Информационное общество и современное изобразительное искусство.

    Между российским художником и его потенциальной аудиторией всегда существовала масса препятствий. В годы строительства социализма и коммунизма это были государственные и общественные институты культуры, стоявшие официально на страже "интересов" общества, а неофициально использовавшиеся в корпоративных и личных интересах их руководителей, которые определяли что хорошо и имеет право на существование, а что плохо и не имеет этого права.
    С момента начала очередного строительства нового общества эти препятствия исчезли, но возникли новые - экономические, которые оказались гораздо серьезнее прежних, так как определили не столько возможность творческого существования художника сколько возможность его физического выживания в условиях рыночной экономики. Сегодня организацию выставки, издание каталога может позволить себе крайне ограниченный круг художников.
    В связи с этим встал традиционный для России вопрос - что делать?
    Что делать тысячам профессиональных художников, многие из которых в силу объективных и субъективных обстоятельств не могут заниматься иной профессиональной деятельностью и видят весь смысл своего существования в творчестве?
    Как заявить о своем творчестве не только в России, но и за ее рубежами?
    Как по крайней мере сохранить свое творческое наследие для потомков, если сегодня оно не будет востребовано и адекватно оценено современниками?
    Радикальные критики, считающие, что настоящих художников в России всего две сотни, предлагают радикальное решение для остальных - побыстрее избавиться от ненужных иллюзий, перевести свою творческую деятельность в разряд хобби и найти более подходящую для сегодняшнего дня профессию. По-видимому этот совет устроит далеко не всех.....
    Других конструктивных ответов на эти вопросы к сожалению нет, если принимать во внимания только традиционные способы их возможного решения (спонсоры, галереи, салоны, etc) и надеяться на формирование полноценного отечественного арт-рынка, хотя все разговоры о его формировании в ближайшее время достойны только газетных и журнальных публикаций пока в России не сложился представительный средний класс.
    Однако существуют принципиально новые возможности представления изобразительного искусства, которые открывают новейшие компьютерные информационные технологии (INTERNET, CD-ROM, VIRTUAL REALITY), о существовании которых художники либо не знают, либо эти знания искажены предвзятым толкованием данных возможностей приверженцами традиционных средств информационного обеспечения художественного процесса.
    Возможно, прочитав эти строки, у многих читателей возникнет естественный вопрос - о каком использовании новейших информационных технологий может идти речь при нынешнем состоянии современного российского общества и в частности российской культуры?
    Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо сказать, что все мировое сообщество переживает сегодня очередную революцию - на этот раз информационную, которая затрагивает практически все слои современного общества, включая сферу искусства. Ее суть заключается в том, что подавляющая доля получаемой людьми информации в ближайшее время будет предоставляться с использованием компьютерных технологий. Эта революция касается всех стран, включая и Россию, вне зависимости от ее текущего состояния. Более того, по-видимому, именно изменения в сфере распространения информации смогут оказать существенное влияние на процесс реального обновления России.
    Возможно "нас" в широком смысле данного слова это уже не очень касается, но наши дети уже живут в этом обществе. Спросите любого современного подростка - какая у него самая любимая игрушка или какую игрушку он очень хотел бы иметь? Большинство ответит - компьютер, а любимые игры во многом определяют образ мышления и следовательно человека в целом.
    Таким образом для подрастающего поколения компьютер стал уже сейчас не просто игрушкой, а средством получения интересующей! его информации. Более того он стал средством общения, которое к сожалению часто заменяет реальных друзей.
    В результате этого новые информационные технологии уже сегодня оказывают непосредственное влияние на менталитет современного человека, давая ему, с одной стороны, неограниченные возможности доступа к интересующей его информации и полную свободу выбора, а с другой стороны, влияя на этот выбор в силу определенных изменений в восприятии получаемой информации.
    Все это касается и сферы информационного обеспечения изобразительного искусства, где использование новых технологий также по всей видимости ознаменуется значительными изменениями.
    Данная сфера сегодня в силу тотальной эстрадизации массовой культуры во многом определяется модой, которая культивируется определенными группами людей и опирается на манипуляцию общественным сознанием. При этом преследуются цели, среди которых корыстные занимают далеко не последнее место. В итоге сложившаяся в настоящее время система отбора художественных ценностей характеризуется неоправданным субъективизмом и ограниченностью и опирается при этом на установившиеся традиционные способы информационной поддержки. Совершенно очевидно, что необходимость кардинальных перемен давно назрела.
    К сожалению использование только традиционных средств информационного обеспечения художественного процесса вряд ли поможет в решении данной проблемы. В свою очередь использование новых информационных технологий открывает в этом направлении практически неограниченные возможности не только в будущем, а уже сегодня. Этому способствуют следующие факторы:

    Таким образом преобразование современного общества в информационное создает возможность оказать реальное влияние на художественный процесс в целом и кардинально изменить ситуацию на арт-рынке в частности, так как люди получают значительно большую возможность определять свои вкусы в связи с полной свободой получения информации, а художники существенно расширяют свою потенциальную аудиторию.
    Безусловно мы далеки от мысли, что новые информационные технологии смогут решить все проблемы в области современного изобразительного искусства. Тем не менее они дают реальные дополнительные возможности всем участникам художественного процесса, а этого уже достаточно, чтобы воспользоваться ими уже сегодня.


P.S.

По-видимому все вышесказанное имеет непосредственное отношение не только к России с ее специфическими условиями и во многом актуально для всех стран вне зависимости от уровня их политического и экономического развития.

Сергей Сенькин
президент
ARTINFO Multimedia Publishers
e-mail: senkin@itar-tass.com