Виртуальный музей: проблемы интеллектуального дискурса.

И. Андреева
Ярославский художественный музей

Кристина Хемсли
Кельнский Университет

Д. Шапиро
Всероссийский НИИ проблем вычислительной техники и информатизации.
Адрес: 113114 Москва, 2-й Кожевнический пер., д. 4/6
E-mail: anna@okbsapr.ru

1. Введение

Виртуальный мировой культурный обмен представляется важным средством расширения международной культурной коммуникации и гуманитарных тенденций на основе углубления персональных знаний и развития образовательных и обучающих технологий, соответствующих мировым культурным и научным достижениям.
Технологии виртуальной реальности (ВРТ) позволяют реализовать процедуры обучения взрослых и детей, как здоровых, так и с различными сенсорными и операциональными нарушениями (Шапиро,1996).
Подобные технологии включают такие составляющие, как дидактические эксперименты, формирование виртуальных аналогий "представлений во сне", формирование культурно-традиционалистских особенностей социума.
Центральная культурная проблема ВРТ состоит в объединении возможностей мультимедийных компьютерных технологий с мировыми культурно-историческими знаниями и текстами из сочинений великих писателей (Данте - Ад, Диккенс - Лондон, Гиляровский и Булгаков - Москва, Стендаль - Рим эпохи Возрождения). Проблема определяется степенью корреляции между мультимедийными представлениями и интеллектуальной дискурсной процедурой, в которой используются тексты из произведений великих писателей и компьютерные ("brain-like") процедуры.

2. Особенности проблемы

ВРТ для музеев определяются следующими особенностями: характеристиками пользователя, типами человеко-машинной коммуникации (описания, вопросно-ответные процедуры, высказывания), кругом проблем. Пользователи музейной ВРТ принадлежат к двум типам: посетители и музейные работники (исследователи с разнообразными интересами). Человеко-машинная коммуникативная система должна реализовать все типы дискурса с привлечением соответствующих методов.

3. Особенности Пользователей

Интеллектуальный дискурс требует подробного изучения типичных вопросов посетителей (простых - "что", "где", "сколько стоит"; стандартных - "что изображено"; нестандартных - "какова связь этого произведения с..." и уникальных), а также чисто личных ("что Вы делаете сегодня вечером?") (И. Андреева) и типичных стандартных и нестандартных вопросов исследователей (особенности условий жизни и креативной специфики писателя).

Подобные особенности представляют интерес, например, при изучении текстов Стендаля, в которых описываются особенности женской внешности (как реальных женщин, так и изображений) и их бихевиористических особенностей. Анализ таких описаний позволяет выявить их определенные закономерности, которые можно использовать при формировании (при отсутствии конкретных фрагментов) текстов - ответов. В частности, исследование творчества Стендаля на основе теории Фрейда в рамках проекта VIRSTENDAL проводит К. Хемсли.

4. Особенности организации дискурса

Организация интеллектуального дискурса определяется рядом проблем:

Использование подобных процедур определяется необходимостью выявления смысла (Клод Шенное сказал: "Часто сообщение имеет смысл").

Формирование ответов основано на специфике механизмов церебральной асимметрии: Левополушарных процедур (формирование клише-текстов и грамматического анализа, жестких ассоциаций, логико-комбинаторного анализа) и Правополушарных процедур (интерпретация образных знаний, формирование мягких ассоциаций). (Шапиро1991). Алгоритмическая реализация этого подхода, основанная на использовании теории мягких систем (Арнольд,1997) и теории нейро-расплывчатых алгоритмов (Yager,1995), позволяет решать когнитивные проблемы, связанные с выявлением смысла (Шапиро,1999).

Ответы на простые и стандартные вопросы формируются на основе проблемно-ориентированной Базы Данных (или Базы Данных и Базы Знаний). Ответы на нестандартные вопросы требуют использования интеллекта "Источника" и некоторых специальных подходов:

Организация интеллектуального дискурса определяется,как отмечено, мультисенсорной коммуникацией, которая характеризуется в значительной мере соответствующими инструментальными средствами. Подобные инструментальные средства реализуют, например, процедуры трансформации образов (Шапиро,1991), которые позволяют представить изменение визуальных и аудио образов посредством двух принципов: "в прошлое или в будущее" из некоторого фиксированного состояния и изменение объекта ("шкаф" - "слон", фиг.1 ). Эта трансформация основана на использовании технологии расплывчатых категорий и качественных многоэлементных шкал (фиг.2). Структуры соответствующих Баз Знаний разработаны. Подобные возможности очень важны для различных приложений в области культуры: выявление смысла образов, сравнительная археология и антропология, сравнение произведений искусства и т.д. Пример подобных трансформаций представлен на Международной выставке Millennium Experience, The Dome, Greenwich, London" - трансформация лица", фиг.3.

Shapiro-ER1.jpg (32756 bytes)

Фиг.1

 

Shapiro-ER2.jpg (26171 bytes)

Фиг. 2

 

 

Shapiro-ER3.jpg (17042 bytes)

Shapiro-ER4.jpg (15953 bytes)

Фиг. 3

 

Заключение.

Работа выполняется во Всероссийском НИИ проблем вычислительной техники и информатизации.
113114 Москва, 2-й Кожевнический пер., д. 4/6.
E-mail: anna@okbsapr.ru

Шапиро Давид Исаакович, академик - начальник лаборатории нейрокогнитивных систем Всероссийского НИИ проблем вычислительной техники и информатизации.

Андреева Ирина Андреевна - сотрудник Ярославского художественного музея.

Кристина Хемсли - аспирантка Кельнского университета.