзе журналистов. Декан факультета Павел МАРКИН вручил дипломы Анастасии Абрамовой, Тимуру Багову ("Земляне"), Елене Белоусовой ("Бездомные", "Продавец крыс"), Максиму Бурлаку ("Челофилия (Филипп Киркоров)"), Снежане Бурнаевой ("Пивная  Афродита"), Лидии Верещагиной ("8 марта"), Дмитрию Горячеву ("Стена 2000"), Николаю Гришину ("Max Factor"), Дмитрию Гусарину ("Молодежные проблемы"), Николаю Евстафьеву ("Причащение"), Але Есипович ("Ночь в клубе "69"), Ирине Киселевой ("Бомжи"), Екатерине Кузьминой (композиции со стеклом), Константину Кулакову ("Сладко? Ешь-ка!"), Марианне Мельниковой ("Это жаркое лето 1999"), Денису Медведеву ("С дома сняли крышу"), Наталии Михайловой ("Вокзал на троих"), Сергею Ноздрачеву ("Надзиратель"), Евгении Потаповой ("Пора отпускная"), Андрею Смирнову ("Университетская набережная"), Михаилу Спицыну ("Водолазы"), Михаилу Тынтареву ("Эффективные светофильтры"), Ладе Уваровой ("Дождь"), Олегу Шагапову (серия клубных фотографий), Сергею Щербакову (обнаженная), Елене и Вячеславу Щипалкиным ("Старость") и др.
Поздравляю!


^ 29.05.2000: "МИР ИГРЫ" ИВАНА ТАРАСЮКА

В Галерее "СПАС" открылась выставка Ивана ТАРАСЮКА "МИР ИГРЫ", на которой представлены живописные работы художника и керамика. Тарасюк окончил в 1988 году Академию Художеств по графической мастерской Ветрогонского и затем стажировался у скульптора Аникушина. Творчество Тарасюка - беззаботный и в то же время мистический взгляд на мир, где человек представет в окружении условных декораций как участник карнавала, артист цирка или зритель. Его керамические объекты - несовместимые соединения живого и механического - это
игра со зрителем, который провоцируется яркими и фантастическими персонажами.

28.05.2000: "ЯЩИКИ СНОВЕДЕНИЙ" В МУЗЕЕ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

В Музее Сновидений Зигмунда Фрейда на Большом пр. П.С., 18а открылась выставка Виталия ПУШНИЦКОГО "ЯЩИКИ СНОВИДЕНИЙ". Автор использует метафору "черного ящика" (авиационного самописца параметров полета) для создания "ящиков сновидений" - "черных ящиков" человеческого мозга, "пишущих" покадровую ленту бессознательных картинок сновидений. На выставке представлена инсталляция из 10 длинных световых ящиков с "лентой" стеклянных слайдов, выполненных на старых черно-белых дагеротипных пластинах, покрытых вуалью. В этих ящиках "записаны" бессознательные и иррациональные серии кадров: кладбище - образ смерти и воспоминаний; детство - образ свободы и ясности; женское тело - образ сексуального желания; половые органы - образ неудовлетворенности и лабиринта; уродство - образ непознаваемого и страха и др. Выставка оставляет приятное впечатление единства оригинальной концепции, точной и лаконичной реализации и удачно найденного места в Музее Сновидений Зигмунда Фрейда.

27.05.2000: АРТ-ЦЕНТРУ "МИТЬКИ - ВХУТЕМАС" 3 ГОДА

В Арт-центре "МИТЬКИ-ВХУТЕМАС" на улице Правды, 16-20 открылись две фотовыставки, посвященные трехлетней годовщине центра. Обе выставкиорганизовал фотограф "Митьков" Дмитрий ГОРЯЧЕВ. На первой - "ТРИ ГОДА. ЖИЗНЬ АРТ-ЦЕНТРА МИТЬКИ - ВХУТЕМАС" - он выставил свои фоторепортажи выставок и основных событий, проходивших в центре за три года. На второй фотовыставке - "ОТ ВЛАДИМИРСКОЙ ПЛОЩАДИ К СЕМЕНОВСКОМУ ПЛАЦУ" - Горячев выступил в качестве куратора, подготовив уникальную подборку старинных фотографий конца 19 -
начала 20 веков из фондов Центрального архива кинофотофонодокументов. Здесь - виды улиц, площадей, домов района "Митьков", сфотографированные до революции и в 20 - 30-е годы прошлого века. Многих сооружений, увы, уже нет, другие трудноузнаваемы. Но дом 16 по улице Правды почти не изменился, исчезла лишь надпись "Табачная фабрика" на фронтоне.

