Медиа культура, политика и социум
(Международный симпозиум "Pro&Contra":
медиа сознание / современная культура / медиа технология)

А.Н. Исаев, О.В. Шишко
Центр культуры и искусства "МедиаАртЛаб"
Адрес: 103045 Москва, Уланский пер., 21-2-21
Тел./Факс: (7 095) 2076629
E-mail: newart@aha.ru
              shishiko@transts.ru
             tangor@redline.ru
             procontra@danet.ru

Сегодня все чаще в культурной среде аппелируют к таким понятиям, как media, новые media, media искусство, media культура. Но эта аппеляция, в основном, отсылает нас к западным событиям (фестивалям, дискуссиям, конференциям), которые моделируют эти новые для России словосочетания. Однако, интерес к теме медиа культуре в России очевиден. Он складывается из двух составляюших:

Первое – это интерес к культурному феномену передовых (новейших) технологий и оценки этого феномена западными культурологами, теоретиками, практиками и культурным сообществом.

Второе – это рефлексия российского сообщества на изменения в традиционном культурном менталитете, в связи с техническими инновациями в моделях информационо -коммуникативных каналов, которые не может контролировать существующий механизм институциональной культуры по причине высоких скоростей трансформаций оной. Еще один важный аспект заключен в том, что профессиональная критика и теория культуры базируются на знании материала и технологии “создания” художественного объекта, а знание материала и технологии медиа культуры складывается исключительно в прямом общении с медиа. Что для академических институтов представляется невозможным не по определению, а по темпераменту. А жаль… Время проходит.

Сегодня мы имеем дело с уникальной ситуацией - знать, что такое медиа культура, значит делать ее. Более точно – традиционная форма участия институтов культуры в становлении современной культуры, через изучение феномена культуры сегодня не эффективна. Причина в высоких скоростных трансформациях современной культуры.

Исходя из вышесказанного, значение инновационных проектов, активно интегрирующих опыт современной культуры (аккумулирующих или вовлекающих в дискуссию среды, традиционно далекие от диалога с искусством и гуманитарным сообществом) – в их развитии. Опыт актуализации вопроса самоидентификации современной культуры через медиальное сознание общества – есть созидательный импульс рождения медиа культуры. Нельзя познать медиа культуру – ее можно делать.

К этому заключению медиа нас привел опыт планирования, проведения и анализа результатов симпозиума “Pro&Contra”

Главная тема проекта

Тотальная технологизация охватила все сферы жизнедеятельности современного общества. Казалось бы, непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, должна позитивно и стимулирующе воздействовать на культуру и искусство, все активней обращающихся к их услугам.

Новые технологии несут на себе позитивный аспект того, что мы называем прогрессом. В это понятие входят политические, экономические, социальные и культурные факторы. С другой стороны мы можем наблюдать, что развитие новых технологий провоцирует ситуацию переоценки ценностей. В этом случае технология становится репрессивной в отношении к традиционным ценностям - это касается культуры, социума, экономики и политики. В целом данная позиция строится на утверждении, что технологический прогресс не затрагивает сущностных и традиционных интересов современной культуры и искусства.

Таким образом, двойственная оценка этой проблемы содержит в себе мнения - за и против. В дискуссиях примут участие практики и теоретики, высказывающие различные взгляды на данную проблематику (позитив и негатив, pro@contra)
Алексей Исаев

Основная цель симпозиума - развивая междисциплинарные направления, способствовать активному взимовыгодному диалогу между художниками, теоретиками и практиками, между сетевой и художественной общественностью, затрагивая вопросы взаимодействия современной культуры, политики, социума. В рамках симпозиума 2000 года в Пресс Центре Правительства РФ был проведен круглый стол на тему “Государство. Информация. Интернет”, на котором участвовали представители культуры и интернет сообщества из России и Зарубежья. Эта дискуссия транслировалась в Интернет в реальном времени, так же как и другие основные события симпозиума.

