|
15.12.1999 "Я вам не русский, я вам
евразиец"
Никита Алексеев ("Иностранец", третий раздел
статьи "Птичка Кри-Кри и зона")
Несмотря на почти полное отсутствие у нас
художественного рынка, в Москве проходят "Арт
Манеж" и "Арт Москва". Первая традиционно
следует господствующим у слегка продвинутой
публики вкусам, поэтому от участия в ней
отказывается большинство серьезных галерей. Во
второй, известной более качественным отбором,
эти галереи отмечаются, но слегка продвинутой
публикой оказываются обычно незамеченными. По
той причине, что у нас до сих пор любят изобретать
велосипеды и считать, что мнение мира по поводу
того, что такое современное искусство - нам не
указ.
Но прежде всего, порадуемся, что "Арт Манеж"
имел место. Чем больше всякого разного
происходит на отечественной художественной
сцене, тем лучше. Во-вторых, ярмарка оказалась
вполне международной: были, кроме россиян,
французы, казахи, южные корейцы, азербайджанцы,
австрийцы, даже мексиканцы и прочие жители
планеты. В-третьих, ее открытие оказалось
некоторой победой здравого смысла: до последних
дней главный выставочный зал столицы был
занят лужковской экспозицией, посвященной
"планов громадью" по поводу окончательного
переустройства Москвы. Только настойчивость
организаторов "Арт Манежа" и усилия прессы
смогли убедить московские власти, что нелепо до
бесконечности показывать выставку своих
достижений и что политически корректно пустить и
прочих с их изделиями.
А дальше придется ругаться.
Прежде всего с самого начала, с названия.
Общепринятая мировая практика устройства
художественных ярмарок сложилась так, что
называются они Art Basel, Art Cologne, Chicago Art Fair или,
наконец, FIAC (сокращение от "Международной
ярмарки современного искусства"). Просто и
понятно. У нас - "Арт-Манеж". Манеж вообще-то -
место, где тренируют лошадей; еще так
по-французски называют карусель. Но это ладно.
Манежем дело не кончается. Устроители не
преминули долепить к названию широковещательный
довесок - "Евразийская зона".
Что такое "евразийство"? Философское и
политологическое течение, возникшее в среде
русских эмигрантов в 20-е-30-е годы этого столетия.
Было оно плодом неразрешимого и дурно
срежиссированного спора между
"славянофилами" и "западниками", а
также результатом интоксикации комплексом
неполноценности и манией величия, издавна
присущей основательной части наших мыслителей.
Не будучи способными согласится с тем, что
русская культура является одной из многих,
существующих на планете, и что она обладает
благодатными качествами (промежуточностью,
транзитностью, молодостью), они уперлись в идею о
том, что у русских - какая-то своя миссия. Которая
заключается в ее рациональной неопределимости,
всечеловечестве и спасении всего рода людского.
Ради доказательства этой идеи в котел были
закинуты: византийский империализм,
национальное православие, убеждение в том, что
русские по своей природе коллективисты и что в
России-Евразии необходима "сильная рука".
Навар получился ядовитый. "Евразийцы"
эволюционировали к мнению, что СССР и есть
Византия, Сталин - император Юстиниан, а
демократия - пустой морок. Дальше, во время Второй
мировой войны, часть "евразийцев" пошла по
путям естественных для них филиаций и стала
думать - кто настоящий кесарь, Иосиф или Адольф?
"Евразийство" это плохо сваренное и плохо
переваренное ментальное варево. Ну а
"зона"... В СССР-России мы хорошо знаем, что
это такое. Разумеется, есть географические зоны,
есть архитекутрное зонирование, но это слово
стало для нас обозначением пространства,
огороженного колючей проволокой. Вот вам и
"евразийская зона". Это не Шенген, даже не
СНГ. Это там, где кормят баландой и где на людей
рычат овчарки.
Выше мы говорили об идиотии (в первом разделе
статьи речь идет о выставке "Безумный двойник.
Идиотизм как современная стратегия" - ред.). Но
там речь шла о полностью осознанной позиции. На
пресс-конференции же перед запуском в
"зону". было сообщено, что главным
культурным героем России для автора концепции
ярмарки, художника и галериста Александра Якута
является Иван Грозный, так как он расширил
пространство России в Азию. Вспомним: этот герой
попытался сунутся по другим направлениям, но
тогдашняя НАТО в лице поляков, литовцев,
ливонцев, шведов и крымских татар ему быстро
навешала известно чего. После этого он
отправился расширятся в пустоту, покорять
разложившиеся поволжские ханства и завоевывать
сибирских князьков.
Дальше было объяснено, что международная теория
и практика устройства ярмарок современного
искусства в России совершенно неприложима по той
причине, что художественного рынка у нас не
имеется. На вопрос "i", зачем в таком случае
называть происходящее ярмаркой, был получен
ответ - "хороший вопрос, это не ярмарка, это
выставка, а вообще-то мы это хотели назвать
"проект". Ну и назвали бы. А то выходит что-то
вроде"ехал на ярмарку Ванька-купец" и за три
копейки, по причине отсутствия рынка на свой
товар, показывал известное дело, кончающееся на
букву "й".
"Проект" оказался столь же похожим на
ярмарку современного искусства, как вы или мы
похожи на Папу Римского. Подавляющая часть
показанного была бы вполне уместна (вне
зависимости от национального происхождения) в
галереях, занимающихся коммерческим, если не
откровенно кичевым искусством. Труды казахских,
азарбайджанских и других национальных
актуальных художников восхищали искренностью и
наивностью, но удручали невключенностью в общий
контекст и вторичностью. Впрочем, теперь пора
прекратить ругаться.
Хорошо, что ярмарка позволила разным художникам
собраться вместе и предпринять попытку (пусть
отчаянную) понять, что их объединяет и разделяет.
Отлично, что великолепный художник Иван Чуйков
показал в возрожденной галерее "Риджина"
реплики своих работ, покрытые густой позолотой -
это знак времени. А его коллега, один из первых
московских концептуалистов Николай Пнитков,
ныне директор богатого антикварного магазина
"На Манежной", выставил "новье":
гарнитур из "карельской березы", сделанный
из тополя и жирно залитый лаком для яхт, сияющую
как яичница "старинную" бронзу и
старательные натюрморты в духе былых,
навсегда испарившихся времен. И Александр Якут
показал правильные вещи - огромные полотна
авторства москвича Алексея Беляева-Гинтовта и
парижанина Андрея Иолодкина из серии
"Новоновомосковск", изготовленные
исключительно при помощи шариковой ручки и
изображающие Аполлона и атомный подводный
крейсер на фоне социалистических строек. И
экспозиция guest stars манежной ярмарки, словенской
группы Irwin (членов славного в конце 80-х движения
Neue Slovenische Kunst? знаменитого массам благодаря
музыке рок-группы Laibach), тоже была точной - они
поняли, что фашизойдные пляски на поле
актуального искусства теперь, кроме как в
"евразийской зоне", мало кого интересуют.
Новые словенцы перешли к квазинаучным
исследованиям истории творчества в этом
столетии и назвали свой проект
"Ретро-авн-гард". На вопрос же, зачем полезли
в зону, ответили - "Там места много, а народа
мало. У нас в Словении и вообще на Западе -
наоборот". На вопрос"собираются ли они там
оставаться?" ответили - "что вы, мы
путешественники".
А где, собственно, находится граница между Азией
и Европой, расскажите пожалуйста. Мне этого в
школе так объяснить и не смогли, хотя по геграфии
у меня была пятерка.
|