8-17.02.1999 – Общественно-художественная акция “Герои России” в ГВЗ “Новый Манеж”.

Акция “Герои России” выходит за пределы чистого искусства, но это “не социализация искусства, но охудожествление социологии”. История экспериментального проекта началась с социологического опроса среди граждан России, результаты которого, собственно список героев, стали отправной точкой для художников. Автор идеи и организатор выставки – Тимоти Льюин – считает, что в худшие времена, которые переживает сейчас Россия, подобная акция должна укрепить самосознание российского народа и дать новый импульс для подъема и развития. Концепция выставки подразумевает принципиальную анонимность авторов представленных работ. Художник приносит себя в жертву ради того, чтобы сделать каждого героя не своим лично, а общим, народным. Компенсацией за эту жертву для художников стало издательство каталога, в котором герои – сами художники. Социальный заказ, не всегда благотворно влиявший на искусство, на этот раз не помешал самовыражению художников, представленные произведения не имеют ничего общего с официозом. Расхождение иконографических изображений героев с их сегодняшним воплощением отражает индивидуальную волю художника, но часто это еще и наше представление о героях, характеризующее не героев, а настоящее время. Интересно то обстоятельство, что и выбор народа (т. н. список героев) и выбор художников (герои на выставке) сильно расходятся между собой, а часто и с нашим представлением о героях. Так, например, лидирующий в списке Петр 1 и третий по популярности Иосиф Сталин так и не появились на выставке. Не каждый герой любим, но всякий любимец становится героем.


28.01.99 – 20.02.99 Галерея М. Гельмана. Fuck you, Дантес!”. Художник - Ирина Вальдрон.

Совпавшее с последними днями жизни Пушкина открытие выставки “Fuck you, Дантес!” , - явление, которое не укладывается в торжественную череду официозно-школьных мероприятий. В то время, как всем гражданам Пушкин уже порядком наскучил, Ирина Вальдрон не устает кропотливо создавать аппликации из бархата, шелка, меха и парчи огромные аппликации, посвященные Пушкину-человеку. Реальные истории переплетены здесь с мифическими сюжетами, подлинные персонажи вроде Керн и Трубецкого с собирательными Маней и Ваней, стихи Пушкина с чужими стихами, а пиетет с иронией. Если выставки, приуроченные ко дню смерти Пушкина, - генеральная репетиция перед днем его рождения, - что ожидает нас в день его рождения?

По этому случаю вспоминается Довлатов: “любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой”. Впрочем, “Пушкин и деньги” – это уже другая тема.


5 февраля в Санкт-Петербурге завершила работу конференция ИОЛ-99. Организаторам (институту Открытое общество) удалось собрать более 700 участников. АРТИНФО участвовало с докладом  в работе секции А - Культура и искусство в Интернет, в которой было представлено  35 докладов и около 40 компьютерных демонстраций без докладов на заседаниях секции. Кроме того в рамках секции прошли 2 мастер класса: "Художник и Интернет" и "Интернет и театр в ХХI веке". Более 80 представителей музеев, Интернет-центров университетов, а также компаний и организаций, создающих и поддерживающих ресурсы по культуре и искусству, получили возможность в течение четырех дней  увидеть и обсудить достижения коллег. По общему мнению наиболее важным оказалось обсуждение некоторых  проблем представления культуры и искусства в Интернет, которое успешно вел и корректно подытожил на закрытии конференции председатель секции Алексей Лебедев. Приводим здесь его основные результаты   в версии и редакции участвовавшего в конференции от АРТИНФО Юрия Пластинина:
- создаваемый сайт должен иметь адресность, реализовывать определенную цель издания; в связи с этим, помимо специалистов-предметников, ответственных за контент, и компьютерщиков (веб-мастер, веб-дизайнер) в создании сайта должен участвовать сценарист, владеющий способами и методами достижения поставленной цели и умеющий придумывать конкретные эффективные реализации этих способов и методов;
- любительский этап вхождения культуры и искусства в Интернет позади и теперь  в сетевом издательском процессе очевидны преимущества специализирующихся в области культуры крупных контент-провайдеров; при этом напротив, преимущества собственного сайта (например музея или галереи) перед размещением своей информации в хорошо структурированном и "раскрученном" ресурсе крупного контент-провайдера далеко не очевидны;
- настоятельно необходимы порталы в области культуры и искусства,  т.е. хорошо структурированные и аннотированные списки - путеводители по сайтам, где имеется информация, например по российскому изобразительному искусству, книжной графике России, истории Санкт-Петербурга, архитектуре России  и т.д. и т. п.; причем проекты такого рода имеют выраженный грантовый или спонсорский характер - маловероятно, что даже крупный контент-провайдер сделает нечто подобное на собственные средства;
- распределенное многоуровневое представление информации в конкретной области культуры или искусства множеством ресурсов, создающих и поддерживающих банки данных в этой области, предполагает разработку и согласование ресурсами-участниками приемлемого формата данных;
решение этой задачи возможно лишь совместными усилиями, а значит вероятнее всего в рамках международных программ.

Здесь Вы можете ознакомится с отчетом А.Лебедева о работе секции.


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO