Информационный обмен в РСКН

О. Пучнина
Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН)
Адрес:103074, Россия, Москва, Китайгородский проезд дом.7 стр.2.
Тел. (095) 135 33 85
E-mail: olgap@rchn.org.ru
Web: www.rchn.org.ru

Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН) задумывалась как организация, главной целью которой является интеграция по тематическому признаку на основе единых стандартов разнородных источников культурологической информации и всемерная пропаганда российского культурного в информационном поле сети – Интернет с использованием последних достижений современных информационных технологий.

Подобная задача предполагала прежде всего создание значительных массивов информации, которые бы в должной мере представляли объекты культурного наследия. Когда же речь идет о реализации такой глобальной задачи, сразу возникает вопрос о способе ее реализации, создании инструмента, который бы, с одной стороны, обеспечивал возможность для свободного включения в информационный массив вновь появляющихся ресурсов, представляющие культурное наследие, а с другой – упорядочивал, структурировал информацию для удобства последующей работы с ней. Решений этой проблемы несколько, и один из них – это создание сетей по тематическому признаку, которые явились бы одновременно и аккумуляторами ресурсов, и инструментом, позволяющем пользователю познакомится со всем спектром ресурсов и быстро найти интересующую его информацию, и организацией, обеспечивающей защиту ресурсов и интересов участников сети.

В сущности, РСКН - это построение поверх "полностью свободной" сети Интернет своеобразной сетевой структуры, живущей по собственному Регламенту и Протоколам. В мировой практике уже имеется опыт создания подобных сетей, например, Австралийская сеть культурного наследия. Достойное место среди них занимает созданная в 1998 г. Российская Сеть Культурного Наследия.

В основу РСКН положены материалы, собранные в процессе Регистрации музейных организаций России и известные как Всероссийский Реестр Музеев. Открытый для всеобщего доступа, ВРМ уже сам по себе обеспечивает минимальный уровень информационного обмена внутри РСКН, предоставляя каждому желающему возможность получить интересующую его информацию.

Однако, еще до начала работы по формированию сети было ясно, что создание сетей статического характера для полноценного информационного обмена явно не достаточно. Было совершенно ясно, что действие подобных сетей лишь в незначительной мере использует гибкость и оперативность Интернет, его коммуникационные свойства. В связи с этим в структуру РСКН была изначально заложена возможность формирования множества независимых новостных сетей, принципы организации которых и являются предметом настоящего доклада.

О том, как, согласно замыслу создателей РСКН, должны строиться новостные сети, уже говорилось на конференции EVA-1999 в докладе Редичкина Д.А. Предложенная система является принципиально новой, сильно отличающейся от информационных новостных систем традиционного типа, которые распространены сейчас повсеместно.

Работа всех ныне существующих информационных агентств – как обычных (печатные, радио, ТВ), так и сетевых - весьма трудоемка и капиталоемка: создание сети оплачиваемых корреспондентов по всему миру, их техническое обеспечение, связь с ними и т.д. Не секрет, что абсолютное большинство информационных агентств не рентабельно. Но экономическая неэффективность не единственный и не главный недостаток современных СМИ.

Абсолютной ценностью в демократическом мире всегда считалась максимальная доступность любой информации и свобода слова. Человечество постоянно стремилось реализовать этот идеал, опираясь на достижения технического прогресса: сначала газеты, затем радио, телевидение и, наконец, Интернет.

Однако, несмотря на то, что привычные СМИ имеют огромные возможности в плане реализации демократических принципов подачи информации, возможности их все-таки не безграничны по ряду объективных и субъективных причин. Среди объективных причин – это, прежде всего, невозможность освещения всего спектра событий. Информационные агентства подобно "рыболовецким артелям" отправляют "рыбаков"-корреспондентов на "промысел", и каждый по мере сил и способностей "вылавливает" свою "рыбу – большую и малую" в огромном "океане" информации. Но как бы много агентство не имело коореспондентов, ему все равно не под силу собрать с их помощью всю имеющуюся информацию, которая потенциально могла бы быть интересна потребителю. (рис.1)

Puchnina-R.gif (8767 bytes)

рис.1

Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН) задумывалась как организация, главной целью которой является интеграция по тематическому признаку на основе единых стандартов разнородных источников культурологической информации и всемерная пропаганда российского культурного в информационном поле сети – Интернет с использованием последних достижений современных информационных технологий.

