frwa88x31.gif (4305 bytes) Арт-Манеж '99 в банке данных АРТИНФО
Art-Manege '99 in ARTINFO databank
Официальный сайт Арт-Манеж '99
Ежедневные новости искусства@ARTINFO
VRAM

13.12.1999 13:00

Появились статьи в прессе об Арт-Манеже. Разные.
Дадим несколько. Кто из сетевых людей эти газеты-журналы читает.

Константин Агунович
«Без базару» //Афиша №19

Уфимские художники из группы «Чингизхан» моют посетителям ноги. Словенские художники из группы «Ирвин» спрягают Малевича и тоталитарную символику. Запад есть Запад, Восток есть… Посередине – анапский авторитет в картинных позах (часть проекта «Atomic Orthodox» (А. Беляева-Гинтовта, А. Молодкина, А. Есипова). Это что, все искусство? И как, продается?
Кое-что, конечно, продается – Арт-Манеж все-таки ярмарка. Как и положено ярмарке, разношерстная: около 70 участников, от бакинского выставочного зала до московской багетной мастерской. Но вот ноги моют бесплатно. И авторитет не продается. «Атомное православие» вкупе с «Ирвинами» и «Чингизханом» (идея арт-директора ярмарки Александра Якута) в центре Манежа не ради денег: только отсюда 4000 кв. метров, где каждый выставляет, что имеет, кажутся единой затеей.

Тему для Арт-Манежа выбрали неуловимую – «Евразийская зона». Что это такое, вряд ли объяснит даже Лев Гумилев. Судя по «Православию», с мытьем ног – что-то увлекательное, как проблемы комитета по геополитике: атомное православие трогает не хуже ядерного ислама. Удобно: посетителю можно не только пятки вымыть, но и мозги прополоскать. Судя по географии участников – это вообще все, от Великобритании до Кореи. Включая Мексику, чтобы подчеркнуть свойственную нам, евразийцам, открытость и восприимчивость. Но при всей открытости – без лучших московских галерей: «Айдан», «XL» и галереи Марата Гельмана. Эти участвуют в «Арт-Москве». И поэтому от «Арт-Манежа» отказались.

Московские ярмарки – «Арт-Москву», «Арт-Манеж» и «Арт-Салон» - еще недавно сравнивали с тремя заварками одной порции чая. «Арт-Москва» - заварка первая, то, что чаем, собственно и называется; «Арт-Манеж» - чай спитой, вторяк, но для непритязательного вкуса еще туда-сюда; «Арт-Салон» - ни цвета, ни крепости, одни дубильные вещества. Коммерческий успех ни при чем: просто «Арт-Москва» собирает актуальное искусство, а про «Арт-Салон» все сказано тем, что его проводит бывший Союз Художников СССР. Чтобы оторваться от «Арт-Салона», «Арт-Манеж» избавился от живописцев арбатского свойства. Чтобы отличаться от «Арт-Москвы» нажал на идеологию: у вас искусство актуальное? А у нас особенное. Поскольку актуальное и особенное может быть представлено одним списком возникает конкуренция. Парадокс: арт-рынка в России нет, зато есть две, и обе крупнейшие, если верить пресс-релизам, ярмарки: весенняя «Арт-Москва» и зимний «Арт-Манеж». Как такое возможно, стороннему наблюдателю трудно понять. Ему также не понять, почему лучшие галереи не могут позволить себе поучаствовать в обеих крупнейших ярмарках. Он может решить, что для участия в какой-нибудь из крупнейших ярмарок необходимо предварительно присягнуть на верность организаторам и что современное искусство анахронистически существует в системе средневекового вассалитета. И он не так уж далек от истины, сторонний наблюдатель.