АРХИВ с 08.02.00 по 10.03.00:

29.01.2000  в Музее современного искусства Сан-Франциско  (SFMOMA) открылась выставка "Возвышенное: Концептуальное искусство - изображения в движении" / "High Minded: Conceptual Art in Moving-Image Media" . Начиная с конца 50-х ряд художников производили эксперименты с движущимися изображениями в качестве одного из средств концептуальной практики. Лучшие видео и проекции с 60-х до конца 80-х гг., демонстрируемые на выставке High-minded,   включают работы таких художников как Петер Кампус (Peter Campus), Говард Фрид (Howard Fried), Доу Холл (Doug Hall), Джон Джонас ( Joan Jonas), Джим Мелшер (Jim Melchert) и Штена Васулка (Steina Vasulka).


С 22 февраля в резиденции посла России в Вашингтоне Юрия Ушакова   выставка работ Шемякина под девизом "Мужество истины".

61831.jpg (3900 bytes) Михаил Шемякин на фоне своей мастерской в Клавераке (США).

61829.jpg (4396 bytes)Михаил Шемякин в галерее созданного им Института философии и психологии творчества в городе Хадсон (США).


Visual Art League (США)   предлагает проект VALWEB, виртуальную платформу для совместного творчества, экспериментов и обмена идеями. Примеры - проект Mailart   и Floatart


Объявлены победители международного художественного конкурса 99 года, организованного австралийцами.


ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РУССКОГО ПРИМИТИВА
http://www.museum.ru/museum/primitiv Русскоязычная версия
В современном  Интернете есть два типа музейных сайтов: представительства реально существующих музеев и виртуальные музеи. Последнее название достаточно условно. Как правило, виртуальные музеи представляют собой
разновидность альбомов, их авторы не ставят перед собой задачи создания в информационном пространстве подобия музейного организма. Впрочем, есть и исключения, и к их числу принадлежит проект "Виртуальный музей русского примитива". Пользователь посещает несуществующий музей, который имеет здание с экспозициями, каталог, сотрудников... Обращаем Ваше внимание на то, что создателями виртуального музея впервые стали профессиональные музейные проектировщики (сотрудники Лаборатории музейного проектирования РИК), искусствоведы (сотрудники Третьяковской галереи, Исторического музея, ГМИИ, музея "Царицыно" и др.) и архитекторы (ПНКБ "Архитектура и культурная политика"). Специальная программная разработка для сайта выполнена на севере "Музеи России". О результатах можете судить сами. Авторы будут благодарны за любые суждения по поводу их детища.

Алексей Лебедев,
доктор искусствоведения, автор сценария и научный редактор сайта "Виртуальный музей русского примитива"
avleb@rmt.ru


Весьма активно заявляют о себе в Сети художники реалисты-пейзажисты. Например американские, объединенные к тому же в National Academy of Professional Plein air Painters. На страницах сайта Академии представлено более 20 художников, причем оговорено, что их много больше, но пока только эти имеют свои сайты (в основном, кстати, с "фамильными" именами доменов). Например William Scott Jennings работы которого четко соответствуют обозначенным на его персональном сайте разделам: горы, небо, каньоны etc.
Вот такая вот работа
Valhalla.jpg (10028 bytes)
Valhalla называется.
Сайт Академии характеризует Jennings'а как "...winner with a Grand Prize of $50,000 for his painting "Timeless Beauty".
Работы явно продаются, для чего на сайте выложены довольно приличные (до 750 пикселей) изображения. Для более полного впечатления. Цены выясняются   по email. Тогда как на сайтах других художников обозначены четко. Надо признать, цены есть более, чем скромные, в основном несколько сот долларов, реже $1500 и чуть выше. Вполне в пределах $1000 за квадратный метр.

Правильно рассудили объединившиеся в Академию пейзажисты. Их работы вполне могут покупаться on-line теми людьми, которые такой живописью интересуются. Да еще с доставкой на дом.
Некоторые из академиков отсылают покупателя в галереи, но это опять виртуальные экспозиции, сайты с возможностью покупки on-line.


C 18 февраля до 7 марта в залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21)  выставка произведений двух известных живописцев: Афанасия Николаевича Осипова  и Андрея Андреевича Тутунова.
Обе экспозиции - своеобразный отчет авторов   более чем за полувековую творческую деятельность.


3.03. - 8.03.2000 В ЦДХ  8-й Антикварный салон, на котором будет выставлена мелкая скульптура, ювелирные изделия, часы. Среди некоммерческих проектов упомянуты проекты галереи Ковчег - московские живописцы 20-30-х гг. из группы "13", журнала "Мезонин" - фотографии Сержа Жака "Улицы Парижа. 1930-е - 1960-е" и журнала "Пинакотека" - путевые зарисовки Григория Чернецова "Земля обетованная". 


С 10.02 до 5 марта в галерее  "ДАР"   выставка "Новейшая русская азбука" московского митька Константина Батынкова, собравшего около 40 художников, каждый из которых представляет свою азбузу. У самого Батынкова - это силуэты самолетов из Справочника сержанта составляющие "Прости и помилуй".


3.02. - 3.03.2000 в галерее Новая Коллекция (Б. Полянка, 15, тел. 959-01-41) выставка Кирилла Челушкина "Антимимесис". Анти  (греч. аnti - против) - противоположность. Мимесис (греч. mimesis - подражание) - термин древне греческой философии, характеризующий сущность человеческого творчества.


с 10.01. до 29 февраля в XL-галерее выставка Сергея Шутова "Русский интерактивный пейзаж".XL-Shutov.jpg (19079 bytes)
Пейзажи эти миниатюрны настолько, насколько невелики настольные игры серии футбол-хоккей, интерактивность которых понятна - игроки движутся, ведомые фантазией и расчетом "настоящего" игрока. Эти настольные игры и использовал Шутов для своих пейзажей, выкрасив их  белым и заменив игроков елочками. То есть в название выставки следовало бы добавить "...зимний".
Если б все это в натуральную величину, да еще медведей нарезать из фанеры, приводить же в движение этот мощный механизм кручением гигантского какого-нибудь колеса-штурвала с гидроусилителем,  вполне экспортный товар мог получиться, например для следующего биеннале... Shishkin interactive...


c 4.02.2000 В музейном комплексе Московского государственного академического лицея по адресу: Крымский вал, д.8 (контактный тел. 201-47-71)  выставка  Алексея  Шмаринова.


