Н. Забелина
Уровень библиотечного дела в стране определяется прежде всего его информационной значимостью. Создание единой библиотечной информационной сети стало задачей архиважной не только в целях экономии финансовых и технических средств, но и в силу необходимости обмена информацией.
Управленческий персонал централизованных библиотечных систем и городских библиотек пришел к выводу о необходимости координации и кооперирования своей деятельности, результатом чего явилось создание проекта корпоративной сети Московских библиотек. Московская городская деловая библиотека (МГДБ) определена решением Комитета по культуре правительства Москвы участником проектирования и реализации первой очереди Корпоративной сети публичных библиотек (КСПБМ) в качестве ее Базового центра провайдера.
Главные цели и задачи МГДБ в данном проекте связаны с повышением качества информационно-библиотечного обслуживания жителей района, округа и города за счет деятельности по формированию объединенного информационного ресурса общего пользования публичных библиотек Москвы, реализацией способов и средств их использования на основе современной библиотечно-информационной технологии и телекоммуникационной среды в соответствии с решениями эскизного Проекта КСПБМ.
Данный Проект имеет целью более полное удовлетворение социальных, культурных, образовательных и других потребностей всех групп населения, не только обслуживаемого МГДБ, но и других регионов России. Работы, выполняемые в Проекте, являются дальнейшим развитием деятельности МГДБ и предусмотрены “Программой модернизации публичных библиотек Москвы”, утвержденной ее мэром – Ю.М. Лужковым в августе 1998 г.
Реализуя долгосрочный Проект, мы ведем речь о так называемой корпоративной сети публичных библиотек, и здесь мы должны осознавать, что для любого мегаполиса, необходимо в первую очередь. Внося ясность, что такое данная система по сути надо сказать, что в первую очередь, данная сеть – это единый комплекс организационных, технологических, технических и информационных средств, предназначенных для создания и использования объединенных информационных ресурсов публичных библиотек с целью
удовлетворения социальных, культурных, научных и других видов потребностей пользователей.Важными технологическими направлениями деятельности данной системы являются:
Причинами создания данной системы может также служить и тот факт, что в настоящее время библиотеки не могут и не должны ограничиваться только библиотечными формами обслуживания. Особенно это касается тех библиотек, которые имеют выход в Интернет. К новым формам обслуживания может
относиться и предоставление пользователям разнородной фактографической информации. Сказанное относится к сведениям об административных, культурных, медицинский учреждениях и учебных заведениях, транспорте, различного рода мероприятиях, проводимых на территории Москвы, услугах населению и т.д.Данный проект учитывает и перспективы развития данной системы за счет привлечения на следующих этапах тех библиотек, которые не вошли в систему на данном этапе. Кроме того, к развивающейся системе планируется присоединение других отечественных и зарубежных корпоративных систем, отдельных библиотек, информационных органов и пользователей.
Основными принципами создания КСПБМ являются:
- открытость и многоплатформенность системы, предусматривающее возможность расширения состава участников и широкое взаимодействие с любыми отечественными и зарубежными библиотеками и их системами, на основе согласованного обмена информационной продукцией,
- серверы КСПБМ координировано поддерживают средства навигации для поиска документов и данных, установленных на Web-сайтах других библиотек России, ближнего и дальнего зарубежья,
- развитие и внедрение КСПБМ, состава ее баз данных, а также номенклатуры и режимов предоставления ее услуг пользователям производится поэтапно,
- КСПБМ является некоммерческой системой, поддержка функционирования и развития которой производится на средства бюджета г. Москвы, бюджетов библиотек-участниц, различных инвестиционных фондов и отдельных инвесторов.
При создании и актуализации электронных каталогов библиотек-участниц корпоративной системы публичных библиотек Москвы должны использоваться электронные библиографические массивы РКП, национальных и ведущих библиотек страны,
- Одноразовая каталогизация библиографических описаний отечественных и зарубежных изданий, поступивших в любую библиотеку КСПБМ, и многоразовое и многовидовое использование созданных библиографических записей всеми участниками системы,
- Технология формирования и использования новых библиографических записей связана с онлайновым интерактивным доступом в объединенную среду электронных каталогов КСПБМ,
- Координированной созданные объединенные информационные ресурсы КСПБМ общего пользования, включающие справочно-информационные массивы, полнотекстовые документы и мультимедийные материалы, предоставляются без каких-либо ограничений всем желающим в свободный и бесплатный доступ.
