АРХИВ АРТ-ПИТЕР 18.10-30.11
Ведущий раздела - Николай Кононихин

Новости из ПИТЕРА от Николая Кононихина 18.10-30.11

30.11.2000: Интервью с директором "Фотомарафона-2000"

Дмитрий Пиликин - арт-директор третьего Петербургского Фотомарафона-2000 - дал "Арт-Питеру" эксклюзивное интервью. "Фотомарафон-2000, - сказал Пиликин, - отличается от предыдущих тем, что в нем сделана осознанная ставка превратить фестиваль в по-настоящему крупное городское событие. Мы способны доказать, что такой фестиваль очень выгоден городу, мы можем проводить его достойно и качественно..." http://www.artpiter.spb.ru/projects/photomarafon/interview.shtml

30.11.2000: Новый номер "Максимки" выйдет в январе

Художественный журнал "Максимка" приглашает всех желающих принять участие в создании шестого номера журнала. "Максимка"   -  журнал по современному искусству, издающийся в Петербурге с мая 1998 г. Формат журнала - "самиздат" (тираж от 200 до 500 экземпляров, ксерокс, полиграфия), плюс сетевая версия, доступная по адресу http://www.guelman.ru/maksimka/   Содержательно "Максимка" ориентируется как на темы актуальные для современного искусства Петербурга и России, так и значимые в общемировом контексте.
Тема следующего номера журнала  -  "Петербург" имеет своей целью рассмотрение Петербурга в контексте и как контекста критической мысли и искусства ХХ века. В нем пойдет речь о Петербурге как среде обитания, о двух современностях Петербурга  -  классицистической и пост индустриальной, о до сих пор не исчезнувших как из его культуры, так и из его топографии рудиментах Ленинграда, о пользе и вреде Петербурга для жизни (в т.ч. художественной) и о многом другом. Шестой номер журнала, предполагает подвергнуть ревизии ряд культурных мифов, наиболее часто используемых для описания петербургской культурной ситуации: представление о Петербурге как "вечном городе" обращенном в прошлое, и связанный с этим стереотип петербургского искусства как "работы на вечность"; апелляцию к "проживанию" как отличительную черту именно петербургского искусства, а также связанный с ней дискурс о вреде Петербурга для жизни (в т.ч. художественной); пафос столичности, который не дает своим носителям ничего, кроме возможности жить прошлым, в буддистском небытии, отвергая  всякую извне преподанную актуальность. В связи с вышеперечисленным шестой номер "Максимки" предлагает к обсуждению
следующие вопросы:
- в какой мере представление о Петербурге как среде обитания противоречит
мифу о нем как несуществующем городе;
- представление о "вечном городе" как проблема города обращенного в прошлое;
- является ли растворение в среде необходимым условием для выживания в Петербурге;
- насколько в отношении петербургской ситуации вообще уместно употреблять термин "проживание", и почему с некоторых пор апелляция к "проживанию" стала отличительной чертой именно петербургского искусства;
- "блеск и нищета" культурной политики - официальные институции и актуальное искусство;
- эпитет "новый" в самоназваниях петербургских художественных групп, изданий и институций как симуляция актуальности;
- петербургская ситуация - тяжкое наследие прошлого.
Всех интересующихся данной проблематикой и желающих принять участие просим высылать свои предложения и материалы по адресу mrayskin@hotmail.com или на пейджер (812)329 2929 абонент "Максимка". Окончательный срок подачи материалов - 31 декабря 2000 года. Выход в свет шестого номера планируется в январе 2001 г.
Редактор журнала Максим Райскин


29.11.2000: "Чувство города" Кирилла Ефимова

Фотомарафон-2000 достиг "Борея". Здесь открылась выставка "Чувство города" Кирилла Ефимова, на которой представлены лучшие фотографии автора за 1998-2000 гг. Парадные портреты, репортажные и постановочные фотографии, поэтические композиции... Но все они меркнут перед работами с каким-то особым "чувством города" - дворов-колодцев, обшарпанных лестниц с десятилетиями немытыми стеклами и битыми майонезными банками. Из этаких пустяковин рождается по-настоящему крупный блоковский цикл "Там в улице стоял какой-то дом..." "br" "В его ощущении города, - пишет в буклете Ольга Привалова, - есть что-то почти мистическое... Вполне безобидный ряд балконов новостройки трансформируется в монотонную линию безымянных могил ("Реквием  новостройкам"), лестница-улитка утрачивает функциональность и становится предметом чистого искусства ("Явление спирали"), железнодорожные ручки... трансформируется в супрематическую композицию..." (Николай Кононихин)

29.11.2000: "Live camera" Эдгара Калаева

В Музее связи им.Попова (Почтамтская 7) открылась выставка "Live camera" Эдгара Калаева. Музей связи находится в старинном, слегка запущенном особняке со множеством сложных внутренних коридоров и анфиладных залов. В одном из таких залов и расположилась выставка Эдгара Калаева. Тема, и способ взгляда на фотографию, которую Эдгар разрабатывает уже несколько лет можно назвать поиском возможности создания "непредумышленного снимка". В идеале это достижение полного "остранения" автора и авторского взгляда (за которым таится трактовка, а значит и "насилие") от предмета изображения. Фотокамера в этом случае (здесь не забудем, что фотография искусство - техническое, связанное с изобретением технологического процесса) приобретает свойство "Бога из машины". Безусловно, этот закрытый жужжащий черный ящичек, живущий собственной жизнью, всегда был под подозрением. Именно это подозрение принуждает Эдгара вводить термин "Live camera". Как возможный пример таких "освобожденных" камер Эдгар приводит on-line следящие камеры установленные в разных точках планеты и подключенные к глобальной сети Интернет. Камера фиксирует жизнь 24 часа в сутки, и лишь ваш случайный взгляд через ее объектив становиться вашим собственным снимком - "одной реальностью из тысячи возможных".  Как и всякое произведение, показанное не в белых стенах галереи, а в сложном историческом пространстве музея, перенасыщенного разнообразными временными фактурами, выставка невольно превращается в многоплановую инсталляцию.
Высокий зал со свисающими стеклярусными люстрами начинается с двух массивных колонн, от которых тянется длинная "парадно-красная" ковровая дорожка, в конце своего пути упираясь в полупрозрачную стену из висящих в воздухе фотографий наклеенных на пенопласт (этот материал еще более подчеркивает воздушность и бестелесность изображений). Другие фотографии замыкают каре, располагаясь по правой и левой длинным стенам. Степень "остраненности" достигнутая в фотографиях подчеркивается оформлением. Фото все же сохранившие ауру меланхоличного романтического авторского взгляда оформлены "под обрез", а наиболее "отвязные" сопровождены широким светло-серым паспарту - рамкой. Эти - последние действительно достигают высокой степени самодостаточности и безразличия к вниманию зрителя и в этом смысле чем-то неуловимо напоминают "высокий штиль" дорогих фотоальбомов выпущенных к 70-летию Леонида Ильича. Противостояние стен подчеркивается двумя рядами кресел. Справа - изящные витиеватые (естественно, уже 5-х кровей) полукресла "мастера Гамса" в стиле Короля - Солнце, а слева - советские рубленные "откидушки" ("мягкий" вариант с обтяжкой кумачово- красным) из зала заседаний партактива. На вернисаже присутствовали жена и мама художника. Автор гостеприимно угощал зрителей водкой. Директор музея, выступившая на открытии, поприветствовала в лице Эдгара "творческую техническую интеллигенцию", отметив, что сотрудничество с этой социальной прослойкой заложено в перспективных планах музея. С "Фотомарафоном" обещала дружить и впредь. (Дмитрий Пиликин)