2.02 - 29.02. 2000 в Айдан-галерее выставка канадской художницы Даны Вайз. Выставка "Без названия"


Февраль - выставки в Нью-Йоркском Сохо:

Walter De Maria Broken Kilometer
Dia Center for the Arts (Soho I), 393 West Broadway, New York, New York 10012
Walter De Maria The New York Earth Room, 1977
Dia Center for the Arts (Soho II), 141 Wooster Street, New York, New York 10012
H. C. Westermann Death Ship/ Important Sculptures, Drawings, Prints.
26.-1-26-02
Lennon, Weinberg Gallery, 560 Broadway, New York, New York 10012
Pin-Ups 2000 22.01-26.02
Louis K. Meisel Gallery, 141 Prince Street, New York, New York 10012
Cildo Meireles
Первая Нью-Йоркская выставка бразильского художника. До 5.03
New Museum of Contemporary Art, 583 Broadway, New York, New York 10012
Shawn Dulaney Monoprints 12.01-23.02
Sears - Peyton Works on Paper, 560 Broadway, New York, New York 10012

14.12.99 открылся Музей Современного Искусства на Петровке, 25. Числа 13 января он закрылся по техническим причинам (якобы расширение экспозиции, хотя ходят лухи об обратном: что Третьяковка, Русский Музей и другие коллекции, предоставившие свои работы, отозвали их обратно). Преждевременное открытие музея, имевшее рядом своих преимуществ бесплатный вход, например, повлекло и ряд недочетов, которые, вероятно можно было избежать: исправленные ручкой таблички к картинам, отсутсвие логики в развеске картин, не говоря уж об отсутствии концепии музея вообще, которая вряд ли появится задним числом. При том, что профессиональное недовольство Музеем современного искусства вполне законно, толстые альбомы, разложенные в каждом зале музея, ломятся от зрительской благодарности и счастья. Как-то это обезоруживает критиков...


9.12.99 - 27.02.2000  "Небеса: выставка, которая разобьет вам сердце"  в Музее Тейт (Tate Museum) в Ливерпуле. Выставка собрала работы художников из разных стран в жанрах видео, скульптуры, фотографии, моды. "Небеса" это религиозность современного мира. Теперешний культ красоты и совершенного тела можно связать с религиозной догмой о проявлении добродетели в красоте. В отношении общества к своим кумирам есть нечто сродни преклонению перед святыми.   Среди причисленных к святым Элвис Пресли, принцесса Диана, Мадонна. Выставка вещей, принадлежащих богатым и знаменитым людям, сопровождается серией фотографий Ральфа Берна и скульптуры Джеффа Кунза. Пляжные фотографии Марико Мори создают образ нового рая. Голова женщины-робота Кирстен Геслер контрастирует с видео Орлана. На выставке "Небеса" стирается грань между высоким и низким искусством. 45.jpg (10104 bytes)Интернет-версия выставки http://heaven.komed.de. Выставка организована Kunsthalle Dusseldorf.


18.12.99 - 27.02.2000 "От Кандинского до Корнеля, искусство линографии в 20 веке" в Кобра Музее (Cobra Museum) в Амстелвене (Нидерланды). Выставка содержит около 150 линогравюр мастеров из разных стран, включая Кандинского, Кирхнера, Пикассо, Матисса, Базелитца и Паладино, а также работы голландских художников, таких как, М.С. Эшер, Сезар Домела, Жан Остинг, Корнейль, Клас Губбельс и Марк Брюс. Выставка также дополнена кратким экскурсом в историю линогравюры и сопровождается цветным каталогом.


Лондон. 5.02. - 24.02.2000 в лондонской APT-галерее (APT-gallery)  проходит выставка "Натриевая слепота" ("Sodium Blindness")Lond1.jpg (6726 bytes)
Это - групповая выставка шести художниц, работающих с видео и фотографией, главный сюжет которых - городское пространство в ночи. Вдали медленно простираются с запада на восток мириады городских огней. Пребывание в тех частях города, которые находятся вдали от освещенных яркими огнями больших улиц, означает больше, чем только территориальное "далеко". Исторически яркие огни West End'а ассоциировались с развлечениями ночной жизни, тогда как темные улицы и безлюдные кварталы Лондона заставляют думать о таящихся в ночи преступлениях. Из работ шести художниц видно как женщины обустраиваются в ночном городе, "Натриевая слепота" - это также попытка разоблачить множество мифов, связанных с ночной жизнью современного города. Подробнее о работах Сары Конвей, Хелен Кушман, Линн Марш, Шизуки Йокомицо, Клодин Хартцел, Викки Ветрилл.


24-27 февраля в Школе драматического искусства - очередной шедевр Анатолия Васильева, "Моцарт и Сальери". Музыка, как и в предыдущей постановке, Владимира Мартынова. В спектакле участвует ансамбль Сирин, Татьяна Гринденко с ансамблем же. С музыкой априори все в порядке.  По поводу спектакля - театр все-таки - пока одни слухи. Если у кого-то завтра появятся реальные впечатления, пришлите - поместим в новости.
Вообще современный театр зачастую интересней, чем современное визуальное искусство (которое еще  по привычке называют изобразительным), хоть и давно театрализованное, но все-таки уступающее в зрелищности настоящему современному театру.


В Лос Анжелесе до 21 февраля проходит Панафриканский фестиваль кино и изобразительного искусства PAFF. Впечатляющая кинопрограмма  лучших афроамериканских авторов и выставки более, чем 80 наиболее известных мастеров визуального искусства (все - афроамериканцы).


До середины февраля в Зверевском Центре современного искусства - выставка "Христос - хороший человек", куратором которой выступил Константин Звездочетов. Среди участников - известные   художники, которые незадолго до этого встречались на выставке "Вертеп" почти о том же  в галерее Марата Гельмана, - Андрей Филиппов, Никита Алексеев, Гор Чахал, Константин Батынков, Николай Полисский, Валерий Айзенберг, Андрей Логвин, Евгений Семенов, Василий Флоренский и др.


Огромный artists index на artnet - 6000 художников с 20000 работами в 800-х галереях. Наши художники попадаются, но те, чьи работы представлены западными галереями. В первом заходе хватило терпения на букву"A". Семен Агроскин, Александр Архипенко.