Обязательными требованиями к программному обеспечению АБИС библиотек участников КСПБМ, обеспечивающими их вхождение в интегрированное информационное пространство и участие в реализации корпоративных библиотечных технологиях в рамках КСПБМ, являются
:Предусматривается следующие три этапа создания и развития КСПБМ.
На первых этапах содержание работ охватывает вопросы эскизного проектирования с элементами технического проектирования, включающего разработку основных организационных и технологических решений построения и функционирования КСПБМ в целом и его участников. Далее разрабатывается полноценный технический проект и реализуется первая очередь сети, включающая заявленный состав ее участников и создающая базовую основу для ее дальнейшего развития.
На втором этапе разрабатывается и внедряется рабочий проект, расширяется состав участников сети, развивается ее телекоммуникационная инфраструктура, которая должна включать не менее 3-4 библиотек-филиалов на каждый узел сети, завершается формирование полноценного корпоративного электронного каталога, отражающего объединенный фонд литературы библиотек-участниц КСПБМ, создается и развивается представительный корпоративный информационный ресурс КСПБМ, включающий в объединенную систему обслуживания пользователей социально наиболее значимые справочные данные о Москве и полнотекстовые электронные издания, реализуются в полном объеме электронная форма заказов по МБА и доставки документов, устанавливаются долговременные связи, организуется и обеспечивается взаимодействие с другими развитыми отечественными и зарубежными корпоративными сетями и системами.
Особенностями задач, выполняемых МГДБ является:Новым и несомненно важным аспектом действия сети является тот факт, что информационные ресурсы выступают в новом качестве. Имеется в виду, что в так называемую общую копилку информационного обеспечения войдут информационные массивы, являющиеся продуктами интеллектуальной деятельности различных библиотек. МГДБ со своей стороны может предоставлять в данную сеть следующий информационный продукт.
1. Ведение баз данных и информационный поиск по базам данных предприятий и организаций, дислоцированным в Москве. Предоставление данных следующего вида:
1 вариант. Элементарная база данных.
- наименование организации
- реквизиты (точный фактический адрес, телефон)
- ФИО руководителей различных отделов
- их точные телефоны
- количество персонала в организации
- перечень направлений деятельности
2 вариант. Расширенная база данных
2. Информационный абонемент.
Заинтересованные фирмы раз в неделю получают от нас информационно-аналитические сводки по текущим событиям в банковско-производственных кругах, позволяющие им судить о всех происходящих изменениях в этой среде, иметь оперативные данные о выделяемых кредитах в те или иные отрасли промышленности, или конкретным предприятиям. Получить представление о финансовой состоятельности отдельных организаций и банков, и насколько актуально для них решение проблем автоматизации в данный момент времени и в перспективе.
3. Информационные досье.
Наша организация проводит работы по сбору и анализу информации по конкретным компаниям в целях формирования так называемого информационного досье. При этом оцениваются различные параметры, как то:
1) Размер организации:
2) Внешняя и внутренняя структура организации. (подразделения, их иерархия)
3) Описание бизнеса организации: направления бизнеса, партнеры, клиенты, конкуренты организации, их преимущества, бизнес-проблемы организации, бизнес-задачи, стратегические и тактические планы развития бизнеса, история организации, внешние и внутренние факторы, влияющие на организацию с точки зрения ее самой
.4) Подробная характеристика информационной системы организации
5) Способы развития прикладных систем и другие подробные данные.
5. Проведение исследований.