27.11.2000: "Всё это невероятная х..ня, но вместе с тем и нет"

В честь своего 10-летия Формальный театр Андрея Могучего дал в Балтийском доме "Юбилейный симпозиум" - конференцию-спектакль, посвященную "жучкам исКУСства PR". С поздравительными докладами выступили Юрий Дорофеев, Волшебник, Тимур Новиков, Юрий Шибанов, Александр Потехин, Александр Ширко, Андрей Кудряшов, Андрей Хлобыстин, Игорь Дмитриев и др. Последний по поводу вплетенного в юбилейный симпозиум "интерактивного перформанса ГАМЛЕТ-МАШИНА" , решенного в духе этико-идеологической провокации, заметил: "С точки зрения стороннего человека - всё это невероятная х..ня, но вместе с тем и нет". Действительно, Формальный театр активно апроприирует стратегии современного искусства (акция, перформанс, хэппенинг), масс-медиа, пиар. Гамлет (Алексей Слюсарчук) дает интервью корреспондентам и призывает к вниманию галдящую за столиками публику. Офелия разносит коньяк Hennessy и убирает со столиков пепельницы, а затем - "безумная" - эдесь же у ног зрителей устраивает свалку. Похоже, Формальный театр нашел свой путь к зрителю (чем современное искусство, увы, пока похвастаться не может). Завершился юбилей-симпозиум-спектакль по-русски: битьем посуды, хлопаньем стулом об пианино (благо стул был пластмассовый) и мордобоем. Значит - праздник удался! (Николай Кононихин)

26.11.2000: "Операция Ы" на Невском проспекте

Петербургский Фотомарафон-2000 вступает в силу. В галерее Д-137 на Невском пр., 90 открылась фотовыставка "Операция Ы", в которой приняли участие ведущие фотографы Петербурга: Андрей Усов, Андрей Чежин, Евгений Мохорев, Николай Шалякин, Валерий Потапов. Название выставки родилось в результате неожиданного предложения, которое фотографы получили от галереи Д-137 буквально за несколько дней до открытия выставки (т.к. фестиваль эстонского искусства оказался сорванным из-за действий российской таможни). Однако экспромт, названный художниками "Операцией Ы" оказался вполне успешным (что, впрочем, и не удивительно при таком составе участников). Андрей Чежин представил не выставлявшиеся ранее работы серии "Взаимное проникновение", Евгений Мохорев показал новые фотографии из серии "Обнаженные". Серия Андрея Усова "Флер. Фатальные штрихи", демонстрировавшаяся недавно на юбилейной выставке фотографа в Доме Журналистов, была удачно дополнена видеофильмом о процессе фотосъемки этой серии с Сергеем Саниным (режиссер серии и автор сценария) и работе с фотомоделями. Некоторым повторением можно было бы считать показ серии "Сайгон. Вьетнам" Валерия Потапова, еще не остывшей после выставке в "Борее", и потреты художников Николая Шалякина, демонстрировавшиеся на первой выставке в Д-137, но и они вполне органично дополнили выставочную экспозицию. (Николай Кононихин)

25.11.2000: "Смерть Марата" в туалете на Пушкинской-10

Галерея PARAZIT, основанная недавно Товариществом "Новые тупые", продолжает успешно паразитировать на теле художественных иснтитуций. Вторую выставку галерея открыла в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10, заручившись согласием Марины Колдобской, директора музея. Экспозицию выставки "Помни о смерте или умереть по-русски" составили работы Владимира Козина, которые разместились в крохотном коридорчике, офисной комнате и даже туалете. В коридоре - серия фотографий женского черепа с лиричным блоковско-брюлловским названием "Незнакомка", фотография вывески агентства ритуальных услуг "Без выходных", объект с крошечной мышеловкой "Мама, Дед Мороз умер" (реплика на известный фильм Е.Юфита), а также иллюстрации известных картин "Русские вдовушки", подвергшиеся "пробивному" вандализму. В офисе на стене разместился объект "Они жили долго и счастливо и умерли в один день" - искусственный венок с двумя брелоками-скелетами (причем, один - мужского, а другой - женского пола). Наконец, туалет стал местом развертывания фото-инсталляции "Смерть Марата". Нужно заметить, что туалет музея "тупые" присмотрели уже давно: еще летом на открытии фестиваля "Неофициальная столица" они разместили в туалете лозунг "Идите в ж... любители искусства", чем вызвали гнев Марата Гельмана. Теперь в том же туалете "Смерть Марата". (Николай Кононихин)

24.11.2000: "Всегда видно лишь то, что горит"

В Обществе А-Я на Невском пр., 60 открылась выставка "Радость" Гора Чахала. Экспозицию выставки составили большие, перенесенные на холст компьютерные фотографии огня. Огонь буйствовал и в видеофильме - дикую стихию огня сопровождали дикие песни цыган. Проект - по мысли автора - исследует условия возникновения "румных чувств" (термин автора), под действием которых "люди разных культур, рас, возраста становятся способны понимать друг друга сразу и до конца". Решающую роль, по-видимому, в возникновении этих чувств Гор Чахал придает огню. "Всегда видно лишь то, что горит, - говорит художник, - или, вернее, то, что горит - видно всегда. Вот и всё. Зажигай".


24.11.2000: "Кнопка и модернизм" Чежина включается в Фотомарафон-2000

Публикацией "кнопки" Сальвадора Дали сетевой арт-сериал "Кнопка и модернизм" Андрея Чежина (куратор Николай Кононихин) включается в Петербургский Фотомарафон-2000. В этом году в фестивале впервые примут участие виртуальные фотовыставки и сетевые проекты. "Кнопка и модернизм" Чежина смотри по адресу:  www.artpiter.spb.ru/projects/chegin

24.11.2000: Тимур Новиков о победе Ольги Тобрелутс

Тимур Новиков сообщает о победе Ольги Тобрелутс в конкурсе электронных искусств в Тайбее (Тайвань). Из 3000 художников жюри выбрало 10 лучших - www.artpiter.spb.ru/projects/novikov