27.05.2000: "ДЖАЗ: НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКА", А ЕЩЕ И ИСКУССТВО, И ПОЭЗИЯ

В Музее НАБОКОВА на Б.Морской, 47 прошел однодневный фестиваль "ДЖАЗ: НЕ ТОЛЬКО МУЗЫКА". В двенадцатичасовом non-stop марафоне, вернее, эстафете приняли участие Владимир ВОЛКОВ и ВОЛКОВ-ТРИО, фотохудожники Андрей ЧЕЖИН ("Джазовый альбом") и Фернандо Химено ПЕРЕСА из Испании ("Краски джаза"),
Дмитрий ШАГИН (инсталляция "Джаз вокруг") и Михаил ТРОФИМЕНКОВ (кинопрограмма "Джаз с экрана"). Здесь же была проведена литературная конференция "ДЖАЗ И ЛИТЕРАТУРА" и поэтический вечер "ПОЭЗИЯ ДЖАЗА", в
котором приняли участие Аркадий Драгомощенко, Лариса Березовчук, Дмитрий Голынко-Вольфсон, Александр Гордон, Сергей Завьялов и Александр Скидан. И все это - за 12 часов! Похоже, устроители решили разом покрыть всю территорию современной культуры Питера. Как в песенке "Сегодня в нашем клубе будут танцы, кино, концерт, буфет и дискотека."


^ 26.05.2000: "ПИКОВАЯ ДАМА" ВАЛЕРИЯ МИШИНА УСКОЛЬЗАЕТ ОТ "ОПЕРНОСТИ"

В галерее "ПАЛИТРА" на Малой Морской, 5 открылась выставка Валерия МИШИНА "ПИКОВАЯ ДАМА", подготовленная при участии Всероссийского музея А.С.Пушкина и издательства "Редкая книга из Санкт-Петербурга". "Иллюстрации В.Мишина, - пишет в буклете Э.Кузнецов, - достойно и самобытно продолжают ряд
интерпретаций такого сложного произведения, как "Пиковая дама". Новизна его подхода к повести в том, что он фактически отказывается от воспроизведения хрестоматийных эпизодов сюжета, способных внести в иллюстрации оттенок неуместной "оперности". Его иллюстрации призваны дать представления о зрительных образах, возникающих при чтении текста."

26.05.2000: "ПОХОРОНЫ КУЗНЕЧИКА" В ГУМАНИТАРНОМ АТЕЛЬЕ  "АМПЛИТУДА"

В Гуманитарном ателье "АМПЛИТУДА" в 103 галерее на Пушкинской-10 состоялась презентация нового романа поэта, издателя и денди Николая КОНОНОВА "ПОХОРОНЫ КУЗНЕЧИКА". При большом стечении публики автор прочитал ряд своих стихотворений и прозаических текстов. Чтение сопрвождалось перформансом Глюкли в инсталляции из марли.

25.05.2000: ПАВЕЛ ГОЛУБЯТНИКОВ ПЕРЕЕХАЛ ИЗ ТРЕТЬЯКОВКИ В РУССКИЙ МУЗЕЙ

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка "ВОЗВРАЩЕННОЕ ИМЯ. ПАВЕЛ ГОЛУБЯТНИКОВ (1891-1942)", которая накануне экспонировалась в залах ЦДХ Третьяковской галереи. Сегодня имя Голубятникова известно лишь узкому кругу специалистов. В 1920-е годы художник играл заметную роль в культурной жизни Ленинграда, Киева и Харькова, был участником многих известных художественных объединений, другом и любимым учеником К.Петрова-Водкина. Последний факт объясняет постоянное цитирование учителя, под влиянием
которого, по всей видимости, находился Голубятников. В большей степени это относится к живописным работам, которые еще и "убийственно" залиты лаком и одеты в дорогой и новомодный итальянский багет. Рисунки 1920-х годов более легки и непосредственны, хотя и здесь говорить о свободе от Петрова-Водкина не приходится.

25.05.2000: ОТ "НЕЗНАКОВ" ХОМУТОВА К "НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ"

В "АРТ КОЛЛЕГИИ" на Лиговском пр., 64 открылась выставка Вячеслава ХОМУТОВА "НЕЗНАКИ". Экспозицию составили сотни графических работ, выполненных художником на маленьких - в ладонь величиной - листках "древних" перфокарт. Эти рисунки Хомутов назвал "незнаками". "Незнаки, - поясняет автор, - это подхваченные закономерности развития формы, трактованные сообразно индивидуальным, воспринятым и переработанным принципам... Изначально была сложность, простота - результат." Своеобразным продолжением вернисажа стал
концерт "Ночных снайперов" в клубе "Спартак", который Хомутов подарил почитателям своего творчества. Вот так - ныне художник становится меценатом.


^ 24.05.2000: 90 ЛЕТ НИКОЛАЙ ВОЛОДИМИРОВ ОТМЕТИЛ ВЫСТАВКОЙ

В Большом зале Петербургского Союза художников открылась выставка Николая ВОЛОДИМИРОВА, посвященная 90 - летию одного из старейших представителей реалистического направления в живописи. Володимиров учился в 1927-28 гг. в АХР у Эберлинга и Щипцова, затем в Академии художеств у Кардовского, был знаком с Бродским, Тырсой, Филоновым и Петровым-Водкиным. Художник одинаково успешно работает в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и тематической композиции.

