Изучение распространения иконографических сюжетов
в древнебелорусском искусстве.

В.Г. Карелин
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Адрес: 220030, г. Минск, ул. Ленина, 20
Телефон: (375 17) 227-66-89
Факс: (375 17) 227-56-72

Н.П. Мельников
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси
Адрес: 220072, г. Минск, ул. Сурганова,1, к.2
Телефон: (375 17) 284-27-32
Факс: (37
5 17) 284-23-81

Анализ проводился на архивном материале, собранном во время экспедиций, проведенных Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси в 1970-90 гг. в культовых учреждениях Беларуси. Информация об иконах была занесена в компьютер, в котором на основе СУБД FoxPro разработана база данных “Icona”. Icona состоит из 16 полей: название предмета, время его создания, местонахождение предмета по современному географическому делению, размеры, материал, техника и др. В базе данных находится около 20000 записей. Используя возможности FoxPro можно проводить поиск по любым полям и проводить статистические исследования.

в период с 70-х до начала 90-х гг.

Всего нами было рассмотрено 17303 иконы, в которых насчитывается около 1500 сюжетов и иллюстрируются события и персонажи евангельской и библейской истории. Поскольку число сохранившихся икон обратно пропорционально времени их создания, большинство сюжетов представлено в единственном числе и не подлежит статистическому анализу.

Наиболее подробно нами рассмотрено около ста сюжетов. Основная часть икон (55%) находится в западной части Беларуси - Брестской и Гродненской областях. Меньше всего их сохранилось на востоке Беларуси - в Гомельской и Могилевской областях: только 14,6%. Такая же закономерность наблюдается и в количестве сюжетов.

Несмотря на то, что количество костелов в Беларуси составляет около 20% от всех культовых учреждений, основная часть икон (более 90%) находится в церквях и поэтому наши статистические расчеты главным образом относятся к православным и униатским сюжетам. По этой же причине статистический анализ икон, которые находятся в костелах, там, где представлялось возможным, проводился отдельно.

В табл.1 показано относительное количество икон, находящихся во всех шести областях Беларуси (и в среднем по всей Беларуси) в зависимости от времени их создания. Основная часть сохранившихся икон приходится на период с середины 19 в. до начала 20 в. На период 16 - первая половина 19 в. приходится только около 15% икон. Количество икон 16 в. вообще насчитывает 20 единиц, и поэтому отдельно этот период в статистическом анализе нами не рассматривался. Если посмотреть на распределение икон в зависимости от времени создания для отдельных областей, то наибольшее количество древних икон сохранилось в Брестской обл. В первой половине 19 в. наибольшее относительное количество икон наблюдается в Минской, Гомельской и Могилевской областях.

Табл.1

Область

16 в.

17 в.

18 в.

пп.19 в.

с.19 в.

к.19 в.

н.20 в.

Брестская

0,13

1,7

11,8

5,1

41,2

19,8

18,8

Витебская

0,08

0,49

6,8

4,5

34,8

26,2

26,9

Гомельская

0

0,5

3,5

6,0

56,8

15,1

17,9

Гродненская

0,12

1,4

7,5

3,7

37,7

21,7

27,2

Могилевская

0

1,2

3,1

5,6

31,4

21,7

36,9

Минская

0,23

0,66

5,7

7,6

29,1

29,5

26,7

по Беларуси

0,12

1,2

7,9

5,2

38,3

22,4

24,2

В табл.2 представлено распределение (в процентах) наиболее распространенных сюжетов в зависимости от времени их создания относительно общего количества икон данного сюжета (в последней колонке приводится абсолютное количество икон). Как видно из таблицы, 16 в. представлен в основном изображениями Богоматери. Остальные сюжеты встречаются в единичном числе. В 17 веке количество сюжетов значительно увеличивается. В 18 в. в наличии имеются фактически все сюжеты, которые в то время были распространены на территории Беларуси. Некоторые святые, такие как Александр Невский, Владимир, Феодосий Черниговский и др., - появляются только в 19 в. после присоединения Беларуси к Российской империи.

Табл.2

Название сюжета

16 в.

17 в.

18 в.

пп.19 в.

с.19 в.

к.19 в.

20 в.

по Бела-руси

1 Богоматерь

0,47

1,9

10,7

4,3

34,7

20,6

26,6

3201

2 Спас

0,06

1,7

4,9

4,4

42,0

23,9

21,6

1566

3 Никола

0

0,35

5,9

4,6

41,7

26,1

21,0

1131

4 Арх. Михаил

0

0,8

6,0

6,0

37,2

26,7

23,3

516

5 Тайная вечеря

0

0,2

5,0

6,1

49,0

22,6

16,6

441

6 Воскресение

0

0,75

3,5

3,8

34,5

27,8

29,3

400

7 Покров

0

0,3

7,5

2,5

45,7

22,8

20,9

359

8 Троица новозаветная

0

0

7,2

6,3

44,7

20,3

21,2

349

9 Успение Богоматери

0

1,0

4,6

1,6

43,1

25,0

24,3

304

10 Арх. Гавриил

0

0

2,5

7,1

39,6

31,8

25,1

283

11 Рождество Христово

0

1,1

5,6

4,9

42,1

22,2

23,3

266

12 Александр Невский

0

0

0,4

1,2

60,5

26,2

11,7

248

13 Моление о чаше

0

0

0

2,5

24,0

32,6

40,9

242

14 Распятие

0

1,3

14,7

16,0

41,6

9,7

15,5

238

15 Серафим Саровский

0

0

0

0

20,0

37,0

43,0

230

16 Преображение

0

0,9

6,7

6,3

40,6

19,2

24,6

224

17 Праздники

0

0

0,4

4,0

34,8

37,9

22,8

224

18 Чудо Георгия о змие

0

0,4

9,8

7,6

40,6

18,8

20,5

224

19 Рождество Богоматери

0

1,5

5,8

2,4

47,3

19,3

21,7

207

20 Петр и Павел

0

0

4,4

7,7

40,4

21,3

25,7

183

21 Благовещение

0,6

1,1

13,2

5,5

40,1

14,8

22,5

182

22 Крещение

0

0

6,0

4,9

30,2

21,4

33,5

182

23 Вознесение

0

0,57

7,4

5,1

40,6

23,4

22,3

175

24 Георгий

0

0

1,2

3,0

41,7

23,8

30,4

168

25 Стефан

0

1,3

7,1

6,2

43,9

27,1

13,5

155

26 Феодосий Черниговский

0

0

0

0

21,0

45,4

33,6

143

27 Виленские мученики

0

0

0,8

0

26,2

34,1

38,9

126

28 Варвара

0

0

13,0

8,9

29,3

25,2

23,6

123

29 Сретение

0

0,9

8,0

1,8

45,1

19,5

24,8

113

30 Илия

0

3,7

2,8

6,5

38,0

24,1

24,1

108

31 Введение во храм

0

0

7,5

6,5

41,1

24,3

19,6

107

32 Параскева

2,0

2,9

9,8

8,8

36,3

24,5

15,7

102

33 Пантелеймон

0

0

0

0

14,4

28,9

56,7

97

34 Спас Нерукотворный

0

0

7,4

4,3

39,4

21,3

27,7

94

35 Иоанн Креститель

0

1,1

3,2

1,1

35,1

26,6

29,8

91

36 Саваоф

0

0

6,4

9,6

58,5

11,7

9,6

91

37 Деисус

0

1,2

13,6

3,7

43,2

17,3

17,3

81

38 Владимир

0

0

0

0

23,1

41,5

35,4

65

39 Кирилл и Мефодий

0

0

1,7

0

37,3

47,5

13,6

59

40 Вход в Иерусалим

0

0

10,3

8,6

34,5

29,3

17,2

58

41 Иоанн Богослов

0

0

7,0

10,5

47,4

17,5

15,8

57

42 Коронование Богоматери

0

3,6

25,5

10,9

52,7

10,9

18,2

55

43 Василий Великий

0

1,9

5,6

1,9

48,1

31,5

9,3

54

44 Три святителя

0

1,9

1,9

5,7

45,3

22,6

22,6

53

45 Сошествие Св. Духа

0

2,1

14,6

6,3

35,4

18,8

12,5

48

46 Евфросинья Полоцкая

0

0

0

5,6

19,4

2,8

72,2

36

47 Афанасий Брестский

0

0

3,7

0

25,9

29,6

44,4

27

48 Антоний Печерский

0

0

0

0

41,2

17,6

41,2

17

49 Симеон Столпник

0

0

11,8

5,9

17,6

23,5

23,5

17

В табл. 3 приведено распределение наиболее распространенных сюжетов по шести областям и по всей территории Беларуси. В отдельной колонке приведено количество сюжетов, которые находятся в костелах.

На первом месте находятся изображения Богоматери. Наибольшая доля этих икон находятся в Гомельской и Могилевской областях. В костелах они также являются наиболее распространенными. На втором месте располагаются иконы с поясным изображением Спаса (Спас Пантократор). В относительных единицах этот сюжет чаще встречается в Могилевской области и реже - в Гомельской и Гродненской областях. В костелах он встречается очень редко. Его место фактически занимают Страсти Христа, которые присутствуют практически в каждом костеле. Далее идут иконы очень популярного в Беларуси святого Николы Чудотворца. Относительное количество икон этого сюжета больше всего в Могилевской и Гомельской областях и меньше - в Гродненской. В Гомельской обл. оно даже превышает количество икон Спаса. В костелах иконы Николы почти не встречаются.

Следует отметить, что остальные сюжеты встречаются значительно реже трех основных. В таблице также приведены наиболее распространенные сюжеты, которые встречаются в костелах.

Табл.3

Название сюжета

Брестская обл.

Витебская обл.

Гомельская обл.

Гродненская обл.

Могилевская обл.

Минская обл.

по Бела-руси

В костелах

1

Богоматерь

15,6

17,9

20,8

19,3

24,5

20,0

18,5

24,8

2

Спас

9,9

8,7

7,1

7,9

11,3

9,5

9,1

1,2

3

Никола

5,7

7,9

10,7

4,7

10,3

6,0

6,5

0,2

4

Арх. Михаил

3,5

2,7

1,9

2,8

3,2

3,0

3,0

2,0

5

Тайная вечеря

2,8

2,3

2,1

2,6

1,6

2,7

2,5

0,7

6

Воскресение

2,1

2,8

3,2

1,9

2,6

2,2

2,3

0

7

Покров

2,3

2,2

2,8

1,4

2,5

2,1

2,1

0

8

Троица новозаветная

2,3

1,8

1,5

2,2

1,7

1,8

2,0

1,5

9

Успение Богоматери

1,9

2,1

1,8

1,5

1,6

1,7

1,8

0

10

Арх. Гавриил

1,7

1,6

1,0

1,3

1,8

2,3

1,6

0,07

11

Рождество Христово

1,4

1,2

1,8

1,6

1,5

1,0

1,5

0,37

12

Александр Невский

1,9

1,3

0,69

1,6

0,73

1,2

1,4

0

13

Моление о чаше

1,3

1,8

0,97

1,5

1,2

1,5

1,4

0,95

14

Распятие

1,3

1,2

0,9

1,5

1,4

1,7

1,4

2,1

15

Серафим Саровский

1,4

1,6

0,62

1,1

1,4

1,5

1,3

0

16

Преображение

1,7

1,2

0,62

1,3

0,82

1,1

1,3

0,95

17

Праздники

1,3

1,5

1,3

1,4

0,55

1,3

1,3

0

18

Чудо Георгия о змие

0,97

1,0

1,7

1,6

0,64

1,9

1,3

0,9

19

Рождество Богоматери

1,6

1,2

1,2

1,0

1,2

0,66

1,2

0,07

20

Петр и Павел

0,86

1,2

1,0

1,2

1,0

1,2

1,1

0,4

21

Благовещение

1,3

0,87

1,6

1,0

0,64

0,7

1,1

0,7

22

Крещение

1,1

1,1

0,97

1,1

1,2

0,89

1,1

1,5

23

Вознесение

1,4

0,87

0,69

0,66

0,82

1,1

1,0

0,5

24

Георгий

0,92

0,83

1,2

1,4

0,82

0,5

0,97

0,95

25

Стефан

1,3

0,76

0,07

1,1

0,09

0,62

0,9

0,07

26

Феодосий Черниговский

1,1

0,72

1,1

0,47

0,55

0,81

0,83

0

27

Виленские мученики

0,55

1,4

0

0,96

0

0,81

0,73

0

28

Варвара

0,51

0,42

1,7

0,61

1,6

0,66

0,71

0,8

29

Сретение

0,75

0,64

0,49

0,66

0,73

0,46

0,65

0,14

30

Илия

0,72

0,57

0,9

0,34

0,82

0,7

0,62

0

31

Введение во храм

1,0

0,45

0,9

0,22

0,64

0,43

0,62

0

32

Параскева

0,79

0,64

1,0

0,37

0,36

0,31

0,59

0

33

Пантелеймон

0,59

0,53

0,69

0,52

0,55

0,54

0,56

0

34

Спас Неру-котворный

0,53

0,64

0,42

0,29

0,73

0,85

0,54

0

35

Иоатн Креститель

0,51

0,72

0,28

0,56

0,36

0,5

0,53

0,4

36

Саваоф

0,44

0,19

1,9

0,27

0,64

0,62

0,53

0

37

Деисус

0,31

0,79

1,0

0,27

0,91

0,27

0,47

0

38

Коронование Богоматери

0,18

0,34

1,7

0,22

1,5

0,12

0,41

0,44

39

Владимир

0,44

0,49

0,07

0,38

0,18

0,31

0,36

0

40

Вход в Иерусалим

0,37

0,42

0,55

0,22

0,27

0,27

0,34

0

41

Кирилл и Мефодий

0,29

0,23

0,35

0,42

0,27

0,39

0,34

0

42

Иоанн Богослов

0,42

0,49

0,07

0,25

0,09

0,35

0,33

0

43

Василий Великий

0,42

0,19

0,35

0,22

0

0,46

0,31

0,07

44

Три святителя

0,33

0,38

0,55

0,25

0,27

0,15

0,31

0

45

Сошествие Св. Духа

0,37

0,08

0,49

0,22

0,55

0,15

0,28

0

46

Евфросинья Полоцкая

0,04

0,83

0,07

0,1

0,09

0,23

0,21

0

47

Афанасий Брестский

0,29

0

0

0,22

0

0,08

0,16

0

48

Антоний Печерский

0,22

0

0

0,1

0

0,04

0,1

0

49

Симеон Столпник

0,26

0,04

0

0,025

0

0,04

0,1

0

50

Страсти Христа

0,02

0

0

0,27

0

0

1,1

13,2

51

Антоний

0

0

0

0

0

0

0,4

4,8

52

Иосиф

0,13

0,11

0,07

0,05

0

0,19

0,48

4,8

53

Франциск

0

0

0

0,02

0

0

0,2

2,6

54

Казимир

           

0,2

2,6

Дополнительно нами была проанализирована распространенность сюжетов за период до середины 19 в. Первые четыре позиции занимают те же сюжеты, что и в общем списке: Богоматерь, Спас, Никола и Архангел Михаил. Пятое места занимает сюжет Распятие, который в общем списке находится на 14 месте. Такая же картина наблюдается и для сюжета Чудо Георгия о змие, который с 18 места в общем списке переместился на 7-е. Поднялись вверх сюжеты Благовещение, Св. Варвара, Коронование Богоматери, Сошествие св. Духа. И наоборот, сюжет Успение, который в общем списке находился на 9 месте, переместился на 17-е, а сюжет Моление о чаше вообще не попал в эту таблицу, поскольку наблюдается только во второй половине 19 в.

Такое изменение относительной распространенности некоторых сюжетов со временем происходит по различным причинам. В одних случаях могли влиять политические условия (после 1863 г.), в других - вкусы заказчиков. Более подробно этот вопрос нужно рассматривать отдельно для каждого сюжета.

Иконы с изображениями Богоматери имеют свою сильно развитую иконографию, которая насчитывает более 100 изводов и проанализирована нами на примере 20 наиболее распространенных. Эти данные докладывались нами ранее на Филевских чтениях 1999 г. и опубликованы в материалах конференции.

Отдельно нами была проанализирована распространенность икон с местно-чтимыми белорусскими сюжетами. К ним относятся Евфросинья Полоцкая, Виленские Мученики, Афанасий Брестский, Богоматерь Остробрамская, Богоматерь Жировицкая, Богоматерь Белыничская. Кроме чудотворных икон Богоматери, остальные сюжеты встречаются в основном с начала 19 в. Все они, даже и самые распространенные - Богоматерь Остробрамская, составляют менее 1% от общего количества икон. Особенностью всех этих сюжетов является то, что ареал их размещения в основном ограничивается окрестностями местонахождения протографа или места, где прославился данный святой.

На Рис.1 в качестве примера показано изменение относительного количества икон Афанасия Брестского в зависимости от географической долготы местонахождения икон. Так при перемещении от 23° восточной долготы (г. Брест) на восток до 28° долготы количество икон уменьшается от максимальной до нулевой и далее на восток этот сюжет не встречается.

Karelin-R1.gif (3024 bytes)

Рис. 1

На Рис. 2 показано распределение икон с известной святой Евфросиньи Полоцкой. Наибольшее количество икон находится на долготе Полоцка и уменьшается да нуля при перемещении как на восток, так и на запад.

Karelin-R2.gif (2748 bytes)

Рис. 2

Для таких почитаемых икон как Богоматерь Остробрамская и Богоматерь Ченстоховская, протографы которых находятся за границами Беларуси, наблюдается такая же закономерность: количество их увеличивается по мере перемещения соответственно на север и на запад.

К сожалению, нам не удалось найти подобных статистических исследований по иконографии у других авторов. Однако нам удалось провести сопоставление с данными, приведенными в каталоге “Уральская икона. Живописная, резная и литая икона ХV ІІІ -начала ХХ в.”. Екатеринбург. Издание Уральского университета. 1998.

Значительное количество приведенных там икон (около 600) позволило нам провести аналогичную обработку в рамках СУБД FoxPro. Сравнительные данные приведены в табл. 4. В скобках в последней колонки приведены позиции, которые занимают сюжеты в списке по Уралу.

Табл.4

Название

по Беларуси

Урал

1

Богоматерь

18,5

19,9(1)

2

Спас

9,1

4,4(4)

3

Никола

6,5

6,7(3)

4

Арх. Михаил

3,0

2,8(5)

5

Тайная вечеря

2,5

0,5

6

Воскресение

2,3

2,5(7)

7

Покров

2,1

1,8(14)

8

Троица новозаветная

2,0

0,67

9

Успение Богоматери

1,8

0,84

10

Арх. Гавриил

1,6

0,67

11

Рождество Христово

1,5

1,3(17)

12

Александр Невский

1,4

1,3(18)

13

Моление о чаше

1,4

0,17

14

Распятие

1,4

2,7(6)

15

Серафим Саровский

1,3

0,67

16

Преображение

1,3

1,0(23)

17

Праздники

1,3

0,34

18

Чудо Георгия о змие

1,3

1,2(19)

19

Рождество Богоматери

1,2

2,5(8)

20

Петр и Павел

1,1

0,17

21

Благовещение

1,1

2,5(9)

22

Крещение

1,1

1,0(22)

23

Вознесение

1,0

0,84(24)

24

Стефан

0,9

0,5

25

Сретение

0,65

0,67

26

Илия

0,62

2,0*(12)

27

Введение во храм

0,62

1,2(20)

28

Параскева

0,59

0,67

29

Пантелеймон

0,56

0,84(25)

30

Спас Нерукотворный

0,54

2,2(10)

31

Иоанн Креститель

0,53

1,3(16)

32

Деисус

0,47

1,0(21)

33

Троица Ветхозаветная

0,35

2,0(13)

34

Вход в Иерусалим

0,34

0,84(26)

35

Иоанн Богослов

0,33

2,0(11)

36

Три святителя

0,31

1,5(15)

37

Сошествие Св. Духа

0,28

0,34

38

Симеон Верхнетурский

 

6,9(2)

*) На Урале встречается только Огненное восхождение Илии.

На первом месте, как и в Беларуси, находятся иконы с изображением Богоматери (почти с одинаковым относительным количеством). На втором месте расположен сюжет с очень популярным на Урале местно-чтимым святым Симеоном Верхнетурским. Далее идет сюжет Никола, относительное количество которого совпадает с данными по Беларуси, и который, как и в восточных регионах Беларуси, превышает количество икон Спаса.

Карелин Владимир Григорьевич — научный сотрудник Отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, кандидат физико-математических наук.

Мельников Николай Петрович — научный сотрудник Отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.

Национальный художественный музей Республики Беларусь— крупнейшее собрание произведений изобразительного искусства в республике. В состав его коллекции входят живопись, скульптура, графика. Музей располагает уникальной коллекцией древнего белорусского искусства (иконопись, скульптура, прикладное искусство), большим количеством .произведений художников Беларуси и России.

В Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси ведутся исследования в области этнографии и фольклора различных регионов республики, при Институте существует музей древнебелорусской культуры (иконы, скульптура, памятники археологии, предметы быта, более 15000 экспонатов). Институтом издан Свод памятников Беларуси, Энциклопедия истории искусства Беларуси.

"TOP"><¤9M9