21.11.2000: Второй номер "Активиста" посвящен новым медиа

Вышел новый номер журнала "Активист" (редактор Сергей Бугаев-Африка), посвященный новым медиа. Второй номер хорош прежде всего тем, что в отличие от своих глянцевых и полноцветных собратьев вроде "Петербурга на Невском" и "Собаки ru" кажется начисто лишенным так называемого "эгоцентрического эссеизма". К тому же у "Активиста" пока нет "прошлого" в лице сложившейся команды авторов, что позволяет ему быть каждый раз неожиданным и интересным. В номере - статья Петера Вайбеля "Знание и видение. Новые интерфейсные технологии восприятия", посвященная новым интерактивным возможностям, открывающимися в эпоху тотальной   компьютеризации и дигитализации, а также связанными с ними неизбежными изменениями в психосоматике человека. Текст перепечатан из каталога выставки "Media Art Fest", организованной Гете Институтом, что, однако, вовсе не снижает актуальность его публикации в "Активисте". Статья Виктора Мазина ""Бытие" в "Матрице" на "Тринадцатом этаже" "Нирваны"" - психоаналитическая рефлексия на так называемые кибер-фильмы, "идеологически и технологически более близкие к компьютерным играм, чем к кинематографу", оригинально построенная на принципе последовательного цитирования и толкования цитаты. Хорошие обзоры дисков от Анастасии Грицай - как по выбору того, что слушать, так и по содержанию самих обзоров. А также - стихотворная промзона  Дмитрия Голынко-Вольфсона, тексты, посвященные разного рода моде (от электронной до эротического пирсинга), новости музыкальной и, немного, художественной жизни. Кроме того в журнале можно найти статьи "В поисках русского робота" Константина МиТенева, "На Бугатти по Великому Шелковому пути" Андрея Дмитриева и Дарьи Шухтиной, комментарии доктора Щеглова, статью Антона Лирина, посвященную Международному фестивалю старинной музыки, новости WAP SMS технологий и обзоры клубов и ресторанов, но в целом журнал все равно отличный. В качестве дополнительных плюсов следует отметить очень динамичный дизайн, в котором даже реклама смотрится не как реклама, а как его (дизайна) органичный элемент. Минусы - большое количество грамматических ошибок и опечаток, что, впрочем, судя по всему является неизбежной составляющей любого хорошего издания. (Максим   Райскин)

21.11.2000: Выставка Аушры разместится в особняке Румянцева

7 декабря в Государственном музее истории С.-Петербурга ("Особняк Румянцева", Английская набережная, 44) открывается выставка художницы Аушры (куратор выставки - Галерея Меднис, Калининград). Это редкий случай высокого искусства одинаково оцененного маститыми критиками и теми, кто в состоянии формировать личные коллекции. Ознакомиься с творчеством мэтрессы, которую несмотря на несолидный возраст ЕАК (Европейская Ассоциация Критиков заседание 1999, Милан) признала выдающимся живописцем двадцатого столетия, а строгое жюри на международном конкурсе живописцев (1995, Вервье, Бельгия) наградило бронзовой медалью, можно по адресу: http://www.enet.ru/win/mednis/aushra/  


20.11.2000: Фестиваль современного искусства в Петербурге сорван

Фестиваль современного искусства в Петербурге сорван. Проведя сутки на Ивангородской таможне, 17 эстонских художников расстались со своими произведениями, которые собирались показать на фестивале современного эстонского искусства "Окно в Россию". Картины отправили обратно, а авторы приехали в Питер на один день и ни с чем вернулись в Эстонию. Несколько питерских галерей (среди которых галерея Д 137, Музей Нонконформистского искусства и галерея "Арт Полигон") - организаторы фестиваля с российской стороны - утверждают, что все документы на произведения были в полном порядке. Они надеются получить внятные объяснения от таможенных служб и провести фестиваль позднее. (Максим Райскин)

19.11.2000: Петербург - город 4-х революций... Сексуальной тоже

Гала-открытие кинофестиваля "Эротические вечера" в Доме Кино прошло при огромном стечении публики и профессионалов своего дела. Доктор Щеглов поделился мыслями об эротике в нашей жизни: почему мы боимся обнаженного тела, но спокойно взираем на сцены насилия, когда человека режут, колят, убивают. Сергей Огарков (психолог, продюсер перерачи "Про это", президент Ассоциации сексологов России) призвал сломать стереотип Петербурга как "города трёх революций" и провозгласить Питер городом четырех революций - сексуальной тоже. За словами последовало "дело": шоу-показ эротического белья, музыкальная пародия Травести-театра "La Diva" (гей-клуб "Джунгли") и раздача цветов ирисов с презервативами. Завершилось открытие фестиваля показом фильма Франсуа Озона "Крысятник" (жанр: трагифарс с элементами сюрреализма) - ироничной пародии на устоявшиеся в обществе представления о гомосексуализме, садомазахизме, групповом сексе и т.п. на примере добропорядочной буржуазной семьи. В программе фестиваля и другие фильмы Франсуа Озона - "Криминальные любовники" (1999) и "Капли дождя на раскаленных скалах" (2000), а также "Желание" (реж. Седрик Кан, Франция) и "Ложь" (реж. Янг Сун-Ву, Южная Корея).

18.11.2000: Где вы, "Песни невинности и опыта"?

В Музее нонконформистского искусства открылась фотовыставка "Песни невинности и опыта" (куратор Анна Матвеева), которая предваряет грядущий Фотомарафон 2000. Выставка представляет молодую питерскую фотографию (Олег Шагапов, Тимур Багов, Наталья Звягина, Андрей Макаров, Владимир Столяров, Алексей Тихонов), "не вписывающуюся, - по мнению куратора, - в сложившийся петербургский фотографический дискурс". Однако, при том что на выставке, действительно, есть ряд интересных работ ("Неактуальные портреты" А.Тихонова, "Режим", "Ночной дневник", "Подарок Ане" Н.Звягикой) - экспозиции явно не хватает целостности, продуманности и просто
объема/материала, который хоть как-нибудь подкреплял бы заявленную тему.
В день открытия выставки состоялась презентация книги "Женское лицо петербургского искусства", которая посвящена истории женского творчества в Ленинграде/Петербурге последних 30 лет. В книгу вошли тексты Марины Колдобской, Николая Благодатова, Дмитрия Пиликина, Андрея Хлобыстина, Ирины Актугановой, Виктора Мазина и Олеси Туркиной, Ольги Томсон, Веры Бибиновой, Владимира Бойкова и Инны Рассохиной, Анны Матвеевой. Книга содержит богатый иллюстративный материал.

17.11.2000: "Паразитирующий стиль" для мужчин за 40

Галерея PARAZIT, учрежденная недавно Товариществом "Новые тупые", открыла свою первую паразитирующую выставку в длинном узком коридоре галереи "Борей" . Ею стала выставка эскизов художника Вадима Флягина для коллекции постельного и нижнего белья под названием "Паразитирующий стиль". Среди эскизов представлены модельные линии "Спайник", "Лобковая вош", "Бычий цепень", "Яйца Бычьего цепня", "Селитер", "Яйца аскариды". Проект, как заверяет пресс-релиз, расчитан на мужчин за 40. "Данный рисунок белья, - считает Флягин, - будет способствовать повышению потенции в зрелом возрасте" . Признаюсь, от таких названий всякие желания пропадают, и возникает непреодолимое желание сменить постельное бельё. Что же касается самой выставки - графические листы (белая гуашь на черном) в черных рамах под стеклом выглядят очень даже элегантно и "дорого", что вполне закономерно, если учитывать коммерческий характер галереи. Любопытно, сколько времени выставка продержится в коридоре галереи "Борей"?