11.12.99 - 20.02.2000 "Структура и Поверхность: современность" под таким интригующим названием проходит в Художественном музее Акрона (США) (Akron Art Museum ) выставка современного японского текстиля. Она демонстрирует взаимодействие традиционной эстетики и современных технологий, что позволило японцам стать лидерами в современной моде и текстильном дизайне. На выставке представлены более 100 экзотических работ лучших художников и дизайнеров Японии с упором на использование креативных пост-индустриальных технологий. Выставка разделена на шесть отделов в соответствии с главными характеристиками текстиля: прозрачные, цветные, блестящие, набивные, "скульптурные" и многослойные.
Видео о истории японского текстиля и документальные фильмы о Миаке Иссей сопровождают выставку. Интересно, что посетители могут не только созерцать произведения текстильного искусства, но и трогать образцы


Реклама потрясающего ресурса Artciclopedia. Шутка конечно. При  более, чем 30 тысячах посещений в день, что им наша реклама. Скорее информация для Рунетовских любителей искусства. 6000 художников в банке данных Арт энциклопедии. И попытки не найти сколько-нибудь известное имя практически беcполезны. При столь представительной выборке и очень приличном (для сайтов по искусству) количестве посетителей не мудрено, что ресурс имеет рейтинг художников по числу обращений на соответствующие страницы. Вот такой например сегодня:


4.02. - 19.02.2000 Санкт-Петербург. Галерея "С.П.А.С." - "В поисках мандрагоры" и "PLUS ULTRA" – две персональные выставки петербургских художников Анастасии Нелюбиной и Андрея Лурье.


Казахстан 8.01. - 20.02.2000 Ретроспектива Энди Уорхола проходит в Алма-Ате (Казахстан) в Министерстве Образвания и Культуры (Department of States Bureau of Educational and Cultural Affairs). Выставка состоялась благодяря партнерству с Питсбургским музеем Энди Уорхола и в 2000-2001 году должна посетить 12 стран Южной и Восточной Европы. Во многих из этих стран работы знаменитого американского художника будут показаны впервые. На выставке представлено 55 работ Уорхола, среди которых хрестоматийные Мерлин Монро, банка супа Кэмпбэлл и др.


В галерее Файн Арт  выставка Фарида Богдалова "Вам хорошо!".20.01.2000 - 19.02.2000.


10.02. - 20.02 в галерее А3 выставка работ арт-директоров рекламного агенства "Видео-Интернешнл" Дмитрия Болдинова и Сергея Синцова "Не реклама".


До 20 февраля в ЦДХ, в зале 2 выставка фотографии Шая Гинота "Вначале..."


c 18 января до 16 февраля в залах Российской академии художеств  выставка произведений мастера современного графического искусства, члена-корреспондента Российской академии художеств Мюда Мариевича Мечева. Творчество этого художника Папа Иоанн-Павел II отметил серебряной медалью Понтификата "За гуманизм и достижения в искусстве". Имя М.Мечева, создателя гравюр к карело-финскому народному эпосу "Калевала", блестящего иллюстратора знаменитого памятника древнерусской литературы "Повесть временных лет", а также четырех канонических Евангелий широко известно у нас в стране и зп ее пределами. Представленные в экспозиции произведения отмечены большой любовью художника к родной земле, к неброским красотам сурового русского севера.


10-15 февраля в Мадриде международная ярмарка ARCO'00 Участвуют 101 испанская галерея и 155 галерей из 29 стран. Отбор  осуществлял международный комитет, состоящий из представителей галерей с международной известностью и представителей музеев современного искусства.


До 15 февраля в Историческом музее (зал Воскресенских ворот) уникальная выставка "У истоков фотоискусства". Около 200 дагеротипов зарубежных и Российских мастеров середины прошлого века. 
Возможно самая интересная из всего изобилия выставок первой половины февраля.


В Росизо выставка Татьяны Назаренко "Конец тысячелетия: гибель империи". До 14 февраля.


В Австралии. С 16.09.99 в Джон Кертин галерее (Перт, Австралия) открыта выставка "Водная терапия". В течение 2000 и 2001 года она будет путешествовать по Австралии, даря жителям сухого континента ощущение свежести и прохлады. "Водная терапия" - это  искусство, созданное с использованием воды. Восточное созерцание воды, как образа саморасстворения, вступает в диалог с западным взглядом на воду, как на средство очищения. Высшая добродетель подобна воде, которая легко преодолевает все препятсвия (Лао-Цзы). В течение тура выставку будет сопровождать"Душевая книга", в которой и вы можете оставить свое послание. Художники, принявшие участие в проекте: Роберт Бэйнс/Robert Baines, Роз Бандт/Ros Bandt, Клэр Белфрейдж/Clare Belfrage, Браунин Госс/Brownyn Goss, Жаки Гропп/Jacqui Gropp, Эдриэн Джонс/Adrian Jones, Джани Мэттьюс/Janie Matthews, Энн Нейл/Anne Neil, Сьюзен Пади/Susan Purdy, Сью Сэксон/Sue Saxon, Лиз Вильямсон/Liz Williamson.


17.12.99  в Музее современного искусства Сан-Франциско (SFMOMA) открылась выставка "Нью-Йорк: Живопись сегодня, последние приобретения", которая включает в себя большой спектр абстрактных и фигуративных работ молодых художников, приобретенных в последние три года Музеем или подаренных ему. Представлены на выставке следующие художники: Елизабет Пейтон, Николя Тисон, Удомсак Кризанамис, Люк Тиманс и др.


В галерее Манеж, что в здании Манежа выставка Евгения Гороховского и Алексея Григорьева "Интервалы опыта". 27 января - 13 февраля


25.01. - 12.02.2000 Первая выставка современного искусства стран Балтии в США проходит в Национальном Художественном Клубе (National Arts Club ) в Нью-Йорке. На ней представлены 67 работ 43 художников и скульпторов из Эстонии, Латвии, Литвы - уникальная для американских зрителей возможность знакомства   с современным искусством бывших республик СССР, теперь - независимых государств Балтии. Куратор выставки - американка Барбара Крейн. Кроме Нью-Йорка, выставка посетит еще четыре города: Вашингтон (9.03. - 8.04), Чикаго, Хьюстон и Лос-Анжелес.
U.S.-Baltic Foundation 733 15th Street, NW,Suite 1026,Washington,DC 20005 e-mail usbaltic@usbaltic.org


Роттердам. Голландия. 20.11.99 - 13.02.2000 в Witte de With Center for Contemporary Arts проходит выставка "Стимул" / "Stimuli" holland3.jpg (10691 bytes)
Современное искусство нарушает наше восприятие реальности. Плоскости цвета, головокружительные линии, мутирующие репрезентации делают наше зрение осязаемым. Ядро всей традиционной эстетики - представление о том, что искусство волнует ум, целясь в тело - с трудом воспринимается сегодня. Джунгли истории, контекстов и теории, кажется отказывают телу в исключительно визуальном восприятии. Невозможно отрицать, что более, чем когда-либо, искусство связано с потребительским стимулом. Меняя зрительское сознание, этот стимул порождает альтернативное восприятие, сравнимое с галлюцинацией.
"Стимул" исследует физический опыт изобразительного искусства в состоянии галлюцинации в произведениях классического и современного искусства. Медленно изменяющиеся образы, повторяющиеся движения и оптические искажения выставленных работ высвобождают различные уровни сознания, включая гипноз, экстаз, транс и шок.
Выставка организована в сотрудничестве с Карел Шамперс (Karel Schampers), ведущим куратором современного искусства роттердамского Музея Бойманс Ван Бенинген (Museum Boijmans Van Beuningen).
Выставка "Стимул" сопровождается публикациями, среди которых классика Георга Симмеля (Georg Simmel) "Метрополис и жизнь разума" и "Dream Machines. Новые медиа - новые интоксиканты" Джо тен Берга (Jos ten Berge). Представленные художники и их работы.


В XL-галерее фотоинсталляция Семена Файбисовича "Каждый охотник желает знать". 19.01. - 12.02.


До 13 февраля в Музее частных коллекций (Волхонка, 14) выставка живописи, скульптуры и графики российских художников, входивших в группу "Голубая роза". 1900-1910-х годы.


20.01. - 12.02.2000 в галерее Гельмана выставка Иры Дубровской "Глобусы". Ира Дубровская живет и работает в Берлине и кроме активного участия в различных выставках и проектах является участником рок-группы "УНТЕРВАССЕР", состоящей из художников и музыкантов Москвы и Берлина. Большая часть художественных работ И. Дубровской объединена общим названием "Субъективная география". В этих работах художник использует, как основу, обыкновенные глобусы, превращая их в личный универсум. Работам художницы присущи сознательная гиперболизация ценности внутреннего мира личности ("Субъекта") в эпоху его сознательного обесценивания.


Ценителям традиционного маринизма. На Айвазовском он не иссяк.
С 25 января по 12 февраля в выставочном зале "Творчество" (Таганская ул. 31/22) выставка Феодосийского мариниста Сергея Григораша, работы которого украшают офисы   Германии, России, Украины, Италии, Испании и ... Арабских Эмиратов.


В Арт Медиа Центре “TV Галерея” выставка Яноша Шугара (Будапешт) и Юрия Лейдермана (Москва) "ОБЩЕЕ НАПОМИНАНИЕ / GENERAL REMINDER" 11 января - 12 февраля


В музее современного искусства Дублина   выставка Kathy Prendergast (1958, живет и работает в Лондоне). В 1995 была награждена престижной Premio 2000 prize Венецианской Биенале. В 19997 году  Tate Gallery, London устраивала ее персональную выставку.


До 10 февраля в галерее Вместе (Трехпрудный пер, 9, от метро"Маяковская") выставка Стаса Намина "Фотографии".


До 11 февраля любители реализма 50-х - 60-х годов могут посетить выставку зимних пейзажей в NB галерее (Сивцев вражек, 6/2, вход следом за турагенством ПанорамаТур, 2 этаж, помещение 2, тел 2034006)


27.01.2000 - 8.02.2000 в Токио в Музее Даймару выставка "От Уистлера до Уорхола: век американской тиражной графики". Тиражирование авторских работ ограниченным тиражом - одна из ступеней на пути демократизации искусства. Вот, например, и в новообретенном Москвой Музее Современного искусства можно увидеть Хуана Миро, Сальвадора Дали и Джорджо де Кирико в цветных литографиях, изданных ограниченным тиражом. А ведь раньше и такого не было. И нам, и японцам, как людям находящимся на географических выселках, приходится довольствоваться и этим, а также привыкать к дематериализации искусства в сети Интернет, потому что, как справедливо замечено, именно возможность тиражирования подняла в ХХ веке значение музыки до невероятных высот, и в этом же кроется залог грядущего успеха изобразительного искусства.


В галерее выставка Александра Суворова "Простые вещи" (деревянная скульптура и живопись). Галерея наивного искусства "ДАР" теперь работает только по субботам и воскресеньям с 14.00 до 17.00. До 5 февраля.


Поиск работы или работников на сайте wwar.com. Скажем так, в области визуальных технологий и визуального творчества.
Выбрал на пробу web designer и почитал несколько из 22 отобранных резюме. Весьма советую посмотреть нашим веб дизайнерам.
Другие разделы могут быть интересны художникам, дизайнерам и другим мастерам визуальных дел.


Петербург - центр теоретизирования на тему виртуальной реальности в Сети и вне ее. Текст Ольги Горюновой в РЖ.


Впечатляющий пример использования технологии VRML на сервере Parallel Graphic (Параграф). 3-х мерное представление объектов русских конструктивистов начала века.
Для просмотра вам потребуется установить Cortona VRML клиент.


Вот такие художники адекватно представляют современное искусство по мнению специалистов музея современного искусства Stedelijk, Амстердам:
Cezanne, Chagall, Cucchi, Dibbets, Forg, Kandinsky, Kirchner, de Kooning, Kiefer, Lichtenstein, Malevich, Merz, Mondrian, Nauman, Newman, Pollock, Picasso, Rietveld, Ryman, Serra,  Warhol.


^ О выставке Даны Вайз в Айдан-галерее. "Без названия".
Если таблетка лечит от простуды, почему она не может лечить от сквернословия или гомосексуализма? А заодно стимулировать появление новых полезных качеств и знаний. В общем - удовлетворять любое желание, которое может возникнуть у нормального человека. Остается только выяснить, кто есть нормальный человек. Этим и занимается Дана Вайз.
Результат многолетних исследований канадской художницы приобрел вид скорее фармацевтический, нежели традиционно художественный, а выяснить степень нормальности, оказывается можно от противного, при помощи заветных пилюль, отслеживая собственные реакции на предложение избавиться от того или иного порока или, напротив, приобрести нечто хорошее.
Собственно, Дана превратила культпоход на выставку в посещение супермаркета. Вожделенный товар - пилюли. Вероятно, волшебные. Расфасованные с краткой интсрукцией-аннотацией, где объясняется действие конкретного препарата. Все вроде бы безвредно для физического здоровья. Продается без рецепта.
В действительности, это отнюдь не самый плохой прогноз для грядущего Общества Потребления, где все необходимое будет предложено клиенту в самой удобной форме (сладкая таблетка). И ВСЕ будет исполняться во мгновение ока.
Конечно, после приобретения таблетки возникает масса вопросов. Проглотить сразу же или лучше подождать? Поверить обещанию или посмеяться? В конце концов, иметь или быть?
Вторая часть проекта носит название "Воспоминания для женщин", так как некоторые пилюли предназначены для дам, одержимых поисками собственной идентичности и желанием постоянно улучшать себя. Дана предлагает поэкспериментировать с воспоминаниями? стереть неинтересные и записать новые, более красочные и захватывающие. Можно обзавестись абсолютно реалистическими воспоминаниями о встрече с пришельцем, удачной карьере в модельном бизнесе, сексе с Леонардо Ди Каприо и т.д. В общем, при помощи пилюли в сознание загружаются все казалось бы несбыточные мечты, которые творят ТВ и Голливуд, убеждая, что именно такие желания должны быть у нормальной женщины.
Проект "Пилюли" уже был  показан в Исландии, Дании, США (НЬю-Йорке, Лос-Анжелесе), Великобритании, Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии. Скоро отправится в Южную Америку и Японию.


^ 26 января в галерее "А-3" на Старом Арбате состоялась презентация очередного этапа Московского Международного Line-Фестиваля
"ФОКОМ 2000". Пользователи Интернета  увидели происходящее в прямой интернет-трансляции, теперь эту запись можно увидеть в архиве фестиваля на сайте ФОКОМ 2000.
        Line-Фестиваль "ФОКОМ 2000" - это празднование перехода из одного тысячелетия в другое длиною в один год. На фестивале помимо
традиционных форм искусства представлены и другие направления, существующие в искусстве конца второго тысячелетия: фотографии, компьютерная графика, ассамбляжи, видео-арт, арт-объекты, перформансы, инсталляции, net-art.
      "Фоком" отличается от других художественных выставочных проектов тем, что представляет зрителю произведения искусства на качественно новом уровне, используя презентационные возможности компьютерных технологий, мультимедиа, Интернет. On-Line выставка "ФОКОМ 2000" будет работать в сети Интернет весь 2000-й год, постоянно пополняясь новыми участниками. Ее адрес - http://focom.www.ru


^ Лондон. 5.02. - 24.02.2000 в лондонской APT-галерее (APT-gallery)  проходит выставка "Натриевая слепота" ("Sodium Blindness")
Это - групповая выставка шести художниц, работающих с видео и фотографией, главный сюжет которых - городское пространство в ночи. Вдали медленно простираются с запада на восток мириады городских огней. Пребывание в тех частях города, которые находятся вдали от освещенных яркими огнями больших улиц, означает больше, чем только территориальное "далеко". Исторически яркие огни West End'а ассоциировались с развлечениями ночной жизни, тогда как темные улицы и безлюдные кварталы Лондона заставляют думать о таящихся в ночи преступлениях. Из работ шести художниц видно как женщины обустраиваются в ночном городе, "Натриевая слепота" - это также попытка разоблачить множество мифов, связанных с ночной жизнью современного города. Движение через пустой сумеречный город - главный сюжет видео-работы Сары Конвей. Хелен Кушман также фокусирует внимание на городских улицах, создавая в стенах APT-галереи подобие городского пространства, прогуливаясь по которому зритель вспоминает ощущение ночного Лондона. Видео-проекция Венеры Линн Марш связана с индивидуальным движением через пространство.   Погружаясь в устроенное Линн Марш темное пространство зритель видит образ, напоминающий могучих персонажей видеоигр, который движется через городской пейзаж, похожий на мир видеоигр. Фотографии Шизуки Йокомицо также обращаются к теме контроля и власти над ночным пространством, но в ее случае - это самоуверенные незнакомцы в своем собственном царстве. Люди, которых анонимно фотографировала Йокомицо, просто выглядывают вечером из окон своих домов и представляют собой удивительную галерею частных портретов. Клодин Хартцел исследует взаимоотношения внешнего и внутреннего ночного пространства, однако ее больше занимает мимолетный взгляд внутрь пространства, нежели из него. Ее образы - это домашние и офисные интерьеры, которые мелькают мимо нас, когда мы путешествуем по городу ночью. Вики Ветрилл в течение года снимала одну и ту же улицу в районе "красных фонарей" в Париже. В ее снимках - очаровательный гламур множества заведений, обещающие ночные удовольствия. Позади тяжелых портьер висящих у входа разместился ярко освещенный интерьер, в котором увиденные мельком тяжелые ковры и прочие атрибуты создают специальную обстановку для секс-индустрии.


^ 11 января - 10 февраля в Арт Медиа Центр “TV Галерея” выставка Яноша Шугара (Будапешт) и Юрия Лейдермана (Москва) "ОБЩЕЕ НАПОМИНАНИЕ / GENERAL REMINDER"

