Сетевой журнал как экспозиция

В. Словиковская
Уральский государственный университет
им. А. М. Горького
Адрес: 620083, Россия, Екатеринбург, пр. Ленина 51,
Teл.: (7-3432)556-583, 557-420,
Факс: (7-3432) 555-964,
E-mail: vslovik@mail.ru, vslovik@km.ru,

Ученые по-прежнему фиксируют результаты своих исследований в виде формул, как и сто лет назад. Но структура оригинального высказывания в сфере гуманитарных дисциплин, в области литературы и искусства, художественной критики и арт-журналистики (которая сегодня суть отрасль литературы и искусства) не так устойчива, как математика. И можно констатировать факт, что в последнее десятилетие она изменилась существенным образом.

Место произведений, созданных в рамках традиционных жанров изобразительного искусства и изящной словесности заняли авторские экспозиции произведений и реалий, не обладающих статусом артефакта.

Смерть автора провозгласили давно, но в действительности авторы не умерли. Авторами перестали быть писатели (“честные” сочинители текстов), а заодно и живописцы с ваятелями. Ими стали экспозиционеры.

Ими стали в конце 80-х – начале 90-х кинорежиссеры Дерек Джармен, Питер Гринуэй и Рустам Хамдамов – автор фильма “Анна Карамазофф” – блестящей экспозиции русской культуры от начала века до Сталина. Экспозиционером стал писатель Джулиан Барнс, сконструировавший знаменитую книгу “История мира в десяти с половиной главах”. Известный ученый-лингвист Юрий Михайлович Лотман в соавторстве с Еленой Погосян подверг экспонированию русский дворянский быт, разместив под обложкой книги “Великосветские обеды” меню домашних обедов семейства Дурново, фрагменты частной переписки из семейного архива, выдержки из французского словаря, тексты газетных сообщений давно минувших лет, старые гравированные картинки и собственные ученые комментарии.

Экспозиции переместились из музеев, да и вообще каких бы то ни было интерьеров, на экран. При этом оснащенные камерами и микрофонами помещения их авторы оставили при себе в качестве студий.

Авторов книг-экспозиций перестали занимать поиски оригинального стиля и смущать чуждые их перу текстовые вкрапления, размеры которых заметно превосходят привычные размеры цитат. Так Милан Кундера в свою новую книгу “Неспешность” включил целую новеллу Вивана Денона.

Все перечисленное мною в примерах нового жанра предназначалось творческой элите, духовной аристократии. Но прошло какое-то время, и эффектных демонстраций возжаждала толпа.

И вот теперь блокбастеры, муз. ТВ, гламурные журналы и бестселлеры в мягких обложках приветствуются несметной аудиторией и быстро осваиваются как пространства для экспозиций.

Прощальная киновыставка “Город потерянных детей” Жене и Каро экспонирует романтические мифы столетия, “Пятый элемент” Бессона выставляет фэшн модели Жана-Поля Готье с упором на богоравность Стилиста, “Матрица” – систему киножанров: экшн, боевик, сайенс-фикшн, триллер, киберпанк… - богатое наследство в распоряжении братьев Вачовски.

В жанровые пределы бульварного чтива, дамского романа, детектива вторгаются искушенные демоны Сорокина, Пелевина, бесы Бакунина и Курицына и забавляются там имплантацией своих любимых литературных тканей. За фабулу берут клише, сюжетные пружины ослабляют…

А победят в хит-парадах и вовсе простенькие вещи типа “Фотографа” Уотерса, а еще пуще “Добермана” Кунена, этакого стремительного дефиле неотразимых моделей по подиумам: дороге к Парижу, улице банков, клубным подмосткам. И, непременно, глянцевые “Ом” и “Птюч”.

Одним словом, победят экспозиции поведенческих и вкусовых предпочтений. Множество культовых произведений, непотопляемых в общем потоке художеств, благодаря содержанию в них яростных деклараций авторских вкусов. Победят зрелище и чтиво, понятные, захватывающие и желанные, как индейка к столу. И это как раз то, зачем высокое искусство сливалось с масскультом: аппетитная плоть, фаршированная современными дискурсами, культурными аллюзиями и трюфелями.

