С.Д. Мангутова
Результатом внедрения информационных технологий последних лет является доступ к электронным массивам регионального характера для пользователей с потребностями в информации по истории, культуре и искусству России. Значение Санкт-Петербурга, его особое место в истории российской и мировой культуры представляет собой феномен, требующий особого подхода как к его изучению, так и к учету результатов исследования. Это определяет уникальноcть базы данных (БД), создающейся в Российской национальной библиотеке. Задуманная первоначально как основа для подготовки текущего краеведческого указателя о городе, БД со временем превратилась в самостоятельный информационный ресурс многоцелевого использования.
БД содержит универсальную библиографическую и фактографиче
cкую информацию о городе, полученную на основе семантического анализа документов. Ее общий объем составляет на сегодняшний день более 100 тыс. записей. ИПС состоит из нескольких подсистем:— “Литература о Петербурге с 1989 г.” (книги и статьи из сборников и журналов);
— “Санкт-Петербург в газетных публикациях”;
— “Санкт-Петербург в ретроспекции”.
БД “Санкт-Петербург” явилась пионером компьютеризации в Российской национальной библиотеке. Она начала создаваться во второй половине 80-х гг. Именно в это время, в первые годы “перестройки” наблюдается естественный всеобщий интерес к отечественной истории, информация о которой долгие годы была недоступна и, конкретно, взрыв интереса к истории Петербурга, тогда еще Ленинграда. Как следствие этого — необычайная активизация деятельности в области петербурговедения. Почти одновременно в городе появляются такие учреждения, как общественная организация “Институт Петербурга”, при которой создается учебное заведение “Университет Петербурга” с его тремя факультетами (детский, юношеский и взрослый) и Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга, объединяющая ведущие научные организации города. Большая просветительская и исследовательская деятельность ведется учреждениями системы дополнительного образования, которую возглавляет Городской дворец творчества юных. В городе проводятся ежегодные “Петербургские чтения”, дающие представление о современном состоянии петербурговедения, а также городские краеведческие чтения старшеклассников.
Процесс изучения проблем прошлого и настоящего Санкт-Петербурга взаимообразен. С одной стороны целью БД “Санкт-Петербург” является удовлетворение информационных потребностей своих пользователей, в то же время результат их исследовательской деятельности становится объектом анализа создателей БД. Концепция БД “Санкт-Петербург” строилась исходя из особенностей информационных потребностей пользователей нашего информационного продукта. В основе концепции лежат такие принципиальные моменты, как:
Выявление документов осуществляется путем сплошного просмотра печатных источников. Это, в первую очередь, обязательный экземпляр, поступающий в РНБ, выставки даров, а также текущие универсальные и отраслевые библиографические укзатели ведущих информационных центров.
Не останавливаясь подробно на принципах отбора, нельзя не сказать о нашем понимании основного из них. Речь в данном случае идет о наличии краеведческой информации в документе. Это означает, что отбору подлежат материалы, касающиеся любого вопроса из истории и современной жизни Санкт-Петербурга. Однако, при отборе акцент делается только на тексты, в которых содержатся местные реалии. Именно наличие петербургского субстрата (фона, деталей) решает вопрос о включении либо невключении текста в БД. Сам по себе факт рождения или проживания определенного лица в городе, даже известный по другим источникам, не всегда может служить основанием для ввода публикации в БД. Что касается лиц, о которых появляются работы общего характера, то из текста вычленяется лишь та часть, которая непосредственно относится к Санкт-Петербургу. Специфика города, на сцене которого разворачивалось множество картин отечественной истории, города, в котором жили, учились, считали своим долгом (или по велению души) посетить чуть ли не каждый известный ученый, писатель, художник, требует от создателей информационного продукта постоянного балансирования, поиска золотой середины. Так, из многочисленных публикаций о таких петербургских персонах, как Пушкин, Достоевсктй, Ахматова, мы вычленим из текста лишь ту часть, которая непосредственно связана с их пребыванием в городе или темой города в их творчестве. Например, из статьи о поэтике странствий в творчестве Мандельштама из журнала “Вопросы философии” (1991. № 11), мы возьмем только 2 страницы, на которых говорится об образе Петербурга в “Египетской марке”, а из публикации об обстоятельствах крещения и небесном покровителе А.С.Пушкина — одну страницу, аннотация к которой будет звучать: О праздновании освящения Александровской колонны (30 авг. 1834 г.) (Пушкинская эпоха и христианская культура. СПб., 1994. Вып.4).
Одной из главных задач АИПС “Санкт-Петербург” является максимально полный учет литературы о городе. В связи с этим постоянно расширялся круг источников: так, если на начальной стадии он насчитывал чуть более 100 наименований, то в настоящее время их количество достигает 700. Это продиктовано уникальностью информации о Санкт-Петербурге, разбросанной по разным, казалось бы далеким от краеведческой тематики источникам. Расширение круга источников происходило и происходит, главным образом, за счет научных изданий. Это такие, казалось бы совсем некраеведческие издания, как “Архив патологии”, “Атомная энергия”, “Биохимия”, “Оптика и спектроскопия” и т.д. Сознательно выбрав для примера журналы негуманитарного профиля, хочу обратить внимание на то, как важно ввести в оборот непопулярные издания, которые вряд ли попадут в поле зрения историка или краеведа, с тем, чтобы перекрыть информационные ожидания пользователя. И в этом случае, исследователь не пропустит материал о противопожарных службах Эрмитажа из журнала “Пожарное дело” (1993. № 11/12) или об использовании современных электронных приборов в реставрационных работах в музее-заповеднике “Петергоф” из “Петербургского журнала электроники” (1993. № 3).
За годы создания БД менялся подход к раскрытию содержания научных и популярных источников в пользу первых: материалам источниковедческого характера, публикациям архивных документов, воспоминаниям, дневникам, переписке стало уделяться особое внимание. Эти документы подвергаются более тщательному отбору и углубленной обработке.
В качестве иллюстрации приведем лишь один пример — публикацию документов из Российского государственного архива Военно-морского флота:
Адмирал А.В.Колчак и гибель линейного корабля "Императрица Мария" /Ввод. ст., подгот. текста и коммент. А.Е.Иоффе, Л.И.Спиридоновой //Русское прошлое: Ист.-док. альм. — 1994. — Кн.5. — С.62-76. — Из содерж.: № 11. Письмо А.В.Тимиревой А.В.Колчаку.
Речь идет о событиях на театре военных действий Черноморского флота в годы Первой мировой войны. Казалось бы: какое отношение это имеет к петербургскому краеведению? Текстовый анализ показал, что один документ — письмо гражданской жены Колчака Анны Тимиревой может представлять интерес для пользователя БД “Санкт-Петербург”. В нем корреспондентка подробно описывает обстановку в Петрограде в годы Первой мировой войны (1916 г.), а в конце его указывает свой адрес: Шпалерная ул., 32. В результате, в оборот вводится неизвестный адрес, не вошедший ранее ни в одну из многочисленных публикаций, посвященных А.В.Колчаку. Этот факт представляет несомненную ценность как для изучающих биографию адмирала, так и для тех, кто занимается историей Шпалерной улицы, и непосредственно, домом под номером 32.
Ставя перед собой задачу детального раскрытия краеведческого содержания документов, создатели БД решают ее, осуществляя индексирование на основании не только заглавия документа и аннотации, но, главное, на основании анализа текста. Например: Андреева В.И. Страницы творчества архитектора Г.Боссе: (Петерб. особняки) // Петербургские чтения-95: Материалы науч. конф., 22-26 мая 1995 г./ Ассоц. исслед. С.-Петербурга и др. — СПб., 1995. — С.101-104.
При анализе документа, библиограф присвоивает ему индекс “архитектура” и дав для словаря термины “Боссе Г.Э.” и “особняки” из библиографической записи, а затем, проанализировав содержание статьи, добавляет такие термины, как “интерьер”, названия архитектурных стилей, в которых преимущественно работал зодчий, и дает все адреса, о которых идет речь в публикации, построенной на архивных материалах. В данной записи количество адресов будет равняться 16, число их при этом может быть неограниченным.
На протяжении всех лет работы словарь терминов корректировался. В настоящее время он насчитывает более 6 тысяч ключевых слов, дескрипторов и предметных рубрик. В процессе индексирования семантическая информация вручную переводится на язык лексических единиц и этот процесс носит субъективный характер. В то же время каждый новый термин подвергается контролю редактора ИПС.
Так, на разных этапах словарь обогатился, например, такими особенно важными для краеведения и трудоемкими для поиска в традиционном режиме терминами, как “быт” (с подрубриками: — военный, — дворянский, — литературный, — придворный, — рабочих, — студентов и т.п.), “домовые церкви”, “доходные дома”, “россика”, “феномен города”, “этнические группы” и т.д.
Для ИПС “Санкт-Петербург”, главным героем которой является город-музей, принципиальными будут термины, раскрывающие его декор — “фонари”, “балконы”, “кронштейны”, “фонтаны”, “ограды”. Особое внимание уделяется в словаре предметам декоративно-прикладного искусства в связи с из производством или бытованием в Петербурге, деталям интерьера — “мебель”, “часы”, “камины”, “фарфор”, “бронза” и т.п.
Нет смысла обсуждать достоинства автоматизированного поиска информации, однако эффективность использования информационного ресурса несомненно возрастает для пользователей не только при наличии качественного словаря на основе координатного индексирования. Большое значение для повышения эффективности выполнения фактографических запросов пользователя имеет уровень и глубина доработки, уточнения информации, наличествующей в документе. Так, в процессе анализа, библиограф уточняет такие признаки, как например, подлинное имя персоны или второй инициал, даты жизни (в том случае, если вся публикация посвящена персоне), адрес объекта, официальное наименование учреждения или организации, культового здания, памятника. Для примера возьмем статью о петербургском фотохудожнике С.М.Прокудине-Горском:
Гаранина С., Прокудин С.М.-мл. Выдающийся деятель фотографии: Памяти С.М.Прокудина-Горского //Фотография. — 1994. — № 4. — С.29-30: ил.
Авторы подробно рассказывают о фотомастерской на Большой Подъяческой улице, не указывая № дома. Используя дореволюционные справочники “Весь Петербург”, библиограф выясняет адрес и включает в словарь терминов.
Обеспечивая поиск документов и фактов по таким аспектам, как авторский, персональный, тематический, предметный, топографический, хронологический, РНБ предоставляет краеведческую информацию как в электронной форме, так и в виде распечаток в соответствии с конкретным поисковым запросом пользователя. Известно, что одним из главных сервисных требований к любой информационно-поисковой системе является оперативность. Понятно, что при тех требованиях, с которыми мы подходим к созданию нашего информационного ресурса, процесс его формирования стал замедляться. Не желая идти по пути сокращения количества источников и упрощения ввода документов для таких типов изданий, как книги и статьи, в 1991 г. был задуман и начал реализовываться проект по созданию БД “Санкт-Петербург в газетных публикациях”.
В условиях возросшего потока газетных изданий, ежегодные своды газетных материалов в БД стали достигать 10 -12 тыс. записей. Газетная база явилась, по сути, летописью постперестроечного Петербурга. Количество центральных и местных газет, расписываемых ежемесячно колеблется около 40. Материалы БД отражают все стороны общественной жизни мегаполиса, хронику политической, деловой, культурной жизни.
В основе БД “Санкт-Петербург в ретроспекции” лежит уникальная ретроспективная картотека РНБ по архитектуре Санкт-Петербурга, объем которой составляет более 40 000 библиографических описаний. В базе отражаются книги, статьи из журналов и сборников, альбомы, выборочно статьи из газет с 1794 года на русском и иностранном языках. В настоящее время общий объем базы данных — около 2 000 записей.
Программным средством обеспечения АИПС “Санкт-Петербург” является ППП СDS/ISIS. В связи с этим библиографическое обслуживание осуществляется в режиме off line. Остро стоит проблема комфортности обслуживания пользователей, т.к. интерфейс СDS/ISIS не позволяет пользователю самостоятельно, без помощи библиографа работать с базой.
Ближайшую перспективу развития системы мы прежде всего видим в решении проблемы доступности АИПС “Санкт-Петербург”, предоставлении информации в Интернет. В связи с этим самой насущной становится на сегодняшний день задача конвертировании нашего информационного продукта в коммуникативный формат RUSMARC. Работа эта уже начата и ее результатом станет обеспечение доступа к БД как для внутренних, так и для внешних пользователей.
Мангутова Светлана Дмитриевна
, зав. группой литературы и искусства Информационно-библиографического отдела Российской национальной библиотеки.