17.11.2000: Газетное искусствоведение Алексея Варсопко

"Смена" www.smena.ru
10 ноября: "Рычали медведи в сосновом бору+" (в галерее "Дельта" выставка "Три медведя и Ко"); автор - Михаил Кузьмин.
10 ноября: "Наталья Кимбер: "Эти камни дают любовь" (интервью с единственной в России владелицей салона камнерезной анималистики); вопросы задавала Ольга Рогозина.
10 ноября: "К нам приехали мастера татуировки" (Grand Tattoo Salon в Санкт-Петербурге); автор - не указан.
11 ноября: "История неглиже" (выставка "Память тела" в Невской куртине Петропавловской крепости); автор - Ирина Бондаренко.
13 ноября: "На Малой Садовой скоро появится скульптура фотографа" (новый памятник); автор - Алексей Орешкин.
14 ноября: "Набоков любил бабочек и закон об авторском праве" (в Санкт-Петербурге запущена международная программа "Мониторинг авторских прав в менеджменте культуры, электронном и некоммерческом издательском деле);
автор - Филипп Сомов.
14 ноября: "Художники вырастят глиняное дерево" (международный фестиваль "Мастер-Класс-2000"); автор - Алексей Орешкин.
16 ноября: "Под золотой дождь грантов+" (1 миллионов долларов - целевой грант правительства России культурным учреждениям Санкт-Петербурга); автор - Филипп Сомов.
16 ноября: "Кактусы показывают свой характер" (в творческом центре "Открытый мир" на улице Черняховского, 11, выставка "Чемодан с красками" Игоря Морозова); автор - Елена Данилова.

"Санкт-Петербургский час пик" www.chaspik.spb.ru
45, 15 ноября: "О память тела! Ты сильней рассудка памяти печальной+" (в Невской куртине ППК выставка "Память тела тоталитарной эпохи"); автор - Зинаида Арсеньева.
45, 15 ноября: "Незнакомка утром после бурной ночи с тремя богатырями" (в галерее "Дельта" выставка "Три богатыря и Со"; куратор - Ирина Болотова);
автор - Зинаида Арсеньева.
45, 15 ноября: "Музыка как изобразительное искусство" (Третий международный фестиваль старинной музыки с точки зрения сценического имиджа его участников); автор - Роман Рудица.

"Санкт-петербургские ведомости" (Культура) www.spbvedomostu.ru
10 ноября: "А до Тригорского дойти пешком+"; автор - Эмма Беленкова.
11 ноября: "Ожерелье Санкт-Петербурга" (выставка Юрия Радомского во дворце Белосельских-Белозерских); автор - Людмила Емельянова.
Обзор подготовил Алексей Варсопко

17.11.2000: Долгие "Эротические вечера" в Доме Кино

18 ноября в Петербургском Доме Кино стартует фестиваль "Эротические вечера". В программе кинофестиваля - скандальные открытия нового кинематографа - "Ложь", "Желание" и фильмы Франсуа ОЗОНА. В день открытия - обаятельные девушки из "Эротической мастерской", макияж-салона "Виктория. VIP" продемонстрируют эротическое белье из магазина-салона "Эрос; музыкальная пародия Травести-театра "LA DIVA" JUNGLE GAY CLUB; Доктор ЩЕГЛОВ - собственной персоной! В рамках фестиваля галерея "Фундус" открывает в Доме Кино выставку эротической графики, живописи и фотографии художников Анатолия Заславского, Александра Задорина, Арона Зинштейна, Николая Сажина, Петра Конникова, Владимира Яшке, фотохудожников Анатолия Бесимбаева, Валерия Потапова и др.

16.11.2000: "Виртуальное кладбище" потеряло одного из основателей

24 октября на 43 году ушел из жизни философ Андрей Демичев - основоположник нового направления науки - Танатологии (науки о смерти). Андрей Демичев любил жизнь и творчески проживал смерть, а часто даже играл с нею и провоцировал. Он с радостью откликнулся на идею реализации в сети проекта Валерия Савчука "Виртуальное кладбище "Новые Литераторские мостки" (www.artpiter.spb.ru/kladb/)
Подробнее смотри: http://www.artpiter.spb.ru/projects/vvs

15.11.2000: "Археология сознания" Валерия Шалабина

В 103 галерее на Пушкинской 10 открылась выставка Валерия Шалабина "Отчет о путешествиях". На выставке представлены формальные рисунки масляной пастелью, иллюстрирующие философско-художественный метод, названый Шалабиным "археологией сознания". "Взаимодействие с материалом, - поясняет художник, - может приводить к возникновению резонанса, в результате которого образы начинают не "задумываться и воплощаться", а как-бы проявляться..." Метод "археологии сознания" Шалабина близок "мускульному рисованию" и "работе изобретенной формой" Павла Кондратьева - ученика Филонова - и его последователей (Владимир Волков, Владимир Жуков, Вера Матюх и др.), для которых форма изначально "живет" в художнике, и его задача - дать ей возможность пролиться потоком линий... Развитие этой линии послевоенного русского/ленинградского авангарда, обычно связываемого с именами Старлигова-Кондратьева и их последователей, в творчестве представителя нонконформизма периода ТЭИИ - явление необычное и по-своему замечательное, хотя и запоздавшее лет на 30-40. Жаль, на выставке не были замечены ни стерлиговцы, ни кондратьевцы, ни Александр Некрасов - директор Музея "Царскосельская коллекция", в котором собрана чуть ли ни лучшая публичная коллекция послевоенных формалистов.


14.11.2000: Осенний Фотомарафон 2000 стартует в субботу

Питерский Осенний Фотомарафон 2000 в полной готовности. Вчера арт-директор фестиваля Дмитрий Пиликин передал на Арт-Питер список участников. Его составили 25 музеев и галерей, в которых пройдут в течение декабря 33 фотовыставки. Причем первая из них стартует уже в ближайшую субботу 18 ноября в 16.00 в Музее Нонконформистского искусства на Пушкинской 10. Это будут "Песни невинности и опыта (куратор Анна Матвеева). В выставке примут участие молодые питерские фотографы Олег Шагапов, Тимур Багов, Наталья Звягина, Андрей Макаров, Владимир Столяров, Алексей Тихонов. Полный список смотри по адресу:
http://www.artpiter.spb.ru/projects/photomarafon/index.shtml.


13.11.2000: "Золотые унитазы" Воинова в новом корпусе Зиммерли музея

Торжественно открылся новый корпус Зиммерли музея Рутгерского университета в Нью-Брунсвике (Нью-Джерси, США). В новом корпусе разместилась первая постоянная экспозиция работ художников русского нонконформизма периода 1960-х - 1980-х годов из коллекции Нортона Додджа. Так, например, в новую экспозицию вошли две инсталляции Вадима Воинова "Золотые унитазы" и "Пять звезд с Кремлевской елки". Всего в собрании Зиммерли музея находятся около 50 работ Воинова - столь большое собрание работ одного художника Ирина Карасик охарактеризовала как "музей в музее". Строительство нового корпуса было осуществлено при финансовом участии Нортона Додджа.