Развивающийся во времени и трансформирующийся от места к месту совместный художественный проект Яноша Шугара и Юрия Лейдермана “General Reminder” уже был представлен в Будапеште (1998), Гданьске (1999) и Загребе (1999), весной этого года он станет частью одной из коллективных выставок восточноевропейского искусства, организованных выставочным центром Jeu de Paume, Париж. Выставка в Московском Арт Медиа Центре “TV Галерея” включает в себя инсталляции как уже выставлявшиеся ранее, так и оригинальные. Идея проекта возникла спонтанно и не у самих авторов, и даже в отсутствие одного из них. Собственно как раз последнее, а именно, остро почувствованная московским куратором Виктором Мизиано необходимость участия Юрия Лейдермана в разговоре, который состоялся между ним, Яношем Шугаром и куратором Музея Людвиг Каталин Нерэй в одном из будапештских ресторанов, подвигла русского и венгерского кураторов на инициацию творческого диалога между двумя близкими по духу и методу художниками. Впервые их встреча состоялась в 1996 году на Роттердамском фестивале современного искусства Манифеста 1, в котором оба принимали участие. Далее художники продолжили диалог в письмах.
“Как ты думаешь, не выбрать ли нам нонсенс как тему?”  - так начал Янош Шугар свое письмо Юрию Лейдерману от 30.10.96. Практическое художественное освоение концепта “нонсенс”, задокументированное в развивавшейся на протяжении почти двух лет переписке стало авторским комментарием к проекту, войдя в его каталог. Что первично, идея или слово? понятие или вещь? Где берут свое начало универсалии, в мышлении или в чувственных явлениях? Еще средневековый концептуалист Иоанн Солсберийский объявил этот вопрос открытым, придя к выводу, что однозначный ответ на него дать невозможно. От последующего к предшествующему, от a posteriori к a priori и обратно. Коммуникация между автором и зрителем подобна маятнику. Абстрактное и эмпирическое не крайние точки амплитуды его движения, но силы, заставляющие маятник-сознание производить его работу.
Все экспозиционные значения заранее предзаданы художнику и зрителю,- констатирует Ю.Лейдерман. При таких условиях какзалось бы программой максимум для художника может быть их остроумная перекомбинация - чисто спекулятивная операция. Следовательно, пространство искусства изначально видится дискредитированнным. Для преодоления подобной ситуации Янош Шугар предлагает транспонировать произведение искусства, точнее его реализацию в сознании зрителя, относительно времени по преимуществу: “Простой факт того, что произведение искусства не обязательно становится понятным в настоящем, но может быть понято только в будущем, становится причиной конфликта для многих. Произведение искусства обладает избытком времени , оно не спешит в отличие от китча." Что в таком случае становится предметом искусства? Шугар Лейдерману: "Если ты говоришь, что желал бы иметь дело с чем-то более сущностным, то я добавил бы: и с чем-то более конкретным. Чем-то очень простым, как например, модели мира." В 60-х годах идеологи концептуализма объявили искусство постфилософской деятельностью.
Кризис непонимания, по их мнению, должен был быть разрешен практикой дискредитации функционирующих в обществе методов концептуализации действительности. Постконцептуалисты Я.Шугар и Ю.Лейдерман, отталкиваясь от исходного для концептуалистского метода обнуления конвенциональных значений, не ограничиваются дестабилизацией понятий, но движется дальше, динамизируя структуру в целом и перенавигируя логику освоения или осмысления явления искусства. По мнениюЮ.Лейдермана, механизм функционирования последнего сокрыт в неких "аппаратах", которые не имеют никакого отношения к индустриальным машинам: "Это просто структуры или события, подвергающиеся воздействию нескольких сил, разных по своей природе. Только в этом случае возможно появление поверхности раздела между двумя различными средами, а также визуальных следов, каллиграфии сил, временных эффектов на поверхности.” Каждое произведение искусства обладает собственной пространственно-временной топологией. Его дрейфующая территория простирается относительно трех модусов времени, но требует своего освоения всегда в настоящем. Очевидный факт, требующий доказательств. Это проблема культурной валоризации - сфера применения институций. Чем же тогда отличается сиюминутность искусства от сиюминутности китча. Если первое производит историю в каждом акте своей реализации, то второй ВОСпроизводит истории, стериотипизируя образные модели мира. “Для меня в настоящий момент создание модели-нонсенса кажется наиболее продуктивным” (Я.Шугар). Деконцептуализация истории, осуществляемая в каждом объекте - вот задача, которую ставят перед собой художники. История требует героизации, поименного упоминания свершителей действия. Именами конституируется история, метится время. Поэтому каждое имя тянет за собой свою историю, включаясь в безумную пляску времен, разгорающуюся на карнавале “здесь и сейчас” настоящего. Интрига заключается не в узнавании, но в утрате искомого. Опускание и дегероизация, рекреация и апелляция к будущему, убийство и добровольная смерть - реалия искусства, реализм искусства.
Смерть героев или смерть имен? Пораженные копьями и стрелами, античные герои дарят свои имена электронам. Герой - мишень, следы его ран служат навигации сквозь время и события в “Троянских танцах” Ю.Лейдермана. “ Безработная Ариадна” в образе Яноша Шугара за проволокой, клубок из которой теперь достается ей в удел. Я.Шугар: “Ты знаешь мой метод?” - да, эти методы сотворения массового шоу известны цирку и церкви более 2000 лет. Память о “Погибшей команде” конфигурируется Ю.Лейдерманом в ячейках колумбария. “Большое Да и большое Нет” Я.Шугара - демонстрация размеров положительного и отрицательного? или места предложения между согласием и отказом? Путь к развязке - через “Мост Эйнштейна-Розена” - Шугара и обнаружение идеи СОотносительности всех возможных моделей реальности.
Куратор Татьяна Горючева.


