Нижегородский Интернет - справочник по культурному туризму: первые результаты и перспективы развития проекта

М.Н. Амелин, М.В. Мишанова, Н.Н. Маркова,
В.В. Калалин, А.А. Куликовский, И.В. Кастосов, Т.И. Ковалева
Региональная общественная организация "Нижегородский музейный центр"
Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Адрес: 603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
тел.: (831-2) 65-64-81
e-mail: kastosov@museum.nnov.ru
http://www.museum.nnov.ru

Введение

В докладе представляются результаты реализации проекта "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (www.museum.nnov.ru/tourism), поддержанного грантом Института "Открытое общество" (Фонд Сороса - Россия). Рассматриваются региональные проблемы информационного сопровождения культурного туризма, идеи и опыт их решения, предлагаются концепция, схемы и методы развития этого проекта на территории Центральной России.

1. Региональная программа Нижегородского музейного центра

Культурный туризм (КТ) как деятельность находится на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, является одним из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития территорий. Выделив развитие КТ в качестве приоритетного направления деятельности, региональная общественная организация "Нижегородский музейный центр" (НМЦ) инициировала разработку соответствующей региональной программы с системного анализа ситуации в Нижегородской области. На основе проведенного анализа в 1999 году была разработана региональная программа "Нижегородские музеи и культурный туризм", представленная центром в региональную "Программу развития въездного и внутреннего туризма Нижегородской области на 2000-2005 годы" (постановление губернатора Нижегородской области от 17.08.99 №246).

Анализ развития деятельности музеев в области КТ позволяет в качестве одних из наиболее важных проблем выделить проблему информационного сопровождения КТ, слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет, необходимости разработки технологии информационного обеспечения КТ. Одной из первоочередных инфраструктурных задач в рамках разработанной концепции региональной программы была выделена задача информационного сопровождения КТ по Нижегородскому региону. Первый этап включил разработку и реализацию (при грантовой поддержке Института "Открытое общество") проекта "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму", основными исполнителями которого стали Центр информационных ресурсов и Музей Нижегородского государственного университета при организационной и координирующей поддержке НМЦ.

2. Концепция проекта

Оценка состояния в области культурного туризма в Нижегородском регионе на середину 1999 года позволила выделить несколько основных проблем, в том числе:

    1. Маршруты КТ организованы турфирмами либо по нескольким "накатанным" местам (например, Дивеевский монастырь, Большое Болдино и т.п.), либо выглядят как наборы несвязанных содержательно посещений объектов культуры и искусства, при этом существенная часть региональных объектов туризма полностью исключена из работы.
    2. Разработка новых маршрутов КТ тур операторами практически не производится, т.к. турфирмам не очень выгодно этим заниматься, а если это и делается, то без должного привлечения специалистов-гуманитариев.
    3. Слаба рекламная деятельность в области организации маршрутов КТ, оценки спроса на маршруты, разработке презентационной и сувенирной продукции.
    4. Музеи региона (а именно они являются основными источниками краеведческой информации) практически не участвуют в этой деятельности, за исключением 2-3 музеев города.
    5. Культурный туризм сосредоточен во многом лишь в Нижнем Новгороде (хотя имеется большое число интереснейших объектов в области).

Для обеспечения наиболее комплексного развития КТ в регионе была разработана следующая концепция. Начальный этап связан с созданием информационного справочника по КТ в Нижегородском регионе. В качестве информационного задела используется ряд имеющихся гуманитарных сайтов (например, сайты ЦИР ННГУ "Нижегородские музеи" www.museum.nnov.ru, "История Нижегородского края" www.hist.nnov.ru, "Пушкин на Нижегородчине" www.cir.nnov.ru/pushkin), для расширения справочника производится информационная разработка новых маршрутов КТ. Результатом такой проработки выступает информационное описание (эскиз) нового маршрута, которое включает концепцию маршрута, последовательность объектов и логические связки между объектами в рамках данного маршрута, обеспечивающие его содержательную целостность.

В электронном виде маршрут выглядит как виртуальная экскурсия (виртуальный маршрут). Для разработки маршрута привлекаются высококвалифицированные специалисты гуманитарного профиля. Описание маршрута размещается в Интернет и на этой базе (не ограничиваясь только этим) производится оценка спроса потенциальных туристов на маршрут (при этом задействуются все технологии популяризации информационных ресурсов в Интернет и привлечение туристов, туроператоров и турфирм к совместной работе в этом направлении).

После получения подтверждения спроса на маршрут производится собственно проработка маршрута, которая включает как содержательный, так и организационный аспект (сроки, гостиницы, питание и т.п.). Заметим, что полная разработка маршрута является "ноу-хау" творческого коллектива и выходит за рамки задачи информационного сопровождения туризма.

При составлении эскизов маршрутов реализуются Web-страницы объектов КТ, если их представлений в Интернет в настоящий момент не имеется; возможна адаптация имеющихся Web-страниц под потребности обеспечения КТ. Наряду с этим справочник содержит разнообразную информацию, необходимую туристам и туроператорам, как то: транспорт, гостиницы, турфирмы, театры, галереи и т.п. Реализуется геоинформационная система сопровождения КТ.

Важной задачей является применение коммуникационных технологий Интернет для организации рекламно - популяризационной деятельности КТ в Нижегородский регион, информационного сопровождения КТ, работы с туроператорами, фирмами и клиентами.

Схема отражает и необходимость смещения акцента в сторону организации КТ в областные объекты туризма. При разработке маршрутов в малых городах и районных центрах области основными соисполнителями (и держателями культурной информации) являются именно музеи и их сотрудники. Совместная работа в данном направлении позволит вовлечь региональных музейных работников в разработку новых маршрутов, обеспечит внедрение новейших (в том числе и информационных) технологий в их деятельность и позволит открыть новые направления развития региональных музеев.

Организация выездного культурного туризма включает информационное обеспечение возможности партнерства и организационное сопровождение групп нижегородских туристов. Ориентация проекта на развитие российского культурного туризма ставит здесь на первый план работу с партнерами сходного профиля в регионах РФ. Прежде всего, это работа с коллегами из наиболее развитых в отношении культурного туризма регионов: Ярославль, Новгород, Тула и т.д. Здесь основная задача определяется как рекламирование туристических возможностей названных регионов для нижегородского клиента.

Таким образом, предлагаемая схема развития позволяет изменить ситуацию в области развития КТ в регионе по всем 5 представленным проблемам. Общий результат схемы - развитие культурного туризма в регионе, увеличение туристического потенциала музеев и организаций культуры Нижегородского региона, привлечение в регион финансовых средств от КТ. Данная схема и легла в основу представляемого проекта.

3. Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму

Проект посвящен разработке Интернет-справочника по культурному туризму в Нижегородский регион и применению Интернет-технологий для культурного менеджмента в сфере туризма. Основная задача проекта заключается в создании информационной базы для организации КТ в Нижегородском регионе. Эта задача реализуется в виде Web-сайта, который выполняет функции: представления маршрутов и объектов туризма Нижегородского региона; анализа статистики доступа и оценки спроса на предлагаемые маршруты; вовлечения посетителей сайта (туристов, культурологов, представителей турфирм) в использование и доработку маршрутов или их частей посредством коммутативных технологий Интернет.

Сайт ориентирован прежде всего на: виртуальных туристов, планирующих стать реальными и приехать в Нижегородский регион; нижегородцев, желающим лучше познакомиться со своим историко-культурным наследием; учителей школ, планирующих совершить турпоездки со своими классами в дни школьных каникул (и которые к примеру могут заказать такой маршрут турфирме или самостоятельно спланировать его); представителей турфирм как культурологический заказ на новый маршрут (знакомство со статистикой доступа и оценкой спроса на маршруты может являться основание для его полномасштабной доработки); на музейщиков, историков, гуманитарной общественности территорий области, желающих доработать маршруты и более полно представить Нижегородский край в сфере туризма.

Структура Web-сайта.

В соответствии с описанной концепцией структура сайта включает следующие разделы:

Дополнительные разделы сайта несут идею реализации добавочных сервисов, удобных посетителю. В настоящий момент к ним относятся в основном ускоренные средства навигации (в начало, карта сайта) и поисковые средства. В последующем планируется расширить набор этих сервисов (например, новости, конструктор маршрутов, форум и т.д.).

Информационное описание маршрута. В ходе реализации проекта было разработано унифицированное описание маршрута, которое позволяет, с одной стороны, посетителю сайта быстро разобраться и привыкнуть к структуре предлагаемых описаний маршрутов, а с другой, позволило сделать методические рекомендации по подготовке информационных материалов по маршруту, что обеспечивает достаточную независимость разработчиков маршрутов (гуманитариев) от программистов (в дальнейшем это позволит создавать описания маршрутов удаленно, а затем по Интернет пересылать материалы для размещения на сервере и получения всего комплекса дополнительных услуг).

Структура описания заключается в многослойной подготовке маршрута с аннотированным описанием каждого слоя и его подробном расширении на следующем уровне. Первый уровень описания содержит нитку маршрута по представляемым в маршруте территориальным единицам (город, район, село). Web-страница этого уровня включает схему маршрута на карте области, аннотированное описание всего маршрута в целом (1-2 абзаца) и последовательное представление всей нитки маршрута. Каждый элемент нитки маршрута содержит графическую этикетку (в зависимости от воли разработчика это либо герб, либо некий известный вид (фото) города, либо другая картинка) и текст, который выполняет две функции - краткого аннотированного описания этого объекта в рамках данного маршрута, и содержательной связки с предыдущим и последующим объектом данного уровня представления маршрута.

Второй уровень структурно имеет ту же схему, но представляет территориальную единицу в рамках этого маршрута. Такое представление содержит увеличенную этикетку (или другую картинку) территории, специализированное аннотированное описание территории в рамках этого маршрута (1-2 абзаца) и представление нитки маршрута по территории. Каждый элемент нитки включает этикетку объекта, его краткое аннотированное описание и логику перехода в рамках самой нитки. Хотелось бы еще раз отметить, что город здесь представляется с точки зрения данного маршрута, если же посетитель захотел больше узнать о городе, то ему предлагается ссылка (линк) на универсальное описание города, реализованное в рамках раздела "города, как объект туризма".

Следующий уровень представляет тот или иной объект туризма (музей, памятник, событие и т.д.). В принципе предложенная выше иерархическая схема представления материала может работать и дальше, но реально это зависит от глубины подготовки материала и желания разработчика. Можно показать некоторые варианты на примере городского музея. Это может быть либо просто ссылка на сайт музея (аннотированное представление музея в рамках маршрута было дано на предыдущем уровне, далее пользователь ищет нужную информацию сам); либо расширенное представление музея в той структуре и объеме, который выбирает разработчик (чаще всего страница текста и 3-4 графических образа), и ссылка на сайт музея; либо структурированное представление, подобное верхним уровням.

Существенная часть времени реализации проекта ушла на разработку унифицированной структуры маршрута, поддерживающего ее программного обеспечения и спектра сопровождающих этикеток и вариантов аннотированных описаний, однако это позволяет сейчас достаточно быстро программно реализовывать эскизы новых маршрутов, что очень важно для развития проекта после окончания срока гранта.

Представления городов и районов области. В процессе реализации проекта возникла содержательная необходимость представить города и районы области с точки зрения культурного туризма, т.е. как объект туризма. Это следовало, прежде всего, из постановки основной проблемы проекта как приоритета разработки маршрутов по различным территориям края (в отличии уже реализованных турфирмами маршрутов по Нижнему Новгороду).

Нитки региональных маршрутов, прежде всего в качестве структурных единиц включают соответствующие города и районы области, а отсутствие их описаний с точки зрения туриста тормозят целостное восприятие всего культурного контекста конкретного маршрута. Поэтому было принято решение реализовать описания городов и районов края как объектов туризма.

Разработано стандартизированное представление города, которое включает: аннотированное историко-культурное описание города; графические ресурсы содержат: указание местоположения города на карте Нижегородской области; герб города; карту-схему города и сменяемый вид города (фото); важным разделом для получения знаний о городе является расширяемый каталог Web-страниц и сайтов, содержащих гуманитарные ресурсы по данной административной единице. Заметим, что в рамках маршрутов приводится специализированное описание города с точки зрения семантики представляемого маршрута.

Следует заметить, что к середине 2000 года аннотированные описания нескольких городов и районов области не были реализованы в силу того, что эти территории не были востребованы в перечне реализованных маршрутов. Однако в дальнейшем такие описания будут подготовлены. По большому счету данные описания можно рассматривать как прообразы решения более сложной и серьезной проблемы - создания историко-культурных (гуманитарных) сайтов малых городов.

Интерактивные средства оценки.

Более широко раздел "Голосование" может быть представлен как применение многообразия коммуникационных средств Интернет для вовлечения потенциальных посетителей к интерактивному участию в доработке маршрутов. Раздел обеспечивает две основные возможности, первая - оценка маршрутов или их составляющих, вторая - анализ статистики доступа к маршрутам посетителей сайта.

Функция "Сравнительная оценка маршрутов" позволяет в предлагаемой таблице маршрутов выставить оценки каждому их них (оценки от 0 до 9). В этом случае происходит оценка маршрута по отношению к другим маршрутам (сравнение). По мере накопления результатов голосования применяются различные методы анализа для получения интегральной оценки маршрута. В дальнейшем планируется введение ряда параметров для оценки маршрутов (типа "география", "природа", "турсервис" и т.д.).

Функция "Оценка маршрута" позволяет оценить составляющие конкретного маршрута. Варианты "1/2/3 уровень" включает в таблицу для голосования объекты до указанного уровня представления маршрута включительно. Так например, в случае выбора 2 уровня в таблицу для голосования включаются города (которым дается интегральная оценка) и объекты в этих городах, входящие в нитку маршрута. Шкала оценки каждого пункта от -10 до +10. Отрицательная оценка используется в случае, если пользователь считает, что соответствующий пункт не просто ничего не дает маршруту (оценка 0), но и наносит ему ущерб.

Функция "Оставить комментарий к маршруту" призвана дать возможность оставить текстовый комментарий к маршруту (в помощи мы просим указать, что, по мнению посетителей, нужно добавить, что убрать и т.д.). Планируется возможность оставлять комментарии не только ко всему маршруту в целом, но и к его составным частям, а также обеспечить возможность просмотра комментариев других пользователей (организовать виртуальную дискуссию по маршруту).

Функция "Анализ статистики доступа" обеспечивает распаковку архивов сервера регистрации и подготовку результатов доступа по различным критериям. Выделен ряд стандартизированных запросов, включая суммарную оценку "по маршрутам" (а также суммарные оценки по каждой территории и объекту маршрута), "по географии" (выборки по странам и городам для внешних клиентов), по абонентам и т.д. При принятии решения о доработке маршрута возможен заказ выборки по различным критериям.

Функция "Мини-анкета (регистрация пользователя)" обеспечивает сбор данных о пользователе (возраст, пол, образование и т.д.) и позволяет уточнить результаты оценки спроса на маршруты с учетом этих параметров.

Справочная информация.

Раздел "Справочная информация" обеспечивает доступ ко всему многообразию информации, не относящейся впрямую к сфере культурного наследия. Это дополнительная информация, полезная для организации туристских маршрутов, в том числе:

Общую задачу данного раздела можно сформулировать следующим образом: в силу отсутствия в нижегородском Интернете специализированных каталогов туристского направления построить наиболее полную аннотированную систему ссылок на ресурсы, связанные с туризмом.

4. Результаты первого этапа

Результатом первого этапа (2000 г.) стал Web-сайт "Нижегородский справочник по культурному туризму", на котором представлены информационные описания свыше 20 новых туристических маршрутов по Нижегородскому региону. Разработаны формализованная структура представления маршрутов и методические указания по их разработке для включения в состав справочника. Подготовлены аннотированные описания городов и районов области со ссылками на Web-описания объектов туризма соответствующих территорий.

Подготовлены модель и программное обеспечение интерактивной оценки потенциального спроса виртуальных туристов на представленные в справочнике маршруты, основанные на коммуникативных возможностях Интернет. Реализован модуль подготовки информационных выборок оценки статистики доступа и голосования посетителей сайта.

Обобщая результаты, можно сказать, что наряду с содержательным наполнением (маршруты), выполнен весь подготовительный комплекс работ, обеспечивающий достаточную легкость расширения содержательного наполнения и набора информационных услуг сайта. Реализованных программных средств достаточно для информационного обеспечения региональной программы НМЦ "Музеи и культурный туризм", продолжение работ здесь заключается в расширении перечня нижегородских маршрутов и использовании услуг сайта для менеджмента в сфере туризма (эти работы не меняют заложенных в сайт структур и методик). На конец 2000 года запланировано представление уже имеющихся у турфирм маршрутов (в ходе проекта разрабатывались в основном новые маршруты), ряд музеев области сейчас дорабатывают маршруты по разработанной схеме. Планируется (и уже начато) широкое применение сайта в сфере образования и повышения квалификации.

5. Дальнейшее развитие проекта

Как и предполагалось при разработке проекта, после окончания срока гранта эти работы будут продолжены. Более того, можно констатировать, что они начинают набирать все большие обороты. Во-первых, в связи с малым временем на исполнение проекта основные презентационные мероприятия по проекту будут проводиться в конце 2000 и в течение 2001 года. Во-вторых, заложенный в ходе выполнения проекта инфраструктурный базис ориентирован на легкое расширение перечня представляемых маршрутов. На конец 2000 года запланировано представление уже имеющихся у турфирм маршрутов (в ходе проекта разрабатывались в основном новые маршруты), ряд музеев области сейчас дорабатывает маршруты по разработанной нами схеме. В-третьих, региональная программа НМЦ "Нижегородские музеи и культурный туризм" рассматривает данный сайт как свою информационную базу.

В докладе уже приводился ряд примеров, когда разработка проекта привела к инициации реализации новых направлений, например: разработка историко-культурных (гуманитарных) сайтов малых городов (раздел "города" является лишь скромным решением этой проблемы); как частный случай этого же направления можно рассматривать единый Нижегородский каталог гуманитарных ресурсов.

Кроме этого можно выделить ряд направлений простого (не приводящего к изменению структуры или не вносящего новых концептуальных идей) развития сайта, а также три (разной важности) направления стратегического развития работы, которые могут быть реализованы в рамках нового проекта.

Направления расширения информационных сервисов сайта. В ходе проекта были выделены полезные дополнительные возможности, выходящие за рамки проекта, но поставленные в ближайший план реализации. К ним относятся: создание раздела "Новости", отражающие новости туристической жизни региона, появление новых маршрутов, план знаменательных дат на будущий сезон и т.д. (полномасштабно это будет реализовано в рамках проекта музейного информационного агентства); создание раздела "Форум" и расширения возможностей по комментированию и доработке маршрутов пользователями сайта; расширение возможностей поискового робота за счет применения системы атрибутирования страниц сайта (это станет важным по мере разрастания сайта); разработка системы обмена гуманитарными баннерами; обеспечение возможности удаленной подготовки описаний новых маршрутов с последующим их размещением на сайте.

Развитие проекта на межрегиональный уровень. Наряду с необходимостью расширения собственно наполнения сайта, на ряде конференций и семинаров обсуждалась необходимость подобного сайта не только для Нижегородского региона, но и для других регионов России (наше целенаправленное знакомство с туристскими ресурсами регионов это лишь подтверждает). Такая схема может быть реализована посредством удаленной подготовки и последующего размещение на сайте туристических маршрутов по регионам России. Главная идея этой схемы заключается в том, что разработчик маршрута после размещения маршрута на сайте может использовать весь комплекс услуг сайта, включая оценку маршрута голосованием пользователей и анализ статистики доступа, а также задействовать весь наработанный спектр рекламно-регистрационных технологий Интернет.

Реально отработать эту схему, перейдя от региональной к межрегиональной версии системы с ориентацией на близлежащие регионы и Приволжский федеральный округ. Организационно такой проект может быть разработан под эгидой Нижегородского музейного центра при координации Ассоциации музеев России (тем более, что ряд грантодержателей конкурса "Музеи и туризм" подтвердили подготовку своих маршрутов для размещения на сайте). Поддержка здесь также возможна аппаратом Полномочного Представителя Президента по Приволжскому федеральному округу.

Для программной реализации необходимо будет решить ряд содержательных (автоматизация процесса подготовки и модернизации маршрутов удаленными участниками проекта; расширение аналитической части подсистемы интерактивного взаимодействия с посетителями сайта; документально-методическое сопровождение работ) и технических задач (размещение сайта в Интернет; согласование распределенного характера региональных сегментов сайта с централизованным характером программного обеспечения интерактивных услуг и т.д.). Однако, уже сейчас ясны используемые технологии и возможность реализации этих работ.

Конструктор маршрутов.

Одним из основных направлений развития проекта является привлечение посетителей сайта к разработке новых маршрутов. Для этого необходимо реализовать модуль интерактивного построения маршрута, который мы назвали "конструктор маршрутов". Суть модуля заключается в предоставлении интерактивной возможности подготовить информационное описание маршрута по поддерживаемой в рамках сайта формализованной структуре. Пользователю могут быть предоставлены возможности выбора этикетки маршрута или его части, составления нитки маршрута и подготовки аннотированного описания узлов маршрута. Результатом этой работы станет сгенерированный новый маршрут, структурно подобный уже имеющимся на сайте.

Успех этого направления опирается на три соображения. Первое - программно подобная идея реализована на сервере "Музеи России" в разделе "Интернет-лекторий". Второе - активное участие в разработке туристических маршрутов посетителями сайта можно увидеть на сайте Максима Мошкова ("Открытая библиотека" www.lib.ru). Третье - планируется использование этого модуля при обучении студентов исторического факультета ННГУ по специальностям "музеология" и "краеведение", которые затем в рамках своих курсовых и дипломных работ могут расширить перечень маршрутов, а также освоение этого комплекса на курсах повышения квалификации для гуманитариев.

Расширение системы интерактивной оценки маршрутов. В настоящий момент модули голосований и анализа статистики доступа реализованы. Однако эти средства предназначены более для разработчиков маршрутов, т.е. не имеется (да в рамках этапа это было и не нужно) достаточного количества автоматизированных средств выбора структур и методов оценки результатов голосований и доступа. При выводе же сайта на межрегиональный уровень (когда результатами будут пользоваться творческие коллективы из других регионов) такие средства понадобятся. Именно они в первую очередь и относятся к перечню дополнительных информационных услуг сайта (нет смысла разрабатывать их повторно в каждом регионе).

Эта задача разбивается на несколько направлений, включая: доработку "аналитики", т.е. применение и программную реализацию более точных математических методов статистического анализа оценки результатов; реализация адаптируемого интерактивного интерфейса к полученным средствам (предполагается, что средства будут унифицированы, а интерфейс пользователя будет управлять ими посредством комбинирования параметрами методов); разработку схемы программной реализации: либо удаленный запрос к централизованной системе, либо настраиваемый программный агент, переносимый на региональный сайт, либо сочетание этих методов.

Заключение

В статье представлены результаты первого этапа реализации проекта информационного обеспечения туристической деятельности в Нижегородском регионе, направления дальнейшего развития этого проекта и его возможного географического расширения на близлежащие регионы и Приволжский федеральный округ. Творческий коллектив проекта приглашает к сотрудничеству музеи, организации культуры и другие учреждения, заинтересованные в Интернет-презентации своих туристических возможностей.

Амелин М.Н. -заведующий лабораторией Интернет-технологий и баз данных Музея ННГУ.
Участвовал в проектах разработки гуманитарных информационных ресурсов и систем на базе Интернет-технологий, администрирования веб-серверов; участвовал в реализации грантов ИОО "Музеи Нижнего Новгорода и Нижегородской области в Интернет" (1998), "История Нижегородского края" (1999) и проекта "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (2000) в качестве главного программиста и администратора веб-сервера.

Мишанова М.В. - ведущий специалист РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев" (НМЦ), Участвовала в реализации гранта ИОО “История Нижегородского края" (1999), проекта "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (2000).

Ковалева Т.И. - Председатель Правления РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев" (НМЦ), к.и.н., доцент кафедры истории России и краеведения, директор Музея ННГУ действительный член Академии гуманитарных наук РФ, Почетный работник Высшей школы России. Являлась руководителем гранта ИОО "Музеи Нижнего Новгорода и Нижегородской области в Интернет" (1998); участвовала в реализации проекта "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (грант ИОО, 2000г.) в качестве научного консультанта. Специалист в организации музейного дела (основатель музея Нижегородского университета, музея Управления ЦБ России по Нижегородской области); руководитель новой специальности 021000 - “Музеология” на историческом факультете ННГУ; почетный работник высшей школы России (1997), лауреат премии г. Нижнего Новгорода (1996), академик Академии гуманитарных наук (1998).

Кастосов И.В. - Кандидат технических наук, доцент, директор Центра информационных ресурсов ННГУ; руководитель Нижегородского регионального узла академической сети FREEnet., зам. Председателя Правления РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев".
Основные разработки: являлся научным руководителем гранта ИОО "Музеи Нижнего Новгорода и Нижегородской области в Интернет" (1998), руководителем гранта ИОО "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (2000), руководил рядом проектов по разработке региональных Интернет-ресурсов гуманитарной направленности. Опубликовано более 150 научных работ в области информационных технологий, образования и информатизации гуманитарной сферы.

Калалин В.В. - аспирант ННГУ

Куликовский А.А. - программист Музея ННГУ

Маркова Н.Н. - ведущий программист ЦИР ННГУ

РОО "Нижегородский музейный центр" Основан в 1999 году. В состав учредителей входят физические лица и ряд музеев региона, в том числе: Нижегородский государственный художественный музей, Литературный музей А.М. Горького, Нижегородский историко-литературный музей Н.А. Добролюбова, Музей ГАЗ, Музей ННГУ и др. Под эгидой НМЦ в настоящий момент разрабатываются и реализуются ряд региональных программ и проектов, включая: программу "Нижегородские музеи и культурный туризм", а также проект развития сетевой интеграции музеев Н.Новгорода и Нижегородской области. Председатель Правления: Ковалева Тамара Ивановна.

Музей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского основан в 1974 году, в настоящее время включает в себя ряд подразделений, в том числе: отдел фондов, отдел информационных технологий и средств обучения, зоологический музей, этнографический отдел, археологический отдел, отдел истории, науки и техники, экспозиционно-выставочный отдел, а также Мемориальный музей Нижегородской радиолаборатории. Музей имеет основной фонд около 60 тыс. единиц ранения. Кадровый состав музея на 2000 год 50 человек, в том числе 5 кандидатов наук. Музей ННГУ ведет большую исследовательскую работу по проблемам истории науки и техники, организует художественные выставки, целью которых является изучение творчества нижегородских художников и знакомство с ними студентов университета и посетителей города. Директор Музея: Ковалева Тамара Ивановна.