И в преддверии их все новых триумфов нетрудно сформулировать критерии оценки экспозиций вне музея. Также пришло время задаться вопросом о возможностях зрительской навигации. Поскольку заявленная в экспозициях авторская избирательность может быть прочитана как вызов публике, принимая который, каждый из зрителей/читателей должен продемонстрировать свою взыскательность и искушенность в выборе объектов персонального поклонения и любви среди художественных творений.

Что касается критериев, предлагаю следующую их формулировку.

    1. Внятность авторского послания, касающегося поведенческих и вкусовых предпочтений. (Вроде любви к индейке на Рождество).
    2. Сценичность, сбалансированность, “сыгранность” всех элементов экспозиции: изобразительных, вербальных, звуковых и пр. Коротко, “зрелищность” сервировки.
    3. И, наконец, “двойное дно”, секреты, доступные при реконструкции контекстов. Пресловутые многоуровневость, интертекстуальность, присутствие на всех этапах восприятия явных или скрытых отсылок к современным философским дискурсам. Одним словом, обязательная “фаршированность” священной индейки.

Все перечисленные мною примеры экспозиций отвечают этим критериям в полной мере. Если теперь обратиться к мировой паутине, как главной теме бесед на конференции, можно смело дополнить мой список лучшими из фанских сайтов и некоторыми из множества рекламных веб-страниц типа X-files (www.thexfiles.com), “Альмодоварляндии” (www.almadovarlandia.com), или официального сайта нового фильма Стивена Фрирза “Высокая точность” (studio.go.com/movies/highfidelity/).

Подобные веб-страницы (в соответствии с первым требованием качества) отличает беззастенчивая и неприкрытая пропаганда звезд, фильмов, музыкальных групп и т.п. И среди других сетевых ресурсов они максимально насыщены элементами оригинального дизайна.

Все же, надо признать, что возможности превращения веб-страниц в пир для глаз ограничены малой пропускной способностью телефонных линий, к которым через модемы подключена в настоящее время большая группа пользователей Интернет.

Мощным потенциалом при восстановлении самых широких контекстов и уникальной ролью в процессе зрительской навигации среди множества экспозиций наделены культурно-развлекательные сетевые СМИ.

Если художественная экспозиция как зрелищная пропаганда авторских предпочтений не оставляет массе зрителей никакой иной возможности кроме их принятия вплоть до возведения в культ, то net-СМИ являются сложным инструментом формирования системы предпочтений отдельного зрителя, послушно реагирующей на его индивидуальные запросы.

Так неравный союз культового произведения и массы зрителей компенсирует связь “зритель – масса культовых произведений”, в которой доминирует уже индивидуальная позиция зрителя.

Любое развитое сетевое культурно-развлекательное СМИ (типа “Кирилла и Мефодия” (km.ru) и “Поля” (pole.ru)) составляют витрины-порталы, собранные в стопу.

Тематическая разбивка издания на порталы, как правило, повторяет рубрикацию популярных глянцевых журналов.

Каждая из витрин суть экспозиция инструментов индивидуальной пользовательской навигации в среде культовых зрелищ. Самыми мощными из этих инструментов являются ссылки – фразеологические единицы языка интернет-журналистики.

Экспозиции ссылок в сетевых культурно-развлекательных изданиях можно оценивать, исходя из критериев для художественных экспозиций. При этом нужно только учитывать их переориентацию с художнических предпочтений на зрительские запросы, а также ряд специфических особенностей функционирования сети.

Рассмотрим подробно каждый из этих критериев в применении к электронной культурно-развлекательной прессе.

    1. Принципиальная установка на избирательность пользовательских запросов
    2. Основной инструмент навигации в сети и соответствующей ей реальности – это ссылки на сетевые ресурсы и ссылки на сами художественные экспозиции (журналистские и критические рекомендации).

      Каждый портал содержит один или несколько полных наборов взаимоисключающих ссылок на различные информационные разделы, через которые осуществляется связь со всеми разновидностями оф-лайновых зрелищ. Так, например, на “Поляне кино” (kino.pole.ru) расположен блок ссылок на кино в прокате (кино), видео (видео) и кино, транслирующееся по телевидению (тв). На категории можно разбить не только сами зрелища, но и зрителей: например, на детей (кино для детей) и взрослых (кино для взрослых) и т.п.

      Такие однородные ссылочные области не сковывают и не ограничивают читателя в его выборе, предоставляя ему полный спектр (избирательных) возможностей.

      Другую разновидность составляют выделенные редакционные ссылки. В редакцию развитого сетевого СМИ, как правило, входят критики и журналисты, признанные авторитетами в области рассматриваемых художественных зрелищ. В порталах таких изданий часто выставляется ссылка на избранные высказывания такого искушенного автора. Она может быть маркирована особым образом, а может выглядеть, например, как кнопка, за которой скрывается одна яркая цитата или целый набор оригинальных рецензий за продолжительный период времени. Опора при навигации на подобные ссылки весьма эффективна и естественна, так как она сродни популярной традиции и испытанной жизненной практике совершать поступки, не пренебрегая советами мудрецов, учителей, литературных классиков, старших друзей и других корифеев.

      Особым средством навигации являются голосования и чарты. Голосуя за одно творение в списке, можно не только протестировать устойчивость своих собственных пристрастий, но и изучить предпочтения большинства читателей сайта. (Так как непрерывно обновляющиеся результаты голосования непрерывно публикуются тут же). И тогда совпадение собственных вкусов со вкусами большинства послужит весомым аргументом в пользу верности данному электронному СМИ.

    3. Зрелищность/занимательность
    4. Эти качества во многом зависят от дизайнерского решения пользовательского интерфейса и, опять же, от свойств демонстрируемых ссылок.

      Развитые сетевые СМИ отличает простое, но запоминающееся графическое оформление: оптимальные для легкого прочтения пропорции текстовых блоков, логотипы, эмблематика, элементы анимации, объединенные в один фирменный стиль для всех порталов и вложенных страниц.

      Не менее “вкусными” в сравнении с дизайнерским оформлением могут (должны!) быть заголовки и подзаголовки текстов, работающие на главной странице портала как ссылки на материалы (“Бордо и зло”, “Большой Хреповский”, “Иногда они причащаются”, etc.). И еще - короткие, но щедро приправленные остротами журналистские пассажи, которые на главной странице портала работают как указания на полную версию критического текста. “Все любят говорить: телевидение - наркотик. На этой неделе москвичи и жители области смогут узнать, сколь сильна будет ломка: Останкинская башня, главный телешприц страны, объята клубами дыма”.

      По сути, в сети вообще ничего нет, кроме ссылок. И каждое слово (да и каждое изображение) в идеале является ссылкой либо на материалы данного СМИ, либо ключом, по которому осуществляется поиск этого ресурса внешней поисковой системой (этакая автоссылка).

      Линки, размещенные на титульной странице портала, как правило, являются средством перехода к вложенной системе текстов и ссылок.

      Сценичное вскрытие сетевой витрины (развертывание электронной газеты) с их помощью требует непрерывности и отсутствия длительных пауз при загрузке информации. Опыт убеждает в эффективности планирования электронных газет с одним уровнем вложенности. Это требование комфорта, эффектности и удобства ставит издателей перед необходимостью ежедневного обновления сайта, поддержания разветвленного архива и постепенно обновляемого раздела избранных авторских материалов и, кроме того, накладывает ограничения на объем публикуемых текстов.

      Вложенные страницы могут содержать (и, как правило, содержат) ссылки на материалы архива и ссылки на внешние интернет ресурсы. Наиболее желанной и зрелищной реакцией интерфейса на обращение к последним является появление для отображения внешней информации дополнительных окон.

    5. Поддержка набора пользовательских инструментов для реконструкции контекстов

Мощными средствами, которые позволяют читателю электронного СМИ восстанавливать контексты существования того или иного художественного произведения, являются ссылки на энциклопедии, ленты новостей и, непременно, система поиска в архивах. В развитых СМИ ( как “Кирилл и Мефодий”) энциклопедии поддерживаются в пределах издания.

Все перечисленные критерии, которым, на мой взгляд, должно соответствовать успешное сетевое издание-компас, связаны с популярным понятием интерактивности сетевых коммуникаций. Интерактивность характеризует тип функционирования сети, при котором пользователю предоставляются возможности реагировать на разнообразные предложения создателей сайта согласно своим пристрастиям и вкусам.

Помимо целенаправленного и быстрого продвижения по ссылкам, участия в голосованиях и получения энциклопедических справок к этим возможностям относятся также online-форумы, online-отклики на опубликованные материалы, переписка с редакцией по e-mail, не требующая перехода на свой почтовый сервер и так далее.

Успешную навигацию в мире художественных зрелищ можно завершить, воспользовавшись одним из сервисов культурно-развлекательного СМИ, которым может быть покупка CD, видео и книг или розыгрыш билетов на представление.

 

Валерия Словиковская, редактор, журналист, арт-критик

Личные данные

Дата рождения 28 января 1972 г., Свердловск

 

Адрес Россия, 620027, г. Екатеринбург, ул. Азина, 26, кв. 20

 

Тел/ао (3432) 530-732

 

E-mail vslovik@mail.ru, vslovik@km.ru,

Образование

1991- 1996

Уральский госуниверситет. Факультет искусствознания и культурологии. Специальность – История искусств.

Профессиональ-ный опыт

1997-1998

Главный редактор культурных дайжестов “Пульс культуры” (ежемесячный журнал афиш и анонсов) и “АртВиват” (журнал для зрителя). Учредители: Управление культуры администрации Екатеринбурга, Государственный академический театр драмы. Достижения: первый в городе ежемесячный культурный дайжест вызвал активный интерес публики к молодым театрам, современному танцу, художникам-акционистам.

 

1998-1999

Редактор культурного журнала “АртВиват: Екатеринбург и далее”. Учредители: Zepter International, информационно-театральное агентство “ДА”. Достижения: выпуск первого журнала в городе, дающего развернутое представление о его художественной жизни и связях с европейскими культурными центрами.

 

2000, февраль - апрель

Криэйтор, редактор отдела рекламы и обозреватель журнала “Стольник: сто страниц для респектабельных людей”. Достижения: новый журнальный проект с первого номера привлек значительное число рекламодателей, рекламные страницы журнала сразу же стали альтернативой размещению рекламы в распространенных каталогах товаров и услуг.

Ближайшие планы

2000,

август

По результатам конкурсного отбора утверждена в должности преподавателя кафедры истории искусств Уральского госуниверситета

Некоторые проекты

1998-1999

Автор проекта и ведущая киноклуба “Посторонним В.” Поддержка: Екатеринбургский Дом кино, Екатеринбургский центр современного искусства. Достижения: 70 постоянных членов киноклуба получили возможность составить представление о последних достижениях арт-хаусного кино и авторской анимации, а также посмотреть ряд шедевров немого кинематографа 20-х в живом музыкальном сопровождении.

Другая информация

Языки

Английский (Intermediate), Французский (Intermediate)

 

Хобби

Чтение, опера и танец, путешествия в Европу

 

Software

MS Word, Exel, Adobe Page Maker, Corel Draw, Delphi

 

Hardware

Pentium-II MMX, модем, принтер, сканер

 

Награды

Стипендия Ассоциации исусствоведов (АИС) на 1998 –1999 г.

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

http://www.usu.ru, Vladimir.Tretjakov@usu.ru

Ректор - Третьяков Владимир Eвгеньевич, профессор, доктор физико-математических наук.
Проректор по науке - Памятных Евгений Алексеевич, профессор, доктор физико-математических наук.
Заведующий кафедрой истории искусств - Голынец Сергей Васильевич, член-корреспондент РАХ

TIFY">”Ќ