Тематика выполняемых работ и круг заказчиков следующие:
- Анализ состояния компьютерного рынка Самары, Екатеринбурга, Петербурга
- Экспресс-исследование по вопросам удовлетворенности банковским обслуживанием,
- Оценка состояния рынка электронных кассовых аппаратов,
- анализ информационных систем, используемых банками
- структура и уровень компьютеризации нефте-газового комплекса,
- анализ состояния рынка портативной техники,
- анализ сервисно-технических возможностей поставщиков и требований потребителей компьютерной техники
- рынок подъемно-транспортных механизмов конвейерного типа
- Сводные информационно-аналитические материалы по ценовым и ассортиментным аспектам московского компьютерного рынка brand name.
- Экспресс-исследование по компьютерной оснащенности туристических фирм Москвы
- Экспресс-исследование по потребительскому рынку оборудования, применяемого для уборки внутренних помещений
- Информационно-аналитические работы по группам совокупных показателей на автомобильном рынке Москвы
- Оценка состояния рынка деловой и частной авиации России
6. Опросы фирм и населения.
В библиотеку обращаются в том случае, если хотят получить объективную информацию на предмет внедрения и продвижения нового товара или услуги. Когда необходимо понять, насколько адекватно воспринимается товаропроизводителем рынок спроса, насколько учитываются интересы предполагаемой потребительской аудитории. Не секрет, что не всегда производитель четко знает, чем дышит потребительский рынок.
Таким образом, подводя итоги, надо отметить, что современное положение развития общества диктует тенденции развития всех его компонентов, в том числе и изменения в области библиотечного дела. Московская городская деловая библиотека (МГДБ) проводит свою работу в условиях радикальной реформации всей библиотечной системы и являет собой новую модель экономической структуры, чья деятельность основана на применении конструктивных деловых и управленческих стратегий в сфере не только библиотечного дела города, но и по ряду других направлений, одним из которых является консалтинг, ориентированный в первую очередь на библиотеки города.
Реализуя данную модель развития, МГДБ решает целый ряд вопросов, связанных с психологическими аспектами, введением новых автоматизированных форм работы, тотальной переориентацией в сферах деятельности, что тем не менее не сказывается на эффективности решения основной задачи библиотеки, но что, с одной стороны, позволяет библиотеке существовать в условиях рынка, а. с другой стороны, поднимает престиж библиотечного работника, как многогранной личности, владеющей разнообразными навыками в своей деятельности, что в итоге ведет к тому, что библиотека рассматривается не как обычное книгохранилище, а как динамичный информационно-аналитический центр, в котором работают профессионалы информационно-консультационного бизнеса, обслуживающие на своей базе разнообразные организации и предприятия всех сфер деятельности. Работать в таком центре престижно и выгодно.
Библиотеки в связи с изменениями в потребительской аудитории. Смена запросов. Способы и методы реагирования на новые поступательно-коммерческие тенденции.
Основной функцией любой библиотеки всегда есть и будет работа с читателями, удовлетворение их информационных запросов на разного рода издания. Но библиотека не может оставаться в стороне от изменений читательских тенденций и их запросов, не должна быть пассивным наблюдателем за происходящими изменениями читательского сознания, подразумевая изменение самою понятия “читатель”. В нашем докладе мы рассматриваем термин “читатель”, как пользователь информационных ресурсов, и этот пользователь может быть как физическим, так и юридическим лицом, чьи запросы могут широко варьироваться по требуемой им теме. Библиотека в праве не только четко и гибко реагировать на видоизменения спроса на те или издания, а и диктовать тот самый спрос. Это очевидно хотя бы потому, что библиотека по своей сути
- это информационный центр, который может оказывать не только традиционные библиотечные услуги, но и упреждать информационные запросы и более того, грамотно формировать потребительские идеи.Таким образом, подводя итоги, надо отметить, что современное положение развития общества диктует тенденции развития всех его компонентов, в том числе и изменения в области библиотечного дела. Московская городская деловая библиотека (МГДБ) проводит свою работу в условиях радикальной реформации всей библиотечной системы и являет собой новую модель экономической структуры, чья деятельность основана на применении конструктивных деловых и управленческих стратегий в сфере не только библиотечного дела города, но и по ряду других направлений, одним из которых является консалтинг, ориентированный в первую очередь на библиотеки города.
