Художественные и образовательные проекты в регионах и для регионов

Е.Д. Патаракин
Л.Л. Травина
Институт Программных Систем РАН, Переславль-Залесский
Tелефон: (085-35) 98025, 98-038
http://uchcom.botik.ru/

Введение

Последние несколько лет лаборатория учебных коммуникаций ИПС РАН (Учком) занимается обеспечением коммуникаций, сохранением и представлением материала, выработкой и поддержанием определенного формата проектов, который позволяет научным, художественным и учебным коллективам быть совместными и интересными друг другу. В центре нашего внимания находятся различные модели взаимодействия науки, искусства и образования. В работе представлены художественные проекты, которые были реализованы в 2000-м году в рамках нескольких сетевых акций между Переславле-Залесским, Нижнем Новгородом и рядом других городов России. Эти акции входили в состав проектов RAT-2, "Сеть и Интернет ресурсы летней школы", "Виртуальная Театральная Мастерская" и явились развитием работ лаборатории Учком по интеграции научных, художественных и образовательных ресурсов. Отдельное внимание хотелось бы обратить на то влияние, которые эти художественные и образовательные проекты начинают оказывать на те регионы, в которых они проводятся.

RAT-2 (Французский связной 2000)

Международный проект RAT-2 (Искусство и Сетевые Технологии), в котором одним из национальных партнеров был ИПС РАН, закончится в октябре-ноябре 2000 года. Проект продолжает развитие отношений между российскими и французскими художниками и учеными, которое было инициировано проектом MAP (Moscow-Aix-Pereslavl) в 1996 - 1998 гг., который был направлен на установление взаимоотношений между французскими и российскими художниками и учеными. Основные задачи данного проекта были сформулированы в 1996 - 1998 гг. и связаны с представлением во Франции и России материалов, которые имеют художественное, научное и образовательное значение.

По условиям проекта в 2000 году культурные и научные центры различных стран мира принимали в своих стенах в течение одного-двух месяцев художников, работающих в новых электронных формах, и предоставляли им компьютерную, коммуникационную и прочую поддержку. Медиа-художники должны были проникаться общим духом того места, где они столь счастливо оказались, цифровать наиболее интересные с их точки зрения образы и звуки и включать эти местные прелести в свои "мета-ландшафтные" произведения. В конце года эти произведения, созданные в разных странах, должны быть собраны в общем веб-сайте и на общем CD. ИПС РАН выступал "принимающим" научным центром и в декабре - январе у нас гостил французский художник Жерар Джаки. В ходе приема огромную поддержку оказали нижегородский центр ИОО, нижегородский центр современного искусства и департамент международных отношений Нижнего Новгорода. За месяц своего пребывания Жерар посетил и Переславль, Ростов и Нижний Новгород, увидел и отцифровал массу материала, познакомился с российскими художниками и привлек их к дальнейшему участию в проекте. В настоящее время с результатами проекта можно познакомиться на сервере Cypres - http://www.cypres.asso.fr

Необходимо особо отметить то, что в ходе своего визита приглашенный художник принимал участие в работе зимней компьютерной школы (в качестве лектора и ведущего практикума) в Переславле-Залесском, выступал с лекцией и демонстрацией своих работ в Нижнем Новгороде. Таким образом, его значение для регионов не сводилось исключительно к представлению и использованию места. Он сам был использован и его знания и практики были включены в творческий потенциал региона.

Сеть и Интернет ресурсы летней школы (L2K)

Одним из наиболее интересных проектов этого года является проект объединения ряда летних школ России в сеть, в рамках которой поддерживался информационный обмен и реализовывались общие проекты. Теперь уже очевидно, что проект L2K многое унаследовал от RAT-2 в плане создания поверхности, на которой собраны летние школы из нескольких регионов. Более того, многие проекты, реализованные в ходе школ этого года, достойно могут быть показаны в рамках заключительного этапа RAT-2.

Во многих школах этого лета в центре внимания оказались вопросы изучения региональной экологии и культуры тех мест, где проводится летний лагерь. Даже если эти проекты и не были изначально широко представлены в учебной и научной программе, то в заключительных материалах школ Старой Пустыни, Шиды, Горинцев, Переславля именно эти проекты, связанные с изучением, осмыслением и использованием местного фольклора, вызывают повышенный интерес и у преподавателей и, что еще более важно, у учеников. Форма, в которой осуществлялись проекты, была очень различной. Так, в проекте "Родники и реки" в Переславле и Михаленино обряды и традиции, связанные с местными реками и родниками, служили только дополнениями к описательным или исследовательским работам учеников. В летнем лагере в Горинцы все напоминало деятельность съемочной группы, в которой и дети и взрослые заняты постановкой эколого-этнографического слайд-фильма "Огненные шары". Часть действия происходит в избе 19-го века. Кроме того, что группа занималась съемками фильма, они каждый вечер пели для жителей этой деревни песни, которые они собрали в этом регионе, песни, которые когда-то пела, а потом забыла и утратила деревня. Таким образом, происходил некий возврат культурных ценностей на родную почву.

