Создание Web-страницы П.И. Петровичева как способ изучения и популяризации творчества художника.

А.Е. Лобурец
Е.В. Ким
ГМЗ “Ростовский кремль”
Адрес: 152151, Ростов Ярославский, кремль.
Тел./факс: (08536) 3-38-04
E-mail:
mus@yaroslavl.ru
http://www.rostov.yar.ru

В декабре 1999 года исполнилось 125 лет со дня рождения Петра Ивановича Петровичева (1874-1947), пожалуй, самого известного художника ростовского происхождения. Любимый ученик Левитана, он по праву занимает достойное место в художественной культуре ХХ века. К юбилею П.И. Петровичева в экспозиции картинной галереи Ростовского музея был открыт новый раздел, посвященный его творчеству. Вскоре началось создание Web-страницы П.И. Петровичева для размещения ее на сайте музея (www.rostov.yar.ru). Это очередная совместная работа научных сотрудников картинной галереи и информационно-рекламного сектора Ростовского музея (о других проектах этих подразделений музея были сделаны сообщения в докладах на конференциях EVA’98, EVA’99, IOL’99).

Данная работа обусловлена как желанием использовать преимущества WWW в музейной деятельности, так и следующими обстоятельствами. Ростов богат культурной историей, но по преимуществу город знаменит как центр средневековой культуры. Широко известны Ростовский кремль, “лебединая песнь древнерусской архитектуры”, монументальная живопись, коллекции древнерусского искусства, финифти. Собрание искусства ХХ века, хранящееся в музее, мало известно не только публике, но и специалистам, что вызвано непростой историей музея. На протяжении 1930-70-х годов неоднократно изменялся статус музея, а с ним и направления работы. Ставка научного сотрудника, занимающегося изучением коллекции искусства ХХ века, была введена в штат музея только в 1996 году. Значительный раздел музейного сайта, достаточно полно освещающий творчество художника ХХ века, расширяет представление о Ростовском музее как хранилище самых разнообразных, хотя пока недооцененных и недостаточно изученных коллекций.

П.И. Петровичев родился в Ростовском уезде, в 1891-1892 работал в Ростовском Музее Церковных Древностей. В Ростов художник приезжал на протяжении всей жизни, созданные здесь пейзажи, архитектурные пейзажи, интерьеры церквей составляют значительную часть его творческого наследия. П.И. Петровичев – ростовское явление, коллекция его произведений может стать таким же привлекательным объектом для туристов, как архитектура и финифть.

Другая не менее важная задача – привлечение внимания специалистов к ростовской коллекции П.И. Петровичева и работе по изучению творчества художника, которая здесь проводится. Несмотря на то, что имя П.И. Петровичева давно вписано в историю русского искусства, творчество его недостаточно изучено, нет монографии, альбомов воспроизводящих основные произведения мастера. Многие материалы, без знания которых изучение наследия художника и времени, когда он работал, затруднено, остаются частично не выявленными, не систематизированными. Некоторые факты жизни художника, неоднократно опубликованные, ставшие аксиоматичными, не соответствуют архивным данным. Прежде всего это относится к ранней биографии П.И. Петровичева, в частности, к его работе в Ростовском Музее Церковных Древностей. Огромное творческое наследие П.И. Петровичева рассредоточено по многочисленным музеям и частным коллекциям. Использование информационных технологий для сбора и обработки большого количества материалов делает работу исследователя более продуктивной, а размещение в сети Internet восполнит недостаток полиграфических изданий.

Из этих задач была разработана структура Web-страницы, весь материал в которой расположен на двух уровнях: информация популярного характера и научные публикации.

Web-страница П.И. Петровичева состоит из ряда разделов. Первый, “Экспозиция”, воспроизводит обстановку и атмосферу конкретного зала музея. Реальная музейная экспозиция – это все живописные работы П.И. Петровичева из собрания Ростовского музея (их восемнадцать), а также, 5 работ из частных собраний, которые находятся в музее на временном хранении. Произведения демонстрируют различные этапы творческого пути П.И. Петровичева: от самой ранней “Чаепитие в деревне” (1898), выполненной еще во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до картин “Натюрморт. Цветы” и “Останкино. Театральный зал” (1945-1946), написанных в последние годы жизни художника.

На выставке представлена дипломная работа П.И. Петровичева, картина “Март. Весенняя дорога” (1903), которой он завершил учебу, получил большую серебряную медаль и звание “классного художника”. Этот пейзаж – более чем ученическая работа, в нем со всей очевидностью проявилась художественная манера П.И. Петровичева – та густота красочного слоя, тот плотный мазок, который стал “визитной карточкой художника”.

Три картины “Деревня летом”, “Весенние сумерки”, “Ненастная осень” относятся к 1900-м годам, ставшим для художника, по словам В.П. Лапшина, “счастливой порой, подготовленной упорным трудом, долгими исканиями и преодолением житейских невзгод, когда им были поняты свои возможности, что дало ему силы, энергию и уверенность в работе”. Картины “Деревня летом” и “Ненастная осень” экспонировались на первой персональной выставке художника в 1917 году.

Значительный раздел выставки включает пейзажи с видами Ростова. Впервые картины художника на эту тему были представлены в 1910 году на выставке Товарищества передвижников. Критика писала о том, что Петровичев “постиг язык камней. Камни говорят, поют, молятся и пленяют своей очаровательной стройностью”.

Особую роль в творчестве П.И. Петровичева играл архитектурно-исторический интерьер: интерьеры древнерусских храмов, прежде всего ростовских, парадные залы дворцов Останкино и Кусково. Он писал и комнаты в крестьянских избах, дачах. В каждом случае П.И. Петровичев находит адекватные художественные средства.

Величавы и торжественны натюрморты художника: букеты в нарядных ампирных позолоченных вазах

Таким образом, на выставке представлены все жанры, в которых работал мастер (пейзаж, архитектурный пейзаж, интерьер, портрет, натюрморт), есть картины и этюды. Небольшая по размеру выставка, тем не менее, позволяет составить представление о творчестве художника.

Произведения оцифрованы с помощью цифровой камеры NiconCoolPix 930 и сканера HP ScanJet Intellegent 1300. Для создания виртуальной экспозиции не были использованы специальные программные средства. Был сфотографирован реальный зал музея, на этой основе с использованием графических редакторов и HTML-технологий построена виртуальная экспозиция, позволяющая приближать нужное произведение и получать о нем информацию. Такое решение виртуальной экспозиции делает ее доступной для пользователей провинциальных музеев, не имеющих качественной телефонной связи.

Виртуальная экспозиция служит средством распространения идей, идентичных тем, что несет в себе экспозиция реальная. В то же время виртуальная включает дополнительную по сравнению с содержанием музейной экспозиции информацию, которая была бы неуместна в экспозиции, но дает возможность различных уровней интерпретации материала. Если в реальной экспозиции этикетаж содержит сведения о времени создания, технике, материале, времени и источнике поступления, то виртуальная включает сведения о предыдущем бытовании картины, об изображенных на ней объектах или людях, истории создания произведения, образно-стилистический анализ, оценку значения данной работы в творчестве художника. Этот уровень виртуальной экспозиции адресован, прежде всего, специалистам. Фактически представлен полный каталог живописных произведений П.И. Петровичева в собрании Ростовского музея и для многих работ это первая публикация. Как писал А.В. Лебедев в докладе “Институт “Открытое общество” (фонд Сороса): Программа поддержки сетей культурного наследия” на конференции EVA’99, ситуация, когда первая публикация музейного предмета происходит в Internet, типична для большинства российских музеев.

В Ростовском музее хранится не только значительная коллекция живописных произведений художника, но и документы, связанные с его жизнью и творчеством. Эти документы, в основном подаренные музею семьей художника в 1999 году, составили зрительный ряд следующего раздела Web-страницы, посвященного биографии художника. Здесь представлены многочисленные фотографии художника и членов его семьи, его друзей и знакомых, мест, связанных с его жизнью, рисунки мастера, памятные вещи, различные документы, афиши, пригласительные, удостоверения. Хотя имеющиеся в музее материалы не позволяют равномерно проиллюстрировать все периоды жизни и творчества художника, тем не менее, принято решение опираться только на музейные архив и библиотеку с тем, чтобы популяризировать музейные фонды, а также наглядно видеть, в каком направлении нужно работать для пополнения фондов архивными материалами.

Как и в предыдущем, в разделе “Биография” двухуровневое расположение информации: краткая биография популярного характера и более подробная через пояснения, исторические справки. В этом разделе особая роль Ростова в формировании художника подчеркнута значительным объемам материала о городе, архитектурных памятниках и других объектах, неоднократно изображаемых художником. Раздел “Биография” связан ссылками с другими страницами сайта, повествующими о Ростове, его окрестностях. Сочетание изображения, текста и звука позволяет создать атмосферу тех мест, где любил бывать художник.

Особый раздел Web-страницы посвящен истории комплектования, экспонирования и изучения коллекции П.И. Петровичева в Ростовском музее. Картины П.И. Петровичева были среди первых поступлений картинной галереи Ростовского Музея Древностей, открытой 4 сентября 1921 года. Собрание произведений П.И. Петровичева является самой крупной персональной живописной коллекцией в фондах Ростовского музея. В данном разделе представлены архивные документы и фотографии с видами музейных экспозиций и выставок с произведениями П.И. Петровичева. Здесь же размещены фотографии, отснятые экспедицией музея в 1999 году в деревне Высоково, где родился художник и селе Никоново, где в церкви Рождества Богородицы он был крещен. Отдельно представлены публикации сотрудников Ростовского музея о творчестве художника, а также сведения о мероприятиях, посвященных П.И. Петровичеву с участием сотрудников Ростовского музея (вернисажи, конференции, творческие вечера, юбилейные торжества и т.д.)

Отдельный раздел Web-страницы посвящен П.И. Петровичеву-педагогу. В 1937-1943 годах П.И. Петровичев преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Он воспитал целую плеяду талантливых учеников, известных пейзажистов. В разделе “Ученики П.И. Петровичева” представлены краткие биографические сведения о художниках, учившихся у П.И. Петровичева. Представлены и произведения указанного круга авторов (Н.П. и О.П. Петровичевы, Н.В. Зеркальников, В.Н. Чулович) из собрания музея.

Для Web-cтраницы предполагается подготовить подборку линков на сайты, содержащие информацию по творчеству художника. Для рекламы Web-страницы ключевое слово зарегистрировано на сайте “Музеи России”. Интерактивность на данном этапе будет обеспечиваться электронной почтой музея, адрес которой размещен на каждой странице.

Таким образом, работа над Web-страницей связана с созданием юбилейной выставки и является неотъемлемой частью более широкого круга деятельности, связанного с изучением и популяризацией творчества художника. Основным руководящим принципом при написании сценария для Web-страницы служат музеографические идеи: дать первоначальное представление о конкретной коллекции музея путем использования удобной для пользователя навигации; привлечь посетителей на выставку и придать новую грань ее восприятию с учетом специфических особенностей виртуального посещения.

Мы надеемся привлечь к контакту и информационному и творческому обмену специалистов, превратить Web-страницу в центр анализа и синтеза информации по творчеству П.И. Петровичева. С этим связан следующий этап работы – создание не реализуемого в реальности Виртуального музея П.И. Петровичева, где предполагается показать лучшие работы художника. Это огромная работа, которая состоит в осмыслении огромного количества информации из разных музеев, сбор которой уже ведется.

А.Е. Лобурец, инженер автоматизированных систем управления. Окончил факультет автоматизации систем управления Санкт-Петербургского Университета Растительных Полимеров в 1996 году. Зав. сектором информационно-рекламным сектором ГМЗ “Ростовский кремль” с 1999 года.

Е.В. Ким, искусствовед. Окончила факультет теории и истории искусства Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1987 году. Научный сотрудник картинной галереи ГМЗ “Ростовский кремль” с 1998 года.

Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль” основан на территории Архиерейского дома в 1883 году. Особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации.

th›C