А.В.Знаменский
С.Д.Черкалин
Рыбинский государственный
историко-архитектурный и художественный музей
заповедник
Адрес: Рыбинск, Волжская наб.,2
E-mail: museum@ryb.adm.yar.ru
Каждый, кто имел дело с музеями, согласится, что организация деятельности российских музеев направлена главным образом на выполнение охранительных функций по отношению к музейным предметам. Крайне не просто подтолкнуть музейных сотрудников на выдачу предметов за пределы хранилищ или экспозиций. Тот же подход распространен в среде музейных работников и по отношению к информации о музейных предметах. Поэтому проблема формирования внутримузейных корпоративных, а тем более объединенных, межмузейных информационных ресурсов является отнюдь не самой легкоразрешимой. В этой связи будет полезно проанализировать опыт формирования объединенного информационного ресурса музеев именно с точки зрения технологии, методов решения проблемы. Таким образом, целью настоящего выступления является анализ одного из путей решения задачи формирования объединенных информационных музейных ресурсов, анализ предпосылок, проблем и ошибок, которые возникают на этом пути, результативности различных способов их преодоления и анализ достигнутого результата с точки зрения эффективности его достижения. Анализ этот носит во многом субъективный характер и базируется на опыте, накопленном нашим Рыбинским музеем и рядом музеев Ярославской области в процессе внедрения
компьютеров.Планомерное внедрение информационных технологий в текущую музейную деятельность в музее началось с 1992 года, именно в это время музей получил в свое распоряжение новое здание, средства на его реконструкцию и модернизацию своей деятельности. Именно тогда были куплены два первых персональных компьютера и именно тогда был заключен договор с фирмой "Альт-Софт" на поставку программной системы КАМИС. Мы пошли по пути внедрения компьютеров прежде всего в учетно-хранительскую деятельность.
В конце 1992 года приказом директора была утверждена внутримузейная инструкция, изменившая схему подготовки предметов к представлению на заседание фондово-закупочной комиссии музея и прекращено ведение рукописных книг поступления. Тогда же были внесены изменения в должностные обязанности научных сотрудников. Все это позволило, начиная с 1 января 1993 года, приступить к планомерному формированию базы данных вначале о новых поступлениях, а с 1995 года и обо всех предметах из коллекции музея. Новая версия системы КАМИС
, внедренная в 1996 году позволила начать формирование и банка изображений предметов из коллекции. Остановимся на проблемах, которые приходится преодолевать на этапе внедрения систем в учетную деятельность.Их условно можно разделить на субъективные и объективные. К первым, несомненно, относится психологическая неготовность музейных работников-людей с гуманитарным, в большинстве своем складом ума и образованием - к работе с ЭВМ. Ко вторым следует отнести неоднозначность ряда формулировок инструкции по учету
и хранению и, как следствие, различные сложившиеся в музеях схемы оформления движения предмета (движение предмета оформляется в разных музеях разным набором документов и разной последовательностью оформления этих документов).Наконец, есть прямой запрет распечатки книги поступлений на принтерах. Внедряя систему, директор музея должен принять решение либо нарушать инструкцию, либо, вопреки логике, производить двойную работу, вначале напечатать книгу КП, а потом переписать её вручную.
Кроме того, на первом этапе могут замедлиться некоторые операции по оформлению предметов для принятия их в фонды музея.
Чтобы решить данные проблемы, а также и целый ряд проблем связанных с обработкой коллекции, о которых будет сказано далее, на наш взгляд очень важно сразу к этой работе привлечь максимальное количество сотрудников музея, а также создать специальную службу, организующую внедрение информационных технологий в музейную практику.
В Рыбинском музее был создан информационный отдел, который взял на себя функции по обучению сотрудников работе на машинах, по обслуживанию техники и обслуживанию программной системы.
Не менее важным является внедрение компьютеров в дело изучения или обработки коллекции.
