Изучение распространения
иконографических сюжетов
в древнебелорусском искусстве.
В.Г. Карелин
Национальный художественный музей Республики
Беларусь
Адрес: 220030, г. Минск, ул. Ленина, 20
Телефон: (375 17) 227-66-89
Факс: (375 17) 227-56-72
Н.П. Мельников
Институт искусствоведения, этнографии и
фольклора Национальной академии наук Беларуси
Адрес: 220072, г. Минск, ул. Сурганова,1, к.2
Телефон: (375 17) 284-27-32
Факс: (37
Анализ проводился на архивном материале, собранном во время экспедиций, проведенных Институтом искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси в 1970-90 гг. в культовых учреждениях Беларуси. Информация об иконах была занесена в компьютер, в котором на основе СУБД FoxPro разработана база данных “Icona”. Icona состоит из 16 полей: название предмета, время его создания, местонахождение предмета по современному географическому делению, размеры, материал, техника и др. В базе данных находится около 20000 записей. Используя возможности FoxPro можно проводить поиск по любым полям и проводить статистические исследования.
в период с 70-х до начала 90-х гг.
Всего нами было рассмотрено 17303 иконы, в которых насчитывается около 1500 сюжетов и иллюстрируются события и персонажи евангельской и библейской истории. Поскольку число сохранившихся икон обратно пропорционально времени их создания, большинство сюжетов представлено в единственном числе и не подлежит статистическому анализу.
Наиболее подробно нами рассмотрено около ста сюжетов. Основная часть икон (55%) находится в западной части Беларуси - Брестской и Гродненской областях. Меньше всего их сохранилось на востоке Беларуси - в Гомельской и Могилевской областях: только 14,6%. Такая же закономерность наблюдается и в количестве сюжетов.
Несмотря на то, что количество костелов в Беларуси составляет около 20% от всех культовых учреждений, основная часть икон (более 90%) находится в церквях и поэтому наши статистические расчеты главным образом относятся к православным и униатским сюжетам. По этой же причине статистический анализ икон, которые находятся в костелах, там, где представлялось возможным, проводился отдельно.
В табл.1 показано относительное количество икон, находящихся во всех шести областях Беларуси (и в среднем по всей Беларуси) в зависимости от времени их создания. Основная часть сохранившихся икон приходится на период с середины 19 в. до начала 20 в. На период 16 - первая половина 19 в. приходится только около 15% икон. Количество икон 16 в. вообще насчитывает 20 единиц, и поэтому отдельно этот период в статистическом анализе нами не рассматривался. Если посмотреть на распределение икон в зависимости от времени создания для отдельных областей, то наибольшее количество