Подобная задача предполагала прежде всего создание значительных массивов информации, которые бы в должной мере представляли объекты культурного наследия. Когда же речь идет о реализации такой глобальной задачи, сразу возникает вопрос о способе ее реализации, создании инструмента, который бы, с одной стороны, обеспечивал возможность для свободного включения в информационный массив вновь появляющихся ресурсов, представляющие культурное наследие, а с другой – упорядочивал, структурировал информацию для удобства последующей работы с ней. Решений этой проблемы несколько, и один из них – это создание сетей по тематическому признаку, которые явились бы одновременно и аккумуляторами ресурсов, и инструментом, позволяющем пользователю познакомится со всем спектром ресурсов и быстро найти интересующую его информацию, и организацией, обеспечивающей защиту ресурсов и интересов участников сети.

В сущности, РСКН - это построение поверх "полностью свободной" сети Интернет своеобразной сетевой структуры, живущей по собственному Регламенту и Протоколам. В мировой практике уже имеется опыт создания подобных сетей, например, Австралийская сеть культурного наследия. Достойное место среди них занимает созданная в 1998 г. Российская Сеть Культурного Наследия.

В основу РСКН положены материалы, собранные в процессе Регистрации музейных организаций России и известные как Всероссийский Реестр Музеев. Открытый для всеобщего доступа, ВРМ уже сам по себе обеспечивает минимальный уровень информационного обмена внутри РСКН, предоставляя каждому желающему возможность получить интересующую его информацию.

Однако, еще до начала работы по формированию сети было ясно, что создание сетей статического характера для полноценного информационного обмена явно не достаточно. Было совершенно ясно, что действие подобных сетей лишь в незначительной мере использует гибкость и оперативность Интернет, его коммуникационные свойства. В связи с этим в структуру РСКН была изначально заложена возможность формирования множества независимых новостных сетей, принципы организации которых и являются предметом настоящего доклада.

О том, как, согласно замыслу создателей РСКН, должны строиться новостные сети, уже говорилось на конференции EVA-1999 в докладе Редичкина Д.А. Предложенная система является принципиально новой, сильно отличающейся от информационных новостных систем традиционного типа, которые распространены сейчас повсеместно.

Работа всех ныне существующих информационных агентств – как обычных (печатные, радио, ТВ), так и сетевых - весьма трудоемка и капиталоемка: создание сети оплачиваемых корреспондентов по всему миру, их техническое обеспечение, связь с ними и т.д. Не секрет, что абсолютное большинство информационных агентств не рентабельно. Но экономическая неэффективность не единственный и не главный недостаток современных СМИ.

Абсолютной ценностью в демократическом мире всегда считалась максимальная доступность любой информации и свобода слова. Человечество постоянно стремилось реализовать этот идеал, опираясь на достижения технического прогресса: сначала газеты, затем радио, телевидение и, наконец, Интернет.

Однако, несмотря на то, что привычные СМИ имеют огромные возможности в плане реализации демократических принципов подачи информации, возможности их все-таки не безграничны по ряду объективных и субъективных причин. Среди объективных причин – это, прежде всего, невозможность освещения всего спектра событий. Информационные агентства подобно "рыболовецким артелям" отправляют "рыбаков"-корреспондентов на "промысел", и каждый по мере сил и способностей "вылавливает" свою "рыбу – большую и малую" в огромном "океане" информации. Но как бы много агентство не имело корреспондентов, ему все равно не под силу собрать с их помощью всю имеющуюся информацию, которая потенциально могла бы быть интересна потребителю.