Реализуя данную модель развития, МГДБ решает целый ряд вопросов, связанных с психологическими аспектами, введением новых автоматизированных форм работы, тотальной переориентацией в сферах деятельности, что тем не менее не сказывается на эффективности решения основной задачи библиотеки, но что, с одной стороны, позволяет библиотеке существовать в условиях рынка, а. с другой стороны, поднимает престиж библиотечного работника, как многогранной личности, владеющей разнообразными навыками в своей деятельности, что в итоге ведет к тому, что библиотека рассматривается не как обычное книгохранилище, а как динамичный информационно-аналитический центр, в котором работают профессионалы информационно-консультационного бизнеса, обслуживающие на своей базе разнообразные организации и предприятия всех сфер деятельности. Работать в таком центре престижно и выгодно.
Библиотеки в связи с изменениями в потребительской аудитории. Смена запросов. Способы и методы реагирования на новые поступательно-коммерческие тенденции.
Основной функцией любой библиотеки всегда есть и будет работа с читателями, удовлетворение их информационных запросов на разного рода издания. Но библиотека не может оставаться в стороне от изменений читательских тенденций и их запросов, не должна быть пассивным наблюдателем за происходящими изменениями читательского сознания, подразумевая изменение самою понятия “читатель”. В нашем докладе мы рассматриваем термин “читатель”, как пользователь информационных ресурсов, и этот пользователь может быть как физическим, так и юридическим лицом, чьи запросы могут широко варьироваться по требуемой им теме. Библиотека в праве не только четко и гибко реагировать на видоизменения спроса на те или издания, а и диктовать тот самый спрос. Это очевидно хотя бы потому, что библиотека по своей сути
- это информационный центр, который может оказывать не только традиционные библиотечные услуги, но и упреждать информационные запросы и более того, грамотно формировать потребительские идеи.Забелина Наталья Аветиковна
, директор Московской городской деловой библиотеки.Заслуженный работник культуры РФ.Начиная с 1994 года, были предприняты и реализованы такие проекты как “Информирование населения о деятельности местного самоуправления”, создание лазерных дисков “Полное собрание сочинений А.С. Пушкина”, “55 лет Победы” и другие. Ежеквартально с 1997 года издается информационный выпуск “События культуры”, главным редактором, которого она является. Забелина Н.А. участник выставок и конференций – ИФЛА в Копенгагене, а также в г. Судак, в Нижнем Новгороде, участник конференции Института “Открытое общество” в Санкт-Петербурге 2000 г., в Москве участник выставки в рамках конгресса мэров городов 1999 г. эта акция отмечена дипломом Правительства Москвы, организатор экспозиций на заседаниях Правительства Москвы, на слушаниях в Московской Городской Думе.
При активном участии директора МГДБ функционирует в библиотеке интерент-класс, ведется обучение детей и подростков азам компьютерной грамотности. По инициативе и при содействии Забелиной Н.А. в стенах МГДБ были организованы семинары партнеров корпоративной системы московских библиотек, а также книжные выставки, встречи с предпринимателями и дипломатическим корпусом Республики Куба, прошла серьезная дискуссия с писателями в рамках встречи “Литературного экспресса-2000”, организована работа тренинг центра для профессионалов из стран СНГ и России.
Забелина Н.А. входит в состав Совета директоров библиотек города Москвы, ее деятельность неоднократно отмечалась дипломами Комитета по культуре г. Москвы, дипломами Правительства Москвы.
Московская городская
деловая библиотека создана
согласно постановлению Правительства Москвы в
1994 году.
Учредителем библиотеки стал Комитет по
культуре.
МГДБ грантополучатель TACIS, Института
“Открытое общество” фонда Сороса и других
фондов, и организаций.
Основными целями деятельности МГДБ являются:
Библиотека осуществляет следующие основные виды деятельности:
комплектует фонд изданиями на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет свои фонды путём подписки на периодические издания, получения в дар книг из частных собраний; комплектует иностранными изданиями универсальной тематики; производит покупку изданий в странах СНГ, за рубежом, путём внутрироссийского и международного книгообмена;
выпускает сборники трудов и другие издания, отражающие научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность Библиотеки.