Опыт применения мультимедиа технологий
при разработке CD-ROMов.

Д.Л. Кречман, Е.С. Никифорова
Компания ГиперМетод
Адрес: 197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, дом 5, Технопарк, оф. 216
Телефон: +7-812-234-28-55, 234-33-20

Факс: +7- 812-2342855
E-mail: Info@hypermethod.ru

Доклад посвящен этапу выбора программных средств разработки мультимедиа продукции для CD ROM и киосковых систем, вопросам правильного выбора технических и программных средств и технологических приемов соответствующих концепции содержательного материала, представляемого на CD ROM, в виде киосковой системы или публикации для Интернет.

В докладе описываются технологии проектирования и разработке мультимедиа-проектов на CD ROM или киосковых систем. В докладе рассматриваются такие вопросы как планирование и оценка трудозатрат разработки, подготовку содержательных материалов в мультимедиа-форме (видео, звук, изображения, текст, мультимедиа-эффекты), используя соответствующее аппаратное и программное обеспечение, разработка структурной схемы будущего мультимедиа-приложения, разработку графического оформления приложения, сборку приложения с использованием соответствующего программного обеспечения (ПО).

ВВЕДЕНИЕ

Разработка мультимедиа проекта (МП) на CD ROM или киосковой системы (КС) выполняются по общей технологической схеме и отличаются по сути лишь некоторыми предъявляемыми к конечному продукту требованиями предъявляемыми к аппаратному обеспечению и элементам пользовательского интерфейса. В общем, работы предполагают разработку следующих основных документов:

Указанные материалы разрабатываются в соответствии с основными этапами разработки. В таблице даны примерные временные затраты на каждый этап, данные являются среднестатистическими и могут незначительно меняться в зависимости от конкретной задачи и типа проекта.

Таблица 2. Относительные трудозатраты в мультимедиа проекте

Этапы разработки

Трудоемкость, %

Этап проектирования

60%

Разработка и обсуждение основной идеи

5%

Разработка концепции проекта

10%

Разработка структурной схемы

20%

Составление спецификации объектов

20%

Разработка перечня и продолжительности работ

3%

Выбор средств реализации проекта

2%

Этап компьютерной разработки

39%

Создание и обработка мультимедиа-данных

10%

Разработка шаблонов экранов

15%

Сборка приложения

4%

Тестирование и отладка

20%

Этап издания

1%

Разработка упаковки

0,5%

Тиражирование

0,5%

Последовательное выполнение этих этапов позволяет систематизировать деятельность по разработке и реализации приложения, облегчая и ускоряя работу, равномерно распределяя нагрузку на специализированные вычислительные и людские ресурсы, требующиеся для выполнения мультимедиа-проектов.

Аннотация на проект должна содержать описание основной идеи проекта, основных разделов, основных мультимедиа-компонент и ресурсов проекта.

Структурная схема проекта должна быть выполнена в виде граф-схемы и содержать описание гипертекстовых взаимосвязей между основными страницами разрабатываемого проекта.

Перечень содержательных материалов проекта (в виде спецификации) оформляется как таблица, в которой указываются наименование и вид материала (текст, рисунок, видео, анимация).

Перечень основных ресурсов создаваемого приложения и их функциональность выбираются соответственно теме работы в зависимости от типа и основных целевых функций проекта.

Перечень работ и их временная оценка оформляются в виде временных диаграмм, содержащих как описание вида работ, так и планируемое и фактически затраченное на выполнение каждой работы время. Помимо этого для каждой работы указывается используемое специализированное программное обеспечение.

Выбор типа проекта

На основании выбранной темы и составленной аннотации, на начальном этапе, следует определить тип мультимедиа-издания, который подлежит разработке. Для этого необходимо сформулировать целевые функции проекта (см. таблицу) и определить, какому типу издания они соответствуют в большей степени.

К основным видам мультимедиа-изданий на CD ROM относят:

      1. энциклопедии;
      2. музыкальные диски;
      3. художественные и музейные диски;
      4. мультимедиа-учебники и обучающие программы;
      5. каталоги продукции (включая диски для выставок, конференций и мультимедиа-журналы);
      6. техническую документацию на CD ROM.

Таблица 2. Значение различных факторов при планировании диска

Основная задача проекта

Факторы, которые определяют требования к проекту и наличие ресурсов

Поиск информации в массиве Текст, поисковая система, фильтры, средства навигации, гипертекст
Представление коллекции Качественные изображения, виртуальные объекты и панорамы (эффект присутствия), анимация, гармоничное сочетание изобразительного и музыкального рядов
Электронный путеводитель Автоматический показ слайдов, голосовое сопровождение, видео
Электронный учебник Интерактивность материала, обратная связь в виде системы тестирования, администрирование учебного процесса
Представление коллекции в Интернет Рубрикация, поиск, быстрый доступ к интересующей информации

После определения содержания проекта, выбора его типа, соответственно, необходимо определить, какие из используемых мультимедиа-ресурсов будут представлены в проекте. К таким типовым ресурсам относят:

После определения основных типов ресурсов необходимо разработать структурную схему создаваемого приложения, включающую в себя описание основных элементов приложения и взаимосвязи их между собой с точки зрения гипертекстовых связей, включая выделенные последовательности однотипных элементов.

