Информационные ресурсы и технологии охраны памятников.
Состояние. Проблемы. Перспективы.

В.В. Лукьяненко
Главное управление охраны памятников г. Москвы
Телефон: (095) 951-08-16
E-mail: Lukiyanenko@guop.msk.ru

Актуальность формирования и ведения специализированных информационных ресурсов (ИР) и автоматизированных технологий (АТ) охраны недвижимого культурного наследия сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем эффективное решение комплекса проблем по формированию и ведению ИР недвижимого культурного наследия на базе современных АТ - сложная и многоплановая задача, содержащая в себе весь спектр существующих противоречий недвижимого культурного наследия. Поскольку терминологическая база недвижимого культурного наследия настоятельно требует совершенствования, автор оставляет за собой право использовать термины и определения, которые, по его мнению, наиболее полно отражают сущность используемых в докладе понятий.

Состав специализированных ИР определяется тематическими направлениями охраны недвижимого культурного наследия и включает в себя:

Документационное обеспечение охраны недвижимого культурного наследия представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) по объектам недвижимого культурного наследия, их территориям и зонам охраны, позволяющую в полной мере осуществить процесс их государственной охраны согласно действующему законодательству, и является базовой составляющей формирования и ведения ИР.

Структура документационного обеспечения для формирования ИР состоит из следующих тематических блоков:

Современное состояние документации недвижимого культурного наследия с точки зрения формирования специализированных ИР можно охарактеризовать как "катастрофическое".

Общие проблемы - недостаточная для современных требований оперативность, качество и достоверность; слабая корреляция между документами различных видов; низкая квалификации специалистов органов охраны, создающих и обрабатывающих эти документы; недостаточное понимание и "воля" руководителей разных уровней необходимости формирования и сохранения единого документационного обеспечения; отсутствие должной координации в горизонтальных и вертикальных связях органов охраны.

Перспективы совершенствования документационного обеспечения недвижимого культурного наследия связаны, прежде всего, с формированием единого комплекта документации соответствующего вида на каждый объект недвижимого культурного наследия и обеспечением его архивного хранения и целевого использования; разработкой и внедрением системы автоматизированного документооборота органа охраны. Сверхактуально решение вопроса о формировании страховых комплектов документации по недвижимому культурному наследию на случай чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Реестры недвижимого культурного наследия представляют собой организационно-упорядоченные системы информационного обеспечения соответствующих категорий объектов недвижимого культурного наследия и их территорий, необходимые для реализации их государственной охраны и являющиеся в части этих сведений основой для формирования иных информационных систем, использующих данные о недвижимом культурном наследии.

В настоящее время в системе охраны недвижимого культурного наследия рассматриваются четыре реестра - Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры, Реестр выявленных объектов недвижимого культурного наследия, Реестр объектов историко-градостроительной среды, Реестр зон охраны и заповедных территорий.

Государственный реестр недвижимых памятников истории и культуры включает в себя соответствующее документационное обеспечение (разделы - "Государственный учет" (обязательный) и "Оперативно-технический учет" (дополнительный)), классификаторы и систему кодирования объектов реестра. Разработана АТ формирования и ведения реестра. Содержит около 3000 записей. Находится в состоянии опытной эксплуатации до момента утверждения нового федерального списка недвижимых памятников истории и культуры. Разработаны новые учетные формы. Отработаны элементы иллюстративного и картографического обеспечения учетных записей Реестра. Продолжается формирование раздела "Оперативно-технический учет". Находится в разработке методика формирования и ведения Реестра.

К основным проблемам формирования и ведения Реестра относятся все проблемы соответствующего документационного обеспечения, отсутствие методической определенности в понятии "современная территория памятника"; отсутствие единой утвержденной структуры классификаторов и системы кодирования Реестра.

Ближайшие перспективы Реестра - определение и фиксация современной территории каждого памятника, утверждение классификаторов и системы кодирования Реестра одновременно с методикой его формирования и ведения; утверждение Реестра и перевод его в режим промышленной эксплуатации.

Реестр выявленных объектов недвижимого культурного наследия формируется по материалам государственной историко-культурной экспертизы (раздел "экспертные комиссии недвижимого культурного наследия") и по структуре идентичен Государственному реестру. На текущий момент сформирован госучетный раздел Реестра и продолжается формирование раздела "Оперативно-технический учет". Разработаны проекты классификаторов и системы кодирования Реестра. Разработана АТ формирования и ведения Реестра. Отработаны элементы иллюстративного и картографического обеспечения учетных записей Реестра. Частично решена задача определения и фиксации современных территорий выявленных объектов. Содержит около 1700 записей. В целом Реестр находится в режиме опытной эксплуатации.