Но даже собранная в значительном объеме информация не может быть представлена полностью в связи с физической ограниченностью агентства во времени и пространстве. Объем представляемой агентством информации ограничивается рамками газетной или журнальной полосы, временем теле- или радиовещания. В сутках только 24 часа. Даже если использовать их по максимуму, все равно не вместить всего объема информации, и это обстоятельство объективно ограничивает ее потенциального потребителя. Таким образом, агентства вынуждено берут на себя обязанность решать, что людям интересно, а что нет, ставя человечество перед фактом и тем самым ущемляя право каждого отдельного человека на получение информации в полном объеме. Разумеется, рейтинг той или иной информации отслеживается с целью выявить информационные пристрастия человека. Но эти социологические исследования решают проблему лишь отчасти.

Зато этот вынужденный информационный отбор дает простор для разного рода спекуляций и экспериментов над массовым сознанием. Речь идет о недобросовестном использовании технологий PR, которые позволяют оказывать влияние на массовое сознание подбором определенной информации и соответствующими ее интерпретациями. Эти возможности определяют и стремления монополизировать СМИ. Таким образом, становится понятно, что ни о каком демократизме в смысле количества и качества представляемой информации речь здесь идти уже не может.

Тем печальнее, что подобные порочные отношения проецируются и на сетевые СМИ, в то время как возможности Интернет гораздо шире, если не сказать безграничны, и позволяют избежать вышеописанных недостатков традиционных СМИ.

Ситуацию необходимо менять, и РСКН предлагает альтернативу - новый принцип организации информационного пространства, реализация которого создаст условия для доступа любого человека ко всему имеющемуся массиву новостной информации по любой интересующей его тематике.

Суть идеи заключается в следующем. В структуре тематической сети, какой является РСКН, создается механизм – своеобразный новостной банк, куда стекается новостная информация со всей страны, самых отдаленных ее регионов. Причем предполагается, что автором информации станет сам источник информации. Таким образом, экономическая эффективность процесса производства информации резко увеличивается. Логично предположить, что автор, заинтересованный в донесении своего сообщения до адресата, заинтересован также и как минимум в корректности представляемой им информации и , как максимум, в полноте, объективности и качестве. Так бывает не всегда, поэтому система предусматривает возможность высказаться всем желающим.

Структура новостного банка задается изначально и предусматривает все возможные качественные характеристики новостной информации (в случае РСКН - экспозиции, выставки, фестивали, гастроли, конференции и т.д.), которые обеспечат ее классификацию и систематизацию, облегчат ее поиск и дальнейшую работу с ней.

Доступность поступившей в банк данных информации абсолютна. Любому человеку, какими бы целями он ни руководствовался, предоставляется весь объем информации и удобная многоуровневая поисковая система. Каждый будет иметь возможность найти именно ту информацию, которая ему нужна, а не ту, которую "навязывают" ему традиционные информационные агентства.

Впрочем, создание подобной информационной структуры не исключает существования агентств традиционного типа. Наоборот, система органично включает их в себя, предоставляя таким образом пользователю возможность, с одной стороны, познакомиться с источником, с другой – со всеми возможными комментариями, ассоциациями, мнениями, например, тех же телеведущих, и пр., которые могут быть также интересны потребителю информации.

Конечно, создание и, а главное, внедрение в России подобного механизма произойдет не сразу. И проблема заключается не столько в низкой степени интернетизации России (эта дело недалекого будущего), сколько, во-первых, в отсутствии необходимого опыта функционирования подобных систем.

В связи с этим руководством РСКН была утверждена программа переходного этапа, суть которой в создании в регионах независимых, но взаимосвязанных информационных центров, которые будут заниматься прежде всего сбором информации о культурной жизни своих регионов, самых отдаленных их областей, и направлением ее в новостной банк данных (Рис. 3). При этом предполагается, что участники сети, пользующиеся информационным центром как посредником, постепенно начнут работать с новостным банком данных самостоятельно, напрямую.