Новизна проекта

Симпозиум "За и Против" - уникальное для России мероприятие по комплексности затрагиваемой проблематики и своему масштабу. В нашей стране это по сути первый опыт подобного последовательного соединенения актуальных проблем медиа культуры и искусства с политико-социльно-экономическим контекстом и их решения в системе единой парадигмы наиболее актуальных аспектов использования информационно-коммуникационных технологий в современной культуре. Подобный подход обуславливается, прежде всего, спецификой роли самих медиа технологий в современном обществе, а также очевидной необходимостью междисциплинарного диалога между теоретиками и практиками

11-14 мая 2000 года в Москве МедиаАртЛаб организовала Международный междисциплинарный симпозиум "Pro&Contra” (http://www.procontra.danet.ru). Он стал второй попыткой со времени проведения в 1994 году симпозиума "NewMediaLogia" представить в Москве и обсудить наиболее актуальные на сегодняшний день аспекты развития современной медиа культуры. Для того чтобы объективно оценить текущие процессы во всех их противоречиях, а также сделать событие по возможности наиболее плодотворным, было решено аккумулировать все презентации, доклады и дискуссии вокруг наиболее острых конфликтных зон во взаимоотношениях между культурой и технологическим прогрессом в сфере информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, концепция симпозиума строилась на столкновении оппозиционных точек зрения на различные теоретические и практические аспекты проблемы апроприации медиа технологий в культуре.

Центральным мероприятием симпозиума стала конференция, проходившая в Российском государственном гуманитарном университете, которая сопровождалась открытыми дискуссиями, презентациями художественных проектов, показами видеопрограмм в Музее кино, выставками в Галерее Гельмана и "TV Галерее", а также клубными вечеринками в клубах "Край" и "ПушкинГ". Каждый из четырех дней был посвящен одному из, своего рода, структурных элементов медиа культуры: Искусство, Информация, Институции/Образование, Технология.

В Москву приехали известнейшие теоретики, художники, медиа активисты и кураторы: Кэти Рэй Хофманн, США-Австрия, правофланговый инновационных движений (сетевое искусство, киберфеминизм, VRML арт), Джозеф Нешваталь, Франция, медиа художник, профессор теорий виртуальной реальности Школы визуальных искусства Нью-Йорк Сити, парижский редактор "RHIZOME INTERNET", Раза Шмите и Райтис Шмитс, Латвия, основатели Центра электронных искусств и медиа "E-LAB", Рига, инициаторы и координаторы Рижского сетевого радио "OZOne", основатели и модераторы международного Интернет радио/аудио мэйлинг-листа "Xchange", Райво Келомес (Raivo Kelomees), Эстония, медиа художник, координатор проектов Е-Медиа центра Эстонской Академии художеств, Таллинн, куратор фестиваля электронных и цифровых искусств offline@online, медиа активисты Эрик Клюйтенберг и Инке Арнс,медиа художники и теоретики Янош Шугар и Лучезар Бояджиев, звезды сетевого искусства JODI, Фредерик Мадре, Игор Штромаер и многие др. Российская сторона будет представлена участниками из Ижевска, Екатеринбурга, Новосибирска, Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы.

Основные проблемы, которые обсуждались на симпозиуме 2000 года

Современная медиа культура представляет собой весьма сложное и противоречивое явление. С одной стороны существуют, так называемые масс-медиа, среди которых доминирующее положение занимают коммерческие и корпоративные СМИ, они же диктуют политику в сфере производства и распространения информации. С другой стороны, по мере того как новые медиа технологии становятся все более доступными, начинается развитие альтернативных методов и форм использования медиа. Одними из первых, кто обратился к новым медиа, были представители художественного сообщества и субкультуры, которые искали новые более адекватные средства самовыражения, а также реализации своей критической позиции по отношению к окружающей действительности.

В настоящий момент новые информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством, как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. Развитие на основе совместных интересов как локальных, так и интернациональных сообществ, благодаря легко доступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (культурные и арт серверы, мэйлинг-листы, видеоконференции и т.д.) в целом динамизирует развитие культуры и общественных связей. В то же время существует целый ряд актуальных проблем, связанных как со стратегией развития самих технологий и их использованием, так и характером их влияния на общество.