Все, наверное, знают какое огромное количество картотек ведется хранителями или кураторами коллекций (у нас в музее на один предмет заполнялось до восьми карточек). Разумеется, логично избежать подобного дублирования, собрав все эти сведения о предмете в одной базе данных .Какие же проблемы ожидают нас здесь. Прежде всего, возникает проблема отсутствия единой терминологии в описании предметов даже в рамках одного музея. Кроме того, внедрение базы данных требует решения задачи более четкого структурирования информации, важно не просто записать информацию, важно отнести её к нужному разделу базы данных., если это вид предмета так к виду, а если тип предмета так к типу и т.п., что требует опять же разработки и внедрения неких стандартов описания, хотя бы на уровне музея. Задача во многом осложняется еще и тем, что в небольшом музее, как правило, один человек занимается множеством коллекций. В силу этого он не может глубоко изучить терминологические аспекты описания всех хранимых вещей, да в прежней схеме работы этого и не требовалось, т.к описание осуществлялось свободным текстом, не особенно заботясь о структуре. Таким образом, у специалиста не было возможности и профессиональной потребности в структурировании информации о предмете, и, как следствие, не накоплен и соответствующий опыт этой работы. И вот на этом этапе очень важную роль приобретает готовность коллектива к работе в единой команде, в условиях необходимости достижения компромиссных решений и количество включенных в процесс создания внутренних музейных стандартов специалистов. Если их число будет слишком велико, то велика
вероятность просто потонуть в обсуждениях, если недопустимо мало, есть опасность получить результат очень индивидуальный не принимаемый всеми.Оптимальным на наш взгляд является такая технология, на первом этапе очень широкое обсуждение терминологии, структуры описания и т.п., накопление банка предложений, а затем обработка его наиболее компетентным в той или иной коллекции специалистом, как правило хранителем или куратором коллекции. На основе обработки выработка (написание) методических рекомендаций о порядке машинного описания предметов, пробное заполнение базы и внесение изменений и дополнений в данный стандарт, а затем уже полномасштабная работа по заполнению базы по данной коллекции.
Очень важным нам представляется привлечение к работе и на этапе именно обработки коллекции максимального количества сотрудников не только хранительских подразделений, но и других специалистов. Не секрет, что сложившаяся в музеях практика работы такова, что люди не стремятся делиться своими наработками, открытиями с широким
кругом коллег, под предлогом неопубликованности многих сведений, ложно понимаемого авторского права и т.п.Работа же в системе приучает специалистов к психологии общей работы, информация в базу поступает различными путями, при проведении различных музейных операций, т.е порой невозможно разделить кто какую информацию ввел. Вместо разрозненных индивидуальных картотек, где храниться у каждого своя информация, появляется общий информационный ресурс, качество которого зависит от усилий всех. На этой основе и отношение к этому ресурсу проявляется как к общему и общедоступному.
Очень важно понимать, что база данных это именно информационный ресурс, своего рода сырьё для производства продукта - выставки, каталога или списка к акту внутримузейной передачи. Продукт этот всегда индивидуален.
Таким образом, складывается парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, когда каждому, для улучшения качества своего индивидуального продукта, становится необходимо и выгодно как можно больше привнести в общий информационный ресурс. Создание общего ресурса, конечно, требует увеличения ответственности каждого за привносимую информацию, но в тоже время становиться мощным стимулирующим фактором, увеличения эффективности научной работе, давая возможность большему числу исследователей заниматься обработкой коллекции, одновременно пополняя общий ресурс.
Переход от разрозненных островков информации о музейных предметах, хранящихся в различных частных картотеках, к единому информационному ресурсу, находящемуся в единой базе данных и доступному всем научным сотрудникам, а в последствии и сторонним исследователям, позволяет расширить круг людей изучающих коллекцию, без риска для её сохранности и увеличить эффективность этих исследований, ускоряя процесс различного отбора и анализа информации
. Этот переход является одной из самых главных предпосылок формирования объединенных информационных ресурсов.Второй очень важной предпосылкой создания ресурса является готовность музеев к совместным проектам, к сотрудничеству. Совершенно очевидно, что информационная система является настолько действенной, насколько она востребована музейными сотрудниками. В той же степени объединенный информационный ресурс не может быть самоцелью, а призван лишь способствовать упрощению реализации различных совместных проектов. В этой связи невозможно не приветствовать, активно развивающуюся в последнее время тенденцию на реальную интеграцию музеев, создание ассоциаций, неформальных объединений и групп музеев. Очень активную работу в этом направлении ведет ассоциация музейных работников. В рамках именно её реализуются или были реализованы многие проекты, направленные на создание объединенных ресурсов. Но прежде чем остановиться на роли АМР в вопросах формирования общих ресурсов, стоит вспомнить, что работа АМР во многом опирается на реальный опыт объединительной деятельности своих членов. В частности в 1997 году музеями Ярославской области, являющимися членами АМР, была создана открытая информационно-издательская сеть музеев Ярославской области
