Актуальное искусство в сети: мониторинг, репрезентация, симуляция.

Н. Кононихин
Студия “Арт Медиа”,
Адрес: 198013, С.-Петербург, ул. Подольская, д.4, кв. 46
тел./факс (812) 112-6454
e-mail: prexsys@infopro.spb.su
http://www.artpiter.spb.ru

В последние 10 лет современное искусство потеряло зрителя (его увели масс-медиа, реклама/дизайн), и, как следствие, лишилось внимания СМИ и арт-критиков, заботы учреждений культуры, коммерческой активности галерей. Но приобрело возможность авторепрезентации в интернете (поскольку это стало доступно каждому). Наиболее живая и активная часть художников, ориентирующихся на современность, уходит в сеть.

I. МОНИТОРИНГ предполагает фиксацию и оперативное освещение в сети важнейших арт-событий, происходящих в реальности и сети интернета. Мы живем в эпоху, когда любая вещь (будь то информация или стиральный порошок) имеют ценность лишь в том случае, если их потребление осуществляется сразу после их производства, а не отсрочено на неопределенный срок. Всё это в полной мере относится и к актуальному искусству. Последнее - немыслимо без тщательной и выполненной тут же фиксации и документации. Точно таким же образом оно теряет всякий смысл, если не "получило прессу", не попало в свежую ленту новостей, на страницы модных изданий или сайтов в интернете, — вслед за информационной наступает актальная смерть искусства.

II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ проектов в галерее или музее становится занятием дорогим и требует много времени. Гораздо дешевле и удобнее размещать их в сети, обеспечивая тем самым доступ всем, кому интересно современное искусство, независимо от места расположения или проживания зрителя. Авторепрезентация проекта в сети автоматически и незамедлительно обеспечивает авторство и выводит художника из-под зависимости от традиционных институций (музеев, ЦСИ, галерей), обладавших монопольным правом репрезентации, а также от противодействия официальных структур и устойчивых предрассудков общественного мнения в отношении акционизма и прочих форм радикального искусства.

III. СИМУЛЯЦИЯ базируется на клише и формах СМИ. Здесь художники используют сеть как среду, форму и средство реализации своих художественных проектов.

Художники - симуляционисты аппроприируют в сети функции и стратегии СМИ (авто-анонсы, авто-новости, авто-обзоры и рецензии), масс-медиа (работа на зрителя, художественные сериалы, чаты, порно), институций / кураторов (реализация и авторепрезентация новых чисто сетевых проектов), коммерческих галерей (интернет-магазины), музеев (самостоятельное создание истории искусства). Следующий шаг - художественная симуляция продажных СМИ ("Я — газета", “Арт-процессор” А.Варсопко), масс-медиа ("Грязные откровения" И. Баскина), художественных объединений ("Виртуальное кладбище" В. Савчука), общественных организаций ("Пиво против героина" Товарищество "Новые тупые"), политических партий ("Я — политическая партия" К. Малахаева).

Таким образом, стратегии актуального искусства в сети (мониторинг, репрезентация, симуляция) одновременно аппроприируют и доводят до абсурда методы и средства сегодняшних властителей дум (СМИ, масс-медиа, традиционные институции) и, используя их же методы, формируют новое общественное мнение и возвращают внимание/деньги зрителей, масс-медиа, бизнеса, власти и политиков.

Николай Кононихин
Куратор, издатель, сетевой журналист, медиа-художник. Директор студии “Арт Медиа”, продюсер и главный редактор сетевого журнала “Арт-Питер” (www.artpiter.spb.ru), соиздатель газеты “Арт&Факт”. Куратор выставок и сетевых проектов, в том числе: “Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки”, “Виртуальный музей современного искусства”, “Дневник Игоря Баскина”, “Я - политическая партия” Кэнди Малахаева и др. Участник международных конференций “Русский авангард - истоки и корни” (1999, С.-Петербург), “Pro&Contra” (2000, Москва), “Виртуальное пространство культуры” (2000, С.-Петербург). Как художник работает в жанре инсталляции, акции, медиа- и communication- арт. Участник международного проекта “EMPLACEMENTS - Новая Голландия” (2000). Автор статей в “Русском журнале”, обозреватель современного искусства на сайтах “Арт-Питер”, “Новости Марата Гельмана”, “GIF.RU/ART”, "Новости искусства" ("АРТИНФО"), "Искусство и культура" ("Кирилл и Мефодий") и др.

10Ш