К основным проблемам Реестра относятся, в основном, все проблемы соответствующего документационного обеспечения, а также необходимость решения организационно-методических вопросов, связанных с определением и фиксацией территории объекта, утверждением классификаторов и системы кодирования Реестра, определение порядка формирования и ведения Реестра и схемы взаимодействия его с Госреестром.

При существовании "политической воли" руководства и определенных усилиях подразделений-исполнителей органа охраны памятников АТ и ИР Реестра могут быть в ближайшее время приняты в промышленную эксплуатацию.

Реестр объектов историко-градостроительной среды объективно является наиболее сложной информационной системой с точки зрения ее формирования и ведения. Предположительное количество записей - около 15000. В настоящее время сформировано около 1500 записей по историческим территориям центральной части Москвы. Уточняется структура Реестра. Находятся в разработке классификаторы и система кодирования Реестра, учетные формы, а также методика и АТ его формирования и ведения. Решаются вопросы методического, картографического и иллюстративного обеспечения Реестра.

Проблемы - объективная разноплановая сложность объектов Реестра, крайняя недостаточность и противоречивость его документационного обеспечения, необходимость интенсивного мониторинга исторических территорий.

Ближайшие перспективы - уточнение задач и структуры Реестра и на этой основе доработка и утверждение методики его формирования и ведения, разработка и внедрение АТ его формирования и ведения с учетом оперативного обновления (в том числе с использованием внешней информации о разработке исходно-разрешительной документации) на базе установления взаимодействия с соответствующими городскими организациями.

Реестр зон охраны содержит в себе информацию об утвержденных соответствующими правовыми и нормативными документами границах и других характеристиках зон охраны недвижимых памятников истории и культуры и заповедных территорий. Количество записей - свыше 400. Представляет собой единственный принятый в промышленную эксплуатацию ИР, для которого разработаны и утверждены классификатор и система кодирования. Включает сформированный учетный раздел и дополнительный раздел о характеристиках связанных линий градостроительного регулирования и соответствующих градостроительных регламентах (находятся в стадии формирования). Разработаны методика и АТ формирования и ведения.

Проблемы, в основном, связаны с текущим местоположением конкретных границ зон охраны (связанных, прежде всего, с принятой методикой их разработки и утверждения), временным отсутствием разбивочных чертежей-актов линий градостроительного регулирования и детальных градостроительных регламентов для каждой зоны охраны (заповедной территории), а также необходимостью внедрения АТ их мониторинга по данным других реестров недвижимого культурного наследия.

К главным перспективам Реестра следует отнести организацию взаимодействия по информации о границах линий градостроительного регулирования и детальных градостроительных регламентах с соответствующими уполномоченными городскими организациями, необходимую корректировку границ зон охраны, организацию эффективной промышленной эксплуатации.

Ввод в промышленную эксплуатацию реестров недвижимого культурного наследия позволит существенно повысить эффективность решения массы практических вопросов охраны наследия на базе комплексной автоматизации документооборота органа охраны, охранно-арендной деятельности на памятниках истории и культуры и процесса их приватизации, контроля за реставрацией и использованием памятников.

Оперативный историко-культурный опорный план является одним из важнейших ИР охраны недвижимого культурного наследия. Помимо отображения объектов наследия, содержащихся в реестрах недвижимого культурного наследия, в виде тематических слоев на картографической основе, он позволяет обеспечить с использованием ГИС-технологий интеграцию на плане местности базовой необходимой для охраны наследия информации (включая иллюстративные приложения и сложную трехмерную графику), ограниченную только возможностями существующих программно-технических ресурсов.

В настоящее время разработана АТ формирования и ведения тематических слоев по недвижимым памятникам истории и культуры, выявленным объектам и зонам охраны и сформирован соответствующий ИР по центральной части г. Москвы и начата их опытная эксплуатация. Заканчивается разработка методики формирования и ведения его соответствующих разделов.

Проблемы формирования оперативного историко-культурного опорного плана, прежде всего, основаны на проблемах формирования реестров недвижимого культурного наследия, а также имеют свои специфические особенности, связанные с применением электронной картографической основы различных масштабов и автоматизированных технологий ее использования. Помимо этого, в Оперативном историко-культурном опорном плане присутствует значительно больше информации, чем в реестрах, что определяет его повышенную сложность и требовательность к характеристикам исходного документационного обеспечения и, прежде всего, к документации по границам и другим характеристикам территорий объектов недвижимого культурного наследия и зон их охраны.