древних икон сохранилось в Брестской обл. В первой половине 19 в. наибольшее относительное количество икон наблюдается в Минской, Гомельской и Могилевской областях.Табл.1
Область |
16 в. |
17 в. |
18 в. |
пп.19 в. |
с.19 в. |
к.19 в. |
н.20 в. |
Брестская |
0,13 |
1,7 |
11,8 |
5,1 |
41,2 |
19,8 |
18,8 |
Витебская |
0,08 |
0,49 |
6,8 |
4,5 |
34,8 |
26,2 |
26,9 |
Гомельская |
0 |
0,5 |
3,5 |
6,0 |
56,8 |
15,1 |
17,9 |
Гродненская |
0,12 |
1,4 |
7,5 |
3,7 |
37,7 |
21,7 |
27,2 |
Могилевская |
0 |
1,2 |
3,1 |
5,6 |
31,4 |
21,7 |
36,9 |
Минская |
0,23 |
0,66 |
5,7 |
7,6 |
29,1 |
29,5 |
26,7 |
по Беларуси |
0,12 |
1,2 |
7,9 |
5,2 |
38,3 |
22,4 |
24,2 |
В табл.2 представлено распределение (в процентах) наиболее распространенных сюжетов в зависимости от времени их создания относительно общего количества икон данного сюжета
(в последней колонке приводится абсолютное количество икон). Как видно из таблицы, 16 в. представлен в основном изображениями Богоматери. Остальные сюжеты встречаются в единичном числе. В 17 веке количество сюжетов значительно увеличивается. В 18 в. в наличии имеются фактически все сюжеты, которые в то время были распространены на территории Беларуси. Некоторые святые, такие как Александр Невский, Владимир, Феодосий Черниговский и др., - появляются только в 19 в. после присоединения Беларуси к Российской империи.Табл.2
№ |
Название сюжета | 16 в. |
17 в. |
18 в. |
пп.19 в. |
с.19 в. |
к.19 в. |
20 в. |
по Бела-руси |
1 | Богоматерь | 0,47 |
1,9 |
10,7 |
4,3 |
34,7 |
20,6 |
26,6 |
3201 |
2 | Спас | 0,06 |
1,7 |
4,9 |
4,4 |
42,0 |
23,9 |
21,6 |
1566 |
3 | Никола | 0 |
0,35 |
5,9 |
4,6 |
41,7 |
26,1 |
21,0 |
1131 |
4 | Арх. Михаил | 0 |
0,8 |
6,0 |
6,0 |
37,2 |
26,7 |
23,3 |
516 |
5 | Тайная вечеря | 0 |
0,2 |
5,0 |
6,1 |
49,0 |
22,6 |
16,6 |
441 |
6 | Воскресение | 0 |
0,75 |
3,5 |
3,8 |
34,5 |
27,8 |
29,3 |
400 |
7 | Покров | 0 |
0,3 |
7,5 |
2,5 |
45,7 |
22,8 |
20,9 |
359 |
8 | Троица новозаветная | 0 |
0 |
7,2 |
6,3 |
44,7 |
20,3 |
21,2 |
349 |
9 | Успение Богоматери | 0 |
1,0 |
4,6 |
1,6 |
43,1 |
25,0 |
24,3 |
304 |
10 | Арх. Гавриил | 0 |
0 |
2,5 |
7,1 |
39,6 |
31,8 |
25,1 |
283 |
11 | Рождество Христово | 0 |
1,1 |
5,6 |
4,9 |
42,1 |
22,2 |
23,3 |
266 |
12 | Александр Невский | 0 |
0 |
0,4 |
1,2 |
60,5 |
26,2 |
11,7 |
248 |
13 | Моление о чаше | 0 |
0 |
0 |
2,5 |
24,0 |
32,6 |
40,9 |
242 |
14 | Распятие | 0 |
1,3 |
14,7 |
16,0 |
41,6 |
9,7 |
15,5 |
238 |
15 | Серафим Саровский | 0 |
