Тезисы
История данной инициативы восходит к пониманию необходимости создания в России сетевого ресурса информации, объединяющего классическое искусство и поп-арт, культурное наследие и последние начинания в среде культуры, возможности информационных технологий и интересы аудитории. Для начала следует заметить, что в круг интересов аудитории Интернет входит не только развлекательная, но и познавательная информация. Поэтому проект ориентируется как на профессионалов в сфере культуры, так и на простых пользователей. В целом сетевая среда более всего подходит для просвещения и образования, а также наиболее активного обмена идеями, поэтому портал КР – это наиболее актуальное решение. Изначально портал КР построен таким образом, чтобы нести в себе всю полноту содержания российской культуры, а также все интерактивные новации и решения, необходимые для наилучшего представления российской культуры для широкой аудитории. Проект КР должен стать вместилищем всего богатства данных о культуре России, которые будут постоянно обновляться и будут доступны для всех, кто желает познакомиться интерактивно с российской культурой.
I. Вступление
Что такое культура России?
Анализ ситуации. Интернет, культура, аудитория.
1. Россия активно включена в процесс формирования глобальной коммуникационной сети Интернет, получивший за последние годы XX века существенный импульс к развитию. Отметим важные особенности Сети:
2. Современное представление российской культуры в Интернет:
Сильные стороны
Большое число разнообразных ресурсов, представляющих различные сферы культуры, вследствие чего:
Подборку наиболее интересных из имеющихся ресурсов культурной тематики в Российской части международной сети Интернет см. в прил. 3.
Слабые стороны
3. Аудитория российского Интернет и ее особенности.
Основываясь на анализе данных о составе и предпочтениях аудитории российской части международной сети Интернет, нами были сделаны следующие выводы:
Интересы пользователей:
Т.е., интерес к ресурсам культурного содержания, а) достаточно высок, б) высокий рейтинг развлекательной тематики в Интернет предоставляет дополнительные возможности расширения круга посетителей проектируемого портала.
Основные тенденции расширения аудитории (рост численности)
1. Приобщение к Сети представителей следующих возрастных групп:
a) дети и молодежь
б) представители старшего поколения
2. Расширение круга интересов пользователей:
a) новые посетители, постоянно пополняющие круг пользователей Сети, привносят в Интернет свои интересы и предпочтения.
б) интересы опытных пользователей Сети расширяются за счет появления новых ресурсов и активной рекламы.
II. Цель, миссия и задачи портала “Культура России”
Цель
Сформировать информационное поле российского культурного сообщества в Интернет
Миссия
Задачи
III. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Планируемая аудитория портала:
Объем аудитории, которую планируется привлечь к порталу “Культура России”:
а) более 50% русскоязычных пользователей Интернет (жители России и стран бывшего СССР, эмигранты)
б) до 90% англоязычных посетителей, интересующихся культурой России (английский язык широко распространен в Сети, т.е. речь идет о посетителях со всего мира).
Планируемую аудиторию портала можно подразделить по роду деятельности посетителей (из расчета от общего количества посетителей портала “Культура России”):
а) 15% - профессионалов (деятели культуры, науки и образования)
б) 85% - широкая аудитория (пользователи, в той или иной мере интересующиеся культурой).
Структурные элементы портала:
Содержательная часть портала будет формироваться в равной мере за счет усилий создателей ресурса, публикации качественных текстов сторонних авторов, привлечения опытных специалистов для консультирования, а также благодаря сотрудничеству с параллельными структурами и серверами. Все это позволит добиться необходимой полноты и достойно представить достижения российской культуры в Сети.
1. Шедевры (лучшие произведения культуры России)
2. Великие (известные) люди
3. Очерки истории культуры
4. Увлекательная культура – пропаганда знаний о культуре
5. Культура в цифрах
1. Лента актуальных новостей
2. Афиша1
3. Аналитические обзоры (статьи об актуальных событиях)
4. Архив новостей и статей (создание архива позволит постепенно “писать историю” современной культуры)
1. Электронные форумы (конференции, доски объявлений, дискуссионные клубы)
Преимущества данной формы общения:
– демократичность. Все участники обсуждения имеют равные возможности высказываний
– неограниченность во времени и пространстве. Занести свой текст в дискуссионный клуб можно в любое время суток и из любой точки земного шара
– большая, чем в разговорной речи, ответственность в формулировках, определяемая письменной формой высказываний
– сохранность текста дискуссии, что дает возможность в любой момент ознакомиться со всеми деталями обсуждения
2. Интервью с деятелями культуры
а) форма, подобная радио- и теле- передачам – “встречам в прямом эфире”) – возможно проведение интервью в режиме On-line, а также их организация в форме “гостевой книги”
б) Архив интервью, сделанных профессиональными журналистами (подобных газетным публикациям)
3. “Help!” – интерактивная служба помощи деятелям культуры (юридические консультации, вопросы трудоустройства, доска объявлений)
1. Сосредоточенные на портале.
Преимущество - удобство работы с материалом:
- легкость внесения дополнений
- возможность разных видов его представления, ориентированных как на широкую аудиторию, так и на искушенную публику
2. Внешние, интегрированные в структуру портала
Преимущества: внешние банки данных не требуют работы по поддержанию.
1. Российская культура.
Раздел позволит посетителям СК лучше ориентироваться среди российских ресурсов о культуре в Интернет.
В этом разделе возможна реализация уникального подхода: организации структуры соответственно социально-возрастным и национально-территориальным типам культуры (пример: культура Алтая, классическая культура, культура армянской диаспоры, культура цыган, и т.п.). Преимущества подхода:
а) он позволяет рассматривать культуру как многомерное явление и
б) позволяет представителям разных типов аудитории лучше ориентироваться на портале
2. Культура мира.
Коллекция ссылок на лучшие иностранные ресурсы о культуре – дополнительный раздел, помогающий посетителям портала ориентироваться в пространстве мировой Сети. Подбор ссылок будет осуществляться при сотрудничестве с представителями разных стран, что обеспечит наиболее объективный подход.
1. Телефоны и адреса учреждений культуры
2. Справочная информация о СМИ, освещающих события культурной жизни
3. Законодательство в сфере культуры
Наличие справочной информации позволит получить определенное количество постоянных посетителей.
1. Благодарности спонсорам (имеются в виду все спонсоры, поддерживающие проекты в сфере культуры)
2. Краткий экскурс в историю российского меценатства, что придаст данному элементу портала дополнительный вес и поможет адаптировать его среди других информационных блоков.
Создание и поддержание этой части портала должно способствовать привлечению внимания спонсоров к объектам культуры (посредством приведения как современных, так и исторических образцов).
Разделы Портала
В каждом разделе будут представлены все перечисленные выше элементы портала.
Структура портала, в первую очередь, будет отражать наиболее распространенные из сложившихся представлений о сферах культуры, т.к. это позволит упростить работу с материалом для посетителей. Построение разделов по сферам культуры и видам искусств интуитивно понятно и отвечает интересам большинства посетителей, как правило, определяющих свои интересы соответственно той или иной специализации.
1. Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство)
2. Литература (проза, поэзия)
3. Архитектура
4. Театр (балет, опера, танец, эстрада, цирк)
5. Музыка (симфоническая, вокал, поп- и рок-музыка и др.)
6. Кино и фотография
1. Музеи и выставочные залы (музеи, выставочные залы, салоны, галереи современного искусства)
2. Библиотеки
3. Театры и киноконцертные залы
4. Учет и охрана недвижимых памятников
5. Творческие союзы
1. Культура национальных сообществ
2. Культура регионов
3. Молодежная культура
4. Масс-культура
5. Классическая культура
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предполагаемые результаты проекта.
Портал станет центром, объединяющим крупнейшие ресурсы Интернет, посвященные российской культуре, в чем мы видим средство для наиболее полной и всесторонней репрезентации достижений российской культуры. Сотрудничество со сторонними серверами будет взаимовыгодным, построенным на взаимном поддержании, и, в конечном счете оно должно способствовать привлечению внимания широкой аудитории к лучшим ресурсам Сети, посвященным культуре.
Возможности дальнейшего развития
Кирилл Александрович Наседкин,
1972 года рождения, москвич, имеет более 30 публикаций, более 20 выступлений на конференциях, в том числе зарубежных, женат, двое детей.Образование: Академия информатики и приборостроения, кафедра “Искусственный интеллект”.
Работа: Институт эволюционной морфологии и экологии животных российской АН РФ (система баз данных и математическая статистика). Ведущий программист СП “IPT” (компьютерная графика, моделирование). АО "Техносерв" (проектирование локальных вычислительных сетей и серверное ПО). Руководитель проекта “Музеи России в Интернет” (
www.museum.ru). Заместитель директора Государственного Дарвиновского музея (www.darwin.museum.ru).Руководитель проекта ГИВЦ МК РФ: “Портал Культура России” (
www.russianculture.ru). А также ряда проектов: “Зоопарки России” (www.zoo.ru), ”Российская Государственная Библиотека” (www.rsl.ru), ”ГМИИ им. Пушкина” (www.museum.ru/gmii), "История города Москвы" (www.clio.orc.ru). Всего около 20 проектов.Специализация: проектирование, организация разработки и поддержки сетевых проектов культурной направленности, руководство командой разработчиков и контентмейкеров, владение спецификой проектов культурной сферы и интернет-технологий.