11.11.2000: "Буржуазия" пробралась на Пушкинскую 10

К трем институциям в небольшом помещении на седьмом этаже Пушкинской 10 ("Техно-Арт-Центр Галереи 21", "Кибер-фемин-клуб" и "ГЭЗ-21") прибавилась еще одна - Арт-клуб "Буржуазия", основанный совместными усилиями 21-й галереи и группой питерских поэтов "Дрэли Куда Попало". Открытие клуба ознаменовалось двумя беспрецидентными для Пушкинской 10 событиями: платным входом (от 10 до 500 руб.) и продажей пива и поэтических сборников дрэлей (и то, и другое - по 20 рублей). Такую инициативу можно только приветствовать, так как тотальная декоммерциализация галерей и халявная раздача пива на вернисажах, обеспеченных грантовыми деньгами, приводят к финансовой стагнации большинство художественных проектов и инициатив. Правда, "Я - политическая партия" Кэнди Малахаева использовала торжественный момент для получения политических  девидентов: Кэнди заклеил скотчем входную дверь и объявил присутствующим, что никакого открытия не будет и ЯПП не допустит прихода "Буржуазии" в обитель свободной культуры. Однако учредители были настроены вполне миролюбиво и согласились считать клуб "Буржуазии" закрытым клубом. Все столики были заняты, пиво раскупали влет, а выступления Линор, Дмитрия Первушина и "Дрэли Куда попало" прошли на "ура". Дрэли настолько разогрели публику, что подвыпившие девченки завершили выступление Дрэлей битьем пивных бутылок, что, конечно, не есть хорошо. "Буржуазия" ждет гостей каждую пятницу (но уточнять программу и время все-таки рекомендую). Пожелаем новому клубу удачи! (Николай Кононихин)

11.11.2000: От повторного исполнения "Мистерия-BEEF" не испортится

В Музее Нонконформистского искусства на Пушкинской 10 Юрий Шабельников исполнил "Мистерию-BEEF" (либретто Александра Якимовича). Вдохновленный кровавым опытом Квентина Тарантина и расчлененной плотью Демиана Херста, Шабельников выставил на пюпитрах пласты свиного сала с нотами музыкальных произведений и портретами Моцарта, Вагнера, Чайковского, Бетховена... Экспозицию "концертного" зала дополнили кроваво красные панно, которыми от пола до потолка задрапировано выставочное пространство. "Мистерия-BEEF" - первая персональная выставка Шабельникова в Петербурге. Первое исполнение "Мистерии-BEEF" прошло в галерее Гельмана, будем надеяться, что от повторного исполнения  хорошо просоленная "Мистерия-BEEF" не испортится.

10.11.2000: Памяти русской поэзии посвящается

В галерее "Navicula Artis" на Пушкинской 10 открылась выставка "Русская поэзия в картинках" Алексея Варсопко и Игоря Лебедева. Совместный проект художника-концептуалиста и фотографа ставит целью соединить Высокое (поэзию) и массовое (картинки). Однако решают эту задачу художники по-разному. Варсопко - средствами "поэтической графики" (Часть I. "Памяти посвящается"), где "поэзия" настолько сильно трансформируется в "текст" (фрагментарный, отрывочный, черновой и пачканый), что превращается в графическую "картинку", вставленную в рамку. Собственно поэзии в работах Варсопко уже нет - вместо нее вполне могло бы быть слово из трех букв (как в книжке Варсопко "... Этюды". 1999) или любой другой набор слов или символов. Здесь Варсопко использует стратегию апроприации, причем даже не столько поэзии, сколько знака "поэзии"/"литературы" или даже "слова"/"символа" с целью окультуривания профанической картинки. Лебедев решает задачу "поэзии в картинках" средствами фотографии (Часть II. Женщине посвящается). На бытовые фото полу/обнаженных женщин, снятых "на природе" или в интерьерах 1960-х годов, наложены поэтические строки классиков русской поэзии Державина, Карамзина, Пушкина, Асеева, Григорьева, Пригова и др. "Русская поэзия в картинках" приобретает инвертированный смысл: поэзия не иллюстрируется картинками/фотографиями, а наоборот поглощается ими для решения собственных (картинок) задач, совершенно не свойственных и чуждых самой поэзии. Здесь также налицо апроприация, причем не только высокой поэзии, которая играет роль подписей к бытовым фото низкого жанра, но и имен классиков русской поэзии. Последнее относится к работам, где уже не так важна поэтическая сторока, редуцированная Лебедевым до безличностного "Я помню", сколько "знак" великого Пушкина, призванного обессмертить неизвестную девушку или событие, связанное с ее белым телом. Получается, что в "Русской поэзии в картинках" Варсопко и Лебедева русская поэзия погибает/растворяется в "картинках", которые без остатка утилизируют ее в "культурный слой" графики Варсопко и бытового фото Лебедева.
P.S.: Серия "Женщине посвящается" Игоря Лебедева не может не ассоциироваться с выставкой "Памяти тела. Нижнее белье советской эпохи" (Петропавловская крепость), на которой она бы смотрелась весьма органично.

10.11.2000: "Альтернативный запах корюшки" на Васильевском острове

В Василеостровском Молодежном Центре (ВМЦ) на 17 линии В.О., д.56 стартовал Международный фестиваль молодежной альтернативной культуры "Альтернативный запах корюшки". Фестиваль проходит в заброшенных цехах бывшего велосипедного завода при поддержке Совета Министров Северных стран (Nordic Concil). В нем приняли учатие музыкальные группы из С.-Петербурга, Петрозаводска, Калининграда, Минска, Латвии, Польши, Финляндии. В первый день выступили группы "Флирт", "Софора" из Спб, "Гвоздодер" из Петрозаводска и др., экстремальное поэтическое шоу показали питерские поэты "Дрэли Куда Попало".


08.11.2000: "Тупые" отдают должное Тимуру Новикову

Паразитирование приобретает новые формы. 7 ноября в день согласия и примирения в галерее "Терпсихора" 14-я линия В.О., д.5 состоялась акция группы "Новые тупые" под названием "Новые тупые" отдают должное создателю "Новой Академии" Тимуру Петровичу Новикову". Акция, продолжающая актуальную в последнее время для "Тупых" тему паразитирования на различных культурных институциях, феноменах и именах, состояла из чтения манифеста и пьесы, написанных "Тупыми" специально для этого события, а также подношения даров патриарху. Подарки - объект "Корова и скрипка" (буквальная аллюзия на картину Малевича), авторский холст Вадима Флягина "Русский Аполлон", написанный, якобы, в сюрреалистической манере, книга Сергея Спирихина "Философия Сё" и коллекция значков с изображениями русских художников. Новиков сердечно поблагодарил художников, а они испросили разрешение сфотографироваться с ним на память. На этой щемящей ноте всеобщего согласия и примирения акция и закончилась. "Новые тупые" намерены продолжить традицию акций по "отданию должного" еще при жизни. Следующим объектом "Тупых" должны стать "Митьки" (действие запланировано на 2 декабря). (Максим Райскин)


06.11.2000: "А наши штаны будут выставлены?"