24.05.2000: "ПГИШОТ" - ТОЖЕ "ВСТРЕЧИ", ТОЛЬКО НА ИВРИТЕ

В Галерее "ФУНДУС" в Доме Кино открылась выставка "ВСТРЕЧА", организованная Еврейским центром искусств и ремесел "Пгишот". "Экспозиция, - по словам Александра Симуни, - не ограничена "рамками места", или другой тематической заданностью. Ее участники выставили... пейзажи, образы друзей и близких, сны, мечты и воспоминания - сюжеты, волнующие, наверное, каждого художника. Да и просто каждого человека..." Однако, с художественной точки зрения из 15 участников по-настоящему "волнующими" оказались живописные работы Анатолия Заславского, Арона Зинштейна, Леона Нисенбаум и Михаила Шапиро, а также графика Роберта Лотоша, посвященная памяти Анатолия Каплана - выдающегося ленинградского художника. Каплан и перечисленные выше художники потому и стали мастерами, что преодолели своим творчеством не только "рамки места", но и рамки национальности.


^ 23.05.2000: ФОТОПОВЕСТВОВАНИЕ ОБ ИОСИФЕ БРОДСКОМ

В Музее Ахматовой открылась фотовыставка Михаила ЛЕМХИНА "ИОСИФ БРОДСКИЙ. ФРАГМЕНТЫ", которую составили фотографии из вышедшего в 1998 г. в Нью-Йорке альбома Лемхина "Josef Brodsky. Leningrad. Fragments". Этот альбом представляет собой не просто цикл фотографий, но, по определению крупнейшего культуролога и философа Сюзан Зонтаг, "своеобразное фотоповествование, в котором каждая фотография подобна слову или отдельной фразе". Это уникальное издание было подарено Лемхиным Музею Ахматовой и, к сожалению, отсутствует в библиотеках города. Теперь петербуржцы получили возможность вживую познакомиться с фотографиями, вошедшими в это издание.

23.05.2000: АКТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ ЛЕНИНА В КРАСНОЯРСКЕ

На семинаре Валерия САВЧУКА в 103 галерее на Пушкинской 10 с докладом "АКТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ МУЗЕЯ ЛЕНИНА В КРАСНОЯРСКЕ" выступил Дмитрий ПИЛИКИН. Он поделился опытом кураторской работы с регионами (Красноярск, Новосибирск, Екатеринбург, Петрозаводск) и остановился на проблеме репрезентации современного искусства в провинциальном музее. Ситуацию в этих музеях Пиликин охарактеризовал как "время, остановленное на бегу", так как они создавались еще в доперестроечную эпоху и несут на себе отпечаток советской гигантомании: огромные здания, циклопические скульптуры Ленина и т.п. "Сегодня важно, - отметил Пиликин, - преодолеть излишнюю концептуальность художественных проектов, по-новому взглянуть на окружающие нас вещи и создать искусство иного порядка".

23.05.2000: ДЖОН КЕЙДЖ: ГЕОМЕТРИЯ ВОСПРИЯТИЯ

В Музее Сновидений Зигмунда Фрейда (Большой пр. Петроградской стороны, 18А) состоялась лекция Джоан РЕТАЛЛАК (Бартон Колледж, Нью-Йорк) "ДЖОН КЕЙДЖ: ГЕОМЕТРИЯ ВОСПРИЯТИЯ". Реталлак познакомилась с известным американским композитором, поэтом и фолософом в середине 1960-х годов, многократно встречалась с ним и беседовала о современном искусстве. Результатом многолетних исследований стала книга о Джоне Кейдже, недавно вышедшая в США.


^ 22.05.2000: ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКЦИОНИЗМ "НА ДНЕ"

В десятом номере газеты "На дне" опубликована статья Максима РАЙСКИНА "О ЖИЗНИ И О ТОМ, КАК ОНА ВРЕДНА ИСКУССТВУ", посвященная петербургскому акционизму. Автор анализирует стратегии "Новых тупых", Ц.Т.И. (Дмитрий Алексеев и Игорь Межерицкий), Алексея Варсопко и Александра Медведева в дискурсе "растворения в среде" и приходит в выводу: "И те и другие не выстраивали свои действия как сознательный проект по развалу концептуализма (в местном контексте, неоакадемизма), но тем не менее сумели создать независимое от тусовки дискурсивное пространство внутри художественной среды."
Кроме того "На дне" публикует рецензию Данилы ДАВЫДОВА "АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МАРГИНАЛЬНОСТИ" на книгу Александра Секацкого "Соблазн и воля", статью Юрия ПЛЮСНИНА "ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ", репортаж Андрея КУДРЯШОВА "ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЗВУЧИТ СТРАННО. ПЕРСОНАЖИ" и интревью с Олегом ТАБАКОВЫМ "ЧЕЛОВЕК ОДИНОКИЙ. ИСПОЛНИТЕЛИ", посвященные премьере спектакля "НА ДНЕ" (пост.Адольфа Шапиро) в Московском театре ОЛЕГА ТАБАКОВА. "Во время спектакля, - замечает Кудряшов, - с удивлением понимаешь, что происходящее на сцене кажется новым и неожиданным, несмотря на то, что решение спектакля, на первый взгляд, вполне традиционно..."


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO