Облегчение доступа к культурному наследию людей с ограничениями в жизнедеятельности
(два проекта Нижегородского музейного центра)

М.В.Мишанова, И.В.Кастосов, М.Н.Амелин, Н.Н.Маркова
РОО "Нижегородский музейный центр"
Адрес: 603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
тел.: (831-2) 65-64-81
e-mail: kastosov@museum.nnov.ru
http://www.museum.nnov.ru

Введение

Нижегородской край обладает огромным культурным наследием, имеющим национальное и общемировое значение. Нижегородские музеи, хохломская роспись, Нижегородская ярмарка, град Китеж, Болдинская осень, керженское старообрядчество - одно лишь упоминание об этих явлениях дает представление о национальной значимости культурного наследия Нижегородской области. Большая часть нижегородского культурного наследия сосредоточена в музеях города и области, основная задача которых заключается в (не только хранении, но и) вводе в оборот, презентации наследия и обслуживании всех слоев населения региона.

Однако, при рассмотрении ситуации с обслуживанием в музеях людей с ограничениями в жизнедеятельности, можно констатировать серьезные недостатки, связанные прежде всего с тем, что данные вопросы годами просто не ставились и не решались. Кроме того, усилий конкретого музея недостаточно для изменения ситуации в целом. В настоящий момент необходимо предпринять усилия по инфраструктурному сдвигу ситуации в целом, инициировать постановку и обсуждение вопросов по обслуживанию инвалидов как специализированной категории населения, а также обеспечить конкретные результаты по улучшению обслуживания инвалидов в музеях и организациях культуры.

Общие задачи и программная деятельность региональной общественной организации "Нижегородский музейный центр (НМЦ)" как нельзя лучше соответствуют поставленной проблеме. С одной стороны, в зону интересов НМЦ входит развитие музеев по всем возможным векторам деятельности, с другой - НМЦ как региональная сетевая структура призвана ставить и решать межмузейные проблемы, что и необходимо в данном случае.

При содействии и координации НМЦ в начале 2000 года были разработаны два партнерских проекта: межмузейный проект "Культурное наследие Нижегородского края для людей с ограничениями в жизнедеятельности" и совместный проект школы искусств и ремесел для детей с ограничениями в жизнедеятельности "Изограф" и Музея Нижегородского университета "Доступ к гуманитарной информации через Интернет".

Проект "Культурное наследие Нижегородского края для людей
с ограничениями в жизнедеятельности"

Основная цель данного проекта заключается в системном исследовании культурных объектов Нижегородского края (и прежде всего музеев) на предмет возможности обслуживания инвалидов; разработке системы маршрутов (для туризма и самообразования) по Нижнему Новгороду и Нижегородской области, адаптированных под возможности инвалидов; разработке системы мероприятий по улучшению обслуживания инвалидов в конкретных организациях и выполнения ряда этих мероприятий в рамках проекта; привлечение внимания к этой проблеме как специалистов конкретных организаций, так и культурной общественности региона, что позволит системно изменить общую ситуацию в лучшую сторону. Проект реализуется в рамках деятельности Нижегородского музейного центра с привлечением в качестве соисполнителей широкого спектра региональных организаций сферы культуры, искусства, образования и государственного управления.

Анализ положения дел по обслуживанию людей с ограничениями в жизнедеятельности в музеях и организациях культуры и искусства города и области позволяет выделить ряд проблем, к основным из них можно отнести следующие:

Главная задача представляемого проекта заключается в комплексной интегрированной оценке положения дел с точки зрения обеспечения инфраструктурного сдвига ситуации и инициация общерегиональных работ по адаптации организаций культуры для обеспечения доступа к ресурсам учреждений культуры социально незащищенных слоев населения. При этом, основная ниша НМЦ (как региональной сетевой организации) в деятельности по проекту заключается в решении задач общего характера, задач обеспечения межмузейного сотрудничества, совместного (с различными учреждениями культуры, образования и науки) поэтапного движения к реализации определенных в проекте целей, не заменяя при этом деятельности конкретного музея или учреждения культуры по адаптации их ресурсов, а поддерживая ее организационно, методически, технически, и финансово.

Музейная общественность региона информирована и готова к сотрудничеству для выполнения проекта. Проведен ряд предварительных обсуждений и согласований. Проанализирован опыт Датских музеев по работе с инвалидами; получена консультация и проведено обсуждение по методикам выполнения проекта с представителями Санкт-Петербургской библиотеки для слепых на конференции "ИОЛ - 2000"; проведено обсуждение концепции проекта на заседании Правления НМЦ. Первое представление проекта для музейной общественности (идея, методы, результаты) состоялось в рамках секции "Музеи и культурный туризм" в рамках секции Международного Форума "Внутренний туризм России" на Нижегородской Ярмарке; в рамках библиотечной конференции "Крым-2000" рассматривалась общность и различия в задачах и методиках деятельности в библиотеках для слепых и при реализации данного проекта.

Серьезной базой для выполнения проекта стали результаты летней практики (июнь-июль) студентов исторического факультета ННГУ по курсу "музеология". НМЦ инициировал, обеспечил организационно, технически и интеллектуально сбор, обработку и обобщение сведений по текущему состоянию и реальных возможностях музеев города и области по обслуживанию инвалидов. В дневник летней практики 2000 г. включен специальный раздел (анкета) по сбору этой информации, проведены учебно-постановочные занятия, пояснены задачи и методы работы. В настоящий момент идет обработка и обобщение материалов.

Реализация проекта запланирована на 2001 год. Схема исполнения проекта включает четыре этапа. Подготовительный этап (конец 2000 г.) включает сбор и обработку сведений о реалиях и возможностях музеев города и области по обслуживанию инвалидов в рамках подготовленного НМЦ раздела летней практики студентов ННГУ; апробацию варианта подготовки печатной продукции для посетителей с проблемами слуха на базе Нижегородского художественного музея и музея ННГУ.

Этап 1 (2 месяца). Сбор специалистами НМЦ недостающей информации по музеям и учреждениям культуры города, обработка, классификация и систематизация сведений, подготовка пилотных (типовых проектов) для внедрения в музеи. Отражение полученного в ходе анализа описание ситуации на сайте. Обсуждение ситуации и постановка проблемы обслуживания инвалидов в нижегородских СМИ, ТВ и радио. Реализация первых модулей пилотных проектов (план музея, табличка "доступно для инвалидов", печать).

Этап 2 (3 месяц). Основной этап проекта, реализуются разработанные для музеев планы адаптации; реализуется специализированный Web -сайт, готовится макет буклета; производится внедрение (пилотное) комплекса мероприятий по адаптации организаций культуры в других городах области (Дзержинск, Балахна, Городец, Семенов) в режиме "обучающе - постановочный семинар - комплекс реальных шагов", выполняемых командой специалистов НМЦ; разрабатывается спектр туристических маршрутов, адаптированных для инвалидов разных категорий на базе проведенных изменений, готовятся гиды - экскурсоводы из учеников школы искусств и ремесел "Изограф".

Этап 3 (1 месяц). Завершающий этап, продолжается деятельность по созданию планов адаптации и обеспечению их реализации в конкретных музеях (эта деятельность будет выполняться и после завершения срока проекта); проводится заключительная конференция для региональных музеев и организаций культуры с презентацией полученных результатов; выпускается буклет; происходит выезд команды НМЦ за пределы области для пилотного внедрения методики проекта; готовятся результирующие методические материалы; реализуется перечень презентационных мероприятий, включая организацию специализированных передач по радио и ТВ, публикации в СМИ; участие в Международных, Всероссийских и региональных семинарах и конференциях со сходной тематикой с презентацией итогов проекта.

Основным качественным результатом выполнения проекта должно стать осознанием региональным музейным сообществом необходимости изменения ситуации с обслуживанием инвалидов различных групп в музеях, а также вовлечение музеев Нижнего Новгорода и Нижегородской области в обслуживание инвалидов. Количественно же успех проекта можно оценить числом музеев, которые провели работу по улучшению положения с обслуживанием инвалидов в своем музее (текстовая разметка музея, подготовка специальных экскурсий для плохо - слышащих, облегчение доступа в залы музея инвалидов колясочников и т.д.), и по созданию специализированного маршрута для инвалидов с облегченным доступом к культурным ценностям Нижегородского края.

Проект "Доступ к гуманитарной информации через Интернет"

Школа искусств и ремесел "Изограф" специализируется на обучении детей и подростков (основная доля которых - дети-инвалиды с дефектами слуха, речи и зрения, воспитанники детских домов) изобразительному искусству, прикладному творчеству и ремеслам. Для этого в школе созданы условия для развития индивидуальных творческих способностей учащихся, базирующиеся на дифференцированном подходе к различным категориям детей. Обучение проходит в творческих мастерских школы: акварель-миниатюра, "золотая береста", технология древнерусской живописи, роспись по дереву и других. Школа "Изограф" активно участвует в культурной жизни Нижегородского региона и России, в частности: проведение выставок в рамках Фестиваля "Болдинская осень" (1999г.), областного "Болдинского марафона" (1997г.). В январе 1995г. школа "Изограф" была участником благотворительного Рождественского бала в Государственном Кремлевском Дворце в Москве. В мае 2000г. в зале Нижегородской мэрии была проведена выставка, посвященная 55-ой годовщине Великой Победы.

Деятельности школы "Изограф" была дана высокая оценка на самых различных уровнях, включая Орден Милосердия Фонда "Дети России", Диплом Комитета Российской Федерации по делам молодежи и т.д. Учащиеся школы получают Пушкинские стипендии Администрации Нижегородской области, стипендии из фонда ректора ННГУ.

Интернет как мировая система доступа к информационным ресурсам и обеспечения коммуникаций между людьми обладает огромным потенциалом для расширения возможностей людей с ограничениями в жизнедеятельности. В первую очередь это касается доступа к информации по любым направлениям человеческой деятельности (образование, культурное достояние, бытовые вопросы, поиск работы). Второй важной возможностью является использование коммуникационных средств Интернет (электронная почта, списки рассылки, чаты) для включения и адаптации (со снятием ряда психологических проблем) к виртуальному общению как прообразу обычного общения в реальном мире.

Профессиональная специализация школы Изограф в области художественного гуманитарного воспитания определяет основную направленность проекта как доступ и работу в Интернет с информацией по культурному наследию и по гуманитарным вопросам. Однако общность Интернет-технологий позволит дополнительно участникам (а затем и последователям проекта) использовать полученные навыки по всем вопросам жизни в обществе.

Основная цель проекта заключается в обучении учеников школы Изограф использовать Интернет по своим профессионально-гуманитарным вопросам, обучении инструкторов для дальнейшего обучения следующих поколений учеников этим навыкам, добившись, таким образом, самовоспроизводства системы в этой сфере. Новизна проекта заключается в том, что комплексная постановка вопроса в области использования возможностей Интернет для людей с ограничениями в жизнедеятельности в Нижегородском регионе реализуется впервые. Результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем при внедрении возможностей Интернет в ассоциациях и организациях с людьми с ограничениями в жизнедеятельности.

Главная задача проекта состоит в обучении учителей и учеников школы применению технологий Интернет в своей жизнедеятельности, с последующим выводом этого сообщества на самовоспроизводство на основе обучения инструкторов из числа учеников, которые зачастую остаются преподавателями в своей школе. Можно выделить следующие задачи проекта:

1. Подготовить (адаптировать под аудиторию) курс "Введение в Интернет". Провести обучение учителей школы (как помощников при обучении детей с различными проблемами). Краткий план базового курса включает следующие основные тематические разделы:

2. Провести обучение 2-х основных групп детей (с проблемами слуха и проблемами зрения) по адаптированным курсам.

3. Разработать и реализовать специализированный каталог ресурсов культурного наследия, который будет использован в курсах как отправная точка по работе в Интернет (курс дистанционного обучения).

4. Создать условия для дальнейшего использования Интернет в деятельности сообщества, основанные на посещении (фактор привычки) всего ряда возможностей, включая Интернет-центр отделения ИОО, УЦИ, Тифлоинформационный центр и оборудование школы Изограф.

5. Адаптировать курсы расширенного обучения технологиям Интернет, включая создание Web-ресурсов, сопровождение личных Home-pages и сайта школы Изограф. Провести обучение групп по данной тематике.

6. Модернизировать сайт школы с полноценным информационно - новостным его сопровождением.

7. Подготовить группу инструкторов (тьюторов) в составе 2-4 человека. Проведение спецтренингов. Пробное обучение инструкторами небольших групп слушателей (возможно из других организаций).

8. Подготовить методические материалы для инструкторов и последующего тиражирования проекта.

9. Проработать вопросы создания информационного комплекса, способствующего получению доступа к высшему образованию.

При выполнении проекта планируется использование возможностей ряда организаций в области Интернет, включая: коммутированное подключение и использование Интернет-сервисов Нижегородского университетского центра Интернет (УЦИ), а также использование классов открытого доступа УЦИ для проведения обучения участников проекта. При проведении презентационных и учебных мероприятий планируется использование возможностей (актовый зал, конференц-зал, центр Интернет и презентационное оборудование) Нижегородского отделения ИОО; при работе с людьми с проблемами зрения планируется использовать возможности Тифлоинформационного центра ННГУ, созданного при поддержке ИОО; в вопросах получения высшего образования планируется использование класса Интернет-доступа Фундаментальной библиотеки ННГУ; в рамках совместной гуманитарно-музейной деятельности планируется использование Интернет-ресурсов узла академической сети FREEnet при ННГУ и компьютерного оборудования Музея ННГУ.

Информационный базис выполнения проекта составляет Web-сайт школы "Изограф", реализованный в рамках гранта ИОО в 1998 году. Созданный сайт, который является основой Интернет-ресурса "Творчество юных нижегородцев", стал существенным прорывом для школы Изограф и других организаций детского творчества Нижегородского региона в паутинах Интернет. Однако дальнейшего развития сайт не получил, в силу того, что в рамках проекта создания Web-сайта не планировалось и не проводилось обучение представителей школы в этой сфере.

Аппаратно школа Изограф имеет компьютерное оборудование (компьютер, принтер, сканер и модем) и подключена к Интернет, но реально ни учителя, ни учащиеся не пользуются потенциально-достижимыми возможностями. Одной из задач проекта является ввод этого оборудования и Интернет-возможностей в оборот функционирования школы по всем возможным направлениям.

Первый этап выполнения проекта является подготовительным для реализации основных задач, сформулированных на этапе постановки проблемы. Проводятся мероприятия, связанные с обучением инициативной группы из числа учеников и преподавателей школы (будущих тьюторов); апробация и согласование работы ТЦ, ИОО, УЦИ; создание первой версии учебного курса и каталога ресурсов культурного наследия, который станет для учащихся отправной точкой для работы в Интернет. Помимо этого, станет возможной регулярная публикация новостей на веб-сайте школы "Изограф". В заключение этапа планируется проведение общего семинара, который подведет итоги подготовительных мероприятий и сформулирует последующие задачи.

На втором этапе организуется обучение 2-х групп детей технологиям и сервисам Интернет по адаптированным курсам; проводятся специально организованные, регулярные посещения учащимися ТЦ, ИОО, УЦИ, в процессе которых используются современные всевозможные технологии (в том числе специально предназначенные для работы людей с ограниченной жизнедеятельностью), представленные в данных центрах. На втором этапе предполагается дальнейшее, более глубокое обучение тьюторов, потенциально рассчитанное на самовоспроизводство системы.

Заключительный этап предполагает: завершение обучения групп инструкторов; подготовку методических материалов, используемых в будущем группами в процессе самовоспроизводства; проведение завершающей презентационной конференции, подводящей итоги деятельности на протяжении реализации проекта и представляющей накопленный опыт для его дальнейшего тиражирования в других образовательных учреждениях региона.

Реализация проекта начата в сентябре 2000 года. Главный результат проекта заключается в использовании возможностей Интернет представителями (как учащимися, так и преподавателями и гостями) школы "Изограф", а также использование всех имеющихся в настоящий момент в Нижнем Новгороде возможностей по доступу к Интернет, включая классы открытого доступа УЦИ и Интернет-центра отделения ИОО, Тифлоинформационого Центра и т.д. Качественным же результатом (по оценке творческого коллектива проекта) является обеспечение самовоспроизводства создаваемой системы. Успех по этому параметру дополнительно обеспечивает дальнейшее развитие проекта.

Заключение

Включив деятельность улучшения ситуации с обслуживанием в музеях людей с ограничениями в жизнедеятельности в музеях и организациях культуры Нижегородского края в числе приоритетов центра, Нижегородский музейный центр инициировал два разных проекта. Один проект направлен на улучшение обслуживания инвалидов в музеях края, изменение самих музеев в этом направлении. Второй ориентирован на преобразование и адаптацию самих сообществ людей с ограничениями в жизнедеятельности. Эти проекты очень часто пересекаются в мероприятиях, взаимодополняют и используют результаты друг друга, а это определяет гарантии их развития в дальнейшем.

М.В. Мишанова - ведущий специалист РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев" (НМЦ); участвовала в реализации грантов ИОО “История Нижегородского края" (1999), "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (2000).

И.В. Кастосов - Председатель Правления РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев".

М.Н. Амелин - заведующий лабораторией Интернет-технологий и баз данных Музея ННГУ.

Н.Н. Маркова - ведущий программист ЦИР ННГУ.

Нижегородский музейный центр. (НМЦ) (РОО "Нижегородский центр поддержки и развития музеев") Основан в 1999 году. В состав учредителей входят физические лица и ряд музеев региона, в том числе: Нижегородский государственный художественный музей, Литературный музей А.М. Горького, Нижегородский историко-литературный музей Н.А. Добролюбова, Музей ГАЗ, Музей ННГУ и др. Под эгидой НМЦ в настоящий момент разрабатываются и реализуются ряд региональных программ и проектов, включая: программу "Нижегородские музеи и культурный туризм", а также развитие сетевой интеграции музеев Нижегородской области.
Председатель Правления: Ковалева Тамара Ивановна.

,ц+