Н. Кононихин
Студия “Арт Медиа”,
Адрес: 198013, С.-Петербург, ул. Подольская, д.4, кв.
46
тел./факс (812) 112-6454
e-mail: prexsys@infopro.spb.su
http://www.artpiter.spb.ru
В последние 10 лет современное искусство потеряло зрителя (его увели масс
-медиа, реклама/дизайн), и, как следствие, лишилось внимания СМИ и арт-критиков, заботы учреждений культуры, коммерческой активности галерей. Но приобрело возможность авторепрезентации в интернете (поскольку это стало доступно каждому). Наиболее живая и активная часть художников, ориентирующихся на современность, уходит в сеть.I. МОНИТОРИНГ предполагает фиксацию и оперативное освещение в сети важнейших арт-событий, происходящих в реальности и сети интернета. Мы живем в эпоху, когда любая вещь (будь то информация или стиральный порошок) имеют ценность лишь в том случае, если их потребление осуществляется сразу после их производства, а не отсрочено на неопределенный срок. Всё это в полной мере относится и к актуальному искусству. Последнее
- немыслимо без тщательной и выполненной тут же фиксации и документации. Точно таким же образом оно теряет всякий смысл, если не "получило прессу", не попало в свежую ленту новостей, на страницы модных изданий или сайтов в интернете, — вслед за информационной наступает актальная смерть искусства.II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ проектов в галерее или музее становится занятием дорогим и требует много времени. Гораздо дешевле и удобнее размещать их в сети, обеспечивая тем самым доступ всем, кому интересно современное искусство, независимо от места расположения или проживания зрителя. Авторепрезентация проекта в сети автоматически и незамедлительно обеспечивает авторство и выводит художника из
-под зависимости от традиционных институций (музеев, ЦСИ, галерей), обладавших монопольным правом репрезентации, а также от противодействия официальных структур и устойчивых предрассудков общественного мнения в отношении акционизма и прочих форм радикального искусства.III. СИМУЛЯЦИЯ базируется на клише и формах СМИ. Здесь художники используют сеть как среду, форму и средство реализации своих художественных проектов.
Художники
- симуляционисты аппроприируют в сети функции и стратегии СМИ (авто-анонсы, авто-новости, авто-обзоры и рецензии), масс-медиа (работа на зрителя, художественные сериалы, чаты, порно), институций / кураторов (реализация и авторепрезентация новых чисто сетевых проектов), коммерческих галерей (интернет-магазины), музеев (самостоятельное создание истории искусства). Следующий шаг - художественная симуляция продажных СМИ ("Я — газета", “Арт-процессор” А.Варсопко), масс-медиа ("Грязные откровения" И. Баскина), художественных объединений ("Виртуальное кладбище" В. Савчука), общественных организаций ("Пиво против героина" Товарищество "Новые тупые"), политических партий ("Я — политическая партия" К. Малахаева).Таким образом, стратегии актуального искусства в сети (мониторинг, репрезентация, симуляция) одновременно аппроприируют и доводят до абсурда методы и средства сегодняшних властителей дум (СМИ, масс-медиа, традиционные институции) и, используя их же методы, формируют новое общественное мнение и возвращают внимание/деньги зрителей, масс-медиа, бизнеса, власти и политиков.
Николай Кононихин