Перспективы Оперативного плана связаны, в первую очередь, с большим количеством возможных способов его применения при условии ввода его в промышленную эксплуатацию, что затруднительно без промышленной эксплуатации всех составных его частей. Кроме того, Оперативный историко-культурный опорный план - это основа будущего Кадастра недвижимого культурного наследия территории, который, как представляется, будет содержать все аспекты семантической, картографической и визуальной информации о недвижимом культурном наследии, в том числе с использованием виртуальной реальности и элементов искусственного интеллекта.

Одним из важнейших направлений формирования ИР и АТ охраны наследия в самом ближайшем будущем станет задача создания и использования трехмерных моделей объектов наследия. Реальные ее перспективы - визуализация объекта государственного учета с учетом существенного облегчения определения и фиксации предмета охраны объекта наследия, его изменений во времени и историко-культурной ценности; виртуализация и унификация консервации, реставрации и реконструкции объектов наследия; визуализация градостроительной деятельности и градоохранных мероприятий, потрясающая виртуальная популяризация объектов наследия, включая присутствие фантома в ландшафтно-архитектурном киберпространстве.

Проблемы трехмерного моделирования объектов недвижимого культурного наследия связаны непосредственно с самим фактом существования объекта (а не с задачей его заново спроектировать) и, как следствие, с необходимостью учета различных его особенностей (в том числе исторических), составляющих его неповторимую индивидуальность. Чем больше учет этих особенностей, тем ближе модель может приблизиться к "идеальной модели памятника", тем ярче можно передать ощущения неповторимости его виртуального образа. Естественно, что идеальная модель супернелинейна и может быть достигнута только при высочайшем качестве обмерной документации, которое в настоящий момент вряд ли достижимо. Текущая задача в этой области - определить реальный эффективный порог "разумной сложности" трехмерной модели для разных применений, а также разработать соответствующую АТ ее непосредственного формирования и использования для создания в последующем на ее основе производной проектной документации (так называемая "схема 3D-2D").

Несомненно одним из важнейших ИР охраны недвижимого культурного наследия является направление создания тематического информационно-аналитического обеспечения охраны недвижимого наследия, включая полнофункциональные периодические научно-информационные отчеты (ежегодники), специализированные тематические издания, статистическую информацию и прочие аналитические ИР.

В настоящее время сформированы несколько тематических информационно-аналитических программ: научно-информационный ежегодник ГУОП г. Москвы, "Желтые страницы недвижимого культурного наследия", ИНТЕРНЕТ-сервер "Недвижимое культурное наследие".

Проблемы их формирования и ведения связаны, в основном, с качеством исходного документационного обеспечения охраны наследия.

Задача ближайшего будущего на этом направлении - провести классификацию существующих востребованных и перспективных аналитических ресурсов, организовать создание типовых информационно-аналитических форм и отчетов и, в конечном итоге, обеспечить их периодическое автоматизированное формирование в рамках существующих ИР и АТ органа охраны памятников.

Отмеченные в докладе проблемы являются достаточно сложными и неоднозначными по своей сути, но они могут быть реализованы органом охраны памятников с возможным привлечением специализированных организаций. Необходимыми условиями их реализации является решение ряда первоочередных задач, к которым, прежде всего, относится: принятие системы базовых нормативно-правовых актов охраны недвижимого культурного наследия в системе законодательства РФ с учетом современной теории и практики охраны наследия; формирование нового организационно-методического обеспечения охраны, включая комплекс регламентов взаимодействия между субъектами процесса охраны; формирование единых комплектов документации по соответствующим видам объектов наследия, включая страховые комплекты, для каждого объекта наследия; повышение статуса органа охраны в обществе, в том числе на основе всемерного расширения функций государственной историко-культурной экспертизы (аналогично экологической экспертизе).

Лукьяненко Владислав Викторович - главный конструктор информационной системы ГУОП г. Москвы, начальник Информационного компьютерного центра ГУОП г. Москвы, кандидат технических наук, доцент.

Главное управление охраны памятников г. Москвы является специально уполномоченным государственным органом охраны недвижимых памятников истории и культуры г. Москвы, осуществляющим свои функции на исторических территориях г. Москвы. Деятельность управления осуществляется по следующим тематическим направлениям охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия г. Москвы:

Информационный компьютерный центр является подразделением ГУОП г.Москвы, обеспечивающим внедрение и использование информационных систем и технологий в работу управления.

Информационный компьютерный центр занимается разработкой системы реестров объектов недвижимого культурного наследия г.Москвы; формированием Историко-культурного опорного плана; разработкой и поддержкой WEB-сервера “Недвижимое культурное наследие Москвы”; 3D-моделированием памятников истории и культуры.

зрени« T