Информационное общество и современное изобразительное искусство.
Между российским художником и
его потенциальной аудиторией всегда
существовала масса препятствий. В годы
строительства социализма и коммунизма это были
государственные и общественные институты
культуры, стоявшие официально на страже
"интересов" общества, а неофициально
использовавшиеся в корпоративных и личных
интересах их руководителей, которые определяли
что хорошо и имеет право на существование, а что
плохо и не имеет этого права.
С момента начала очередного
строительства нового общества эти препятствия
исчезли, но возникли новые - экономические,
которые оказались гораздо серьезнее прежних, так
как определили не столько возможность
творческого существования художника сколько
возможность его физического выживания в
условиях рыночной экономики. Сегодня
организацию выставки, издание каталога может
позволить себе крайне ограниченный круг
художников.
В связи с этим встал традиционный для
России вопрос - что делать?
Что делать тысячам профессиональных
художников, многие из которых в силу объективных
и субъективных обстоятельств не могут
заниматься иной профессиональной деятельностью
и видят весь смысл своего существования в
творчестве?
Как заявить о своем творчестве не
только в России, но и за ее рубежами?
Как по крайней мере сохранить свое
творческое наследие для потомков, если сегодня
оно не будет востребовано и адекватно оценено
современниками?
Радикальные критики, считающие, что
настоящих художников в России всего две сотни,
предлагают радикальное решение для остальных -
побыстрее избавиться от ненужных иллюзий,
перевести свою творческую деятельность в разряд
хобби и найти более подходящую для сегодняшнего
дня профессию. По-видимому этот совет устроит
далеко не всех.....
Других конструктивных ответов на эти
вопросы к сожалению нет, если принимать во
внимания только традиционные способы их
возможного решения (спонсоры, галереи, салоны, etc)
и надеяться на формирование полноценного
отечественного арт-рынка, хотя все разговоры о
его формировании в ближайшее время достойны
только газетных и журнальных публикаций пока в
России не сложился представительный средний
класс.
Однако существуют принципиально новые
возможности представления изобразительного
искусства, которые открывают новейшие
компьютерные информационные технологии (INTERNET,
CD-ROM, VIRTUAL REALITY), о существовании которых художники
либо не знают, либо эти знания искажены
предвзятым толкованием данных возможностей
приверженцами традиционных средств
информационного обеспечения художественного
процесса.
Возможно, прочитав эти строки, у многих
читателей возникнет естественный вопрос - о
каком использовании новейших информационных
технологий может идти речь при нынешнем
состоянии современного российского общества и в
частности российской культуры?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего
необходимо сказать, что все мировое сообщество
переживает сегодня очередную революцию - на этот
раз информационную, которая затрагивает
практически все слои современного общества,
включая сферу искусства. Ее суть заключается в
том, что подавляющая доля получаемой людьми
информации в ближайшее время будет
предоставляться с использованием компьютерных
технологий. Эта революция касается всех стран,
включая и Россию, вне зависимости от ее текущего
состояния. Более того, по-видимому, именно
изменения в сфере распространения информации
смогут оказать существенное влияние на процесс
реального обновления России.
Возможно "нас" в широком смысле
данного слова это уже не очень касается, но наши
дети уже живут в этом обществе. Спросите любого
современного подростка - какая у него самая
любимая игрушка или какую игрушку он очень хотел
бы иметь? Большинство ответит - компьютер, а
любимые игры во многом определяют образ мышления
и следовательно человека в целом.
Таким образом для подрастающего
поколения компьютер стал уже сейчас не просто
игрушкой, а средством получения интересующей!
его информации. Более того он стал средством
общения, которое к сожалению часто заменяет
реальных друзей.
В результате этого новые
информационные технологии уже сегодня оказывают
непосредственное влияние на менталитет
современного человека, давая ему, с одной
стороны, неограниченные возможности доступа к
интересующей его информации и полную свободу
выбора, а с другой стороны, влияя на этот выбор в
силу определенных изменений в восприятии
получаемой информации.
Все это касается и сферы
информационного обеспечения изобразительного
искусства, где использование новых технологий
также по всей видимости ознаменуется
значительными изменениями.
Данная сфера сегодня в силу тотальной
эстрадизации массовой культуры во многом
определяется модой, которая культивируется
определенными группами людей и опирается на
манипуляцию общественным сознанием. При этом
преследуются цели, среди которых корыстные
занимают далеко не последнее место. В итоге
сложившаяся в настоящее время система отбора
художественных ценностей характеризуется
неоправданным субъективизмом и ограниченностью
и опирается при этом на установившиеся
традиционные способы информационной поддержки.
Совершенно очевидно, что необходимость
кардинальных перемен давно назрела.
К сожалению использование только
традиционных средств информационного
обеспечения художественного процесса вряд ли
поможет в решении данной проблемы. В свою очередь
использование новых информационных технологий
открывает в этом направлении практически
неограниченные возможности не только в будущем,
а уже сегодня. Этому способствуют следующие
факторы:
новое информационное пространство практически неограничено для представления любых типов информации (текст, фото, видео, звук) и ее объемов,
данное пространство абсолютно свободно для представления любых видов и стилевых направлений изобразительного искусства, в связи с тем, что понятие какой-либо монополии на распространение информации отсутствует в нем по определению,
потенциальная аудитория нового информационного сообщества в настоящее время насчитывает более 50 миллионов человек и это количество стремительно увеличивается, что практически несопоставимо с возможностями традиционных средств информационного обеспечения изобразительного искусства, дееспособных в рамках локальных территорий (город, регион, страна) и чьи реальные возможности ограничены узким кругом художников.
Таким образом преобразование
современного общества в информационное создает
возможность оказать реальное влияние на
художественный процесс в целом и кардинально
изменить ситуацию на арт-рынке в частности, так
как люди получают значительно большую
возможность определять свои вкусы в связи с
полной свободой получения информации, а
художники существенно расширяют свою
потенциальную аудиторию.
Безусловно мы далеки от мысли, что
новые информационные технологии смогут решить
все проблемы в области современного
изобразительного искусства. Тем не менее они
дают реальные дополнительные возможности всем
участникам художественного процесса, а этого уже
достаточно, чтобы воспользоваться ими уже
сегодня.
P.S.
По-видимому все вышесказанное имеет
непосредственное отношение не только к России с
ее специфическими условиями и во многом
актуально для всех стран вне зависимости от
уровня их политического и экономического
развития.
Сергей Сенькин
президент
ARTINFO Multimedia Publishers
e-mail: senkin@itar-tass.com