0 |
0 |
0 |
20,0 |
37,0 |
43,0 |
230 |
16 | Преображение | 0 |
0,9 |
6,7 |
6,3 |
40,6 |
19,2 |
24,6 |
224 |
17 | Праздники | 0 |
0 |
0,4 |
4,0 |
34,8 |
37,9 |
22,8 |
224 |
18 | Чудо Георгия о змие | 0 |
0,4 |
9,8 |
7,6 |
40,6 |
18,8 |
20,5 |
224 |
19 | Рождество Богоматери | 0 |
1,5 |
5,8 |
2,4 |
47,3 |
19,3 |
21,7 |
207 |
20 | Петр и Павел | 0 |
0 |
4,4 |
7,7 |
40,4 |
21,3 |
25,7 |
183 |
21 | Благовещение | 0,6 |
1,1 |
13,2 |
5,5 |
40,1 |
14,8 |
22,5 |
182 |
22 | Крещение | 0 |
0 |
6,0 |
4,9 |
30,2 |
21,4 |
33,5 |
182 |
23 | Вознесение | 0 |
0,57 |
7,4 |
5,1 |
40,6 |
23,4 |
22,3 |
175 |
24 | Георгий | 0 |
0 |
1,2 |
3,0 |
41,7 |
23,8 |
30,4 |
168 |
25 | Стефан | 0 |
1,3 |
7,1 |
6,2 |
43,9 |
27,1 |
13,5 |
155 |
26 | Феодосий Черниговский | 0 |
0 |
0 |
0 |
21,0 |
45,4 |
33,6 |
143 |
27 | Виленские мученики | 0 |
0 |
0,8 |
0 |
26,2 |
34,1 |
38,9 |
126 |
28 | Варвара | 0 |
0 |
13,0 |
8,9 |
29,3 |
25,2 |
23,6 |
123 |
29 | Сретение | 0 |
0,9 |
8,0 |
1,8 |
45,1 |
19,5 |
24,8 |
113 |
30 | Илия | 0 |
3,7 |
2,8 |
6,5 |
38,0 |
24,1 |
24,1 |
108 |
31 | Введение во храм | 0 |
0 |
7,5 |
6,5 |
41,1 |
24,3 |
19,6 |
107 |
32 | Параскева | 2,0 |
2,9 |
9,8 |
8,8 |
36,3 |
24,5 |
15,7 |
102 |
33 | Пантелеймон | 0 |
0 |
0 |
0 |
14,4 |
28,9 |
56,7 |
97 |
34 | Спас Нерукотворный | 0 |
0 |
7,4 |
4,3 |
39,4 |
21,3 |
27,7 |
94 |
35 | Иоанн Креститель | 0 |
1,1 |
3,2 |
1,1 |
35,1 |
26,6 |
29,8 |
91 |
36 | Саваоф | 0 |
0 |
6,4 |
9,6 |
58,5 |
11,7 |
9,6 |
91 |
37 | Деисус | 0 |
1,2 |
13,6 |
3,7 |
43,2 |
17,3 |
17,3 |
81 |
38 | Владимир | 0 |
0 |
0 |
0 |
23,1 |
41,5 |
35,4 |
65 |
39 | Кирилл и Мефодий | 0 |
0 |
1,7 |
0 |
37,3 |
47,5 |
13,6 |
59 |
40 | Вход в Иерусалим | 0 |
0 |
10,3 |
8,6 |
34,5 |
29,3 |
17,2 |
58 |
41 | Иоанн Богослов | 0 |
0 |
7,0 |
10,5 |
47,4 |
17,5 |
15,8 |
57 |
42 | Коронование Богоматери | 0 |
3,6 |
25,5 |
10,9 |
52,7 |
10,9 |
18,2 |
55 |
43 | Василий Великий | 0 |
1,9 |
5,6 |
1,9 |
48,1 |
31,5 |
9,3 |
54 |
44 | Три святителя | 0 |
1,9 |
1,9 |
5,7 |
45,3 |
22,6 |
22,6 |
53 |
45 | Сошествие Св. Духа | 0 |
2,1 |
14,6 |
6,3 |
35,4 |
18,8 |
12,5 |
48 |
46 | Евфросинья Полоцкая | 0 |
0 |
0 |
5,6 |
19,4 |
2,8 |
72,2 |
36 |
47 | Афанасий Брестский | 0 |
0 |
3,7 |
0 |
25,9 |
29,6 |
44,4 |
27 |
48 | Антоний Печерский | 0 |
0 |
0 |
0 |
41,2 |
17,6 |
41,2 |
17 |
49 | Симеон Столпник | 0 |
0 |
11,8 |
5,9 |
17,6 |
23,5 |
23,5 |
17 |
В табл. 3 приведено распределение наиболее распространенных сюжетов по шести областям и по всей территории Беларуси. В отдельной колонке приведено количество сюжетов, которые находятся в костелах.
На первом месте находятся изображения Богоматери. Наибольшая доля этих икон находятся в Гомельской и Могилевской областях. В костелах они также являются наиболее распространенными. На втором месте располагаются иконы с поясным изображением Спаса (Спас Пантократор). В относительных единицах этот сюжет чаще встречается в Могилевской области и реже - в Гомельской и Гродненской областях. В костелах он встречается очень редко. Его место фактически занимают Страсти Христа, которые присутствуют практически в каждом костеле. Далее идут иконы очень популярного в Беларуси святого Николы Чудотворца. Относительное количество икон этого сюжета больше всего в Могилевской и Гомельской областях и меньше -
в Гродненской. В Гомельской обл. оно даже превышает количество икон Спаса. В костелах иконы Николы почти не встречаются.Следует отметить, что остальные сюжеты встречаются значительно реже трех основных. В таблице также приведены наиболее распространенные сюжеты, которые встречаются в костелах.
Табл.3
№ |
Название сюжета |
Брестская обл. |
Витебская обл. |
Гомельская обл. |
Гродненская обл. |
Могилевская обл. |
Минская обл. |
по Бела-руси |
В костелах |
1 | Богоматерь |
15,6 |
17,9 |
20,8 |
19,3 |
24,5 |
20,0 |
18,5 |
24,8 |
2 | Спас |
9,9 |
8,7 |
7,1 |
7,9 |
11,3 |
9,5 |
9,1 |
1,2 |
3 | Никола |
5,7 |
7,9 |
10,7 |
4,7 |
10,3 |
6,0 |
6,5 |
0,2 |
4 | Арх. Михаил |
3,5 |
2,7 |
1,9 |
2,8 |
3,2 |
3,0 |
3,0 |
2,0 |
5 | Тайная вечеря |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,6 |
1,6 |
2,7 |
2,5 |
0,7 |
6 | Воскресение |
2,1 |
2,8 |
3,2 |
1,9 |
2,6 |
2,2 |
2,3 |
0 |
7 | Покров |
2,3 |
2,2 |
2,8 |
1,4 |
2,5 |
2,1 |
2,1 |
0 |
8 | Троица новозаветная |
2,3 |
1,8 |
1,5 |
2,2 |
1,7 |
1,8 |
2,0 |
1,5 |
9 | Успение Богоматери |
1,9 |
2,1 |
1,8 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
0 |
10 | Арх. Гавриил |
1,7 |
1,6 |
1,0 |
1,3 |
1,8 |
2,3 |
1,6 |
0,07 |
11 | Рождество Христово |
1,4 |
1,2 |
1,8 |
1,6 |
1,5 |
1,0 |
1,5 |
0,37 |
12 | Александр Невский |
1,9 |
1,3 |
0,69 |
1,6 |
0,73 |
1,2 |
1,4 |
0 |
13 | Моление о чаше |
1,3 |
1,8 |
0,97 |
1,5 |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
0,95 |
14 | Распятие |
1,3 |
1,2 |
0,9 |
1,5 |
1,4 |
1,7 |
1,4 |
2,1 |
15 | Серафим Саровский |
1,4 |
1,6 |
0,62 |
1,1 |
1,4 |
1,5 |
1,3 |
0 |
16 | Преображение |
1,7 |
1,2 |
0,62 |
1,3 |
0,82 |
1,1 |
1,3 |
0,95 |
17 | Праздники |
1,3 |
1,5 |
1,3 |
1,4 |
0,55 |
1,3 |
1,3 |
0 |
18 | Чудо Георгия о змие |
0,97 |
1,0 |
1,7 |
1,6 |
0,64 |
1,9 |
1,3 |
0,9 |
19 | Рождество Богоматери |
1,6 |
1,2 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
0,66 |
1,2 |
0,07 |
20 | Петр и Павел |
0,86 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1,0 |
1,2 |
1,1 |
0,4 |
21 | Благовещение |
1,3 |
0,87 |
1,6 |
1,0 |
0,64 |
0,7 |
1,1 |
0,7 |
22 | Крещение |
1,1 |
1,1 |
0,97 |
1,1 |
1,2 |
0,89 |
1,1 |
1,5 |
23 | Вознесение |
1,4 |
0,87 |
0,69 |
0,66 |
0,82 |
1,1 |
1,0 |
0,5 |
24 | Георгий |
0,92 |
0,83 |
1,2 |
1,4 |
0,82 |
0,5 |
0,97 |
0,95 |
25 | Стефан |
1,3 |
0,76 |
0,07 |
1,1 |
0,09 |
0,62 |
0,9 |
0,07 |
26 | Феодосий Черниговский |
1,1 |
0,72 |
1,1 |
0,47 |
0,55 |
0,81 |
0,83 |
0 |
27 | Виленские мученики |
0,55 |
1,4 |
0 |
0,96 |
0 |
0,81 |
0,73 |
0 |
28 | Варвара |
0,51 |
0,42 |
1,7 |
0,61 |
1,6 |
0,66 |
0,71 |
0,8 |
29 | Сретение |
0,75 |
0,64 |
0,49 |
0,66 |
0,73 |
0,46 |
0,65 |
0,14 |
30 | Илия |
0,72 |
0,57 |
0,9 |
0,34 |
0,82 |
0,7 |
0,62 |
0 |
31 | Введение во храм |
1,0 |
0,45 |
0,9 |
0,22 |
0,64 |
0,43 |
0,62 |
0 |
32 | Параскева |
0,79 |
0,64 |
1,0 |
0,37 |
0,36 |
0,31 |
0,59 |
0 |
33 | Пантелеймон |
0,59 |
0,53 |
0,69 |
0,52 |
0,55 |
0,54 |
0,56 |
0 |
34 | Спас Неру-котворный |
0,53 |
0,64 |
0,42 |
0,29 |
0,73 |
0,85 |
0,54 |
0 |
35 | Иоатн Креститель |
0,51 |
0,72 |
0,28 |
0,56 |
0,36 |
0,5 |
0,53 |
0,4 |
36 | Саваоф |
0,44 |
0,19 |
1,9 |
0,27 |
0,64 |
0,62 |
0,53 |
0 |
37 | Деисус |
0,31 |
0,79 |
1,0 |
0,27 |
0,91 |
0,27 |
0,47 |
0 |
38 | Коронование Богоматери |
0,18 |
0,34 |
1,7 |
0,22 |
1,5 |
0,12 |
0,41 |
0,44 |
39 | Владимир |
0,44 |
0,49 |
0,07 |
0,38 |
0,18 |
0,31 |
0,36 |
0 |
40 | Вход в Иерусалим |
0,37 |
0,42 |
0,55 |
0,22 |
0,27 |
0,27 |
0,34 |
0 |
41 | Кирилл и Мефодий |
0,29 |
0,23 |
0,35 |
0,42 |
0,27 |
0,39 |
0,34 |
0 |
42 | Иоанн Богослов |
0,42 |
0,49 |
0,07 |
0,25 |
0,09 |
0,35 |
0,33 |
0 |
43 | Василий Великий |
0,42 |
0,19 |
0,35 |
0,22 |
0 |
0,46 |
0,31 |
0,07 |
44 | Три святителя |
0,33 |
0,38 |
0,55 |
0,25 |
0,27 |
0,15 |
0,31 |
0 |
45 | Сошествие Св. Духа |
0,37 |
0,08 |
0,49 |
0,22 |
0,55 |
0,15 |
0,28 |
0 |
46 | Евфросинья Полоцкая |
0,04 |
0,83 |
0,07 |
0,1 |
0,09 |
0,23 |
0,21 |
0 |
47 | Афанасий Брестский |
0,29 |
0 |
0 |
0,22 |
0 |
0,08 |
0,16 |
0 |
48 | Антоний Печерский |
0,22 |
0 |
0 |
0,1 |
0 |
0,04 |
0,1 |
0 |
49 | Симеон Столпник |
0,26 |
0,04 |
0 |
0,025 |
0 |
0,04 |
0,1 |
0 |
50 | Страсти Христа |
0,02 |
0 |
0 |
0,27 |
0 |
0 |
1,1 |
13,2 |
51 | Антоний |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
4,8 |
52 | Иосиф |
0,13 |
0,11 |
0,07 |
0,05 |
0 |
0,19 |
0,48 |
4,8 |
53 | Франциск |
0 |
0 |
0 |
0,02 |
0 |
0 |
0,2 |
2,6 |
54 | Казимир |
0,2 |
2,6 |
Дополнительно нами была проанализирована распространенность сюжетов за период до середины 19 в. Первые четыре позиции занимают те же сюжеты, что и в общем списке: Богоматерь, Спас, Никола и Архангел Михаил. Пятое места занимает сюжет Распятие, который в общем списке находится на 14 месте. Такая же картина наблюдается и для сюжета Чудо Георгия о змие, который с 18 места в общем списке переместился на 7-е. Поднялись вверх
сюжеты Благовещение, Св. Варвара, Коронование Богоматери, Сошествие св. Духа. И наоборот, сюжет Успение, который в общем списке находился на 9 месте, переместился на 17-е, а сюжет Моление о чаше вообще не попал в эту таблицу, поскольку наблюдается только во второй половине 19 в.Такое изменение относительной распространенности некоторых сюжетов со временем происходит по различным причинам. В одних случаях могли влиять политические условия (после 1863 г.), в других - вкусы заказчиков. Более подробно этот вопрос нужно рассматривать отдельно для каждого сюжета.
Иконы с изображениями Богоматери имеют свою сильно развитую иконографию, которая насчитывает более 100 изводов и проанализирована нами на примере 20 наиболее распространенных. Эти данные докладывались нами ранее на Филевских чтениях 1999 г. и опубликованы в материалах конференции.
Отдельно нами была проанализирована распространенность икон с местно-чтимыми белорусскими сюжетами. К ним относятся Евфросинья Полоцкая, Виленские Мученики, Афанасий Брестский, Богоматерь Остробрамская, Богоматерь Жировицкая, Богоматерь Белыничская. Кроме чудотворных икон Богоматери, остальные сюжеты встречаются в основном с начала 19 в. Все они, даже и самые распространенные - Богоматерь Остробрамская, составляют менее 1% от общего количества икон. Особенностью всех этих сюжетов является то, что ареал их размещения в основном ограничивается окрестностями местонахождения протографа или места, где прославился данный святой.
На Рис.1 в качестве примера показано изменение относительного количества икон Афанасия Брестского в зависимости от географической долготы местонахождения икон. Так при перемещении от 23° восточной долготы (г. Брест) на восток до 28° долготы количество икон уменьшается от максимальной до нулевой и далее на восток
этот сюжет не встречается.Рис. 1
На Рис. 2 показано распределение икон с известной святой Евфросиньи Полоцкой. Наибольшее количество икон находится на долготе Полоцка и уменьшается да нуля при перемещении как на восток, так и на запад.
Рис. 2
Для таких почитаемых икон как Богоматерь Остробрамская и Богоматерь Ченстоховская, протографы которых находятся за границами Беларуси, наблюдается такая же закономерность: количество их увеличивается по мере перемещения соответственно на север и на запад.
К сожалению, нам не удалось найти подобных статистических исследований по иконографии у других авторов. Однако нам удалось провести сопоставление с данными, приведенными в каталоге “Уральская икона. Живописная, резная и литая икона ХV ІІІ -начала ХХ в.”. Екатеринбург. Издание Уральского университета. 1998.
Значительное количество приведенных там икон (около 600) позволило нам провести аналогичную обработку в рамках СУБД FoxPro. Сравнительные данные приведены в табл. 4. В скобках в последней колонки приведены позиции, которые занимают сюжеты в списке по Уралу.
Табл.4
№ |
Название |
по Беларуси |
Урал |
1 | Богоматерь |
18,5 |
19,9(1) |
2 | Спас |
9,1 |
4,4(4) |
3 | Никола |
6,5 |
6,7(3) |
4 | Арх. Михаил |
3,0 |
2,8(5) |
5 | Тайная вечеря |
2,5 |
0,5 |
6 | Воскресение |
2,3 |
2,5(7) |
7 | Покров |
2,1 |
1,8(14) |
8 | Троица новозаветная |
2,0 |
0,67 |
9 | Успение Богоматери |
1,8 |
0,84 |
10 | Арх. Гавриил |
1,6 |
0,67 |
11 | Рождество Христово |
1,5 |
1,3(17) |
12 | Александр Невский |
1,4 |
1,3(18) |
13 | Моление о чаше |
1,4 |
0,17 |
14 | Распятие |
1,4 |
2,7(6) |
15 | Серафим Саровский |
1,3 |
0,67 |
16 | Преображение |
1,3 |
1,0(23) |
17 | Праздники |
1,3 |
0,34 |
18 | Чудо Георгия о змие |
1,3 |
1,2(19) |
19 | Рождество Богоматери |
1,2 |
2,5(8) |
20 | Петр и Павел |
1,1 |
0,17 |
21 | Благовещение |
1,1 |
2,5(9) |
22 | Крещение |
1,1 |
1,0(22) |
23 | Вознесение |
1,0 |
0,84(24) |
24 | Стефан |
0,9 |
0,5 |
25 | Сретение |
0,65 |
0,67 |
26 | Илия |
0,62 |
2,0*(12) |
27 | Введение во храм |
0,62 |
1,2(20) |
28 | Параскева |
0,59 |
0,67 |
29 | Пантелеймон |
0,56 |
0,84(25) |
30 | Спас Нерукотворный |
0,54 |
2,2(10) |
31 | Иоанн Креститель |
0,53 |
1,3(16) |
32 | Деисус |
0,47 |
1,0(21) |
33 | Троица Ветхозаветная |
0,35 |
2,0(13) |
34 | Вход в Иерусалим |
0,34 |
0,84(26) |
35 | Иоанн Богослов |
0,33 |
2,0(11) |
36 | Три святителя |
0,31 |
1,5(15) |
37 | Сошествие Св. Духа |
0,28 |
0,34 |
38 | Симеон Верхнетурский |
6,9(2) |
*) На Урале встречается только Огненное восхождение Илии.
На первом месте, как и в Беларуси, находятся иконы с изображением Богоматери (почти с одинаковым относительным количеством). На втором месте расположен сюжет с очень популярным на Урале местно-чтимым святым Симеоном Верхнетурским. Далее идет сюжет Никола, относительное количество которого совпадает с данными по Беларуси, и который, как и в восточных регионах Беларуси, превышает количество икон Спаса.
Карелин Владимир Григорьевич
— научный сотрудник Отдела древнебелорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь, кандидат физико-математических наук.Мельников Николай Петрович
— научный сотрудник Отдела древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси.Национальный художественный музей Республики Беларусь
— крупнейшее собрание произведений изобразительного искусства в республике. В состав его коллекции входят живопись, скульптура, графика. Музей располагает уникальной коллекцией древнего белорусского искусства (иконопись, скульптура, прикладное искусство), большим количеством .произведений художников Беларуси и России.В
Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси ведутся исследования в области этнографии и фольклора различных регионов республики, при Институте существует музей древнебелорусской культуры (иконы, скульптура, памятники археологии, предметы быта, более 15000 экспонатов). Институтом издан Свод памятников Беларуси, Энциклопедия истории искусства Беларуси.