frwa88x31.gif (4305 bytes) Арт-Манеж '99 в банке данных АРТИНФО
Art-Manege '99 in ARTINFO databank
Официальный сайт Арт-Манеж '99
Ежедневные новости искусства@ARTINFO
VRAM

14.12.1999 

Коммерсант N230

"Художникам открыли зону"
Милена Орлова

Разразившийся накануне ярмарки скандал, грозивший ей срывом ("Ъ" подробно писал о нем), сыграл на руку организаторам. За редким исключением,  все зарубежные участники ярмарки добрались до Москвы, Впрочем, если бы они вдруг не приехали, зрители вряд ли бы это заметили. Число галерей достигло 70, а экспозиция устроена таким образом, что отличить Запад от Востока, а некоммерческие проекты от галерейных нет никакой возможности. Одним словом, Евразия удалась.
Хотя обещанного прорыва новой "азиатской" эстетики не случилось. Галерея "Корея" из одноименного государства привезла массу симпатичных картинок, единственный недостаток которых в том, что они как две капли воды похожи на сувениры из лавки колониальных товаров. То же самое можно сказать  и о мексиканском "Квадрарте". Казахская  галерея "Азия арт" выступила более радикально, устроив из своего стенда небольшой бассейн, где всем желающим омывают ноги. Но вряд ли это можно считать азиатским ноу-хау. Московский художник Святослав Пономарев переплюнул всех своим аттракционом "Полный улет" (стенд "Московская студии"), еще раз подтвердив свою репутацию настоящего бывшего матроса и непревзойденного мастера водных феерий.
Если многие "восточные" галереи стремились подать себя по-европейски, то западные люди, похоже, всячески пытались замаскироваться "под своих". Французский галерист Альбер Бенаму, два года назад привозивший в Москву работы Сальвадора Дали и других художников, в этот раз ограничился его современными парижскими подражателями, чьи опусы мало отличимы от ассортимента развалов на Крымской набережной. Немец Вальтер Бишоп отдал свой стенд на откуп Валерию Кошлякову (единственный русский, представленный в его галерее). За буйными кошляковскими граффити, нарисованными прямо на стене, совершенно потерялись маленькие "бойсы" и "кристо", которыми, собственно, и торгует галерея.
Национальную принадлежность некоторых других стендов и вообще невозможно установить. Например, под маркой "Наташа Селиванова" показывается замечательное видео с Мао Цзедуном, которое, как выясняется, сделано нью-йоркцем питерского происхождения, встретившимся с Наташей в Париже. Эти неожиданные пересечения визуализировала знаменитая группа "Ирвин" из Любляны в своем проекте "Ретроавангард", представленном в виде огромной таблицы, на которой показано объединение Югославии на почве радикального искусства.
Арт-директор ярмарки и ее главный идеолог галерист Александр Якут не мог остаться в стороне от геополитических фантазий, предложив перенести столицу России в Сибирь. Как должен выглядеть город будущего "Новосибирск", показано на огромных холстах работы Алексея Беляева и Андрея Молодкина ("Якут-галерея"). Исполненных, что любопытно в "школьной" технике шариковой ручки.
При всей своей претензии на евразийскость, нынешний "Арт-Манеж" не производит впечатление "кентавра"  с радикальным искусством в голове и с откровенной кичухой в заднице. Очевидно, прошлогодний скандал с "иконоборцем" Тер-Оганьяном научил организаторов ярмарки отсекать крайности. Радикальное искусство представлено на сей раз во вполне товарной оболочке - никаких акций, только произведения в хороших рамах. Хотя в отсутствии трех ведущих московских галерей (Гельмана, XL, Айдан), которые предпочитают беречь силы для предстоящей весной ярмарки "Арт-Москва", работы звезд российского искусства 90-х (от Чуйкова до Кулика) можно приобрести лишь на стенде воскресшей недавно "Риджины". На других стендах - художники может быть и не столь знаменитые, но очень желающие выглядеть современными. Что совсем неплохо.