В Петропавловской крепости открылась выставка "ПАМЯТЬ ТЕЛА. Нижнее белье советской эпохи" (кураторы Екатерина Деготь и Юлия Демиденко). Задача выставки - "посмотреть на советскую эпоху "снизу" - с точки зрения обычного человека", вернее - с точки зрения его отношений с нижним бельем. Однако пресс-конференция выявила любопытные нюансы в отношении к выставке главных действующих лиц. Вильфрид Экштайн (Институт Гете) видит выставку в контексте "сравнения культуры пост/социалистических стран". Борис Аракчеев (ГМИ СПб), несмотря на увереность, что зрителя интересует ближняя история, считает, что выставке уготована судьбы Петра 1 Шемякина, который - по мнению посетителей - "оскорбляет чувства русских людей". Анна Гор (Нижегородский ЦСИ) видит своеобразие проекта в "соединении культурологической выставки с выставкой современного искусства". Екатерина Деготь формулирует задачу выставки лаконично и точно: "показать прошлое на примере нижнего белья". Но Юлия Демиденко уточняет: "показать реальное белье", поскольку нижнее белье никогда не выставлялось и выпало из истории. Поэтому экспозицию выставки составили реальные (т.е. бывшие в употреблении) экспонаты из новейшей коллекции Музея истории С.-Петербурга и частных коллекций Юлии Демиденко и Александра Петлюры (Москва). "Гобелены жизни" последнего - реальные, многократно заштопанные женские "штаны" -   едва ли не главное произведение выставки (в том числе и в номинации "современного искусства") - производит настолько сильное впечатление, что было "рекомендовано к изъятию из экспозиции" (но, благо, осталось). А вот нижнее белье С.М.Кирова в последний момент все-таки не попало на выставку. Не дошла до зрителя и уникальная, по словам Ю.Демиденко, коллекция фабрики "Красное знамя", которая обусловила "использование экспонатов только на коммерческой основе". Видно, "Красному знамени" реклама не нужна. Зато западногерманский концерн "Триумф" предоставил свои образцы продукции, пользовавшиеся с 1974 г. успехом на советском рынке. Предоставили уникальные "экспонаты" и просто обычные люди... Так, накануне выставки Ю.Демиденко позвонила взволнованная женщина: "А наши штаны будут выставлены?". "Да!" - успокоила ее Демиденко. Что же касается "современного искусства", то оно представлено на выставке фотографиями Татьяны Либерман (следы белья на теле), Ольги Чернышевой ("Жить или маяться") и Игоря Мухина ("Советские монументы"), фильмами Ольги Егоровой ("Белье") и Михаила Брашинского ("Пусть думают, что мы  спортсмены"), инсталляциями Натальи Першиной-Якиманской ("Потайная  комната") и Леонида Тишкова ("Даблоиды детей и взрослых"), объектами Георгия Острецова ("Сердечные вещи"), Марины Жуковой, Николая Олейникова и др. Однако, как и в случае с "Гобеленами жизни" А.Петлюры, больше всего цепляют "произведения", выполненные в жанре "найденной вещи": старая фотография "Пикник" Ирины Вальдрон (дополненная ироничиским комментарием), "Вытесненные фотографии" Антона Ольшванга (сделанные с негативов, невостребованных клиентами фотолабораторий), воспоминания частных лиц о комических и интимных подробностях в их отношениях с нижним бельем, фильм Дмитрия Гутова ("Как я провел лето"), снятый скрытой камерой на эскалаторе московского метро, наконец, частные фотографии 1960-х годов из коллекции И.Лебедева и А.Чежина, представляющие уникальные образцы бытового стриптиза/порно с "живыми" примерами использования нижнего белья. Здесь повторилось то же самое, что и на фестивале "Современное искусство в традиционном музее", а именно: старая вещь оказалась сильнее contemporary art. Поэтому художники, согласившиеся принять участие в проекте "Память  тела", проявили немалый героизм и самопожертвование, так как им - как это ни печально - досталась роль статистов.

04.11.2000: Актуальное искусство в сети вторглось в Третьяковку

В течение недели в Третьяковской галерее в Москве проходила Международная конференция "EVA` 2000 МОСКВА", имеюшая подзаголовок "Электронная конвергенция" и посвященная новым технологиям в музеях, галереях, библиотеках и архивах. Помимо многочисленных докладов на тему использования информационных технологий в сфере культуры (базы данных, информационный системы/ресурсы и электронные библиотеки, мультимедиа издания и музеи в интернет) отдельная секция была посвящена собственно "Современному искусству в интернет". Куратор секции Юрий Пластинин (АРТИНФО) блестяще выстроил доклады, начиная со ставших уже традиционными виртуальных музеев ("Русский альбом" А.Франц и О.Томсон) и творческих объединений в интернете (В.Опара) до новейших стратегий художественного использования сети. Последние были представлены докладами Н.Кононихина "Актуальное искусство в сети: мониторинг, репрезентация, симуляция", С.Тетерина "Русский электронный шаманизм и media art" и студентов института ПРО АРТЕ Э.Кархалаева и И.Химина "WAP: Арт-протокол для сотовых телефонов". WAP-технология была названа Кархалаевым "недоношенным ребенком" и иронически проиллюстрирована "порно-сайтом" "Kama Sutra" (без единой картинки с лаконичным перечислением позиций) и сайтом MOMA, представляющим собой список фамилий художников, подробная информация о которых ограничивалась годами жизни (естественно, тоже без картинок). Содоклад Химина "Proxy Art" (родившийся в поезде Петербург-Москва) был посвящен новому виду искусства, призванному заполнить сухие странички сообщений об ошибках и ориентированного на случайного зрителя. Необходимость поиска нового зрителя Химин объяснил тем, что "сетевое искусство тонет в сети и стремится быть выставленным в галерее", о чем свидетельствует недавняя "выставка" медиа-проектов С.Тетерина в помещении института ПРО АРТЕ и выставка "ARTPITER.SPB.RU: тотальная документация искусства" Н.Кононихина в галерее "Арт-Полигон"). Кризисом невостребованности современного искусства в обществе и стремлением найти новый путь к зрителю были инициированы и новые стратегии актуального искусства в сети: арт-сериалы и проекты симуляции Н.Кононихина, communication art и кибер-шаманизм С.Тетерина. Секция "Современное искусство в интернет" вызвала острый интерес у сетевой общественности и музейных работников (правда, у последних не всегда позитивный) и еще раз обратила внимание на отношение "художник и общество", которое в эпоху информационного общества должно строиться по законам этого общества. См. также: http://www.tretyakov.ru/russian/Events/EVA/eva2000/default.htm и http://www.artinfo.ru/eva/


03.11.2000: "Кнопка и модернизм" Чежина в Братиславе

На проходящем в Братиславе Х Международном фестивале фотографии открылась персональная выставка Андрея Чежина (куратор Егений Березнер, РОСИЗО МК РФ). Это первая столь масштабная выставка одного из наиболее известных современных российских фотографов, на которой Чежин представил этапные проекты за последние 13 лет: "Квадраты", "Пространство Эшера", "Хармсиада-1" , "Кнопка и модернизм", "Дом свиданий" и др. Наибольший интерес на выставке вызвал проект Чежина "Кнопка и модернизм", который устроители фестиваля уже успели окрестить "ироническими комментариями русского концептуализма". "Арт-Питер", на котором сейчас идет сетевой арт-сериал "Кнопка и модернизм" (включающий последнее интервью с Чежиным), поздравляет Андрея с заслуженным
успехом!