"ДИАДЕМА". Цель ее создания - модернизация деятельности по сохранению, изучению и популяризации культурного наследия, создание открытого объединенного информационного ресурса, охватывающего данные, хранящиеся в различных центрах его изучения и сохранения. Идея получила поддержку губернатора Ярославской области. Основываясь на этом музеи Ярославской области, пришли к решению о создании общего межмузейного сайта, который стал их “визитной карточкой” в международном информационном сообществе1.После реализации такого совместного сайта пришло понимание важности объединения информации о коллекциях музеев в виде общедоступного ресурса. На решение данной задачи и был направлен проект "Информационные ресурсы музеев-открытому обществу". В ходе его реализации были внедрены или модернизированы комплексные информационные системы КАМИС в ряде музеев области, согласованы параметры объединенной базы данных о коллекциях и оговорены сроки и темпы формирования общего информационного ресурса. Продолжением проекта явился проект "Шедевры российских музеев-
XXI веку"Но прежде чем говорить о данном проекте, уместно вспомнить еще одно событие, явившееся его предшественником. В начале марта 2000 года в интернет центре "Московский кремль" состоялось событие, значение которого еще недостаточно ясно оценивается самими его участниками. 10 марта текущего года Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник представлял собравшимся в зале коллегам из других музеев сайт с незамысловатым названием "Собрание Рыбинского музея-заповедника"2. В Рыбинском музее к концу 1998 года с разной степенью полноты в электронную базу данных были внесены сведения о большинстве музейных предметов. Получив в свое распоряжение такой информационный ресурс, сотрудники музея использовали его в своей повседневной практике, но было совершенно очевидно, что потенциал этой базы данных значительно больше, чем просто справочно-поисковый аппарат для внутримузейного использования. И, после долгих поисков, родился проект "Окно в мир прекрасного", который победил на конкурсе ИОО "Российская культура в Интернет" и был поддержан Фондом Сороса.
Сутью проекта явилось создание на основе внутримузейной базы данных и сети Интернет информационно-поисковой системы по коллекции музея для работы исследователей и посетителей сети "Интернет. К этой работе были привлечены давнишние партнеры музея – сотрудники фирмы "Альт-Софт". Результатом проекта стал сайт "Собрание Рыбинского музея-заповедника". Его ядром являются интерактивная база данных коллекции, виртуальные выставки и экскурсии. Впервые в практике российских музеев на сайте представлена полная база данных о коллекции музея. По сложившейся практике деятельности музеев, обычным посетителям показывается лишь небольшая (хотя, несомненно, лучшая на взгляд музейных работников) часть коллекции. Попасть в фонды любого музея задача нелегкая не то, что для обычного посетителя, но, порой даже для коллег из других музеев. Выставленная в интернет база данных явилась тем самым окном в мир прекрасного - из бескрайнего мира в запасники музея. Музей не просто "пустил" посетителя в свои фонды, а позволили это сделать находясь в любой точке Земли.
Таким образом была реализована еще одна очень важная предпосылка для успешного формирования объединенного информационного ресурса музеев – была на практике доказана возможность и безопасность использования Интернет для функционирования баз данных о музейных коллекциях. Это позволило приступить к практической реализации задач проекта "Шедевры российских музеев-
XXI веку", целью настоящего проекта является наполнение Интернета информацией о коллекциях ряда Российских музеев и отработка новых технологических схем научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и маркетинговой деятельности музеев. В настоящий момент нам известны примеры создания электронных хранилищ сведений о коллекциях нескольких музеев, например на сервере “Музеи России” или сервере Музейного агентства республики Карелия, но оба они являются внешними, по отношению к музеям, хранилищами информации. Предлагаемый проект предусматривает создание технологической схемы реально объединяющей внутримузейные информационные системы и создающей распределенный информационный ресурс, что призвано служить увеличению эффективности использования информации.На сегодняшний день в рамках проектов, поддержанных фондом Сороса собраны интернет каталоги коллекций из ряда музеев и размещены в Интернет, подготовлен межмузейный каталог по иконописи, хранящейся в Ярославских музеях, подготовлены к размещению в интернет базы данных ряда музеев (пока по несколько сотен произведений с изображениями., созданы несколько сайтов, содержащих информацию одновременно о совместных туристических проектов региональных музеев. Все эти реализации построены на принципах сетевого партнерства. Данная схема разумеется более соответствует сетевому характеру АМР, поскольку не требует наличия единого центра хранения информации.
