Образовательные мультимедийные разработки Государственного Эрмитажа.

О.Ю. Атаманова, Ю.В. Васильева, П.С. Покровский.
Государственный Эрмитаж, Школьный Центр
Адрес: С.-Петербург, Дворцовая наб, д. 34
Тел.: (812) 110 90 72
Факс: (812) 311-87-56
E-mail: atamanova@hermitage.ru
p_pokrovsky@hermitage.ru,
julia@hermitage.ru

За последние годы одним из важнейших направлений работы Государственного Эрмитажа является создание образовательных обучающих мультимедийных программ. Эта новая форма предоставления информации опирается на колоссальный опыт работы Школьного Центра музея. Сотрудники Школьного Центра Государственного Эрмитажа применяют в новой области свой уникальный опыт работы с детьми разного возраста, накопленный за более чем шестьдесят лет существования. Дополнительные знания теперь могут получать не только учащиеся кружков, посетители лектория и музея, но и гораздо более широкий круг детей и взрослых. Школьный центр Государственного Эрмитажа, активно участвует в работе над выпуском локальных (распространяемых внутри музея) мультимедийных продуктов и компакт-дисков начиная с 1998 года. Наш опыт позволяет сказать, что эта форма предъявления информации пользуется очень большой популярностью, причем, как у детей, так и взрослых.

Благодаря гранту, полученному Эрмитажем от всемирно известной корпорации IBM, у нас появилась возможность открыть компьютерный Образовательный центр в нашем музее. Образовательный Центр находится неподалеку от Главного входа рядом с Посольской Лестницей и представляет собой семь объединенных в сеть компьютеров. Подобные компьютерные центры уже существуют во многих музеях мира.

Посетителям первоначально были представлены два курса, каждый на русском и английском языке, “Античные сюжеты в западноевропейском искусстве 16-20 веков” и “Евангельские сюжеты в западноевропейской живописи из коллекции Государственного Эрмитажа”. Курсы разработаны сотрудниками Школьного Центра Государственного Эрмитажа совместно со специалистами корпорации IBM в рамках проекта “Эрмитаж - IBM”

Курс знакомит школьников с текстами античных авторов (Гомера, Аполлодора, Ксенофонта, Вергилия, Овидия, Апулея, Лукиана), которыми вдохновлялись художники Западной Европы. Кроме живописи в него включены также произведения прикладного искусства. Фантастический персонаж Эрмик, созданный фантазией учащихся кружков Школьного центра, помогает юным пользователям ориентироваться в сложном материале.

Благодаря современным компьютерным технологиям пользователь получает возможность увидеть детали картин, которые не всегда можно рассмотреть на экспозициях. Курс рассчитан на старшеклассников, но представляет интерес для всех тех, кто интересуется проблемами изобразительного искусства от младших школьников до преподавателей школ и вузов.

Хочу особо отметить то, что в процессе работы над этими курсами происходило обучение сотрудников Государственного Эрмитажа самостоятельно создавать образовательные программы. Это является очень важным моментом, мультимедийные продукты об Эрмитаже выпускались и раньше, но тогда роль научных сотрудников музея сводилась лишь к написанию текстов и предоставлению материалов. Теперь процесс создания мультимедиа продуктов происходит непосредственно в стенах Эрмитажа. Представление в электронном виде с применением различных эффектов всемирно известных произведений искусства требует особого, деликатного подхода и тут союз научных сотрудников – авторов текстов, дизайнеров и компьютерных специалистов очень важен и именно он является основным фактором успеха наших проектов. К концу 1998 года в штат Школьного Центра были введены новые специалисты – программист, дизайнер и менеджер, без которых создание компьютерных программ было бы невозможно.

Установленный позже в Образовательном Центре третий курс “Галерея истории древней живописи” был создан сотрудниками Государственного Эрмитажа полностью самостоятельно.

Сегодня мы ведем работу над созданием четвертого курса - “Лоджии Рафаэля в Эрмитаже”, который расскажет еще об одном знаменитом интерьере музея. В настоящее время посетители уже могут ознакомиться с неинтерактивной линейной версией этой программы. Знакомство с этим интерьером имеет высокую познавательную ценность. 52 библейских сюжета (так называемая “Библия Рафаэля”) позволяют последовательно изложить многие события Священной истории от Сотворения Мира до Воскресения Христа. Не менее интересным является знакомство с историей создания Лоджий и миром античных образов, представленных в гротескных росписях стен.

В программах мы используем такие технологии, как 3D-построения и flash-анимация, освоенные нашими специалистами в процессе работы.

В настоящее время ведется работа над созданием интерактивной версии для выпуска CD и для Образовательного центра.

Недавно нами была завершена большая работа над выпуском компакт-диска “Библейские сюжеты ” Диск выпущен совместно с Республиканским Мультимедийным Центром. (г. Москва). Этот CD- ROM представляет собой полноценный мультимедийный продукт, отвечающий последним мировым достижениям в этой области.

Более ста произведений на сюжеты из Ветхого, Нового Заветов и апокрифов, собранные в хронологической последовательности от Сотворения Мира до Апокалипсиса, знакомят пользователей с развитием христианской иконографии.

Раздел “Библия в искусстве” служит вступительной лекцией, рассказывающей о самой читаемой в мире книге и её роли в искусстве на протяжении 2000 лет.

Подробный анализ 25 шедевров, среди которых работы Леонардо да Винчи, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и Кандинского, позволяют оценить все разнообразие выразительных средств в их творчестве и глубже понять секреты их художественного мастерства.

Раздел “Хронология” помогает воспринять библейские события в контексте всемирной истории. Разделы “Персонажи” и “Символы” раскрывают сложный подтекст произведений и дают современному зрителю ключ к пониманию аллегорического языка христианского искусства. Атлас наглядно представляет географию основных событий Священной истории.

Набор тестов, предназначен для интеллектуального семейного досуга, проведения игр и викторин.

В работе над проектом со стороны Эрмитажа принимало участие более 50 человек. Это не только сотрудники Школьного Центра, но и многих других подразделений: хранители, сотрудники научных отделов и библиотек, сектора компьютерной техники, театрально- просветительного отдела, фотолаборатории. Нашими консультантами являлись доктор искусствоведения Линник Ирена Владимировна и доктор исторических наук Хосроев Александр Леонович.

Компакт-диски, создаваемые музеями, это средства (наряду с каталогами, буклетами и т.п.) обеспечивающие информационно–просветительскую деятельность музея. Несомненно, электронная форма предъявления информации наиболее близка подрастающему поколению, которое живет в мире, насыщенном различными компьютерными технологиями. Нам хочется, чтобы это были не только компьютерные игры, подчас довольно жестокие, но и увлекательные образовательные программы по искусству. Цель выпуска наших программ - развить интерес у подрастающего поколения к мировой культуре, к общению с произведениями изобразительного искусства.

Сегодня не все имеют возможность приехать Санкт-Петербург, и наши программы позволят осуществить образовательную миссию Эрмитажа не только в Санкт-Петербурге, но и далеко за его пределами.

Государственный Эрмитаж, с его огромной коллекцией произведений искусств стремится и в сфере компьютерных технологий быть на уровне музеев мирового значения. В нашем музее новейшие достижения техники становятся мощным средством привлечения широкого круга пользователей к мировому искусству, рассказывая о произведениях мастеров как глубокой древности, так и современности.

Некоторые специалисты утверждают, что жанр мультимедиа умирает, что его вскоре полностью заменит Интернет с его колоссальными возможностями. Творческий коллектив Государственного Эрмитажа, занимающийся работой над компьютерными образовательными программами, категорически с этим не согласен. У мультимедийных продуктов, так же как и у программ, размещаемых в сети Интернет, есть своя ниша и своё место в истории культуры.

Атаманова Ольга Юрьевна, научный сотрудник Школьного Центра ГЭ, менеджер по издательской деятельности. Окончила в 1985 году Ленинградский Финансово-Экономический Институт. Работает в Эрмитаже с 1997 года. Принимала участие в проекте “Эрмитаж -IBM” работала над следующими мультимедийными программами: “Античные сюжеты”, “Евангельские сюжеты”, "Эрмитаж в дни блокады", "Галерея истории древней живописи", "Библейские сюжеты", "Лоджии Рафаэля в Эрмитаже".

Васильева Юлия Викторовна, дизайнер. В 1999 году окончила Санкт-Петербургскую Художественно Промышленную Академию. Работает в ГЭ с 1999 года. Принимала участие в работе над следующими мультимедийными программами: "Галерея истории древней живописи", "Библейские сюжеты", "Лоджии Рафаэля в Эрмитаже".

Покровский Павел Сергеевич, младший научный сотрудник Школьного центра ГЭ, инженер-программист. В 1998 году окончил Санкт-Петербургский Государственный технический университет. Работает в ГЭ с 1998 года. Принимал участие в работе над следующими мультимедийными программами: "Эрмитаж в дни блокады", "Галерея истории древней живописи", "Библейские сюжеты", "Лоджии Рафаэля в Эрмитаже".