03.11.2000: "Кнопка" Энди Уорхола: все решил случай

Очередной выпуск фотографического арт-сериала "Кнопка и модернизм" Андрея Чежина посвящен Энди Уорхолу. В своем интервью Чежин признался: "У меня было много идей как сделать "кнопку" Уорхола. Но всё решил случай. Однажды я пошел покупать кнопки и увидел в магазине эти живописные коробочки..."

01.11.2000: "Арт-процессор" Варсопко осваивает городскую среду

"Арт-процессор" Алексея Варсопко сообщает о грядущей выставке Регины Константинаки. Выставка оригинальна тем, что место ее проведения - рекламные биллборды в городской среде. Не имея ничего против работ Регины, Варсопко беспокоит вопрос уместности подобных практик, когда современное искусство служит средством оживления рекламных площадей.


30.10.2000: Екатерина Деготь: "Россия готова отдаться Уорхолу"
Месяц Энди Уорхола в России Эрмитаж завершает симпозиум, посвященным американскому художнику. Первый день симпозиума в Эрмитажном театре выдался насыщенным. С докладами выступили Дж.В.Смит, Е.Андреева, Н.Принц, Е.Деготь, С.Бугаев (Африка), Т.Новиков и др. Тимур Новиков - ясное дело - причислил Уорхола к классической традиции ("Энди Уорхол и "комплекс Леонардо"). Екатерина Деготь на основе анализа критики Уорхола ("Энди Уорхол в контексте постсоветского капитализма") сделала парадоксальный вывод о том, что Россия (женского рода) готова отдаться Уорхолу, но она ему нежеланна (учитывая гомосексуальность последнего)... К симпозиуму подоспела и презентация русского перевода книги Энди Уорхола "Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)" (Про Арте, 2000), перевод которой был осуществлен по инициативе и на средства Сергея Шутова. Завершил первый день симпозиума показ фильма-марафона Энди Уорхола "Девушки из Челси", рассказывающий истории 12 девушек, живущих в отеле "Челси". Завтра в Нобель Бизнес Центре пройдет костюмированный "Бал по Энди Уорхолу". (Николай Кононихин)

30.10.2000: Выставка посвяшена королю, убитому за преклонение перед красотой
Новости Тимура Новикова сообщают о выставке Евгения Шефа "Мифы Людвига II", которая посвящена королю, убитому бюрократами и чиновниками за его преклонение перед красотой, строительство прекрасных дворцов и поддержку композитора Рихарда Вагнера...

30.10.2000: "Паразит" на теле художественных институций
Товарищество "Новые тупые" создало новую коммерческую галерею актуального искусства "Паразит". Галерея намерена паразитировать на теле художественных институций устраивая выставки в коридорах и туалетах Эрмитажа, Русского музея, Манежа, Союза художников и т.п. Правда, "тупые" намерены по-честному делиться прибылью с этими организациями: 20% - себе, 20% - им. (Николай Кононихин)

27.10.2000: "Осенний Фотомарафон 2000" пройдет в декабре
Полным ходом идет подготовка к Третьему Петербургскому Осеннему Фотомарафону. В этом году хлопоты по проведению фотомарафона взяла на себя галерея "ФотоImage" на Пушкинской 10 в лице арт-директора марафона Дмитрия Пиликина. В орг-совет фестиваля вошли: Валерий Вальран, Александр Китаев, Игорь Лебедев, Валерий Потапов, Андрей Чежин. Правда, в этом году по организационным причинам фестиваль будет проводиться не в октябре, а в декабре - поэтому организаторы дали ему иронический подзаголовок "Слишком поздняя осень"...

26.10.2000: "Наш мозг опустел - мыслит мир вокруг нас"

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "ETERNAL LINE" Стефана Шпихера (Швейцария). Выставка организована DMITRIY SEMENOV GALLERY и проходит в рамках дней Швейцарии в Санкт-Петербурге. Правда, сам Дмитрий Семенов настаивает, что это вовсе не выставка, а художественное событие (art event), призванное познакомить питерского зрителя с концептуальным искусством. Последнее преставлено в залах Невской куртины в виде глобальной инсталляции, включающей объекты с текстами и минималистскими абстракциями, вытравленными на цинковых досках и стеклах, а также слайд-шоу из тех же композиций на сводчатом потолке крепости. Тексты выполнены на русском языке и весьма интересны: "В сущности во время работы я нахожусь вне себя, и лишь мои глаза отражают мне то, что я делаю". Но мне более всего понравилось лаконичное: "Наш мозг опустел - мыслит мир вокруг нас".

26.10.2000: "НостальгиЯ" Наташи Курчатовой по клубной жизни

Наташа Курчатова открыла на "Арт-Питере" новую рубрику "НостальгиЯ", которая будет посвящена клубной жизни Петербурга. В первом выпуске Наташа рассказывает об одноименном off-line проекте, который уже был показан в
галерее "Арт-Полигон" и модном клубе "Грибоедов" www.artpiter.spb.ru/projects/varsopko


24.10.2000: Вадим Воинов включил в инсталляцию лестницу

В музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылся крупный проект "Реквием", в котором инсталляция Вадима Воинова "Лестница" заняла особое место... на черной лестнице флигеля. Стремление автора функциоколлажей, созданных из старых вещей, к "открытому дизайну" уже давно ощущал каждый, кто бывал в мастерской художника на Пушкинской 10, небольшой размер которой вмещал и мастерскую, и музей. Уже там коллажи Воинова не просто висели на стенах, а выстраивались в единый портрет времени. Создание инсталляции на старой лестнице позволило Воинову включить саму эту лестницу в глобальный функциоколлаж. Его также составили работы: "Адрес Ахматовой", "Красный  антик", "Гарнитур", "Осиновый кол" и др.


23.10.2000: "Кнопка" Малевича посвящена главной работе художника
Очередной выпуск арт-сериала Андрея Чежина "Кнопка и модернизм" посвящен
Казимиру Малевичу. "Посвящение Малевичу, - признался Чежин, - появилось у
меня только в 2000 году."
www.artpiter.spb.ru/projects/chegin  

23.10.2000: Андрей Чежин поиздевался над "четырьмя" из Эйсберга

В Эйсберге (Дания) открылась фотовыставка Андрея Чежина "Четверо в Эйсберге" , которая проходит в рамках "Санкт -Петербургского фестиваля" в Дании. "У них, - сообщает из Эйсберга Чежин, - есть гигантская скульптурная группа четырех сидящих на берегу моря мужчин. Я их фотографически переселил в разные места города и вообще поиздевался над ними." Помимо этого в Galleri Pakhuset открывается живописная выставка Питерских художников, которые писали свои работы во время джем-сэйшн группы "Оле-Лукойе" и студентов консерватории.

