Информационная система АС “Центр” - анализ результатов первого этапа проекта

О.Г. Новикова
Главный информационно-вычислительный центр
(ГИВЦ) Министерства культуры Российской Федерации
Адрес: 107066, Москва, ул. Старая Басманная, 19
Телефон: (095) 261-83-45
Факс: (095) 261-92-52
E-mail: root@mincult.msk.ru

Проект был предложен руководителями культуры пяти областей, входящих в ассоциацию “Центральная Россия”, с целью интеграции информационных ресурсов по культуре и созданию единого информационного пространства. Проект реализуется Главным информационно-вычислительным центром Министерства культуры России и региональными информационными центрами (РИЦ) Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей.

Основной задачей проекта является создание информационной системы (ИС) по культуре и искусству, содержащей данные по всем территориям, принимающим участие в проекте. Назначение ИС состоит в создании и постоянном обновлении объединенных баз данных и обеспечении к ним оперативного доступа пользователям - специалистам и руководителям учреждений культуры, исследователям, учащимся и широкой публике, проявляющей интерес к вопросам культуры.

Реализация проекта будет способствовать максимальному использованию объединенных информационных ресурсов пяти регионов каждым участником проекта, а также интеграции этих ресурсов в общегосударственное и мировое информационное сообщество. Успешное функционирование проекта можно будет рассматривать как действующую модель единой отраслевой информационной системы (ОИС). Завершение проекта создаст предпосылки для развития отраслевой рекламно-информационной службы и построения централизованного индексного сервера, который будет поддерживать ссылки на информационные сервера учреждений культуры.

К основным объектам ИС относятся собственно учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры и другие зрелищные организации, творческие коллективы, учебные заведения, учреждения, занимающиеся исследованием, пропагандой и обучением народным ремеслам и промыслам), библиотечные фонды, музейные коллекции, недвижимые памятники истории и культуры, театральные и концертные мероприятия, народное творчество, выставочная деятельность, реставрация объектов культурного наследия, статистическая отчетность. Данные об этих объектах формируются на всех уровнях организационной структуры отрасли культуры. Схема накопления этих данных в объединенных базах АС “Центр” представлена на рис.1.

Кроме того, в ИС предусмотрено использование общегосударственных классификаторов, которые ведутся федеральными структурами. К ним относятся общероссийские, обязательные к использованию классификаторы, в частности, классификатор предприятий и организаций (ОКПО), система административно-территориального деления (СОАТО), классификатор организационно-правовых форм (КОПФ), стран мира, которые ведутся в Госкомстате.

В результате построения инфологической модели отрасли культуры были выделены из всего множества данных четыре группы, которые составили первый этап разработки АС “Центр”: театры, народное творчество, выставки, недвижимые памятники культурного наследия. Этот выбор обусловлен тем, что данная информация, с одной стороны, представляет большую значимость для территорий, с другой стороны, отсутствовали автоматизированные системы их обработки. В настоящее время уже создана автоматизированная система (АС) “Театры” и поставлена в каждую из территорий, участвующих в реализации проекта. Остальные автоматизированные системы находятся в стадии завершения разработки и будут переданы в региональные информационные центры в конце текущего года.

Первоначально предполагалось, что источниками первичной информации объединенных массивов данных будут являться РИЦ. Однако сразу после начала опытной эксплуатации РИЦ поставили вопрос о включении в схему учреждений культуры как поставщиков первичной информации для ИС. Кроме того, стала очевидной необходимость создания подсистемы “Учреждения культуры” как системообразующего звена единого информационного пространства. Кроме того, оказалось необходимым решить на более современном уровне вопросы, связанные с обработкой статотчетности. Эти направления предусмотрено решить на втором этапе реализации проекта.

Данный проект ориентируется на современные способы физического объединения с использованием коммуникационных каналов связи. Получение данных на бумажных носителях для обновления объединенных информационных массивов рассматривается в проекте как исключительный случай аварийной ситуации. Технология получения данных на магнитооптических носителях по почте включается в схему обмена информацией только для условно постоянной информации большого объема, например, графических файлов. Как правило, такая информация не включается в собственно объединенные массивы. Она является малоизменяемой и служит источником для реализации ссылки из объединенных массивов.

В проекте предусмотрено поэтапное построение коммуникационной структуры, которое учитывает состояние используемых каналов связи и ограниченные финансовые возможности региональных информационных центров культуры. Исходя из анализа текущего состояния коммуникационных каналов связи, наиболее приемлемым как по первоначальным затратам, так по стоимости эксплуатации является двухсторонний обмен сообщениями по электронной почте в режиме сеансового соединения по коммутируемым каналам с использованием услуг региональных сервис-провайдеров. Электронная почта может обеспечить достаточную оперативность поступления изменений в объединенные массивы данных. Это начальный этап организации коммуникационной структуры, который предусматривает создание равноправных информационных узлов с одинаковыми информационными и программно-техническими комплексами в каждой территории, входящей в единое информационное пространство. Предусматривается ведение объединенных баз данных путем их репликации (копирования) в каждом РИЦ, который рассылает изменения в данных, относящихся к своей территории, во все остальные региональные информационные центры и, соответственно, получает от них изменения. Рассмотренный режим ведения объединенных информационных массивов сохранит свое значение и как резервный способ доступа к объединенным данным в случае сбойных ситуаций на линиях связи на последующих этапах.

К настоящему моменту в полном объеме начали функционировать РИЦ только во Владимирской и Ивановской областях. И сразу же встала проблема организации сбора информации от источников, то есть учреждений культуры. Без достоверной и актуальной первичной информации полезность интегрированных объединенных ресурсов существенно снижается.

Таким образом, для успешного продвижения проекта на втором этапе необходимо решить следующие задачи:

Novicova-R1.gif (364952 bytes)

Рис.1

Новикова Ольга Григорьевна, к.т.н., зав.отделом ГИВЦ МК РФ
Окончила государственный историко-архивный институт по специальности “Организация управленческого труда и делопроизводства в госучреждениях”. В 1982 году защитила кандитатскую диссертацию по специальности “Документалистика, документоведение и архивоведение”.

Главный информационно-вычислительный центр (ГИВЦ) Министерства культуры Российской Федерации, головная организация отрасли по вопросам информатизации и вычислительной техники.

ГИВЦ основан в 1974 году, в настоящее время имеет статус государственного унитарного предприятия и свыше 20 лет возглавляется Богатовым Борисом Павловичем, кандидатом технических наук.
Главной проблемой, решаемой ГИВЦ, является создание Государственной информационной системы по культуре, которая должна способствовать выполнению следующих задач отрасли:

ГИВЦ является одним из крупнейших разработчиков информационных систем и программных продуктов в области культуры, проводит обучение специалистов отрасли по новым информационным технологиям в рамках поставляемых продуктов.

Деятельность ГИВЦ получила международное признание. В 1995 году за успешное экономическое выживание и развитие в условиях экономического кризиса ГИВЦ удостоен диплома "Факел Бирмингема", присуждаемого международными организациями People to People International (Программа "Послы американского народа"), Институтом международных финансов и экономического партнерства, Международной академией лидеров бизнеса и администрации.

ф&q5Э