Далее обсудим оценку, выбор и реализацию тех или иных факторов на примере разработанных в нашей организации мультимедиа изданий и специализированного программного обеспечения.

Поисковые системы

Поиск информации является ключевым моментом в справочных изданиях, каталогах, электронной документации, некоторых книгах. К примеру, электронный каталог “Российский софт” – типичное справочное издание1. Основная его задача – дать возможность пользователю быстро и просто получить нужную информацию. Электронная документация тем и удобна, что по ключевому слову, или в рубрике, или через родственную тему, можно оперативно найти ответ на возникнувший вопрос, и решить свою задачу.

При разработке такого издания основной упор делается на поисковые механизмы. Простой и удобный интерфейс даст возможность использовать поисковую систему на полную мощность. Очень актуальными для таких изданий представляются фильтры и рубрикаторы. Средства навигации и гипертекст также крайне полезны и призваны решать, в принципе, те же задачи – ускорение доступа к информации. Все эти элементы могут использоваться все вместе или в любой комбинации, дополняя друг друга. Специально для создания поисковых информационных систем нами было разработано ПО под названием ePublisher. Оно предназначено для очень быстрой разработки профессиональных электронных версий книг, каталогов продукции, документации со встроенными поисковыми функциями. За основу берется RTF или PDF файл с исходным текстом, и, на основе выбранного оформления, книга автоматически обретает вид и свойства профессионально подготовленной электронной публикации. Таким образом можно создать электронную книгу для записи на CD-ROM, в виде одного исполняемого (.exe) файла, или подготовить публикацию для Internet. Это ПО предназначено для пользователей, нуждающихся в очень быстром и не требующем больших усилий создании электронных изданий.

Представление (презентация) коллекции

Презентация (представление) коллекции экспонатов музея или выставки наиболее популярная цель применения средств разработки. Важным, в этом случае, является достижение эмоционального эффекта, а основной упор стоит сделать на звуковое сопровождение и видео ряд, а лучше на их гармоничное сочетание. Для достижения эффекта присутствия часто используются 3-х мерные образы в виде виртуальных панорам реальных залов или компьютерных реконструкций и моделей. Для представления коллекции как набора уникальных предметов, стоит уделить внимание детализации экспонатов. Здесь ключевыми будут качественные изображения и интересные описания, а также дополнительная информация, которая может потребоваться заинтересованному посетителю.

Примером такого многофункционального издания, сложного в разработке, но отвечающего разным задачам и содержащего огромный массив информации, является диск “Terra Musicalis” (“Мир музыкальных инструментов”). Здесь есть и элементы игры – виртуальные панорамы, объединенные в целое здание, где можно ходить, и поисковая машина, с одной стороны тоже элемент игры из-за наличия анимации, с другой стороны – быстрый доступ к нужной информации. Диск включает специальный раздел тематических экскурсий в которых используется голосовое сопровождение. Максимальная детализация и постоянное возвращение к главному предмету диска не дают забыть, что основное – это музыкальный инструмент, каждый в отдельности, уникальный и захватывающе интересный. Сочетание видео и звукового рядов оставляет незабываемое впечатление, а возможность на многих инструментах поиграть самому (что не реально для посетителей в условиях конкретной музейной экспозиции) – предел мечтаний многих посетителей музей.

Конечно, для разработки потребуется универсальное средство, позволяющее максимально использовать мультимедийные возможности, даже в ущерб простоте и быстроте создания. В данном проекте было использовано авторское средство разработки мультимедиа приложений - пакет HyperMethod. Пакет позволяет создавать мультимедиа приложения любой степени сложности и любого объема, отвечающие всем современным требованиям рынка мультимедиа продукции. Практически все замыслы могут получить реальное воплощение, а возможность построения эффективной технологии разработки снизит затраты на 20-50%.

Электронный путеводитель

Для сопровождения экспозиций очень удобным является наличие электронных путеводителей. Часто они выполняются в виде т.н. киосковых систем. Они помогают ориентироваться посетителю в огромном музее. Основные задачи этого вида приложений – привлечение внимания или возможность быстрого получения интересующей информации. Элементом привлечения внимания является выставка и ее экспонаты, средством – голос диктора, красочное оформление, живое видео. Как правило, электронные путеводители работают в автоматическом режиме, но представляется необходимым также наличие минимальной интерактивности, чтобы пользователь мог более глубоко ознакомиться с заинтересовавшим предметом. Известно, что в автоматической презентации рассказ ведется доступно и поверхностно, расставляя акценты лишь на ключевых позициях. Очень часто электронные путеводители становятся частью более крупных изданий, становясь тематическими экскурсиями по основному предмету диска.