Планируется, что информационные центры на начальном этапе их деятельности, помимо реализации главной задачи по сбору новостей и передачи их в новостной банк данных, будут заниматься распространением новостной информации среди региональных и центральных СМИ, обычных и сетевых, а также среди подписчиков в виде издаваемых центрами сетевых изданий. По мере возрастания самостоятельности каждого отдельного участника сети, эти направления деятельности станут приоритетными в работе центров, которые, возможно, постепенно трансформируются в агентства, работающие на базе единого новостного банка данных.

Безусловно, на сегодняшний день в регионах отсутствует опыт организации подобных центров. Более того, в регионах не везде и не всегда осознают необходимость их создания. Для преодоления этой ситуации было принято решение создания экспериментального информационного центра на базе Информационной службы портала "Музеи России" www.museum.ru – основного сетевого ресурса РСКН. Результатом его деятельности должно стать создание образцовой структуры, несущей в себе черты информационного центра, информационного агентства и службы, обеспечивающей функционирование Всероссийского новостного банка культурологической информации.

Новостной раздел был создан уже в 1996 г. одновременно с созданием самого портала "Музеи России". Уже в следующем 1997 г. Информационная служба МР выделилась в отдельную структуру. За 4 года своего существования интерфейс новостного раздела неоднократно видоизменялся и совершенствовался. Среди основых направлений деятельности Службы – ежедневный обзор событий культурной жизни России в новостной ленте http://news.museum.ru

Помимо собственно новостной ленты на сервере Информационная служба МР выпускало сетевое издание – МР-лист (более 150 выпусков за 4 года), у которого на сегодняшний день сложился определенный круг подписчиков - на сегодняшний день более 5 тысяч – среди которых профессионалы, специалисты в области музейного дела, заинтересованные структуры – СМИ, информационные и туристические агентства - обычные посетители, которых, согласно статистике, большинство.

Реализация программы превращения Информационной службой МР в образцовую информационную структуру ставит перед ней целый ряд задач:

  1. модернизация интерфейса новостного раздела "Музеев России" в целях полномасштабного и оперативного распространения информации новостного характера, а также организация доступа к архиву новостей;
  2. расширение коммуникативной сети участников, как представляющих, так и потребляющих информацию, создание возможностей для быстрейшего перехода информации от первых ко вторым и появления устойчивой обратной связи, а также возможностей для участия каждого желающего в создании и (или) передачи новостей;
  3. популяризация проекта в целях привлечения внимания российской и мировой общественности к проблемам, событиям, тенденциям в сфере культуры и культурного наследия;
  4. организационное становление Информационной службы МР

Для решения поставленных задач, в первую очередь, необходимо изменить структуру и дизайн новостного раздела, сделав его более привлекательным в глазах пользователей, т.е. более оригинальным в художественном отношении, более функциональным и удобным в использовании.

Кроме этого, необходимо изменить структуру подачи новостей. Сейчас в стадии завершении работа по изменению структуры новостного окна. Планируется, после модернизации информация будет проходить последовательно 3 этапа доступности:

1 этап – "горячие" новости", наиболее актуальные. Часть "горячих" новостей планируется сделать иллюстрированными;

2 этап – появление сообщения в новостной ленте, где информация будет активирована столько времени, сколько она актуальна;

3 этап – поступление архив новостей, структурированный по целому ряду признаков. Он послужит основой для формирования Всероссийского новостного банка данных, который предполагается открыть для всеобщего доступа.

В структуре подачи информации появятся подразделы “Официальные новости”, “Региональные новости”, “Международные новости”, “Новость дня”, “Новости культуры двух столиц”. Будет также возможно структурирование информации либо по подразделам, либо всех новостей по времени появления – по выбору пользователя. Появятся узлы “интервью и пресс-конференции”, “оценка новостей”, “сообщите нам”, “English”.