Среди таких проблем:

  1. Интенсивная коммерциализация, монополизация и транснационализация СМИ и технологической сферы производства (грозит подавлением малых и независимых инициатив в сфере медиа культуры)
  2. Необходимость продуманной и эффективной институциональной поддержки альтернативной медиа культуры
  3. Необходимость выработки новых образовательных моделей, соответствующих современным требованиям и условиям этой области (Медиа среда и новые образовательные модели)
  4. Необходимость развития более гибких форм профессионального сотрудничества между представителями различных дисциплин (теоретиками, художниками, организаторами, активистами, программистами и т.д.)
  5. Выработка адекватных подходов и методологий изучения медиа.

Все эти проблемы актуальны для России, где интерес к использованию новых технологий в различных сферах все более активизируется, т.к. именно информационно-коммуникационные технологии позволяют преодолевать физическое пространство, способствуя постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией и отходу от концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах через интенсификацию обмена информацией. В результате, технологии позволяют российскому сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы. Кроме того, новые медиа обладают большим постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.

Отсутствие поддержки альтернативных независимых инициатив в сфере медиа культуры и искусства, равно как и скудность возможностей приобретать необходимые информацию, навыки и опыт, а также осуществлять обмен ими с коллегам и единомышленниками, тормозят качественное развитие в России медиа культуры и искусства, производство интеллектуальной продукции в этой сфере. В частности, это объясняет сегодняшнюю не конкурентоспособность отечественного медиа искусства в целом (за исключением разве что только сетевого искусства) на международной арт сцене, где это направление постепенно становится доминирующим. Кроме того, нехватка в нашей стране профессионалов в этой области, как практиков, так и теоретиков, особенно в гуманитарной и общественно-научной сферах, исследующих возможности и специфику новых медиа, чревата отсутствием адекватного понимания их реальных и потенциальных возможностей, а также их роли в современном обществе, требует комплексного решения этой проблемы, и в первую очередь, на институциональном уровне.

Главная цель проекта - динамизация и качественное преобразование локальной российской ситуации в отношении медиа культуры и искусства и одновременно включение интеллектуального российского сообщества, интересующегося проблемами медиа, в продуктивный взаимовыгодный международный культурный обмен, как на практическом, так и на теоретическом, уровнях на основе открытой дискуссии. Для нас принципиально важно способствовать выработке не просто адекватного критического подхода к проблеме новых медиа и современной культуры, но и поиску их эффективного решения в интересах общества. С этой целью в рамках симпозиума большое внимание уделяется представлению и обсуждению деятельности медиа центров, специально отбирающихся наиболее интересных проектов, новых стратегий в области образования и институциональной политики, а также практическим семинарам и воркшопам. Таким образом, мы надеемся способствовать выработке ценностных ориентиров в отношении современных медиа дискурса и культуры, формированию новой более эффективной междисциплинарной прагматики постановки задач и их решения в данной области, развитию межрегиональных и интернациональных связей.

Тема симпозиума – взаимодействие современной культуры и новых технологий.

Основные направления проекта: современное искусство, информация, институции, технология

Круглые столы и дискуссии, которые прошли в рамках симпозиума 2000 года:

1. Информация

Официальные и независимые СМИ и медиа культура

(встреча руководителей ведущих электронных российских СМИ, критиков и западных специалистов, представляющих опыт презентации культуры и искусства в Интернете)

Арт активизм

-новые формы творческой активности, имеющих целью критическое рассмотрение проблем современного общества и попытка их решения с использованием медиа

- Мультирациональная активность в области современной культуры (арт-серверы, электронные издания, творческие коллективы)

- формирование культурных архивов (базы данных - технологические приоритеты, проблемы структурирования и навигирования

2. Институции

Новые образовательные модели

(обмен индивидуальным и институциональным опытом между российскими и западными преподавателями),

- дистанционное образование

- междисциплинарные образовательные программы

- стратегия преподавания медиа-искусства

Институциональные стратегии развития. Роль медиа центров в формировании культурной политики

(представление художественных медиа лабораторий из стран бывш. СНГ и Восточной Европы, обсуждение их проектов и возможных форм будущего сотрудничества, обмен опытом с западными медиа институциями)

- теоретические исследования в области медиа культуры

- традиционная академическая система и независимые альтернативные иннициативы.

- музеефикация в области электронного и цифрового искусства в отношении новых форм взаимодействия современных искусства /культуры и медиа технологий.

3. Технология

Степень влияния современных стратегий развития технологий на формирование творческих методов их использования.

-Flash, ASCII, VRML, real-audio, real-video и т.д.

Новые формы взаимодействия между технологическим и гуманитарным сообществом.

ART'n'SOFT (мультирациональные творческие коллективы: художники-программисты-дизайнеры)

- авторская техника художника (за./против машинной логики)

- проблема инновации, зависимость художника от программного обеспечения

- фестивали в Интернете (“Да-Да-Net”, MachineMachy)

4. Искусство

Конференция "Pro@Contra"

- прогресс и регресс в сфере искусства

- критерии оценки медиа искуства

- индивидуальный метод и машинная логика

- музеи - за и против

- новые теории медиа

Презентация выставочных проектов (с использованием иедиа технологий) - западные и российские проекты (московские художественные галереи)

Презентация арт-проектов по направлениям:

* Сетевое искусство

* Видео арт

* CD-ROM и DVD

Симпозиум 2000 года большое внимание уделил работе с региональными представителями. Достигнута договоренность о проведении совместных проектов.

В различных региональных центрах России, таких как Новосибирск, Пермь, Ижевск, Новокузнецк, Кемерово, Калиниград, Екатеринбург, и, конечно, Санкт-Петербург и Москва, главным образом, индивиды и творческие коллективы, равно как и образовательные и культурные центры, выступают с разнообразными инициативами в области медиа культуры и искусства и проявляют большой интерес к их актуальным тенденциям и проблемам. К сожалению, из-за неразвитости как региональных, так и международных связей, информационного обмена, обусловленных, главным образом, отсутствием серьезной поддержки и компетентной институциональной политики в этой сфере, развитие этих инициатив происходит спонтанно и местечково, и зачастую не достегает каких-либо ощутимых результатов и качественного прогресса. Повышение уровня профессионализма художников, теоретиков и организаторов в этой области, а также установление плодотворных контактов между представителями региональных российских сообществ с целью объединения и реализации совместных проектов - одна из приоритетных задач симпозиума.

Симпозиум уделяет внимание развитию сотрудничества в первую очередь со странами - бывшими республиками СССР, а также Восточной Европы, с которыми Россию объединяют не только во многом общие проблемы пост-социалистического развития, но и общие культурные, ментальные и даже эстетические пути самоидентификации и самореализации. С этой точки зрения для нас было очень важно пригласить к участию в первом симпозиуме "За и Против" 2000 года представителей наиболее успешно развивающихся и ищущих собственные пути медиа арт сообществ, таких стран как Венгрия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Украина. Кроме того, наши позиции и идеи вызвали большой интерес у западноевропейских специалистов и активистов в области новых медиа, разрабатывающих качественно новые горизонтальные модели сотрудничества, в частности, в Нидерландах и Германии; в симпозиуме также приняли участие представители Франции, Великобритании, США, Канады, Мексики, также как и мы заинтересованные в совместных дискуссиях и проектах, способных взаимообогатить наш общий опыт.

По результатам симпозиума, прошедшего с 11 по 14 мая 2000 года можно констатировать, что он имел огромный интерес как в России и регионах, так и за рубежом.

Количество участников симпозиума 2000 года - 120 человек
Из них: 37 человек (Западная и Восточная Европа, Америка и Канада)
45 человек (российские регионы – Санкт-Петербург, Новосибирск, Ижевск, Пермь, Калининград, Красноярск и т.д.)
Каждый день симпозиум собирал более 500 человек (круглые стоды, дискуссии, показы, выставки и т.д.)
Сайт симпозиума вошел в двадцатку лучших сайтов в номинации “Культура”
По результатам симпозиума вышло более 20 аналитических статей и критических обзоров, а также более 150 упоминаний о событии и публикаций пресс-релизов, как в центральных СМИ так и в Интернет
В Правительстве РФ состоялась первая встреча с сетевым сообществом, выявившая проблемы и пути взаимодействия в разработке основополагающих законов в области Интернета.
Музей кино, где проходили видео-показы симпозиума собиралось ежедневно более 200 человек

Более подробную информацию о мероприятиях симпозиума, его участниках, докладах и презентациях можно найти на сайте "Про и Контра": <http://www.procontra.danet.ru>. Ознакомиться с другими проектами Московской МедиаАртЛаб можно на сайте: <http://www.danet.ru>

Алексей Исаев. Автор и руководитель проекта "Pro&Contra". Директор Центра культуры и искусства “МедиаАртЛаб” Медиа-художник, теоретик, арт-директор MediaArtLab, куратор фестиваля арт-ресурсов в Рунете "Да-Да-Net", организатор и куратор первого в России Международного фестиваля экспериментального видео, компьютерной анимации и проективного синтеза. Автор проекта международного фестиваля "Trash-art". Автор проектов "Underground Land" (Эстония, Таллинн), "Лабиринтология" (Москва), сетевого проекта "My revolution" Избранные события: Международный фестиваль ISEA-98 REVOLUTION London-Manchester (1998), "It`s a better world" музей Secession Вена, Австрия - Art Forum Gallery в Мирано, Италия (1997), Общеевропейская биеннале современного искусства "Manifesta 1", Pоттердам, Голландия. Видеоинсталляция "Павильон С.Эйзенштейна" – совместный проект с В. Подорогой (1996), Персональная выставка в видео-галерее "Птюч" Москва (1995), Международный выставочный проект (Куратор – Жан Франсуа Тэдеи), Франция, Сент-Назер. Ежегодная выставка Центра современного искусства Сороса "NewMediaTopia", видеоинсталляция, Москва, ЦДХ (1994), Международный проект Комара и Меламида "Что делать с монументальной пропагандой?" – New York – Москва – Таллинн (1993), "Авангард и Традиции. Книги русских художников ХХ века" – Музей книги, Москва – Париж, Национальная библиотека (1993).

Ольга Шишко. Куратор симпозиума "Pro&Contra". Искусствовед, куратор, специалист в области искусства новых технологий, окончила МГУ, исторический факультет (отделение истории и теории искусства). С 1997 член AICA. Куратор "MediaArtLab", Москва, куратор и коодинатор первого в России фестиваля российских арт-ресурсов "Да-Да-Net", член экспертного совета программы "Electronic publishing" (Фонд Сороса), куратор программы "Современное искусство и Интернет" (EVA-Москва). Избранные проекты: член международного жюри фестиваля в Интернет "Art on the Net" (Япония, куратор – Тетсуо Когава, 1998-1999), составитель и редактор каталога "NewMediaLogia – NewMediaTopia" (1996), куратор мультимедийной студии "Кросс-медиа" (при Центре современного искусства Сороса и "Термен центре", Московская консерватория) (1995 -1996), сокуратор первого в России Международного симпозиума "NewMediaLogia" (1994), координатор проекта "Художественная Лаборатория новых медиа", куратор образовательного процесса Лаборатории – история и теория новых технологий (1993-94).

Центр культуры и искусства “МедиаАртЛаб”
Информационный и исследовательский центр

“МедиаАртЛаб” - независимая некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в сферах культуры и новых информационно-коммуникационных (медиа) технологий. Реализуемые МедиаАртЛаб проекты направлены, в первую очередь, на аккумуляцию продуктивного взаимовыгодного диалога между этими двумя областями, а также на привлечение внимания ученых, профессиональных и творческих сообществ, представителей государственных организаций, общественных объединений и движений, бизнеса и общественности к обсуждению и решению широкого спектра проблем, связанных с влиянием развития новых технологий на общекультурные процессы.

Направления деятельности:

Ежегодные проекты:

Международный междисциплинарный симпозиум, посвященный проблемам взаимодействия современной культуры, политики, социума и коммуникационных технологий.
Основные направления: современное искусство, информация, институции, образование, технология.
Задача симпозиума - в рамках планируемых событий способствовать организации профессиональной открытой дискуссии по проблемам использования медиа технологий в современной культуре, а также рассмотреть различные инновационные стратегни и эксперименты в данной области (Май, 2000 - Апрель, 2001)
http://www.procontra.danet.ru

Экспериментальная задача фестиваля – в поиске альтернативных форм искусства. Фестиваль аппелирует ко всей художественной ситуации
(1999 - 2000 - Январь, 2001)
http://www.da-da-net.ru/TrashArt/

Директор центра - Алексей Исаев
Заместитель директора - Ольга Шишко
PR-менеджер - Ольга Румянцева
Координатор - Татьяна Горючева

c