Такими примерами стали диски “Русский музей. Живопись” и “Terra Musicalis” (“Мир музыкальных инструментов”). В первом случае есть только одна экскурсия по всем экспонатам, во втором издании их уже четыре, по разным темам и с голосовым сопровождением. Электронные путеводители в техническом отношении – не такой уж сложный элемент, но в каждом издании ним стоит подходить индивидуально, чтобы получить максимальный эффект. Поэтому для разработки наиболее подходящим средством будет универсальный пакет, который позволит создать универсальную презентацию, необычную и отвечающую всем требованиям разработчика, воплотившую все замыслы. Мы используем в этих случаях пакет HyperMethod

Электронный учебник

При планировании и разработке мультимедийного учебника стоит выделить системы тестирования и практических занятий, как основные элементы, помогающие усвоить и закрепить полученные знания. Типовой учебник, как компонент дистанционного обучения, состоит из содержательного (лекционного) материала, практикума и системы самоконтроля знаний (тестов). Система дистанционного обучения дополнительно позволяет синхронизировать процесс обучения, к примеру, в группе (расписание), дополнив его общением on-line учащихся (виртуальные аудитории) и преподавателя и сертификацией знаний. Созданию лекционного материала может быть выполнено с помощью различных программных средств т.к. это наиболее распространенный элемент, с точки зрения приведения его в мультимедийную форму. Но все многообразие мультимедийных возможностей и наибольшая польза от них, конечно, в построении интересных и наглядных практических занятий, тестовых систем, которые могут использоваться не только для проверки знаний, но и для самоконтроля учащегося, как всем знакомые вопросы в конце параграфа обычного учебника. Также в электронном учебнике есть возможность сопроводить его справочным материалом и дополнительной литературой, что крайне актуально для удаленного обучения.

В дистанционном обучении другим ключевым вопросом встает организация процесса обучения и его администрирование. Поэтому разрабатываются специальные так называемые Web-компоненты учебных курсов. Они отвечают за организацию и администрирование учебного процесса, помогают составлять расписание, вести учет студентов, их успеваемости. Они также предоставляют возможность дистанционного общения, позволяя преподавателям осуществлять удаленные консультации, студентам выполнять совместные задания или советоваться при и выполнении. Web-компоненты выполняют также массу других необходимых и полезных функций.

Для создания электронных учебников и дистанционных учебных курсов мы разработали специальный пакет Distance Learning Studio – конструктор дистанционных мультимедийных образовательных курсов и электронных учебников, ориентированный на преподавателей высших и средних учебных заведений. Конструктор обеспечивает создание всех компонент учебных курсов: мультимедийных лекций, интерактивных систем тестирования, средств общения и “Учебного центра” – сайта образовательного учреждения. Максимальная автоматизация работ, большое количество шаблонов и библиотек, а также упрощенный интерфейс делают этот продукт доступным для работников области образования, медицины, социологии и других на уровне простого пользователя. Специальный сервер www.istudium.spb.ru отвечает за использование Internet свойств этого пакета.

Представление коллекции в Интернет

На данный момент осталось мало организаций, не имеющих своих представительств в Интернет. К изданиям, предназначенным для использования в сети, предъявляется масса специфических требований от особого формата данных до наименьшего времени загрузки страницы. По этой причине нельзя просто взять и выложить мультимедийные диски на сервер. Над содержимым сайта нужно работать отдельно, специально подготавливая для web-страниц. Но все-таки остается много общего с обычными дисками – это поисковые механизмы, описание представление предмета коллекции.

Существуют средства, которые позволяют достаточно быстро, иногда вообще автоматически сделать сайт на основе имеющейся базы данных. Конечно, некоторые страницы потребуют отдельной работы, но к примеру, каталог экспозиции или фондов можно сделать за несколько минут. Простое и эффективное средство создания рубрицированных каталогов в Internet – пакет xBuilder. Профессиональные шаблоны, созданные специально для минимизации временных затрат на разработку, позволяют создавать сложный и функциональный каталог всего лишь путем добавления изображения экспонатов и их описаний на подходящий шаблон. С помощью мышки все данные легко переносятся на Web-сайт. Продукт имеет возможности для работы с удаленными базами данных различных форматов.

Выбор программного решения

При создании информационной системы в любой предметной области определяющим на этапе выбора средств разработки являются требования, предъявляемые к конечному программному продукту. Основные требования и их выполнение тем или иным ПО представлены на рисунке 1.

Krechman-R1.jpg (55939 bytes)

Рис. 1. Соответствие требованиям различных средств разработки

Заключение

Успех разработки во многом зависит от первого этапа – проектирования, где определяется цель, предмет будущего издания и выбирается среда разработки, которая в значительной степени определяет будущие технологические решения и квалификацию персонала. Правильно выбранное программное средство во многом поможет создать эффективную систему, отвечающую задачам мультимедиа издания снизить трудозатраты на разработку.


1 здесь и далее версия доклада с иллюстрациями, примерами и ознакомительными бесплатными версиями программ находится по адресу http://www.hypermethod.ru/papers.


Кречман Д.Л., директор по маркетингу, к.т.н., доц. E-mail: dimak@hypermethod.ru

Никифорова Е.С., руководитель проекта E-mail: helen@hypermethod.ru

Компания ГиперМетод

Вид деятельности: создание средств разработки мультимедиа-приложений, разработка приложений для интернет-коммерции и разработка веб-сайтов, разработка мультимедиа-дисков.

www: http://www.hypermethod.com