21.10.2000: "Мифы Людвига II" в Новой Академии

В Новой Академии изящных искусств на Пушкинской 10 открылась выставка "Мифы Людвига II" Евгения Шефа (Берлин). На выставке представлена компьютерная графика - идиллические пейзажи, выполненные в неоклассическом стиле и обильно заставленные колоннами на скалистом берегу моря, обнаженными фигурами холодных женщих-статуй и тонких томных юношей с не по детски развитыми гениталиями.

21.10.2000: Скажи мне безальтернативное "Да"

В "Арт-Полигоне" на Пушкинской 10 "Дрэли Куда Попало" представили новое шоу "Скажи мне Да". "Безальтернативные петербургские поэты" - именно так теперь они себя позиционируют на питерской поэтической сцене - предприняли в течение недели беспрецедентную экспансию в публику, выступив на днях в модном клубе "Грибоедов" и вот уже дважды в "Арт-Полигоне" в рамках проекта "Artpiter.spb.ru: тотальная документация искусства".

20.10.2000: Художники и поэты обзавелись премией в 3600 долл.

Вчера во дворце Абамелек-Лазарева состоялось торжественное вручение премий конкурса "ПРОПИЛЕИ", организованного редакцией журнала "Новый мир искусства" . Фонд премии, учрежденной издателем НоМИ Юрием Калиновским, составил 3600 долл. В номинации "Арт-критик" победителями стали Валентин Дьяконов (20 лет, Москва) и Дмитрий Озерков (24 года, Петербург), поощрительную премию получила Надежда Воинова (Петербург). В номинации "Художник" победила Надя Зубарева, представившая на конкурс оригинальные скульптурные фигуры женщин, выполненные из проволоки. Поощрительную премию получил Олег Хвостов (в свой день рождения!) "за преданное служение искусству и настойчивость в творческом труде" (он представил серию "коробок" "Мемориал вождей", недавно демонстрировавшийся в "Арт-Полигоне"). В номинации "Поэт" победил Александр Куляхтин (32, Гатчина). Его стихи оказались настолько необычными и острыми, что вручавший премию Николай Кононов пообещал выпустить их отдельной книжечкой. Поздравляем победителей!

19.10.2000: Мы говорим - броневик, подразумеваем - Гельман

В Мраморном дворце открылись выставки Галереи Марата Гельмана, приуроченные к 10-летию галереи.   Известный московский галерист отнесся к этому событию со свойственной ему основательностью. Он привез в Питер три выставки: "Южнорусская волна", "Бедное искусство" и "Ностальгия" (всего их будет семь!) и покрыл ими весь второй этаж, вытеснив из залов Музей Людвига, и часть первого этажа. Число приглашенных на открытие выставки было столь велико, что торжественное открытие устроили прямо во дворе Мраморного, где когда-то стоял броневик Ленина. Это дало повод Александру Боровскому, открывавшему выставку, сравнить целеустремленность Гельмана с броневиком. Так оно и есть. Открыв 10 лет назад частную галерею в Москве, сегодня Гельман - законодатель моды в современном искусстве России - вытеснил Людвига в Русском музее.


18.10.2000: "Художник, конечно не обязан быть эксгибиционистом..."

В "Арт-Полигоне" на Пушкинской 10 в рамках проекта "ARTPITER.SPB.RU: тотальная документация искусства" прошел публичный диспут "А живо ли искусство" (модераторы В.Савчук и Н.Кононихин). Предложенный Кононихиным тезис о смерти искусства ("искусство осталось в прошлом веке") был гневно отвергнут В.Савчуком, Д.Пиликиным, И.Баскиным, К.Малахаевым и легендарным Артуром Гегельянцем (и Александром Потолицыным в одном лице). Последний признался, что стал художником чтобы не работать. Баскин был еще более категоричен: "Художник, конечно, не обязан быть эксгибиционистом, но, если он не эксгибиционист, то он не художник."

18.10.2000: Выпил стакан - стал медиумом

В 103 галерее на Пушкинской 10 открылась выставка "Этюды" Олега Зайки, которую составили живописные и графические работы, а также тетради эскизов 1980-90-х гг. Это маленькие зарисовки и большие холсты с изображением банок сгущенного молока и сливок, спичечных коробков и других носителей советской рекламы (очевидно, выполненные под влиянием американского поп-арта и Энди Уорхола прежде всего). Правда, А.Хлобыстин - автор пресс-релиза - считает, что "искусство Зайки... основывается на экстатических (в основном алкогольных) состояниях. В этих пространствах медиумы - в последнее время у Хлобыстина что ни художник, то медиум - могут   рисовать... или делать что-то недоступное им в обыкновенных состояниях." Получается: выпил стакан - стал медиумом - нарисовал банку сгущенного молока.

18.10.2000: Алексей Варсопко: без информации нельзя

Текст написан по случаю открытия в галерее "Полигон" выставки "artpiter.spb.ru: тотальная документация искусства".

Когда информации нет, думаешь, где ее найти, почему ее нет. Когда информация есть, вопросов становится значительно больше: почему информации мало, почему информации много, зачем она сообщает о том-то, с какой целью или почему не сообщает о том-то, в каких связях находятся информация и событие (означающее и означаемое), какую роль означающее играет  в означаемом, каковы соотношения означающих и т.п. Информация имеет тенденцию превращаться в самодостаточное явление, переставая быть посредником, а становясь реальностью. К сожалению, мне не известны на сегодня примеры корректных отношений между информацией и реальностью, примеры корректного, этичного поведения (или хотя бы попытки такового) информации. Как правило, информация узурпирует свою власть и не хочет быть слугой какой-то там реальности. Без информации нельзя. Но, я уверен, производителям и потребителям информации нужно не только постоянно помнить о роли информации (не создавать новую реальность, а помогать понимать ту, что уже есть) и критическом (бдительном) отношении к ней, но и в условиях информационной эры пытаться искать рецепты, позволяющие снижать негативное воздействие информации. Надеюсь, что artpiter.spb.ru (информационный ресурс о художественной жизни), объединив лучшие умы Петербурга, сумеет ответственно и творчески (Искусство нам в помощь) подойти к решению этой проблемы. (Алексей Варсопко)

17.10.2000: Сайгон. Каска. "Сайгон"

В галерее "Борей" открылась выставка "Сайгон. Вьетнам. 75" В.Васильева и В.Потапова. "Художественно-интеллектуальный проект" - как определили выставку авторы - состоит из двух частей. В первой - живопись и фотографии тех лет, дополненные письмами американских солдат. Вторая - ее можно назвать "Каска" - с первой, вообще говоря, никак не связана - ее составили современные фотографии, стилизованные под вьетнамскую войну и выполненные на моделях с использованием американской каски М-1. Есть, правда, и третий "герой" - магазин "Сайгон" и его неизменный символ - Олег Гаркуша, запечатленный на одной из фотографий. Даже если не брать в расчет доброго десятка текстов (д-ра Щеглова, А.Курбановского и др.) - перечисленного выше материала вполне хватило бы на три выставки. Чего вряд ли можно сказать об актуальности.


возврат в рубрику архив

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO