Мультимедиа компакт-диск “Ярославская иконопись”.

В.В. Горшкова,
Ярославский художественный музей
Заведующая отделом древнерусского искусства
150000, Ярославль, Волжская наб. 23
Тел.(0852) 30-86-65

А.Л. Приоров
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Старший преподаватель
150000, Ярославль, ул. Советская,14
Тел. (0852) 32-11-94
E-mail:
pri@cnit.uniyar.ac.ru

Мультимедиа продукт (ММП) “Ярославская иконопись”, записанный на CD-ROM диск, представляет наиболее полное на сегодняшний день собрание иконописного искусства Ярославской живописной школы восьми последних веков (с XIII по XX). Компакт-диск разработан Центром новых информационных технологий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (ЯрГУ). Содержательная часть ММП подготовлена научными сотрудниками исторического факультета ЯрГУ, Ярославского художественного музея и Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. “Ярославская иконопись” включает в себя описание более 200 икон и более 150 их фрагментов. Для каждого века предусмотрен просмотр всех икон (фрагментов) с музыкальным сопровождением (т.н. режим “слайд-шоу”), а также небольшие мультимедийные видеолекции. При описании икон показывается краткое описание, озвученный рассказ об иконе, крупномасштабное изображение, полная историко-техническая информация.

Одной из отличительных возможностей ММП является гибкая система поиска икон по заданным атрибутам: наименование, литературный источник сюжета, время создания, мастер, заказчик и т.д., позволяющая отбирать иконы как по отдельным признакам, так и по произвольно заданной пользователем их совокупности.

Особенность русской средневековой культуры - малое количество письменных источников, которые характеризуют интеллектуальные процессы древнерусского общества. Известный термин о. Георгия Флоровского “интеллектуальное молчание древней Руси” во многом оправдан, ибо от эпохи X-XVII веков сохранилось незначительное количество документов, отражающих философские и нравственные проблемы, волновавшие наших предков. Именно поэтому памятники искусства становятся теми неоценимыми источниками, которые выразили идеалы, надежды, стремления - весь комплекс мировоззренческих проблем русского средневековья. Неотъемлемой частью живописных произведений Древней Руси является отточенность их художественных приемов и выразительность образного языка. Все это и объясняет интерес к древнерусской иконописи и стремление сделать более доступными для человека интересующегося произведения, хранящиеся в разных музеях и разных городах.

Мультимедиа компакт-диск “Ярославская иконопись” посвящен памятникам станковой живописи Ярославля - города с почти тысячелетней историей. Основанный князем Ярославом Мудрым в XI веке, город пережил вместе с Русью многие потрясения отечественной истории. При этом Ярославль вписал яркие страницы и в историю древнерусской живописи. Собрание икон в музеях Ярославля насчитывает около четырех тысяч памятников. Отреставрированные иконы являются предметом пристального внимания специалистов и объектом интереса гостей города. Ярославское иконописное наследие неравномерно распределено по векам. Это результат тех событий русской истории, в которых город был активным участником.

Ранних икон XI-XII веков, созданных в Ярославле, не сохранилось. Это объясняется тем, что город в этот период был небольшой деревянной крепостью на Волге. Характерна его характеристика в летописи под 1152 г., когда город осадили волжские болгары: “...бе бо мал градок”.

В начале XIII века Ярославль пережил недолгий, но бурный расцвет, прерванный татаро-монгольским нашествием. В 1218 году город стал столицей самостоятельного удельного княжества. Летопись упоминает, что во время пожара 1221 года только церквей сгорело семнадцать. Первый удельный князь Всеволод строит три каменных храма. От этого времени - конца домонгольского периода - сохранились две иконы, отличающиеся глубоким идейным содержанием и совершенством художественного исполнения. Обе они связаны с княжеской мастерской. Одна - это торжественный храмовый образ, предназначенный для Спасо-Преображенского монастыря - “Ярославская Оранта”, и другая - личная, семейная икона ярославских князей “Спас Вседержитель”. Обе иконы принадлежат золотому фонду древнерусской живописи, в немалой степени благодаря своей хорошей сохранности.

Затишье, наступившее на русской земле после установления золотоордынского ига, сказалось и в искусстве - до 80-х годов XIII века у нас нет сведений ни о строительстве, ни о создании икон в Ярославле. Только в последнее десятилетие XIII века художественная жизнь в городе оживляется благодаря появлению здесь князя Федора Ростиславича Черного. С ним и его супругой, привезенной из Орды крещеной ханской дочерью Анной, связаны иконы конца XIII века “Богоматерь Толгская тронная” и “Архангел Михаил”. Большие размеры и торжественный характер образов говорят о незаурядном опыте мастеров и активных художественных работах в городе в конце XIII века.

В начале XIV столетия в Ярославских иконах преобладает народный пласт культуры, наиболее ярко воплотившийся в иконе “Николай Чудотворец поясной”. Особняком среди икон XIV века стоит “Спас поясной с апостолами на полях” - икона, происходящая из затопленного в 1940 году города Мологи. Мологское княжество, сохраняло художественную преемственность с Ярославской иконной традицией.

Небогат иконами и XV век, когда Ярославль был активным участником гражданской войны, развернутой наследниками Дмитрия Донского. Однако такие иконы, как “Илья Пророк в пустыне” свидетельствуют о том, что кисть ярославцев создавала воистину “богословие в красках”, ибо в этой иконе отразились сложные образы литургической поэзии.

Шестнадцатый век, особенно вторая его половина, оставила значительно больше памятников. Впервые можно констатировать наличие комплексов - икон, входящих в пророческий, праздничный и деисусный чины иконостасов. В XVI веке Ярославль - объект пристального внимания и заботы великих московских князей. Княжеские мастера, присланные из Москвы, отстраивают сгоревшие каменные храмы, пишут фрески и иконы. Среди икон XVI века особое место занимают образы, происходящие из иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. Опыт совместной работы столичных и местных художников обогатил и ярославскую художественную традицию. Расширение круга изображаемых святых, усложнение композиций, отражение новых церковных идей - все это характерные черты Ярославской иконописи второй половины XVI века. Ярким памятником гражданского искусства является образ Иоанна Крестителя - небесного покровителя Ивана IV,- созданного в 60-е года XVI века. Конец XVI столетия - начало сложения ярославской иконописной школы, пережившей свой расцвет в XVII веке.

Абсолютное большинство дошедших до нас ярославских икон создано с первой трети XVII до начала XVIII века. Это объясняется невиданным по размаху каменным строительством, которое велось в Ярославле после пожара 1658 года. За вторую половину XVII века в городе было построено 50 храмов, для которых ярославские мастера написали не менее 2 тысяч икон. Ярославские иконы отличаются, как правило, большим размером, сложной динамической композицией, обилием персонажей, живым действием. Характерный колорит, создаваемый красками, приготовленными из местных пигментов, придает иконным образам нарядный и праздничный облик.

Наряду с местными силами, в ярославских храмах работали и приезжие мастера - Семен Спиридонов Холмогорец, Гурий Никитин из Костромы, Федор Зубов с Усолья Кашского. Иконы этих художников часто становились образцами для ярославских мастеров, которые учились в своих образах сочетать размах и монументальность с изысканностью и тщательной мелочностью письма.

К сожалению, искусство ярославских виртуозов кисти остается безымянно. Имена ярославских иконописцев известны по переписанным книгам, однако, отсутствие сведений о том, где, в каких храмах работали эти художники, лишает возможности связать эти имена с конкретными иконами.

Семнадцатый век завершает древнерусское искусство. И именно Ярославлю, благодаря его интенсивной художественной жизни, пришлось спеть лебединую песнь древнерусской живописи.

XVIII век принес коренные изменения в иконописание. Теперь это церковное искусство - один из видов, и отнюдь не главный, - в русской культуре. На иконописи оказывает влияние светская реалистическая живопись, и даже ее стили - барокко, классицизм.

Иконы XIX века - это, чаще всего, памятники академического искусства, где нередко встречаются элементы русского интерьера и даже костюма того времени. Гораздо больше в XIX веке икон личных, семейных, где нередко изображены святые - покровители заказчика и членов его семьи. Встречаются в XVIII- XIX веках и иконы, похожие на народную картинку - лубок. Это свидетельство того, что церковная живопись частично перешла в пласты народной культуры.

Очень неоднороден в истории ярославского иконописания XX век. Если на рубеже XIX - XX веков создавалось еще достаточно произведений разного стиля - от академического до лубочного, то с 20-х и до 80-х годов икон Ярославля неизвестно. С 80-х годов начинается активная деятельность современных ярославских иконописцев, которые, опираясь на многовековые традиции, продолжают развитие ярославской истории иконописи.

Компакт-диск “Ярославская иконопись” выпущен в двух вариантах – русском и английском. Здесь содержится поистине уникальный материал, интересный не только специалистам, но и всем любителям древнерусского искусства, а также учащимся школ, колледжей, студентам гуманитарных отделений ВУЗов.

Горшкова Виктория Викторовна, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, окончила в 1977 году Ярославский государственный университет по специальности “История”, в 1985 году - Институт им. И.Е. Репина Академии Художеств по специальности “Искусствоведение”.

Приоров Андрей Леонидович, старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, с отличием окончил в 1986 году Ярославский государственный университет по специальности “Физика”.

Ярославский областной центр новых информационных технологий (ЦНИТ) открыт в 1992 году в соответствии с приказом № 713 Миннауки РФ от 27.11.92 г. Организационно-правовая форма - структурное подразделение Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. В рамках ЦНИТ организованы демонстрационный зал коллективного пользования в сфере информатизации гуманитарных наук (создан на основании приказа Госкомвуза России от 15.09.94 № 94), научно-технологический гуманитарный парк "Ярославия" (создан решением совета университета от 27.02.96).

ЦНИТ создан для проведения работ в области новых информационных технологий в сфере образования и вузовской науки. Кроме того, основными задачами центра являются работы направленные на изучение и сохранение историко-культурного наследия Ярославской области, работы в области информатизации гуманитарной сферы.