^ Роттердам. Голландия. 20.11.99 - 13.02.2000 в Witte de With Center for Contemporary Arts проходит выставка "Стимул" / "Stimuli". На ней представлены следующие художники и работы:
1. Вито Акконти/ Vito Acconci (1940) "Theme Song" 1973. В начале 70-х  Вито Акконти создал серию видео-диалогов, в которых исследовал взаимодействие   визуально данного и внутреннего откровения. Двусмысленность этого диалога с собой - предмет его Theme Song, в которой художник гипнотизирует зрителя в серии монологов - предлагается оценить сегодняшнему зрителю.
2. Деннис Адамс / Dennis Adams (1948) представил на выставке  "Тщеславие Жана Себерга"(1997) и "Тщеславие Зоры Дриф" (1997) Тщеславие для художника - экран между частным и публичным лицом. Исполнение роли перед зеркалом - минитеатр, пространство для самоиронии, альтер-эго и алтарь (для кинозвезды Жана Себерга и писателя Зоры Дриф), на котором все превращается в  ритуал исследования себя.
3. Фрэнсис Алес / Francis Alеs (1959), мексико-бельгийский художник, представил "Наркотуризм"   (1996) - серию работ, центральной темой которых является его прогулки по Копенгагену.    В течение семи дней художник совершил серию 14-часовых прогулок, каждый раз с разными спутниками: алкоголь, гашиш, экстези... и т.д. по возрастающей. Физическое присутствие и одновременное ментальное остутсвие позволяет художнику говорить о трансцендентальном в его проекте.
4. Джастин ван Дурлинг / Justin van Duurling (1973) создает мир сновидений в  флюоресцентных рисунках на пластике. "Cross Crop" (1997) - это трехмерные структуры и неземные существа.
5. Петер Филингэм / Peter Fillingham (1964) демонстрирует инсталляцию "Без названия" (1999), вдохновленную фильмам Дерека Дармана "Голубой" (1993) в которой используется рукописный режиссерский сценарий и звуковая дорожка. 
6. Руна Ислам / Runa Islam (1970) представляет "Сад" (Tuin) (1998), который как и предыдущая работа апеллирует к известному фильму - на этот раз перед зрителем римейк фрагмента из фильма Райнера Фассбиндера "Марта" (1973).  В смысловом центре "Сада" - визуальные повествовательные техники различных медиа.  
7. Анн Вероника Янсенс / Ann Veronica Janssens (1956) обращается к потоку взаимодействия объекта с пространством, резонансам, акустическим и световым эффектам этого взаимодействия.  В представленных работах "Без названия" (Алюминиевый диск, 1992), "Черные тела" (Corps Noir) (1994 - 1999), "Без названия"  (Aквариум, 1992) она использует отражающие материалы, включая стекло, жидкости, зеркала. Отражения "тел" не только воссоздают пространство, умножая и поглощая его, но и создают, как очевидно из Corps Noir,  сложные оптические трансформации. 
8. Роб Йоханнесма / Rob Johannesma (1970) представил на выставке работу “Boomtakvideo” (1998), главная тема которой – взаимопроникновение реального пейзажа и увиденного во сне, продуцированное с помощью фото- и видеомонтажа.
9. Мэтт Малликан / Matt Mullican (1951) пожинает плоды прошлого в “Гипнотических пленках” (1996). Гипнотические перформансы Мэтта Маликана в конце семидесятых были попыткой поместить себя в изображение, разрушая тем самым границы между художником и его работой. Вернувшись к этой теме 20 лет спустя, он воссоздаст  свой оригинальный перформанс “Два зеркала”, входя в картину в состоянии гипноза и исследуя т.н. “коды субъективного восприятия”.
10. Брюс Нойман / Bruce Nauman (1941) в своей инсталляции “Шутовская пытка” (1987) обращается к ситуации разрушения каждодневных репрезентаций и связанному с ней напряжению. “Шутовская пытка” вдохновлена бесконечными “сонными” фильмами Энди Уорхола, где тот нарушает привычные представления о пространстве и времени, показывая фильмы с одним и тем же изображением длиною в несколько часов. Инсталляция Брюса Ноймана – это рассказ, почти невыносимый, с бесконечным повторением на вид интерактивного разговора рассказчика с аудиторией.
11. Лоу Рид / Lou Reed (1942) – член легендарной рок группы шестидесятых Velvet Underground в качестве заключения своего рок-н-ролльного периода создал “Музыкальную металло-машину” (Metal Machine Music) (1975) – устройство, создающее стену из звука при помощи огромного количества инструментов и записывающей аппаратуры. Созданный на пике квадрофилии альбом Лоу Рида нужно слушать из четырех колонок и тогда звук, как плед, окутывает слушателя. Кстати, создание музыкальной металло-машины было по достоинству оценено панк-движением.
12. Нашрин Табатабай / Nasrin Tabatabai (1960) в многослойной работе “Без названия” (1997) обращается к процессу взаимодействия зрителей с объектом их пристального внимания. Работа, созданная для выставки “Шелковый путь” в Museum voor Volkenkunde (Роттердам), демонстрирует постоянно меняющиеся изображения пространства и посетителей в отражениях на стеклянных витринах выставленных объектов.
13. Фиона Тан / Fiona Tan (1966) в “Девушке с календаря” (1993 - 1999) помещает частные истории в культурный и/или исторический континуум. Взаимоотношения между временем и человеческой субъективностью отражены художником через закрепление образа девушки с классического постера во времени.
14. Коен Тиммерман / Koen Timmermans (1962) в “Канкане” (1998) использует человеческое тело как мистический ключ, превращая фрагмент из пародийного “Варьете” (1952) Ирвина Клоу с участием Бетти Пейдж в бесконечную карусель образов.
15. Улэй / Ulay (1943) – немецкий художник, один из участников дуэта Улэй/ Абрамович посредством перформанса и фотографии создает фотограммы “Следы аборигенов” (1997), в которых оживают исчезающие ритуалы аборигенов, забытые истории их существования.


^ "В поисках мандрагоры" и "PLUS ULTRA" – две персональные выставки петербургских художников Анастасии НЕЛЮБИНОЙ и Андрея ЛУРЬЕ в стенах галереи "С.П.А.С.", которые будут проходить с 4 по 19 февраля 2000 г. В концепцию выставки входит анализ того, каким образом двое на первый взгляд совершенно разных художников могут не только удачно экспонироваться в одном пространстве, но и творчески сосуществовать вот уже 15 лет, самым лучшим образом дополняя и оттеняя друг друга. Какие нити связывают любовно-эротическую тематику работ А.Нелюбиной и тихие лирические натюрморты или изысканные постмодернистские поиски А.Лурье, и чем отличается ПРАГМАТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ от РОМАНТИЧЕСКОГО ПРАГМАТИЗМА, зрители узнают из изящной эпистолярной мистификации в буклете к выставке.