В тоже время опыт внедрения информационных систем в музеях и работа, направленная на решение проблемы интеграции информационных ресурсов, как в рамках региона, так и на межрегиональном уровне позволяет сделать вывод о необходимости создания методического центра, или сети центров, который бы координировал деятельность музеев в этом направлении. Дело в том, что задача формирования объединенных ресурсов всегда требует для своего решения значительных организационных усилий. Усилия эти должны быть направлены на выработку согласованной схемы функционирования ресурса, выбора приоритетов при отборе информационных материалов. Кроме того разумеется еще рано скидывать со счетов
проблему недостаточной информационной грамотности музейных работников. Необходимо направить усилия методических центров на повышение общего уровня информированности музейных работников об информационных технологиях, сфере их применения.Подводя итоги вышесказанного необходимо сделать следующие выводы:
По нашему мнению в скором времени для многих станет очевидным, что информатизация музейной деятельности способна стать мощным фактором выживания и развития музеев. И чем быстрее музейная общественность осознает необходимость перехода к новым технологиям музейной деятельности, тем увереннее музеи войдут в XXI век.
1
Адрес сайта http://museum.yar.ruЗнаменский Александр Владимирович,
1960 г.р., заведующий отделом информационного обеспечения Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника с 1995 г.Черкалин Сергей Дмитриевич
, 1961 г.р., директор Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника с 1991 г.Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
,основанн в 1910 году, является одним из крупнейших музеев Верхней Волги.Музею принадлежит также здание Старой биржи, находящееся на реконструкции. Построенное в 1806-1811 гг. губернским архитектором Г. В. Петровым, оно является памятником архитектуры федерального значения. Его гармоничный фасад с шестиколонным тосканским портиком - прекрасный образец строго классицизма. Кроме того - это первое биржевое здание в России, появившееся за пределами Москвы и Петербурга.
История музея
.Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник является одним их старейших музеев Верхнего Поволжья.
17 октября 1910г. рыбинское отделение Ярославского естественно-исторического общества открыло естественно-научный музей. К 1913г. в музее существовало 5 отделов: минералогический, геологический, зоологический, ботанический, антропологический.
14 декабря 1919г. в городе был открыт еще один музей - художественно-исторический. Ядром его коллекции стали несколько частных дворянских собраний.
5 января 1927г. естественно-научный и художественно-исторический музеи слились в единый - краеведческий, на правах отделов. В конце 1920-х-1930-х гг. музей принял сотни единиц хранения из расформированных малых музеев, таких, как Пошехонский, Мологский и др.
Коллекция музея пополнялась за счет поступлений из Государственного музейного фонда, занимавшегося распределением национализированных сокровищ.
Временем заметных изменений в жизни музея стал конец 50-х-начало 60-х гг. 10 февраля 1959г. музею присвоен статус историко-художественного, так как его коллекции представляют большую художественную ценность. Началась серьезная перестройка экспозиций.
В 1970-1980гг. активизировалась выставочная деятельность музея.
Традиционными становятся персональные и коллективные выставки рыбинских художников.
16 января 1989г. музею был присвоен статус историко-художественного и архитектурного музея-заповедника.
В 1990г. с целью увековечения памяти ученого, известного физиолога, философа, академика А. А. Ухтомского был открыт мемориальный дом-музей, явившийся первым филиалом городского музея.
В 1995г. открыт второй филиал-музей истории Мологского края, который расположился в бывшей часовне Афанасьевского женского монастыря.
В 1992г. городской администрацией принято решение о передаче историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику здания новой хлебной биржи. Здание было построено в 1910-1912гг. по проекту архитектора Иванова А. В. До революции в нем размещалась биржа, в 1918г. - штаб Красной гвардии, а с 1921 по 1981гг. - городская больница им.Пирогова. Здание в короткий срок было приспособлено под музей и 18 декабря 1993г. состоялось торжественное открытие новых экспозиций.
О коллекции
Основу музейного собрания заложили коллекции национализированных окрестных усадеб: Петровского, Борисоглеба и Иловны, Сосновца, Тихвино-Никольского. В 1920-1930-х гг. их дополнили произведения искусства из столичных собраний, коллекции ликвидированных Мышкинского, Пошехонского и Мологского музеев. На протяжении всей своей деятельности музей ведет большую собирательскую работу, привозя из экспедиций, приобретая, получая в дар экспонаты своих многочисленных коллекций.