Виртуальный музей: проблемы интеллектуального дискурса.
И. Андреева
Кристина Хемсли
Кельнский Университет
Д. Шапиро
Всероссийский НИИ проблем вычислительной
техники и информатизации.
Адрес: 113114 Москва, 2-й Кожевнический пер., д. 4/6
E-mail: anna@okbsapr.ru
1. Введение
Виртуальный мировой культурный обмен
представляется важным средством расширения
международной культурной коммуникации и
гуманитарных тенденций на основе углубления
персональных знаний и развития образовательных
и обучающих технологий, соответствующих мировым
культурным и научным достижениям.
Технологии виртуальной реальности (ВРТ)
позволяют реализовать процедуры обучения
взрослых и детей, как здоровых, так и с различными
сенсорными и операциональными нарушениями
(Шапиро,1996).
Подобные технологии включают такие
составляющие, как дидактические эксперименты,
формирование виртуальных аналогий
"представлений во сне", формирование
культурно-традиционалистских особенностей
социума.
Центральная культурная проблема ВРТ состоит
в объединении возможностей мультимедийных
компьютерных технологий с мировыми
культурно-историческими знаниями и текстами из
сочинений великих писателей (Данте - Ад, Диккенс -
Лондон, Гиляровский и Булгаков - Москва, Стендаль
- Рим эпохи Возрождения). Проблема определяется
степенью корреляции между мультимедийными
представлениями и интеллектуальной дискурсной
процедурой, в которой используются тексты из
произведений великих писателей и компьютерные
("brain-like") процедуры.
2. Особенности проблемы
ВРТ для музеев определяются следующими особенностями: характеристиками пользователя, типами человеко-машинной коммуникации (описания, вопросно-ответные процедуры, высказывания), кругом проблем. Пользователи музейной ВРТ принадлежат к двум типам: посетители и музейные работники (исследователи с разнообразными интересами). Человеко-машинная коммуникативная система должна реализовать все типы дискурса с привлечением соответствующих методов.
3. Особенности Пользователей
Интеллектуальный дискурс требует подробного изучения типичных вопросов посетителей (простых - "что", "где", "сколько стоит"; стандартных - "что изображено"; нестандартных - "какова связь этого произведения с..." и уникальных), а также чисто личных ("что Вы делаете сегодня вечером?") (И. Андреева) и типичных стандартных и нестандартных вопросов исследователей (особенности условий жизни и креативной специфики писателя).
Подобные особенности представляют интерес, например, при изучении текстов Стендаля, в которых описываются особенности женской внешности (как реальных женщин, так и изображений) и их бихевиористических особенностей. Анализ таких описаний позволяет выявить их определенные закономерности, которые можно использовать при формировании (при отсутствии конкретных фрагментов) текстов - ответов. В частности, исследование творчества Стендаля на основе теории Фрейда в рамках проекта VIRSTENDAL проводит К. Хемсли.
4. Особенности организации дискурса
Организация интеллектуального дискурса определяется рядом проблем:
мультисенсорность человеко-машинной коммуникации,
возможность получения ответа на практически произвольный вопрос,
возможность управления погружением и движением в виртуальном пространстве,
использование персонально-ориентированной коммуникативной процедуры,
реализация специализированных алгоритмов формирования ответов на простые, стандартные, нестандартные и уникальные вопросы на основе "brain-like" процедур.
Использование подобных процедур определяется необходимостью выявления смысла (Клод Шенное сказал: "Часто сообщение имеет смысл").
Формирование ответов основано на специфике механизмов церебральной асимметрии: Левополушарных процедур (формирование клише-текстов и грамматического анализа, жестких ассоциаций, логико-комбинаторного анализа) и Правополушарных процедур (интерпретация образных знаний, формирование мягких ассоциаций). (Шапиро1991). Алгоритмическая реализация этого подхода, основанная на использовании теории мягких систем (Арнольд,1997) и теории нейро-расплывчатых алгоритмов (Yager,1995), позволяет решать когнитивные проблемы, связанные с выявлением смысла (Шапиро,1999).
Ответы на простые и стандартные вопросы формируются на основе проблемно-ориентированной Базы Данных (или Базы Данных и Базы Знаний). Ответы на нестандартные вопросы требуют использования интеллекта "Источника" и некоторых специальных подходов:
Организация интеллектуального дискурса определяется,как отмечено, мультисенсорной коммуникацией, которая характеризуется в значительной мере соответствующими инструментальными средствами. Подобные инструментальные средства реализуют, например, процедуры трансформации образов (Шапиро,1991), которые позволяют представить изменение визуальных и аудио образов посредством двух принципов: "в прошлое или в будущее" из некоторого фиксированного состояния и изменение объекта ("шкаф" - "слон", фиг.1 ). Эта трансформация основана на использовании технологии расплывчатых категорий и качественных многоэлементных шкал (фиг.2). Структуры соответствующих Баз Знаний разработаны. Подобные возможности очень важны для различных приложений в области культуры: выявление смысла образов, сравнительная археология и антропология, сравнение произведений искусства и т.д. Пример подобных трансформаций представлен на Международной выставке Millennium Experience, The Dome, Greenwich, London" - трансформация лица", фиг.3.
Фиг.1
Фиг. 2
Фиг. 3
Заключение.
Работа выполняется во Всероссийском
НИИ проблем вычислительной техники и
информатизации.
113114 Москва, 2-й Кожевнический пер., д. 4/6.
E-mail: anna@okbsapr.ru
Шапиро Давид Исаакович,
академик - начальник лаборатории нейрокогнитивных систем Всероссийского НИИ проблем вычислительной техники и информатизации.Андреева Ирина Андреевна
- сотрудник Ярославского художественного музея.Кристина Хемсли
- аспирантка Кельнского университета.