Неожиданной была форма проекта в Старой Пустыни, где произошло объединение театрального и исследовательского подхода. За основу взято предположение, что рассказы жителей и студентов биофака о существовании вокруг биостанции неких "активных духов" имеют под собой какую-то физическую основу. Студенты собрали легенды об озере Свято, попытались расспросить местных жителей, определили площадки, где наиболее вероятно присутствие потусторонних сил, собрали некий прибор, который своим потрескиванием и пощелкиванием позволяет регистрировать наличие фона и начали проводить странные ночные и дневные исследования, в которых соблюдались внешние атрибуты научной работы - графики, таблицы, схемы, отчеты. С другой стороны, все это напоминало театральное действие, разыгрываемое в поле исследования фольклора.

К открытиям этого лета следует так же отнести организацию прямых трансляций (видео)материалов Летней Академии Искусств в региональную сеть Переславля-Залесского. В течении 30 дней мастера художественной культуры преподавали в мастер-классах для любителей и профессионалов. В это же время были организованы специальные видеотрансляции из классов, запись и демонстрация интервью с художниками, рассказывающими и о своих работах и о своем стиле преподавания. Такая демонстрация могла быть реализована только в хорошо развитой скоростной сети города Переславля. Естественно, что для жителей она была и бесплатной и доступной - (скорость обмена данными в городской оптоволоконной сети 10 - 100 Мгб).

Мы рассматриваем это как заявку на то, что образование, образовательные и художественные проекты, могут не только с успехом использовать в своих целях имеющийся в регионах и региональных сетях научный и художественный потенциал, но и служить мощным т своеобразным информационным ресурсом. Благодаря таким трансляциям жители получают возможность познакомиться с людьми, которые на какое-то время привносят в регион свои уникальные знания, навыки и практики.

Виртуальная Театральная Мастерская

Эта мастерская так же опирается на опыт участия нашей лаборатории в международном проекте RAT. В 1997 год на сцене итальянского театра была осуществлена постановка международного сетевой представления. Французская сторона подготовила план спектакля, представила в сети Интернет план сцены и зрительного зала, видеофрагменты отдельных частей представления - танец, движение роботов. Отталкиваясь от этого материала, студенты кафедры кукол ЯГТИ при поддержке лаборатории Учком представили в сети видеофрагменты своих этюдов.

Виртуальная театральная мастерская задумывалась как специализированный сетевой ресурс для деятелей театрального искусства нашего региона. Кроме того, в рамках проекта планировалось создать прецедент локальной сетевой художественной акции. Наиболее сложным вопросом является поддержание интерактивного общения между театральным действием и сетевой аудиторией. Мы осуществили пока только первые эксперименты по прямой трансляции спектакля студентов театрального института в городской сети. При этом внутригородской сервер tower.botik.ru использовался и как афиша, и как источник трансляции, и как книга отзывов. В городской сети был сделан небольшой сайт, посвященный грядущему театральному событию. Из материалов сайта можно узнать о коллективе, о жанре, в котором работают актеры, педагогической и эстетической концепции режиссера, увидеть фотографии и отдельные видеофрагменты спектаклей. Здесь же можно было оставить сообщения, пожелания и отзывы.

Заключение

Что значат и что привносят особенности региона для самого проекта - достаточно понятно. Это и уникальная природа, и древняя культура. Но, чем состоит значимость художественных и образовательных проектов для тех мест (городов и регионов), где они происходят? Как правило, проведение образовательных и художественных акций связано с появлением в месте проведения специалистов очень высокого уровня, которые привносят в регион на какое-то время и уникальные знания, и практические навыки и уникальную технику. Кроме того, благодаря своим культурным и профессиональным особенностям они привносят новый взгляд на то место, где проходит школа или проект. Эти знания, практики, техники и точки зрения могут быть использованы не только в рамках учебного и художественного проекта, но и быть на время присвоены жителями региона. Мы надеемся, что полученные в рамках проектов этого лета материалы заинтересуют специалистов в области гуманитарных наук, современных средств телекоммуникации, профессиональных работников культуры и образования, всех, кто интересуется современной культурой.

Благодарности

"Формирование в Переславле-Залесском единого образовательного организма, объединенного виртуальными связями" (грант РФФИ N 98 019),

"Виртуальная театральная мастерская" (ИОО, грант ОСА912),

"Сеть и Интернет проекты летней школы" - (Project Harmony № 2411, 2000 г.)

Патаракин Евгений, к.пед.н., зав. лаборатории дистанционного образования. Института Программных Систем РАН
E-mail: Pat@uchcom.botik.ru

Травина Лариса, к.псих.н., с.н.с. лаборатории дистанционного образования. Института Программных Систем РАН
E-mail: larisa@uchcom.botik.ru

rgg