В перспективе Информационная служба МР намерена вкладывать больше усилий в освещение событий и представление новостей мирового культурного наследия в целом, исключая тем самым одностороннюю концентрацию внимания на реалиях российской культуры и культурного наследия. Кроме этого, планируется также расширение тематики новостей, включение в сферу интересов ИС МР событий, связанных с музыкой, театром, кино и другими явлениями культуры.

Информация, собранная Информационной службой МР, предоставляется в СМИ и информационные агентства – ТВ, радио, печатные, сетевые – как в виде подписки на информационные журналы, так и виде прямых ежедневных поставок информации в разделы "Новостей культуры" ведущих Интернет-порталов России таких как Rambler, InfoArt, Яndex и ряд других. Постоянно ведется работа по расширению новостных площадок Информационой службы МР.

В последнее время очень активно развиваются подписные издания "Музеев России". Наряду с МР-Листом, выпускавшимся с 1996 г., летом 2000 г. стали выходить новые журналы:

МР-Проф., рассчитанный на профессионалов в области музейного дела, у которого сложился небольшой, но устойчивый круг подписчиков. Предполагается, что он будет расти по мере подключения к Интернет как музеев, так и отдельных специалистов;

МР-Центр, включающий в себя новости музейной жизни Москвы и С.-Петербурга. Этот журнал сравнительно популярен, что и понятно, т.к. жителям столиц в большей степени доступен Интернет. Предполагается, что в будущем по такому типу будут издаваться региональные журналы, рассчитанные на конкретный регион.

В ближайшее время планируется выпуск еще 2-х изданий – МР-Афиша и МР-Школа.

Перспективной сферой распространения информации следует считать образовательные учреждения – школы, средне специальные учебные заведения, ВУЗы, интернетизация которых идет полным ходом уже сейчас. Государственной Думой России разрабатываются специальные программы по интернетизации российских школ. Учитывая это, появление Интернета даже в самых отдаленных сельских школах России, вопрос нескольких ближайших лет. Сейчас Информационной службой МР ведется активная работа среди образовательных учреждений Москвы и Московской области по популяризации журнала МР-Центр, куда введен особый раздел "Музеи России – школам". Уже получены первые положительные отклики. Рассматривается вопрос о создании специализированного издания – МР-Школа, ориентированного на учителей, школьников и их родителей. В издание будет входить информация об открывающихся выставках, лекториях, абонементах, вечерах, семинарах и конференциях для учителей, информация об общероссийских образовательных проектах, в том числе и в области Интернет-образования.

Безусловно, издание такого рода изначально носит локальный характер, поэтому как и сама Информационная служба МР ,ее издание МР-Школа имеет экспериментальный характер и думается, оно послужит образцом для создания подобных изданий в регионах на базе региональных информационных центров.

Результатом всех этих нововведений несомненно станет увеличение коммуникативной сети участников как потребляющих, так и представляющих информацию.

Аудитория пользователей, как планируется, будет как и раньше увеличиваться не столько за счет профессионально заинтересованных в новостях культуры и культурного наследия людей - музейных работников, арт-менеджеров, функционеров ведомств и учреждений культуры, преподавателей и студентов, участников и работников неправительственных, международных организаций - сколько за счет представителей других социальных групп и сообществ, зачастую весьма далеких в своей повседневной жизни от реалий и проблем культурного наследия. В этом отношении "Музеи России" проводят целенаправленную политику, и особенно важным здесь представляется уход от академической манеры подачи информации в пользу ее большей адаптированности к массовому восприятию.

Максимальная актуализация представляемой в новостном разделе информации скажется и на росте количества участников сети, поставляющих информацию, т.к. они кровно заинтересованны в быстром ее донесении до широкой аудитории, а также в установлении прочной обратной связи, т.е. в повышении интереса к источнику информации.

Наряду с этим естественным и прогнозируемым ростом, Информационная служба МР продолжает планомерную работу по расширению числа участников информаторской сети, и прежде всего в регионах, пытаясь одновременно внедрять идею о создании центров, подобных Информационной службе МР, в самих регионах. В этой своей работе Информационная служба МР опирается прежде всего на структурные узлы, созданные в ходе Всероссийской Регистрации Музеев, а также дополнительно привлекает к сотрудничеству независимых информаторов, работающих на добровольной основе, и коллективы смежных Интернет-проектов.

Среди многочисленных участников информаторской сети в Калужской, Пензенской, Владимирской, Саратовской, Самарской, Новосибирской и других областях России практически сформировавшимся региональным информационным центром можно считать Смоленский государственный музей-заповедник. Среди других регионов наиболее близки к первоначальной идее создания региональных информационных центров партнеры Информационной службы в Орловской и Екатеринбургской областях: Орловский областной краеведческий музей (представитель музея, собственный корреспондент Информационной службы МР в Орловской области Геннадий Богатов) и сайт "Екатеринбургский Летописец" во главе с ее автором Евгенией Храмовой. К сожалению, в силу ряда объективных и отчасти субъективных причин , превращение их полноценные региональные центры пока не представляется возможным. Однако, отрадно отметить, что определенный прогресс в этой области по сравнению с прошлым годом все же наблюдается.

Во всяком случае, заинтересованность поставщиков информации в сотрудничестве с Информационной службы МР растет и вместе с ней растет информационный поток. В связи с этим оперативная обработка информационного сообщения, включающего как минимум его редакцию, размещение и подтверждение в размещении, уже сегодня становится серьезной проблемой. Решить ее предполагается посредством автоматизации процесса. Речь идет о т.н. системе помощи автоматического почтового сервера новостного подраздела РСКН "Музеи России" – news-robot, которая была разработана еще в момент создания сервера. В мае 1999 года вышла его последняя версия, которая будет в дальнейшем совершенствоваться.

Это достаточно гибкая и удобная система, для введения в массовое пользование которой потребуются, впрочем, определенные усилия со стороны Информационной службы МР, т.к. опыт ее использования пока еще отсутствует, так же как и понимание необходимости ее использования со стороны самих поставщиков информации.

Суть системы заключается в следующем. При внесении в банк данных очередного сообщения посредством news-robot, оно получает идентификационный номер, зная который, а также обладая правом доступа в систему, автор может работать с ним в дальнейшем, т.е. обновлять или удалять его. Предполагается, что работа автора с его новостью будет полностью самостоятельной и независимой от Информационной службы МР. При создании новости автор заполняет установленную форму, включающей в себя ряд пунктов, в частности, "дата начала", "дата окончания", "тема сообщения", "ключевые слова" и основной текст, который необходимо вписать в команды "начало сообщения" и "конец сообщения". Среди пунктов формы, которые лишь рекомендуется заполнить, особенно обращается внимание на обязательность заполнения пунктов "рубрика" с вариантами Мемориальный, Художественный, Исторический и пр.( всего 9), "тип" с вариантами Выставка, Гастроли, Презентация, Премьера, Конференция и пр. (всего 23) и "сфера" с вариантами Интернет, Музей, Галерея, Выставочный комплекс и пр. (всего 17). Фиксирование внимание именно на этих пунктах не случайно, поскольку заполнение обеспечивает бесперебойную работу всей системы в целом. Заполнив эти пункты, автор обеспечивает помещение своей новости в соответствующий раздел, где ее с максимальной долей вероятности отыщет заинтересованный пользователь.

Система самостоятельного размещения сообщений предусматривает личную ответственность автора за качество представляемой информации лишь в том случае, если она атрибутирована, т.е. если она имеет автора, который может зарегистрироваться под своим именем, так же как и под псевдонимом. Но система также предполагает возможность для всех желающих поучаствовать в создании новостного банка данных под титулом "анонимно", т.е. без предварительной регистрации. Но в этом случае, в течении 2-3 дней с момента поступления новости администратором новостной сети будет в обязательном порядке осуществлен контроль за корректностью информации. За полноту и объективность поставленной информации ответственность несет автор, т.е. аноним. Естественно, что реализация такой ответственности объективно невыполнима, однако, и отношение к такой информации изначально будет как к относительно достоверной. Несмотря на это, она тоже имеет право быть. Этот механизм позволяет высказаться человеку, который по каким-либо причинам не может назвать свое имя.

Взаимозависящие процессы роста сетей информаторов и потребителей будет естественным образом способствовать популяризации экспериментального новостного проекта "Музеев России". Тем не менее, важной остается работа, направленная на привлечение внимание к проекту. Популяризация осуществляется и будет дальше осуществляться при помощи интерактивных средств рекламы на сайте “Информационной службы МР” и сайтах смежных проектов, а также путем налаживания связей с региональными информаторами и другими новостными площадками.

Важной частью эксперимента является оформление организационной структуры Информационной службы МР.

Вновь формируемый штат будет состоять 2-х информационных менеджеров. Первый (news-менедждер) будет заниматься работой над содержанием новостей на русском и английском языках и выведением их в режим on line, а второй (info-менеджеря) - поиском и координацией связей с информаторами и иными информационными площадками, изучением и отслеживанием информации, а также оптимизацией медиа-процесса. Ожидается тесное и весьма плодотворное сотрудничество внутри команды между инфо-менеджерами, а также веб-дизайнером и сетевым администратором, которые также войдут в штат информационной службы. Вся работа будет осуществляться под руководством менеджера по проектам сервера “Музеи России”, в компетенции которого установление и поддержание связей с партнерами, обеспечение ясного видения задач и дальнейших перспектив и эффективная координация действий всех участников проекта.

По мере развития Информационной службы МР, количественного и качественного, естественным кажется и рост штата, включающим несколько news- и info-менеджеров, курирующих различные направления деятельности. Несомненно, что дальнейшая реализация проекта на этапе разделения экспериментального информационного центра на Информационное агентство и структуру, обслуживающую Банк данных, внесет коррективы в штатное расписание.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что в процессе первого этапа становления находится крупная, формируемая по тематическому признаку, в значительной степени автоматизированная и хорошо структурированная новостная сеть, снабженная удобной навигационной системой, которая развивается в рамках Российской Сети Культурного Наследия и основана на материалах формируемого одновременно с ней Всероссийского новостного культурологического банка данных. Создателями проекта декларируется абсолютная доступность Всероссийского новостного банка данных всем желающим как поставляющим, так и потребляющим новости. Абсолютная доступность новостной информации в полной мере соответствует основному принципу работы РСКН, а именно, отказу от монополизации процесса создания и представления информации. Создателями новостной сети декларируется право каждого использовать информацию по своему усмотрению, в том числе и для создания информационных агентств.

Если проанализировать весь предшествующий опыт, накопленный человечеством в ходе создания информационных систем, то неизбежно приходишь к выводу, что за вышеизложенным способом организации информационного пространства стоит будущее – именно в этом направлении объективно идет развитие.

Как правило, идеи такого масштаба приходят в голову людям одновременно в разных точках планеты. Мы не уверены, что нечто подобное не создается сегодня в странах Запада. Более того, мы в этом уверены. При этом кажется естественным, что специалисты каждой отдельно взятой страны при создании собственной системы опираются на собственные традиции, тесно связанные с национальным менталитетом. Таким образом, несмотря на концептуальное единство подобных сетей, конкретные методы их реализации объективно различаются.

В то же время, не вызывает сомнений, что системы, в основе которых лежит одна идея, рано или поздно будут стремиться к объединению. Однако, существовали и ныне существуют ряд факторов, которые объективно мешают этому процессу.

Наиболее труднопреодолимым на протяжении десятков лет был политический фактор, который в последние годы несколько потерял свою актуальность. Политический климат в мире стал более мягким и приемлемым в плане интеграции мирового сообщества по целому ряду направлений. Однако, политические интересы остаются главным фактором, мешающим демократизации информационного пространства в целом. СМИ во всех странах, в большей или меньшей степени, используются как инструмент для формирования нужного определенным политическим группировкам общественного мнения в области внешней и внутренней политики, экономики, финансов и пр. Область культуры более свободна в этом смысле, т.к. лежит в стороне от интересов разного рода противоборствующих политических и общественных группировок. Учитывая это, внедрение подобной системы в области культуры представляется наиболее осуществимой.

Важным фактором, препятствующим демократизации информации, остается человеческий фактор. Человечество привыкло поглощать информацию в отфильтрованном виде, т.е. идти на поводу у специалистов по информационным технологиям. Пассивность, инертность большинства, в целом, является серьезным препятствием на пути организации информационного пространства по новому типу. Однако, очевидность манипулирования массовым сознанием все чаще вызывает протест, постепенно складывается соответствующее общественное мнение, и это дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону. Существенной проблемой, которую тоже можно определить как человеческий фактор, является языковой барьер. Но, в целом, это проблема, как показывает практика, вполне решаема.

Действительно же серьезная проблема видится в том, чтобы привести все национальные системы к единому стандарту, найти точки соприкосновения на уровне технологических решений, посредством которых и будут реализовываться интеграционные процессы. Именно в этом направлении необходимо уже сейчас прилагать планомерные усилия, с тем, чтобы заложить механизмы для будущего объединения уже на стадии разработки этих систем.

Очевидно, что эта проблема изначально носит интернациональный характер и предполагает наличие мощного организующего центра, который бы явился культиватором этого процесса. И нам кажется естественным, если эту роль возьмет на себя Еврокомиссия, традиционно являющаяся инициатором и организатором проектов такого масштаба.

Нужно заниматься этим уже сегодня, и нужно спешить, потому что процесс формирования новых информационных систем уже начался, и чем дольше каждый из участников будет работать самостоятельно, в отрыве от других, тем сложнее будет впоследствии сорганизовать их действия, совместить результаты их работы технологически, на уровне интерфейсов.

Как писал известный советский диссидент В. Аксенов в одном из своих произведений, человеку только кажется, что он влияет на процесс жизни, имеет возможность определять будущее. На самом деле, жизнь идет вне зависимости от желаний человека, она развиваетсятечет по одной ей известным законам. Все, что лежит вне ее пути, рано или поздно обречено на провал. Людям же для того, чтобы попасть в струю, остается только угадывать путь жизни, и, улавливая будущее, вовремя встраиваться в него, помогая его реализации. Нам кажется, что информационные системы традиционного типа изжили себя, их последующее существование ведет в тупик, и в основе этого лежит, прежде всего, их нравственная несостоятельность. Сегодня жизнь делает поворот, и нам думается, что поворот именно в сторону организации информационного пространства по типу РСКН. Это именно то будущее, которое задано самим ходом истории и формируется общими, но пока еще разрозненными усилиями специалистов разных стран. И сегодня в наших общих интересах помочь становлению этого будущего.

О. Пучнина, Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН)
Развитие и связи с общественностью.

Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН)
Основной целью РСКН является развитие информационной сети культурного наследия. РСКН призвана обеспечить взаимодействие музеев, галерей, выставочных залов и иных учреждений культуры всех форм собственности, ориентированных на хранение, приумножение и представление уникальных памятников культурного наследия российской и мировой общественности. Предмет деятельности РСКН составляют:представление и продвижение Российского культурного наследия мировому сообществу; организация региональных филиалов и представительств РСКН обеспечивающих функционирование распределенной структуры Сети; создание коммуникационной среды для специалистов и культурологов различных регионов России; обеспечение содержательного и технологического развития системы базовых серверов Сети; совершенствование, развитие и применение передовых компьютерных технологий; организация процесса подготовки и переподготовки специалистов в области компьютерных технологий, обеспечивающих надлежащее функционирование Сети; развитие технологий дистанционного обучения; совершенствование механизмов культурного туризма в России.