^ Неожиданый и сильный эффект подстерегает зрителя сразу же при входе в галерею. Это другое зеркало - картина-объект, а точнее антипод знаменитой работы Комара и Меламида, написанный Фаридом Богдаловым. Само пространство выставки образуется взаимодействием иллюзорной реальности и реальной иллюзии. Четыре картины, висящие по одной на каждой стене, написанные художником антиподы  (т.е. зеркально наоборот) знаменитых картин четырех знаменитых  художников, чье творчество оказалось революционным для искусства 20-го века. Это супрематический холст Малевича, сюрреалистическое полотно Магритта, текстуальное проихведение Кошута и работа столпа европейского неореализма Марио Шифано.
Напротив каждой картины-антипода висит зеркало, отражение в котором как бы и является авторским подлинником. Конечно, это иллюзорная подлинность. Настоящие, реальные картины могут быть увидены зрителем только в знаменитых музеях различных стран. То есть, глядя на отраженный в зеркале холст, зритель путешествует по миру, не выходя из четырех стен галереи. Но и сами картины-антиподы Фарида Багдалова очень хороши. Что это? Искусство или его симуляция? На этот вопрос должен найти ответ сам зритель. Во всяком случае проект Багдалова приведет любого зрителя в задумчивость и к размышлению. А это атрибутика подлинного искусства.
Комментарий: Кроме упомянутых работ, выставлены также "перевертыши" Матисса, Ван Гога, Дега в сопровождении  оригинальных репродукций. В этой части выставки даже больше, чем в основной, вспоминаются игры в перевертывание слайда, знакомые, наверное, всем искусствоведам. Не идет ей зеркальное отражение, ой не идет!


^ 4 февраля в 15:30 ч. в музейном комплексе Московского государственного академического лицея по адресу: Крымский вал, д.8 (контактный тел. 201-47-71) открывается выставка произведений действительного члена Российской академии художеств, народного художника России, лауреата Гос. премии им. И.Е. Репина - Алексея Дементьевича Шмаринова.
А. Шмаринов широко известен в нашей стране своими станковыми графическими сериями, посвященными героическому прошлому русского народа, родной природе, а также книжными иллюстрациями, отмеченными многими отечественными и зарубежными премиями  и наградами. Он автор монументальных исторических циклов: "Герои русского народа 13 - 15 веков", "Куликовская битва", "Задонщина", публицистических циклов "Сохраним нашу землю", лирико-эпической поэмы Ш. Руставели "Витязь в тигровой шкуре", свидетельствующих о постоянном творческом поиске художника, а также графических листов, посвященных суровой красоте Камчатки и полных глубокого лиризма акварелей, карандашных рисунков, адресованных природе Подмосковья и средней полосы России.
В экспозиции представлено около 100 живописных и графических произведений, начиная от юношеских работ 1949 года, когда Шмаринов был учеником этой художественной школы, - до последних лет.
Широта представленных на выставке произведений А. Шмаринова показывает молодым художникам возможность реализации своего творческого потенциала.
Своими произведениями А.Д. Шмаринов вносит важный вклад в духовное совершенствование личности, духовное возрождение России. 


^ 6000 художников в банке данных Арт энциклопедии. И попытки не найти сколько-нибудь известное имя практически беcполезны. При столь представительной выборке и очень приличном (для сайтов по искусству) количестве посетителей не мудрено, что ресурс имеет рейтинг художников по числу обращений на соответствующие страницы. Вот такой например сегодня:

1 Claude Monet
2 Pablo Picasso
3 Leonardo da Vinci
4 Vincent van Gogh
5 Salvador Dali
6 Michelangelo Buonarroti
7 Raphael
8 Henri Matisse
9 Georgia O'Keeffe
10 Rembrandt van Rijn
11 Edward Hopper
12 Edgar Degas
13 Peter Paul Rubens
14 Andy Warhol
15 Pierre-Auguste Renoir
16 Caravaggio
17 Edvard Munch
18 M.C. Escher
19 Paul Cezanne
20 Francisco de Goya
21 Rene Magritte
22 Marc Chagall
23 Sandro Botticelli
24 Jacques-Louis David
25 Joan Miro
26 Edouard Manet
27 Titian
28 Andrew Wyeth
29 Winslow Homer
30 Eugene Delacroix

Как и какая информация представлена на страницах этого ресурса. Во-первых они динамические, т е формируются на основе информации из баз данных. Структура страницы:
1. Музеи и галереи, представляющие творчество художника (это ссылки на соответствующие сайты).
2. Архивы изображений, в которых можно приобрести права на их использование.
3. Коммерческие галереи, в том числе торгующие limited printed репродукциями.
4. Другие веб сайты.
6. Статьи, опубликованные on-line.
Вот такая роскошь. Столь щедрое восхваление объясняется просто. Мы, т е АРТИНФО, стремимся в развитии нашего банка российского искусства From Russia With Art  к подобному.

В заключение один пример - страница Andy Warhol (видите, в каком он окружении в Top30?)

Museums and Art Galleries:

Norton Museum of Art
Butler Institute of American Art, Ohio
Art Institute of Chicago
Andy Warhol Museum, Pennsylvania
National Museum of American Art, Washington D.C.
Museu de Arte de Sao Paulo, Brazil
(in Portuguese)
Museum of Fine Arts, Boston
Hood Museum of Art, New Hampshire
Beaverbrook Art Gallery, New Brunswick, Canada
Centre Georges Pompidou, Paris
From an exhibit travelling to the Museum of Contemporary Art, Tokyo
Chrysler Museum, Virginia
Modern Art Museum of Fort Worth, Texas
Fine Arts Museums of San Francisco
Southern Alleghenies Museum
Museo di Capodimonte, Naples
(in Italian)
Tate Gallery, London
(images viewable online are marked with a small square)
Cheekwood Museum of Art, Tennessee
State Museums of Berlin
(mostly in German)
Nelson-Atkins Museum of Art, Missouri
Hunter Museum of American Art, Tennessee
Palazzo Grassi, Venice
The Art Gallery at the University of Maryland
5 images online - keep clicking "next" to see them all
Utah Museum of Fine Arts at the University of Utah
National Gallery of Art, Washington D.C.
Wadsworth Atheneum Museum of Art, Connecticut
 
Image Archives:

The Art Canvas
Mark Harden's Artchive
Jim's Fine Art Collection
Citta Dell'Arte/City of Art
(in Italian)
Northwestern University Department of Art History
 
Commercial Galleries:

Pace Prints
 
Other Web Sites:

J. Paul Getty Museum ArtsEdNet
PBS
Companion to the American Visions TV Series
The Andy Warhol Experience
Art in Context
WWW Pop Art Biographies
John Fogde's Warhol Homepage
 
Articles:

Resource Library Magazine
Artnet Magazine
"Andy Warhol: Pure Painter," article by John Zinsser

Что еще можно добавить к этому? Специалист, хорошо знающий и on-line, и творчество Warhol'а вероятно найдет, что добавить, но подавляющее большинство - думаю, нет.


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO